Синдром нарушений движения у детей

Синдром нарушений движения у детей thumbnail

Кто о чём…А я всё о том же))))

Встали сегодня на очередь в дневной стационар. После майских буду прозванивать, чтобы узнать, когда нам начнут делать курс массажа…

Еще раз перечитала нашу мед. карту. Невролог с первого месяца ставит диагноз «Синдром двигательных нарушений». Решила погуглить, что за зверь такой…

«Синдром двигательных нарушений» – для многих современных родителей этот диагноз звучит, как приговор. Врачи все чаще выносят такой вердикт маленьким пациентам. Этот синдром, как правило, дает о себе знать в первые недели жизни ребенка. При таком отклонении с самого рождения врачи могут наблюдать нарушения мышечного тонуса. Причем, как в сторону спада, так и в сторону повышения, потому как у ребенка имеются или снижение, или повышение спонтанной двигательной активности. Бывают и такие случаи, когда мышцы на разных конечностях у ребенка развиваются по-разному и это тоже проблема. Синдром двигательных нарушений может стать причиной медленного развития ребенка. Крайне медленными будут речевое и психическое развитие.

Все из-за того, что нарушение мышечного тонуса препятствует формированию нормальных двигательных функций, проведению целенаправленных движений и овладению речью, в связи с чем ребенок значительно позже начинает сидеть, ползать и ходить. Если детям, которые нормально развиваются, требуется 3-4 месяца, чтобы научиться держать голову, то малыши с синдромом двигательных нарушений даже в год не всегда справляются с этой задачей. Заметить, что ребенок развивается неправильно, должен врач. Поэтому, пока ребенку не исполнится год, молодым родителям следует регулярно посещать врачей-специалистов.

Признаки, которые помогут определить, что у ребенка синдром двигательных нарушений:

  • нарушения артикуляции;
  • бедная мимика;
  • позднее появление улыбки (позже, чем 3 месяца);
  • задержка зрительно-слуховых реакций;
  • слабый монотонный крик.

(ВООБЩЕ-ТО НИ ОДИН ИЗ ЭТИХ ПУНКТОВ К НАМ НЕ ВЯЖЕТСЯ…)

Родители должны внимательно изучать поведение ребенка, наблюдать за ним и общаться с другими мамами, чтобы проводить параллели в развитии детей.

Во многих случаях именно при параллельном наблюдении родители определяли отклонения у деток, обращались к специалистам, и это помогало избегать серьезных последствий. При двигательных нарушениях ребенок может сам брать в руки игрушки, погремушки, но в то же время не понимать, что с ними надо делать. (ОТЛИЧНО ВСЁ ПОНИМАЕТ С 2Х МЕСЯЦЕВ!) Если у малыша наблюдаются зрительные отклонения, то ребенок не может с первого раза дотянуться до нужной вещи, первые несколько попыток могут заканчиваться неудачей. Поэтому бдительный надзор – неплохая диагностика.

Если синдром двигательных нарушений заметили на поздних стадиях (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется. Это возраст, когда нормальный ребенок уже произносит звуки, а кто-то даже целые слоги, но от детей с нарушенной двигательной активностью в это время слышится непонятное нытье. У них неправильная артикуляция, а поэтому трудно формируются голосовые реакции и произношение звуков. Ребенок в таком случае не осознает, что летит с его уст. Как следствие – дыхание становится тяжелым, открытие рта – неконтролируемым, кончик языка у таких деток становится лопатообразный, а не острый, как должно быть в норме. Когда детки с таким синдромом начинают говорить, их голос имеет носовой оттенок, и говорят они так, будто страдают от насморка.

Тем не менее, многим детям, которым врачи ставили этот, на первый взгляд, страшный диагноз, так как они не развивались в соответствии с нормами, через несколько месяцев, полгода или год его просто снимали. Удивительно, но дети вырастали абсолютно здоровыми. Среди молодых мам по этому поводу даже существует шутка: «Если в медицинской карте вашего ребенка до года нет записи «синдром двигательного нарушения», то вы просто забыли посетить врача-невролога». Для детей даже составлен специальный график планового осмотра у этого специалиста. Запланируйте посещение в три месяца, полгода, в девять месяцев и в годик. Потом визиты могут быть редкими, но также постоянными. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. По статистике 90 процентов детских двигательных нарушений проходят до полутора лет. Главное, чтобы врач вовремя заметил и назначил правильное лечение. Чаще отклонения лечат плановым курсом общегомассажа. При тяжелых случаях назначают лечебную физкультуру, педагогическую коррекцию, подбирают специальный режим или же применяют физиотерапевтические методы. Если приходится обращаться к медикаментозной терапии, то это может быть фитотерапия (мочегонные травы) игомеопатические препараты.

Читайте также:  Синдром отмены курения симптомы и лечение

Лечение зависит и от уровня тонуса ребенка. При низкой двигательной активности назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу, при повышенной – те, которые понижают передачу. Чтобы не травмировать ребенка, используют такой способ введения препарата как электрофорез.

При синдроме двигательных нарушений детям советуют давать продукты, максимально богатые витамином В или вводить витамины этой группы внутримышечно.

И все же общий расслабляющий массаж остается самым действующим способом лечения детских двигательных нарушений. Родители должны найти специалиста, который хорошо разбирается именно в специфике детского массажа и детского организма, ведь организм новорожденных слишком слаб и даже одно неправильное движение может привести к нежелательным последствиям. 15 сеансов общего массажа – и все начнет меняться к лучшему. Во время массажа можно использовать специальные мази, но только по назначению врача. Особое внимание надо обращать на работу с ногами. Перед упражнениями следует закутать ножки в шерстяную одежду, после занятий сделать специальные парафиновые сапожки. Неплохо делать ребенку ванночки из отварного овса 30-40 минут в день, продолжительность курса должна составлять 10-15 дней. Лечебная физкультура также должна проходить под наблюдением специалиста.

Лечебная физкультура – как ее проводить?

  1. Прежде всего, работайте над тем, чтобы ребенок часто повторял отдельные движения – это поможет развить двигательный стереотип. Ежедневно изучайте по 3-5 новых движений, каждое из них повторяйте не менее 25 раз.
  2. Тренируйте двигательные навыки. Ребенок ни в коем случае не должен лежать, как овощ и молча наблюдать за всем, что происходит вокруг. Заставьте ребенка за чем-то потянуться, что-то достать. Провоцируйте двигательную деятельность малыша, стимулируйте речевую деятельность. Не нагружайте ребенка взрослыми словами, общайтесь с ним на его же языке, но не сводите все к примитиву. Пусть малыш сначала научится различать, что хорошо, а что нет. Пускай изучает эмоционально-психологические реакции, а там уже и до речи недалеко.

Помните, что даже в тяжелых случаях своевременно начатое лечение или терапия поможет избавиться от функциональной недостаточности центральной нервной системы, ведь тяжелыми последствиями этого синдрома могут быть церебральный паралич и эпилепсия. А тогда лечение будет уже более долгим и тяжелым.

Специалисты со спокойным сердцем говорят: если уделять ребенку достаточно внимания, следить за каждым изменением, каждым неправильным движением, то синдром двигательных нарушений можно быстро обнаружить, а при сотрудничестве со специалистами и при максимальной работе с ребенком от него легко можно избавиться. Главное, не терять надежду и не впадать в панику.

Хммм.. Я конечно верю, что долгое сидение в животе и скорые роды дают о себе знать… Но всё-таки не хочется мириться с этим диагнозом ((( Тем более УЗИ головного мозга показало, что всё у нас в порядке. Очень надеюсь, что массажик нам поможет, и на приеме в 6 месяцев этот диагноз снимут...

Источник

Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме. Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства. Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).

При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.

Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).

Ногти

Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Читайте также:  Делать ли аборт если ребенок с синдромом дауна

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Простая стереотипия

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Сложная (комплексная) стереотипия

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.

Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки. Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться. Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.

Пальцы

Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Читайте также:  Как лечиться синдром позвоночной артерии

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Волнение

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.

Улыбка

Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Прогноз

Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).

Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.

Итоги

Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.

Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.

Источник