Высшие мозговые функции синдромы поражения

Высшие мозговые функции синдромы поражения thumbnail

раткие анатомо-физиологические данные о коре больших полушарий головного мозга и высших мозговых функциях. Кора и прилежащее белое ве­щество составляют самую большую часть полушарий голов­ного мозга. В коре находятся тела нейронов, их дендриты и частично аксоны, белое вещество состоит исключитель­но из аксонов, покрытых миелиновой оболочкой. В белом веществе выделяют проекционные волокна (связывающие кору с нижележащими отделами головного и спинного моз­га), ассоциативные волокна (связывающие области коры в пределах одного полушария) и комиссуральные волокна (связывающие области коры между двумя полушариями), формирующие мозолистое тело.

В каждом полушарии вы­деляют лобную, теменную, височную и затылочную доли. В долях головного мозга выделяют первичные сенсорные и соматомоторные области, а также вторичные и третичные ас­социативные области, в которых интегрируется полученная в первичных областях информация, осуществляется ее оцен­ка (на основе сравнения с ранее полученной информацией) и обеспечиваются все высшие психические функции.

Лобные доли располагаются кпереди от центральной (ро- ландовой) борозды и выше сильвиевой борозды, они состоят из нескольких функционально различных частей. Задние отделы лобных долей (прецентральная извилина) отвечают за двигательные функции, в медиальной части локализуют­ся нейроны, обеспечивающие движения ноги, в наружной (конвекситальной) — нейроны, обеспечивающие движения туловища, лица и руки. В задних отделах второй лобной из­вилины расположен корковый центр взора, обеспечивающий поворот головы и глаз в противоположную сторону. В задних отделах нижней лобной извилины расположена зона Брока, играющая важнейшую роль в организации двигательного компонента экспрессивной речи. Передние (префронталь- ные) зоны лобной доли имеют менее специфичные функции; они отвечают за абстрактное мышление, планирование дви­гательных актов и за контроль поведения и представляют третичные ассоциативные области.

Височная доля отделяется сильвиевой бороздой от лоб­ной доли и передних отделов теменной доли. Кзади височная доля соединяется с затылочной долей, а кверху и латераль- , но — с теменной долей. Височную долю составляют верхняя, средняя и нижняя височная извилины, веретенообразная и гиппокампальная извилины, располагающиеся на внутрен­ней поверхности, и на верхней поверхности — поперечная извилина Гешля, которая представляет зону слухового вос­приятия. Основную часть височной доли занимают вторич­ные и третичные ассоциативные области. Височная доля со­ставляет значительную часть лимбической системы, которая участвует в эмоциональных и мотивационных аспектах по­ведения, регуляции вегетативной системы и обозначается как «висцеральный мозг».

Теменная доля отграничена спереди от лобной доли цент­ральной бороздой, внизу от височной доли — сильвиевой бороздой, сзади от затылочной доли на медиальной поверх­ности — теменно-затылочной щелью. На конвекситальной

• поверхности нет четкой границы между теменной и заты­лочной долей. В постцентральной извилине заканчиваются соматосенсорные пути, несущие импульсы болевой, темпе­ратурной, тактильной и глубокой чувствительности от про­тивоположной половины тела. В верхнюю часть постцен­тральной извилины и медиальный отдел (парацентральную Дольку) теменной доли поступает импульсация с нижних конечностей, в среднюю часть — с туловища, верхней ^онеч- ности, в нижнюю часть — с лица и из внутренних органов.

Остальную часть теменной доли составляют вторичные и третичные ассоциативные области.

Затылочная доля на медиальной поверхности отделя­ется от теменной доли теменно-затылочной бороздой, на латеральной поверхности нет четкой границы, отделяющей ее от задних отделов височной и теменной доли. На меди­альной поверхности наиболее значима шпорная извилина, в которой заканчивается коленчато-шпорный путь, проводя­щий зрительные импульсы. В затылочной доле происходит восприятие зрительных стимулов и их распознавание, при этом в ее разных отделах воспринимаются линии, фи1уры, перемещение объектов и цвет. Для анализа восприятия (по­нимания видимого) каждый участок соединен с другими зонами коры затылочной доли (вторичными и третичными ассоциативными областями) широко распространенной ней­рональной сетью. В области соединения височной, теменной и затылочной долей мозга находятся третичные ассоциатив­ные области, которые обеспечивают наиболее сложные фор­мы восприятия и познания тактильной, кинестетической, зрительной и слуховой информации.

