Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна thumbnail



В статье представлен опыт работы педагога-психолога, учителя — дефектолога и воспитателя с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, разные образовательные потребности и возможности здоровья, сенсорная комната, бизиборд.

Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Практическая значимость проекта заключается в реализации здоровьесберегающих технологий и методик педагогического сопровождения в формировании, сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии — это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка, в процессе взаимодействия ребенка, педагога и родителей на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологийобеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

При внедрении здоровьесберегающих технологий в ДОУ необходимо придерживаться следующих принципов:

— «Не навреди!»;

— сознательности и активности;

— непрерывности здоровьесберегающего процесса;

— систематичности и последовательности;

— доступности и индивидуальности;

— всестороннего и гармонического развития личности;

— системного чередования нагрузок и отдыха;

— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

В своей работе мы поставили перед собой цель: эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечить формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями и возможностями в работе педагога группы общеразвивающей направленности, педагога-психолога и учителя-дефектолога ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта мы решили следующие задачи:

— подбор и использование в работе наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями при индивидуальных и фронтальных формах работы;

— создание и обеспечение доступной игровой среды с использованием здоровьесберегающих технологий для реализации основной и адаптированной образовательных программ;

— пополнение дидактического, практического инструментария здоровьесберегающих технологий;

— создание сенсорной комнаты;

— создание в группах центров «Психологического комфорта»;

— обогащение сенсорного опыта, эмоциональных впечатлений детей через использование здоровьесберегающих технологий и развивающими возможностями сенсорной комнаты;

— развитие познавательной, речевой, двигательной деятельности посредством здоровьесберегающих технологий и сенсорной комнаты;

— обучение родителей методам здоровьесберегающих технологий;

— взаимодействие педагогического коллектива (воспитатели, педагог — психолог, учитель-дефектолог, учитель — логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

— присутствует положительная динамика в познавательном и социальном развитии и развитии коммуникативных навыков;

— педагоги эффективно используют здоровьесберегающие технологии и методики сопровождения для детей с разными образовательными возможностями и потребностями;

— родители занимают активную позицию сотрудничества и эффективного взаимодействия с педагогами и специалистами сопровождения;

— педагоги и специалисты сопровождения повышают профессиональную компетенцию;

— педагоги и специалисты сопровождения транслируют опыт работы на мероприятиях разного уровня.

Подготовительный этап нашего проекта включает всебя:

1. Изучение методической литературы:

Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья».

— Изучение практического пособия для ДОУ Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате».

— Изучение работы Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна».

— Изучение работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».

— Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

— Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.

— Сухарев А. Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России».

— Сивцова А. М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Методист. — 2007.

— Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».

— Никишина И. В. «Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением».

2. Работа спедагогами иродителями:

Семинар для родителей: «Развивающие и адаптивные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста».

— Тренинговое занятие для педагогов: «Час психологической разгрузки: «Я подарю себе любовь».

—Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов.

— Акция «День психического здоровья».

— Консультация для педагогов «Центр психологического комфорта в группе».

— Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

— Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как здоровьесберегающая технология».

— Мастер-класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ»

— Физкультурный досуг для детей с ОВЗ совместно с родителями «Все умею, все могу, вместе с мамой, вместе с папой!».

Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом даунаЗдоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом даунаЗдоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

3. Курсовая подготовка, участие всеминарах:

Обучение на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивная практика обучения и воспитание детей с ОВЗ».

— Участие в семинаре «Психофизиологические особенности детей с синдромом Дауна», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда».

— Участие в семинаре по изучению особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Я — есть!», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда».

— Участие в региональном научно-практическом семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОС О У/О», организованном Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования».

4. Создание предметно-пространственной развивающей среды:

Создание в ДОУ «Сенсорной комнаты», в группах «Центр психологического комфорта»;

— Подбор и создание аудиотеки: со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);

— Подбор и создание видеотеки физкультминуток, зрительной гимнастики, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса.

— Подбор и создание картотек релаксационных игр и упражнений, игр на развитие правильного речевого дыхания, пальчиковых игр, физминуток по лексическим темам, картотека игр — приветствий, картотека игр с движениями, картотека кинезиологических упражнений, картотека артикуляционной гимнастики, картотека игр с песком.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника проблемы пациента

Основной этап проекта

Одним из важнейших направлений в работе образовательных дошкольных учреждений является здоровьесбережение.

Здоровьесберегающие технологии — совокупность педагогических и психологических воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.

