Высшие мозговые функции синдромы поражения
раткие анатомо-физиологические данные о коре больших полушарий головного мозга и высших мозговых функциях. Кора и прилежащее белое вещество составляют самую большую часть полушарий головного мозга. В коре находятся тела нейронов, их дендриты и частично аксоны, белое вещество состоит исключительно из аксонов, покрытых миелиновой оболочкой. В белом веществе выделяют проекционные волокна (связывающие кору с нижележащими отделами головного и спинного мозга), ассоциативные волокна (связывающие области коры в пределах одного полушария) и комиссуральные волокна (связывающие области коры между двумя полушариями), формирующие мозолистое тело.
В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли. В долях головного мозга выделяют первичные сенсорные и соматомоторные области, а также вторичные и третичные ассоциативные области, в которых интегрируется полученная в первичных областях информация, осуществляется ее оценка (на основе сравнения с ранее полученной информацией) и обеспечиваются все высшие психические функции.
Лобные доли располагаются кпереди от центральной (ро- ландовой) борозды и выше сильвиевой борозды, они состоят из нескольких функционально различных частей. Задние отделы лобных долей (прецентральная извилина) отвечают за двигательные функции, в медиальной части локализуются нейроны, обеспечивающие движения ноги, в наружной (конвекситальной) — нейроны, обеспечивающие движения туловища, лица и руки. В задних отделах второй лобной извилины расположен корковый центр взора, обеспечивающий поворот головы и глаз в противоположную сторону. В задних отделах нижней лобной извилины расположена зона Брока, играющая важнейшую роль в организации двигательного компонента экспрессивной речи. Передние (префронталь- ные) зоны лобной доли имеют менее специфичные функции; они отвечают за абстрактное мышление, планирование двигательных актов и за контроль поведения и представляют третичные ассоциативные области.
Височная доля отделяется сильвиевой бороздой от лобной доли и передних отделов теменной доли. Кзади височная доля соединяется с затылочной долей, а кверху и латераль- , но — с теменной долей. Височную долю составляют верхняя, средняя и нижняя височная извилины, веретенообразная и гиппокампальная извилины, располагающиеся на внутренней поверхности, и на верхней поверхности — поперечная извилина Гешля, которая представляет зону слухового восприятия. Основную часть височной доли занимают вторичные и третичные ассоциативные области. Височная доля составляет значительную часть лимбической системы, которая участвует в эмоциональных и мотивационных аспектах поведения, регуляции вегетативной системы и обозначается как «висцеральный мозг».
Теменная доля отграничена спереди от лобной доли центральной бороздой, внизу от височной доли — сильвиевой бороздой, сзади от затылочной доли на медиальной поверхности — теменно-затылочной щелью. На конвекситальной
• поверхности нет четкой границы между теменной и затылочной долей. В постцентральной извилине заканчиваются соматосенсорные пути, несущие импульсы болевой, температурной, тактильной и глубокой чувствительности от противоположной половины тела. В верхнюю часть постцентральной извилины и медиальный отдел (парацентральную Дольку) теменной доли поступает импульсация с нижних конечностей, в среднюю часть — с туловища, верхней ^онеч- ности, в нижнюю часть — с лица и из внутренних органов.
Остальную часть теменной доли составляют вторичные и третичные ассоциативные области.
Затылочная доля на медиальной поверхности отделяется от теменной доли теменно-затылочной бороздой, на латеральной поверхности нет четкой границы, отделяющей ее от задних отделов височной и теменной доли. На медиальной поверхности наиболее значима шпорная извилина, в которой заканчивается коленчато-шпорный путь, проводящий зрительные импульсы. В затылочной доле происходит восприятие зрительных стимулов и их распознавание, при этом в ее разных отделах воспринимаются линии, фи1уры, перемещение объектов и цвет. Для анализа восприятия (понимания видимого) каждый участок соединен с другими зонами коры затылочной доли (вторичными и третичными ассоциативными областями) широко распространенной нейрональной сетью. В области соединения височной, теменной и затылочной долей мозга находятся третичные ассоциативные области, которые обеспечивают наиболее сложные формы восприятия и познания тактильной, кинестетической, зрительной и слуховой информации.
