Социальная адаптация детей с синдромом дауна жиянова

Социальная адаптация детей с синдромом дауна жиянова thumbnail

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна

Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Вся практика деятельности специалистов, и основного и вспомогательного плана (специалистов сопровождения), в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с  синдромом Дауна при обучении и воспитании, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в ДОУ и создать адаптированный ресурс для начальной и средней школы.

Чтобы организовать коррекционную работу по социальной адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ, необходимо использовать тематическое планирование.

Воспитатель планирует работу в рамках одной лексической темы в течение недели. На основе планирования подбирается речевой материал (стихи, речевые игры с движениями, рифмовок), доступный для понимания и воспроизведения с помощью графического языка (картинки, рисунки, пиктограмм, фотографии). Планируются ситуативные диалоги (с использованием мимики и жестов, пиктограмм), речевые игры с движениями, формирующие и закрепляющие умения использовать естественные общеупотребительные жесты при выполнении режимных моментов.

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна происходит на протяжении всего дня пребывания ребенка данной категории в ДОУ, как на индивидуальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.

Образовательная деятельность воспитателя с ребенком с синдром Дауна строится по четкому алгоритму, позволяющему ребенку данной категории неоднократно закрепить полученные знания. В процессе работы с ребенком данной категории используются три метода обучения: на первом месте находятся практические и наглядные методы, дополнением является словесный метод.

С помощью приемов альтернативной коммуникации (вербальные и невербальные средства общения), например, жесты как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение. Кроме жестов можно использовать пиктограммы, картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы ребенок с синдромом Дауна проявлял инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми, задавая вопросы, начиная разговор, приглашая к деятельности, включаясь в игру.

Ещё одной составляющей специфики работы с детьми с Синдромом Дауна является организация работы с родителями, которые становятся активными участниками процесса социальной адаптации детей с синдромом Дауна  к ДОУ. В тетрадях взаимодействия воспитатель даёт практические задания  по использованию общеупотребительных жестов, схем, пиктограмм, в обыденной повседневной жизни.

Коррекционная работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна требует большой терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Не каждого ребенка с синдромом Дауна можно успешно подготовить к самостоятельной жизни. Но в любом случае коррекционно-педагогическая работа помогает развить у него способности к коммуникативному взаимодействию (вербальными и невербальными средствами общения), сгладить негативные проявления нарушений, усилить психическую активность, повысить качество жизни.

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородская школа №8»

Доклад на тему: «Социальная адаптация детей с синдромом Дауна»

Выполнила учитель начальных классов: Рындина С.А

Слайд 1 — Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели.

Слайд 2-Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Глубокие ограничения возможностей сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжёлое заболевание ребёнка отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовойдеятельности, способности к самообслуживанию. Ребёнок, к сожалению, исключается из общественной жизни. Всё вышеперечисленное определяетзначимость проблемы социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна– их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Слайд 3 — Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

1 Развитие сенсорных процессов

2 Формирование психических функций

3 Трудовое обучение

4 Формирование правильного поведения

Слайд 4 — Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание– начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность.

Слайд 5 — Направления по формированию сенсорных эталонов:

  1. О цвете предметов
    Задача этого этапа– глобальное отождествление ребёнком предметов.

  2. О форме предмета

  3. О величине предмета
    Формировать у ребёнка с синдромом Дауна представлений о величине можно только после освоения ребёнком представлений о форме и цвете, так как величина– понятие относительное и это затрудняет формирование представлений о ней.

  4. Пространственные представления
    Так как пространственные представления– это относительная величина, то их формирование вызывает определённые трудности у детей, страдающих синдромом Дауна.

  5. Понятие о времени
    — Формирование суток

— Формирование представлений о времени года
— Формирование временных понятий –« Вчера, сегодня, завтра»
— Формирование временных понятий «Дни недели»

Читайте также:  Коррекционная программа для детей с синдромом дауна психолог

Слайд 6 – Формирование психических функций
Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков. Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию. Мышление обеспечивает не только обучение ребёнка, но и его социализацию. Развитие мышления происходит в результате(как следствие) сенсорного воспитания и первые этапы его развития обеспечиваются сенсорным воспитанием.

Слайд 7 – Трудовое обучение
Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания. Коррекционное обучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.

Слайд 8 – Формирование правильного поведения:
Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения

Слайд 9 – Социализация
В качестве социализации используются следующие критерии

  • самообслуживание;

  • умение подчиняться взрослым и выполнять простые поручения;

  • привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим развитие речи;

Слайд 10 — Максимально возможное развитие детей с синдромом Дауна:

  • Раннее начало коррекционной работы.

  • Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей.

  • Применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и возможностям детей.

Слайд 11 – Если на первых порах дети слабо подпускали к себе( не принимали помощь, старались сделать все сами),то спустя небольшое время удалось найти подход и оказывать помощь.

Слайд 12 — Формы адаптации:

  • При легкой форме адаптации ребёнок выражает напряжение, которое у него присутствует, в виде кратковременного негативного эмоционального состояния.

  • Адаптация средней тяжести характеризуется более медленной протекающей нормализацией эмоционального состояния ребёнка.

  • Тяжелая адаптация характеризуется довольно продолжительным течением времени. Проведенные исследования обнаружили, что такие дети оказываются на учёте в психоневрологических диспансерах. При сходных стрессовых ситуациях, таких как переход в старшую группу, в школу, у детей повторно наблюдаются неадекватные поведенческие реакции.

  • Если социальная адаптация детей и подростков , протекает в тяжелой форме, то таких детей следует обязательно направлять к психоневрологу на консультацию. Так как обе вариации тяжелой адаптации негативно воздействуют не только на детское формирование, но и на общее состояние здоровья. Именно поэтому задачей родителей и педагога является предупреждение появления тяжелой адаптации вследствие поступления ребёнка в школьное заведение.

Вывод: Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Источник

Уважаемые родители, в этой статье нам хотелось бы рассказать вам о том, что волнует всех нас: о социализации ребенка и его вхождении в мир, о том, как помочь ему общаться с окружающими, играть со сверстниками, обслуживать себя.

История появления и развития нового подхода к обучению

В связи с этим нам кажется уместным рассказать о новых тенденциях в обучении и воспитании детей раннего возраста и социальной поддержке детей с синдромом Дауна.

Поскольку речь пойдет о новом подходе, то начнем с истории. Долгое время, при поддержке детей с особенностями развития во всем мире использовалась модель «дефицита», при которой ведущим показателем был интеллектуальный уровень развития человека. После принятия ряда международных документов (Болонская рекомендательная декларация 1999 года и подписание соглашения по использованию компетентностного подхода на Берлинской конференции 2003 года) возникла и начала развиваться «модель социальной поддержки», которая ставит своей целью социализацию человека вне зависимости от уровня снижения интеллекта. В основе появления и развития такой модели лежат наблюдения и исследования, которые показали, что проблему для социализации представляют не только и не столько уровень развития интеллекта, сколько сложности социальной адаптации детей с синдромом Дауна. То есть высокий интеллект не является гарантией того, что человек легко адаптируется в обществе, а, с другой стороны, снижение интеллекта не является препятствием для его социализации. 

Стало ясно, что важно учитывать не только знания, имеющиеся у человека, но и умение использовать их в повседневной жизни. Во внимание также принимается общая способность размышлять, планировать свои действия и решать проблемы. Все это относится не только ко взрослым и подросткам, но и к совсем маленьким детям: стремление малыша достать сушку из вазочки, стоящей на столе, требует от него не только двигательных навыков, но и ориентировки в пространстве, умения принести банкетку и встать на нее и, что самое главное, планирования собственных действий, то есть целенаправленной деятельности, позволяющей решить ту или иную задачу.

Современная модель социальной поддержки основана на оценке способности человека к адаптации и учитывает компетенции, необходимые человеку для жизни в обществе.

Что такое компетенции? 

Это совокупность, навыков, умений и знаний, относящихся к разным областям развития и направленных на решение определенных задач.

Читайте также:  Синдром слабости синусного узла что это

Например, для взрослого человека компетенция «Еда» включает в себя умение приобретать продукты, и готовить из них пищу. Приобретение продуктов, в свою очередь, включает в себя умение составить список продуктов, добраться до магазина, найти продукты на полках, оплатить на кассе и т.д. 

Сопоставление имеющихся у человека компетенций, с компетенциями, необходимыми для социализации позволяет выявить «зазор» между возможностями человека и требованиями среды. Анализ этого зазора позволяет выявить недостающие или недостаточно сформированные навыки, умения и знания. Важно, что подобная оценка и анализ результатов не являются самоцелью – на их основании составляется программа поддержки, направленная на повышение способности к адаптации. При составлении программы учитываются возможности самого человека и социальной среды: его близкие, педагоги, друзья, соседи, церковная община. Важно, что данная программа в значительной степени, опирается не только на возможности, но и интересы и мечты данного человека. Таким вкратце является механизм формирования компетенций, необходимых для успешной социализации и социально-бытовой ориентации детей с синдромом Дауна.

Успехи в использовании данного подхода в специальном обучении привели к его распространению на дошкольное детство, а позже и ранний возраст. 

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна. Использование компетентностного подхода в раннем возрасте.

Работа современных служб ранней помощи в той или иной форме включает в себя использование компетентностного подхода, признанного в последние годы наиболее эффективным при формирования готовности ребенка к вхождению в коллектив сверстников и для решении проблемы адаптации ребенка с синдромом Дауна в общеобразовательном учреждении.

Рассмотрим, как компетентностный подход реализуются при воспитании ребенка младенческого и раннего возраста. 

Прежде всего, вместо отдельных изолированных навыков, в центре внимания специалистов и родителей находится формирование компетенций, которые включают разные стороны развития. Собственно говоря, сама природа развития младенца дает нам пример сочетания разных сторон развития в одной компетенции. 

Вот малыш протянул руку и ударил по игрушке: 

младенец видит игрушку, он тянется к ней рукой, он совершает целенаправленные движения под контролем зрения (зрительно-двигательная координация) ударив по ней, получает слуховые и тактильные ощущения. И если ему нравится результат, он повторяет это действие снова и снова. 

Мы видим, как двигательный компонент сочетается со зрительным, слуховым и тактильным восприятием, и все это вместе взятое вызывает интерес ребенка, активизирует его и побуждает снова и снова повторять свои действия. Такой интерес и становится основой исследовательской деятельности ребенка.

Как мы можем формировать компетенции в раннем возрасте?

Обратимся к современным таблицам обследования детей младенческого и раннего возраста и перечислим выделяемые стороны/ линии развития: 

  1. Навыки общения (включая речь) 
  2. Социально-эмоциональное развитие 
  3. Познавательная и игровая деятельность 
  4. Сенсомоторное развитие 
  5. Навыки самообслуживания 

Согласно новому подходу все перечисленные линии развития объединяются в ключевые компетенции, которые формируются на конкретном этапе развития. 

Приведем конкретный пример: ребенок 8-12 месяцев активно исследует пространство, интересуется деятельностью взрослых и активно пытается подражать им. Очевидно, что навыки, необходимые для реализации интересов ребенка, относятся практически ко всем линиям развития и выпадение/искажение или отставание одной из линий сразу скажется и на других. Так затруднения в передвижении по поверхности будут тормозить развитие целенаправленной деятельности, а неумение принять позу сидя ограничит возможности развития игры, а значит и получения дополнительного сенсорного опыта. Все это, в свою очередь, отразится на формировании бытовых навыков и совместной игры со взрослым, а значит и развития взаимодействия и общения.

Адаптированная программа для детей

Именно поэтому при составлении программы развития нужно учитывать не только имеющиеся навыки развития, но и определять насколько они взаимосвязаны и сбалансированы для социальной адаптации детей с синдромом Дауна. 
Часто бывает так, что ребенок, у которого нет самостоятельных навыков передвижения, малоподвижен и это воспринимается его близкими, как усидчивость. Ребенку дают все больше заданий на сортировку, нанизывание, рисование, работу с карточками. Ребенок успешен в этом, это вдохновляет и его и маму на усложнение заданий. И вроде бы ничего плохого в этом нет, если не вспомнить о том, что такой подход в разы увеличивает неравномерность развития ребенка с синдромом Дауна.
Так в приведенном выше примере педагог будет одновременно поддерживать замещающие навыки (например, перекаты или передвижение в позе сидя взамен отсутствующего ползания) и одновременно с этим формировать ползание. Если ребенок не умеет сидеть без опоры, то для формирования игры и общения со взрослым будет использоваться специальный шезлонг. Параллельно с этим будут приняты меры по выработке умения садиться и сидеть без опоры. Все это в сочетании с созданием развивающей среды поможет сделать развитие ребенка более сбалансированным.

Перейдем к следующей особенности компетентностного подхода, реализуемого в раннем возрасте: значимости полученных результатов за пределами ситуации обучения.

Поскольку у детей раннего и дошкольного возраста критерием успешности является интеграция в коллектив сверстников, то и акцент делается на формировании универсальных умений, которые помогут малышу чувствовать себя комфортно и уверенно в дошкольном учреждении.

С этой целью у ребенка формируются компетенции, которые могут быть условно разделены на познавательные, коммуникативные и деятельностные. Все эти компетенции ребенок не просто усваивает, но и учится использовать в повседневной жизни.

Приведем пример ситуации в детском саду

Читайте также:  Дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом тонзиллита

Воспитатель говорит: «идем мыть руки». Каких умений и навыков требует выполнение данной инструкции от ребенка?

  • Понимать,  что слова педагога относятся не просто ко всем, но и к нему тоже. Он должен понять и запомнить смысл сообщения.
  • Хорошо ориентироваться в пространстве группы.
  • Иметь достаточные двигательные возможности, чтобы добраться до умывальной комнаты
  • Уметь дождаться своей очереди.
  • Ну и, конечно,  у него должна быть сформирована цепочка действий «умывание». Кроме того, он должен найти свое полотенце, а затем повесить его на место.

Если в соответствии с прежним подходом навык «умывания» относился только  к самообслуживанию и считалось достаточным, если у ребенка есть цепочка действий (намочить и намылить руки, потереть руки друг о друга, смыть мыло итд, ) то компетентностный подход позволяет нам спланировать и сформировать  весь  комплекс умений, необходимых для успешного и комфортного пребывания в дошкольном учреждении..

Какой вывод могут сделать из этого родители ребенка? Главное – это понимание того, что ухватить ребенка поперек живота, принести его в ванную, поставить на банкетку и помочь вымыть руки не самый короткий путь к интеграции ребенка в общество, даже если он после «доставки по месту умывания» все сделает правильно. 🙂

Очевидно, что правильное формирование компетенции  «умывание» потребует от родителей следующих действий:

  • Сообщить ребенку, что  он  сейчас будет мыть руки.
  • Дождаться пока ребенок сам направится в ванную. Ему можно помочь, но лишь в меру необходимости.
  • Ну а далее уже следует само умывание.

Что же касается  дополнения этого умения социальным компонентом, например, умением ждать своей  очереди, то здесь помогут специально создаваемые ситуации в семье, гостях и в различных развивающих группах.

С этой точки зрения включение детей раннего возраста в групповые формы обучения дает нам прекрасные возможности для дальнейшей социализации малыша. Именно групповая форма  занятий  позволяет ребенку использовать свои умения в ситуации, приближенной к детскому саду. Так,  например, умение мыть руки,   есть за столом,  играть, которые ребенок усвоил в семье,  на групповых занятиях пополняется рядом дополнительных умений, которые потребуются ему в условиях дошкольного учреждения.

Очень важно, чтобы  совместное пребывание ребенка с синдромом Дауна в кругу сверстников не ограничивались условиями специально организованной группы, а дополнялись бы, например,  совместными  играми на детской площадке, совместными походами в гости и тд. Мы понимаем, что касаемся непростой, а для многих родителей болезненной темы – социальных контактов ребенка.    Но никто, кроме родителей  не может лучше организовать для малыша этот необходимый опыт. 

Таким образом,  для достижения основной цели  – инклюзии ребенка в коллектив сверстников — необходимы  активная позиция родителей и  активная позиция ребенка.

И именно активная позиция ребенка и всей семьи в целом — является третьим важным принципом компетентностного подхода.  

Активная роль родителей предполагает их  партнерские отношения со специалистами,  оказывающими консультативную поддержку, не превращаясь при этом в репетиторов. А  активная позиция ребенка,  в свою очередь, требует  от взрослых учета  его  интересов и  реальных возможностей,  причем  результат  его деятельности должен быть   понятен  самому малышу и востребован в повседневной жизни.

Как составляется программа занятий с ребенком? 

  1. Обследование навыков по всем линиям развития
  2. Выявление отсутствующих или не полностью сформированных навыков.
  3. Составление программы формирования навыков на основании обследования.
  4. Формирование  недостающих навыков изолированно в игре и быту, на специальном занятии. Например,  при формирования  умения есть ложкой, можно не только  предлагать ребенку есть самому, но и использовать кормление куклы, игру в песочнице с использованием совка.
  5. Включение навыка в компетенции. В данном случае, в компетенцию «умение есть самостоятельно» войдут навыки:  понять слова взрослого: «Сейчас мы будем кушать», принести стульчик, сесть за стол, есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой. При включение навыков в компетенцию важно учитывать уровень сформированности навыка. Например, если ребенок   неуверенно ходит, то умение принести стульчик пока не входит в компетенцию.
  6. Подбор способов включения социального компонента (в семье, групповые занятия, детская площадка, гости итд)
  7. Определение лиц, ответственных за формирование этого навыка (мама, бабушка, няня, педагог в развивалке)
  8. Контроль/динамика/ усвоения умения и уточнение программы

Перечислим примерный перечень компетенций, необходимых для пребывания в детском саду:

Наличие двигательных возможностей для  смены поз и передвижения. Включает передвижение по ровной поверхности и подъем/спуск по лестнице. 

Умение одеваться и раздеваться

Умение кушать за общим столом

Умение умываться 

Умение пользоваться туалетом

Умение участвовать в общей игре

Умение убирать игрушки и оборудование после занятия

Умение   участвовать в организованном занятии и других режимных моментах ( понимание временной и пространственной структуры, правил и границ)*

Умение участвовать в прогулке.

И компетенция, которая является составной частью всех остальных: Умение  взаимодействовать,  сотрудничать и общаться с педагогами и детьми

Дополнительно к этому имеется ряд компетенций относящихся к каждому виду занятий. 

И  в завершение,  добавим, что такой подход к обучению, позволяющий использовать все приобретенные навыки в быту и игре,  дает возможность   без многочисленных повторений повысить прочность усвоения  и качество запоминания, а также способствует повышению уровня интеллекта.

Источник