Работа педагогов и специалистов ДОУ строится на результатах мониторинга физического и психического развития ребенка. Опираясь на результаты мониторинга и наблюдения за ребенком мы составляем индивидуальный образовательный маршрут с учетом зон ближайшего развития ребенка, его индивидуальных возможностей, потребностей и способностей, перспектив развития.

Для достижения качественного результата мы используем следующие формы работы:

— индивидуальные (на начальных этапах работы) и мало-подгрупповые (в последующих этапах) коррекционно-развивающие игровые сеансы;

— индивидуальное и тематическое консультирование родителей;

— создание творческой группы педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом даунаЗдоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

В процессе коррекционно-развивающего игрового сеанса мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:

Формы работы

Особенности методики

проведения

Ответственные

Динамические паузы

Комплексы физминуток, которые включают дыхательную и зрительную гимнастику

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Пальчиковая гимнастика

Проводится в любой удобный отрезок времени

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Кинезитерапия

Комплексное применение различных движений

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Гимнастика для глаз

Использование наглядного материала, показ педагога

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Дыхательная гимнастика

Проветривание помещения и гигиена полости носа

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Занятия по здоровому образу жизни

«Оздоровительные занятия с детьми» М. Ю. Картушина, методика Железновой и др.

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Точечный самомассаж

Проводится по специальной методике, показ педагога

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Ситуативные малые игры

Ролевая подражательная имитационная игра

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Арт-терапия

Снятие психоэмоционального напряжения

педагог-психолог

Технология музыкального воздействия

Психоэмоциональное воздействие классической музыки, звуков природы

педагог-психолог

Сказкотерапия

Использование мнемотаблиц, чтение сказок

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Психогимнастика

Проводится по методике Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, Н. Л. Кряжевой

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Артикуляционная гимнастика

Развитие фонематической грамотной речи без движений

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Технология коррекции поведения

Программы «Познай себя», «Давайте познакомимся»

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Логоритмика

Система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Сенсорная комната

Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития

педагог-психолог

учитель-дефектолог

Пескотерапия

Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

учитель-дефектолог

педагог-психолог

В ходе подготовки и реализации проекта созданы картотеки:

«Проблемные ситуации»;

— «Физминутки и динамические паузы»;

— «Подвижные и спортивные игры»;

— «Артикуляционные гимнастики и игры на развитие речевого дыхания»;

— «Психогимнастические игры и этюды»;

— «Пальчиковые игры»;

— «Игры с движением»;

— «Игры с песком»;

— «Терапевтические аудиосказки»;

— «Зрительная гимнастика»;

— «Кинезиологические упражнения»;

— «Коммуникативные игры»;

Игры на развитие ручной умелости:

«Шнуровки: «Цифры», «Геометрические фигуры»; «Найди крышку», «Волшебные прищепки», «Игры с резиночками», «Моталочки», «Игры с веревочкой», дидактические пособия «Ёлочка», «Яблоня», «Тучка и радуга», «Сороконожка».

Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Тактильный сундучок», «Тактильные дощечки», «Сухие бассейны» (наполнители: крышки, абрикосовые косточки, пробки, макароны, контейнеры от киндер-сюрпризов, пуговицы, шарики-попрыгунчики).

Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом даунаЗдоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

Сенсорная комната, дети называют её «Волшебной», оснащена мягким покрытием, сенсорными модулями, «сухим бассейном», пособием «Умный куб», мягкими креслами «Капелька», панно «Звездное небо», световой шар, стол с подсветкой для рисования песком, «сухим душем». На стенах сенсорной комнаты закреплены 4 панели бизибордов. Первая панель «Вкладыши и фигуры», вторая — «Ловкие пальчики», третья — «Музыкальный островок», четвертая — «Ощущая — познаем».

Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом даунаЗдоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

В условиях сенсорной комнаты педагог — психолог проводит развивающую работу с детьми раннего возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и потребностями, а также с детьми дошкольного возраста нормотипичного развития, с целью развития и гармонизации эмоционально-волевой сферы, формирования и развития коммуникативных навыков, развития мелкой моторики и психических процессов. После первого посещения сенсорной комнаты у детей проявляется интерес к пространству комнаты и оборудованию, и это является естественным стимулятором для эффективной и качественной работы на коррекционно-развивающих сеансах педагога-психолога и учителя-дефектолога.

Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом даунаЗдоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

Посещая сенсорную комнату, дети получают и обобщают знания об окружающем мире, при этом у них развивается чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развиваются интеллектуальные качества и физические способности. Повышаются функциональные и адаптационные возможности организма. Активно развиваются психические процессы, межполушарное взаимодействие, повышается работоспособность и познавательная активность, развивается речевая и двигательная сфера. Развивается умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное партнеров по общению.

Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом даунаЗдоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.

Обучая детей, используя здоровьесберегающие технологии и предметно-развивающее пространство сенсорной комнаты, мы обогащаем сенсорный опыт, эмоциональное впечатление, способствуем развитию познавательной сферы, речевой и двигательной деятельности, формируем навыки социальной компетентности, даем детям новый социальный опыт, который важен для развития каждого ребенка, создаем тем самым условия для игрового общения.

Литература:

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
  2. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
  3. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях, Методист. — 2007.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога
  5. Никишина И. В. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением — М.: Планета, 2013.
  6. Брауни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов./ Пер. с англ. А. Курт. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2009. — 216 с., ил. — (Серия книг о синдроме Дауна).

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, педагог, ребенок, развитие, игра, психоэмоциональное напряжение, картотека игр, специалист сопровождения, потребность, Областной реабилитационный центр.

Источник

Cветлана Фильева
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомит педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Предварительная работа:

изучение литературы и Интернет – сайтов по использованию современных здоровьесберегающих технологий,

апробирование здоровьесберегающих технологий и методик с детьми,

изготовление тактильных модулей,

определение спектра вопросов для обсуждения.

Ход мастер класса

Ведущий.

С 2014 года в образовательной деятельности приняты ФГОСы дошкольного образования. «Здоровье» детей становится результатом освоения образовательной программы.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Читайте также:  Как лечить синдром позвоночной артерии отзывы

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Преодоление трудностей в коррекционной работе возможны только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приемов коррекции

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Предполагаемые ответы педагогов.

— закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

— выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

— педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе/

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:

Динамическую паузу

Артикуляционную гимнастику

Логоритмику

Массаж и самомассаж:

Точечный массаж

Самомассаж рук

Су-Джок – терапию

Пуговичный массаж кистей и стоп

Гимнастику:

Пальчиковую

Дыхательную

Кинезиологические упражнения

Гимнастику для глаз

Перечисленные методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Выделяют 4 подгруппы здоровьесберегающих технологий

организационно-педагогические технологии — ОПТ, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии – (ППТ, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные, технологии – (УВТ, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников и просвещению их родителей.

Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ, которые составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: коррекционную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья дошкольников

Дефектологу, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с детьми с ОВЗ приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит

улучшение памяти, внимания, мышления детей;

повышение способности к произвольному контролю;

улучшение эмоционального состояния;

повышение работоспособности, уверенности в себе;

стимулирование двигательных функций;

снижение утомляемости;

улучшение пространственных представлений;

развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;

стимулирование речевой функции;

улучшение соматического состояния.

Ведущий:

Сейчас мы разделимся на 2 команды. Каждая команда в ходе мастер — класса будет получать задания, которые помогут нам познакомится с новыми технологиями и использовать их в дальнейшей работе.

В доме ребенка разные группы детей с ОВЗ. Это дети с синдромом Дауна, ЗРР, ЗПР, ЗПМР, ДЦП и другие. Сейчас большое количество детей с РДА и ОДА.

Задание 1. Расшифруйте аббревиатуру (дети с РДА и дети с нарушением ОДА).

Задание 2. На доске, разделенной на 2 части прикреплены на магнитах карточки, на которых отмечены характерные черты ребенка с диагнозом синдром Дауна и ЗПРР. Возможны неправильные формулировки, может чего-то недоставать, может быть нужно что-то добавить.

— Составьте психологический портрет ребенка с данным диагнозом.

Ведущий:

Динамические паузы.

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Задание 3.

Каждая команда показывает динамическую паузу.

Ведущий:

Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение помогает

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость,

улучшить подвижность артикуляционных органов,

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк,

уменьшить напряженность артикуляционных органов

Задание 4.

— Покажите упражнения для язычка., которые демонстрируются на слайдах («Хоботок», «Улыбочка», «Часики», «Качели», и т. д.)

Ведущий:

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика — движение.

Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Задание 5

— Повторите упражнение за дефектологом.

1 команда

«Трубочка»

И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.

«Подудим мы в дудочку, тянем губы трубочкой».

Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу. Не смыкать с большим пальцем, удерживать под счет от 1 до 5.

2 команда

«Хоботок»

И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.

«Губы «хоботком» сложили, со слоненком подружились».

Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть под счет от 1до 5 и вернуться в И. п.

Ведущий:

«Логоритмика»

Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

ЦЕЛИ:

коррекция общих и мелких движений,

развитие координации «речь – движение»,

расширение у детей словаря,

совершенствование психофизических функций,

развитие эмоциональности,

навыков общения.

Ведущий:

Массаж.

массаж и самомассаж лицевых мышц;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

плантарный массаж (массаж стоп);

аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

массаж язычной мускулатуры

Ведущий:

Точечный массаж.

Давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Читайте также:  Грыжа шейного отдела позвоночника снять болевой синдром

Задание 6

-Выполните упражнение вместе с нами.

Наконец пришла зима, наступили холода.

Да-да-да – наступили холода. /Потереть ладошки друг о друга/

Да-да-да – превратилась в лед вода. /мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз/

Ду-ду-ду – поскользнулась я на льду. /указательными пальцами помассировать крылья носа/

Ду-ду-ду – я на лыжах иду. /растереть ладонями уши/

Ды-ды-ды – на снегу есть следы. /приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб/

Ведущий:

Самомассаж рук.

Самомассаж — нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции.

Используются следующие массажные движения:

поглаживание,

растирание,

легкое надавливание на кончики пальцев при массировании,

легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, как всех вместе, так и поочередно

Задание 7

Покажите упражнения, текст и рисунки – на слайдах

1 команда показывает упражнение «Солнышко»

2 команда показывает упражнение «Солнышко»

Каждая команда придумывает и показывает упражнение «Пальчики».

Ведущий:

Су-Джок терапия.

Это достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка СУ – кисть, ДЖОК – стопа.

Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений

Задание 7

— Повторите упражнение с шариком «Ежик»

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. /катаем шарик, сжимая ладонями, вверх-вниз/

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. /движения по пальцам/

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! /кладем в ладонь шарик и берем подушечками пальцев другой руки/

Стимуляция высокоактивных точек соответствует всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д.

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Ведущий:

Пуговичный массаж кистей и стоп

Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.

Ведущий:

Пальчиковая гимнастика.

Давно известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию психических процессов (внимания, мышления, памяти, а также активизируем речевую деятельность и готовим руку к письму.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Задание 8

Каждой команде нужно придумать и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Ведущий:

Дыхательная гимнастика

«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Стрельникова Александра Николаевна.

Дыхательная гимнастика — уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника

Наших детей нужно научить детей правильно дышать (вдох, выдох, задержать дыхание)

Задание 8

А)- Повторите упражнения.

Часики

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- взмах руками вперед (вдох) – «тик»,

2 – опустить руки вниз (выдох) – «так».

Повторить 4-5 раз

Петушок

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- руки в стороны (вдох,

2 – хлопая руками по бедрам, кричать «ку-ка-ре-ку» (выдох)

Повторить 4-5 раз

Б) Придумайте движения.

«Самолетик»

Самолет, самолет

Отправляется в полет.

Жу-жу-жу

Жу-жу-жу

Постою и отдохну.

Я налево полечу

Жу-жу-жу

Жу-жу-жу

Постою и отдохну.

Где можно использовать дыхательную гимнастику.

Как часть физкультурного занятия

Во время музыкальной образовательной деятельности

После дневного сна

На прогулке

В игровой деятельности

Как динамическая пауза во время образовательной деятельности

Противопоказания

Травмы головного мозга

Травмы позвоночника

Высокое артериальное и внутричерепное давление

Порок сердца

Необходима консультация врача!

Воздух набирается через нос, плечи не поднимать.

Выдох должен быть длительным, плавным.

Следить, чтобы не надувались щёки.

Упражнения выполняются как сидя, так и стоя.

Достаточно 3-5 упражнений.

Через несколько занятий следует усложнить упражнения.

Ведущий:

«Кинезеология»

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Мишель де Монтель.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Синхронизация работы полушарий.

Развитие мелкой моторики.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие речи.

Формирование зрительно-моторной координации.

Формирование пространственной ориентировки.

Предупреждение дислексии и дисграфии.

Задание 9

Повторите упражнения «Ухо-нос», «Лезгинка», «Зайчик. Коза. Вилка», «Дом. Ежик, «Замок», «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь».

Ведущий:

Гимнастика для глаз

Это могут быть следующие упражнения:

вертикальные движения глаз «вверх – вниз”;

горизонтальные «вправо – влево”;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

частое моргание;

массаж кончиками пальцев верхнего века.

Рекомендации по проведению гимнастики для глаз:

гимнастика проводится ежедневно

в спокойной обстановке

двигаются только глаза, без поворотов головы

Задание 10

-Выполнить упражнение в соответствии с текстом «Снежинки» (по одному представителю из каждой команды)

Мы снежинку увидали. —

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот с