Статья синдром выгорания социальных работников

Наталья Устюжанина
Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».

При рассмотрении теоретических предпосылок коррекции эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы были выделены стадии, симптомы и диагностика эмоционального выгорания[1].

Делая анализ литературных данных, можно сказать, что исследователи, изучая синдром «эмоционального выгорания» рассматривали его как результат влияния комплекса стрессогенных факторов и как, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Анализ исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов. Синдром профессионального «выгорания» — ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

В данном сообщении представлен случай консультирования сотрудника социальной сферы: возраст – 50 лет, пол — женский, стаж работы в профессии -30 лет. Профессия — провизор. Место работы — аптека от склада. Образование – высшее. Детей нет. В браке не состоит. Официально не трудоустроена.

В данном случае клиент обратился на консультацию с запросом отвращения к работе, усталостью, нехваткой сил и постоянным желанием – спать. Таким образом,из анализа данной ситуации сложился вывод: что клиент «выгорел» на работе.

Была разработана программа коррекции индивидуально для клиента по методикам арт-терапии[3] и коучинга, расчитананная на три недели. В программу входит шесть занятий по 60 мин.

Целью эмпирической программы является коррекция эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферы.

Для проведения эмпирической программы коррекции была подобрана «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко.

Краткое описание данного метода исследования:

Методика Бойко направлена на выявление синдрома «Эмоционального выгорания» позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить,к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения»[2]. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания«. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам,которые группируются в соответствии с тремя фазами: «Напряжение», «Резистенция» и «Истощение».

В ходе реализации коррекционной работы нами была проведена

«Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко.

Результаты входящей диагностики показали, что у испытуемой фазы формирования синдрома «выгорания» сформировались. Фаза «Напряжение», «Резистенции» и «Истощения» в сформированной стадии.

В фазе «Напряжения»доминируют симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

В фазе «Резистенции»у испытуемой доминируют: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, а симптом – эмоциональная нравственная дезориентация – складывающийся. И последняя фаза «Истощение»,в ней доминируют симптомы: эмоциональная отстраненность и личная отстраненность;а симптомы: эмоциональный дефицит и психосоматические нарушения – складывающиеся симптомы.

Таким образом, мы видим, что у испытуемой все фазы развития стресса сформировались.

Для проведения коррекционной программы были разработаны индивидуальные занятия по арт-терапии и коучингу. Цель занятий была направлена на гармонизацию эмоционального состояния, как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; «проработку» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; психопрофилактику негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение, содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств. А также

формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Результат проведенной коррекционной работы показал, что у испытуемой после проведения итоговой диагностики фазы формирования синдрома «выгорания» «Напряжение» и «Истощения» перешли в фазу не сформированности.

А фаза «Резистенции» в стадию формирования.

По результатам проведения Эмпирической программ коррекции эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферыбыли сделаны определенные выводы:

Первое – важность программы, второе – эффективность.

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы. Он в первую очередь угрожает людям, работающим напряженно и с большой эмоциональной нагрузкой, что в полной мере можно отнести к работникам аптеки, как к руководителям, так и к первостольникам. Человек, преследуя карьерные и профессиональные цели, с головой уходит в работу, стремится покорять все новые рубежи своего дела, приходит раньше и уходит позже окончания рабочего дня, работает в выходные. Служебные дела постепенно вытесняют остальную жизнь. В результате абсолютного погружения в работу совсем не остается времени на себя. Накапливается физическая усталость, а потом — моральная и психологическая.Организм начинает подавать опасные сигналы: хроническая усталость и недосыпание, постоянные головные боли, апатия, непроходящее плохое физическое самочувствие.Но всему этому не придается значения: мол, на пенсии отдохнем.

По некоторым данным, СЭВ страдает до четверти работающих людей в мире. И в России, в условиях жесткой профессиональной конкуренции, ситуация не лучше. Как не упустить опасный момент, не проглядеть симптомы надвигающейся болезни? Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как «эмоциональное выгорание «оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, но и на их деятельность и самочувствие, и на тех, кто находится рядом c ними.

По итогам реализации коррекционной программы мы видим, что результаты итоговой диагностики испытуемой значительно улучшились.

Список литературы:

1. 4. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2005. — 527 с. 30.

2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996

3. Киселева М. В, Кулганов М. В.Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие – CПб.:Речь, 2014.- 64с.

Читайте также:  Синдром шерешевского тернера внешний вид

Источник

В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.

В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.

Сегодня я расскажу вам подробней о:

  • профессиональном выгорании;
  • причинах его возникновения;
  • стадиях;

Что мы знаем о профессиональном выгорании?

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.

Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).

Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.

Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:

  • Токсичная рабочая среда;
  • Изоляция в коллективе;
  • Хаотичная постановка задач со стороны руководства.

Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.

Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?

Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.

Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:

  • Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
  • Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
  • Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
  • Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
  • Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).

Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.

Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.

Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.

Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».

В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:

  • нервное истощение;
  • утрату какой-либо мотивации;
  • снижение концентрации внимания;
  • апатию.

Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».

Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:

  • вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
  • вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
  • вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
  • вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
  • вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
  • у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
  • вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
  • вы постоянно откладываете дела на потом;
  • вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).

Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.

Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:

1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);

2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);

3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)

В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.

Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.

Вам будут интересны следующие статьи:

Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?

Как перестать постоянно нервничать?

Как стать счастливее во время самоизоляции?

Источник

Анастасия Власова
Проект «Не успей сгореть» по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты

Проект «Не успей сгореть»

Направление: Оздоровительный проект – профилактика профессионального выгорания работников социальной защиты.

Длительность проекта: 1 год.

Читайте также:  Синдром леша нихана тип наследования

Анализ ситуации и выявление актуальных социальных проблем

Профессиональная деятельность работника социальной службы, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе специальностей с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Не редко встречающиеся стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной сферы в процессе сложного социального взаимодействия с населением, постоянное проникновение в суть социальных проблем людей, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье работника социальной сферы.

Специалистам системы «человек — человек», свойственен так называемый синдром профессионального «выгорания», проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызываемого интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Ещё это связано с тем, что в своей профессиональной деятельности специалист, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».

Актуальность исследования профессионального выгорания у педагогов обусловлена высокой социальной значимостью данной профессии.

Цель проекта: предотвращение и профилактика профессионального выгорания работников.

Задачи проекта:

1. провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;

2. развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;

3. способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;

4. повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Целевая группа проекта: сотрудники учреждения, независимо от занимаемой должности.

5. Мероприятия проекта

Изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

Формирование рабочей группы.

Первичная диагностика сотрудников «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!».

Лекция совместно с медицинским работником «Стрессы и их последствия».

Круглый стол «Синдром профессионального выгорания – это…».

Тренинг «Путь к гармонии».

Песочная терапия «Мой внутренний мир».

«Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.

Релаксационные тренинги.

Ведение дневников каждым сотрудником.

Повторная диагностика.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации проекта профилактики профессионального выгорания предусматривается:

ознакомление с синдромом профессионального выгорания;

повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;

развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками;

стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;

снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;

повышение качества обслуживания клиентов;

повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.

Ресурсы проекта

Для реализации проекта психологи в социальной сфере будут использовать собственные и ресурсы учреждения:

Кабинет психолога в социальной сфере, актовый зал;

Проектор, музыкальный центр, СD и DVD диски;

Релаксационные и развивающие программы на СD, DVD;

Гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,

Канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, пластилин, карандаши, шариковые ручки, фломастеры, флешки;

Мольберты, материалы для арт-терапии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический инструментарий

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!»

Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.

Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

№ Вопросы

1 Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться

2 Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

3 Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

4 Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

5 Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

6 От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

7 Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался

8 Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

9 Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг

10 Моя работа притупляет эмоции

11 Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

12 Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

13 Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

14 Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

15 Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

16 Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

17 Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

18 Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

19 Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

20 Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено

21 Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

22 Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

23 Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

24 При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

25 Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

26 Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

27 Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28 У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т. п.

29 Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания

30 В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»

31 Я охотно рассказываю домашним о своей работе

32 Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

33 Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу

34 Я очень переживаю за свою работу

35 Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

36 При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

37 У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

38 Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

Читайте также:  Женщины родившие детей с синдромом дауна

39 Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе

40 Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

41 Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

42 Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно

43 Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

44 Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой

45 Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

46 Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души

47 По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого

48 После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие

49 На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

50 Успехи в работе вдохновляют меня

51 Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной)

52 Я потерял покой из-за работы

53 На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов)

54 Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

55 Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

56 Я часто работаю через силу

57 Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

58 В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье

59 Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

60 После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

61 Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

62 Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63 Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64 Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

65 Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

66 Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

67 Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

68 Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

69 Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

70 Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

71 Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

72 Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

73 Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

74 Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

75 Моя карьера сложилась удачно

76 Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

77 Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

78 Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам, забывая о собственных интересах

79 Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

80 Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

81 Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

82 Ко всему (почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

83 Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

84 Работа с людьми явно подрывает мое здоровье

КЛЮЧ

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2, +13 (3, +25 (2, –37 (3, +49 (10, +61 (5, –73 (5)

Неудовлетворенность собой:

—2 (3, +14 (2, +26 (2, –38 (10, –50 (5, +62 (5, +74 (3)

«Загнанность в клетку»:

+3 (10, +15 (5, +27 (2, +39 (2, +51 (5, +63 (1, –75 (5)

Тревога и депрессия:

+4 (2, +16 (3, +28 (5, +40 (5, +52 (10, +64 (2, +76 (3)

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

+5 (5, –17 (3, +29 (10, +41 (2, +53 (2, +65 (3, +77 (5)

Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10, –18 (3, +30 (3, +42 (5, +54 (2, +66 (2, –78 (5)

Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2, +19 (10, –31 (20, +43 (5, +55 (3, +67 (3, – 79( 5)

Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5, +20 (5, +32 (2, — 44 (2, +56 (3, +68 (3, +80 (10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит:

+9 (3, +21 (2, +33(5, — 45 (5, +57 (3, — 69 (10, +81 (2)

Эмоциональная отстраненность:

+10 (2, +22(3, –34(2, +46(3, +58(5, +70(5, +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11(5, +23(3, +35(3, +47(5, +59(5,+72(2, +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3, +24(2, +36(5, +48(3, +60(2, +72(10, +84(5)

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — несложившийся симптом;

10–15 баллов — складывающийся симптом;

16–19 баллов — сложившийся симптом;

20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37–60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Источник