Обучение детей с синдромом дауна и умеренной умственной отсталостью

Обучение детей с синдромом дауна и умеренной умственной отсталостью thumbnail

Интегрированное занятие по математике.

Тема занятия: Продукты  питания.

Цель занятия:

— формировать необходимые для жизни социально значимые навыки, культуру поведения.

Задачи:

Образовательные: — совершенствовать умение сравнивать группы предметов, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.

-закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предмета.

— формировать базовые пространственные представления, учить понимать слова вверху, наверху, внизу, посередине.

Коррекционно – развивающие:

— развивать умение доводить начатое дело до конца.

Воспитательные:

— учить детей в процессе общения говорить слова: спасибо, пожалуйста.

Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года.

Наглядно – дидактический материал:

Стол, большие и маленькие тарелки. Пособия к с/ролевой игре «магазин».

Оборудование : Рабочие тетради, карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Игровая ситуация « К нам едут гости »

Мы получили телеграмму и готовимся к приезду гостей.

Коррекционно – развивающий блок

1часть с/ ролевая игра « магазин » —  идем за угощениями.

Покупатель,  придя в магазин, выполнив при этом все необходимые культурные  ритуалы /приветствие, употребление вежливых слов и т. д. /, выбирает нужные ему товары, обозначая продавцу лишь четкое место « на витрине » и сообщает, сколько штук необходимого  товара ему нужно. Роль продавца удобнее давать кому – либо из детей , а роль покупателя – брать на себя взрослому, поскольку она оказывается значительно более сложной, с точки зрения необходимости вербализации собственно пространственных речевых конструкций – описания месторасположения того товара, который хочется « купить »

2часть игровое упражнение « накроем стол для чаепития »

Воспитатель предлагает детям накрыть стол для чаепития, расставив в ряд большие и маленькие тарелки. Дети выясняют сколько маленьких ( четыре) и сколько больших тарелок ( три ).

Воспитатель предлагает сравнить количество больших и маленьких тарелок.

— Четыре маленькие и три большие тарелки – сравните , что больше ( четыре  маленьких тарелки больше чем три большие тарелки ) Три большие тарелки и четыре маленькие – сравните, что меньше.( три большие тарелки меньше, чем четыре маленькие)

Какое число больше 3 или 4?  Какое число меньше 3 или 4?

На каждую большую тарелку поставьте маленькую тарелку. Как сделать так, чтобы больших и маленьких тарелок стало поровну?

Воспитатель обговаривает с детьми способы уравнивания количества предметов. Дети уравнивают количество тарелок и уточняют,   сколько теперь больших и маленьких тарелок.

Музыкально – двигательные упражнения:

Пальчиковая гимнастика « пальчики шагают »

Вытянув  перед собой обе руки ладошками вверх, поочередно сгибаем и разгибаем пальцы, начиная с большого ( пальцы растопырены ).

Вот как пальчики шагают,

И мизинец и большой,

Указательный и средний,

Безымянный – вот какой!

Постепенно поднимают обе руки вверх, вращая кистями.

Вот какие наши ручки –

Лихо пляшут у ребят !

Продолжая вращать кистями, дети медленно опускают руки вдоль туловища. Покачивают руками попеременно вперед – назад.

Заключительный этап: работа в тетрадях

Упражнение  « соедини  правильно »

В тетрадях изображены группы предметов и группы кружков . Дети  должны карандашом соединить  количество предметов с таким же количеством кружков.

Упражнение  « найди и обведи знакомые цифры »

Рефлексия: вместе с детьми вспомнить все, что делали на занятии  и похвалить всех за активную работу.

                                                            Составила и провела Ильчуркина В. В.

Список литературы.

Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет/ Т. И. Ерофеева.- М.: Просвещение, 2007.

Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней сруппе детского сада. Планы занятий.-2-е изд., испр. и доп, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н. Я. Семаго. -М.: Айрис-пресс, 2007.

Занятие по математике.

Тема занятия: Дикие животные.

Цель занятия: продолжать формировать необходимые для жизни социально значимые навыки, игровое взаимодействие.

Задачи:

Образовательная:

 — формировать умение  считать движения в пределах трех

— закреплять умение воспроизводить указанное количество  количество движений ( в пределах трех )

— упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Коррекционно- развивающие: развивать зрительную память, закреплять умение доводить начатое дело до конца.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к животным.

Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года.

 Наглядно – дидактический материал: числовые карточки с кругами, геометрические фигуры.

Оборудование: наборы кругов, квадратов, треугольников; геометрические фигуры для подвижной игры.

Ход занятия.

Организационный момент.

Игровая мотивация:  « Волшебное письмо из леса »

Воспитатель сообщает, что пришло письмо из леса от зайцев. Они предлагают устроить соревнование и узнать кто самый умный и ловкий. Дети согласны и приглашают зайчиков в гости.

Читайте также:  Синдром дауна на узи 11 недель фото

Коррекционно – развивающий блок:

   Игровые упражнения « сделаем столько же »

— сделать столько приседаний (прыжков, хлопков и т. д. ) сколько кружков на числовой карточке;

— отсчитать столько кругов (квадратов, треугольников), сколько услышали хлопков.

После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: « Сколько выполнили движений?» «Сколько кружков на карточке ?».

Когда дети выполнили все задания, воспитатель предлагает детям поиграть .

Музыкально – двигательные упражнения:

 Подвижная игра « Найди свой домик.»

Дети делятся на три команды ( у членов команды свои геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники  )

На ковре разложены соответствующие геометрические фигуры. По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе под музыку. Когда музыка заканчивается, дети бегут в свой « домик »: т. е. у кого круг, бегут к кругу, у кого квадрат – к квадрату и т. д.  Затем меняются фигурами и продолжают игру.

Заключительный этап:

 Игровое упражнение «Покажи столько же »

По просьбе воспитателя в центр группы выходит ребенок и выполняет столько движений, сколько просит взрослый (количество движений взрослый сообщает шепотом, чтобы не слышали другие дети ) Остальные дети находят и показывают карточки с таким же количеством кругов.

После каждого задания воспитатель побуждает отвечать на вопросы:           «Сколько кругов на карточке? » « Какое число я назвала? »

Игра повторяется три – четыре раза. Каждый раз в центр выходит другой ребенок.

Рефлексия: вместе с детьми вспомнить все, что делали на занятии и похвалить всех за активную работу.

                                                                      Составила и провела Ильчуркина В.В.

Список литературы.

Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий.-2-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Степанова Г. В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении.- М.: ТЦ Сфера 2010.

Источник

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Высшее учебное заведение

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Пазлы

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.
Читайте также:  Синдром нарушений движения у детей

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Рисование

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным. 
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки. 
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.
Читайте также:  Проект люди с синдромом дауна

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода —  занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности. 
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса. 
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Дельфинотерапия

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Источник