Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

В статье представлен опыт работы педагога-психолога, учителя — дефектолога и воспитателя с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, разные образовательные потребности и возможности здоровья, сенсорная комната, бизиборд.
Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Практическая значимость проекта заключается в реализации здоровьесберегающих технологий и методик педагогического сопровождения в формировании, сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья.
Здоровьесберегающие технологии — это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка, в процессе взаимодействия ребенка, педагога и родителей на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий— обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
При внедрении здоровьесберегающих технологий в ДОУ необходимо придерживаться следующих принципов:
— «Не навреди!»;
— сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
В своей работе мы поставили перед собой цель: эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечить формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями и возможностями в работе педагога группы общеразвивающей направленности, педагога-психолога и учителя-дефектолога ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта мы решили следующие задачи:
— подбор и использование в работе наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями при индивидуальных и фронтальных формах работы;
— создание и обеспечение доступной игровой среды с использованием здоровьесберегающих технологий для реализации основной и адаптированной образовательных программ;
— пополнение дидактического, практического инструментария здоровьесберегающих технологий;
— создание сенсорной комнаты;
— создание в группах центров «Психологического комфорта»;
— обогащение сенсорного опыта, эмоциональных впечатлений детей через использование здоровьесберегающих технологий и развивающими возможностями сенсорной комнаты;
— развитие познавательной, речевой, двигательной деятельности посредством здоровьесберегающих технологий и сенсорной комнаты;
— обучение родителей методам здоровьесберегающих технологий;
— взаимодействие педагогического коллектива (воспитатели, педагог — психолог, учитель-дефектолог, учитель — логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
— присутствует положительная динамика в познавательном и социальном развитии и развитии коммуникативных навыков;
— педагоги эффективно используют здоровьесберегающие технологии и методики сопровождения для детей с разными образовательными возможностями и потребностями;
— родители занимают активную позицию сотрудничества и эффективного взаимодействия с педагогами и специалистами сопровождения;
— педагоги и специалисты сопровождения повышают профессиональную компетенцию;
— педагоги и специалисты сопровождения транслируют опыт работы на мероприятиях разного уровня.
Подготовительный этап нашего проекта включает всебя:
1. Изучение методической литературы:
— Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья».
— Изучение практического пособия для ДОУ Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате».
— Изучение работы Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна».
— Изучение работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».
— Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
— Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
— Сухарев А. Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России».
— Сивцова А. М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Методист. — 2007.
— Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
— Никишина И. В. «Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением».
2. Работа спедагогами иродителями:
— Семинар для родителей: «Развивающие и адаптивные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста».
— Тренинговое занятие для педагогов: «Час психологической разгрузки: «Я подарю себе любовь».
—Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов.
— Акция «День психического здоровья».
— Консультация для педагогов «Центр психологического комфорта в группе».
— Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ».
— Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как здоровьесберегающая технология».
— Мастер-класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ»
— Физкультурный досуг для детей с ОВЗ совместно с родителями «Все умею, все могу, вместе с мамой, вместе с папой!».
3. Курсовая подготовка, участие всеминарах:
— Обучение на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивная практика обучения и воспитание детей с ОВЗ».
— Участие в семинаре «Психофизиологические особенности детей с синдромом Дауна», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда».
— Участие в семинаре по изучению особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Я — есть!», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда».
— Участие в региональном научно-практическом семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОС О У/О», организованном Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования».
4. Создание предметно-пространственной развивающей среды:
— Создание в ДОУ «Сенсорной комнаты», в группах «Центр психологического комфорта»;
— Подбор и создание аудиотеки: со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);
— Подбор и создание видеотеки физкультминуток, зрительной гимнастики, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса.
— Подбор и создание картотек релаксационных игр и упражнений, игр на развитие правильного речевого дыхания, пальчиковых игр, физминуток по лексическим темам, картотека игр — приветствий, картотека игр с движениями, картотека кинезиологических упражнений, картотека артикуляционной гимнастики, картотека игр с песком.
Основной этап проекта
Одним из важнейших направлений в работе образовательных дошкольных учреждений является здоровьесбережение.
Здоровьесберегающие технологии — совокупность педагогических и психологических воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.
Работа педагогов и специалистов ДОУ строится на результатах мониторинга физического и психического развития ребенка. Опираясь на результаты мониторинга и наблюдения за ребенком мы составляем индивидуальный образовательный маршрут с учетом зон ближайшего развития ребенка, его индивидуальных возможностей, потребностей и способностей, перспектив развития.
Для достижения качественного результата мы используем следующие формы работы:
— индивидуальные (на начальных этапах работы) и мало-подгрупповые (в последующих этапах) коррекционно-развивающие игровые сеансы;
— индивидуальное и тематическое консультирование родителей;
— создание творческой группы педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
В процессе коррекционно-развивающего игрового сеанса мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:
Формы работы | Особенности методики проведения | Ответственные |
Динамические паузы | Комплексы физминуток, которые включают дыхательную и зрительную гимнастику | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Пальчиковая гимнастика | Проводится в любой удобный отрезок времени | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Кинезитерапия | Комплексное применение различных движений | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Гимнастика для глаз | Использование наглядного материала, показ педагога | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Дыхательная гимнастика | Проветривание помещения и гигиена полости носа | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Занятия по здоровому образу жизни | «Оздоровительные занятия с детьми» М. Ю. Картушина, методика Железновой и др. | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Точечный самомассаж | Проводится по специальной методике, показ педагога | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Ситуативные малые игры | Ролевая подражательная имитационная игра | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Арт-терапия | Снятие психоэмоционального напряжения | педагог-психолог |
Технология музыкального воздействия | Психоэмоциональное воздействие классической музыки, звуков природы | педагог-психолог |
Сказкотерапия | Использование мнемотаблиц, чтение сказок | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Психогимнастика | Проводится по методике Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, Н. Л. Кряжевой | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Артикуляционная гимнастика | Развитие фонематической грамотной речи без движений | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Технология коррекции поведения | Программы «Познай себя», «Давайте познакомимся» | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Логоритмика | Система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала | педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Сенсорная комната | Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития | педагог-психолог учитель-дефектолог |
Пескотерапия | Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений | учитель-дефектолог педагог-психолог |
В ходе подготовки и реализации проекта созданы картотеки:
— «Проблемные ситуации»;
— «Физминутки и динамические паузы»;
— «Подвижные и спортивные игры»;
— «Артикуляционные гимнастики и игры на развитие речевого дыхания»;
— «Психогимнастические игры и этюды»;
— «Пальчиковые игры»;
— «Игры с движением»;
— «Игры с песком»;
— «Терапевтические аудиосказки»;
— «Зрительная гимнастика»;
— «Кинезиологические упражнения»;
— «Коммуникативные игры»;
Игры на развитие ручной умелости:
— «Шнуровки: «Цифры», «Геометрические фигуры»; «Найди крышку», «Волшебные прищепки», «Игры с резиночками», «Моталочки», «Игры с веревочкой», дидактические пособия «Ёлочка», «Яблоня», «Тучка и радуга», «Сороконожка».
Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Тактильный сундучок», «Тактильные дощечки», «Сухие бассейны» (наполнители: крышки, абрикосовые косточки, пробки, макароны, контейнеры от киндер-сюрпризов, пуговицы, шарики-попрыгунчики).
Сенсорная комната, дети называют её «Волшебной», оснащена мягким покрытием, сенсорными модулями, «сухим бассейном», пособием «Умный куб», мягкими креслами «Капелька», панно «Звездное небо», световой шар, стол с подсветкой для рисования песком, «сухим душем». На стенах сенсорной комнаты закреплены 4 панели бизибордов. Первая панель «Вкладыши и фигуры», вторая — «Ловкие пальчики», третья — «Музыкальный островок», четвертая — «Ощущая — познаем».
В условиях сенсорной комнаты педагог — психолог проводит развивающую работу с детьми раннего возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и потребностями, а также с детьми дошкольного возраста нормотипичного развития, с целью развития и гармонизации эмоционально-волевой сферы, формирования и развития коммуникативных навыков, развития мелкой моторики и психических процессов. После первого посещения сенсорной комнаты у детей проявляется интерес к пространству комнаты и оборудованию, и это является естественным стимулятором для эффективной и качественной работы на коррекционно-развивающих сеансах педагога-психолога и учителя-дефектолога.
Посещая сенсорную комнату, дети получают и обобщают знания об окружающем мире, при этом у них развивается чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развиваются интеллектуальные качества и физические способности. Повышаются функциональные и адаптационные возможности организма. Активно развиваются психические процессы, межполушарное взаимодействие, повышается работоспособность и познавательная активность, развивается речевая и двигательная сфера. Развивается умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное партнеров по общению.
Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.