Все доли одного полушария головного мозга соединяют­ся через мозолистое тело с соответствующей долей другого полушария. Все отделы коры головного мозга тесно связа­ны между собой и подкорковыми образованиями (зритель­ным бугром, полосатым телом) волокнами, пролегающими в белом веществе. Вследствие этого, хотя ограниченное повреждение и вызывает развитие синдромов нарушения мышления, речи и других высших мозговых функций, не следует считать, что локализуются эти функции в строго ограниченных участках коры головного мозга, так как в их организации принимают участие различные отделы коры и подкорковые структуры. Так, например, при простом акте зрительного восприятия, чтения и произнесения слова акти­вируются затылочная, левая височная и левая лобная доли.

Читайте также:  Арнольда киари синдром у собак

К высшим мозговым, или высшим психическим, функци­ям относят речь (включая чтение и письмо), гнозис (узнава­ние и распознавание), праксис (сложные целенаправленные движения), внимание, память и интеллект. Высшие психи­ческие функции не являются врожденными, они формиру­ются у человека в процессе развития в результате общения с другими людьми и приобретения индивидуального опыта в течение жизни. Психические функции формируются в результате интегрированной деятельности всего головного мозга. Однако отделы головного мозга существенно разли­чаются по их роли в формировании высших психических функций. Согласно концепции А.Р. Лурия, структуры голов­ного мозга можно разделить на три функциональных блока. Первый функциональный блок обеспечивает необходимый уровень бодрствования, устойчивость внимания, эмоцио­нальную составляющую психической деятельности. К этому функциональному блоку относятся срединные структуры ствола головного мозга и межуточного мозга: восходящая часть ретикулярной формации ствола, неспецифические ядра зрительного бугра, структуры гиппокампового круга (гиппокамп, сосцевидные тела, зрительный бугор). Второй функциональный блок обеспечивает прием, обработку и хранение информации. К нему относят зоны корковых ана­лизаторов соматической чувствительности, слуха и зрения, которые расположены в теменной, височной и затылочной долях головного мозга. Третий функциональный блок осу­ществляет программирование регуляции и контроль дея­тельности человека. Этот блок обеспечивается лобными до­лями головного мозга.

Формирование речи, позволяющей обозначить предме­ты и выразить мысли, отличает человека от всего остального животного мира. Речь обеспечивается множеством сложных механизмов, которые формируются в первые годы жизни человека при общении с другими людьми.

У большинства правшей и у части левшей доминантным в отношении речи (то есть играющим главную роль в ее обеспечении) явля­ется левое полушарие головного мозга, только у части лев­шей (и очень редко у правшей) правое полушарие является доминантным в отношении речи. Плавность, ритмичность, высота и интонация голоса, а также вокализация и жести­куляция во время речи обеспечиваются работой обоих по­лушарий. Выделяют импрессивную и экспрессивную речь. К импрессивной речи относят понимание устной речи и чтение (понимание письменной речи). Под экспрессивной речью понимают устную речь и письмо. Понимание устной речи осуществляется при ведущем участии височной доли головного мозга, обеспечивающей восприятие слуховых сиг­налов, их анализ и синтез. При чтении большую роль играет восприятие, узнавание и синтез сигналов (букв), осущест­вляемые затылочной долей.

Смысловая переработка речи обеспечивается сочетанной деятельностью различных отделов коры. Устная речь обеспе­чивается взаимодействием префронтальных отделов лобной коры (формирование мысли и контроль за правильностью ее высказывания), прецентральной и постцентральной из­вилин (обеспечение собственно высказывания мысли), а также височной доли (подбор слов и смысловой контроль правильности произношения слов). Письменная речь обе­спечивается дополнительным включением затылочной доли, обеспечивающим зрительный анализ написанных слов.

Гнозис характеризует способность человека узнавать предметы по ощущениям: слуху, осязанию, зрению, вкусу и обонянию. Эта способность вырабатывается в процессе индивидуального опыта человека при активном участии па­мяти (запоминания полученной информации).

Праксис характеризует способность человека выполнять сложные целенаправленные действия, например одевание, пользование ножом и вилкой при еде. Праксис, как и гно­зис, вырабатывается в процессе индивидуального обучения человека, овладения бытовыми и профессиональными на­выками.

Интеллект представляет способность человека рацио­нально познавать мир, мыслить. Он характеризуется спо­собностью к обобщению и абстрагированию, счету, анализу и синтезу информации, вынесению суждений и умозаклю­чений.

Память отражает способность фиксировать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Кратковремен­ная память позволяет удерживать информацию в течение нескольких минут. В ее основе лежат нейропсихологические процессы. Содержимое кратковременной памяти подверга­ется обработке с выделением смысловой составляющей, а за­тем переводом информации в долговременную память путем консолидации, в основе которой предполагаются изменения внутри нейронов. В процессе консолидации памяти большая роль отводится структурам гиппокампового круга. Долго­временная память, в отличие от кратковременной, имеет не­ограниченный объем, информация в ней сохраняется сколь­ко угодно долго, однако со временем воспроизведение следа памяти затрудняется.

Читайте также:  Неотложная помощь при остро коронарном синдроме

Исследование высших мозговых функций. При иссле­довании речевой функции анализируют устную речь (экс­прессивная речь), понимание речи (импрессивная речь), чтение и письмо. Устную речь больного оценивают во время расспроса о жалобах, изучения истории заболевания и жиз­ни, обращая внимание на речевую активность, используемый набор слов, правильность произношения слов и построения фраз, интонацию речи. При необходимости оценивают спо­собность повторить отдельные слова и фразы, автоматизи­рованную речь (счет от одного до десяти, перечисление букв алфавита, рассказ пословицы или стихотворения). Понима­ние устной речи также выясняют во время беседы, оценивая правильность ответов на вопросы и выполнения инструк­ций врача (закрыть глаза, показать язык), повторения слов и фраз. Более детально исследует речевую функцию логопед или нейропсихолог.

Гнозис оценивают по способности узнавать предметы по ощущениям. Слуховой гнозис позволяет узнавать внешние объекты, процессы по характерным для них звукам (напри­мер, часы — по их тиканию, собаку — по лаю), различать известные музыкальные мелодии. Способность определять предметы по осязанию (стереогноз) определяют, попросив распознать простой предмет (например, ключ, ластик) на ощупь с закрытыми глазами. Зрительный гнозис оценива­ют по узнаванию известных предметов, лиц людей и букв. Вкусовой и обонятельный гнозис оценивают по способности распознавать известные вкусовые ощущения и запахи.

Праксис оценивается по способности выполнять сложные целенаправленные действия, использовать профессиональ­ные и бытовые навыки. При исследовании праксиса помимо оценки привычных действий (одевание, раздевание и др.) большое значение имеют специальные пробы. Обследуемого просят показать символические движения: как грозят паль­цем, как отдают воинское приветствие, посылают воздушный поцелуй. Пространственный и конструктивный праксис оце­нивают в пробах на складывание фигур из спичек, рисование геометрических фигур, копирование положения рук и кистей исследователя. Проба на так называемый динамический прак­сис включает серию повторных последовательных движений, например: «кулак — ребро кисти — ладонь».

При оценке памяти и мышления большое значение имеет нейропсихологическое исследование. Оценивая высшие пси­хические функции, необходимо учитывать уровень образова­ния и профессиональную деятельность обследуемого, а так­же его эмоциональное состояние (тревожность, депрессия). В клинической практике широко используется упрощенное исследование психического статуса, которое включает 11 во­просов и требует 5—10 мин для его проведения (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Краткая шкала оценка психического статуса

Максималь­ное число балловИсследуемая функция психического статуса
Ориентировка во времени и пространстве ( по 1 баллу за правильный ответ)
5Какой сейчас (год) (время года), (число) (день) (месяц)?
5Где мы находимся: (страна) (область) (город) (больни­ца) (этаж)
Немедленное воспроизведение
3Называется три предмета (карандаш, дом, копейка), в течение секунды каждый, затем обследуемого просят их повторить. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если больной не запоминает все предметы, их повторяют до тех пор, пока он их запомнит

Окончание табл. 10.1

Максималь­ное число балловИсследуемая функция психического статуса
Внимание и счет
5Отнимать от 100 по 7 последовательно 5 раз. 1 балл за каждый правильный ответ
Отсроченное воспроизведение
3Попросить обследуемого вспомнить три предмета, на­званные при проверке немедленного воспроизведения. За каждый правильный ответ 1 балл
Речь
2Покажите карандаш и часы и попросите обследуемого назвать эти предметы (1 балл за каждый правильный ответ)
1Попросить больного повторить: «Никаких если, и, или, но»
3

1

1

1

Попросите обследуемого выполнить последователь­ность из трех действий:

«Возьмите бумагу в правую руку, сложите ее пополам и положите на пол» (1 балл за каждое выполненное действие)

Попросите обследуемого выполнить письменную ин­струкцию:

Закройте глаза Напишите предложение Скопируйте рисунок

Всего 30 баллов

В норме обследуемые набирают 28-30 баллов, сниже­ние количества набранных баллов (27 и менее) указывает на возможность когнитивных нарушений и требует более детального обследования.

Еще по теме Тема 10 Высшие мозговые функции и их расстройства. Синдромы поражения отдельных долей мозга и полушарий:

  1. 10 КОРА ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА И ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ
  2. Глава 15 ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ИХ РАССТРОЙСТВА. НЕКОТОРЫЕ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ БОЛЬШОГО МОЗГА
  3. Синдромы поражения отдельных долей головного мозга
  4. КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  5. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  6. г) Психопатологические симптомы поражения отдельных областей полушарий мозга
  7. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.
  8. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий головного мозга.
  9. Нейропсихологические синдромы поражения теменных отделов больших полушарий головного мозга
  10. Нейропсихологические синдромы поражения височных отделов больших полушарий головного мозга
  11. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга
  12. Глава 7 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КОРЫ ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА И РАССТРОЙСТВА ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
  13. ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ И ИХ НАРУШЕНИЯ
  14. [ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА И МОЗГОВАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ][334]
  15. Глава 9 КРОВОСНАБЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА. СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОСУДИСТЫХ БАССЕЙНОВ
  16. Тема 6 Синдромы поражения ствола мозга и черепных нервов
Читайте также:  Обучение детей с синдромом дауна по методике маленькие ступеньки

Источник

1. Афазия
– корковое расстройство уже сформировавшейся
речи, при котором утрачивается возможность
пользоваться словами для выражения
мыслей и общения с окружающими при
сохранности функций артикуляции и
слуха:

а) импрессивная
(сенсорная, рецептивная)

– нарушение понимание речи окружающих
и своей собственной (нарушение слухового
гнозиса); больной воспринимает речь как
разговор на незнакомом языке; вторично
расстраивается экспрессивная речь;
больной говорит много и быстро (логорея);
речь больного непонятна для других,
состоит часто из искаженных слов
(словесная окрошка).

Причина:
поражение коры левой височной доли у
правшей (центра Вернике)

б) амнестическая
– больной не может назвать предмет, но
определяет его назначение (ручка – это
«чем пишут»); в речи больного
преобладают глаголы; речь возможно,
письмо расстроено

Причина:
поражение задних и нижних отделов
височной и теменной долей

в) семантическая
– нарушено понимание смысла предложений,
пословиц

Причина:
поражение левой теменно-височной области

г) моторная
(экспрессивная)

– нарушение всех компонентов экспрессивной
речи; больные произносят единичные
слова или их части; на разные вопросы
отвечают одним и тем же словом («словесная
эмболия»).

Причина:
поражение задних отделов нижней лобной
извилины (центра Брока)

2. Агнозия
– расстройства узнавания, которые
развиваются при поражении вторичных
зон в пределах какого-либо одного
анализатора; человек при этом способен
узнавать предметы и явления с помощью
чувствительных воздействий и по словесным
обозначениям.

а) зрительная
– больной воспринимает лишь отдельные
признаки, не узнавая предмет в общем
(смотря на очки, видит два кольца и
перекладину и называет очки велосипед);
зрительная агнозия букв (при поражении
вторичных зон доминантного полушария);
неузнавание лиц

Причина:
поражение наружных участков коры
затылочных долей.

б) слуховая
– нарушение способности узнавать
предметы и явления по характерным для
них звукам (шума дождя, боя часов)

Причина:
поражение вторичных зон слухового
анализатора (извилины Гешля)

в) обонятельная
и вкусовая

– утрата возможности идентифицировать
запахи и вкус

Причина:
поражение медиобазальных участков коры
височной доли

г) сенситивная
– неузнавание предметов при воздействии
их на рецепторы поверхностной и глубокой
чувствительности

1. астереогноз –
утрата способности узнавать предметы
на ощупь

2. анозогнозия –
отсутствие сознания своего дефекта

3. аутотопагнозия
– расстройство правильного представления
о собственном теле

3. Апраксия
– утрата навыков, действий, выработанных
в процессе жизни без признаков паралича
и нарушения координации движений

а) идеаторная
– обусловлена утратой плана действий;
нарушается последовательность действий
(больной не может показать, как зажечь
спичку)

Причина:
поражение краевой извилины теменной
дольки доминантного полушария

б) конструктивная
– нарушение
правильного направления действий,
невозможность создавать целое из
отдельных частей (квадрат или домик из
спичек)

Причина:
поражение угловой извилины теменной
доли доминантного полушария, всегда
двустороннее

в) моторная
– невозможность совершать целенаправленные
действия при сохраненности идеи;
нарушаются спонтанные действия и
действия по заданию; чаще односторонняя

Причина:
поражение мозолистого тела

г) лобная
– невозможность выполнения сложных
движений и составления программы
действий с нарушением их спонтанности
и целенаправленности; характерна
эхопраксия (повторение движение)

Причина:
поражение лобной доли.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник