Задержка речи с моторным синдромом

Задержка речи с моторным синдромом thumbnail

Задержка речи с моторным синдромомЕвгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.

Готовность ребенка к навыку

— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?

— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка. Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр.  При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.

Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.

Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:

  • Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
  • Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
  • Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.

Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.

Дети не умеют лениться

— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?

— Факторы риска следующие:

недоношенность менее 35 недель;
оценка по Апгар — 5 и менее;
ИВЛ после рождения;
желтуха более 300 мкмоль/л;
внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
если были судороги;
если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).

— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?

— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.

Таблица навыковПеревод таблицы с сайта Mamazanuda.ru

За границей детей не трогают? Это миф!

— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?

— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает. Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает. Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.

Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.

Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.

И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.

— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?

— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения. Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Источник

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.
Читайте также:  Синдром фенилкетонурия что это такое

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник

Одним из главных и необходимым качеством для людей является общение. Благодаря ему люди получают возможность познавать мир, ставить перед собой цели, достичь желаемого, найти свое предназначение, стать счастливым… Как известно речь не является врожденным фактором, и у новорожденного она отсутствует. Стимулом для ее развития и является необходимость в общении, передачи эмоций. Так от чего же происходит задержка развития речи у ребенка и как это предотвратить?

Первые признаки задержки речи

Первые признаки речи у ребенка начинают проявляться с двух месяцев. Это является одним из наиболее важных сигналов для родителей, от которых напрямую зависит, насколько хорошо и правильно будет говорить их ребенок. Если они его проигнорируют, то впоследствии это приведет к плачевным результатам, развитие речи у ребенка затормаживается, что в итоге отрицательно сказывается на его полноценном развитии.

К сожалению статистика печальна, установлено, что почти у 40% малышей четырех-шести лет обнаруживаются такие отклонения.

Не имея возможность общаться, ребенку тяжелее удается познавать мир, заводить друзей, учиться, а хуже всего-то, что задержка речи приводит к отставанию в умственном развитии. Такой диагноз специалисты обычно ставят, начиная с трех лет, но первые признаки можно заметить намного раньше, первый год-два.

Признаки задержки речи у ребенка

Факторы отклонений развития речи у ребенка

Факторы, из-за которых происходит задержка развития речи у ребенка делятся на внутренние и внешние. Внешний — заключается в не совсем благоприятной домашней среде. Близкие мало общаются и занимаются с малышом или у родителей сжатый словарный запас, ограничивающийся несколькими короткими фразами, содержащие как грамматические, так и речевые ошибки.

Второй – внутренний, связанный с замедленным развитием речевых клеток головного мозга, как следствие патологий при беременности или родов, а также с заболеваниями первых лет жизни ребенка. Причиной могут стать частые его падения, оставленные без внимания, а также следствия черепно-мозговых травм. Не редко бывает, что причина скрывается в пониженном слухе, который не всегда вовремя выявляют на ранней стадии.

Читайте также:  Можно ли умереть из за синдрома позвоночной артерии

В некоторых случаях задержкой в развитии речи является генетический фактор, передаваемый из поколений, а также отставание в общем или умственном развитии.

Причины отклонения развития речи у ребенка

Формирование речи у ребенка

Речь у здорового ребенка формируется поэтапно и длится на протяжении нескольких лет:

  • Обычно в первый месяц, полтора, он прислушивается к голосам, начинает узнавать знакомые и радостно на них реагировать, понемногу учится произносить гласные, а в полгода, вовсю лепечет.
  • В 1,5 говорит первые несложные слова, может понимать и отличать голоса окружающих.
  • 2-3 года появляются первые словосочетания и фразы, содержащие еще ошибки в звуках и произношении, но со временем это проходит.
  • К пяти годам речь полностью формируется, ребенок полноценно может разговаривать, общаться, легко познавать мир на понятном всем языке.
  • В шесть лет он уже самостоятельно пересказывает небольшие тексты и стишки, описывает разные события, связанно и осмысленно.

Важно знать, что чем раньше будет выявлена у ребенка задержка в развитии речи, чем быстрее родители и близкие обнаружат у него отклонения, тем эффективнее и успешнее будет протекать лечение.

Формирование речи у ребенка

Когда стоит бить тревогу, если у ребенка задержка речи?

Родителям необходимо тревожиться и принимать меры если:

  • К трем месяцам ребенок плохо реагирует на знакомые голоса, не проявляет к них никаких эмоций.
  • Не лепечет после восьми месяцев и не пытается произносить гласные.
  • Если к полутора годикам не может говорить первые несложные слова, отвечать на простые вопросы родителей.
  • После двух лет имеет скудный словарный запас и его не удается пополнить.
  • В два с половиной года не связывает слова во фразы и предложения.
  • В 3 года ребенок разговаривает настолько плохо, что его понимают только родные и близкие ему люди.

когда стоит бить тревогу при задержке речи у ребенка?

Куда обращаться при первых симптомах задержки речи?

Первичное обследование если у ребенка задержка развития речи лучше всего пройти сразу у трех специалистов: психиатра, логопеда и детского невролога, это поможет поставить правильный диагноз и качественно пройти лечение. В первую очередь необходимо выявить причину, в чем она состоит. В этих целях проводится беседа с родителями: как проходила беременность, если не было осложнений во время родов, как малыш развивался первые месяцы жизни.

После разговора с родителями будет проводиться диагностика ребенка, состоящая из нескольких тестов, для выявления соответствия развития малыша его возрасту. Если причина задержки является неврологической, связанная с дисфункцией головного мозга, тогда будет назначено медикаментозное лечение. Ребенку пропишут препараты для повышения и улучшения мозговой активности.

Если причина в недостатке общения, в этом случае родителям укажут на это, и помогут с предложениями и рекомендациями для применения их в ходе дальнейшего воспитания своего малыша, и конечно в обязательном порядке посещение логопеда. Специалист подойдет к этому вопросу комплексно, и наряду с развитием у ребенка речи будет вестись работа по развитию над его мышлением, внимание, памятью и воображению. Все эти функции взаимосвязаны между собой, способные привести к активизации друг друга.

Как научить ребенка разговаривать в 2 года?

Наряду с этим логопед проведет занятия для развития фонематического слуха, то есть восприятие звука при разговоре. Дети часто путают похожие при произношении согласные такие как, в и ф, т и д, из- за этого речь искажается, а если над этим не работать тогда она такой и останется.

Налаживания структуры правильного произношения слов и моторики — если малыш при разговоре путает местами, переставляет в словах слоги, тоже логопед сможет помочь.

Также будет уделено внимание пополнению словарного запаса малыша, расширению его кругозора, формированию речевых навыков и артикуляции. Для этого существует ряд занятий и упражнений, разработанные специалистами, которые при комплексном применении приведут к хорошим результатам.

Главное не упустить время, ведь нет ничего важнее для родителей, чем здоровое и полноценное развитие своего малыша, его улыбка и веселый лепет, первое слово, первые стишки, сказки и бесконечные, почемучки….

Источник

Каждой маме приятно осознавать, что ее любимый ребенок — умный, талантливый, способный и многообещающий. Поэтому многие огорчаются, когда, к примеру, ровесник сына говорит лучше, чем собственное чадо. А если еще и мамочка подливает масла в огонь, рассказывая про «а мы еще и предложениями разговариваем»…

Детский невролог Галина Айткешева предлагает родителям не паниковать по поводу задержки речи у ребенка («ой, мы такие молчуны»), а определить норму по календарю речевого развития. Да, такой существует!

1 месяц улыбка.

2-3 месяца гуление.

6 месяцев лепет.

8 месяцев активный лепет.

9-10 месяцев слоги «ба-ба, ма-ма».

12 месяцев до пяти слов.

14 месяцев соотносит слоги с определенным предметом.

18 месяцев до 10 слов (в основном название).

24 месяца двухсловные предложения.

3 года ребенок в норме правильно произносит: «м, н, б, п, т, к, д, а, о». Словарный запас до 250 слов.

4-летний ребенок правильно произносит: «ф, ч, ш, ц, щ, с, з, в, г». Словарный запас до 2000 слов.

5-летний ребенок правильно произносит: «и, с, р, л». Произношение всех звуков в норме. Словарный запас до 3000.

6-7 лет произношение всех звуков в норме, понимает образную речь: «на скорую руку», «ни свет, ни заря». Словарный запас 35000 слов.

© Instagram @aytkesheva_galina

А теперь о том, как быть, если развитие речи малыша не совпадает с данным календарем? На эту тему есть мнение невролога Ольги Шемятовской.

Термин «задержка речевого развития» используется неврологами, логопедами, педиатрами, психологами. Часто не очень к месту, — говорит доктор.

От 10 до 15% 2-3 летних детей имеют задержку речи, но только 4-5 % остаются с задержкой к 4 годам. Дальше статистика еще лучше, а нарушения речи сохраняются, в основном, у детей с сопутствующими заболеваниями, вроде расстройств аутистического спектра или синдрома Дауна.

Можно считать, что речь подзадержалась, когда 90% типично развивающихся детей того же возраста, что и ваш, навык освоили, а ваш к освоению навыка даже не приблизился.

Невролог Ольга Шемятовская перечисляет и признаки, которые являются так называемыми «красными флажками» в речевом развитии:

Ребенок до 6 месяцев не реагирует на звуки и обращенную речь. Вообще. Никак.

В 6-9 месяцев не «болтает», то есть не издает любые звуки.

В 12 месяцев не говорит «мама», «папа» (или другие слоги/простые слова, обозначающие родителей), чтобы их позвать.

В 15 месяцев не использует слова (кроме слов обозначающих родителей) для своих запросов или комментариев. И также не использует жесты (знак рукой), чтобы показать, что хочет взять тот предмет.

В 18 месяцев не имеет по крайней мере 5 слов в запасе и никак их не использует. Не указывает на какое-то значимое событие/интересный предмет, чтобы разделить радость. (Например, увидел большой автобус, собачку, реку и зовёт взрослого, чтобы он тоже посмотрел)

В 24 месяца не может объединить 2 слова в словосочетание/простое предложение (я пришёл, привет, баба, хорошая собачка). Это могут быть не обязательно чёткие и понятные слова. Важна сама суть.

© Depositphotos

К какому специалисту идти в этом случае? К неврологу и логопеду. И вот какие вопросы могут задать маме врачи. Их перечислила доктор Ольга Шемятовская:

Есть ли (были) у кого-нибудь в семье проблемы со слухом, речью и ее развитием, социальным навыками, обучением?

Есть ли у ребенка проблемы со слухом (предполагаемые) или факторы риска их развития?

Имели место пренатальные воздействия или перинатальные осложнения? (внутриутробные инфекции, гипоксия, кровоизлияния и другие разнообразные проблемы во время беременности и родов)

Соответствуют ли другие навыки ребенка (в том числе социальные, адаптивные) его возрасту? Случались ли откаты (потери навыков)?

Каков уровень образования родителей, братьев и сестёр ребёнка, других взрослых и детей, живущих или часто контактирующих с ребенком?

Есть ли у родителей и других взрослых, проводящих с ребенком больше всего времени, признаки депрессии?

Прослеживаются ли у ребенка навыки игры и общения с другими детьми?

Какая у вас дома (в том месте, где ребёнок чаще проводит время) лингвистическая среда? (имеется в виду количество и качество речи, которой окружён ребёнок большую часть времени)

Для чего в основном ребенок использует уже полученные речевые навыки (не обязательно слова или фразы)? (Примеры ответов:

  • заявление о потребностях (голод, жажда, усталость, дискомфорт, недостаток внимания, желания; разделение с взрослым эмоций: какая большая машина! Какой вкусный торт!;
  • выражение идей;
  • описание того, что происходит вокруг;
  • просто названия предметов).

Логопед Дарья Мартьянова знает, как избежать задержки речевого развития речи детей и поясняет:

Речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству.

© Instagram @martyanovadasha

По мнению эксперта, самый благоприятный период для развития речи – от 0 до 3 лет. Если в период раннего возраста у ребенка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому просто необходимо с самого рождения погрузить ребенка в среду активного речевого общения. Логопед составила подсказки для родителей:

0–3 месяца

  • Как развивать ребенка в этом возрасте.
  • Пение гласных звуков (о, а, у, и).
  • Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
  • Пение колыбельных песен.
  • Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
  • Делайте паузы, чтобы малыш смог вам «ответить» на своём языке.
  • Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
  • Использование в режимных моментах потешек, пестушек.

3–5 месяцев

  • Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
  • Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
  • Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
  • Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
  • Продолжаем выполнять приемы из первого периода.

5–9 месяцев

  • Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.
  • Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
  • Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
  • Потешки, прибаутки
  • Игра в «Ку-ку» (спрятать лицо, игрушку)
  • Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
  • Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
  • Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
  • Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.

9–12 месяцев

  • Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определенный предмет.
  • Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, правильная, неторопливая речь взрослых, – пояснила логопед.
  • Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
  • Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
  • Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
  • Развиваем моторику
  • Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
  • Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)

Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)

  • Задавайте вопросы ребёнку: «где?», «что это?», «кто это?», «где зайка, а где киска»?
  • Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?
© Depositphotos

На самом деле, если в семье с ребенком говорят родители, а не телевизор, малыш станет «болтунишкой». Общаясь с крохой, проговаривайте каждое ваше действие. К примеру, это — книжка. Сейчас будем читать. Хвалите ребенка за речевую активность. Давайте ему возможность и стимул сказать о своих желаниях самостоятельно, даже если вы точно знаете, что ему нужно. И помните, ваша речь должна быть понятной и правильной.

Читайте также:  Узи 12 недель дауна синдром

Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно. Поэтому говорите с ребенком, читайте ему, обсуждайте что-то интересное!

А как вы развиваете речь своего ребенка?

Читайте также:

  • Почему ребенок не разговаривает
  • Нарушение речи у детей дошкольного возраста
  • Основные причины логоневроза и его лечение
Все фото: Depositphotos

Источник