Диагностика моторики у детей с синдромом дауна

Раиса Яковлева
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.

Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:

Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:

• плоское лицо;

• укороченный череп;

• особая кожная складка на шее у новорожденных детей;

• особый разрез глаз;

• гиперподвижность суставов;

• плоская форма затылка;

• недоразвитие средних фаланг пальцев;

• открытый рот;

• различные зубные аномалии;

• плоская переносица;

• короткий нос.

Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.

У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).

Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:

• мышечная гипотония;

• катаракта;

• врожденный порок сердца;

• косоглазие;

• деформация грудной клетки;

• эписиндром;

• стеноз двенадцатиперстной кишки;

• лейкоз.

Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:

•появление навыков запаздывает;

•навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение

слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);

•формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.

Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.

Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.

Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).

Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через

прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.

Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».

Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:

• вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.

• ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.

• формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата.

Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:

Массаж ладошек

Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;

•массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых

щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);

Разрывание бумаги.

Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.

•касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка

при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);

•вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав

-ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);

•совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка

кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);

•«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в

гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);

•игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);

Читайте также:  Синдром кукольных ручек в фото

•побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);

•игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);

•пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).

В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Источник

Государственное учреждение здравоохранения Московской области «Фрязинский специализированный дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

«Диагностика общих двигательных навыков у детей

с синдромом Дауна»

Доклад зачитан на семинаре: «Развитие общих двигательных навыков у детей с синдромом Дауна»

Оводковой Екатериной Александровной

Диагностика ОДН разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь – социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.

Помогая малышу в его двигательном развитии, важно представлять не только исходный уровень его двигательного развития, но и иметь возможность отслеживать, как он продвигается в этой области. Метод содействия двигательному развитию детей с синдромом Дауна, разработанный Петером Лаутеслагером на основании специально проведенного научно*практического исследования, включает в себя тест «Основные двигательные навыки» (сокращенно – ОДН-тест), то есть «инструмент для измерения» уровня двигательного развития ребенка, и кинезиотерапию, построенную с учетом общих и индивидуальных особенностей его двигательного развития.

В процессе разработки своего метода доктор Лаутеслагер исходил из следующих соображений:

  1. Кинезиотерапию целесообразно проводить в период развития основных (базовых) двигательных навыков, поскольку они закладывают основу для всего последующего двигательного развития, то есть с первых месяцев жизни малыша и до трех-четырех лет. В дальнейшем задачей кинезиотерапевта может быть работа над качественной стороной основных двигательных навыков и над развитием сложных и сложно координированных движений.
  2. Тест должен учитывать специфику, затрудняющую детям с синдромом Дауна освоение моторных навыков.
  3. Тест должен быть доступен и легко применим на практике. Он должен служить основой для практической работы с ребенком и позволять ориентироваться в последовательности формирования основных двигательных навыков.
  4. Необходимо, чтобы тест позволял учитывать индивидуальные особенности и различия двигательного развития любого ребенка с синдромом Дауна, независимо от наличия или отсутствия дополнительных медицинских проблем, индивидуальных темпов развития и т. д.

В  процессе  специальных  исследований  двигательного  развития  детей с синдромом Дауна, доктор Лаутеслагер выделил пятнадцать основных двигательных навыков, которые в конечном итоге образовали шкалу двигательного развития ребенка с синдромом Дауна. Тест, представляющий собой подробную шкалу двигательного развития, можно использовать от начала развития произвольных движений малыша и вплоть до сформированных основных (базовых) двигательных навыков, то есть до того времени, как ребенок будет уверенно принимать вертикальное положение и действовать в вертикальном положении.

Мы приводим здесь перечень этих навыков в том виде, в котором они представлены в описании ОДН-теста.

  1. Поднимает ноги, лежа на спине.
  2. Поднимает руки, лежа на спине.
  3. Поднимает голову, лежа на спине.
  4. Опирается на локти, лежа на животе.
  5. Переворачивается с живота на спину.
  6. Переворачивается со спины на живот.
  7. Сидит.
  8. Передвигается по опорной поверхности.
  9. Ходит вдоль опоры.
  10. Стоит у опоры.
  11. Встает к опоре.
  12. Самостоятельно стоит.
  13. Садится из положения лежа.
  14. Самостоятельно ходит.
  15. Самостоятельно встает.

Поскольку каждому малышу необходимо не просто освоить целый ряд положений тела, но и научиться свободно чувствовать себя сидя, ползая, стоя, каждый из пятнадцати разделов теста разбит на последовательные уровни (стадии) развития навыка, что позволяет, определив уровень навыка, на котором в данный момент находится ребенок, точно планировать и проводить занятия с малышом, чтобы помочь ему перейти на следующий уровень.

Читайте также:  Диагноз синдром впв что это

Чтобы понять, что такое стадии (уровни) развития навыка, рассмотрим для примера один из основных двигательных навыков – способность ребенка сидеть.

На рис. 3 схематически изображен ход развития этого навыка, разделенный на последовательные уровни (I –VI).

  

Рис. 3 

Сначала, на первых двух уровнях (I, II), ребенок только начинает осваивать этот навык и сидит с дополнительной опорой на руки.