Все доли одного полушария головного мозга соединяются через мозолистое тело с соответствующей долей другого полушария. Все отделы коры головного мозга тесно связаны между собой и подкорковыми образованиями (зрительным бугром, полосатым телом) волокнами, пролегающими в белом веществе. Вследствие этого, хотя ограниченное повреждение и вызывает развитие синдромов нарушения мышления, речи и других высших мозговых функций, не следует считать, что локализуются эти функции в строго ограниченных участках коры головного мозга, так как в их организации принимают участие различные отделы коры и подкорковые структуры. Так, например, при простом акте зрительного восприятия, чтения и произнесения слова активируются затылочная, левая височная и левая лобная доли.
К высшим мозговым, или высшим психическим, функциям относят речь (включая чтение и письмо), гнозис (узнавание и распознавание), праксис (сложные целенаправленные движения), внимание, память и интеллект. Высшие психические функции не являются врожденными, они формируются у человека в процессе развития в результате общения с другими людьми и приобретения индивидуального опыта в течение жизни. Психические функции формируются в результате интегрированной деятельности всего головного мозга. Однако отделы головного мозга существенно различаются по их роли в формировании высших психических функций. Согласно концепции А.Р. Лурия, структуры головного мозга можно разделить на три функциональных блока. Первый функциональный блок обеспечивает необходимый уровень бодрствования, устойчивость внимания, эмоциональную составляющую психической деятельности. К этому функциональному блоку относятся срединные структуры ствола головного мозга и межуточного мозга: восходящая часть ретикулярной формации ствола, неспецифические ядра зрительного бугра, структуры гиппокампового круга (гиппокамп, сосцевидные тела, зрительный бугор). Второй функциональный блок обеспечивает прием, обработку и хранение информации. К нему относят зоны корковых анализаторов соматической чувствительности, слуха и зрения, которые расположены в теменной, височной и затылочной долях головного мозга. Третий функциональный блок осуществляет программирование регуляции и контроль деятельности человека. Этот блок обеспечивается лобными долями головного мозга.
Формирование речи, позволяющей обозначить предметы и выразить мысли, отличает человека от всего остального животного мира. Речь обеспечивается множеством сложных механизмов, которые формируются в первые годы жизни человека при общении с другими людьми.
У большинства правшей и у части левшей доминантным в отношении речи (то есть играющим главную роль в ее обеспечении) является левое полушарие головного мозга, только у части левшей (и очень редко у правшей) правое полушарие является доминантным в отношении речи. Плавность, ритмичность, высота и интонация голоса, а также вокализация и жестикуляция во время речи обеспечиваются работой обоих полушарий. Выделяют импрессивную и экспрессивную речь. К импрессивной речи относят понимание устной речи и чтение (понимание письменной речи). Под экспрессивной речью понимают устную речь и письмо. Понимание устной речи осуществляется при ведущем участии височной доли головного мозга, обеспечивающей восприятие слуховых сигналов, их анализ и синтез. При чтении большую роль играет восприятие, узнавание и синтез сигналов (букв), осуществляемые затылочной долей.
Смысловая переработка речи обеспечивается сочетанной деятельностью различных отделов коры. Устная речь обеспечивается взаимодействием префронтальных отделов лобной коры (формирование мысли и контроль за правильностью ее высказывания), прецентральной и постцентральной извилин (обеспечение собственно высказывания мысли), а также височной доли (подбор слов и смысловой контроль правильности произношения слов). Письменная речь обеспечивается дополнительным включением затылочной доли, обеспечивающим зрительный анализ написанных слов.
Гнозис характеризует способность человека узнавать предметы по ощущениям: слуху, осязанию, зрению, вкусу и обонянию. Эта способность вырабатывается в процессе индивидуального опыта человека при активном участии памяти (запоминания полученной информации).
Праксис характеризует способность человека выполнять сложные целенаправленные действия, например одевание, пользование ножом и вилкой при еде. Праксис, как и гнозис, вырабатывается в процессе индивидуального обучения человека, овладения бытовыми и профессиональными навыками.
Интеллект представляет способность человека рационально познавать мир, мыслить. Он характеризуется способностью к обобщению и абстрагированию, счету, анализу и синтезу информации, вынесению суждений и умозаключений.
Память отражает способность фиксировать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Кратковременная память позволяет удерживать информацию в течение нескольких минут. В ее основе лежат нейропсихологические процессы. Содержимое кратковременной памяти подвергается обработке с выделением смысловой составляющей, а затем переводом информации в долговременную память путем консолидации, в основе которой предполагаются изменения внутри нейронов. В процессе консолидации памяти большая роль отводится структурам гиппокампового круга. Долговременная память, в отличие от кратковременной, имеет неограниченный объем, информация в ней сохраняется сколько угодно долго, однако со временем воспроизведение следа памяти затрудняется.
Исследование высших мозговых функций. При исследовании речевой функции анализируют устную речь (экспрессивная речь), понимание речи (импрессивная речь), чтение и письмо. Устную речь больного оценивают во время расспроса о жалобах, изучения истории заболевания и жизни, обращая внимание на речевую активность, используемый набор слов, правильность произношения слов и построения фраз, интонацию речи. При необходимости оценивают способность повторить отдельные слова и фразы, автоматизированную речь (счет от одного до десяти, перечисление букв алфавита, рассказ пословицы или стихотворения). Понимание устной речи также выясняют во время беседы, оценивая правильность ответов на вопросы и выполнения инструкций врача (закрыть глаза, показать язык), повторения слов и фраз. Более детально исследует речевую функцию логопед или нейропсихолог.
Гнозис оценивают по способности узнавать предметы по ощущениям. Слуховой гнозис позволяет узнавать внешние объекты, процессы по характерным для них звукам (например, часы — по их тиканию, собаку — по лаю), различать известные музыкальные мелодии. Способность определять предметы по осязанию (стереогноз) определяют, попросив распознать простой предмет (например, ключ, ластик) на ощупь с закрытыми глазами. Зрительный гнозис оценивают по узнаванию известных предметов, лиц людей и букв. Вкусовой и обонятельный гнозис оценивают по способности распознавать известные вкусовые ощущения и запахи.
Праксис оценивается по способности выполнять сложные целенаправленные действия, использовать профессиональные и бытовые навыки. При исследовании праксиса помимо оценки привычных действий (одевание, раздевание и др.) большое значение имеют специальные пробы. Обследуемого просят показать символические движения: как грозят пальцем, как отдают воинское приветствие, посылают воздушный поцелуй. Пространственный и конструктивный праксис оценивают в пробах на складывание фигур из спичек, рисование геометрических фигур, копирование положения рук и кистей исследователя. Проба на так называемый динамический праксис включает серию повторных последовательных движений, например: «кулак — ребро кисти — ладонь».
При оценке памяти и мышления большое значение имеет нейропсихологическое исследование. Оценивая высшие психические функции, необходимо учитывать уровень образования и профессиональную деятельность обследуемого, а также его эмоциональное состояние (тревожность, депрессия). В клинической практике широко используется упрощенное исследование психического статуса, которое включает 11 вопросов и требует 5—10 мин для его проведения (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Максимальное число баллов | Исследуемая функция психического статуса |
Ориентировка во времени и пространстве ( по 1 баллу за правильный ответ) | |
5 | Какой сейчас (год) (время года), (число) (день) (месяц)? |
5 | Где мы находимся: (страна) (область) (город) (больница) (этаж) |
Немедленное воспроизведение | |
3 | Называется три предмета (карандаш, дом, копейка), в течение секунды каждый, затем обследуемого просят их повторить. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если больной не запоминает все предметы, их повторяют до тех пор, пока он их запомнит |
Окончание табл. 10.1
Максимальное число баллов | Исследуемая функция психического статуса |
Внимание и счет | |
5 | Отнимать от 100 по 7 последовательно 5 раз. 1 балл за каждый правильный ответ |
Отсроченное воспроизведение | |
3 | Попросить обследуемого вспомнить три предмета, названные при проверке немедленного воспроизведения. За каждый правильный ответ 1 балл |
Речь | |
2 | Покажите карандаш и часы и попросите обследуемого назвать эти предметы (1 балл за каждый правильный ответ) |
1 | Попросить больного повторить: «Никаких если, и, или, но» |
3 1 1 1 | Попросите обследуемого выполнить последовательность из трех действий: «Возьмите бумагу в правую руку, сложите ее пополам и положите на пол» (1 балл за каждое выполненное действие) Попросите обследуемого выполнить письменную инструкцию: Закройте глаза Напишите предложение Скопируйте рисунок |
Всего 30 баллов |
В норме обследуемые набирают 28-30 баллов, снижение количества набранных баллов (27 и менее) указывает на возможность когнитивных нарушений и требует более детального обследования.
Еще по теме Тема 10 Высшие мозговые функции и их расстройства. Синдромы поражения отдельных долей мозга и полушарий:
- 10 КОРА ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА И ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ
- Глава 15 ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ИХ РАССТРОЙСТВА. НЕКОТОРЫЕ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ БОЛЬШОГО МОЗГА
- Синдромы поражения отдельных долей головного мозга
- КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
- НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
- г) Психопатологические симптомы поражения отдельных областей полушарий мозга
- Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.
- Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий головного мозга.
- Нейропсихологические синдромы поражения теменных отделов больших полушарий головного мозга
- Нейропсихологические синдромы поражения височных отделов больших полушарий головного мозга
- Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга
- Глава 7 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КОРЫ ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА И РАССТРОЙСТВА ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
- ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ И ИХ НАРУШЕНИЯ
- [ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА И МОЗГОВАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ][334]
- Глава 9 КРОВОСНАБЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА. СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОСУДИСТЫХ БАССЕЙНОВ
- Тема 6 Синдромы поражения ствола мозга и черепных нервов
Источник
1. Афазия
– корковое расстройство уже сформировавшейся
речи, при котором утрачивается возможность
пользоваться словами для выражения
мыслей и общения с окружающими при
сохранности функций артикуляции и
слуха:
а) импрессивная
(сенсорная, рецептивная)
– нарушение понимание речи окружающих
и своей собственной (нарушение слухового
гнозиса); больной воспринимает речь как
разговор на незнакомом языке; вторично
расстраивается экспрессивная речь;
больной говорит много и быстро (логорея);
речь больного непонятна для других,
состоит часто из искаженных слов
(словесная окрошка).
Причина:
поражение коры левой височной доли у
правшей (центра Вернике)
б) амнестическая
– больной не может назвать предмет, но
определяет его назначение (ручка – это
«чем пишут»); в речи больного
преобладают глаголы; речь возможно,
письмо расстроено
Причина:
поражение задних и нижних отделов
височной и теменной долей
в) семантическая
– нарушено понимание смысла предложений,
пословиц
Причина:
поражение левой теменно-височной области
г) моторная
(экспрессивная)
– нарушение всех компонентов экспрессивной
речи; больные произносят единичные
слова или их части; на разные вопросы
отвечают одним и тем же словом («словесная
эмболия»).
Причина:
поражение задних отделов нижней лобной
извилины (центра Брока)
2. Агнозия
– расстройства узнавания, которые
развиваются при поражении вторичных
зон в пределах какого-либо одного
анализатора; человек при этом способен
узнавать предметы и явления с помощью
чувствительных воздействий и по словесным
обозначениям.
а) зрительная
– больной воспринимает лишь отдельные
признаки, не узнавая предмет в общем
(смотря на очки, видит два кольца и
перекладину и называет очки велосипед);
зрительная агнозия букв (при поражении
вторичных зон доминантного полушария);
неузнавание лиц
Причина:
поражение наружных участков коры
затылочных долей.
б) слуховая
– нарушение способности узнавать
предметы и явления по характерным для
них звукам (шума дождя, боя часов)
Причина:
поражение вторичных зон слухового
анализатора (извилины Гешля)
в) обонятельная
и вкусовая
– утрата возможности идентифицировать
запахи и вкус
Причина:
поражение медиобазальных участков коры
височной доли
г) сенситивная
– неузнавание предметов при воздействии
их на рецепторы поверхностной и глубокой
чувствительности
1. астереогноз –
утрата способности узнавать предметы
на ощупь
2. анозогнозия –
отсутствие сознания своего дефекта
3. аутотопагнозия
– расстройство правильного представления
о собственном теле
3. Апраксия
– утрата навыков, действий, выработанных
в процессе жизни без признаков паралича
и нарушения координации движений
а) идеаторная
– обусловлена утратой плана действий;
нарушается последовательность действий
(больной не может показать, как зажечь
спичку)
Причина:
поражение краевой извилины теменной
дольки доминантного полушария
б) конструктивная
– нарушение
правильного направления действий,
невозможность создавать целое из
отдельных частей (квадрат или домик из
спичек)
Причина:
поражение угловой извилины теменной
доли доминантного полушария, всегда
двустороннее
в) моторная
– невозможность совершать целенаправленные
действия при сохраненности идеи;
нарушаются спонтанные действия и
действия по заданию; чаще односторонняя
Причина:
поражение мозолистого тела
г) лобная
– невозможность выполнения сложных
движений и составления программы
действий с нарушением их спонтанности
и целенаправленности; характерна
эхопраксия (повторение движение)
Причина:
поражение лобной доли.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник