Судорожный синдром у детей актуальность

Содержание

  1. Судорожный синдром у детей
  2. Причины судорожного синдрома у детей
  3. Классификация судорожного синдрома у детей
  4. Симптомы судорожного синдрома у детей
  5. Диагностика судорожного синдрома у детей
  6. Лечение судорожного синдрома у детей
  7. Прогноз и профилактика судорожного синдрома у детей

Судорожный синдром у детей – неспецифическая реакция организма ребенка на внешние и внутренние раздражители, характеризующаяся внезапными приступами непроизвольных мышечных сокращений. Судорожный синдром у детей протекает с развитием парциальных или генерализованных судорог клонического и тонического характера с потерей или без потери сознания. Для установления причин судорожного синдрома у детей необходимы консультации педиатра, невролога, травматолога; проведение ЭЭГ, НСГ, РЭГ, рентгенографии черепа, КТ головного мозга и пр. Купирование судорожного синдрома у детей требует введения антиконвульсантов и проведения терапии основного заболевания.

Судорожный синдром у детей

Судорожный синдром у детей — частое ургентное состояние детского возраста, протекающее с развитием судорожных пароксизмов. Судорожный синдром встречается с частотой 17-20 случаев на 1000 детей: при этом 2/3 судорожных припадков у детей приходится на первые 3 года жизни. У детей дошкольного возраста судорожный синдром встречается в 5 раз чаще, чем в целом в популяции. Высокая распространенность судорожного синдрома в детском возрасте объясняется незрелостью нервной системы детей, склонностью к развитию общемозговых реакций и многообразием вызывающих судороги причин. Судорожный синдром у детей не может рассматриваться как основной диагноз, поскольку сопровождает течение большого круга заболеваний в педиатрии, детской неврологии, травматологии, эндокринологии.

Причины судорожного синдрома у детей

Судорожный синдром у детей является полиэтиологическим клиническим синдромом. Неонатальные судороги, развивающиеся у новорожденных, обычно связаны с тяжелым гипоксическим поражением ЦНС (гипоксией плода, асфиксией новорожденных), внутричерепной родовой травмой, внутриутробной или постнатальной инфекцией (цитомегалией, токсоплазмозом, краснухой, герпесом, врожденным сифилисом, листериозом и др.), врожденными аномалиями развития мозга (голопрозэнцефалией, гидроанэнцефалией, лиссэнцефалией, гидроцефалией и др.), алкогольным синдромом плода. Судороги могут являться проявлением синдрома абстиненции у детей, рожденных от матерей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Редко у новорожденных возникают столбнячные судороги, обусловленные инфицированием пупочной ранки.

Среди метаболических нарушений, являющихся причиной судорожного синдрома, следует выделить электролитный дисбаланс (гипокальциемию, гипомагниемию, гипо- и гипернатриемию) встречающийся у недоношенных, детей с внутриутробной гипотрофией, галактоземией, фенилкетонурией. Отдельно в ряду токсико-метаболических нарушений стоит гипербилирубинемия и связанная с ней ядерная желтуха новорожденных. Судорожный синдром может развиваться у детей с эндокринными нарушениями — гипогликемией при сахарном диабете, гипокальциемией при спазмофилии и гипопаратиреозе.

В грудном и раннем детском возрасте в генезе судорожного синдрома у детей ведущую роль играют нейроинфекции (энцефалиты, менингиты), инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, пневмония, отит, сепсис), ЧМТ, поствакцинальные осложнения, эпилепсия.

Менее частыми причинами судорожного синдрома у детей выступают опухоли мозга, абсцесс мозга, врожденные пороки сердца, отравления и интоксикации, наследственные дегенеративные заболевания ЦНС, факоматозы.

Определенная роль в возникновении судорожного синдрома у детей принадлежит генетической предрасположенности, а именно – наследованию особенностей метаболизма и нейродинамики, определяющих пониженный судорожный порог. Провоцировать судорожные припадки у ребенка могут инфекции, дегидратация, стрессовые ситуации, резкое возбуждение, перегревание и др.

Классификация судорожного синдрома у детей

По происхождению различают эпилептический и неэпилептический (симптоматический, вторичный) судорожный синдром у детей. К числу симптоматических относятся фебрильные (инфекционные), гипоксические, метаболические, структурные (при органических поражениях ЦНС) судороги. Следует отметить, что в некоторых случаях неэпилептические судороги могут перейти в эпилептические (например, при длительном, более 30 минут некупируемом судорожном припадке, повторных судорогах).

В зависимости от клинических проявлений различают парциальные (локализованные, фокальные) судороги, охватывающие отдельные группы мышц, и генерализованные судороги (общий судорожный припадок). С учетом характера мышечных сокращений судороги могут быть клоническими и тоническими: в первом случае эпизоды сокращения и расслабления скелетных мышц быстро сменяют друг друга; во втором имеет место длительный спазм без периодов расслабления. В большинстве случаев судорожный синдром у детей протекает с генерализованными тонико-клоническими судорогами.

Симптомы судорожного синдрома у детей

Типичному генерализованному тонико-клоническому припадку свойственно внезапное начало. Внезапно ребенок теряет контакт с внешней средой; его взгляд становится блуждающим, движения глазных яблок – плавающими, затем взор фиксируется вверх и в сторону.

В тоническую фазу судорожного приступа голова ребенка запрокидывается назад, челюсти смыкаются, ноги выпрямляются, руки сгибаются в локтевых суставах, все тело напрягается. Отмечается кратковременное апноэ, брадикардия, бледность и цианотичность кожных покровов. Клоническая фаза генерализованного судорожного припадка характеризуется восстановлением дыхания, отдельными подергиваниями мимической и скелетной мускулатуры, восстановлением сознания. Если судорожные пароксизмы следуют один за другим без восстановления сознания, такое состояние расценивают как судорожный статус.

Наиболее частой клинической формой судорожного синдрома у детей служат фебрильные судороги. Они типичны для детей в возрасте от 6 месяцев до 3-5 лет и развиваются на фоне подъема температуры тела выше 38 °С. Признаки токсико-инфекционного поражения головного мозга и его оболочек при этом отсутствуют. Длительность фебрильных судорог у детей обычно составляет 1-2 минуты (иногда до 5 минут). Течение данного варианта судорожного синдрома у детей благоприятное; стойких неврологических нарушений, как правило, не развивается.

