Сколько живут с синдром википедия

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2018;
проверки требуют 13 правок.

Синдро́м (др.-греч. συνδρομή «стечение, скопление»; от συν- «с-, со-» + δρόμος «бег, движение») — совокупность симптомов с общими этиологией и единым патогенезом.[B: 1][B: 2]

В широком смысле синдром представляет собой комплекс органически связанных между собой признаков, объединённых единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления, не обязательно связанного с патологией (заболеванием).[источник?]

Исторические замечания[править | править код]

Авиценна в «Каноне медицины» (изд. 1025) впервые предложил идею синдрома в диагностике конкретных заболеваний.[B: 3] Концепция медицинского синдрома получила дальнейшее развитие в 17 веке Томасом Сиденхамом.[B: 4]

Использование в медицине[править | править код]

В медицине и клинической (медицинской) психологии cовокупность симптомов, объединенных единым патогенезом, называется синдромом; иногда
этим термином обозначают самостоятельные нозологические единицы или стадии (формы) какой-либо болезни.[1] Многие синдромы называются именами учёных, впервые их описавших: синдром Дауна, синдром Туретта и так далее[2].

Характерной чертой синдрома является то, что он может быть следствием влияния на организм разных патогенных причин. Организм часто однозначно реагирует на различные «вредности», отвечает ограниченным числом общих типовых реакций (например, воспалением).
Один и тот же синдром может наблюдаться при разных заболеваниях; и вместе с тем одно и то же
заболевание (в разных стадиях и клинических формах) может проявляться различными синдромами. Таким образом, разница между болезнью и синдромом соответствует различию между сущностью и явлением. Синдромы проявляются и изменяются в зависимости от развития и стадии болезни, они могут возникать под влиянием различных причин и в первую очередь отражать особенности реакции организма. После установления синдрома врач должен определить причину и условия возникновения наблюдаемых функциональных и органических нарушений в организме больного. [1]

Различают простые и сложные, или большие, синдромы. Большой синдром представляет сочетание симптомов, патогенетически связанных между собой и охватывающих весь организм. Например, при диффузных заболеваниях почек различают большие синдромы — азотемический, хлоруремический и гипертензивный.[1]

Различают два вида синдромов — анатомические и функциональные.[1]
Сочетания физических симптомов или признаков, которые соответствуют структурным изменениям органов, называют анатомическим синдромом.
Например, притупление перкуторного звука в области лёгкого, бронхиальное дыхание, усиление голосового дрожания, бронхофонии составляют анатомический синдром инфильтрации легочной ткани.[1]
Сочетание функциональных симптомов дает физиологический, или функциональный, синдром.
Например, уменьшение щелочного резерва крови, увеличение содержания аммиака в моче, снижение парциального напряжения углекислого газа (PaCO2) в альвеолярном воздухе составляет функциональный синдром негазового ацидоза. [1]

При обнаружении синдромов переходят от констатации симптомов к установлению более глубоких связей и причинных зависимостей между ними у данного больного. На основании отдельных симптомов и синдромов врач делает первый вывод об анатомическом и функциональном состоянии органов. Переходя от симптомов к синдрому, врач отбирает одни диагностические предположения и исключает другие.

На профессиональном медицинском языке, синдром касается только набора обнаруженных характеристик.[источник?] Специфическая болезнь, условие, или непорядок, возможно, идентифицируется как основная причина.[источник?] Как только физическая причина была идентифицирована, слово «синдром» иногда остаётся в имени болезни.

Использование в психологии[править | править код]

В общей психологии, психологии личности, психологии труда, социальной психологии (и социологии) понятие синдрома используется ещё в более широком смысле — для характеристики совокупности психических свойств и их проявлений, сочетаний их определённых признаков. Л. С. Выготский выдвинул идею, согласно которой в психологии, как и в медицине, для описания особенностей психики ребёнка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу — синдром. Понятие «личностные синдромы» использует А. Маслоу при изучении самоуважения и защищённости личности. Э. Фромм пишет о «синдроме роста». Т. Адорно[A: 1] использует понятие синдрома для описания типов личности, в частности, авторитарная личность. А. Л. Венгер использует[A: 2] понятие синдрома при анализе неблагоприятных вариантов психического развития ребёнка, эмоционального выгорания в профессиональной деятельности; он же предложил[A: 3] общую схему взаимосвязей между симптомами, которая обеспечивает устойчивость синдрома и направление его изменения. Понятие «стокго́льмский синдром» вышло за пределы употребления в психологии и получило широкую известность.

В психологии труда синдромный подход используется при изучении индивидуального профессионализма. Профессионализм человека при этом рассматривается не как совокупность признаков (симптомов), а как более сложную единицу — симтомокомплекс, или синдром, объединяющие эти взаимосвязанные признаки.[B: 5]
Преимущество синдромного подхода (по сравнению со «симтоматическим») здесь определяется тем же, что и в медицине: возможностью формулировать «диагноз» (становление профессионализма, а также развитие его профессиональных деформаций) в терминах, задающих направленность психологической коррекции.[A: 4]

За недавние десятилетия[уточнить] термин был использован и за пределами медицины, для описания схожих явлений.

См. также[править | править код]

Теория диагноза[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Книги
  1. Elsevier. Dorland’s Illustrated Medical Dictionary (англ.). — Elsevier.
  2. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней (рус.). — М.: Медицина, 2001. — 592 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-225-04704-1.
  3. Lenn Evan Goodman. Islamic Humanism (англ.). — Yale Oxford University Press, 2003. — P. 155. — ISBN 0-19-513580-6.
  4. Natelson, Benjamin H. Facing and fighting fatigue: a practical approach (англ.). — New Haven, Conn: Yale University Press, 1998. — P. 30. — ISBN 0-300-07401-8.
  5. Дружилов С. А. Психологический синдром профессионализма // Ананьевские чтения: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии Материалы научно-практич. конф. / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. А. Головей. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. — С. 131—133.
Читайте также:  Синдром истощения яичников можно ли забеременеть
  • Статьи
  1. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») (рус.) // Социологические исследования : журнал. — 1993. — № 3. — С. 75—85.
  2. Венгер А. Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития (рус.) // Культурно историческая психология : журнал. — 2014. — № 1. — С. 20—25.
  3. Венгер А. Л. Структура психологического синдрома (рус.) // Вопросы психологии : журнал. — 1994. — № 4. — С. 89—92.
  4. Дружилов С. А. Профессионализм человека как психологический синдром // Гуманитарные научные исследования. — 2014. — № 8 (36). — С. 65—71.

Источник

Синдром отложенной жизни (СОЖ) – группа жизненных сценариев, заключающихся в том, что живущий в таком сценарии человек искренне и часто неосознанно считает, что пока он не живет настоящей жизнью, а лишь готовится к ней[1]. Сегодняшняя жизнь воспринимается как не вполне значимая, как черновик перед чем-то большим.

Суть синдрома отложенной жизни[править | править код]

Для синдрома отложенной жизни выделяют следующие симптомы:

1. Наличие поворотного момента, после которого жизнь превращается из подготовительной в реальную. Жизнь делится на «период ожидания», короткий период «достижения» и «период вознаграждения» — «настоящая» жизнь.

2. Данная точка отсчета становится для человека сверхценностью.

3. При сравнении жизни «до» и «после» воображаемой точки отсчета, жизнь после поворотного момента представляется заполненной значимыми ценностями. Происходящие в настоящем времени события представляются как несущественные, второстепенные.

4. Присутствует чувство неловкости, тревоги в ситуациях проявления собственных склонностей, способностей.

5. Жизнь после поворотного момента представляется нечетко, отсутствуют определенные планы, цели. Человек говорит о том, что «начнется настоящая жизнь», «тогда заживем».

6. Присутствует склонность к накопительству, экономии, самоутешению; стремление к подавлению значимых эмоций; повышенный интерес к жизни других людей.

7. Развитие синдрома длится более 5 лет.

8. Данный образ мысли представляется человеку естественным[2]

Людей, подверженных СОЖ, можно разделить на три группы. К первой относятся те, кто фанатично идет к своей цели. Для них характерны «сценарии достижения», в рамках которых человек, упорно добиваясь чего-то (покупки, спортивного достижения, переезда в столицу), длительное время ведет особый, ограниченный требованиями продвижения к цели образ жизни[3]. Второй тип людей сконцентрирован на достижении чужих целей, а достижение своих откладывает. Для них характерно нежелание брать ответственность за собственную жизнь. Третий тип людей выбирает стратегию терпеливого ожидания, а не деятельного вмешательства в течение собственной жизни[4]. Это связано с недостаточностью личностных ресурсов.

Таким образом, как отмечается в работе,[5] понятие «синдром отложенной жизни» является обобщающим для целого класса явлений. Сценарий отложенной жизни может формироваться под влиянием как внешних (среда проживания, профессиональная принадлежность), так и внутренних факторов (особенностей отношения личности к объективно существующим условиям)[6] .

История понятия[править | править код]

Понятие «синдром отложенной жизни» ввел доктор психологических наук профессор В. П. Серкин в 1997 году при изучении психологии временщичества у жителей севера – людей, которые годами живут идеей переезда и верят, что их настоящая жизнь начнется когда-нибудь потом. Дальнейшее развитие идеи автор приводит в статье, посвященной неврозу отложенной жизни. Если обобщенная схема механизма невроза «хочу – не могу», то обобщенная схема механизма невроза отложенной жизни: «хочу – могу — не позволяю себе»[7]. Вероятно, сам феномен был свойственен людям задолго до появления термина, и был описан и рассмотрен еще на литературном уровне. Так, в статье[8] в качестве примера приводят персонажа Маргарет Митчелл Скарлетт О’Хару и ее классическую фразу: «Я подумаю об этом завтра». По мнению самого В. П. Серкина, первое упоминание о СОЖ можно найти у Р. Киплинга при описании жизни англичанина, проживавшего в колонии и ждущего возвращения в Англию, чтобы начать «реальную» жизнь[9]. В других источниках[10]невроз отложенной жизни называют новой формой эмоционально-личностных расстройств, вызванной резким изменением жизни в связи с развитием современных технологий.

Последствия СОЖ для человека[править | править код]

Тема синдрома отложенной жизни очень актуальна, т.к. человек зачастую не осознает его. При этом человек откладывает главное на будущее, в итоге либо концентрируясь на одной цели, отвергая все другие стороны жизни, либо заполняя жизнь второстепенными событиями и чужими целями[4]. Идя к определенной цели, человек отказывает себе и своим близким в реализации других значимых целей[2]. Примеры поведения, которые включают воздержание до достижения определенной цели, встречаются повсеместно. Однако, если эта схема реализуется годами, то напряжение нерешенных проблем начинает проявляться в виде постоянных невротических нарушений[3]. Фрустрирующими факторами для человека являются невозможность вести такой образ жизни, какой он осознанно или несознательно считает личностно и социально правильным и благополучным. Для описания неврологических проявлений, связанных с реализацией СОЖ, В.Н.Серкин ввел понятие «невроза отложенной жизни». Невротик стремится защититься от проблем, например, забыть их на время, найти временные сублимирующие заменители предмета потребности. Когда количество нерешенных проблем превышает некий критический уровень, происходит невротический срыв, заметный для окружающих. Оказание специализированной консультативной помощи или рефлексные усилия могут вернуть человека к деятельной настоящей жизни[3]. Необходимо акцентировать внимание не на симптомах синдрома, а на его причинах. Это позволит снизить количество людей, существующих с представлением о том, что их жизнь начнется когда-нибудь потом[7].

Читайте также:  Синдром хронической усталости астенизация цнс

Критика[править | править код]

На волне популярности понятия «синдром отложенной жизни» не стоит забывать, что для достижения значительной цели обычно необходимо затратить много времени и усилий. Только планомерная и часто рутинная работа позволяет человеку стать экспертом, профессионалом, мастером в своем деле. Обращает на себя внимание, что популярные источники пытаются приписать этот синдром практически каждому человеку, в то время как в научной среде СОЖ обычно описывают для определенных, узко очерченных групп населения: вахтовиков, жителей северных городов и т.д.[11]

Влияние СОЖ на общество[править | править код]

Синдрому отложенной жизни могут быть подвержены представители всех слоев населения и возрастных групп. В некоторых группах он, вероятно, распространен шире. Например, типичным СОЖ является описанный В.П.Серкиным «северным сценарий»: жители северных городов считают, что «настоящая жизнь» начнется потом, когда они переедут в более южные районы, а сейчас идет подготовка к ней – зарабатывание денег[1]. В северных регионах до 80% взрослого населения хотели бы уехать в другой регион, если бы была возможность. В настоящее время это явление получило широкое распространение не только на Севере или в провинции, но и среди жителей больших городов, которые считают, что их жизнь начнется после каких-то достижений, покупок, событий[3]. Статистические данные показывают, что в прослойке менеджеров высшего звена, руководителей, богатых граждан этот феномен перерос в болезнь, которая проявляется трудоголизмом. Он получил название «стратегии отложенной жизни» или «директорской болезни» и занимает второе место по обращением в психологические и медицинские учреждения[8]. Распространение и пренебрежение проблемой СОЖ в обществе усугубляется тем, что такое поведение может одобряться окружающими, которые придерживаются сходных жизненных сценариев[3]. Негативные проявления СОЖ можно обнаружить в глубоких социальных и экономических проблемах современного общества: снижении рождаемости, появлении социальных сирот, вынужденной миграции. Феномен «вахтовика», или «временщика» приводит к тому, что молодые и энергичные жители не связывают свое будущее с местом, где проживают; население плохо укореняется[8].

Использование принципа СОЖ в массовой культуре[править | править код]

Термин «синдром отложенной жизни» в настоящее время весьма распространен в массовой культуре. Существуем множество художественных публикаций и статей в интернете, затрагивающих этот вопрос, в то время как в научном сообществе этого термина часто стараются избегать[2]. В современном обществе СОЖ часто становится лозунгом в различных рекламных акциях и компаниях, которые зазывают делать покупки, мотивируя это тем, что жизнь нужно проживать как можно ярче. Типичный пример подобных лозунгов: «Не откладывай жизнь на завтра! Потребительский кредит можно оформить за 10 минут!». Под предлогом избавления от СОЖ продают разнообразные сомнительные тренинги. Спекуляция на популярном понятии «синдром отложенной жизни» помогает втягивать людей в еще большую зависимость[8]. Таким образом, синдром отложенной жизни – одна из проблем общества, усугубившаяся в связи с современными условиями жизни и наиболее часто выявляемая среди определенных групп населения. Профессиональная помощь людям с данной проблемой имеет практическое значение, однако широкая, не опирающаяся на научные знания, популяризация данного понятия может стать механизмом манипуляции людьми.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Виндекер О.С. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни / О.С.Виндекер, Т.Л.Сморкалова, С.Ю.Лебедев // Психология. – 2016.
  2. 1 2 3 Горошко В.Г. Синдром отложенной жизни: актуальное состояние проблемы. / В.Г.Горошко, О.В.Шубина // Дружининские чтения Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Б. Шуванова, Ю.Э. Макаревской, И.Г. Макаревской. — 2017.
  3. 1 2 3 4 5 Серкин В.П. Социально-психологические причины миграции населения Северо-Востока России / В.П.Серкин // Личность в экстремальных условиях. Выпуск 2: сборник научных трудов. В 2 ч. Под науч. редакцией: А. Серый, М. Яницкий Ч. 1. Вып. 2. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012.
  4. 1 2 Семенова В. Беседы с психологом. Подсказки на каждый день / В.Семенова. – Издательские решения, 2018.
  5. ↑ Серкин В.П. Социально-психологические причины миграции населения Северо-Востока России / В.П.Серкин // Личность в экстремальных условиях. Выпуск 2: сборник научных трудов. В 2 ч. Под науч. редакцией: А. Серый, М. Яницкий Ч. 1. Вып. 2. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012.
  6. ↑ Неяскина Ю.Ю. Сценарий отложенной жизни как один из вариантов деформации временной перспективы личности / Ю.Ю. Неяскина // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. – 2012. – Выпуск 1.
  7. 1 2 Горошко В.Г. Синдром отложенной жизни: актуальное состояние проблемы. / В.Г.Горошко, О.В.Шубина // Дружининские чтения Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Б. Шуванова, Ю.Э. Макаревской, И.Г. Макаревской. — 2017.
  8. 1 2 3 4 Лапшов А.Ю. Феномен отложенной жизни — как жизненный сценарий личности в современном обществе //Материалы XXXI Крашенинниковских чтений.
  9. ↑ Неяскина Ю.Ю. Сценарий отложенной жизни как один из вариантов деформации временной перспективы личности / Ю.Ю. Неяскина // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. – 2012. – Выпуск 1
  10. ↑ Актуальные методы и приемы психологического консультирования: коллективная монография /отв. ред. А.Ю.Нагорнова. – Ульяновск: Зебра,2018.

    Максудова Е.А. Современные психологические подходы к работе с эмоционально-личностными нарушениями / Е.А.Максудова, М.Ю.Максудов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т.7. — № 3(24).

  11. ↑ Серкин В.П. Жизненные сценарии северян и их влияние на принятие решений/ В.П.Серкин // Колыма. — 1997. — № 4. — С. 20–23.

    Серкин В.П. Социально-психологические причины миграции населения Северо-Востока России / В.П.Серкин // Личность в экстремальных условиях. Выпуск 2: сборник научных трудов. В 2 ч. Под науч. редакцией: А. Серый, М. Яницкий Ч. 1. Вып. 2. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. – С.161-177

    Шляков А.В. Особенности формирования номадического мировоззрения жителей районов нового освоения (на примере тюменского севера). / А.В.Шляков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. — Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2012. – № 12 (26): в 3-х ч. Ч. III. — C. 208-210.

Литература[править | править код]

1.Актуальные методы и приемы психологического консультирования: коллективная монография /отв. ред. А.Ю.Нагорнова. – Ульяновск: Зебра,2018. – 140с.

2.Виндекер О.С. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни / О.С.Виндекер, Т.Л.Сморкалова, С.Ю.Лебедев // Психология. – 2016. – С.99-108 3.Горошко В.Г. Синдром отложенной жизни: актуальное состояние проблемы. / В.Г.Горошко, О.В.Шубина // Дружининские чтения Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Б. Шуванова, Ю.Э. Макаревской, И.Г. Макаревской. — 2017. — С. 113-115.

4.Ильин Е.П. Психология взрослости. /Е.П.Ильин – СПб.:Питер, 2012. – 544 с.

5.Лапшов А.Ю. Феномен отложенной жизни — как жизненный сценарий личности в современном обществе //Материалы XXXI Крашенинниковских чтений. — С.237-243

6.Максудова Е.А. Современные психологические подходы к работе с эмоционально-личностными нарушениями / Е.А.Максудова, М.Ю.Максудов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т.7. — № 3(24). – С.341- 344

7.Неяскина Ю.Ю. Сценарий отложенной жизни как один из вариантов деформации временной перспективы личности / Ю.Ю. Неяскина // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. – 2012. – Выпуск 1. – С.184-191

8.Остановить мгновенье. Секреты осознанной жизни / Коллектив авторов — «Эксмо», 2019. – 80 с.

9.Панченкова О.В. Незамужество женщин среднего возраста как фактор сценариев и неврозов отложенной жизни / О.В. Панченкова, В.П.Серкин // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. — 2017. – № 7. – С.186-193

10.Сапогова Е.Е. Территория взрослости. Горизонты саморазвития во взрослом возрасте. / Е.Е.Сапогова. – Генезис, 2016 . – 370 с.

11.Семенова В. Беседы с психологом. Подсказки на каждый день / В.Семенова. – Издательские решения, 2018. — 176 с.

12.Серкин В.П. Жизненные сценарии северян и их влияние на принятие решений/ В.П.Серкин // Колыма. — 1997. — № 4. — С. 20–23.

13.Серкин В.П. Социально-психологические причины миграции населения Северо-Востока России / В.П.Серкин // Личность в экстремальных условиях. Выпуск 2: сборник научных трудов. В 2 ч. Под науч. редакцией: А. Серый, М. Яницкий Ч. 1. Вып. 2. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. – С.161-177

14.Шляков А.В. Особенности формирования номадического мировоззрения жителей районов нового освоения (на примере тюменского севера). / А.В.Шляков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. — Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2012. – № 12 (26): в 3-х ч. Ч. III. — C. 208-210.

Источник

Читайте также:  Почему при синдроме дауна не происходит выкидыш