Больные дети с синдромом даун

Больные дети с синдромом даун thumbnail

Синдром Дауна (Down’s Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune).

Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 5 8% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.

Из характерных внешних признаков синдрома отмечают плоское лицо с раскосыми глазами (как у монголоидной расы, поэтому раньше это заболевание называли монголизмом — mongolism), широкими губами, широким плоским языком с глубокой продольной бороздой на нем. Голова круглая, скошенный узкий лоб, ушные раковины уменьшены в вертикальном направлении, с приросшей мочкой, глаза с пятнистой радужной оболочкой (пятна Брушфельда — Brushfield’s spots). Волосы на голове мягкие, редкие, прямые с низкой линией роста на шее.  Для людей с синдромом Дауна характерны изменения конечностей – укорочение и расширение кистей и стоп (акромикрия). Мизинец укорочен и искривлен, на нем только две сгибательные борозды. На ладонях только одна поперечная борозда (четырехпалая). Отмечаются неправильный рост зубов, высокое небо, изменения со стороны внутренних органов, особенно пищевого канала и сердца.

В России чаще всего используется термин «болезнь Дауна». Некоторые специалисты утверждают, что существует даже два диагноза: болезнь Дауна и синдром Дауна, однако большинство ученых считает, что это не болезнь, а именно генетическое нарушение, которое обусловливает особенности развития ребенка в раннем возрасте. «Cиндром» означает определенный набор признаков или особенностей.

По статистике Всемирной организации здравоохранения, с диагнозом «синдром Дауна» рождается каждый 700-800-й младенец в мире. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах и социальных слоях. Генетический сбой происходит независимо от образа жизни родителей, их здоровья, привычек и образования.

Известно, что риск рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста матери. Для женщин в возрасте до 25 лет вероятность рождения больного ребенка равна 1/1400, до 30 – 1/1000, в 35 лет риск возрастает до 1/350, в 42 года – до 1/60, а в 49 лет – до 1/12. Тем не менее, поскольку молодые женщины в целом рожают гораздо больше детей, большинство (80%) всех детей с синдромом Дауна в действительности рождены молодыми женщинами в возрасте до 30 лет.

Исследование, проведенное учеными Университета города Майсор (Индия), позволило выявить четыре фактора, влияющие на вероятность синдрома Дауна у ребенка. Это возраст матери, возраст отца, близкородственные браки, а также, как ни странно, возраст бабушки по материнской линии. Причем последний из четырех факторов оказался наиболее значимым. Чем старше была бабушка, когда рожала дочь, тем выше вероятность, что та родит ей внука или внучку с синдромом Дауна. Эта вероятность возрастает на 30% с каждым годом, «упущенным» будущей бабушкой.

Для исследования, опубликованного онлайн в Британском Медицинском журнале (British Medical Journal), специалисты анализировали данные национального регистра, который содержал информацию о 26 тысячах выявленных случаев синдрома Дауна в Англии и Уэльсе, диагностированного и в дородовой, и в после родовой стадиях развития. Они обнаружили, что число детей с таким диагнозом возросло на три четверти с 1989 года, но количество рожденных детей уменьшилось. Наглядно это выглядит так: в 1989–1990 годах – 1075 диагностированных случаев, в 2007–2008 – 1843 диагностированных случая, количество рожденных сократилось на 1%: с 752 до 743.

Ежедневно, в среднем три женщины в Англии делают аборт из-за обнаружения у их нерожденных детей синдрома Дауна. В среднем 9 из 10 женщин решают прервать беременность после того, как узнают, что их ребенок болен. Исследования показывают, что около 1100 детей в Англии и Уэльсе ежегодно не рождаются из-за выявленного синдрома Дауна. Эта цифра сильно выросла за последние два десятилетия (в 1989 году она составляла 30 младенцев).

Если бы женщины не проходили процедуру скрининга, то количество рожденных детей с синдромом Дауна увеличилось бы вдвое и составило бы сейчас в Англии и Уэльсе 1422 человек.

По данным благотворительного фонда «Даунсайд Ап», в России ежегодно рождается около 2500 таких детей. 85% семей отказываются от ребенка с синдромом Дауна в родильном доме, в том числе по рекомендации медицинского персонала.

В Скандинавии не зафиксировано ни одного случая отказа от этих детей. В Америке 250 семей стоят в очереди на их усыновление.

Источник

Синдром (болезнь) Дауна – это хромосомное заболевание, которое вызывает пожизненную умственную отсталость и другие тяжелые проблемы со здоровьем.

Тяжесть нарушений при синдроме Дауна может быть разной. Синдром Дауна – это наиболее частая генетическая причина умственной отсталости у детей.

Причины синдрома Дауна

Клетки человека в норме содержат 23 пары хромосом. Одна хромосома в каждой паре наследуется от отца, другая от матери. Синдром Дауна возникает, когда происходит одна из трех аномалий клеточного деления, при которых в хромосоме 21-й пары прикрепляется лишний генетический материал. Именно патология в 21-й паре хромосом и определяет у ребенка черты, характерные для этого синдрома.

Три генетических вариации синдрома Дауна:

1. Трисомия 21.

Более 90% случаев синдрома Дауна вызвано именно трисомией по 21-й паре. Дети с трисомией 21 имеют три хромосомы в 21-й паре вмести положенных двух. При этом все клетки ребенка имеют такой дефект. Это нарушение вызвано аномалией клеточного деления во время развития яйцеклетки или сперматозоида. В большинстве случаев оно связано с нерасхождением хромосом при созревании яйцеклетки (около 2/3 случаев).

2. Мозаицизм.

При этой редкой форме (около 2-3% случаев) синдрома Дауна лишь некоторые клетки имеют дополнительную хромосому в 21-й паре. Эта мозаика из нормальных и аномальных клеток вызвана дефектом клеточного деления уже после оплодотворения.

3. Транслокация.

Синдром Дауна может также возникать, если часть хромосомы 21-й паре смещается в сторону другой хромосомы (транслокация), что происходит до или во время зачатия. Дети с таким заболеванием имеют две хромосомы в 21-й паре, но у них есть дополнительный материал из 21-й хромосомы, который прикреплен к другой хромосоме. Эта форма синдрома Дауна встречается редко (около 4% случаев).

Наследуется ли синдром Дауна?

Абсолютное большинство случаев синдрома Дауна не передается по наследству. Эти случаи вызваны случайной ошибкой в делении клеток на этапе развития, сперматозоида, яйцеклетки или эмбриона.

Только один редкий вариант синдрома Дауна, связанный с транслокацией хромосомы, может передаваться по наследству. Но лишь у 4% больных синдромом Дауна есть транслокация. А около половины из этих больных наследовали генетический дефект от одного из своих родителей.

Когда транслокация наследуется, это означает, что мать или отец являются сбалансированными носителями генетической мутации. У сбалансированного носителя нет признаков синдрома Дауна, но он может передавать транслокацию генов своим детям. Шанс наследования транслокации зависит от пола носителя. Если носителем является отец, то риск передачи заболевания составляет около 3%. Если носителем является мать, то риск передачи составляет от 10 до 15%.

Факторы риска синдрома Дауна

Сегодня уже известно, что у некоторых родителей более высокая вероятность рождения детей с синдромом Дауна.

Факторы риска включают:

1. Возраст матери.

У женщины в возрасте старше 35 лет вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна повышается. Это объясняется снижением «качества» яйцеклетки, которое происходит с возрастом.

К 35 годам риск рождения больного ребенка составляет 1:400, а к 45 годам уже 1:35 (почти 3%). Но по статистике большая часть детей с синдромом Дауна рождается у женщин моложе 35 лет, что объясняется всего лишь большим количеством родов среди молодых женщин.

2. Наличие ребенка с синдромом Дауна.

Каждая женщина, у которой уже есть ребенок с синдромом Дауна, имеет в среднем 1% риск рождения второго ребенка с этой же патологией. У супругов, один из которых является носителем транслокации, этот риск гораздо выше. Таким женщинам при последующих беременностях рекомендуется проходить генетический скрининг.

Признаки синдрома Дауна

Дети с синдромом Дауна имеют отличительные черты лица.

Не у всех больных одинаковые черты внешности, но наиболее распространены такие:

• Короткая шея.
• Маленькая голова.
• Высунутый язык.
• Уплощенное лицо.
• Монголоидный разрез глаз.
• Уши необычной формы.

Читайте также:  Как лечить синдроме истощения яичников

У больных синдромом Дауна имеются и другие признаки:

• Плохой мышечный тонус.
• Широкие, короткие кисти.
• Относительно короткие пальцы.
• Склонность к ожирению.
• Сухость кожи.

У многих больных обнаруживаются пороки развития сердца и желудочно-кишечного тракта. Дети с синдромом Дауна могут быть среднего роста, но обычно они плохо растут и остаются ниже других детей своего возраста. В целом, всех важных этапов в своем развитии (сидение, ходьба) больные синдромом Дауна достигают в два раза медленнее, чем здоровые дети. Дети с синдромом Дауна имеют некоторую степень умственной отсталости, обычно легкой или средней тяжести.

Диагностика синдрома Дауна

Генетический скрининг на синдром Дауна можно проходить на этапе внутриутробного развития ребенка. Возраст матери традиционно считается показанием для такого скрининга. Если у ребенка еще до рождения будет выявлена патология, то у матери будет больше времени на размышления и подготовку к уходу за ребенком с особыми потребностями. Врач детально расскажет о плюсах и минусах такого скрининга.

Сегодня Американский конгресс акушеров и гинекологов рекомендует большой набор анализов, с помощью которых можно выявить синдром Дауна. Если первые тесты (УЗИ и анализы крови) показали возможную проблему, то на этом основании можно будет провести более точные, но инвазивные тесты (амниоцентез).

В прошлые десятилетия в США предлагали матерям делать анализ крови при сроке около 16 недель, чтобы проверить на болезнь Дауна и другие хромосомные аномалии. Сегодня рекомендуется более эффективный комбинированный тест, который проводится в два этапа между 11-й и 13-й неделями беременности.

Тест первого триместра включает:

1. Ультразвук.

При помощи обыкновенного ультразвука опытный врач может осмотреть и измерить специфичные зоны плода. Это помогает выявить грубые пороки развития.

2. Анализ крови.

Результаты УЗИ оценивают вместе с результатами анализов крови. В этих анализах измеряют уровень ХГЧ (хорионического гонадотропина человека) и ассоциированного с беременностью плазменного протеина РАРР-А. Результаты позволяют судить, имеются ли серьезные отклонения в развитии плода.

Комплексный тест первого и второго триместра:

Американские специалисты рекомендуют проводить комплексный тест, который состоит из анализов первого триместра (как описано выше) и дополнительных анализов во втором триместре. Этот комплексный тест дает меньший процент ложноположительных результатов. То есть, в результате меньшее количество женщин будет ошибочно считать, что у их ребенка синдром Дауна.

Для этого во втором триместре, между 15-й и 20-й неделей беременности, проводят анализ крови матери на 4 показателя: альфа-фетопротеин, эстриол, ХГЧ и ингибин А. Результаты этого анализа сопоставляют с результатами тестов, полученных в начале беременности.

Из всех женщин, которые проходят скрининг, около 5% идентифицируют как группу риска. Но на самом деле частота рождения детей с синдромом Дауна намного ниже 5%, поэтому положительный анализ все еще не означает, что ребенок обязательно родится с этой болезнью.

Если скрининг показал высокий риск синдрома Дауна, то рекомендуется пройти более инвазивный, но точный анализ.

Такие анализы включают:

1. Амниоцентез.

Во время процедуры в матку вводится специальная игла, при помощи которой берется образец амниотической жидкости, окружающей плод. Этот образец затем используется для хромосомного анализа плода. Амниоцентез обычно проводится после 15-й недели беременности. Судя по американской статистике, в 1 случае из 200 процедур (0,5%) возможен выкидыш.

2. Анализ ворсинок хориона.

Клетки, которые берутся из материнской плаценты, могут использоваться для хромосомного анализа на болезнь Дауна и другие хромосомные болезни. Тест проводится между 9-й и 14-й неделей беременности. Риск выкидыша после этой процедуры составляет около 1%.

3. Анализ образца крови из пуповины.

Этот анализ проводится после 18-й недели беременности. Тест связан с более высоким риском выкидыша, чем другие методы. Его делают в очень редких случаях.

Современные пренатальные тесты:

1. Анализ циркулирующей фетальной ДНК.

Этот анализ пока доступен далеко не во всех больницах, даже на Западе. Уникальный метод позволяет найти и исследовать циркулирующий в крови матери генетический материал ребенка. При помощи анализа циркулирующего фетального ДНК можно выявить как синдром Дауна, так и другие хромосомные аномалии. При этом полностью отсутствует риск для плода.

2. Предимплантационный генетический анализ.

Это анализ, который проводится при искусственном оплодотворении, чтобы исключить генетические дефекты у эмбриона перед его подсадкой в матку.

Диагностика синдрома Дауна у новорожденных:

После рождения подозрение на синдром Дауна может возникнуть уже из-за внешнего вида ребенка. Если у новорожденного есть характерные внешние проявления синдрома Дауна, то врач может назначить хромосомный анализ. Если во всех или в некоторых клетках выявляется дополнительный генетический материал в 21-й паре хромосом, то подтверждается синдром Дауна.

Лечение синдрома Дауна

Ранняя диагностика и правильное лечение помогает детям с синдромом Дауна полнее реализовать себя, а также улучшает их здоровье и качество жизни.

В развитых странах уже много лет действуют очень сильные программы помощи детям, больным синдромом Дауна. Программы эти могут отличаться, но в них обычно участвуют большие коллективы врачей, психологов и педагогов. Эти программы направлены на развитие у ребенка моторных навыков, речи, коммуникативных способностей и навыков по уходу за собой.

Команда врачей, которые должны работать с такими детьми, включает:

• Педиатр.
• Детский кардиолог.
• Детский гастроэнтеролог.
• Детский эндокринолог.
• Детский невропатолог.
• Специалист по развитию.
• Физиотерапевт.
• Аудиолог.
• Логопед и др.

Чего стоит ожидать?

Дети с синдромом Дауна развиваются со значительным отставанием, позже начинают ползать, сидеть, стоять и говорить. Некоторая умственная отсталость будет сопровождать ребенка всю жизнь. Кроме того, у таких детей часто обнаруживаются тяжелые пороки внутренних органов, которые иногда требуют проведения сложных операций. Но раннее вмешательство поможет увеличить шансы ребенка.

Осложнения синдрома Дауна

1. Пороки сердца.

Примерно половина детей с синдромом Дауна страдает врожденными пороками сердца. Эти пороки могут потребовать хирургического лечения в раннем возрасте.

2. Лейкемия.

В детском возрасте больные синдромом Дауна чаще страдают лейкемией, чем здоровые дети.

3. Инфекционные болезни.

Из-за дефектов иммунной системы больные очень восприимчивы к различным инфекционным заболеваниям, в том числе к простудным.

4. Деменция.

В зрелом возрасте больные имеют высокий риск деменции, вызванной накоплением в головном мозге аномальных протеинов. Симптомы деменции обычно возникают раньше, чем больной достигнет 40-летнего возраста. При этом типе деменции имеется высокий риск припадков.

5. Апноэ сна.

Из-за аномалий мягких тканей и скелета больные подвержены обструкции дыхательных путей. Люди с синдромом Дауна имеют высокий риск обструктивного апноэ сна.

6. Ожирение.

Больные синдромом Дауна имеют большую склонность к ожирению, чем в общей популяции.

7. Другие проблемы.

Синдром Дауна связан с такими тяжелыми нарушениями: мегаколон, непроходимость кишечника, проблемы со щитовидной железой, ранняя менопауза, припадки, потеря слуха, слабость костей и плохое зрение.

8. Малая продолжительность жизни.

Продолжительность жизни больных синдромом Дауна в значительной мере зависит от тяжести заболевания и возможностей медицины. В 1920-х годах дети с этой патологией не доживали до 10 лет. Сегодня в западных странах продолжительность жизни больных достигает 50 лет, и даже больше.

Профилактика синдрома Дауна

Надежных методов профилактики этой болезни нет. Единственное, что можно порекомендовать – своевременное генетическое консультирование, особенно если в роду были подобные проблемы или возраст матери превышает 35 лет.

Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик

Источник

Êîíôåòêà

Ñòàðèê áûë ñåä. Âðîäå íå ñêàæåøü î íåì íè÷åãî áîëüøå. Ñòàðîñòü, îíà íà âñÿêîì ïî ðàçíîìó âûãëÿäèò, êàæäûé å¸ ïî ñâîåìó íîñèò. Ïðî êîãî-òî ñêàæåøü: èñøàìêàííûé, äðóãîãî áóäóò îòëè÷àòü âå÷íî ñëåçÿùèåñÿ ãëàçà, èëè äðîæü ðóê, à ó êîãî-òî áóäåò êðàñåí íîñ êàðòîøêîé è áóäåò î âåñü â ðûòâèíàõ. À ýòîò ñòàðèê áûë ñåä è áûë îí ñòàðèê – âñå, áîëüøå íè÷åãî â íåì íå óãëÿäèøü.

Ñòàðèê âîññåäàë íà ñòóëå íàäìåííî, ñòðîãî, ñ ïðÿìîé ñïèíîé, íî è òóò îí áûë êàêîé-òî íåäîñòàòî÷íûé. Äîëæíà áûëà áûòü â åãî ðóêàõ òðîñòü – ïðîñòî îáÿçàíà! Íî åå íå áûëî è ïðèõîäèëîñü ñìàðãèâàòü, ÷òîáû ïðîãíàòü îò ñåáÿ ìîðîê òðîñòè â ðóêàõ.

ß ñìîðãíóë åùå ðàç, ïîñìîòðåë íà íåîáû÷íîãî ïîñåòèòåëÿ, òîò äàæå ãëàçîì íå ïîâåë.

— Âû ïðåðâàëèñü? – íà÷àë ÿ, ïîèãðûâàÿ ðó÷êîé. – Èëè ýòî âñ¸?

— Äà – ýòî âñå. Âû âñå ïðàâèëüíî ïîíÿëè, ÿ õî÷ó âñå çàêîí÷èòü.

— Ý-ý… — ðàñòåðÿííî ïîòÿíóë ÿ. Íåò, â ïðèíöèïå ïðèõîä âûøåäøåãî èç óìà ñòàðî ÷åëîâåêà – ýòî äåëî ïî ñâîåìó äàæå ïðèâû÷íîå, íî… Äåäîê âðîäå êðåïêèé è ëó÷øå ñ íèì ïîàêêóðàòíåå, äà åùå ýòà òðîñòü. Òüôó òû, ÷åðò! Íåò æå íèêàêîé òðîñòè! Åùå ðàç ìîòíóë ãîëîâîé.

Читайте также:  У бероева дочь с синдромом дауна

— Äîêòîð, — âèäèìî âîñïðèíÿâ ïàóçó çà ðàçìûøëåíèÿ îí ðåøèë ôîðñèðîâàòü ñîáûòèÿ, è ïîäòîëêíóòü ìåíÿ â íóæíîì íàïðàâëåíèè. – ß îò âàñ ìíîãîãî íå ïðîøó, äà è äåëàòü âû íè÷åãî íå áóäåòå, ðàçâå ÷òî â ñàìîì êðàéíåì ñëó÷àå. Óâåðÿþ âàñ!

Çàâåðèë îí ìåíÿ è äîëæåí áûë áû ïîøàìêàòü ñèçîâàòûìè ãóáàìè, íî îò÷åãî-òî íå ïîøàìêàë.

— È ÷òî æå ìíå ïðèäåòñÿ äåëàòü â ýòîì ñàìîì êðàéíåì ñëó÷àå?

— Êîíòðîëèðîâàòü! – ÷óòü íå ïî ñëîãàì ïðîäåêëàìèðîâàë îí è äîëæåí áûë áû è ïàëåö âñêèíóòü. ß ðåôëåêòîðíî âñêèíóë âçãëÿä, íî óçðåë â âîçäóõå ëèøü ïóñòîòó. Ðóêè ñåäîãî ñòàðèêà âñå òàê æå ïîêîèëèñü íà êîëåíÿõ. Îäíàêî äî ÷åãî æå îáìàí÷èâûé ñòàðèê. — ß îïàñàþñü, ÷òî… ÷òî íå âñå ìîæåò ïðîéòè ïî ïëàíó. È òîãäà ìíå ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ âàøà ý-ý… ïîìîùü. Íî òîëüêî óñòíî! Íèêàêîãî ôèçè÷åñêîãî êîíòàêòà, ïîíèìàåòå?

ß êèâíóë, øàðÿ ãëàçàìè ïî êàáèíåòó. Ëó÷øå âñåãî åãî áûëî áû ñïåëåíàòü ïëàùîì, íî òîò âèñåë ñëèøêîì äàëåêî, à ñèäåòü íà áðûêàþùåìñÿ ñòàðèêå è âîâñþ ãîëîñèòü è çâàòü íà ïîìîùü – ãëóïî è íå ñîëèäíî. Õîòÿ ìîæíî è õàëàòîì. ß âñòàë, ñäåëàë âèä, ÷òî ìíå äóøíî, ðàññòåãíóë ïóãîâèöû íà áåëîé ñâîåé õëàìèäå.

— Äà, äóøíî ó âàñ. – ïîääåðæàë ìåíÿ ñòàðèê è îòòÿíóë âîðîò áåëîé, íàêðàõìàëåííîé ðóáàõè. Åãî øåÿ áûëà òîíêîé, ïðîâèñøåé äðÿáëîé êîæåé âíèç ïî÷òè îò ñàìîãî ïîäáîðîäêà.

ß ñåë íà êðàé ñòîëà, ïðèêèäûâàÿ: êàê ýòî – ïðûãíóòü ïðÿìî îòñþäà íà ýòî òùåäóøíîå, ñòàðîå òåëî.

— Çíàåòå, — íà÷àë ÿ, ÷òîáû õîòü êàê-òî ðàçáàâèòü íåëîâêóþ òèøèíó, — à ïðåäëîæåíèå âàøå âåñüìà è âåñüìà èíòåðåñíî. – ÿ äàæå êèâíóë. – À âû êàê, íó ýòî… çàäóìàëè?

—  êàêîì ñìûñëå? – ëþáîïûòíûì âîðîíîì ñêëîíèë îí ãîëîâó.

À äåéñòâèòåëüíî – â êàêîì ñìûñëå? Ñìûñëîâ-òî ìíîãî: êàê äîøåë îí äî æèçíè òàêîé, êàê âîîáùå ýòî çàäóìàë, êàêèìè ñðåäñòâàìè ðåøèë ïîêîí÷èòü ñ æèçíüþ? Âîïðîñîâ ìíîãî…

— Êàê âû ðåøèëè èñïîëíèòü çàäóìàííîå? Íó è êàê âû ñåáå ïðåäñòàâëÿåòå ÿ áóäó âàì ïîìîãàòü. – ïîäðàæàÿ åãî ìàíåðå äåêëàìèðîâàòü, äîáàâèë. – Êîíñóëüòèðîâàòü.

— Àõ, âû îá ýòîì? – òîíêàÿ, åäâà çàìåòíàÿ ãðèìàñà ðàçî÷àðîâàíèÿ. Âèäèìî õîòåë îí äîëãî è íóäíî ðàññêàçûâàòü î òîì, ÷òî äå æèçíü òåïåðü íå òà, âñå ïëîõî ñòàëî, äåòè êâàðòèðó åãî äåëÿò ïðè æèâîì õîçÿèíå. Íî ýòî âñå îí ïóñêàé ïñèõèàòðó ïîòîì ðàññêàçûâàåò, â äóðêå. Íå òåðàïåâòó òàêèå òèðàäû âûñëóøèâàòü. – Çíàåòå, î÷åíü ïðîñòî. Ó ìåíÿ åñòü íîóòáóê. Âû ñâÿæåòåñü ñî ìíîé è áóäåòå âñå ïðåêðàñíî âèäåòü è ñëûøàòü. – õì, îäíàêî ñòàðè÷îê øàãàåò â íîãó ñî âðåìåíåì. – È åñëè âäðó㠖 òîãäà âû ìíå ïîäñêàæåòå, êàê íàäî ýòî ñäåëàòü ïðàâèëüíî.

— Íó-ó… — ÿ ïîâåðíóëñÿ òàê, ÷òîáû îäíà íîãà ïðî÷íî óïåðëàñü â ïîë äëÿ ðûâêà.

— Î âîïðîñå îïëàòû ìîæåòå íå áåñïîêîèòüñÿ. Âîò! – è îí áûñòðûì, êàêèì-òî ïòè÷üèì äâèæåíèåì áðîñèë íà ñòîë òîëñòûé, â äâà ïàëüöà, êîíâåðò. – ýòî âîçìåñòè âàøè äóøåâíûå ìóêè ñ ëèõâîé.

ß êðàåì ãëàçà îáîçðåë ðàñêðûâøèéñÿ êîíâåðò. Îòòóäà ãëÿäåëî íà ìåíÿ âåñåëî è çåëåíî. Íàâåðíîå äîëëàðû. ß ñìåðèë ñòàðèêà âçãëÿäîì åùå ðàç è ïîäóìàë, ÷òî îí è ïðàâäà ñìîòðèòñÿ ñîâñåì íå äåøåâî, íî íå äî òàêîé æå ñòåïåíè!

Ëåíèâî òîëêíóë íîãòåì êîíâåðò. Âåäü æå õî÷åòñÿ, îé êàê õî÷åòñÿ, íî âäðóã ýòî êàêàÿ-íèáóäü èäèîòñêàÿ ïðîâåðêà? Ìîæåò ñåé÷àñ ïîíàëåòèò îðàâà íàðîäó â ÷åðíûõ ìàñêàõ, çàëîìÿò ðóêè çà ñïèíó è ïðåäúÿâÿò îáâèíåíèå â ïðèåìå çàêàçà íà ýâòàíàçèþ. Îò íàøåé ìèëèöèè âñåãî îæèäàòü ìîæíî. Çàêóñèë ãóáó.

— Áîèòåñü? – ëàñêîâî ñïðîñèë ñòàðèê. – Äà?

— Äà. – ÿ êèâíóë è ïîíÿë, ÷òî ïðîïàë. Òåïåðü îí áîëüøå íå ïðîñèòåëü, òåïåðü îí ðàäóøíûé õîçÿèí. Ñåé÷àñ îí áðîñèòñÿ óãîâàðèâàòü, áóäåò êóðëûêàòü, íàñòàèâàòü – âðåìÿ òâåðäîãî «íåò!» áåçâîçâðàòíî óïóùåíî.