Судорожный синдром у детей с внутричерепной травмой протекает с выбуханием родничков, срыгиваниями, рвотой, расстройствами дыхания, цианозом. Судороги при этом могут носить характер ритмичных сокращений определенных групп мышц лица или конечностей либо генерализованный тонический характер. При нейроинфекциях в структуре судорожного синдрома у детей обычно доминируют тонико-клонические судороги, отмечается ригидности затылочных мышц. Тетания, обусловленная гипокальциемией, характеризуется судорогами в мышцах-сгибателях («рука акушера»), лицевой мускулатуре («сардоническая улыбка»), пилороспазмом с тошнотой и рвотой, ларингоспазмом. При гипогликемии развитию судорог предшествует слабость, потливость, дрожь в конечностях, головная боль.

Для судорожного синдрома при эпилепсии у детей типична предваряющая приступ «аура» (ощущение озноба, жара, головокружения, запахов, звуков и пр.). Собственно эпилептический приступ начинается с крика ребенка, следующей за этим потерей сознания и судорогами. По окончании приступа наступает сон; после пробуждения ребенок заторможен, не помнит произошедшее.

В большинстве случаев установление этиологии судорожного синдрома у детей только на основании клинических признаков невозможно.

Диагностика судорожного синдрома у детей

В силу многофакторности происхождения судорожного синдрома у детей, его диагностикой и лечением могут заниматься детские специалисты различного профиля: неонатологи, педиатры, детские неврологи, детские травматологи, детские офтальмологи, детские эндокринологи, реаниматологи, токсикологи и др.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна могут посещать детский сад

Решающим моментом в правильной оценке причин судорожного синдрома у детей является тщательный сбор анамнеза: выяснение наследственной отягощенности и перинатального анамнеза, предшествующих приступу заболеваний, травм, профилактических прививок и пр. При этом важно уточнить характер судорожного припадка, обстоятельства его возникновения, продолжительность, повторяемость, выход из судорог.

Важное значение в диагностике судорожного синдрома у детей имеют инструментальные и лабораторные исследования. Проведение ЭЭГ помогает оценить изменения биоэлектрической активности и выявить судорожную готовность мозга. Реоэнцефалография позволяет судить о характере кровотока и кровоснабжения головного мозга. При рентгенографии черепа у ребенка может выявляться преждевременное закрытие швов и родничков, расхождение черепных швов, наличие пальцевых вдавлений, увеличение размеров черепа, изменения контуров турецкого седла, очаги обызвествления и другие признаки, косвенно свидетельствующие о причине судорожного синдрома.

Уточнить этиологию судорожного синдрома у детей в ряде случаев помогают нейросонография, диафаноскопия, КТ головного мозга, ангиография, офтальмоскопия, проведение люмбальной пункции. При развитии судорожного синдрома у детей необходимо выполнить биохимическое исследование крови и мочи на содержание кальция, натрия, фосфора, калия, глюкозы, пиридоксина, аминокислот.

Лечение судорожного синдрома у детей

При возникновении судорожного приступа ребенка необходимо уложить на твердую поверхность, повернуть голову набок, расстегнуть воротник, обеспечить приток свежего воздуха. Если судорожный синдром у ребенка развился впервые и его причины неясны, необходимо вызывать скорую помощь.

Для свободного дыхания следует удалить из полости рта слизь, остатки пищи или рвотных масс с помощью электроотсоса или механическим путем, наладить ингаляции кислорода. Если причина судорог установлена, то с целью их купирования проводится патогенетическая терапия (введение раствор кальция глюконата при гипокальциемии, раствора магния сульфата – при гипомагниемии, раствора глюкозы – при гипогликемии, антипиретиков – при фебрильных судорогах и т. д.).

Однако, поскольку в ургентной клинической ситуации не всегда удается осуществить диагностический поиск, для купирования судорожного пароксизма проводится симптоматическая терапия. В качестве средств первой помощи используют внутримышечное или внутривенное введение сульфата магния, диазепама, ГОМК, гексобарбитала. Некоторые противосудорожные препараты (диазепам, гексобарбитал и др.) могут вводиться детям ректально. Кроме противосудорожных препаратов, для профилактики отека головного мозга детям назначается дегидратационная терапия (маннитол, фуросемид).

Дети с судорожным синдромом неясного генеза, судорогами, возникшим на фоне инфекционных и метаболических заболеваний, травм головного мозга, подлежат обязательной госпитализации.

Прогноз и профилактика судорожного синдрома у детей

Фебрильные судороги обычно прекращаются с возрастом. Для предупреждения их повторного возникновения не следует допускать выраженной гипертермии при возникновении у ребенка инфекционного заболевания. Риск трансформации фебрильных судорог в эпилептические составляет 2-10%.

В остальных случаях профилактика судорожного синдрома у детей включает предупреждение перинатальной патологии плода, терапию основного заболевания, наблюдение у детских специалистов. Если судорожный синдром у детей не исчезает после прекращения основной болезни, можно предположить, что у ребенка развилась эпилепсия.

Источник

Ïàòîãåíåç ñóäîðîã è ìåõàíèçì ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà. Ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ÷åëîâåêà. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è äèàãíîñòèêà ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà ó äåòåé. Îêàçàíèå íåîòëîæíîé äîâðà÷åáíîé ïîìîùè, äåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñóäîðîæíûé ñèíäðîì îïðåäåëÿåòñÿ êàê ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, ïðîÿâëÿþùååñÿ íåïðîèçâîëüíûìè ñîêðàùåíèÿìè ïîïåðå÷íîïîëîñàòîé ìóñêóëàòóðû. Ñîêðàùåíèÿ ìîãóò áûòü êàê ëîêàëèçîâàííîãî õàðàêòåðà (ëîêàëèçîâàííûå ñóäîðîãè), òàê è ãåíåðàëèçîâàííûå (ïðè âîâëå÷åíèè ìíîãèõ ìûøå÷íûõ ãðóïï). Âûäåëÿþò áûñòðûå ñóäîðîãè (êëîíè÷åñêèå), õàðàêòåðèçóþùèåñÿ áûñòðîé ñìåíîé ñîêðàùåíèé è ðàññëàáëåíèé, è òîíè÷åñêèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ äëèòåëüíûì è ìåäëåííûì ñîêðàùåíèåì ìóñêóëàòóðû. Âîçìîæåí ñìåøàííûé õàðàêòåð ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà.  òàêîì ñëó÷àå ñóäîðîãè íàçûâàþòñÿ êëîíèêî-òîíè÷åñêèìè.

Ïàòîãåíåç ñóäîðîã. Ìåõàíèçì ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà.

 îñíîâå ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà ëåæàò èíôåêöèîííûå, òîêñè÷åñêèå èëè âîäíî-ýëåêòðîëèòíûå íàðóøåíèÿ, ïðåèìóùåñòâåííî â ãîëîâíîì ìîçãå. Áåññïîðíûì ôàêòîðîì ïàòîãåíåçà òàêæå ÿâëÿåòñÿ èøåìèÿ èëè ãèïîêñèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. Âîçíèêíîâåíèå ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà âîçìîæíî ïðè ñëåäóþùèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ:

1. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè ýïèëåïñèè.

2. Ñóäîðîæíûå ñîñòîÿíèÿ ïðè èñòåðèè.

3. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè îñòðûõ íàðóøåíèÿõ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (OHM Ê).

4. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè îñòðûõ âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà.

5. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè çàêðûòîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå (×ÌÒ).

6. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè îïóõîëÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà.

7. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè àëêîãîëèçìå.

8. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè îñòðûõ îòðàâëåíèÿõ ôîñôîðîðãàíè÷åñêíìè âåùåñòâàìè (ÔÎÑ) è ïñèõîòðîïíûìè ïðåïàðàòàìè. Íà ïåðâîì ìåñòå ïî ÷àñòîòå âîçíèêíîâåíèÿ íàõîäèòñÿ ñóäîðîæíûé ñèíäðîì, âîçíèêàþùèé ïðè ýïèëåïñèè.

Ñîãëàñíî ñòàòèñòè÷åñêèì èññëåäîâàíèÿì, ñóäîðîæíûé ñèíäðîì ó äåòåé âñòðå÷àåòñÿ â 17-25 ñëó÷àåâ èç òûñÿ÷è. Ó äîøêîëüíèêîâ ýòî ÿâëåíèå íàáëþäàåòñÿ â ïÿòü ðàç ÷àùå, ÷åì â îáùåì â ïîïóëÿöèè. Ïðè ýòîì áîëüøàÿ ÷àñòü ïðèïàäêîâ ïðèõîäèòñÿ íà ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè ðåáåíêà.

Ñóäîðîãè — íåïðîèçâîëüíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö; õàðàêòåðíî êðàéíåå èõ íàïðÿæåíèå. ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå ïðèñòóïîâ, äëÿùèõñÿ îò íåñêîëüêèõ ñåêóíä äî ñóòîê.

Ñóäîðîæíûå ñîñòîÿíèÿ ìîæíî ðàçäåëèòü íà íåñêîëüêî ãðóïï:

Ñóäîðîãè êàê íåñïåöèôè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà íà òàêèå ðàçäðàæàþùèå ôàêòîðû, êàê òðàâìà, èíôåêöèè, èíòîêñèêàöèÿ è äð. (ýïèçîäè÷åñêèå ýïèëåïòè÷åñêèå ðåàêöèè).

Ñèìòîìàòè÷åñêèå ñóäîðîãè èëè ýïèëåïòè÷åñêèé ñèíäðîì íà ôîíå àêòèâíî òåêóùåãî öåðåáðàëüíîãî ïðîöåññà (îïóõîëåâîãî, âîñïàëèòåëüíîãî, ïàðàçèòàðíîãî è ò.ä.);

Ýïèëåïñèÿ êàê ñóäîðîæíûé ñèíäðîì âñëåäñòâèå îðãàíè÷åñêèõ ïîðàæåíèé ÖÍÑ.

Ðàçëè÷àþò:

Ëîêàëèçîâàííûå (ïàðöèàëüíûå, ôîêàëüíûå) — ñóäîðîãè îòäåëüíûõ ãðóïï ìûøö.

Ãåíåðàëèçîâàííûå — â âèäå îáùåãî ñóäîðîæíîãî ïðèïàäêà, êîãäà âñå ìûøöû òåëà îõâà÷åíû ñóäîðîãàìè; ãåíåðàëèçîâàííûé ñóäîðîæíûé ïðèïàäîê ñîïðîâîæäàåòñÿ óòðàòîé ñîçíàíèÿ, ïîÿâëåíèåì ïåíû èçî ðòà, ïðèêóñîì, àðèòìèåé;

Êëîíè÷åñêèå ñóäîðîãè — õàðàêòåðèçóþòñÿ áûñòðîé ñìåíîé ñîêðàùåíèÿ è ðàññëàáëåíèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö.

Òîíè÷åñêèå ñóäîðîãè — êîãäà ïðîèñõîäèò äëèòåëüíîå ñîêðàùåíèå ìûøö áåç ïåðèîäîâ ðàññëàáëåíèÿ.

Òîíèêî-êëîíè÷åñêèå — ñî÷åòàíèå òîíè÷åñêèõ è êëîíè÷åñêèõ ñóäîðîã.

Ïðè÷èíû è ôàêòîðû ðèñêà

Äåòè áîëåå ïîäâåðæåíû ñóäîðîãàì, òàê êàê ó íèõ äëÿ ýòîãî ñóùåñòâóåò öåëûé ðÿä ïðåäðàñïîëàãàþùèõ ôàêòîðîâ:

àíàòîìè÷åñêàÿ è ôóíêöèîíàëüíàÿ íåäîðàçâèòîñòü ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà;

íåäîñòàòî÷íîå ïîêðûòèå ïðîâîäÿùèõ ïóòåé ñïåöèàëüíîé îáîëî÷êîé, êîòîðàÿ îòâå÷àåò çà ñêîðîñòü è êà÷åñòâî ïðîâåäåíèÿ èìïóëüñîâ;

íåïîëíîöåííîñòü ðàçâèòèÿ òîðìîçíûõ ôàêòîðîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé;

áîëüøîå íàñûùåíèå âåùåñòâà ìîçãà âîäîé;

óñèëåííàÿ ïðîíèöàåìîñòü êàïèëëÿðîâ (âûñîêàÿ ïðîíèöàåìîñòü ñòåíîê öåðåáðàëüíûõ ñîñóäîâ ñ áûñòðûì ðàçâèòèåì îòåêà ìîçãà)

Ïðè÷èíîé ïîÿâëåíèÿ ñóäîðîã ó äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå ìîæåò áûòü:

ïåðèíàòàëüíûå ïîâðåæäåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà (ãèïîêñèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè èëè àñôèêñèÿ â ðîäàõ);

Читайте также:  Что такое мозаичная форма с синдромом дауна

îðãàíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû, ñòîéêèå ãèïîêñè÷åñêèå íàðóøåíèÿ âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå èëè â ðîäàõ (àñôèêñèÿ);

òðàâìà ãîëîâíîãî ìîçãà â ðîäàõ;

òÿæåëûå ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ (âðîæäåííûå ïîðîêè ñåðäöà, âàñêóëèòû), íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàíèÿ, íàðóøåíèÿ ãîðìîíàëüíîãî ôîíà (ñàõàðíûé äèàáåò, ãèïîòèðåîç, ïàòîëîãèÿ íàäïî÷å÷íèêîâ);

ìåòàáîëè÷åñêèå èëè îáìåííûå íàðóøåíèÿ, ïðèîáðåòåííûå èëè íàñëåäñòâåííî îáóñëîâëåííûå çàáîëåâàíèÿ, ïðèâîäÿùèå ê äåôèöèòó êàëèÿ, ìàãíèÿ è êàëüöèÿ â îðãàíèçìå;

òÿæåëîå òå÷åíèå æåëòóõè íîâîðîæäåííûõ;

âíóòðèóòðîáíûå èíôåêöèè;

ïðèîáðåòåííûé èíôåêöèîííûé ïðîöåññ (èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ âèðóñíîé èëè ìèêðîáíîé ýòèîëîãèè, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû (íåéðîèíôåêöèè) — ýíöåôàëèò, ìåíèíãèò);

èíòîêñèêàöèè âíóòðè îðãàíèçìà è èçâíå;

çàáîëåâàíèÿ íàðóøåííîãî îáìåíà âåùåñòâ (ôåíèëêåòîíóðèÿ, ãàëàêòîçåìèÿ è ò.ï.);

âðîæäåííûå àíîìàëèè ðàçâèòèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû;

ïîçæå ýòî ìîæåò áûòü îáúåìíûé ïðîöåññ â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, â ÷àñòíîñòè îïóõîëü, êèñòà, àáñöåññ.

Ôàêòîðàìè ðèñêà òàêæå ìîãóò áûòü:

ïîðîêè ñåðäöà;

íàðóøåíèå ìèêðîýëåìåíòíîãî è ãîðìîíàëüíîãî áàëàíñà â îðãàíèçìå;

èíôåêöèè;

çàáîëåâàíèÿ êðîâè;

íàðóøåíèå íàñûùåíèÿ îðãàíèçìà êèñëîðîäîì;

îáìîðîêè.

Ê ïðè÷èíàì ðàçâèòèÿ äàííîãî ñèíäðîìà ìîæíî îòíåñòè âðîæäåííûå äåôåêòû è ïàòîëîãèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè, îïóõîëè, íàðóøåíèå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è ìíîãîå äðóãîå. Ñóäîðîæíûé ñèíäðîì ó äåòåé íåðåäêî âîçíèêàåò íà ôîíå ñèëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåíàïðÿæåíèÿ èëè ðåçêîãî ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà.

Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ÷åëîâåêà ïðåäñòàâëåíû â òàáëèöå:

Âîçðàñòíàÿ êàòåãîðèÿ

Ïðè÷èíû

Äî 10 ëåò

* çàáîëåâàíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû;

* ëèõîðàäêà;

* òðàâìû ãîëîâû;

* íàðóøåíèÿ îáìåíà âåùåñòâ âðîæäåííîãî õàðàêòåðà;

* èäèîïàòè÷åñêàÿ ýïèëåïñèÿ;

* áîëåçíü Êàíàâàíà è Áàòòåíà;

*öåðåáðàëüíûé ïàðàëè÷ ó äåòåé.

Îò 11 äî 25 ëåò

* îïóõîëè ãîëîâíîãî ìîçãà;

* òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ãîëîâû;

* òîêñîïëàçìîç;

*àíãèîìà.

Îò 26 äî 60 ëåò

* óïîòðåáëåíèå àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ;

* ìåòàñòàçû è äðóãèå íîâîîáðàçîâàíèÿ â ãîëîâíîì ìîçãå;

*âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â îáîëî÷êàõ ìîçãà.

Îò 61 ãîäà

ïåðåäîçèðîâêà ëåêàðñòâåííûìè ñðåäñòâàìè;

* öåðåáðîâàñêóëÿðíûå áîëåçíè;

* ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;

*çàáîëåâàíèå Àëüöãåéìåðà è ò.ä.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà çàâèñÿò îò ïðè÷èí åãî âîçíèêíîâåíèÿ.

Ýïèëåïòè÷åñêèé ïðèñòóï îáû÷íî íà÷èíàåòñÿ ñ êðèêà ðåá¸íêà, ïîñëå êîòîðîãî íàñòóïàþò ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ è ñóäîðîãè. Òîíè÷åñêàÿ ôàçà äëèòñÿ 10—20 ñ è ïðîÿâëÿåòñÿ íàïðÿæåíèåì ìûøö ëèöà, ðàçãèáàíèåì ñêåëåòíûõ ìûøö, òðèçìîì, îòêëîíåíèåì ãëàçíûõ ÿáëîê â ñòîðîíó. Áëåäíîñòü ñìåíÿåòñÿ ãèïåðåìèåé ëèöà, çðà÷êè ðàñøèðÿþòñÿ, äûõàíèå îòñóòñòâóåò. Òîíè÷åñêàÿ ôàçà ñìåíÿåòñÿ êëîíè÷åñêîé, äëÿùåéñÿ îò 30 ñ äî íåñêîëüêèõ ìèíóò; õàðàêòåðèçóåòñÿ êîðîòêèìè ñîêðàùåíèÿìè ðàçëè÷íûõ ãðóïï ñêåëåòíûõ ìûøö.  äàëüíåéøåì ñóäîðîãè óðåæàþòñÿ, äûõàíèå âîññòàíàâëèâàåòñÿ, ìûøöû ðàññëàáëÿþòñÿ, áîëüíîé íàõîäèòñÿ â ñîïîðå, ðåôëåêñû óãíåòåíû, ÷àñòî âîçíèêàþò ìî÷åèñïóñêàíèå è äåôåêàöèÿ. ×åðåç 15—30 ìèí íàñòóïàåò ñîí èëè ðåá¸íîê ïðèõîäèò â ñîçíàíèå, íå ïîìíÿ ïðîèçîøåäøåå.

Ôåáðèëüíûå ñóäîðîãè ðàçâèâàþòñÿ ïðè áûñòðîì ïîäú¸ìå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38-39 °Ñ, ÷àùå ïðè âèðóñíîé, ÷åì ïðè áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Ñóäîðîãè îáû÷íî ïðîñòûå: ãåíåðàëèçîâàííûå òîíè÷åñêèå è êëîíèêî-òîíè÷åñêèå, íåðåäêî ñ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ. Îíè äëÿòñÿ 2-5 ìèí è ïðåêðàùàþòñÿ îáû÷íî äî ïðèåçäà âðà÷à.

Ñóäîðîãè ïðè ìåíèíãèòå è ýíöåôàëèòå îáû÷íî ñîïðîâîæäàþò ðàçâ¸ðíóòóþ êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó ñ ìåíèíãåàëüíûìè ñèìïòîìàìè (Êåðíèãà è Áðóäçèíñêîãî), ãèïåðýñòåçèåé, î÷àãîâîé ñèìïòîìàòèêîé, ïàðåçàìè, ïàðàëè÷àìè, ðàññòðîéñòâàìè ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ñèìïòîìàìè ïîðàæåíèÿ ÷åðåïíûõ íåðâîâ.

Àôôåêòèâíî-ðåñïèðàòîðíûå ñóäîðîãè, èìåþùèå îáû÷íî êëîíèêî-òîíè÷åñêèé õàðàêòåð, ÷àñòî ïðîâîöèðóþòñÿ èñïóãîì, ãíåâîì, ñèëüíîé áîëüþ íà ôîíå ïëà÷à. Ýòè ñóäîðîãè îáóñëîâëåíû ãèïîêàïíèåé âñëåäñòâèå ãèïåðâåíòèëÿöèè è ñîïðîâîæäàþòñÿ çàäåðæêîé äûõàíèÿ íà âäîõå, öèàíîçîì, èíîãäà êðàòêîâðåìåííîé ïîòåðåé ñîçíàíèÿ.

Ãèïîêàëüöèåìè÷åñêèå ñóäîðîãè (ñïàçìîôèëèÿ) ðàçâèâàåòñÿ ó äåòåé â âîçðàñòå îò 3—4 ìåñ äî 1,5 ëåò ïðè ñíèæåíèè êîíöåíòðàöèè êàëüöèÿ â êðîâè äî 1,8 ììîëü/ë è íèæå ïðè ðàõèòå, ãèïîôóíêöèè ïàðàùèòîâèäíûõ æåëåç, ïðè çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ äëèòåëüíîé äèàðååé è ðâîòîé, ïðè öåëèàêèè. Âûäåëÿþò ÿâíóþ è ñêðûòóþ ôîðìû ñïàçìîôèëèè.

ßâíàÿ ôîðìà ïðîÿâëÿåòñÿ òîíè÷åñêèìè ñóäîðîãàìè ëèöåâûõ ìûøö, ìûøö êèñòåé è ñòîï, ëàðèíãîñïàçìîì, ïåðåõîäÿùèìè â ãåíåðàëèçîâàííûå òîíè÷åñêèå ñóäîðîãè ñ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ.

Ñèìïòîìû ñêðûòîé ñïàçìîôèëèè ïåðå÷èñëåíû íèæå.

— Ñèìïòîì Õâîñòåêà — ñîêðàùåíèå ìèìè÷åñêîé ìóñêóëàòóðû â îáëàñòè ðòà, íîñà, âåêà ïðè ïîêîëà÷èâàíèè ìîëîòî÷êîì ìåæäó ñêóëîâîé äóãîé è óãëîì ðòà.

— Ñèìïòîì Òðóññî — ñóäîðîãà êèñòè («ðóêà àêóøåðà») ïðè ñäàâëåíèè ñîñóäèñòî-íåðâíîãî ïó÷êà â îáëàñòè ïëå÷à (ïðè íàëîæåíèè æãóòà).

— Ñèìïòîì Ëþñòà — íåïðîèçâîëüíîå òûëüíîå ñãèáàíèå ñòîïû ñ ðîòàöèåé íîãè êíàðóæè ïðè ïîêîëà÷èâàíèè ïî ìàëîáåðöîâîìó íåðâó (íèæå ãîëîâêè ìàëîáåðöîâîé êîñòè).

— Ñèìïòîì Ìàñëîâà — êðàòêîâðåìåííàÿ îñòàíîâêà äûõàíèÿ íà âäîõå ïðè íåáîëüøîì ïîêàëûâàíèè êîæè ðåá¸íêà.

Äèàãíîñòèêà ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà ó äåòåé îñíîâàíà:

íà àíàëèçå êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé ïðè ñóäîðîæíûõ ïðèïàäêàõ (âèäû ñóäîðîã, äëèòåëüíîñòü, ïîâòîðÿåìîñòü âî âðåìåíè, ñîïóòñòâóþùèå ñèìïòîìû); íà äàííûõ î çäîðîâüå ðîäèòåëåé, î ïåðåíåñåííîé ïàòîëîãèè ìàòåðüþ â ïåðèîä áåðåìåííîñòè, â ðîäàõ, íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè;

íà îïðåäåëåíèè íåâðîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà ðåáåíêà è îáùåãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ;

íà ëàáîðàòîðíûõ è èíñòðóìåíòàëüíûõ îáñëåäîâàíèÿõ:

ÝÝÃ;

íåéðîñîíîãðàôèÿ;

êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ, ÌÐÒ ãîëîâíîãî ìîçãà;

àíãèîãðàôèÿ;

ðåíòãåíîãðàôèÿ;

ñïèííîìîçãîâàÿ ïóíêöèÿ è áàêòåðèîëîãè÷åñêîå è ìèêðîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèÿ ëèêâîðà (ïðè íåîáõîäèìîñòè).

Îêàçàíèå íåîòëîæíîé äîâðà÷åáíîé ïîìîùè:

— óëîæèòü ðåáåíêà íà ðîâíóþ ìÿãêóþ ïîâåðõíîñòü (èëè íà ïîë èëè ñîçäàòü ïðåïÿòñòâèå äëÿ åãî ïàäåíèÿ ñ êðîâàòè, ïîä ãîëîâó — ìÿãêèé âàëèê) íà áîê;

-óáðàòü âñå áëèçêî ðàñïîëîæåííûå ïðåäìåòû;

Îáåñïå÷èòü ïðîõîäèìîñòü âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé: î÷èñòèòü ïîëîñòü ðòà îò ñîäåðæèìîãî, óäàëèòü èíîðîäíûå òåëà, ââåñòè ðîòîðàñøèðèòåëü (ìåæäó çóáàìè ââåñòè øïàòåëü èëè ëîæêó, îáåðíóòóþ òîëñòûì ñëîåì áèíòà âî èçáåæàíèÿ ïðèêóñà ÿçûêà, ñëåãêà ïðèäåðæèâàÿ ãîëîâó è òóëîâèùå);

-îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà;

-îñâîáîäèòü îò ñòåñíÿþùåé îäåæäû;

-âûçâàòü âðà÷à

Ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü:

Ïðîòèâîñóäîðîæíàÿ òåðàïèÿ: ñåäóêñåí 0,5% ð-ð ïàðåíòåðàëüíî; Íàòðèÿ îêñèáóòèðàò 20% ð-ð âíóòðèâåííî ìåëåííî. Ôåíîáàðáèòàë â/â ìåäëåííî, ñ ôåíîáàðáèòàëîì ìîæíî ñîâìåñòíî ââîäèòü äèôåíèí (ôåíèòîèí). Ðåëàíèóì 0,5% ð-ð â/â

Äåãèäðàòàöèîííàÿ òåðàïèÿ: ôóðîñåìèä (ëàçèêñ) 1% ð-ð, ðàçâåäåííûé â 40% ð-ðå ãëþêîçû èëè â 0,9% ð-ðå íàòðèÿ õëîðèäà â/â; ìàííèòîë 10%

Ïðîòèâîñóäîðîæíûì è äåãèäðàòàöèîííûì äåéñòâèåì îáëàäàåò 25% ð-ð ìàãíèÿ ñóëüôàòà â/ì

 ñëó÷àå íåïðåêðàùàþùèõñÿ ñóäîðîã è ïðè óãðîçå àñôèêñèè ïîêàçàíà èíòóáàöèÿ òðàõåè è ïåðåâîä ðåáåíêà íà ÈÂË ñ ââåäåíèåì áàðáèòóðàòîâ (íàòðèÿ òèîïåíòàë, ãåêñàíàë) è ìûøå÷íûõ ðåëàêñàíòîâ äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ (àðäóàí).

Ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíà â ïîäàâëåíèè ñóäîðîã: ïðè ãèïîêàëüöèåìèè ââîäÿò ïðåïàðàòû êàëüöèÿ, ïðè ãèïîãëèêåìèè — ðàñòâîðû ãëþêîçû. Ôåáðèëüíûå ñóäîðîãè ñíèæàþòñÿ æàðîïîíèæàþùèìè ñðåäñòâàìè. Ïðè ñóäîðîãàõ, ñâÿçàííûõ ñ îòåêîì ìîçãà, ïðèìåíÿþòñÿ äèóðåòèêè.

Àíòèêîíâóëüñàíòû (ïðîòèâîñóäîðîæíûå ïðåïàðàòû): Ôåíîáàðáèòàë,áåíçîíàë, ãåêñàìèäèí, äèôåíèí, êàðáàìàçåïèí (ôèíëåïñèí), ïðåïàðàòû âàëüïðîåâîé êèñëîòû è åå ñîëåé (êîíâóëåêñ, äåïàêèí, àöåäèïðîë), ïðåïàðàòû íîâåéøåãî ïîêîëåíèÿ: òîïèðàìàò (òîïàìàêñ), ëàìîòðèäæèí (ëàìèêòàë), îêñêàðáàçåïèí, êåïïðà (ãàáàïåíòèí), ïðåãàáîëèí (ëèðèêà). Ïðè ìèîêëîíè÷åñêèõ ïðèïàäêàõ âûñîêîé ýôôåêòèâíîñòüþ îáëàäàþò ïðîèçâîäíûå áåíçîäèàçåïèíà — àíòåëåïñèí, êëîíàçåïàì, íèòðàçåïàì. Ïðè âñåõ âèäàõ ïðèïàäêîâ ìîæåò áûòü ïîêàçàí â êà÷åñòâå äîïîëíèòåëüíîãî ñðåäñòâà, îñîáåííî ó äåòåé, äèàêàðá, îáëàäàþùèé ïîìèìî ñâîèõ äåãèäðàòàöèîííûõ ñâîéñòâ òàêæå è ïðîòèâîýïåëåïòè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ. Ïðîëàíãèðîâàííûå ôîðìû àíòèêîíâóëüñàíòîâ: äåïàêèí-õðîíî, êîíâóëåêñ-ðåòàðä, ôèíëåïñèí-ðåòàðä. Ãèïîòåíçèâíûå ïðåïàðàòû, æàðîïîíèæàþùèå, íîîòðîïû, äèóðåòèêè, ñåäàòèâíûå ïðåïàðàòû, âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû ïî ïîêàçàíèÿì.

Читайте также:  Что сделать при похмельном синдроме

ÍÀÑÒÎßÙÈÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ ÏÀÖÈÅÍÒÀ: ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè

ÏÎÒÅÍÖÈÀËÜÍÛÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ: ñîïîðîçíîå, êîìàòîçíîå ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ, ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ, ãåìîäèíàìèêè, ãîìåîñòàçà, ëåòàëüíûé èñõîä (â ãðóäíîì âîçðàñòå), òðàâìàòèçàöèÿ (ïåðåëîìû êîñòåé ÷åðåïà, çàêðûòûå òðàâìû ÷åðåïà, ÷åëþñòíî-ëèöåâûå òðàâìû, ïðèêóñ ÿçûêà, çàïàäåíèå ÿçûêà, òðàâìû ãóá, ïîâðåæäåíèå çóáîâ, ïðîëåæíè, çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ â ëåãêèõ

Êðàòêîñðî÷íàÿ öåëü: êóïèðîâàòü ñóäîðîãè;

Äîëãîñðî÷íàÿ öåëü: ê ìîìåíòó âûïèñêè ïàöèåíò è åãî ðîäñòâåííèêè áóäóò èìåòü íåîáõîäèìûé îáúåì çíàíèé îá óõîäå çà ïàöèåíòîì, î ïðîôèëàêòèêå ñóäîðîã, î íåîòëîæíîé ïîìîùè ïðè ñóäîðîæíîì ïðèïàäêå, âàæíîñòè ñâîåâðåìåííîãî ïðèíÿòèÿ íàçíà÷åííûõ ë/ñ, êîæíûå ïîêðîâû, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ïàöèåíòà áóäóò ÷èñòûìè è öåëûìè, äåôèöèò çíàíèé ó ðîäèòåëåé/ðîäñòâåííèêîâ áóäåò âîñïîëíåí, ôèçè÷åñêîå è ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðåáåíêà áóäåò íîðìàëüíûì, ñòàáèëüíûì

ñóäîðîæíûé ñèíäðîì êëèíè÷åñêèé äîâðà÷åáíûé

Äåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû

Ìîòèâàöèÿ

Ì/ñ îáåñïå÷èò äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà, îñâîáîäèò îò ñòåñíÿþùåé îäåæäû

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ãèïîêñèè.

Ì/ñ îáåñïå÷èò ïðîõîäèìîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé: î÷èñòèò ïîëîñòü ðòà îò ñîäåðæèìîãî, ïðîâåäåò îòñàñûâàíèå ñîäåðæèìîãî èç ÂÄÏ è îáåñïå÷èò êèñëîðîäîòåðàïèþ

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè àñôèêñèè, óìåíüøåíèÿ ãèïîêñèè ìîçãà, äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ àñïèðàöèè ðâîòíûìè ìàññàìè, ñëèçüþ.

Ì/ñ óëîæèò ðåáåíêà íà ðîâíóþ ìÿãêóþ ïîâåðõíîñòü, ïîâåðíåò ãîëîâó ðåáåíêà íàáîê, ïîä ãîëîâó ïîäëîæèò ìÿãêèé âàëèê, ìåæäó çóáàìè ââåäåò øïàòåëü èëè ëîæêó, îáåðíóòóþ òîëñòûì ñëîåì áèíòà (ââåäåò ðîòîðàñøèðèòåëü), ñëåãêà ïðèäåðæèâàÿ ãîëîâó è òóëîâèùå

Çàùèòà îò ìåõàíè÷åñêèõ òðàâì, ïðèêóñà ÿçûêà, ïîâðåæäåíèÿ çóáîâ, òðàâì ãóá, çàïàäåíèÿ ÿçûêà

Ì/ñ óáåðåò âñå áëèçêî ðàñïîëîæåííûå ïðåäìåòû, ñîçäàñò ïðåïÿòñòâèå äëÿ ïàäåíèÿ ðåáåíêà ñ êðîâàòè

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè òðàâì âî âðåìÿ ïðèñòóïà

Ì/ñ óñòðàíèò âîçìîæíûå ñâåòîâûå, çâóêîâûå, ìåõàíè÷åñêèå è äðóãèå ðàçäðàæèòåëè

Äëÿ òîãî, ÷òîáû åùå áîëåå íå âîçáóæäàòü íåðâíóþ ñèñòåìó ðåáåíêà

Ì/ñ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ââåäåò ë/ï äëÿ êóïèðîâàíèÿ ñóäîðîã (ïðîâåäåíèå ïðîòèâîñóäîðîæíîé òåðàïèè): ïðåïàðàòû ââîäÿòñÿ ïàðåíòåðàëüíî: ñåäóêñåí 0,5%, 20% ð-ð íàòðèÿ îêñèáóòèðàòà, ðåëàíèóì 0,5%, äèàçåïàì 0,5%, áàðáèòóðàòû (ôåíîáàðáèòàë, áåíçîíàë, ãåêñàìèäèí), äèôåíèí (ôåíèòîèí), êàðáàìàçåïèí (òåòðàòîë, ñòàçåïèí, ôèíëåïñèí)

Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ñóäîðîã ó ðåáåíêà

Ì/ñ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ââåäåò ôóðîñåìèä (ëàçèêñ) 1% ð/ð ðàçâåäåííûé â 40% ð-ðå ãëþêîçû èëè 0,9% ð-ðå íàòðèÿ õëîðèäà â/â èëè 25% ð-ð ìàãíèÿ ñóëüôàòà èëè 10% ìàííèòîë

Äåãèäðàòàöèîííàÿ òåðàïèÿ (ïðîôèëàêòèêà îòåêà ìîçãà, ëåãêèõ)

Ì/ñ îáåñïå÷èò ïàöèåíòó ôèçè÷åñêèé è ïñèõè÷åñêèé ïîêîé

Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, âîññòàíîâëåíèÿ îðãàíèçìà

Ì/ñ îáåñïå÷èòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîääåðæêó ðîäñòâåííèêàì è ïàöèåíòó

Äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñòðàäàíèé

Ì/ñ îáåñïå÷èò ñîáëþäåíèå äèåòû, íàçíà÷åííîé âðà÷îì, îáåñïå÷èò ðàöèîíàëüíûå è ïîëíîöåííîå ïèòàíèå ðåáåíêà, ðàññêàæåò ðîäèòåëÿì î çàïðåùåííûõ è ðàçðåøåííûõ ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ ïðè äàííîì ïàòîëîãè÷åñêîì ñîñòîÿíèè ó ðåáåíêà

Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà, ñêîðåéøåãî âûçäîðîâëåíèÿ, äëÿ ïðîôèëàêòèêè êàõåêñèè

Ì/ñ ââåäåò ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à íàçíà÷åííûå ïðåïàðàòû: ïðîëàíãèðîâàííûå àíòèêîíâóëüñàíòû: äåïàêèí-õðîíî, êîíâóëåêñ-ðåòàðä, ôèíëåïñèí-ðåòàðä, ïðåïàðàòû íîâåéøåãî ïîêîëåíèÿ: òîïàìàêñ, ëàìèêòàë, êåïïðà, îñêàðáàçåïèí

Äëÿ ëå÷åíèÿ ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà

Ì/ñ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à îáåñïå÷èò ïðèíÿòèå æàðîïîíèæàþùèõ ñðåäñòâ

Äëÿ ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû ïðè ôåáðèëüíûõ ñóäîðîãàõ

Ì/ñ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ââåäåò ïðåïàðàòû êàëüöèÿ (ïðè ãèïîêàëüöèåìèè), ðàñòâîð ãëþêîçû (ïðè ãèïîãëèêåìèè)

Ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíà â ïîäàâëåíèè ñóäîðîã

Ì/ñ îáåñïå÷èò ãèãèåíó êîæè ïàöèåíòà (îáòèðàíèå, äóø, âàííà)

Äëÿ ñîáëþäåíèÿ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû

Ì/ñ îáåñïå÷èòü ñìåíó íàòåëüíîãî è ïîñòåëüíîãî áåëüÿ ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè

Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ êîìôîðòà ïàöèåíòó, äëÿ åãî ëè÷íîé ãèãèåíû

Ì/ñ ñëåäèò çà âíåøíèì âèäîì è ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî

Äëÿ ðàííåé äèàãíîñòèêè è ñâîåâðåìåííîãî îêàçàíèÿ íåîòëîæíîé ïîìîùè â ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ îñëîæíåíèé

Ì/ñ áóäåò êîíòðîëèðîâàòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà: ÀÄ, ïóëüñ, ×ÄÄ, òåìïåðàòóðà

Äëÿ êîíòðîëÿ ýôôåêòèâíîñòè íàçíà÷åíèé âðà÷à è ñâîèõ äåéñòâèé, êîíòðîëü çà îáùèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà

Ì/ñ îáåñïå÷èò ïðîâåäåíèå îêñèãåíîòåðàïèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à

Äëÿ íàñûùåíèÿ îðãàíèçìà êèñëîðîäîì, óìåíüøåíèÿ ãèïîêñèè ìîçãà

Ì/ñ ïåðåâîðà÷èâàåò ïàöèåíòà êàæäûå 2 ÷àñà, ñëåäèò çà ïîñòåëüíûì è íàòåëüíûì áåëüåì, ïðîâîäèò òùàòåëüíûé òóàëåò êîæíûõ ïîêðîâîâ, î÷èùàåò, ïèòàåò, óâëàæíÿåò, çàùèùàåò êîæó ñïåöèàëüíûìè ñðåäñòâàìè

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè äëèòåëüíîãî ñäàâëèâàíèÿ, óëó÷øåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿöèè, ïðîôèëàêòèêè èíôèöèðîâàíèÿ (ïðîôèëàêòèêà ïðîëåæíåé)

Ì/ñ ïðèäàñò ïîëîæåíèå Ôàóëåðà â ïîñòåëè áîëüíîìó, ïðîâåäåò äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó, âèáðàöèîííûé ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè, îòõàðêèâàþùèå ìèêñòóðû, èíãàëÿöèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à

Äëÿ îáëåã÷åíèÿ äûõàíèÿ, óëó÷øåíèÿ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, ëèêâèäàöèè çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â ëåãêèõ

ì/ñ ïðèäàñò óäîáíîå ïîëîæåíèå â ïîñòåëè ïàöèåíòó, îáåñïå÷èò ðåãóëÿðíîå ïðîâåòðèâàíèå ïàëàòû è ïðèíÿòèå ñíîòâîðíûõ, óñïîêîèòåëüíûõ ñðåäñòâ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à

Äëÿ ñíÿòèÿ ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ, íîðìàëèçàöèè ñíà

Ì/ñ îáåñïå÷èò çàáîð êðîâè ó ïàöèåíòà, ìî÷è, ïðîâåäåíèÿ ÝÝÃ, ÊÒ, ÌÐÒ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à

Äëÿ êîíòðîëÿ ýôôåêòèâíîñòè íàçíà÷åíèé âðà÷à è ñâîèõ äåéñòâèé, êîíòðîëü çà îáùèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà, çà äèíàìèêîé

ì/ñ îáåñïå÷èò êîíòðîëü çà ðåæèìîì ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé ïàöèåíòà

Äëÿ êîíòðîëÿ çà ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà, ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé

ì/ñ îáåñïå÷èò ïðîâåäåíèå ìàññàæà, ãèìíàñòèêè, âîçäóøíûõ âàíí, ËÔÊ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à

Äëÿ ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ïàöèåíòà

Ì/ñ îðãàíèçóåò áåñåäó ñ ðîäñòâåííèêàìè ïàöèåíòà îá óõîäå çà ðåáåíêîì

Äëÿ ïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè ìåäèêàìåíòîçíîé è íåìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè ïîñëå âûïèñêè èç ñòàöèîíàðà, äëÿ ïðîôèëàêòèêè ðåöèäèâîâ çàáîëåâàíèÿ

Ì/ñ îáåñïå÷èò áåñåäó ïàöèåíòà è/èëè åãî ðîäèòåëåé ñ ïñèõîëîãîì/ïñèõîòåðàïåâòîì

Äëÿ íîðìàëüíî ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà è åãî ðîäèòåëåé, äëÿ óñïåõà ëå÷åíèÿ

Ì/ñ ïðîâåäåò áåñåäó ñ ðîäñòâåííèêàìè î ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîääåðæêå ðåáåíêà

Äëÿ ñîçäàíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé ó ðåáåíêà

Ì/ñ ïðîâåäåò áåñåäó ñ ïàöèåíòîì è åãî ðîäñòâåííèêàìè î õàðàêòåðå ïðåäïèñàííîé åìó äèåòû è íåîáõîäèìîñòè åå ñîáëþäåíèÿ

Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ è ïðîôèëàêòèêè îñëîæíåíèé

Ì/ñ îáåñïå÷èò êîìôîðòíûå óñëîâèÿ äëÿ ïàöèåíòà â ñòàöèîíàðå

Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ

Ìåäñåñòðà îáåñïå÷èò ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà ðåáåíêîì

Ñóäîðîãè äîëæíû áûòü âîâðåìÿ çàìå÷åíû è ðåáåíêó îêàçàíà íåîòëîæíàÿ ïîìîùü

Îöåíêà ðåçóëüòàòà: Öåëè äîñòèãíóòû, ó ïàöèåíòà ñòàáèëèçèðîâàëîñü ñîñòîÿíèå, â íîðìå æèçíåííîâàæíûå ïîêàçàòåëè. Êîæíûå ïîêðîâû è ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ÷èñòûå è öåëûå. Âîñïîëíåí äåôèöèò çíàíèé ó ðîäèòåëåé î ñîñòîÿíèè ðåáåíêà, îá óõîäå çà íèì, îá îðãàíèçàöèè ïèòàíèÿ è ðåæèìà äíÿ, î íåîáõîäèìîñòè ïðèíÿòèÿ íàçíà÷åííûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ. Ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðåáåíêà è ðîäèòåëåé íîðìàëüíîå, ñòàáèëüíîå, ó ïàöèåíòà íå íàðóøåíû îñíîâíûå ôèçèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник