Нейропсихологические синдромы поражения зоны тро

Вопрос 1. Методы нейропсихологии.

Билет №2

1. Сравнительно-анатомические методы. Установление связи между строением мозга и уровнем сложности организации поведения. Дизайн нервной ткани: вес мозга соотносится в массой тела, кора соотносится с подкорковыми образованиями.

а)морфологический. Как мозг развивался.

б)структурно-функциональный. Показано, что поля коры имеют разную функцию.

2. Физиологические.

а) метод раздражения мозговых структур. Применяется при изучении локализации ПФ у чела. Соматотопическая проекция показывает, что разные части периферии имеют разное функциональное строение. Например:

* при Паркенсоне операцию делают на ядрах. Операция такая называется «стереотаксис». Его проводят без наркоза, больной описывает свои ощущения.

*при раздражении гиппокампа у пациента всплывают воспоминания (да, и такое бываетJ).

б) метод регистрации активности мозговых структур. Предполагает косвенное влияние на мозговые структуры с помощью экспериментальных процедур и задач. Например:

*метод условного рефлекса Павлова

*Запускали вирус в лобные отделы мозга, а он (гад какойJ) проходил в мозжечок. Это говорит о том, что лобные доли и мозжечок имеют тесные прямые связи.

в) метод фармакологического воздействия. Подразумевает введение в мозг препаратов, а далее смотрят, что происходит с психикой. Например:

*Паркенсонизм лечат введением препарата «Эльдопа» (вроде так пишетсяJ). Локализация Паркенсонизма в левой лобной доле.

3. Метод синдромного анализа (соновной, наиболее эффективный метод нейропсихологии). Это метод нарушений ПФ при локальных поражениях мозга. «Синдром» — «совместный мир», «скопление». А при поражении определённой зоны мозга возникает симптом (отдельное проявление), нарушение психических процессов. Эти симптомы возникают в сочетании, которое характерно для определённой локализации повреждения мозговой ткани. Таким образом, синдром могут быть самыми разными (т.е. сочетать в себе несколько разных симптомов).

TPO = temporalis (височная) + parientalis (теменная) + occipitalis (затылочная)

temporalis (слуховой) + parientalis (кожный) + occipitalis (зрительный)

ТРО (37 и 39 третичные поля) – часть заднего отдела мозга, сенсорного, зона перекрытия (=смыкания) слуховой, кожной и зрительной области. Входит в состав второго функционального блока мозга – блока приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Эта область принимает информацию от всех органов чувств, и работает по афферентному принципу и обладает сложными интегративными функциями, обеспечивая симультанный анализ и синтез. В принципе, третичные поля, и ТРО в том числе, осуществляют сложные надмодальностные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Поражение этого отдела ведет к нарушению пространственного анализа и синтеза, что вызывает различные формы оптико-пространственных нарушений:

оптико-пространственной агнозии,

апрактоагнозии

нарушений сложных символических пространственных функций

В развернутом виде синдромы поражения зоны ТРО возникают при очагах в левом полушарии.

При правосторонних поражениях в синдроме ТРО отсутствуют явления семантической афазии.

Однако латеральные различия при поражениях ТРО до сих пор мало изучены.

А теперь конкретнее о нарушениях ТРО:

1) пространственные апрактоагнозии: (при поражении обоих полушарий, но отчетливее – ЛП у правшей)

— трудности ориентации в пространстве (особенно право-лево);

— нарушения в графических оптико-пространственных операциях (ориентация в карте, чертежах и схемах);

— двигательно-пространственные нарушения (конструктивная апраксия, трудности написания букв, см. пространственную апраксию, при которой нарушаются бытовые действия с участием пространственных компонентов);

2) семантические афазии (речевые нарушения):

— непонимание особых логико-грамматических конструкций (где смысл зависит от падежных окончаний или расстановки слов в предложении, отсюда и пробы!);

3) нарушение квази-пространственных категорий (более сложные семантические расстройства);

— первичные акалькулии (распад счетных операций): распад разрядного строения числаàраспад счетных умственных действий;

4) интеллектуальные расстройства:

— нарушения наглядных мыслительных процессов (трудно решать наглядно-образные задачи или задачи на техническое мышление, т.е. такие, где нужно мысленно манипулировать предметами; трудно понять схему, принцип работы прибора);

— непонимание логико-грамматических конструкций.

Источник

Нейропсихологические синдромы поражения теменно-височно-затылочной (зоны ТРО) левого и правого полушарий мозга:

Зона ТПО в левом полушарии:

1. Семантическая слухоречевая агнозия (афазия)

Читайте также:  Синдром эмоциональной лабильности у детей что это такое

2. Пространственная апраксия (апрактогнозия)

3. Оптико-мнестическая афазия (номинативная амнестическая, оптическая амнезия)

4. Семантическая афазия («так называемая семантическая афазия» по Лурия)

Зона ТПО в правом полушарии

1. Оптико-пространственная агнозия (+ односторонняя ОПА)

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2. Аутотопагнозия

Синдромы поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий. В основе этих синдромов лежат нарушения более сложных — интегративных («ассоциативных») — факторов, связанных с работой третичных полей коры. Третичные зоны располагаются, на границе между затылочными, височными и постцентральными областями полушария и составляют зону перекрытия корковых отделов зрительного, слухового, вестибулярного кожно-кинестетического анализаторов. Их центром являются 39-е и 40-е поля Бродмана, или нижнетеменная область; есть, однако, все основания включать в их состав также и прилегающие височно-затылочные образования 37-го и 21-го полей
Эти факторы также обеспечивают симультанный анализ и синтез информации, но уже на более высоком — надмодальностном — уровне, который А. Р. Лурия определял как уровень «квазипространственных» отношений. Одновременно при поражении зоны ТРО часто нарушен и собственно пространственный анализ и синтез. Поражение зоны ТРО проявляется в следующих симптомах.

1. Трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве (особенно в право-левых координатах пространства). Эти трудности частосочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях: понимании карт, схем, чертежей и т. п.

2. Двигателъно-пространственные нарушения в виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования). Подобные сочетания характерны для «пространственной апрактоагнозии». Нарушения такого рода пространственной ориентировки (в зрительной, двигательной и даже слуховой сферах) возникают при поражении как левого, так и правого полушарий. А. Р. Лурия (1969, 1973) отмечал, что особенно отчетливы они при левосторонних очагах поражения (у правшей).

Специфика данных синдромов свзязана с нарушениями сложных интеллектуальных функций, связанных с процессами на «квазипространственном» уровне. Это

1. Речевые нарушения особого рода, известные в нейропсихологии под названием «так называемой семантической афазии». Речевой дефект в этом случае носит специфический характер, проявляясь в непонимании логико-грамматических конструкций особого типа, прежде всего тех, которые А. Р. Лурия (вслед за шведским лингвистом Я. Сведелиусом) называл «коммуникациями отношений». Эти конструкции включают различные логико-грамматические структуры, сравнительно поздно возникшие в истории языка и выражающие разного типа отношения с помощью падежных окончаний или расстановки слов в предложении. По мнению А. Р. Лурия, общим для этих конструкций является то, что ни одну из них нельзя выразить в наглядном образе, так как они кодируют не наглядные, а логические отношения.

2. Первичная акалькулия — нарушение счетных операций. Онп выражается в распаде понимания разрядного строения числа и, как следствие, в нарушении счетных умственных действий. Такие больные затрудняются в совершении простых счетных операций, им сложно переходить из одной разрядной категории числа в другую, хотя целенаправленный характер счетной деятельности остается сохранным. Основой таких нарушений операций с числами является распад «квазипространственных» симультанных символических процессов.

3. Трудности решения наглядно-образных задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Такие больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять принципдействия приборов и т. п.

В развернутом виде нейропсихологические синдромы поражения зоны ТРО возникают при очагах в левом полушарии мозга (у правшей). При правосторонних поражениях в синдроме ТРО отсутствуют явления семантической афазии, иными являются и нарушения счета и наглядно-образного мышления. Однако проблема латеральных различий нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении зоны ТРО, изучена пока недостаточно, как и вся проблема функций правого полушария головного мозга в целом.

Нейропсихологические синдромы поражения теменно-височно-затылочной (зоны ТРО) левого и правого полушарий мозга:

Читайте также:  Дети с синдромом пьяного зачатия

Зона ТПО в левом полушарии:

1. Семантическая слухоречевая агнозия (афазия)

2. Пространственная апраксия (апрактогнозия)

3. Оптико-мнестическая афазия (номинативная амнестическая, оптическая амнезия)

4. Семантическая афазия («так называемая семантическая афазия» по Лурия)

Зона ТПО в правом полушарии

1. Оптико-пространственная агнозия (+ односторонняя ОПА)

2. Аутотопагнозия

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Нейропсихологические синдромы поражения теменно-височно-затылочной (зоны ТРО) левого и правого полушарий мозга:

Зона ТПО в левом полушарии:

1. Семантическая слухоречевая агнозия (афазия)

2. Пространственная апраксия (апрактогнозия)

3. Оптико-мнестическая афазия (номинативная амнестическая, оптическая амнезия)

4. Семантическая афазия («так называемая семантическая афазия» по Лурия)

Зона ТПО в правом полушарии

1. Оптико-пространственная агнозия (+ односторонняя ОПА)

2. Аутотопагнозия

Синдромы поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий. В основе этих синдромов лежат нарушения более сложных — интегративных («ассоциативных») — факторов, связанных с работой третичных полей коры. Третичные зоны располагаются, на границе между затылочными, височными и постцентральными областями полушария и составляют зону перекрытия корковых отделов зрительного, слухового, вестибулярного кожно-кинестетического анализаторов. Их центром являются 39-е и 40-е поля Бродмана, или нижнетеменная область; есть, однако, все основания включать в их состав также и прилегающие височно-затылочные образования 37-го и 21-го полей
Эти факторы также обеспечивают симультанный анализ и синтез информации, но уже на более высоком — надмодальностном — уровне, который А. Р. Лурия определял как уровень «квазипространственных» отношений. Одновременно при поражении зоны ТРО часто нарушен и собственно пространственный анализ и синтез. Поражение зоны ТРО проявляется в следующих симптомах.

1. Трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве (особенно в право-левых координатах пространства). Эти трудности частосочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях: понимании карт, схем, чертежей и т. п.

2. Двигателъно-пространственные нарушения в виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования). Подобные сочетания характерны для «пространственной апрактоагнозии». Нарушения такого рода пространственной ориентировки (в зрительной, двигательной и даже слуховой сферах) возникают при поражении как левого, так и правого полушарий. А. Р. Лурия (1969, 1973) отмечал, что особенно отчетливы они при левосторонних очагах поражения (у правшей).

Специфика данных синдромов свзязана с нарушениями сложных интеллектуальных функций, связанных с процессами на «квазипространственном» уровне. Это

1. Речевые нарушения особого рода, известные в нейропсихологии под названием «так называемой семантической афазии». Речевой дефект в этом случае носит специфический характер, проявляясь в непонимании логико-грамматических конструкций особого типа, прежде всего тех, которые А. Р. Лурия (вслед за шведским лингвистом Я. Сведелиусом) называл «коммуникациями отношений». Эти конструкции включают различные логико-грамматические структуры, сравнительно поздно возникшие в истории языка и выражающие разного типа отношения с помощью падежных окончаний или расстановки слов в предложении. По мнению А. Р. Лурия, общим для этих конструкций является то, что ни одну из них нельзя выразить в наглядном образе, так как они кодируют не наглядные, а логические отношения.

2. Первичная акалькулия — нарушение счетных операций. Онп выражается в распаде понимания разрядного строения числа и, как следствие, в нарушении счетных умственных действий. Такие больные затрудняются в совершении простых счетных операций, им сложно переходить из одной разрядной категории числа в другую, хотя целенаправленный характер счетной деятельности остается сохранным. Основой таких нарушений операций с числами является распад «квазипространственных» симультанных символических процессов.

3. Трудности решения наглядно-образных задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Такие больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять принципдействия приборов и т. п.

В развернутом виде нейропсихологические синдромы поражения зоны ТРО возникают при очагах в левом полушарии мозга (у правшей). При правосторонних поражениях в синдроме ТРО отсутствуют явления семантической афазии, иными являются и нарушения счета и наглядно-образного мышления. Однако проблема латеральных различий нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении зоны ТРО, изучена пока недостаточно, как и вся проблема функций правого полушария головного мозга в целом.

Читайте также:  Синдром джоба у детей симптомы

Нейропсихологические синдромы поражения теменно-височно-затылочной (зоны ТРО) левого и правого полушарий мозга:

Зона ТПО в левом полушарии:

1. Семантическая слухоречевая агнозия (афазия)

2. Пространственная апраксия (апрактогнозия)

3. Оптико-мнестическая афазия (номинативная амнестическая, оптическая амнезия)

4. Семантическая афазия («так называемая семантическая афазия» по Лурия)

Зона ТПО в правом полушарии

1. Оптико-пространственная агнозия (+ односторонняя ОПА)

2. Аутотопагнозия

Источник

Синдромы поражения зоны TPO

T

— tempralis

Височная кора

P

— parietalis

Теменная кора

O

— occipitalis

Затылочная кора

Зона TPO – это зона
перекрытия третичных полей височной,
теменной и затылочной коры (37-е и частично
39 поле).

Зона TPO расположена
во втором блоке мозга (блок приема, переработки
и хранения исходящей из внешней среды
(экстероцептивной) информации) и входит
в третичные поля коры задних отделов
больших полушарий.

 В основе синдромов
зоны TPO лежат нарушения более сложных
– интегрированных («ассоциативных»)
– факторов, связанных с работой третичных
полей коры. Эти факторы также обеспечивают
симультанный анализ и синтез информации,
но уже на более высоком– надмодальностном
– уровне, который А. Р. Лурия определял
как уровень « квазипространственных»
отношений.  Одновременно при поражении
зоны TPO часто нарушен и собственно пространственный
анализ и синтез.

Нарушения зоны TPO

    1. Пространственные апрактоагнозии
    2. Семантическая афазия
    3. Нарушение квазипространственных категорий
    4. Интеллектуальные расстройства

Пространственные 
апрактоагнозии  
(при поражении обоих
полушарий, но отчетливее – ЛП у правшей)  

а) Трудности
ориентации во внешнем зрительном пространстве
(особенно в право-левых координатах пространства)

б) Нарушения
в графических оптико-пространственных
операциях (понимание карт, схем, чертежей
и т.п.)

в) Двигательно-пространственные
нарушения (конструктивная апраксия, трудность
написания букв (синдром зеркального копирования)

Семантическая афазия 
(речевые нарушения)

а) Нарушение понимания 
грамматических конструкций

 — предлоги (над,
под), сверху, снизу

 — сравнительные
отношения;

 — конструкции родительного
падежа типа;

 — временные конструкции,
которые отражают временные отношения
между событиями;

Нарушение
квазипространственных категорий (более
сложные семантические расстройства)

а) Первичная акалькулия (распад
счетных операций)  (распад понимания
разрядного строения числа, нарушение
счетных умственных действий)

Интеллектуальные 
расстройства

а) нарушения наглядных
мыслительных процессов (трудно решать
наглядно-образные задачи или задачи на
техническое мышление, т.е. такие, где нужно
мысленно манипулировать предметами;
трудно понять схему, принцип работы прибора)

б) нарушено понимание
логико-грамматических конструкций

— Инвертированные: «Ваня
ударил Петю. Ване больно.»

— Сравнительные: «Света
старше Наташи. Света моложе.»

 — Родительного
аттрибутивного падежа: «Кто дочкина мама,
а кто мамина дочка?»

— Возвратные:

    1) «земля
освещается солнцем …» или

    2) «солнце
освещается землей.» ?

Поражение этого отдела
ведет к нарушению пространственного
анализа и синтеза, что вызывает различные
формы оптико-пространственных нарушений:  
– оптико-пространственной агнозии,  
– апрактоагнозии  
– нарушений сложных символических пространственных
функций  
 В развернутом виде синдромы поражения
зоны ТРО возникают при очагах в левом
полушарии.  
 При правосторонних поражениях в синдроме
ТРО отсутствуют явления семантической
афазии, иными являются и нарушение счета
и наглядно-образного мышления. Однако
латеральные различия при поражениях
ТРО до сих пор мало изучены.

Список используемой
литературы

    1. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – С. 73, 387-389. (496с.)
    2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Р. Лурия. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с.
    3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. — М.: АСТ Астрель Транзит книга, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

Спасибо за внимание!

Источник