Обучая детей, используя здоровьесберегающие технологии и предметно-развивающее пространство сенсорной комнаты, мы обогащаем сенсорный опыт, эмоциональное впечатление, способствуем развитию познавательной сферы, речевой и двигательной деятельности, формируем навыки социальной компетентности, даем детям новый социальный опыт, который важен для развития каждого ребенка, создаем тем самым условия для игрового общения.
Литература:
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
- Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
- Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях, Методист. — 2007.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога
- Никишина И. В. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением — М.: Планета, 2013.
- Брауни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов./ Пер. с англ. А. Курт. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2009. — 216 с., ил. — (Серия книг о синдроме Дауна).
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, педагог, ребенок, развитие, игра, психоэмоциональное напряжение, картотека игр, специалист сопровождения, потребность, Областной реабилитационный центр.
Источник
Cветлана Фильева
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе». Мастер-класс для педагогов дома ребенка.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомит педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Предварительная работа:
изучение литературы и Интернет – сайтов по использованию современных здоровьесберегающих технологий,
апробирование здоровьесберегающих технологий и методик с детьми,
изготовление тактильных модулей,
определение спектра вопросов для обсуждения.
Ход мастер класса
Ведущий.
С 2014 года в образовательной деятельности приняты ФГОСы дошкольного образования. «Здоровье» детей становится результатом освоения образовательной программы.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Преодоление трудностей в коррекционной работе возможны только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приемов коррекции
Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?
Предполагаемые ответы педагогов.
— закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
— выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
— педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе/
В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:
Динамическую паузу
Артикуляционную гимнастику
Логоритмику
Массаж и самомассаж:
Точечный массаж
Самомассаж рук
Су-Джок – терапию
Пуговичный массаж кистей и стоп
Гимнастику:
Пальчиковую
Дыхательную
Кинезиологические упражнения
Гимнастику для глаз
Перечисленные методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.
Выделяют 4 подгруппы здоровьесберегающих технологий
организационно-педагогические технологии — ОПТ, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии – (ППТ, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные, технологии – (УВТ, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников и просвещению их родителей.
Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ, которые составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: коррекционную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья дошкольников
Дефектологу, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с детьми с ОВЗ приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит
улучшение памяти, внимания, мышления детей;
повышение способности к произвольному контролю;
улучшение эмоционального состояния;
повышение работоспособности, уверенности в себе;
стимулирование двигательных функций;
снижение утомляемости;
улучшение пространственных представлений;
развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;
стимулирование речевой функции;
улучшение соматического состояния.
Ведущий:
Сейчас мы разделимся на 2 команды. Каждая команда в ходе мастер — класса будет получать задания, которые помогут нам познакомится с новыми технологиями и использовать их в дальнейшей работе.
В доме ребенка разные группы детей с ОВЗ. Это дети с синдромом Дауна, ЗРР, ЗПР, ЗПМР, ДЦП и другие. Сейчас большое количество детей с РДА и ОДА.
Задание 1. Расшифруйте аббревиатуру (дети с РДА и дети с нарушением ОДА).
Задание 2. На доске, разделенной на 2 части прикреплены на магнитах карточки, на которых отмечены характерные черты ребенка с диагнозом синдром Дауна и ЗПРР. Возможны неправильные формулировки, может чего-то недоставать, может быть нужно что-то добавить.
— Составьте психологический портрет ребенка с данным диагнозом.
Ведущий:
Динамические паузы.
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
Задание 3.
Каждая команда показывает динамическую паузу.
Ведущий:
Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение помогает
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость,
улучшить подвижность артикуляционных органов,
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк,
уменьшить напряженность артикуляционных органов
Задание 4.
— Покажите упражнения для язычка., которые демонстрируются на слайдах («Хоботок», «Улыбочка», «Часики», «Качели», и т. д.)
Ведущий:
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика — движение.
Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Задание 5
— Повторите упражнение за дефектологом.
1 команда
«Трубочка»
И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.
«Подудим мы в дудочку, тянем губы трубочкой».
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу. Не смыкать с большим пальцем, удерживать под счет от 1 до 5.
2 команда
«Хоботок»
И. п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать под счет от 1 до 5. Вернуть губы в И. п.
«Губы «хоботком» сложили, со слоненком подружились».
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть под счет от 1до 5 и вернуться в И. п.
Ведущий:
«Логоритмика»
Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
ЦЕЛИ:
коррекция общих и мелких движений,
развитие координации «речь – движение»,
расширение у детей словаря,
совершенствование психофизических функций,
развитие эмоциональности,
навыков общения.
Ведущий:
Массаж.
массаж и самомассаж лицевых мышц;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
плантарный массаж (массаж стоп);
аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
массаж язычной мускулатуры
Ведущий:
Точечный массаж.
Давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Задание 6
-Выполните упражнение вместе с нами.
Наконец пришла зима, наступили холода.
Да-да-да – наступили холода. /Потереть ладошки друг о друга/
Да-да-да – превратилась в лед вода. /мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз/
Ду-ду-ду – поскользнулась я на льду. /указательными пальцами помассировать крылья носа/
Ду-ду-ду – я на лыжах иду. /растереть ладонями уши/
Ды-ды-ды – на снегу есть следы. /приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб/
Ведущий:
Самомассаж рук.
Самомассаж — нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции.
Используются следующие массажные движения:
поглаживание,
растирание,
легкое надавливание на кончики пальцев при массировании,
легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, как всех вместе, так и поочередно
Задание 7
Покажите упражнения, текст и рисунки – на слайдах
1 команда показывает упражнение «Солнышко»
2 команда показывает упражнение «Солнышко»
Каждая команда придумывает и показывает упражнение «Пальчики».
Ведущий:
Су-Джок терапия.
Это достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка СУ – кисть, ДЖОК – стопа.
Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений
Задание 7
— Повторите упражнение с шариком «Ежик»
Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. /катаем шарик, сжимая ладонями, вверх-вниз/
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. /движения по пальцам/
Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! /кладем в ладонь шарик и берем подушечками пальцев другой руки/
Стимуляция высокоактивных точек соответствует всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д.
На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Ведущий:
Пуговичный массаж кистей и стоп
Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.
Ведущий:
Пальчиковая гимнастика.
Давно известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию психических процессов (внимания, мышления, памяти, а также активизируем речевую деятельность и готовим руку к письму.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Задание 8
Каждой команде нужно придумать и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
Ведущий:
Дыхательная гимнастика
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Стрельникова Александра Николаевна.
Дыхательная гимнастика — уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника
Наших детей нужно научить детей правильно дышать (вдох, выдох, задержать дыхание)
Задание 8
А)- Повторите упражнения.
Часики
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- взмах руками вперед (вдох) – «тик»,
2 – опустить руки вниз (выдох) – «так».
Повторить 4-5 раз
Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И. П. встать прямо, ноги слегка расставить, 1- руки в стороны (вдох,
2 – хлопая руками по бедрам, кричать «ку-ка-ре-ку» (выдох)
Повторить 4-5 раз
Б) Придумайте движения.
«Самолетик»
Самолет, самолет
Отправляется в полет.
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Постою и отдохну.
Я налево полечу
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Постою и отдохну.
Где можно использовать дыхательную гимнастику.
Как часть физкультурного занятия
Во время музыкальной образовательной деятельности
После дневного сна
На прогулке
В игровой деятельности
Как динамическая пауза во время образовательной деятельности
Противопоказания
Травмы головного мозга
Травмы позвоночника
Высокое артериальное и внутричерепное давление
Порок сердца
Необходима консультация врача!
Воздух набирается через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным, плавным.
Следить, чтобы не надувались щёки.
Упражнения выполняются как сидя, так и стоя.
Достаточно 3-5 упражнений.
Через несколько занятий следует усложнить упражнения.
Ведущий:
«Кинезеология»
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Мишель де Монтель.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания, мышления.
Развитие речи.
Формирование зрительно-моторной координации.
Формирование пространственной ориентировки.
Предупреждение дислексии и дисграфии.
Задание 9
Повторите упражнения «Ухо-нос», «Лезгинка», «Зайчик. Коза. Вилка», «Дом. Ежик, «Замок», «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь».
Ведущий:
Гимнастика для глаз
Это могут быть следующие упражнения:
вертикальные движения глаз «вверх – вниз”;
горизонтальные «вправо – влево”;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
частое моргание;
массаж кончиками пальцев верхнего века.
Рекомендации по проведению гимнастики для глаз:
гимнастика проводится ежедневно
в спокойной обстановке
двигаются только глаза, без поворотов головы
Задание 10
-Выполнить упражнение в соответствии с текстом «Снежинки» (по одному представителю из каждой команды)
Мы снежинку увидали. —
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот с