Задачи реабилитации детей с синдромом дауна

Цель данной программы:создание системы комплексной помощи в реабилитации и социальной адаптации семьям с детьми, с синдромом Дауна.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Получение полной информации об уровне развития каждого ребёнка с синдромом Дауна и выявление причин, препятствующих адек­ватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и нарушающих гармоничную внут­рисемейную жизнедеятельность.

2. Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье, переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания, коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских);

3. Совершенствование системы абилитационных и реабилитационных мероприятий, позволяющей детям с синдромом Дауна компенсировать нарушенные психические функции и способствовать успешной социальной адаптации ребенка.

4. Формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

5. Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению различных мероприятий (мастер-классов, развлекательных мероприятий) для детей с синдромом Дауна и их родителей.

Принципы построения данной программы:

1.Доступность предлагаемого материала, соответствующего индивидуальным особенностям детей.

2. Систематичность, последовательность в проведении коррекционной работы (от простого к сложному).

3. Личностно-ориентированный подход к детям.

4. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна.

5. Взаимосвязь с игровой деятельностью.

6. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации (Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами).

7. Деятельностный подход (Процессы профилактики, коррекции должны проходить в тех видах деятельности, которые доступны детям).

8. Принцип субъектности (Активное привлечение ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком).

Реализация данных принципов позволяет создать оптимальные условия для организации и проведении коррекционно-развивающих занятий, мероприятий для детей с синдромом Дауна и их родителей.

Используются следующие методы и приёмы:

По источнику знаний:

Ø словесные – беседа, эвристическая беседа, беседа-игра, проблемный вопрос, обсуждение, рассказ, пояснение действия при выполнении;

Ø наглядные – показ игрушки, демонстрация иллюстрации, схемы, серии сюжетных картин; дидактический материал; показ приёмов исполнения; использование образцов;

Ø практические – заполнение схем, дидактические игры, работа с книгой, практическая работа.

По характеру познавательной деятельности:

Ø репродуктивные: ответы на элементарные вопросы, выполнение упражнений по образцу.

Ø частично-поисковые: ответы на проблемные вопросы, использование полученных ранее знаний в новой ситуации, освоение знаний в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Ø творческие: образно-пластическое перевоплощение.

Стимулирующие методы:

Ø поощрение, подчеркивание достижений, мотивация участия, ситуация успеха, занимательность информации, предоставление роли ведущего.

В комплексной программе по реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей данные методы применяются на пределе возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития».

Основные формы комплексной реабилитации:

1. Диагностическое обследование.

2. Индивидуальные занятия со специалистами.

3. Фронтальные занятия.

4. Интегрированные занятия.

5. Логоритмические занятия.
6. Работа с родителями.
7. Культурно-массовые мероприятия.

Специалисты используют нетрадиционные формы проведения занятий, которые предоставляют детям возможность свободно размещаться на занятиях (в кругу, полукругом, около логопеда, психолога и т. д.). Это способствует повышению продуктивности реабилитационных занятий.

Режим

1 раз в неделю (суббота), продолжительность еженедельных встреч составляет 2 – 2,5ч.
14.00—16.00 — занятия со специалистами.
16.00—16.30 — проведение совместных с родителями мероприятий.

Индивидуальная работа специалистов с ребенком проходит по согласованному графику. Длительность индивидуальных занятий (15-30 минут) будет зависеть от индивидуальных особенностей де­тей с синдромом Дауна и от их возможностей. Длительность занятий фронтальных занятий – 40-50 мин.

Диагностика детей проводится в три этапа: сентябрь, январь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого ребёнка. Не зная особенностей развития детей, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения педагога и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.

Система работы с родителями

(в структуре этой системы — изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с РЦДПОВ «Надежда», образовательные запросы родителей)):

· Педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и групповые консультации, лекции, практические занятия, «круглые столы»).

· Информирование родителей о состоянии и перспективах работы клуба «Радуга надежды» через групповые собрания, конференции.

· Включение родителей в реабилитационный процесс (привлечение родителей к участию на занятиях, мероприятиях, демонстрация личностных достижений детей).

· Проведение психологических консультаций с родителями в зависимости от заявленной проблемы.

· Оформление стенда для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна.

· Распространение буклетов для родителей.

· Создание папки «Шпаргалки для родителей»:статьи, список литературы об особенностях содействия развитию детей с синдромом Дауна (Приложение №1).

· Организация помощи молодым родителям (родитель-родителю).

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

· Создание семейного клуба «Радуга Надежда» как средства сплочения родителей детей с синдромом Дауна в системе комплексной реабилитационной помощи для решения их проблем.

· Дифференцированноеобследование семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

· Разработка индивидуальной программы и составление коррекционного маршрута.

· Проведение коррекционно-развивающих занятий согласно разработанным индивидуальным программам — по 24 занятия у каждого из специалистов (логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по ФК и социального педагога) для 40 детей – всего 3000 услуг.

Читайте также:  Анализ крови на синдром дауна у ребенка

· Реализация программы по логоритмике – 24 занятия.

· Реализация программы социальной адаптации «Круг» — 10 занятий.

· Индивидуальные и групповые консультации для родителей – не менее 300 консультаций.

· Проведение информационно-практических семина­ров, тренингов, мастер-классов по использованию реа­билитационных технологий в условиях семейного вос­питания – 5 занятий, общий обхват – 46 родителей.

· Обучающие лекции, направленные на формирование моделей поддержки и обучения родителей детей с нарушениями интеллекта, взаимоотношений детей и родителей, детей и окружающей среды – 5 занятий.

· Разработка и издание информационных, методических и справочных материалов для родителей, воспитываю­щих детей-инвалидов с синдромом Дауна – 5 выпусков по 40 штук (будут распространены во время проведения клуба, а так же представлены на стендах отделения).

· Повышение уровня интеллектуального, речевого развитие ребенка синдромом Дауна на индивидуальных, групповых, интегрированных занятиях.

· Создание условий для развития личности ребенка синдромом Дауна и его креативных способностей.

· Создание оптимальной нагрузки на коррекционно-развивающих занятиях (применение здоровьесберегающих технологий) на ребенка с целью защиты его от переутомления.

· Наличие полноценного наглядно-дидактического, технического инструментария.

· Организация и обеспечение игрового пространства для семей с детьми с синдромом Дауна.

· Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной — развивающей помощи детям с синдромом Дауна.

· Создание ин­формационного стенда «Радуга Надежды» (1 шт.). Информирование об деятельности семейного клуба «Радуга Надежды».

· Привлечение к участию в деятельности клуба студентов по проведению развлекательных и познавательных мероприятий для детей с синдромом Дауна (не менее 18 студентов-волонтёров).

· Проведение еженедельных совместных досуговых мероприятий для семей и детей с синдромом Дауна «В субботу мы вместе».

Повышение родительской компетентности, обучение навыкам коррекционной — развивающей помощи детям с синдромом Дауна (25семей).

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их индивидуальные особенности.

Кадры.

1. Логопед.

2. Педагог-психолог.

3. Музыкальный педагог.

4. Инструктор по физической культуре.

5. Специалист по социальной работе.

Условия.

1. Логопедический кабинет.
2. Кабинет психолога.

3. Спортивный зал.

4. Музыкальный зал.

Раздел № 3

Источник

Основной целью воспитания и обучения детей с синдромом Дауна является их семейно-социальная адаптация. Чем раньше родители начнут развивать своего больного ребенка, тем успешнее он будет добиваться успехов. Родители таких детей должны помнить, что ответственность за степень интеграции ребенка полностью лежит на их плечах, поэтому они не должны отказываться ни от какой помощи и использовать все имеющиеся методики.

Реабилитация детей с синдромом Дауна – это длинный путь, который нужно пройти очень мелкими шагами, поэтому придется запастись терпением и найти эффективные методики, позволяющие задействовать все существующие каналы восприятия:

· наглядность;

· осязание;

· слух;

· кинестетические ощущения.

Особенности методик диктуют определенные требования. Занятия должны обязательно вызывать интерес у ребенка, а результаты – постоянно поощряться. Поощряются групповые занятия для улучшения социальной приспособленности ребенка и его подготовки. Также приветствуется нахождение ребенка в детских коллективах (например, в детских садах), так как доказано, что находясь в коллективе, дети с синдромом Дауна быстрее и лучше приспосабливаются. Дети с синдромом Дауна могут проходить обучение в специализированных школах, но возможно также и посещение обычных школ, что так же способствует улучшению социальной подготовки ребенка.

Приветствуются занятия с психологами и логопедами в специальных реабилитационных центрах. При правильно организованном уходе и специальном обучении дети с синдромом Дауна осваивают те же навыки, что и здоровые дети, только несколько позже.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители ребенка с синдромом Дауна это необходимость поставить в известность близких родственников и друзей. Очень часто это ставит окружающих в неловкое положение и стать причиной натянутости в отношениях. Выходом из этой ситуации является откровенный разговор, который помогает преодолеть все страхи и неуверенность и осознавать, что детям с синдромом Дауна также необходимы родительская забота и любовь.

Правильно организованный уход за детьми с синдромом Дауна, ранняя поддержка и психологическая помощь позволяют вырастить вполне адекватного ребенка, а родителям дает возможность вести обычный образ жизни и наслаждаться общением с крохой.

Большинство детей с синдромом Дауна имеет отклонения в умственном развитии, которые варьируются от легких до умеренных. Раннее вмешательство в эту проблему идет только на пользу детям с синдромом Дауна. Многие из них учатся читать, писать и участвуют в нормальной деятельности.

Когда ребенок с синдромом Дауна здоров, он нуждается в развивающих, общеукрепляющих и обучающих программах, коррекционных занятиях со специалистами логопедами-дефектологами. Ранние и последовательные усилия по закреплению моторных навыков и общему развитию ребенка приводят к хорошим результатам: ребенок не только обслуживает себя самостоятельно, но и способен посещать специализированную или даже обычную школу.

Так же как метод психофизиологической и социальной коррекции является анималотерапия, которая включает практически все методы медицинской реабилитации.

Читайте также:  Синдром кошачьего крика фенотипические признаки

Множество современных и уже опробованных методик дают прекрасные результаты. Анималотерапия отличается формированием особо доверительного контакта больного ребенка и специально подготовленного животного. Игровая форма обучения фиксирует интерес ребенка, снижает его утомляемость. В тесном контакте с животным развиваются моторные навыки, тренируются слабые мышцы, расширяется кругозор и улучшается психоэмоциональное состояние ребенка с синдромом Дауна.

1) Дельфинотерапия.

В ряду особо перспективных обучающих программ с участием животных, стоит дельфинотерапия. Специально обученные дельфины погружают ребенка в мир чуткого тактильного контакта и ультразвукового общего воздействия. Игры и занятия с «улыбчивыми» дельфинами развивают мышечный корсет ребенка, его моторные и речевые навыки. Ультразвук из сонара дельфина благотворно воздействует на центральную нервную систему, укрепляет иммунитет, улучшает функцию внутренних органов и эндокринных желез.

Занятия с дельфинами обучают больного ребенка самостоятельности и независимости от посторонней помощи. Ребенок запоминает позитивные модели поведения в незнакомой обстановке и в дальнейшем легче адаптируется в социуме.

2) Иппотерапия — от др.-греч. ἵππος «лошадь» метод реабилитации, посредством лечебной верховой езды.

Использование метода иппотерапии в реабилитации детей с различными нарушениями в развитии, в данном случае детей с синдромом Дауна, уменьшает чувство тревоги, способствует достижению самостоятельности. Лошадь требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности ребенка адаптироваться к реальности.

Иппотерапия — является методом реабилитации, когда ребенок и не догадываться о том, что лечится, в результате чего снижается вероятность возникновения сопротивления. Кроме того, данный метод — безмедикаментозный, он не имеет побочных эффектов.

Однако важнейшим элементом иппотерапии, из-за которого ее эффективность в ряде случаев значительно выше других форм терапии — это сильная мотивация ребенка к занятиям, желание заниматься и общаться с лошадью.

Лошадь на занятиях иппотерапией является и посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника, и адресатом команды, и в свою очередь именно повиновение лошади показывает ребенку причинно-следственные связи (я командую — лошадь выполняет команду).

Дети с синдромом Дауна испытывают затруднения в понимании причинно-следственных отношений, их мышление конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия, они плохо понимают речь окружающих. Коррекционная верховая езда в какой-то мере компенсирует ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно.

Что может обеспечить реабилитация детей с синдромом Дауна?

1. Развитие двигательной системы.

2. Навыки самообслуживания и поведения в быту.

3. Взаимодействие с окружающим миром.

4. Снижение барьеров инвалидности.

5. Развитие речи.

6. Сенсорные, эмоциональные и психологические особенности.

7. Навыки обучения и усвоения школьной программы.

8. Полноценное развитие личности.

Это самые основные и специфические методы реабилитации. Основные методы, такие как физиотерапия, может быть направлена на лечение и профилактику какого-либо заболевания которое требует лечения у пациентов с синдромом Дауна.

Показаниями для физиотерапии является:

· заболевания сердца и сосудов: стенокардия, гипертоническая болезнь, инфаркты, вегето-сосудистая дистония, облитерация сосудов ног, болезнь Рейно;

· болезни органов дыхания: бронхиальная астма, хронические бронхиты, пневмония, ОРВИ, грипп;

· ЛОР-заболевания: гайморит, хронический тонзиллит, ангина, ларингит;

· заболевания нервной системы: остеохондрозы, радикулиты, неврозы, последствия травм головы, детский церебральный паралич, инсульты, мигрени, головные боли;

· заболевания желудочно-кишечного тракта: язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гастриты, колиты;

· урологические заболевания и патологии почек: циститы, пиелонефрит;

· гинекологические заболевания: аднексит, эндометриоз, миомы, кисты, бесплодие, климакс, поликистоз;

· мужские половые болезни: простатит, аденома, импотенция, бесплодие;

· кожные заболевания: нейродермит, дерматит, экзема;

· заболевания опорно-двигательной системы: артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, сколиоз;

· стоматологические болезни: зубная боль, пародонтоз, воспалительные процессы;

· гормональные и эндокринные патологии: заболевания щитовидной железы, лишний вес, ожирение.

Это как примеры, для того что бы понимать, что именно мы будем восстанавливать.

К огромному счастью в наше время есть множество методов реабилитации, которые помогут вырастить ребенка с синдром Дауна, который при огромной работе может жить в обществе здоровых людей.

ИНВАЛИДНОСТЬ

Социальная поддержка детям с инвалидностью и их семьям:

1 Если родитель не работает, то он может получать компенсационные денежные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом. Которая составляет 1200 руб.

2. 50% на оплату услуг ЖКХ.

3. Льготное обучение в дошкольных, школьных и определенных высших образовательных учреждениях.

4. Льготы на получение жилья (льготы на очередь).

5. Льготный проезд в общественном пассажирском транспорте.

6. Отдых и реабилитация в санатории на льготных основаниях, а также бесплатный проезд до санатория и обратно.

7. Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецепту врача.

Кроме этого, в отдельных регионах власти могут устанавливать дополнительные льготы.

Особого внимания заслуживает тот факт, что один из родителей ребенка-инвалида может досрочно оформить пенсию, если он ухаживал за ребенком с инвалидностью до 8 лет и имеет страховой стаж: отцы — 20 лет (досрочный пенсионный возраст 55 лет, матери — 15 (досрочный пенсионный возраст 50 лет).

Этапы оформления инвалидности:

Существуют некоторые особенности оформления инвалидности детям с синдромом Дауна.

Читайте также:  Причины синдрома ранней реполяризации желудочков причины

К примеру, инвалидность детям с синдромом Дауна дают только с года и временную – на 1 год. Из этого следует, что родителям приходится ежегодно проходить процедуру переосвидетельствования инвалидности своего ребёнка. По истечение 3-4 лет можно претендовать на получение категории «ребенок-инвалид».

1. Посещение участкового педиатра, обход медицинских специалистов (окулист, невролог, хирург и другие), сдача анализов и обследование (ЭКГ, ЭЭГ). Получить от лечащего врача эпикриз и специальную форму, которые необходимо подписать у главврача.

2. Записаться и затем пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). По итогам комиссии выдаётся справка о присвоенной инвалидности, специальный открепительный талон (его необходимо предъявить в местной поликлинике). Вторая (отрезная) часть справки об инвалидности предоставляется в территориальный орган Пенсионного фонда. Кроме того, ребенку определяется индивидуальная программа реабилитации (ИПР), о чем сказано в предыдущей главе.

Также в ИПР вписываются технические средства реабилитации.Среди технических средств реабилитации — лекарственные средства, ортопедическая обувь, корсеты, головодержатели, памперсы и другое.

3. Предоставить в ПФ следующие документы, необходимые для оформления пенсии:

· паспорта родителей;

· заявление;

· свидетельство о рождении ребенка;

· справка о составе семьи и месте регистрации;

· свидетельство о браке;

· трудовая книжка родителя;документ об образовании, если человек не работает – справку из Центра занятости населения;

· финансовый лицевой счет в банке;

· сберкнижку;

· справку МСЭ.

4. Эти же документы нужно предоставить в Управление социальной защиты для оформления льгот и пособий.

Пенсия назначается ребенку-инвалиду в сумме 12500 руб. 78 коп (в сумму входит ЕДВ – 2123, 92 руб.). По данным на 1 апреля 2014 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Современные исследования (см. приложение 3) показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

Итак, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Таким образом, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.

В результате анкетного опроса родителей (по данным ДОУ Родник см. приложение3), было выяснено, что большинство детей относительно самостоятельны в пределах их возраста, относительно хорошо рисуют, лепят из пластилина, вырезают ножницами из бумаги. Большинство родителей считают, что их дети достаточно ответственны, усвоили правила поведения в общественных местах и полностью готовы к школе.

Все дети с удовольствием посещают детский сад. Родители всех 15-ти детей ответили, что считают их достаточно способными. Все родители проявляют заинтересованность в развитии своих детей и отмечают большую помощь педагогов и психологов в ДОУ в воспитании и обучении их детей. Таким образом, успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье зависят от благоприятных социальных условий и детско-родительских отношений.

К конечном итоге, мы выполнили поставленные задачи:

1. Проанализировали и изучили множество источников по теме данной курсовой

2. Раскрыли понятие о синдроме Дауна, указали виды и особенности данной патологии.

3. Рассмотрели методы реабилитации для детей с с. Дауна

4. Изучили особенности социально-психологической реабилитации

5. Изучили возможность инвалидизации и помощь государства

7. Рассмотрели роль фельдшера при реабилитации пациентов с синдромом Дауна.

Таким образом, на мой взгляд, цель курсовой работы достигнута, основные задачи раскрыты.

Источник