Творческие способности детей с синдромом дауна

Творческие способности детей с синдромом дауна thumbnail

Бутко Г.А.,
канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВО МО «Академия
социального управления»;
Галушка Л.Е.,
магистр специального (дефектологического) образования,
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва

Проблема социализации детей с синдромом Дауна, оказания им комплексной психолого-педагогической помощи в последние годы стала предметом пристального внимания ученых и практиков.

Интерес к ней связан во многом с наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей развития таких воспитанников и отсутствием научно обоснованных данных о возможностях их обучения и воспитания.

Семьи, в которых растут де­ти с синдромом Дауна, страдают от недостатка психолого-педагогической и социальной поддержки, а более всего — от негативного отношения общества к ним.

Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений. Ребенок с этой патологией может появиться в любой семье, у родителей любых возраста, национальности, религии, социального слоя.

Синдром Дауна — распространенная генетическая аномалия, при которой у ребенка с момента зачатия в клетках присутствует лишняя хромосома. У некоторых детей, но не у всех, наблюдаются медицинские проблемы, которые могут повлиять на их развитие. Самые распространенные из них — гипотония, пороки сердца, нарушения слуха и зрения. Дети с синдромом Дауна имеют особенности; показатели их развития могут колебаться в очень широком диапазоне. Одни воспитанники в определенных сферах развиваются почти с такой же скоростью, как и их здоровые сверстники, другие сильно отстают почти во всех из них. Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам среды, что и обычные воспитанники. В их числе: состояние здоровья, социальный уровень и положение в семье, пол, качество ухода со стороны родителей и обучения.

Перспективы развития ребенка c синдромом Дауна могут быть совершенно различными. До недавнего времени считалось, что они имеют тяжелую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьезными ограничениями.

Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных, случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и достичь некоторой доли независимости от помощи других. Однако с каждым годом появляется все больше и больше сообщений о молодых людях, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах. Однако чтобы это произошло, необходимы гигантские усилия как со стороны семьи, так и со стороны учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей с синдромом Дауна.

В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), а также с введением федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2015) дети с синдромом Дауна вступают в активные социальные отношения, поэтому очень важна работа по их социализации. В этом плане огромное значение приобретают средства искусства.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии чрезвычайно сложен. В воспитании таких детей перед родителями и педагогами стоят нелегкие задачи: помочь увидеть, услышать, почувствовать многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Средством, способным решить все эти задачи, служит искусство. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и способствует нравственному, духовному становлению личности.

В работе с детьми с синдромом Дауна искусство не только используется как средство их художественного развития, но и оказывает лечебное воздействие, выступает способом профилактики и коррекции нарушений. Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям ведущие специалисты в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева) выделяют два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арт-терапевтическое.

Пример удачной социализации людей с синдромом Дауна средствами искусства — голландский оркестр Йостибэнд. В нем играют более 200 человек с этим нарушением разного возраста, живущих в специально построенном для них городе. Эта деятельность для них основная. Результат упорной работы — ежемесячный отчетный концерт. Он очень популярен, имеет государственные награды и финансируется из бюджета государства. Главное, что люди с синдромом Дауна живут полноценной жизнью благодаря постоянным репетициям и концертам.

Мы провели исследование особенностей социального взаимодействия детей с синдромом Дауна на базе Региональной общественной организации мос­ковской «Школы искусств ”Мария”». В нем приняли участие 10 детей 7—10 лет с этим нарушением: по 5 мальчиков и девочек. Они были разделены на две группы. В первую вошли дети 7—8 лет, во вторую — 9—10 лет. Наш эксперимент длился 9 мес. Мы использовали индивидуальные и групповые формы работы.

Цель исследования — выявление исходного уровня развития творческих способностей детей с синдромом Дауна, чтобы дать им дополнительное образование, создать коллектив, участие в котором станет их главной деятельностью.

Для обследования творческого развития детей с синдромом Дауна мы использовали методики И.Ю. Левченко [2], Е.А. Стребелевой [8] и В.В. Ткачевой [9]. Применялись следующие методы изучения детей: беседы, наблюдения, изучение рисунков, анкетирование, экспериментирование.

При обследовании детей мы решали следующие задачи:
— выявляли способности к продуктивным видам деятельности: умения ориентироваться на листе бумаги, пользоваться карандашом, кисточкой и красками, использовать воду, узнавать и выделять объект, собирать его из готовых частей, выполнять узоры, используя элементы различных форм и цветов, создавать сюжетные композиции;
— определяли музыкальные и ритмические возможности: умения одновременно начинать и заканчивать песню, выполнять танцевальные движения по инструкции взрослого;
— изучали способность концентрировать внимание, умения выражать и обосновывать свои мысли.

