Сиротюк а л синдром дефицит

Сиротюк а л синдром дефицит thumbnail

ББК 88.8 УДК 159.9

Научный редактор.

Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор пси­хологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.

С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперак­тивностью. Диагностика, коррекция и практические реко­мендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)

ISBN 5-89144-283-3 ,

В книге рассматриваются причины и механизмы развития син­дрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динами­ка, приводятся диагностические методики, практические реко­мендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалис­тов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развиваю­щей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям

ББК 88.8

ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002

Трудных детей не бывает.

Это мы делаем их трудными.

Т. П. Хризман

ВВЕДЕНИЕ

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкине­тическими, страдающими минимальной мозговой дисфунк­цией.

В последнее время вследствие широкой распространен­ности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ лите­ратуры выявил широкую вариабельность данных по распро­страненности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно­сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево­чек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

1 Дефицит внимания — — неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопут­ствуют запаздывание процессов созревания высших психи­ческих функций и, как следствие, специфические трудно­сти обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности пла­нирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ­ственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведен­ческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка форми­руется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

— 1 —

Источник

Сиротюк а л синдром дефицит

Сиротюк А.Л.

Сиротюк Алла Леонидовна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.

1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета.

В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии.

Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.).

Книги (6)

Сиротюк а л синдром дефицитКоррекция обучения и развития школьников

Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия.

В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире.

Сиротюк а л синдром дефицитКоррекция развития интеллекта дошкольников

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Сиротюк а л синдром дефицитНейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги.

Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения.

Источник книги — https://www.e-puzzle.ru

Сиротюк а л синдром дефицитОбучение детей с учетом психофизиологии

Практическое руководство для учителей и родителей.

Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.

Сиротюк а л синдром дефицитСиндром дефицита внимания с гиперактивностью

Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Сиротюк а л синдром дефицитУпражнения для психомоторного развития дошкольников

В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др.

Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование.

Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей.

Добавить отзыв

Читайте также:  Синдром гиперандрогении по мкб 10

Источник

Аутизм и нарушения развития - №2 (13) / 2006 | Перейти к описанию

РИНЦ

Рейтинг
Science Index РИНЦ 2018

39 место
— направление «Психология»

0,344 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 —
двухлетний импакт-фактор

 

Аутизм и нарушения развития
2006. Том. 4, № 2. С. 10–19
ISSN:
1994-1617 / 2413-4317 (online)

Пучинина О.В.
психолог, начальная школа N 1703 г. Зеленограда, Москва, Россия
e-mail: chaurangi@mtu-net.ru

Сидром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является
одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском
возрасте. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения и
медиков, и психологов, и педагогов. Описанию расторможенных, импульсивных,
неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные
трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и
зарубежных неврологов, психологов и психиатров: Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко,
В.Р. Кучмы, И.П. Брязгунова, Е.А. Осиповой, Н.В. Панкратовой, Т.В. Ахутиной,
Н.М. Пылаевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, R.Barkley, S.Clements, З.Тржесоглавы
и др. Несмотря на значительное количество работ в этой области, исследователи
до сих пор не пришли к единому мнению относительно этиологии синдрома, его
распространенности, а также диагностических критериев данного заболевания.
Аналогичным образом на данный момент нет единого мнения относительно
сочетаемости синдрома с запаздыванием процессов созревания высших психических
функций, которые приводят к специфическим трудностям обучения, в первую
очередь, в виде трудностей программирования и контроля деятельности. При СДВГ
высокий уровень интеллекта может сочетаться с низкой психоэмоциональной
устойчивостью, частыми колебаниями настроения, упрямством, вспыльчивостью,
агрессивностью, длительно сохраняющейся инфантильностью, незрелым поведением,
проблемами в общении, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой. Однако
до сих пор остается невыясненным вопрос, почему у одних детей с СДВГ больше
выражены эмоционально-мотивационные нарушения, у других – когнитивные.
Существуют также разногласия относительно возможностей компенсации,
устойчивости проявления симптомов и сочетания СДВГ с другими клиническими
расстройствами.

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром
    дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.
    В.М. Бехтерева. 1993. — № 3. — С. 74-90.

  2. Белопольская Н.Л. Дифференциально-диагностическое значение
    изучения самосознания у детей с ЗПР / Психология детей с задержкой психического
    развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. – С. 240-244.

  3. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков
    (под ред. проф. Ю.С. Шевченко). — СПб., 2003.

  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка
    / Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. — С.44-56.

  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или
    всё о гиперактивных детях. — М., 2002.

  6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. — М.,
    1982. – Т. 2.

  7. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. — М.,
    1983.

  8. Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Якупова Л.П., Сорокин
    А.Б., Суворина Н.Ю., Григорьева Н.В. Электроэнцефалографическое исследование
    детской гиперактивности // Физиология человека. — 1996. — Т. 22. — № 5. — С.
    49-55.

  9. Гиперактивные дети. Под ред. М.Пассольта. — М.,
    2004.

  10. Грибанов А.В. и др. Синдром дефицита внимания с
    гиперактивностью у детей. — М., 2004.

  11. Демьянов Ю.Г. Пограничные с олигофренией состояния /
    Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.).
    — СПб., 2003. — С. 101-132.

  12. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два
    разных мира. — М., 1998.

  13. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью
    и дефицитом внимания. — М., 2001.

  14. Заваденко Н.Н. Принципы диагностики и коррекции
    гиперактивности с дефицитом внимания у детей // Аутизм и нарушения развития. —
    2003. — №№ 2, 3.

  15. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.,
    2000.

  16. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости
    детей в школе / Психология детей с задержкой психического развития (под ред.
    Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 9-11.

  17. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия (в 2-х
    тт.). — М., 1994. — Т. 2.

  18. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Диагностика особенностей
    поведения учащихся. Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной
    поведения учащегося / Психология детей с задержкой психического развития (под
    ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 210-216.

  19. Ковалев В.В. (ред.) Неврозы и нарушения характера у детей
    и подростков. — М., 1973.

  20. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.,
    1995.

  21. Ковтун О.П., Львова О.А., Сулимов А.В. Минимальная
    мозговая дисфункция у детей. Критерии диагностики и подходы к лечению. —
     Екатеринбург, 2003.

  22. Козловская Г.В. СДВГ как заболевание и как
    психолого-медико-психологическая проблема // Данные доклада на круглом столе
    «Гиперкинетический синдром как заболевание и как
    психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  23. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие
    дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших
    школьников. — М., 1997.

  24. Котягина С.Н. Особенности формирования психической
    деятельности у детей с резидуальной энцефалопатией. Нейропсихологическое
    исследование (автореф. канд. дисс.). – М., 2003.

  25. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция
    гиперактивности ребенка. — М., 1997.

  26. Крук И.В. Клиника церебрастенических состояний в детском
    возрасте, пути адаптации (автореф. канд. дисс.). — Л., 1985.

  27. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с
    гиперактивностью у детей /Детская патопсихология. — М., 2001. — С.
    330-350.

  28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском
    возрасте. — М., 2003.

  29. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в
    старшем дошкольном возрасте (автореф. канд. дисс.). — М., 2003.

  30. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. — М., 1961.

  31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного
    взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

  32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.
    Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и
    аутичными детьми. — М., 2002.

  33. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика
    электрической активности мозга у детей 5-8 лет в норме и при трудностях
    обучения // Физиология человека. – 1997. — Т. 23. — № 5. — С. 5-11.

  34. Многоосевая классификация психических расстройств в
    детском и подростковом возрасте, ВОЗ. — М., СПб., 2003.

  35. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности
    к обучению / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. — С. 434-435.

  36. Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных
    особенностей умственного развития тревожности у импульсивных детей 6-8 лет
    (автореф. канд. дисс.). — М., 2000.

  37. Мурашова Е.В. Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы». —
    Екатеринбург, 2004.

  38. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
    готовность к школе. — М., 2001.

  39. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. — М.,
    2002.

  40. Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика
    нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома
    дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. Т. 4. — 1997. — № 4. -С.
    34-42.

  41. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии. — М.,
    2001.

  42. Психическое развитие воспитанников детского дома (под ред.
    И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской). — М., 1990.

  43. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Если ребенок невнимателен…
    Методическое пособие. — Пермь, 1997.

  44. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей
    5-6 лет с задержкой психического развития / Хрестоматия по нейропсихологии. —
     М., 1999. — С. 473-476.

  45. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика
    развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. — М., 1997.

  46. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
    —  М., 2002.

  47. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей
    (нейроонтогенез и его нарушения). — М., 2000.

  48. Сприн О., Таппер Д., Райссер А., Туокко Х., Иджелл Д.
    Минимальная мозговая дисфункция / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. —
    С. 482-484.

  49. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.
    — М., 1986.

  50. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация
    развивающегося мозга // Физиология человека. — 1991. — Т.17. — № 5.

  51. Филимонова О.Г. Психологические условия формирования
    произвольности поведения младшего школьника (автореф. канд. дисс.). — М.,
    1999.

  52. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в
    умственном развитии у детей. — М., 2001.

  53. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция в
    детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова № 9. —
    1998. —  С. 4-8.

  54. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 2002.

  55. Цветкова Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии
    детского возраста. — М., 2001.

  56. Чубарова С.А. Он и она, а не просто дети: опыт раздельного
    обучения в МОУСШ № 3 г. Тулы / Данные доклада на круглом столе
    «Гиперкинетический синдром как заболевание и как
    психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  57. Шевченко Ю.С. Диагностика возбужденной мании,
    маскированной гиперкинетическим и психопатоподобным поведением у детей /
    Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия. — М., 2003. — С. 370-376.

  58. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью
    и психопатоподобным синдромом. — М., 1997.

  59. Шевченко Ю.С. Онтогенетические аспекты гиперкинетического
    синдрома / Данные доклада на круглом столе «Гиперкинетический синдром как
    заболевание и как психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  60. Шевченко Ю.С., Добридень В.П.
    Онтогенетически-ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС). — М.,
    1998.

  61. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление:
    личностный рост ребенка. — СПб., 2004.

  62. Щипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики
    детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Психология детей с
    задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С.
    152-164.

  63. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов
    произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. – № 5. —
     1999. — С. 3-10.

  64. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a
    handbook for diagnostic & treatment. — New York: Guilfred Press.,
    1990.

  65. Clements S.D. Minimal brain dysfunction by children //
    National J.Neurolog Bull. 1966 Vol. 9.

 
Читайте также:  Синдромы головной боли при давлении

Источник