Творческие способности детей с синдромом дауна

Творческие способности детей с синдромом дауна thumbnail

Бутко Г.А.,
канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВО МО «Академия
социального управления»;
Галушка Л.Е.,
магистр специального (дефектологического) образования,
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва

Проблема социализации детей с синдромом Дауна, оказания им комплексной психолого-педагогической помощи в последние годы стала предметом пристального внимания ученых и практиков.

Интерес к ней связан во многом с наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей развития таких воспитанников и отсутствием научно обоснованных данных о возможностях их обучения и воспитания.

Семьи, в которых растут де­ти с синдромом Дауна, страдают от недостатка психолого-педагогической и социальной поддержки, а более всего — от негативного отношения общества к ним.

Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений. Ребенок с этой патологией может появиться в любой семье, у родителей любых возраста, национальности, религии, социального слоя.

Синдром Дауна — распространенная генетическая аномалия, при которой у ребенка с момента зачатия в клетках присутствует лишняя хромосома. У некоторых детей, но не у всех, наблюдаются медицинские проблемы, которые могут повлиять на их развитие. Самые распространенные из них — гипотония, пороки сердца, нарушения слуха и зрения. Дети с синдромом Дауна имеют особенности; показатели их развития могут колебаться в очень широком диапазоне. Одни воспитанники в определенных сферах развиваются почти с такой же скоростью, как и их здоровые сверстники, другие сильно отстают почти во всех из них. Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам среды, что и обычные воспитанники. В их числе: состояние здоровья, социальный уровень и положение в семье, пол, качество ухода со стороны родителей и обучения.

Перспективы развития ребенка c синдромом Дауна могут быть совершенно различными. До недавнего времени считалось, что они имеют тяжелую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьезными ограничениями.

Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных, случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и достичь некоторой доли независимости от помощи других. Однако с каждым годом появляется все больше и больше сообщений о молодых людях, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах. Однако чтобы это произошло, необходимы гигантские усилия как со стороны семьи, так и со стороны учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей с синдромом Дауна.

В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), а также с введением федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2015) дети с синдромом Дауна вступают в активные социальные отношения, поэтому очень важна работа по их социализации. В этом плане огромное значение приобретают средства искусства.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии чрезвычайно сложен. В воспитании таких детей перед родителями и педагогами стоят нелегкие задачи: помочь увидеть, услышать, почувствовать многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Средством, способным решить все эти задачи, служит искусство. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и способствует нравственному, духовному становлению личности.

В работе с детьми с синдромом Дауна искусство не только используется как средство их художественного развития, но и оказывает лечебное воздействие, выступает способом профилактики и коррекции нарушений. Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям ведущие специалисты в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева) выделяют два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арт-терапевтическое.

Пример удачной социализации людей с синдромом Дауна средствами искусства — голландский оркестр Йостибэнд. В нем играют более 200 человек с этим нарушением разного возраста, живущих в специально построенном для них городе. Эта деятельность для них основная. Результат упорной работы — ежемесячный отчетный концерт. Он очень популярен, имеет государственные награды и финансируется из бюджета государства. Главное, что люди с синдромом Дауна живут полноценной жизнью благодаря постоянным репетициям и концертам.

Мы провели исследование особенностей социального взаимодействия детей с синдромом Дауна на базе Региональной общественной организации мос­ковской «Школы искусств ”Мария”». В нем приняли участие 10 детей 7—10 лет с этим нарушением: по 5 мальчиков и девочек. Они были разделены на две группы. В первую вошли дети 7—8 лет, во вторую — 9—10 лет. Наш эксперимент длился 9 мес. Мы использовали индивидуальные и групповые формы работы.

Цель исследования — выявление исходного уровня развития творческих способностей детей с синдромом Дауна, чтобы дать им дополнительное образование, создать коллектив, участие в котором станет их главной деятельностью.

Для обследования творческого развития детей с синдромом Дауна мы использовали методики И.Ю. Левченко [2], Е.А. Стребелевой [8] и В.В. Ткачевой [9]. Применялись следующие методы изучения детей: беседы, наблюдения, изучение рисунков, анкетирование, экспериментирование.

Читайте также:  Синдром картагенера в мкб 10

При обследовании детей мы решали следующие задачи:
— выявляли способности к продуктивным видам деятельности: умения ориентироваться на листе бумаги, пользоваться карандашом, кисточкой и красками, использовать воду, узнавать и выделять объект, собирать его из готовых частей, выполнять узоры, используя элементы различных форм и цветов, создавать сюжетные композиции;
— определяли музыкальные и ритмические возможности: умения одновременно начинать и заканчивать песню, выполнять танцевальные движения по инструкции взрослого;
— изучали способность концентрировать внимание, умения выражать и обосновывать свои мысли.

По результатам исследования стало понятно, что у детей с синдромом Дауна отсутствовала или была очень слаба мотивация к работе и творчеству, плохо сформированы навыки самообслуживания. У всех наблюдались эмоциональные и поведенческие проблемы. Дети испытывали трудности в выражении своих эмоций. Было выявлено, что 60% детей имеют низкий уровень социального взаимодействия, только у 40% этот уровень характеризовался как средний.

В связи с полученными результатами возникла необходимость разработки и апробации комплексного подхода к развитию творческих способностей детей с синдромом Дауна для их дальнейшей социализации. Он включает обучение музыкальной грамоте, художественному и актерскому мастерству. Участие в творческом процессе помогает детям с синдромом Дауна приобретать знания и использовать их на практике.

Только благодаря творчеству и через творчество ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развивается, совершенствуется, проявляет себя как личность. У него формируются личностные ценности, чувство самоконтроля, раскрепощенность, решительность и смелость.Мы определили педагогические условия, необходимые для реализации комплексного подхода к социализации детей с синдромом Дауна средствами искусства:
— программно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
— взаимодействие с родителями;
— включение детей с ОВЗ в социально значимые мероприятия;
— привлечение волонтерского движения в коррекционно-педагогическую работу. В программу комплексной социализации в школе искусств включены занятия музыкой, танцами, театральной и художественной деятельностью. Педагоги учитывают все особенности развития ребенка, создаются условия для развития его личности и самореализации.

Основные методологические подходы, реализуемые в программе:
— комплексный — общефизическое и разностороннее развитие эмоциональной, нравственной и познавательной сфер ребенка, формирование национальной культуры и предпосылок для учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья как главное условие социальной адаптации;
— деятельностный — включение ребенка в разные виды доступной ему музыкальной и другой творческой деятельности с целью активизации его развития и коррекции имеющихся нарушений;
— индивидуальный и дифференцированный — сбор сведений об индивидуальных и типологических особенностях развития детей-инвалидов для организации музыкальных, художественных и театральных занятий.

Цель программы: создание благоприятной среды, способствующей творческой самореализации детей с ОВЗ.

Задачи:
— формировать музыкальный, художественный вкус и эстетическое мировосприятие;
— осуществлять коррекцию нарушений эмоционально-личностного развития;
— развивать психические функции, необходимые для реализации творческого процесса.

Технической базой послужили учебные кабинеты для проведения занятий по изобразительной и художественной деятельности, а также кабинет для занятий танцами и музыкой, оснащенные соответствующей аппаратурой, музыкальными инструментами. Также использовались спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скамейки и т.д.).

В процессе занятий применялись методические и наглядные пособия.
Техническое оснащение вклю­чало: компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, микрофон, мультимедийный проектор, экран.

В программе особое внимание уделено развитию эстетического восприятия, воображения, эмоциональным откликам ребенка.

Программа составлена таким образом, чтобы работа мозга активизировалась за счет творческого процесса. Во время рисования формируются мелкая моторика и речь, движения становятся более четкими и точными.

Педагоги школы, работая с детьми, проводят увлекательные и интересные занятия, выбирая нетрадиционные способы рисования, новые материалы, стараясь показать предварительно кино- или видеосюжеты по теме, а потом закрепляют навыки и умения на практике. Итог — эффективный результат, не зависящий от умений ребенка. При рисовании используются пальцы, ладони, различные предметы, тампонирование, монотипия, кляксография, рисование разноцветными нитками и свечами. Эти способы помогают развить внимание, воображение, зрительную координацию, умение выражать себя, а также способствуют поднятию настроения и повышению качества жизни. Занятие лепкой воздействует на важные точки, расположенные на ладонях и подушечках пальцев. Они устраняют агрессивные реакции, снижают депрессивные проявления.

Дети учатся играть на разных музыкальных инструментах, применяя разные музыкальные жанры, направления и стили, что способствует развитию памяти, внимания и положительно влияет на здоровье и общее состояние детей.

С помощью танцев развиваются подвижность, пластичность и гибкость, снижается масса тела, поддерживается нормальное функционирование суставов, улучшается настроение. Танцы прорабатывают эмоциональные блоки и снимают мышечные застои, высвобождают застойную энергию и избавляют от некоторых заболеваний.

В каждый перерыв используется пальчиковая гимнастика, развивающая речь, мелкую моторику, творческую деятельность, внимание, вырабатывающая умение владеть своими движениями. Детям она очень нравится. Ребенок с ОВЗ, принимая участие в любом творчестве, проходит путь от интереса до профессионального самоопределения, успешно повышая свою самооценку, социализируясь, адаптируясь в этом не простом мире.

Читайте также:  Туннельный синдром при работе за компьютером

Взаимодействие с родителями подразумевает создание родительского клуба. При составлении его программы учитываются просьбы и запросы родителей для психологической помощи и поддержки семьи.

Цели клуба — просвещение и привлечение родителей к сотрудничеству, а также повышение их компетентности в вопросах воспитания и социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Задачи:
— формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
— расширять видение родителями своих воспитательных функций;
— знакомить с эффективными воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
— формировать мотивацию к взаимодействию с педагогами;
— расширять контакты с социумом;
— обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Очень важно также включение детей с ОВЗ в социально значимые мероприятия.

Цель этого направления работы — организация досуга таких детей.

Задачи:
— создавать комфортные условия, чтобы дети с синдромом Дауна не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
— вовлекать детей с ОВЗ в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
— развивать навыки общения с детьми-инвалидами и нормально развивающимися сверстниками;
— организовывать участие детей с ОВЗ в различных творческих конкурсах;
— развивать толерантное сознание по отношению к детям-инвалидам.

Еще одно важное условие эффективной работы по социализации детей-инвалидов — включение волонтерского движения в коррекционно-педагогическую работу.

Волонтером может стать человек любого возраста по доброй воле. Все зависит от того, когда у него возникает желание или необходимость морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь. Волонтеры работают без оплаты за труд, это образ жизни, призвание, порыв души. Терпение и уравновешенность, толерантность, справедливость — вот качества, требующиеся волонтеру.

Кто-то становится волонтером на один день, кто-то работает от полугода до двух лет. Волонтеры, работающие более пяти лет, полностью посвятившие себя любимому делу, становятся профессионалами и работают уже как специалисты.

Направления работы волонтеров:
— организация концертов, акций, мероприятий;
— защита окружающей природной среды;
— уборка территории;
— разъяснение о вреде потребления табачных изделий, алкоголя и наркотиков на здоровье человека;
— психологическая поддержка и помощь нуждающимся;
— помощь людям в преодолении жизненных трудностей на основе своего опыта.

Результат работы «Школы искусств “Мария”» по программе комплексной социализации — участие детей с синдромом Дауна и ОВЗ в городских, региональных Всероссийских и международных конкурсах и выставках.

Литература
1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М., 2005.
2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. СПб., 2005.
3. Левченко И.Ю. и др. Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
4. Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
5. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна; групповые и индивидуальные занятия: Метод. пособие. М., 2004.
6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
7. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006.
8. Стребелева Е.А. и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие. М., 2002.
9. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М., 2014.

Источник

По инициативе педагогов Центра детского творчества «Октябрьский» наши дети получили возможность обучаться на занятиях по прикладному искусству. Педагоги Марина Владимировна и Марина Гавриловна прошли специальное обучение по работе с детьми с синдромом Дауна. Занятия проходят три раза в неделю: понедельник, среда и пятница с 11.00 часов. На занятия приглашаются дети школьного возраста. По согласованию с педагогами проводятся занятия и с детьми младшего возраста, если у них сформирован навык заниматься за столом.
Адрес Дома творчества Октябрьского района г. Ижевска: ул. 5-я Подлесная, 44, каб. 24

Итоги первого занятия: котик из фетра и брошка в виде вишенки из валяной шерсти.

А это работы следующих занятий. Конечно же, основную работу делают педагоги, наши дети ещё учатся. Но у них уже получается держать в руках иголку и шить, хотя и крупными стежками, нанизывать мелкий бисер на проволоку. Лиза более самостоятельная, у неё даже получается вдеть нитку в иголку, а Фёдору требуется помощь поосновательнее. Но все ж таки, он ходит на занятия с удовольствием! И браслетик, сделанный на одном из занятий носил почти неделю, не снимая ????

Читайте также:  У моего плода синдром дауна

Домашняя выставка Фединых работ

От меня огромная сердечная благодарность педагогам Октябрьского центра детского творчества! За идею, за реализацию занятий, за желание работать с нестандартными детьми. Для моего ребёнка занятия — это дополнительный опыт, расширение кругозора, какие-то активные действия. Прикладное творчество влияет на мелкую моторику, позволяет расшевелить мозг, развить воображение. А также это общение с другими людьми, налаживание контакта с педагогами. Наша коллекция работ на фото, забыла приложить браслетик.

Это наши педагоги умницы!!

Мы тоже с огромным удовольствием ходим в центр детского творчества и шьем и плетем из бисера такие интересные и развивающие поделки получаются

Огромное спасибо педагогом за доброе и искреннее отношение к нам.

Привет всем от Игоря! Вчера мы были первый раз на занятиях. Вот дословное заключение моего сына:»Мне понравилось делать цветы из разных цветов. Преподаватели добрые и ответственные. Я мастерил с удовольствием. Время пошло на пользу. Я рад знакомству с Мариной Гавриловной и Мариной Владимировной и делать с ними разные поделки. Первую мою открытку посвящаю моим подружкам из инклюзивного театра «Надежда» Арине и Рите!»

Рома тоже с удовольствием ходит на занятия в центр детского творчества. Очень хорошие педагоги, а главное нашли подход к нашим деткам.

Забыла объявить, что наши занятия в Центре детского творчества Октябрьский пока приостановлены. Они начнутся, предположительно, числа 20 сентября, о чем будет сообщено дополнительно

13 октября 2016 г. мы были в гостях у Центра творческого развития Октябрьский, где нас ожидал очень приятный сюрприз. После выступления директора Центра Корзниковой Н.В. нам показали небольшой концерт. А Марина Гавриловна и Марина Владимировна- два наших любимых педагога, две хозяюшки провели для нас мастер-класс по изготовлению десятирукой куклы-помощницы. Мы ее делали вместе с детьми. А ещё нам подарили подарки, заботливо приготовленные нашими хозяюшками и ребятами из детско-юношеского клуба Юность. Марина Гавриловна и Марина Владимировна каждому из своих учеников сшили по рюкзаку, который был наполнен подарками. Да еще каждому из наших ребят подарили футболку и бейсболку с символикой Детского движения»ЮНОСТЬ». Это было очень приятно! А потом было душевное чаепитие, во время которого Роги Лакки исполнил нам песню «Италмас».
Было ощущение праздника. Огромное спасибо за то тепло, которое сегодня подарили нам и нашим детям и юные артисты и заботливые педагоги!

Рисование с малышами.
Материалы:
толстые фломастеры или маркеры (4-6 цветов, но достаточно и два)
Акварель (6-8), гуашь (красная, желтая, синяя и белая) эти цвета можно купить не в наборе, а по отдельности. Гуашь должна быть консистенции густой сметаны.
Кисти (набор из икеи). Они хороши.
Пастель МАСЛЯНАЯ Ti-ti минимальный набор 9-12 цветов. Пока такие наборы еще можно купить. Эта пастель очень яркая, мягкая.
Цветные карандаши для работы в раскрасках, лучше акварельные.

Этап КАЛЯКИ-МАЛЯКИ.
Важнейший этап. Малыши рисуют разными материалами, можно одним цветом. Рисуют, мажут самостоятельно, желательно не вмешиваться в процесс рисования, но быть рядом, объяснять границы листа, показывать, как промывать кисть, набирать краску, закрывать фломастер колпачком итд.
Ребенок изучает новые действия и последствия. Довольно долго.

Намазались, напачкались, 2 этап: начинаем рисовать линии, точки.
Вертикальные линии: дождик, трава
Горизонтальные: дорожки.
К цвету можно не привязывать, показыааем рука в руке, потом повтори за мной и уж вдоволь самостоятельно. Бывает, что ребенок не смотрит на рисунок, привлекать внимание
На этом этапе он должен осознать произвольность действий. Рекомендации: после рисования еще раз пальчиком провести по нарисованным линиям, проговорить, что нарисовано, следить за взглядом, ребенок должен глазки за линией вести. С точками, пятнами проще, обычно детям это нравится, я говорю: кисточка танцует, прыгает, оставляет следы.

Ну и главнейшее для малышей достижение- рисование клубочкоа, спиралей. В последствие это замыкание линии в овал и круг. У некоторых это само собой получается и это круто!

Ребенку важен процесс, а не результат, в возрасте до трех, учитывая еще и наши особенности предметность рисунка не главное.
Всегда хвалите и показывайте с гордостью рисунки малыша, вскоре он сам будет их показывать.
Хороший прием- дорисовывание, когда мама, после работы ребенка находит в рисунке образ и легкими движениями дорисовывает до динозавра например. Можно еще и бегающие глазки приклеить.
Простое: рисуем дорожки, а потом на них приклеиваем наклейки- машинки, животных итд. Или вертикальные линии зеленым фломестером и наклейки- цветочки.

Источник