По результатам исследования стало понятно, что у детей с синдромом Дауна отсутствовала или была очень слаба мотивация к работе и творчеству, плохо сформированы навыки самообслуживания. У всех наблюдались эмоциональные и поведенческие проблемы. Дети испытывали трудности в выражении своих эмоций. Было выявлено, что 60% детей имеют низкий уровень социального взаимодействия, только у 40% этот уровень характеризовался как средний.

В связи с полученными результатами возникла необходимость разработки и апробации комплексного подхода к развитию творческих способностей детей с синдромом Дауна для их дальнейшей социализации. Он включает обучение музыкальной грамоте, художественному и актерскому мастерству. Участие в творческом процессе помогает детям с синдромом Дауна приобретать знания и использовать их на практике.

Только благодаря творчеству и через творчество ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развивается, совершенствуется, проявляет себя как личность. У него формируются личностные ценности, чувство самоконтроля, раскрепощенность, решительность и смелость.Мы определили педагогические условия, необходимые для реализации комплексного подхода к социализации детей с синдромом Дауна средствами искусства:
— программно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
— взаимодействие с родителями;
— включение детей с ОВЗ в социально значимые мероприятия;
— привлечение волонтерского движения в коррекционно-педагогическую работу. В программу комплексной социализации в школе искусств включены занятия музыкой, танцами, театральной и художественной деятельностью. Педагоги учитывают все особенности развития ребенка, создаются условия для развития его личности и самореализации.

Основные методологические подходы, реализуемые в программе:
— комплексный — общефизическое и разностороннее развитие эмоциональной, нравственной и познавательной сфер ребенка, формирование национальной культуры и предпосылок для учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья как главное условие социальной адаптации;
— деятельностный — включение ребенка в разные виды доступной ему музыкальной и другой творческой деятельности с целью активизации его развития и коррекции имеющихся нарушений;
— индивидуальный и дифференцированный — сбор сведений об индивидуальных и типологических особенностях развития детей-инвалидов для организации музыкальных, художественных и театральных занятий.

Цель программы: создание благоприятной среды, способствующей творческой самореализации детей с ОВЗ.

Задачи:
— формировать музыкальный, художественный вкус и эстетическое мировосприятие;
— осуществлять коррекцию нарушений эмоционально-личностного развития;
— развивать психические функции, необходимые для реализации творческого процесса.

Технической базой послужили учебные кабинеты для проведения занятий по изобразительной и художественной деятельности, а также кабинет для занятий танцами и музыкой, оснащенные соответствующей аппаратурой, музыкальными инструментами. Также использовались спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скамейки и т.д.).

В процессе занятий применялись методические и наглядные пособия.
Техническое оснащение вклю­чало: компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, микрофон, мультимедийный проектор, экран.

В программе особое внимание уделено развитию эстетического восприятия, воображения, эмоциональным откликам ребенка.

Программа составлена таким образом, чтобы работа мозга активизировалась за счет творческого процесса. Во время рисования формируются мелкая моторика и речь, движения становятся более четкими и точными.

Педагоги школы, работая с детьми, проводят увлекательные и интересные занятия, выбирая нетрадиционные способы рисования, новые материалы, стараясь показать предварительно кино- или видеосюжеты по теме, а потом закрепляют навыки и умения на практике. Итог — эффективный результат, не зависящий от умений ребенка. При рисовании используются пальцы, ладони, различные предметы, тампонирование, монотипия, кляксография, рисование разноцветными нитками и свечами. Эти способы помогают развить внимание, воображение, зрительную координацию, умение выражать себя, а также способствуют поднятию настроения и повышению качества жизни. Занятие лепкой воздействует на важные точки, расположенные на ладонях и подушечках пальцев. Они устраняют агрессивные реакции, снижают депрессивные проявления.

Дети учатся играть на разных музыкальных инструментах, применяя разные музыкальные жанры, направления и стили, что способствует развитию памяти, внимания и положительно влияет на здоровье и общее состояние детей.

С помощью танцев развиваются подвижность, пластичность и гибкость, снижается масса тела, поддерживается нормальное функционирование суставов, улучшается настроение. Танцы прорабатывают эмоциональные блоки и снимают мышечные застои, высвобождают застойную энергию и избавляют от некоторых заболеваний.

В каждый перерыв используется пальчиковая гимнастика, развивающая речь, мелкую моторику, творческую деятельность, внимание, вырабатывающая умение владеть своими движениями. Детям она очень нравится. Ребенок с ОВЗ, принимая участие в любом творчестве, проходит путь от интереса до профессионального самоопределения, успешно повышая свою самооценку, социализируясь, адаптируясь в этом не простом мире.

Взаимодействие с родителями подразумевает создание родительского клуба. При составлении его программы учитываются просьбы и запросы родителей для психологической помощи и поддержки семьи.

Цели клуба — просвещение и привлечение родителей к сотрудничеству, а также повышение их компетентности в вопросах воспитания и социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Задачи:
— формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
— расширять видение родителями своих воспитательных функций;
— знакомить с эффективными воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
— формировать мотивацию к взаимодействию с педагогами;
— расширять контакты с социумом;
— обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Очень важно также включение детей с ОВЗ в социально значимые мероприятия.

Цель этого направления работы — организация досуга таких детей.

Задачи:
— создавать комфортные условия, чтобы дети с синдромом Дауна не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
— вовлекать детей с ОВЗ в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
— развивать навыки общения с детьми-инвалидами и нормально развивающимися сверстниками;
— организовывать участие детей с ОВЗ в различных творческих конкурсах;
— развивать толерантное сознание по отношению к детям-инвалидам.

Еще одно важное условие эффективной работы по социализации детей-инвалидов — включение волонтерского движения в коррекционно-педагогическую работу.

Волонтером может стать человек любого возраста по доброй воле. Все зависит от того, когда у него возникает желание или необходимость морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь. Волонтеры работают без оплаты за труд, это образ жизни, призвание, порыв души. Терпение и уравновешенность, толерантность, справедливость — вот качества, требующиеся волонтеру.

Кто-то становится волонтером на один день, кто-то работает от полугода до двух лет. Волонтеры, работающие более пяти лет, полностью посвятившие себя любимому делу, становятся профессионалами и работают уже как специалисты.

Направления работы волонтеров:
— организация концертов, акций, мероприятий;
— защита окружающей природной среды;
— уборка территории;
— разъяснение о вреде потребления табачных изделий, алкоголя и наркотиков на здоровье человека;
— психологическая поддержка и помощь нуждающимся;
— помощь людям в преодолении жизненных трудностей на основе своего опыта.

Результат работы «Школы искусств “Мария”» по программе комплексной социализации — участие детей с синдромом Дауна и ОВЗ в городских, региональных Всероссийских и международных конкурсах и выставках.

Литература
1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М., 2005.
2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. СПб., 2005.
3. Левченко И.Ю. и др. Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
4. Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
5. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна; групповые и индивидуальные занятия: Метод. пособие. М., 2004.
6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
7. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006.
8. Стребелева Е.А. и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие. М., 2002.
9. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М., 2014.

Источник

По инициативе педагогов Центра детского творчества «Октябрьский» наши дети получили возможность обучаться на занятиях по прикладному искусству. Педагоги Марина Владимировна и Марина Гавриловна прошли специальное обучение по работе с детьми с синдромом Дауна. Занятия проходят три раза в неделю: понедельник, среда и пятница с 11.00 часов. На занятия приглашаются дети школьного возраста. По согласованию с педагогами проводятся занятия и с детьми младшего возраста, если у них сформирован навык заниматься за столом.
Адрес Дома творчества Октябрьского района г. Ижевска: ул. 5-я Подлесная, 44, каб. 24

Итоги первого занятия: котик из фетра и брошка в виде вишенки из валяной шерсти.

А это работы следующих занятий. Конечно же, основную работу делают педагоги, наши дети ещё учатся. Но у них уже получается держать в руках иголку и шить, хотя и крупными стежками, нанизывать мелкий бисер на проволоку. Лиза более самостоятельная, у неё даже получается вдеть нитку в иголку, а Фёдору требуется помощь поосновательнее. Но все ж таки, он ходит на занятия с удовольствием! И браслетик, сделанный на одном из занятий носил почти неделю, не снимая ????

Домашняя выставка Фединых работ

От меня огромная сердечная благодарность педагогам Октябрьского центра детского творчества! За идею, за реализацию занятий, за желание работать с нестандартными детьми. Для моего ребёнка занятия — это дополнительный опыт, расширение кругозора, какие-то активные действия. Прикладное творчество влияет на мелкую моторику, позволяет расшевелить мозг, развить воображение. А также это общение с другими людьми, налаживание контакта с педагогами. Наша коллекция работ на фото, забыла приложить браслетик.

Это наши педагоги умницы!!

Мы тоже с огромным удовольствием ходим в центр детского творчества и шьем и плетем из бисера такие интересные и развивающие поделки получаются

Огромное спасибо педагогом за доброе и искреннее отношение к нам.

Привет всем от Игоря! Вчера мы были первый раз на занятиях. Вот дословное заключение моего сына:»Мне понравилось делать цветы из разных цветов. Преподаватели добрые и ответственные. Я мастерил с удовольствием. Время пошло на пользу. Я рад знакомству с Мариной Гавриловной и Мариной Владимировной и делать с ними разные поделки. Первую мою открытку посвящаю моим подружкам из инклюзивного театра «Надежда» Арине и Рите!»

Рома тоже с удовольствием ходит на занятия в центр детского творчества. Очень хорошие педагоги, а главное нашли подход к нашим деткам.

Забыла объявить, что наши занятия в Центре детского творчества Октябрьский пока приостановлены. Они начнутся, предположительно, числа 20 сентября, о чем будет сообщено дополнительно

13 октября 2016 г. мы были в гостях у Центра творческого развития Октябрьский, где нас ожидал очень приятный сюрприз. После выступления директора Центра Корзниковой Н.В. нам показали небольшой концерт. А Марина Гавриловна и Марина Владимировна- два наших любимых педагога, две хозяюшки провели для нас мастер-класс по изготовлению десятирукой куклы-помощницы. Мы ее делали вместе с детьми. А ещё нам подарили подарки, заботливо приготовленные нашими хозяюшками и ребятами из детско-юношеского клуба Юность. Марина Гавриловна и Марина Владимировна каждому из своих учеников сшили по рюкзаку, который был наполнен подарками. Да еще каждому из наших ребят подарили футболку и бейсболку с символикой Детского движения»ЮНОСТЬ». Это было очень приятно! А потом было душевное чаепитие, во время которого Роги Лакки исполнил нам песню «Италмас».
Было ощущение праздника. Огромное спасибо за то тепло, которое сегодня подарили нам и нашим детям и юные артисты и заботливые педагоги!

Рисование с малышами.
Материалы:
толстые фломастеры или маркеры (4-6 цветов, но достаточно и два)
Акварель (6-8), гуашь (красная, желтая, синяя и белая) эти цвета можно купить не в наборе, а по отдельности. Гуашь должна быть консистенции густой сметаны.
Кисти (набор из икеи). Они хороши.
Пастель МАСЛЯНАЯ Ti-ti минимальный набор 9-12 цветов. Пока такие наборы еще можно купить. Эта пастель очень яркая, мягкая.
Цветные карандаши для работы в раскрасках, лучше акварельные.

Этап КАЛЯКИ-МАЛЯКИ.
Важнейший этап. Малыши рисуют разными материалами, можно одним цветом. Рисуют, мажут самостоятельно, желательно не вмешиваться в процесс рисования, но быть рядом, объяснять границы листа, показывать, как промывать кисть, набирать краску, закрывать фломастер колпачком итд.
Ребенок изучает новые действия и последствия. Довольно долго.

Намазались, напачкались, 2 этап: начинаем рисовать линии, точки.
Вертикальные линии: дождик, трава
Горизонтальные: дорожки.
К цвету можно не привязывать, показыааем рука в руке, потом повтори за мной и уж вдоволь самостоятельно. Бывает, что ребенок не смотрит на рисунок, привлекать внимание
На этом этапе он должен осознать произвольность действий. Рекомендации: после рисования еще раз пальчиком провести по нарисованным линиям, проговорить, что нарисовано, следить за взглядом, ребенок должен глазки за линией вести. С точками, пятнами проще, обычно детям это нравится, я говорю: кисточка танцует, прыгает, оставляет следы.

Ну и главнейшее для малышей достижение- рисование клубочкоа, спиралей. В последствие это замыкание линии в овал и круг. У некоторых это само собой получается и это круто!

Ребенку важен процесс, а не результат, в возрасте до трех, учитывая еще и наши особенности предметность рисунка не главное.
Всегда хвалите и показывайте с гордостью рисунки малыша, вскоре он сам будет их показывать.
Хороший прием- дорисовывание, когда мама, после работы ребенка находит в рисунке образ и легкими движениями дорисовывает до динозавра например. Можно еще и бегающие глазки приклеить.
Простое: рисуем дорожки, а потом на них приклеиваем наклейки- машинки, животных итд. Или вертикальные линии зеленым фломестером и наклейки- цветочки.

Источник