На уровне III его чувство равновесия и сила мышц уже позволяют оторвать от опоры обе руки, но он все еще сидит с согнутой спиной.

На уровнях IV и V малыш уже умеет самостоятельно сидеть, не подпирая себя руками, а кроме того, он может выпрямить спину в положении сидя. На уровне IV малыш сидит с прямой спиной, а на уровне V его мышечная система и чувство равновесия позволяют ему прогнуть спину в пояснице, когда он высоко поднимает руки.

Высший уровень развития данного навыка – уровень VI. Он отличается от всех предыдущих тем, что малыш чувствует себя совершенно свободно, когда сидит на опорной поверхности. Он может не только взять игрушку с пола и играть с ней на уровне груди и не только потянуться за игрушкой вперед и вверх, но легко берет ее сбоку и сверху, а ведь для этого ему необходимо наклоняться в сторону, сгибая корпус, а потом возвращаться в исходное положение. Такие действия требуют хорошего динамического равновесия и это – так называемый функциональный уровень, то есть свободное владение телом в положении сидя. Владея динамическим равновесием в положении сидя, то есть освоив последний, шестой, уровень развития данного навыка, ребенок сможет легко перейти в положение на четвереньках и снова сесть, когда доползет туда, куда ему понадобится.

Теперь на примере положения сидя посмотрим, каким образом в ОДН-тесте описывается каждая стадия развития данного навыка.

Стоит обратить внимание на то, что каждый последующий уровень развития навыка фактически является программой его развития. Если на уровне 2, например, мы отмечаем, что малыш может 5 секунд сидеть опираясь на одну руку, то описание уровня 3 подсказывает, к чему надо дальше стремиться. В нашем примере – к тому, чтобы малыш не только увеличивал время удержания положения сидя с опорой на одну руку, но и учился отрывать в этом положении от опоры обе руки. Если регулярно уделять внимание определенным моментам, которые будут стимулировать его потянуться обеими руками за игрушкой, через какое-то время он научится это делать и можно будет приступить к освоению следующего уровня, на котором малыш научится сидеть с прямой спиной.

Тест Петера Лаутеслагера позволяет специалистам ориентироваться в качественной стороне каждого навыка и, обсуждая с родителями планы домашних занятий на ближайшее время, точно подбирать те виды активности, которые помогут малышу последовательно освоить все стадии развития каждого навыка. По результатам тестирования специалист может определить общую балловую оценку, позволяющую в дальнейшем, при повторных тестированиях, наблюдать динамику двигательного развития конкретного ребенка. Родителям важно понимать, что сам по себе тест лишь позволяет определить, на какой стадии развития каждого навыка находится малыш на момент тестирования, а также сориентироваться в том, какими должны быть последовательные шаги, направленные на дальнейшее формирование этого навыка. За проведенной оценкой уровня двигательного развития обязательно должны следовать регулярные кинезиотерапевтические занятия, которые предполагают самое активное участие родителей.

Использованная литература

Даунсайд ап «Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна» пособие для специалиста

Источник

УДК 376.22

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье указываются методы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. Дано определение мелкой моторики, а также указаны особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Актуальность статьи заключается в том, что применение методик позволяет ребенку с синдромом Дауна улучшать собственные навыки, что приводит к положительным результатам в эмоциональном и психическом развитии. Для положительной адаптации ребенка в социуме требуется необходимость в поддержке его развития и недостающих способностей. Этому способствует развитие мелкой моторики, которое применяется с раннего детства.

Ключевые слова: дети с синдромом Дауна, мелкая моторика, методы развития, ребенок с синдромом Дауна, синдром Дауна

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Методы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83364 (дата обращения: 02.02.2020).

Синдром Дауна – не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Большое количество из внешних признаков ребенка с синдромом Дауна определено свойственной для этой патологии опозданием внутриутробного развития. Присутствие всех отклонений во внешности человека с синдромом Дауна не служит обязательным признаком. Они могут быть выражены у кого-то сильнее и переданы в полном объеме, а у кого-то – еле заметные черты (замечается наличие 1-2 наружных признаков).

Психопатологическое изучение детей с синдромом Дауна выявило у них разнообразную степень умственной отсталости. Зачастую это дети с трудными нарушениями интеллекта. Так, по данным ученых примерно 70% данных детей обладают умеренной умственной отсталостью, примерно 7 % легкую форму и в остальных случаях – это нарушение интеллекта.

У детей с синдромом Дауна этап развития мелкой моторики протекает так же, как у детей в норме, однако с особенностями:

  • навыки не ярко выражены по физиологическим причинам (слабость мышечного тонуса, нарушение зрения, слуха и т.д.);
  • возникновение навыков запаздывает;
  • формирование обусловленного навыка требует наиболее длительного времени в отличие от обычного ребёнка[1].
Читайте также:  Дифференциальная диагностика суставного синдрома в ревматологии

В связи с этим нужно быть наиболее внимательными к ребенку и использовать стимулирующие приемы по формированию разных навыков у ребенка с синдромом Дауна. Важно помнить, что приостановка психомоторного развития имеет возможность осложняться вследствие разнообразных проблем со здоровьем, в большинстве случаев которые можно решить, выбрав соответствующее лечение.

Дадим определение мелкой моторики. Это способность осуществлять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук и ног вследствие скоординированных действий основных систем: мышечной, костной и нервной. Формирование мелкой моторики занимает важное место для всеобщего развития ребёнка.

Несмотря на присутствие факторов, которые затрудняют развитие навыков мелкой моторики, верно организованная работа делает возможным к трем годам выработать у ребенка почти все виды захвата, при помощи которых ребенок может выполнять элементарные действия с вещами и предметами[2].

Наиболее эффективные и простые методы для формирования мелкой моторики у детей с синдромом Дауна:

  • массаж ладоней весьма полезен для формирования мелкой моторики и тактильных ощущений. Массаж пальчиков и кистей рук с использованием разнообразных ворсовых щеток (жесткой (зубной) щеткой массажировать по подушечкам пальцев, мягкой щеткой массажировать от кончиков пальцев по внешней поверхности кулака к запястью);
  • разрывание бумаги. Данное упражнение подходит для ребенка с 7 месяцев. При разрывании бумаги нужно не оставлять ребенка одного и наблюдать, чтобы он бумагу не засовывал в рот;
  • применяют вкладывание круглых вещей в разжатые кулачки детей, затем приобщение игрушек разнообразной формы и с разнообразной поверхностью (тряпочки, морковки, губка, колечки и т.д.);
  • совместные действия с вещами и предметами (толкание машинки, мяча, установка кубиков поочередности, сжимание резиновых пищалок и мячиков, разрывание салфеток);
  • игры с надетыми предметами на нить (мелкие игрушки, пуговицы, крупные бусы);
  • игры с предметами быта (сковородки, маленькие кастрюли, крышки от кастрюль и т.д.);
  • побуждение детей махать «пока», подавать руку, хлопать в ладоши, «здороваться», играть в «ладушки» (преимущество предавать правой руке);
  • упражнения и пальчиковые игры (ходить и стучать пальчиками по столу, также махать всеми пальчиками при использовании потешек, напевов, песенок). Итогами проведения упражнений и пальчиковой гимнастики у ребенка с синдромом Дауна повышается иммунитет, все дети хорошо исполняют задания, тем самым улучшается не только всеобщее состояние организма и дети становятся наиболее внимательными. В результате использования методики мелкой моторики пальчиковых игр можно улучшить общее состояние. Исходя из практики применения методики, дети становятся наиболее подвижными, при этом происходит существенное изменение в развитии мелкой моторики;
  • крупотерапия – это нетрадиционный вид работы с разными видами круп, целью которой является нормализация жизнедеятельности детей с синдромом Дауна. Применение крупотерапии в работе с ребенком-Дауном на сегодняшний день используется не только за рубежом, но и в России. Крупотерапия корректирует мелкую моторику пальцев рук, тем самым дает возможность стимулировать психическое развитие ребенка, улучшает его общее развитие. Применение крупотерапии и комплексные занятия ей дают большие возможности в полноценном развитии ребенка с синдромом Дауна. На благоприятное психическое и физическое развитие детей-Даунов оказывают также подвижные игры, так как они улучшают работу опорно-двигательного аппарата[3].

Ребенок с синдромом Дауна, работая с различными формами круп, концентрирует свое внимание на пальцах и кистях рук, в результате чего ребенок становиться более внимательным и сосредоточенным. Подобная гимнастика оказывает также положительное влияние на мышцы пальцев. Таким образом, для коррекции и успешной адаптации в детском коллективе используется пальчиковая гимнастика и различные упражнения на мелкую моторику[4].

Удобное сочетание компенсаторных потенциалов организма с верно подобранными методами и программами на любом этапе развития детей и эффективными формами проведения методик могут в существенной мере, а порой и полностью убрать воздействие дефектов на процесс психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.

Отметим также, что одной из существенных составляющих коррекционной деятельности с детьми категории синдрома Дауна является работа по развитию и формированию базовых психических развитий, которые образовывают процесс приобретения некоторого опыта. Объем заданий и степень сложности определяются в соответствии со степенью нарушения интеллекта. Значительность применения в нынешних условиях методов для результативной адаптации ребенка с синдромом Дауна располагаются в прямой подчиненности от психологической помощи некоторого взятого ребенка, некоторой взятой семьи.

Таким образом, формирование мелкой моторики ребенка положительно воздействует на сенсорные процессы, а это очень важно для формирования психики ребенка с синдромом Дауна. Отметим, что тактильная чувствительность ребенка с синдромом Дауна – мощный стимул формирования у них внимания, восприятия, памяти, речи и мышления.

Библиографический список

  1. Есипова Т. П., Кобякова Е. А., Мерковская А. В. “Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста”/ под ред. Есипова Т. П., Кобякова Е. А., Мерковская А. В.  ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ», г. Новосибирск, 2008. – 68 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  3. Мурзина О. П., Вербина Г. Г. Методы развития мелкой моторики детей с синдромом Дауна // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 2. – с. 126-130.
  4. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грибина Галина Александровна»

Источник