— Òàì, — ãëàçàìè íà êîíâåðò, — äâàäöàòü òûñÿ÷. Ýòî ïîäàðîê. Äàéòå-êà. – ÿ òàê æå, íîãòåì, ïîäîäâèíóë êîíâåðò åìó. – Ïèøåì, — â ñóõîíüêîé ðóêå èç íèîòêóäà ïîÿâèëîñü äèêî äîðîãîå, çîëîòîå ïåðî, — «Ïîäàðîê äîáðîìó äîêòîðó, — ïîøàðèë âçãëÿäîì ïî ñòîëó, óïåðñÿ â òàáëè÷êó ñ ìîèì èìåíåì, — Àëåêñåþ Ãðèãîðüåâè÷ó îò áëàãîäàðíîãî ïàöèåíòà». Òàê, ÷èñëî, ðîñïèñü – áåðèòå!

ß âçÿë êîíâåðò è òîëüêî ïîòîì ïîäóìàë, ÷òî ñòàðèê ìîã íàïèñàòü íà êîíâåðòå ê ïðèìåðó «Âçÿòêà» è ñ òàêèì æå óñïåõîì âðó÷èòü åãî ìíå. Íåò, íå îáìàíóë. Âñå íàïèñàíî òàê, êàê áûëî ñêàçàíî, äàæå èìÿ è ôàìèëèÿ ìîåãî ùåäðîãî ïàöèåíòà âíèçó ïðèïèñàíû.

— Èííîêåíòèé Åâãåíüåâè÷, — îí êèâíóë, — íî ÿ æå åùå íè íà ÷òî íå ñîãëàñèëñÿ.

— Ýòî ïîäàðîê. Áåðèòå. – ðàäóøíî çàóëûáàëñÿ Èííîêåíòèé Åâãåíüåâè÷. – À ÿ âàì òóò âèçèòî÷êó åùå îñòàâëþ. Òàì ìîè êîíòàêòû åñòü. Îáû÷íî ÿ çà êîìïüþòåðîì ïî ñðåäàì ñèæó. Ñ äâåíàäöàòè äî äâóõ. Çíàåòå ëè – ýòî òàêàÿ óâëåêàòåëüíàÿ âåùèöà! Âû çàõîäèòå, âìåñòå ïîðàäóåìñÿ.

Îí ïîäìèãíóë, ïîäíÿëñÿ è âåñåëî ïîøåë ê äâåðè. Ó ïîðîãà îñòàíîâèëñÿ, îáåðíóëñÿ:

— Çàõîäèòå. – è ïîäìèãíóë.

ß áûñòðî ñïðÿòàë êîíâåðò â ÿùèê ñòîëà, åùå è îçèðàëñÿ ïðè ýòîì ãëóïî, áóäòî êòî-òî â ìîå îòñóòñòâèå óñïåë íàïè÷êàòü êàìåðàìè âåñü êàáèíåò.

Îñòàòîê äíÿ ÿ ïðîðàáîòàë êàê â êîìå, êàê âî ñíå. Êèâàë, ñëóøàë, âûïèñûâàë ðåöåïòû, äûøàë, à ìûñëè áûëè òîëüêî î êîíâåðòå è î öåïêîì, ïòè÷üåì âçãëÿäå ñòàðèêà.

Âå÷åðîì, óõîäÿ äîìîé, ÿ çàáðàë êîíâåðò èç ñòîëà è ïîëîæèë åãî âî âíóòðåííèé êàðìàí ïëàùà…

Âðåìÿ äî ñðåäû ïðîëåòåëî íåèìîâåðíî áûñòðî, áóäòî è íå áûëî åãî: ãëÿäü, à óæå âå÷åð âòîðíèêà è çàâòðà, óæå çàâòðà íàäî ðåøàòü è ðåøàòüñÿ.

ß ïðîõàæèâàëñÿ ó êîìïüþòåðà òóäà-ñþäà âåñü âå÷å, à ïîòîì ðåøèë: íè â êîåì ñëó÷àå èç äîìà ñâÿçûâàòüñÿ íå áóäó! Òîëüêî èç Èíòåðíåò êàôå, ïðè÷åì ÷åì äàëüøå îíî áóäåò îò äîìà, òåì ëó÷øå. Óäèâèëñÿ – çíà÷èò ÿ óæå ñîãëàñèëñÿ!

 ñðåäó, ïî äîðîãå íà ðàáîòó, ÿ íå åõàë êàê îáû÷íàÿ ïàññàæèðñêàÿ ñîìíàìáóëà. Âìåñòî ýòîãî ÿ ãëàçåë â îêíî, æàäíî öåïëÿÿñü ãàçàìè çà íàçâàíèÿ íà âûâåñêàõ: «Ìîëíèÿ», «Òîâàðû äëÿ äîìà», «Öâåòû», «Ìÿñíûå ïîëóôàáðèêàòû» — âñå íå òî! Êîãäà àâòîáóñ ñâåðíóë, ÿ ïîéìàë âçãëÿäîì òó ñàìóþ, íóæíóþ ìíå âûâåñêó, è ïðî÷èòàë å¸ ñêîðåå èç ïàìÿòè, íåæåëè ÷åì ñ óâèäåííîãî: «Èíòåðíåò êàôå» — çåëåíûìè ñòèëèçîâàííûìè áóêâàìè íà ÷åðíîì ôîíå. Íå äàëåêî, íî è íå áëèçêî: øåñòü îñòàíîâîê îò áîëüíèöû – â ñàìûé ðàç.

Äî îáåäà ÿ ñêîðåå íå ðàáîòàë, à ìàÿëñÿ. ×àñòåíüêî çàäóìûâàëñÿ, ðóêà ñ ðó÷êîé çàâèñàëà íàä íåäîïèñàííûì ðåöåïòîì, ìåäñåñòðà Ðèìà êîñèëàñü íà ìåíÿ óäèâëåííî.

— Ðèìà, ÿ â÷åðà ìàëîñòü… — íåîïðåäåëåííûé æåñò ðóêîé è Ðèìà ñðàçó óñïîêîèëàñü. Ïðîñòî êîëëåãà ìàëîñòü ïåðåáðàë â÷åðà è ñåãîäíÿ ìàåòñÿ.

— Àëåêñåé Ãðèãîðüåâè÷, äà êàê æå âû òàê? – ÷óòü âñïëåñíóëà ðóêàìè, à â ãëàçàõ îæèäàíèå ïîëíîãî îò÷åòà î â÷åðàøíåé ïîïîéêå.

— Àé. – îòìàõíóëñÿ è ñîñòðîèë ãîðåñòíóþ ôèçèîíîìèþ – äîëæíî õâàòèòü. Ïîìÿëàñü, ðàññòðîèëàñü, íî âðîäå óñïîêîèëàñü, äàæå æàëîñòü â ãëàçàõ ïðîìåëüêíóëà. Ñàìîå âðåìÿ âîñïîëüçîâàòüñÿ ìîìåíòîì. – Ðèìà Àíàòîëüåâíà, ÿ ñåãîäíÿ íà îáåäå çàäåðæóñü.

— Êîíå÷íî, êîíå÷íî! – çàóëûáàëàñü. Íåáîñü äóìàåò, ÷òî ïîéäó äî áëèæàéøåãî ëàðüêà – çäîðîâüå ïîïðàâëÿòü. Íó è õîðîøî – ëèøíèé ïîâîä ïîòðåùàòü ñ ïîäðóãàìè â ðåãèñòðàòóðå è îò ìåíÿ íà âåñü äåíü îòñòàíåò, äà åùå è îñòàëüíûå îáî ìíå ëèøíèé ðàç ñïðàâëÿòüñÿ íå áóäóò. ß îáðàäîâàëñÿ, âîò òîëüêî ÷åìó?

Æäàòü àâòîáóñà ó áîëüíèöû ÿ íå ñòàë. Ñïîêîéíîé ïðîãóëî÷íîé ïîõîäêîé äîáðåë äî óãëà, ñâåðíóë è ÷óòü áåãîì íå ïðèïóñòèëñÿ! Áûñòðîé ðûñöîé ÷åðåç äîðîãó, çàñòûë íà îáî÷èíå êàê âêîïàííûé, ðóêó âñêèíóë – ïîïóòêà òîðìîçíóëà ïî÷òè ñðàçó.

Çàõîòåëîñü êàê â êèíîøêàõ êðèêíóòü: «Ãîíè!» è ïîòîì óæå ãåðîè÷åñêè òûêàòü ïàëüöåì â ëîáîâóõó è ÷òîáû òîðìîçà íà âèðàæàõ âèçæàëè è ÷åðíûå äûìíûå ïîëîñû íà àñôàëüòå. Âìåñòî ýòîãî ÿ ñòûäëèâî ïðîìÿìëèë: «íà ìàøèíîñòðîèòåëåé».

— Äâåñòè. – õâàòàíóë âîäèòåëü íàãëî.

— Õîðîøî. – ñàì ñåáå óäèâèëñÿ ÿ.

Ó Èíòåðíåò êàôå ÿ, íå ãëÿäÿ, òîðêíóë êóëàêîì ñ äâóì ñêîìêàííûìè ñîòíÿìè â âîëîñàòóþ ëàïó âîäèëû è ñêîðåíüêî ïîøåë ê âûâåñêå.

Äâà ðÿäà êîìïüþòåðîâ âíóòðè, íàóøíèêè, ðàçâåøàííûå íà íåâûñîêèå ïåðåãîðîäêè ìåæ ñòîëàìè, êëàâèàòóðû, ìûøêè – âñå êàê è äîëæíî áûòü. Òîëüêî ïîñåòèòåëåé íè îäíîãî – íå âðåìÿ.

Читайте также:  Снять болевой синдром при грыже

— Ìíå íà äâà ÷àñà. – ïîñìîòðåë íà ÷àñû – òîëüêî ïîëîâèíà äâåíàäöàòîãî. – Íà òðè ëó÷øå.

— Ñòî äâàäöàýòü. – æóÿ æâà÷êó, ëåíèâî ïðîòÿíóëà ìîëîäàÿ äåâóøêà çà ñòîéêîé ñ íåïîíÿòíîãî öâåòà âîëîñàìè. ß ñðàçó ïðîòÿíóë äåíüãè. Îïÿòü æå – ìÿòûå. Äåâóøêà áðåçãëèâî îêàòèëà ìåíÿ ãóñòî íàêðàøåííûì âçãëÿäîì, àëûé ìàíèêþð íåõîòÿ óõâàòèë ñêîìêàííûå øàðèêè äåíåã.

ß ñåë çà êîìïüþòåð. Òóò æå êîëüíóë èñïó㠖 çàáûë âèçèòêó! Ñïåøíî îõëîïàë ñåáÿ ïî êàðìàíàì, îáëåã÷åííî âçäîõíóë, — íå çàáûë.

Êîíòàêò íàøåëñÿ ñðàçó è äàæå ñâåòèëñÿ ïðèâåòëèâûì çåëåíûì öâåòîì. Íå ïðèäóìàâ íè÷åãî ëó÷øåãî, îòïðàâèë ñìàéëèê. Òóò æå ïî÷óâñòâîâàë, êàê íà ëáó ïðîñòóïèëà õîëîäíàÿ èñïàðèíà, ëàäîíè ñòàëè ëèïêèìè, âëàæíûìè.

Âìåñòî îòâåòà ñðàçó ïîøåë çâîíîê, ÿ ñïåøíî ñõâàòèë ñ ïåðåãîðîäêè íàóøíèêè, çàìåòàëñÿ âçãëÿäîì ïî ñòîëó â ïîèñêàõ ìèêðîôîíà è òîëüêî ñïóñòÿ ïàðó ñåêóíä äî ìåíÿ äîøëî, ÷òî ìèêðîôîí ïðèäåëàí ê íàóøíèêàì. Íàæàë íà îòâåò, òóò æå íà ýêðàíå ïîÿâèëàñü ñëåãêà ïîäòîðìàæèâàþùàÿ êàðòèíêà.

— Àëåêñåé Ãðèãîðüåâè÷? – óòâåðäèòåëüíî ñïðîñèë Èííîêåíòèé Åâãåíüåâè÷, è ñíîâà êîëüíóëà ìûñëü: «íó äîëæíà áûòü ó íåãî òðîñòü, äîëæíà!».

— Äà.

— Âàñ íå âèäíî. Æàëü. Âû ïîðàíüøå ïðèøëè? – ñòðàííî áûëî íàáëþäàòü íà ýêðàíå ñòàðèêà â ïîäîáíîì ìîåìó íîâîìîäíîì äåâàéñå. Òîëüêî áåç íàóøíèêîâ, òîëüêî øòàíãà ñ ÷åðíîé ìóõîé ìèêðîôîíà. Èííîêåíòèé Åâãåíüåâè÷ æäàë, ÿ áûë â çàìåøàòåëüñòâå. – Âû íàâåðíîå ïðèøëè îòêàçàòüñÿ?

— Íåò! – âûïàëèë ÿ áûñòðåå è ãðîì÷å ÷åì ñëåäîâàëî áû.

— Ïîõâàëüíàÿ ðåøèòåëüíîñòü. – îí îñêëàáèëñÿ, ïðîäåìîíñòðèðîâàâ äâà ðÿäà ïðåêðàñíûõ áåëûõ çóáîâ, ñòîëü íåóìåñòíûõ íà ôîíå åãî ñèçûõ ãóá. Äà è ñàìîé óëûáêå áûë íå ìåñòî, åñëè âñïîìíèòü ïðè÷èíó ýòîãî ðàçãîâîðà.

— À… — ÿ çàìÿëñÿ. Îêàçûâàåòñÿ íå òàê ïðîñòî ñïðîñèòü: «êàê âû ðåøèëè óéòè èç æèçíè?». Ìíå æå, äóðàêó, äóìàëîñü, ÷òî òîëüêî âûéäó íà ñâÿçü è Èííîêåíòèé Åâãåíüåâè÷ ñðàçó ïðåäúÿâèò ìíå øïðèö, ïîëíûé ÿäà, èëè ñóõî ãðåìÿùèé ïëàñòèêîâûé ïóçûðåê ñî ñíîòâîðíûì. Íè÷åãî òàêîãî íå áûëî è â ïîìèíå: ñòîë ïåðåä Èííîêåíòèåì Åâãåíüåâè÷åì áûë äåâñòâåííî ÷èñò, ïîçàäè, çà ñòåêëîì íà ïîëêàõ, âèäíåëèñü àêêóðàòíûå ðÿäû êíèã ñ çîëîòèñòûìè êîðåøêàìè – áîëüøå íè÷åãî íå âèäíî.

— Âû õîòèòå ñïðîñèòü ìåíÿ: êàê?

ß êèâíóë, ïîòîì âñïîìíèë, ÷òî îí òî ìåíÿ íå âèäèò è òîðîïëèâî ñêàçàë: «äà».

— Àëåêñåé Ãðèãîðüåâè÷, ÿ âàñ ðàññòðîþ. – ÿ íàïðÿãñÿ. Ñåé÷àñ áûëî ñàìîå âðåìÿ çàÿâèòü î àðåñòå èëè åùå î ÷åì íåëèöåïðèÿòíîì. – ß ðåøèë åùå ïîæèòü. Î, î ïîäàðêå íå áåñïîêîéòåñü – îñòàâüòå åãî ñåáå.

— Íó òîãäà, — ÿ ïðèâñòàë ñî ñòóëà, — ÿ ïîéäó.

— Ïîäîæäèòå, ïîäîæäèòå. – îí îòêèíóëñÿ íà ñïèíêó êîæàíîãî êðåñëà, ñëîæèë ðóêè íà âïàëîé ãðóäè. – Âû áû õîòåëè ïîëó÷àòü åùå òàêèå ïîäàðêè? – ÿ ñåë îáðàòíî, òóïî êèâíóë, îïÿòü ïîçàáûâ î îòñóòñòâèè êàìåðû. – Íàäî ïîëàãàòü âû ñêàçàëè äà? Ïðàâèëüíîå ðåøåíèå. – îí ïîäàëñÿ âïåðåä. – Óñëîâèÿ ïîäàðêîâ òå æå.

— Îïÿòü ïîìîãàòü âàì? – ñïðîñèë ÿ òóïî.

— Íå ñîâñåì ìíå. Æåëàþùèì. À èõ ìíîãî.

— Äàæå òàê?

— Äà, è äàæå íå ñîâñåì òàê. Èõ òûñÿ÷è! – îí ïîäàëñÿ åùå âïåðåä, åäâà íå ðàñïëàñòàâøèñü ïî ñòîëó è çàøåïòàë â ñàìóþ êàìåðó. – Äåñÿòêè òûñÿ÷!

— Äà?

— Äà! – îí ñíîâà îòêèíóëñÿ â êðåñëî. – Íî îíè òðóñëèâû. Ïî÷òè âñå. Àëåøà, âû êîãäà-íèáóäü õîòåëè ñîâåðøèòü ñàìîóáèéñòâî?

— Äà. – íåõîòÿ êèâíóë ÿ. – Íî ýòî áûëî äàâíî.

ß ñîâðàë. Áûëî ýòî ñîâñåì íå äàâíî, à íåäàâíî. Ãîäà åùå íå ïðîøëî. Ãëóïàÿ, ïóñòàÿ ðàçëóêà, ñêàíäàëû, âîäêà â îäèíî÷êó ïî íî÷àì. Äóìàë, ÷òî èç-çà íàñòîÿùåé ëþáâè ýòî âñå. Ïîâåçëî – ïåðåáîëåë, îòïóñòèëà ñåðäöå ïèÿâêà, íàñîñàëàñü äîñûòà è îòâàëèëàñü.

— È êàê? ×òî âàñ óäåðæàëî?

— Ìîçãè, — çëî áóðêíóë ÿ, — îäóìàëñÿ.

— Âðåòå, Ëåøåíüêà, âðåòå! Âàì ñòðàøíî ñòàëî. Âñòàëè âû íà êðàþ ïðîïàñè: ïîçàäè æèçíü, âïåðåäè ÷åðíîòà – îäèí øàã âïåðåä è âñ¸! Èñïóãàëèñü è íàçàä. – ïîáåäíî óëûáíóëñÿ è âåäü ïðàâ áûë, äî ïîñëåäíåãî ñëîâà ïðàâ! Îí ñëîâíî óâèäåë ýòî: îòêðûòîå â íî÷ü îêíî, õîëîä â ëèöî, ïîçàäè ïóñòàÿ êâàðòèðà, âïåðåäè äåâÿòèýòàæíàÿ áåçäíà ñ àñôàëüòîâûì äíîì. Ðàñïàõíè ðóêè-êðûëüÿ è ëåòè! Íåò, ñòðàøíî, æóòêî, óæàñíî! Óïàë íà ïîäîêîííèê, âöåïèëñÿ â íåãî è íàçàä, ïîëçêîì. Ïîëçêîì.

— Äà, èñïóãàëñÿ.

— Âîò è õîðîøî! ß òîæå. Òîëüêî ýòî áûëî ñîâñåì óæ äàâíî. Ñ òåõ ïîð ó ìåíÿ è çàäóìêà ýòà ïîÿâèëàñü. Òîëüêî íàäî áûëî åå äîäóìàòü, äàòü èäåå ïîñïåòü, âûçðåòü. Ïîíèìàåòå?

— Íó…

— Äà ëàäíî, íå âàæíî. Ëåøåíüêà, íàì æå ñ âàìè âñòðåòèòüñÿ òåïåðü íàäî, ïîäðîáíîñòè îáñóäèòü. Âû êàê, ñâîáîäíû âå÷åðîì?

— Äà. – îïÿòü ñîãëàñèëñÿ ÿ, êëÿíÿ ñåáÿ çà ïîêëàäèñòîñòü.

— ß òîãäà ê âàì ïîäúåäó. Ê âîñüìè ãäå-òî. – è ñðàçó îòêëþ÷èë ñâÿçü. Çàïîçäàëà ïðèøëà ìûñëü: «îòêóäà îí çíàåò ãäå ÿ æèâó?».

Ñòîèëî ñåêóíäíîé ñòðåëêå øàãíóòü ïåðåøàãíóòü çà âîñåìü ÷àñîâ, êàê â äâåðü ïîçâîíèëè. ×åñòíî ÿ áû íè÷óòü íå óäèâèëñÿ, åñëè áû Èííîêåíòèé Åâãåíüåâè÷ ÿâèëñÿ áû ñðàçó â êâàðòèðå, à åùå ëó÷øå – ñíà÷àëà áû ÿâèëàñü åãî áåëîçóáàÿ óëûáêà, à çàòåì è îí ñàì – òàê áûëî áû êóäà îðãàíè÷íåå. ß ïîøåë îòêðûâàòü.

Íà ìîå óäèâëåíèå Èííîêåíòèé Åâãåíüåâè÷ áûë îäèí, áåç îõðàíû.

— Ìîæíî âîéòè? – ÿ ïîñòîðîíèëñÿ. Èííîêåíòèé Åâãåíüåâè÷ êðèòè÷åñêè ïîñìîòðåë íà ïîë è ïðîøåë â êîìíàòó íå ñíèìàÿ îáóâè. Ñåë â êðåñëî, ïî õîçÿéñêè êèâíóë ìíå íà äèâàí, ÿ òîæå ñåë.

— Àëåêñåé Ãðèãîðüåâè÷, äàâàéòå ñðàçó ê äåëó. Âû ñîãëàñèëèñü ìíå ïîìî÷ü â ìîåé êîíôèäåíöèàëüíîé ïðîáëåìêå, à ýòî ãîâîðèò î òîì, ÷òî äóõ àâàíòþðèçìà âàì íå ÷óæä. – ÿ ïî÷óâñòâîâàë, êàê ó ìåíÿ êðàñíåþò óøè. – Çíàåòå, âû íå ïåðâûé, ê êîìó ÿ îáðàòèëñÿ ñ ýòîé, ïîçâîëåíèÿ ñêàçàòü – âûãîäíîé èäååé. Ýõ, îá îäíîì æàëåþ – íà êàìåðó íå ñíèìàë! Òàêèå ëèöà áûëè! Ýòî ñîáñòâåííûìè ãëàçàìè íàäî âèäåòü, íà ñëîâàõ íå ðàññêàæåøü. È âûãîíÿëè, è, íå ïîâåðèòå, äàæå âÿçàëè. Äà-äà! – ñòàëî ñòûäíî, è óøè ìîè ïîêðàñíåëè åùå ñèëüíåå. – Íó ëàäíî. Âñå ýòî ëèðèêà, ê äåëó. Ñåêóíäî÷êó, — îí çàëåç âî âíóòðåííèé êàðìàí ñâîåãî äîðîãîãî ïèäæàêà è èçâëåê íà ñâåò ÷åðíûé, ëàêîâî áëåñòÿùèé I-phone, — âîò. Âñå íåîáõîäèìîå ïðîãðàììíîå îáåñïå÷åíèå ïîñòàâëåíî, êàìåðà òóò òîæå åñòü.

ß òóïî êèâíóë, ãëÿäÿ íà ñóïåð äîðîãóþ âåùèöó, î êîòîðîé ÿ äàâíî ìå÷òàë, íî êóïèòü íå ìîã: òî äåíåã íå áûëî, òî áûëè äåíüãè, íî äàâèëà æàáà.

— Âîçüìèòå. – ïðîòÿíóë ìíå. – çàðÿæàòü áóäåòå îò êîìïüþòåðà, ðàçúåì÷èê òóò ñòàíäàðòíûé. ß âàì áóäó ñêèäûâàòü êîíòàêòíûå äàííûå è âðåìÿ. Âàøå äåëî – ïðîôåññèîíàëüíàÿ êîíñóëüòàöèÿ. Îïëàòà ñäåëüíàÿ. Ïîìîãàåòå ìîë÷à: íå îòãîâàðèâàéòå, ïî âîçìîæíîñòè âîîáùå ðòà íå îòêðûâàéòå.

— Òàê ïðîñòî?

— À çà÷åì íàì ëèøíèå ñëîæíîñòè? – îí óñìåõíóëñÿ è äîáàâèë. – Èëè âû õîòåëè, ÷òîáû ìû êîíòðàêò çàêëþ÷èëè? Òðóäîâîé äîãîâîð?

— Íåò-íåò! – ðàññìåÿëñÿ ÿ.

— Íó âîò è õîðîøî. – îí âñòàë. – Çà ñèì ïîçâîëüòå ðàñêëàíÿòüñÿ. Íå ïðîâîæàéòå.

Îí êîðîòêî êèâíóë, ðàçâåðíóëñÿ è óøåë. ß ïîæàë ïëå÷àìè è ñòàë ðàçãëÿäûâàòü ÷åðíûé îêàòûø I-phona. Ïðèÿòíàÿ âñå æå øòóêîâèíà. Âêëþ÷èë, ïîèãðàëñÿ, ïîòîì ïîëîæèë â êàðìàí ðóáàõè è çàáûë ïðî íåãî.

Ïåðâîå ñîîáùåíèå îò Èííîêåíòèÿ Åâãåíüåâè÷à ïîñòóïèëî ÷åðåç ìåñÿö. Áûëî îíî êðàòêèì è äî áåçîáðàçèÿ ëàêîíè÷íûì:

«IeGoVa0145

Âðåìÿ 21:00

Óäà÷è»

Ñõîæåå â ìîåì ïðîôèëå:

Íà îñíîâå ñíà. Èñòîðèÿ î ÇÎÌÁÈ (óæàñ òî êàêîé) — ýêøåí õîððîð íà îñíîâå ñíà

Ñàìîëåò íà áû÷üèõ íîãàõ. Ñòðàøèëêà èç ïèîíåðñêîãî ëàãåðÿ (ïî ïðîñüáàì ê ïîñòó Êàê îêòÿáðÿòà íà êëàäáèùå õîäèëè) — óæàñòèê, íà îñíîâå ñòðàøèëêè èç ïèîíåðñêîãî ëàãåðÿ

Çäåñü ìîæíî âîïèòü ×àñòü 1 (õîððîð, óæàñû) — óæàñû, õîððîð

Çäåñü ìîæíî âîïèòü ×àñòü 2 (õîððîð, óæàñû) — óæàñû, õîððîð

Çäåñü ìîæíî âîïèòü ×àñòü 3 (õîððîð, óæàñû) — óæàñû, õîððîð

Çäåñü ìîæíî âîïèòü ×àñòü 4 (õîððîð, óæàñû) — óæàñû, õîððîð

Çäåñü ìîæíî âîïèòü ×àñòü 5 ôèíàë (õîððîð, óæàñû) — óæàñû, õîððîð

Íîâîëóíèå ÷àñòü 1(ìèñòè÷åñêèé ðàññêàç) — ìèñòèêà, ïðèçðàêè

Íîâîëóíèå ÷àñòü 2 îêîí÷àíèå(ìèñòè÷åñêèé ðàññêàç) — ìèñòèêà, ïðèçðàêè

Ëåêàðñòâî îò ñêóêè ×àñòü 1 (àâòîð: Âîë÷åíêî Ï.Í.) — áîåâàÿ ôàíòàñòèêà (îïóáëèêîâàíî â Ôàíòàñêîïå)

Ëåêàðñòâî îò ñêóêè ×àñòü 2 (àâòîð: Âîë÷åíêî Ï.Í.) — áîåâàÿ ôàíòàñòèêà — îïóáëèêîâàíî â ôàíòàñêîïå

Êàê îêòÿáðÿòà íà êëàäáèùå õîäèëè

Источник