Синдром дефицита внимания у детей с онр

Преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ОНР

Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны; с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители   порядка и спокойствия», «неуправляемые», «беспокойные» – самые мягкие эпитеты, которыми награждают   этих детей взрослые.  

К сожалению, многие взрослые не только не понимают причин подобного поведения ребенка, не только не проявляют терпения, но и не берут на себя ответственность за его состояние.

Как правило, «беспокойность» проявляется достаточно рано – к 2 – 3 годам, но родители объясняют этот факт шаловливостью, живостью характера ребенка, условиями воспитания сложнее становится в 5 – 6 лет, когда ребенок сталкивается с необходимостью соблюдать режим дня, выполнять задания учебного характера.

Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям в обучении. Нередко эти проблемы принимают драматический характер, так как занятия — даже на этапе подготовки к школе — становятся обязанностью ребенка, а родители оказывают на него все большее давление. Собственные неудачи и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка. Невольно возникают вопросы: «Неужели он не может вести себя иначе?», «Не может или не хочет?» Пожалуй, последний вопрос главный. Ответив на него, мы сможем решать проблемы ребенка и адекватно реагировать на его «выходки». Несомненно, с послушным ребенком легче. Во-первых, потому, что он не мешает. Во-вторых, потому, что взрослые в большинстве случаев настроены на реализацию своих педагогических притязаний по принципу «сразу и сейчас», без особых усилий, по команде – «сказал – сделал». В-третьих, что бы мы ни говорили о праве ребенка на уважение, внимание, понимание, взрослые ставят во главу угла не его проблемы, а свои желания и требования. А вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания утомителен, нередко раздражает. Особенно сложно непоседам в коллективе, при четко организованном режиме и в системе достаточно жестких требований. Как правило, это так называемые «несадовские» дети. Это довольно большая группа детей, имеющих комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ в последней медицинской классификации определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Как указывает Л.О. Бадалян, 4 – 10%   детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков. Уже на первых занятиях         дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и         до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.        

Причины данного расстройства чаще всего проявляются        при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.        

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде         нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки,

С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее. По данным О.В. Халецкой и В.М. Трошина [3], полная картина синдрома разворачивается к 7 – 12 годам. Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда…». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. «Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму» [2, с. 32]. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность,  негативизм,  и,  как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация. Ее последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению.    

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию. Важное место занимает медикаментозная терапия. Она назначается врачом по два – три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

Читайте также:  У кого был синдром грушевидной мышцы отзывы

Необходимо знать, что не во всех проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

– возникает в возрасте до 8 лет;

– присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);

– не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;

– вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;

– признаки сохраняются не менее 6 мес.

Что должно насторожить в поведении ребенка?

1. Беспокойные движения рук и ног.

2. Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или во время занятий.        

3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр.

5. На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий, испытывает трудности, связанные с непонима        нием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.

7. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

8. Не может играть тихо, спокойно.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

10. Много разговаривает, но не слушает речь, обращенную к нему.        

11. Часто теряет вещи (например, игрушки,         карандаши, книги и т.д.).

12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу,  не оглядываясь по сторонам).        

Если в поведении ребенка проявляются         ежедневно — по крайней мере, в течение полугода – не менее восьми перечисленных признаков, можно говорить о СДВГ.

Итак, ребенок с СДВГ выявлен логопедом, направлен на консультацию и лечение к врачу и психологу. Результаты работы данных специалистов появятся не скоро. Лечение может занять месяцы, а в некоторых случаях и годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дождавшись сглаживания проявления СДВГ.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, а также собственного опыта, нами разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

Основные принципы взаимодействия с ребенком

1. Демонстрировать положительное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

3. Меньше замечаний – больше похвалы, так как «психологические особенности детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком не допустимы.

Требования к организации и методике проведения логопедических занятий

1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и поводиться по стереотипным правилам.

2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

5. Содержание занятий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

6. Использовать разнообразный наглядный материал.

7. Отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

10. Со старшими дошкольниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе занятия

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще         давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего         обучения – совершен-ствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д.        

Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и         устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической практике используются  физкультминутки, но для ребенка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на         автоматизацию с двигательными заданиями.

        Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

Читайте также:  Характеристика болевого синдрома при гастрите

        – расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;        

– «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

– запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) — шо (руки вверх) — шу (руки опустить);

– «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су – сы – са –со.

Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

– игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);

– «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета,

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

– «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача — занять свое место в предложении;        

– «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;

– «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит        предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.        

Эти и аналогичные им задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы. Таким образом, логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

Используемая литература

1. Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник. М., 2006.

2. Безруких М. Дети, которых не понимают взрослые. Журнал «Дошкольное воспитание». 2002. №5.

3. Халецкая О.Б., Трошин ВМ. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. Н. Новгород, 1995.

4. Чутко Л.С., Пальчик A3.,Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков, СПб., 2004.

Источник

Екатерина Артемова
Специфика обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности

В настоящее время психоречевые нарушения среди детей дошкольного возраста носят достаточно распространенный характер. Но родители за частую не замечают каких-либо нарушений у своего чада, ссылаясь на свойства темперамента, возрастную двигательную активность, надеясь, что все наладится по мере роста ребенка. Проблема может обнаружится в начале школьного периода, когда начинается совокупность школьных нагрузок, когда ребенку необходима концентрация внимания на протяжении определенного времени, усидчивость, а также длительное сохранение умственного напряжения. Именно поэтому очень важно вовремя распознать нарушение в возрасте до 7 лет и обратиться к специалистам за помощью.

Период формирования психики как правило продолжается до 5-летнего возраста и обуславливается постепенным приобретением опыта и навыков на основе познавательных функций. Если ребенок без объяснимых причин не способен усваивать навыки и у него доминируют банальные поведенческие формы и особые неестественные движения, следует подумать о нарушении его психического развития.

При обследовании ребенка с нарушением психического развития необходимо установить характер психического статуса: речь, навыки игры, зрительное и слуховое сосредоточение, рассуждение, ориентация в пространстве, контроль над поведением (импульсивность, гиперактивность) и способность удерживать внимание. [А. С. Петрухин]

После обнаружения психоречевых расстройств, осложненных СДВГ требуется помощь таких специалистов как логопед, психолог, невролог, необходима так же медикаментозная поддержка.

Разработка методов и технологий комплексного обучения и воспитания дошкольников с подобным нарушением требует особого внимания, так как педагогический процесс должен быть построен определенным образом, с учетом возможностей всех детей.

Безусловно, весьма важно, чтобы учитель умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, должен овладевать вниманием учащихся и приковывать его. Для этого необходимо всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы. [О. П. Денисова]

Л. А. Ясюкова пишет о том, что педагог должен учитывать, что произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью, далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

В то время как дети со стандартной психикой могут сосредотачиваться на протяжении определенного количества времени, ребенку с СДВГ это дается гораздо труднее. Важно не требовать от ребенка постоянного напряжённого внимания, а давать таким детям небольшой перерыв во время учебного процесса, например, вручать песочные часы с длительностью в 5-7 минут, для того, чтобы ребенок мог переключить внимание, заняться чем-то иным, удовлетворить потребность в двигательной активности, которая накопилась в течении занятия, заменить интеллектуальную активность на физическую, вплоть до того, чтобы ребенок просто побегал, предположим в коридоре. Таким образом у ребенка усиливается мотивация, снижается умственная утомляемость, повышается интерес к продолжению занятий.

Читайте также:  Обструктивный синдром у детей мкб 10

Индивидуальная коррекционная работа с гиперактивнымребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Научить ребенка правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми;

2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки;

3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей;

4. Установить контакт с педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивным детьми;

5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в повседневной жизни;

6. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

По мнению психологов, специально подобранные игры — наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства.

Интересна позиция О. И. Политик, в своем исследовании она указывает на тот факт, что подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей,необходимо учитывать следующие их особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать гиперактивных детейв коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала играть с ребенком индивидуально, затем привлекать его к играм в малых подгруппах и только после этого включать в коллективные игры. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания, они должны задействовать все анализаторы, слуховой, зрительный, вестибулярный, кожный, тактильный.

Так же игры на тренировку усидчивости, контроля импульсивности, преодоления расторможенности, можно включать дыхательные упражнения, упражнения на растяжку, когда ребенок начал хорошо справляться с поставленной задачей, можно усложнить условия игры или дополнить ее новыми правилами. Таким образом дошкольникам с СДВГ будет легче направить энергию на упорядочение самого себя, ощутить свое личное пространство и устойчивость внешнего мира.

И в заключении хотелось бы отметить, что никакой диагноз не является приговором. Важно помочь своему ребенку в преодолении трудностей, поэтому так важна роль родителей в жизни ребенка, особенно ребенка с психическими нарушениями. Необходима нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками.

Родителям важно уметь создавать гармоничную среду внутри семьи, быть последовательными, учится сдерживать эмоции, избегать новых конфликтных ситуаций, по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка, поверить в него, в его силы и возможности. Так же можно отметить, что речь дошкольников с психоречевыми дефектами, осложненного синдромом гиперактивности, не отличается кардинально по каким-либо характеристикам от детей с неосложненным вариантом. Отмечается только специфичное восприятие инструкции и процедуры выполнения задания. Следовательно, необходимо корректировать подачу инструкции, а также процедуру проведения обследования. Исследуя жизненный опыт окружающих близких людей, имеющих в детстве диагноз гиперактивность, можно сказать, что из таких детей вырастают очень целеустремленные личности, найдя еще в подростком возрасте любимое дело, занятие, они отдаются ему с полной самоотдачей и в большинстве случаев добиваются успеха и даже славы.

Литература:

1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивным детьми в детском саду. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 64 с. ,

2. Денисова О. П. Психология и педагогика. – М.: Флинта, 2011. — 67 с. ,

3. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. — М.: Соц. -полит. журн., 1994. — 96 с. ,

4. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью 2003. — 128 с.,

5. Петрухин А. С.Детская неврология:учебник: в двух томах М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012, — Т. 2. — 560 с. ,

6. Политик О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб., 2005. — 208 с. ,

7. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении СПб: ГП ИМАТОН, 2005. — 256 с.

Источник