Конспект занятия с ребенком с синдромом дауна в доу

Конспект занятия с ребенком с синдромом дауна в доу thumbnail

Цель:

Закрепить представление об овощах.

Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.

Задачи:  Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Обогащение положительного эмоционального опыта.

1. Динамическая пауза

Воспитатель:

-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!

Здравствуйте глазки!                    (Показывает пальчиками глаза)

Здравствуйте ушки!                      (Показывает уши)

Здравствуйте щечки!                    (дотрагивается ладошками о щеки)

Здравствуй носик!                        (показывает нос)

Здравствуйте губки!                     (показывает поцелуй)

Здравствуй Тимочка!                    (гладит по голове)  

Задачи:

Закреплять представление об овоща.

Учить узнавать, различать и показывать овощи.  

Развитие познавательного интереса.

Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.

Воспитатель:(показывает зайца)

2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»

-Воспитатель:  (показывает зайца)

-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.

— Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.

-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)

— Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.

— Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.

3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»

-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.

Воспитатель:

-Тима, давай поиграем с пальчиками!

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Пальчиковая игра «Овощи»

У нашего Тимочки                       (складывает ладони корзиночкой)                                                                                                     

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек.                     (загибает мизинец)

Морковку,                                  (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец.                       (загибает средний и указатель палец)                 

Вот наш Тима. Молодец!             (показывает большой палец)

Воспитатель: (надевает  на голову ребенка маску паровозика)

-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)

-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!

Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт

Развивать координацию движений.

Учить произносить звукоиметацию

5.Подвижная игра: «Паровоз»

Загудел паровоз,              (ребенок и взрослый идут погруппе делая

И вагончики повез.            круговые движения локтями, сопровождая

Чох! Чох! Чух! Чух!                           звуковой имитацией)

Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…

Воспитатель:

-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!

Давай понюхаем!

Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.

6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»

(вдыхаем через нос и  выдыхаем через рот  « А-а»)

Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!

(сдувает губами бабочку)

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

— Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.

-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.

— Молодец!

Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.

Закреплять умение соотносить движения со словами

8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»

По лесной лужайке.                       ( прыжки на двух ногах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок.            ( ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок.                 и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка.                    ( прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка.                         лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

Воспитатель:

-Тимочка! Ты молодец!

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5  г.ж.

(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)

                                                                             

Использование технологий:

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

Игровых

Здоровьесберегающих

                                                                                        Воспитателя

                                                                                             Кукарских Н.В.

Источник

согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.

Раздел работы

Основные виды работы

Организационный момент.

Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).

Общие речевые навыки

Основная часть.

1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.  

Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.

Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.

Артикуляционная моторика

2. Артикуляционная гимнастика.

Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?

  • «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
  • «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять»,  затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  • «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
  •  «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» — сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
  • «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
  • «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.

Лексика

3. игра «Праздник ёлки».

Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.

На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.

Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.

Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.

После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.

Мелкая моторика

4. Игра-шнуровка «Ёлочка».

Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.

Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.

5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед — .

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(катаем мяч между двумя ладонями)

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч ладонями двух рук)

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(переложить мяч с одной ладошки на другую)

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч по кончикам пальцев)

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев)

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(подкидываем мяч вверх)

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

Зрительное и слуховое внимание и восприятие

6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).

Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты  и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.

Итог.

Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?

Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.

Источник

Занятие по развитию познавательной сферы детей с синдромом Дауна 7-ми лет.

Цель: создание доверительной обстановки, формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов.

Время: 1 академический час.

Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши, бланки к заданиям, карандаш, краски, палочки, блоки Дьенеша, трафарет и картинка репы, влажный или кинетический песок.

1.Упражнение — приветствие «Солнышко».

Цель: создание положительного настроя на работу.

Техника проведения: предлагается повторять слова и движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог зачитывает стихотворение, сопровождая движениями рук.

Утром солнышко встаёт выше, выше (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся (делаем ручками фонарики),

И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).

2.Упражнение «Рисунок – репка».

Цель: настрой на совместную работу.

Материал: краски, лист бумаги формата А4, трафарет и картинка репы.

Техника проведения: предлагается изобразить овощ при помощи техники «Оттиск печатками поролона».

Инструкция: посмотри, какая красивая репка. Какого она цвета? Желтая. Что это? Овощ. Давай нарисуем репку. Возьми трафарет репки, положи на лист бумаги. Теперь возьми поролон, опусти в краску и движениями сверху вниз ставь отпечатки на листе бумаге с трафаретом.

2. Упражнение «Чудесная корзинка».

Цель: обогащение словарного запаса.

Материал: овощи, картинки, корзинка.

Техника проведения: педагог-психолог показывает картинку с изображением овоща, а обучающийся находит соответствующий овощ среди муляжей.

Инструкция: посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней — это морковка, это помидор, это огурец, это капуста. Найди морковь (огурец, помидор, капусту). Я буду показывать картинку, а ты будешь находить овощи.

3.Упражнение «Овощи».

Цель: формирование подражательных способностей, посредством пальчиковых игр.

Техника проведения: обучающийся повторяет движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог зачитывает стихотворение, сопровождая движениями рук.

У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)                                         

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек.                     (загибает мизинец)

Морковку,                                  (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец.                       (загибает средний и указатель палец)                 

Вот наш Тима. Молодец!             (показывает большой палец)

4. Упражнение «По лесной лужайке».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Техника проведения: обучающийся слушает стишок и повторяет движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог читает стихотворение и показывает движения. Повторяй за мной.

По лесной лужайке.                       ( прыжки на двух ногах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок.            ( ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок.                 и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка.                    ( прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка.                         лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

5. Упражнение «Домик» (складывание из палочек).

Цель: развитие пространственного мышления.

Материал: палочки.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает зайчику построить из палочек домик. Сначала выкладывает педагог-психолог, затем обучающийся.

Инструкция: посмотри,зайчик сидит и грустит! У него нет домика. Давай построим зайчику домик из палочек. Посмотри, как это делаю я? Повтори! Молодец!

6.Упражнение «Разложи по цвету».

Цель: развитие восприятия цвета.

Материал: блоки Дьенеша.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает разложить фигуры по цвету, выкладывая первый ряд. Задача обучающегося – выложить в соответствии с цветом первого второй ряд.

Инструкция: посмотри, я выкладываю цветные фигуры. Первая фигура, какого цвета? Найди фигуру такого же цвета и положи под нее. Вторая фигура, какого цвета? и т.д.

7.Упражнение «Лепим овощи» (влажный или кинетический песок).

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление полученных знаний.

Материал: влажный или кинетический песок.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает слепить по образцу разные овощи.

Педагог-психолог показывает, а обучающийся повторяет.

Инструкция: давай, слепим огурчик. Посмотри, как я делаю, повтори за мной. Молодец! Давай, слепим другие овощи.

8.Упражнение «Все дальше и выше».

Цель: завершение занятия.

Материал: мяч.

Техника проведения: педагог-психолог и обучающийся кидают друг другу мяч. Задача обучающегося ловить и бросать мяч.

Инструкция: давай поиграем с мячиком – я буду кидать мячик, приговаривая: «Я кидаю высоко, Я кидаю далеко», а ты его ловить и наоборот.

Источник

Ольга Марьина
Открытое занятие по развитию речи с детьми с синдромом Дауна «Домашние животные» в старшей группе

Открытое занятие по развитию речи с детьми с синдромом Дауна «Домашние животные» старшая группа.

Учитель-логопед: Марьина О. В.

ГБОУ Школа № 935 г. Москва

Цель:

-расширить и обогатить представления детей о кошках и собаках и других домашних питомцах

Задачи:

-воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца

-воспитания внимательного отношения к животным и желания помогать взрослым в уходе за ними

-формировать у детей элементарные представления о домашних животных (кошка, собака, лошадь, свинья, лошадь,

Открытое занятие по развитию речи с детьми с синдромом Дауна «Домашние животные» в старшей группе

и т. д);

Развивающие:

-развивать воображение, любознательность, память и мышление детей

-повышать речевую активность детей

-развивать умение отвечать на вопросы

-развивать зрительное восприятие

Воспитательные:

— прививать любовь к домашним животным.

-учить внимательно слушать учителя-логопеда, отвечать на вопросы;

-вызывать эмоциональный отклик;

-воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

картинки с изображением домашних животных и их детенышей, фотографии, фигурки животных, рисунки. Игрушка «Фермер»

Предварительная работа: Рисование фермера на тракторе с лошадью. Беседа о животных,рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные».

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети стоят в кругу,логопед кидает им по очереди мяч и спрашивает: «Кто как голос подает?» (кошка- мяу- мяукает; корова мычит итд).

Слова: Кошка, собака, корова, овца, лошадь

Основная часть.

Беседа по демонстрационному материалу

На столе выставлены фигурки диких и домашних животных вперемешку, логопед предлагает закрепить знания о домашних животных

-«Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с домашними животными. Давайте вспомним, кто такие домашние животные? Почему они называются домашними? Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей)

Логопед: Правильно, ребята! Домашние животные так называются, потому что они живут рядом с человеком, в его жилище. Это корова, овца, коза, кошка, собака, свинья и другие. Человек заботится о животных и их детенышах. За это домашние животные приносят человеку пользу.

Логопед: А какую пользу приносят домашние животные?

Дети: Корова дает молоко и мясо; коза — молоко, мясо и шерсть; свинья — мясо и сало; кролики- мясо и мех»

Логопед: Ребята, все эти животные живут на скотном дворе.

А сейчас мы сядем на трактор и поедим на скотный двор.

Ребята, но у нас только один трактор. А давайте сядем на трактора, которые вы нарисовали на прошлом занятие. Дети держат в руках рисунки и садятся на стульчики.

А чтобы наши трактора поехали нам надо сделать артикуляционная гимнастику. «Трактор». Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

Вот мы приехали. Ребята, давайте подойдем к столу, где у нас скотный двор и внимательно разглядим всех домашних животных. Посмотрите как здесь интересно!

Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: Развитие мыслительных процессов

Детям предлагается выбрать лишнюю фигурку из ряда домашних и диких животных, и объяснить свой выбор

Материал:

Корова, бык, коза, медведь

Лиса, свинья, кошка, коза

Кошка, собака, волк, коза

Лошадь, собака, кошка, белка.

.

Игра «Справа- слева»»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей

А)Детям предлагается показать: Что справа от лошади? Что слева от собаки? Что справа от кошки?

Б) Детям предлагается показать, кто за забором.

В) Показать Кто ближе? Кто дальше?

Физ. минутка

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз.

Игра» Кто у кого»

Логопед: Ребятки, животным очень весело с нами, но их детеныши очень непослушные они спрятались от своих мам, давайте поможем им найти друг друга.

Ребенок выбирает одно животное и находит его детеныша, называет его и ставит рядом с мамой.

Логопед:Давайте вместе повторим кто у кого:

у коровы — теленок, у кошки — котенок, у свиньи – поросенок, у лошади -жеребенок.

Логопед: Все животные нашли своих детенышей и очень рады.

Игра «Разрезные картинки»

Цель: Развитие мелкой моторики, наглядно- образного мышления, воображения

Детям предлагается собрать картинки животных из 2, 3, 4-х частей.

Но вот ребята нам уже пора возвращаться. Давайте на наших тракторах и вернемся в детский сад.

Итог занятия

Логопед:

«Ребята вам понравилось наше занятие

«Что нового для себя узнали?»

-«Что было не понятно

Логопед:

-Ребята! Любите и защищайте животных и природу!

Конспект занятия с ребенком с синдромом дауна в доуКонспект занятия с ребенком с синдромом дауна в доу

Источник