Синдромы эмоционального выгорания у врачей

Синдром выгорания (синдром профессионального выгорания, синдром эмоционального выгорания, синдром психического выгорания и т.д.) – термин, характеризующий состояние нарастающего эмоционального истощения, приводящее к нарушениям в сфере общения и способное повлечь за собой глубокие личностные изменения. В настоящее время лечению и профилактике синдрома выгорания уделяется повышенное внимание.

Профессия врача входит в группу высокого риска в отношении возникновения синдрома выгорания (или, правильнее, синдрома профессионального выгорания). К сожалению, студентов медицинских ВУЗов не учат тому, как диагностировать у себя синдром выгорания, как предупредить его возникновение и как от него избавляться. Поэтому врачи чаще всего или самостоятельно находит свои способы борьбы с этим тягостным состоянием, делая это интуитивно, или становятся его жертвами, лишаясь полноценной и счастливой жизни.

Данная статья еще раз поднимает вопросы о том, что же такое синдром выгорания в работе врачей, а также как и зачем с ним бороться и предупреждать его. Надеемся, этот материал будет полезен для всех практикующих врачей и сделает жизнь гармоничнее и счастливее.

Синдром выгорания: актуальность проблемы

Синдром выгорания – одна из наиболее актуальных проблем современности. По данным статистики ВОЗ, депрессивные расстройства находятся на первом месте среди психосоматических заболеваний. А основной причиной депрессий ВОЗ считает синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания на работе.

Работа составляет значительную часть жизни большинства людей, причем не только во временном, но и в эмоциональном (мысли о работе, возникновение эмоций, связанных с успехами (неудачами) и пр.) и в финансовом (работа как источник дохода) аспекте. Поэтому неудивительно, что всевозможные расстройства поведения и эмоционального состояния людей могут быть связаны с работой.

В МКБ-10 можно найти следующие позиции, в той или иной мере связанные с работой:

  • Z73 Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального обрaзa жизни.
  • Z73.0 Переутомление. Состояние истощения жизненных сил.
  • Z73.2 Недостaточность отдыхa и рaсслaбления.
  • Z73.4 Неaдеквaтные социaльные нaвыки, не клaссифицировaнные в других рубрикaх.
  • Z73.5 Конфликт, связaнный с социaльной ролью, не клaссифицировaнный в других рубрикaх.
  • Z56 Проблемы, связaнные с рaботой и безрaботицей.
  • Z56.3 Нaпряженное рaбочее рaсписaние.
  • Z56.4 Конфликт с нaчaльником и сослуживцaми.
  • Z56.5 Неподходящaя рaботa.
  • Z56.6 Другое физическое и психическое нaпряжение в рaботе.
  • Z56.7 Другие и неуточненные проблемы, связанные с работой.

Конечно же, такие расстройства влияют не только на способность трудиться, но на личную жизнь, и на соматическое здоровье.

Синдром выгорания – почему он часто встречается у врачей?

Синдрому выгорания (как и другим расстройствам, связанным с профессиональной деятельностью), в первую очередь подвержены представители профессий, связанных с непосредственной работой с людьми и/или высокой ответственностью за других (особенно если речь идет о жизни, здоровье и безопасности).

Между тем, работе врача присущи следующие особенности:

Работа врача по определению требует значительных эмоциональных вложений, так как связана с общением с людьми и со всеми трудностями, которые из этого проистекают (негативные эмоции, перенос, переживания, конфликты).

Работа врача требует интеллектуальных и временных вложений в учебу и постоянное последипломное образование как в рамках курсов повышения квалификации, так и самостоятельно.

Работа врача нередко связана со стрессами, ночными дежурствами, ненормированным рабочим днем.

Врачу необходим круг профессионального общения. И проблемы в отношениях с коллегами (изоляция, конфликты) врач, как правило, переживает тяжело, даже если и не осознает этого.

Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством.

Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением отчетности, что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством.

Необходимость финансового обеспечения себя и семьи нередко входит в конфликт с профессиональными стремлениями врача.

Все эти факторы дамокловым мечом висят над головой каждого врача, угрожая ему развитием синдрома хронической усталости, влекущее за собой целый спектр психосоматических разладов. Именно поэтому синдром выгорания является нередкой проблемой данной категории работающих людей.

Синдром профессионального выгорания: определение, признаки, опасность

30 лет назад исследователь Э.Морроу образно описал синдром выгорания как «запах горящей психологической проводки». Объективно же под понятием «синдром профессионального выгорания» подразумевается развивающееся на фоне хронического стресса истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Впервые понятие эмоционального выгорания на работе ввел в 1974 году психолог Х.Фрейденберг, обнаружив его у работников кризисных центров и психиатрических клиник и объяснив «отрицательным воздействием профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек». Позже было выявлено, что выгорание присуще представителям множества профессий, и при этом его признаки во всех случаях практически одинаковы. Поэтому постепенно эмоциональное выгорание на работе стало называться синдромом профессионального выгорания. Или просто синдромом выгорания.

Признаки синдрома выгорания:

  • Нежелание идти на работу.
  • Чувство усталости.
  • Раздражительность, раздражительная слабость.
  • Конфликты на работе.
  • Обидчивость.
  • Снижение инициативности.
  • Чувство одиночества и разочарования.
  • Возможны расстройства сна, аппетита, головные боли.

Безусловно, только на основании перечисленных симптомов диагностировать синдром выгорания невозможно – для этого разработаны специальные тесты, многие из которых можно найти в интернете и книгах по психодиагностике. В частности, вопросами психологии труда (и, соответственно, проблемой выгорания) занимался российский ученый Е.Климов. Есть и авторский тест-опросник В.Бойко, который позволяет определить эмоциональное выгорание. Он довольно громоздкий, и требует определенных временных затрат для выполнения, но возможность своевременно выявить такую серьезную проблему как синдром выгорания стоит всех усилий!

Читайте также:  Дифференциальный диагноз при синдроме легочной инфильтрации

Синдром выгорания особенно опасен тем, что на фоне нарастающих проблем человек (даже врач!), вместо того, чтобы начать анализировать проблему и решать ее, замыкается в себе, бездействует, отдаляется от людей, чем еще больше усугубляет болезненное состояние.

Синдром выгорания: что делать

Синдром выгорания, как показали исследования, имеет еще одну неприятную особенность: в отличие от насморка или «простуды», он не исчезает самостоятельно – чтобы от него избавиться, надо приложить усилия. Конечно, идеальным вариантом было бы посещение психолога и прицельная работа с ним по данному вопросу. Однако далеко не все мы можем себе позволить такую форму помощи. Поэтому попробуем последовать знаменитой заповеди «Врачу, исцелися сам!».

Синдром выгорания возникает на фоне информационной и эмоциональной перегрузки из-за отсутствия переработки и трансформации этого материала. Поэтому выход один – учиться управлять эмоциями и расслабляться, качественно анализировать массивы информации и правильно расставлять приоритеты как в ежедневной работе, так и в перспективе.

1. Синдрому выгорания интроверты подвержены больше, чем экстраверты – это связано с тем, что интровертам не свойственно «обнародовать» эмоции.

Выход: осознанно учиться говорить о своих эмоциях. Кому-то легче поделиться наболевшим с незнакомыми людьми (в транспорте, на отдыхе, в интернете), кому-то – с самими собой (дневники), а кто-то предпочитает открыться близким. Ищите форму, которая устроит именно вас – это необходимо для вашего здоровья. Иначе хронический стресс, не имея возможностей для выхода, будет накапливаться.

2. Синдром выгорания во многих случаях возникает от осознания того, что в ежедневной практике нарушена «золотая пропорция» соотношения затраты/вознаграждение (примите во внимание: вознаграждение может быть не только материальным).

Выход: проанализируйте, каковы ваши ожидания от работы и насколько она их оправдывает, а затем честно ответьте себе, что необходимо для того, чтобы профессиональная деятельность приносила истинное удовлетворение.

У каждого из нас есть потребность в достижениях, повышении комфорта, доходов, статуса. Если мы долго не получаем того, к чему стремимся, у нас возникает раздражение и неудовлетворенность, приводящие к синдрому профессионального выгорания. Поэтому, как бы «наш брат» не боялся (или не стеснялся) мечтать, он все равно хочет того… чего на самом деле хочет. Поэтому в рамках борьбы с синдромом выгорания не стоит идти на компромисс с собой или игнорировать собственные желания – нужно следовать за мечтой.

Считаете, что ваше призвание – не принимать больных, а читать лекции будущим врачам? Что для этого надо? Начать думать над темой диссертации? Искать руководителя и кафедру? Вперед!

Стало тесно в рамках вашей специальности? Нуждаетесь в освоении новых навыков? Идите на курсы, например, УЗИ или лапароскопической хирургии.

Не хотите или не можете больше работать с людьми? Подумайте о переходе в лабораторию, гистологическое отделение, отдел исследований.

Не хватает денег? Тут вариантов много: от смены места работы в государственной клинике на частную (для начала хотя бы в форме дополнительных консультаций) до ухода из медицины – например, в фармацевтический бизнес.

В глубине души вообще не любите свою работу? Тогда разрабатывайте план смены профессии. Даже у врача есть только одна жизнь, и он, как сказал классик, «должен прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Конечно, все сказанное требует определенных эмоциональных и материальных затрат. Но в данном случае риск оправдан: хорошее настроение, новые профессиональные перспективы и финансовые возможности в результате положительно отразятся на жизни любого индивидуума. И наоборот – если ничего не делать, синдром выгорания превратит свою «жертву» в несчастного, раздраженного человека, страдающего от чувства одиночества. А для врача это гибельно!

3. Синдром выгорания может вызвать и определенная монотонность ежедневного распорядка: схема работа-дом-работа, типичная для врача, отнюдь не всем кажется воплощением мечты о счастье! В этом случае вспомогательными способами компенсации синдрома профессионального выгорания является спорт, хобби, общение с близкими, поездки на курорты. А еще – дыхательные техники, аутогенные тренировки, медитативные техники, ограничение приема алкоголя и кофе, ароматерапия и пр.

Также очень полезно учиться разделять работу и все, что с нею не связано. Не позволяйте себе заниматься профессиональными проблемами вне рабочего дня. Делайте тайм-ауты во время работы – перерывы на 5-10 минут каждые 2 часа. В перерывах запретите себе мысли на «рабочую тему» – лучше глубоко подышите, прогуляйтесь… или просто представляйте перед собой лист белой бумаги. Эти меры помогут быстрее и легче «стабилизироваться», и, следовательно, справиться с синдромом профессионального выгорания.

Но не тяните долго с оказанием себе помощи, потому что процесс саморазрушения может зайти слишком далеко. И тогда вам уже без консультаций специалиста-психолога будет трудно обойтись. В запущенных случаях может понадобиться даже лекарственная терапия – седативные препараты, анксиолитики, транквилизаторы, антидепрессанты.

А, в целом, даже «знакомство» с синдромом выгорания можно обернуть себе на пользу. Справившись с синдром выгорания один раз, вы уже будете знать «врага в лицо», и наверняка сумеете вовремя выявить его у себя и близких и с честью преодолеть.

Ольга Карасева, врач-психолог

Источник

Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача — жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален  и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.

Читайте также:  Профилактика дистресс синдрома не респираторного

Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача — жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален  и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.

Психологическая подготовка студентов играет немаловажную роль в развитии врача как специалиста. Важно, чтобы студент медицинского вуза уже с первого курса понимал трудности будущей профессии, с которыми ему придется сталкиваться ежедневно.

Проблема эмоционального выгорания врачей актуальна на современном этапе развития медицины. Популярность исследования данного вопроса стремительно увеличивается в связи с тем, что значительное количество высококвалифицированных врачей имеют низкую стрессоустойчивость и подвержены эмоциональному выгоранию. Проведение мер направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, позволит препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей.

Синдром «эмоционального (или психического) выгорания» (СЭВ) определяют как  состояние физического, эмоционального и умственного истощения, включающее развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату сочувствия, сострадания и понимания по отношению к пациентам и их близким.

Клинические проявления профессионального стресса, по определению К. Маслач и С. Джексона, как правило, в структуре включают следующие компоненты [1]:

  • собственно эмоциональную истощённость, заключающуюся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций. Такое состояние человек субъективно напрямую связывается с собственной работой.
  • цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта действий.
  • редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.

В начале развития СЭВ наблюдается длительное нервное напряжение, повышенная тревожность человека. Далее на этом фоне присоединяются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, невыполнение профессиональных обязанностей. В последующем наблюдается падение общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

При выполнении работы в стрессовой обстановке наступает мобилизация внутренних ресурсов, что может вызвать острые нарушения или поздние последствия. Согласно данным исследования возникновения и развития стресса канадского физиолога Х. Силье на протяжении 3х первых лет воздействия факторов стресса число острых состояний и реакций возрастает, а затем приобретает хронический характер [2].

В работе Бабанова С.А. выделены 3 типа работников, которым угрожает синдром выгорания [3]:

-педантичный, характеризуется добросовестностью, излишней аккуратностью, стремлением добиться образцового порядка;

— демонстративный – тип, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду;

-эмоциональный, включающий впечатлительных и чувствительных людей.

Впервые термин «синдром выгорания сотрудников» для описания психологического состояния был использован американским психиатром Х. Фрунденбергера в 1974 году. Им у волонтеров службы психического здоровья были выявлены разочарования в работе, эмоциональное и психическое истощения, которые определили как «поражение, истощение, износ, происходящий в человеке вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам» [4]. Данный вопрос вызвал высокую заинтересованность и стал изучаться у работников социальных профессий, таких как медицинские работники, учителя и других представителей социальной структуры.

Одно из крупнейших исследований синдрома выгорания среди врачей выполнено в Финляндии [5]. В исследовании приняли участие 2671 врач. В результате, все специалисты были подразделены на «специалистов с высоким уровнем выгорания» и «специалистов с низким уровнем выгорания». Психиатры были отнесены к группе с «высоким уровнем выгорания». Самые высокие показатели были выявлены у мужчин, которые специализировались в области детской психиатрии. Существенную роль сыграло место работы: работники частных клиник, сотрудники научно-исследовательских институтов и других общественных организаций были значительно менее подвержены выгоранию по сравнению с работниками государственных медицинских учреждений.

Факт, что специалисты сферы психического здоровья, работающие с пациентами стационара, более часто подвергаются синдрому выгорания, чем работники амбулаторного звена подтверждается и в других исследованиях [6,7, 8].

В 1991 г. в Южной Австралии выполнено исследование 966 врачей общей практики на предмет профессионального стресса. Результаты показали, что 1/3 врачей отмечает у себя высокий уровень профессионального стресса, коррелирующий с возрастом, полом  и отношением к работе [9].

Высокий уровень эмоционального истощения наблюдается среди врачей в области неотложной помощи, реаниматологии и анестезиологии, и встречается преимущественно у женщин, не состоящих в браке [10].

Нетрудоспособность медицинских работников почти в половине случаев связана со стрессом. Обследованы врачи общей практики, среди которых высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, а клинически выраженная депрессия — в 26 % случаев [6].

Доказано, что уровень рабочего стресса и депрессий связаны со страной и местом работы, семейным положением и полом. У врачей из Великобритании уровень рабочего стресса выше, чем у врачей США, в тоже время у врачей США отмечается более высокий уровень депрессии по сравнению с врачами Австралии и Великобритании.

В российской научной литературе существует немало публикаций, касающихся данной проблемы.

По данным исследований Д.А. Марченко-Тябут и А.А. Головач наиболее неблагоприятная картина при изучении эмоционального выгорания наблюдается у врачей терапевтов [11]. Данная проблема связана со спецификой работы, дефицитом времени в условиях амбулаторного приема, длительным контактом с больными и их семьями, возможным различным исходом заболевания.

Определена различная устойчивость к данному синдрому в зависимости от возраста и стажа работы. Среди хирургов в возрасте 37-40 лет со стажем работы 13-16 лет были диагностированы умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, однако не выявлено изменений этих характеристик в зависимости от пола и количества дежурств. У врачей акушеров-гинекологов со средним стажем 10-12 лет и со средним возрастом 33-35, так же выявлены умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, но при этом уровень реактивной тревожности выше, а уровень личностной тревожности несколько ниже у женщин, чем у мужчин.

Читайте также:  Что такое синдром болевой дисфункции внчс

Результаты исследования по оценке взаимосвязей между субъективным отношением врачей к ситуациям профессионального взаимодействия и оценкой степени влияния рабочих проблем на эмоциональное выгорание приводятся в диссертации Рыбиной О.В. [12]. В исследовании принимали участие врачи психиатры, хирурги и гинекологи различного возраста и пола. В результате выяснилось, что «профессиональный стресс» у врачей со стажем работы свыше 15 лет выше показателя у врачей, чей стаж менее 15 лет, а также субъективная оценка  эмоционального дискомфорта последних не соответствует объективной выраженности «профессионального стресса». Помимо этого, отмечается, что интенсивность профессионального стресса у врачей-психиатров значимо выше, чем у хирургов. Кроме того, определено, что принадлежность к женскому полу является фактором риска профессионального стресса у врачей.

Анализ течения различных фаз СЭВ у вра­чей в зависимости от специальности показан в работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт [13]. Самые высокие показатели выраженности фаз СЭВ наблюдаются в группе врачей-он­кологов. Кроме того, эта группа лидирует в общем количестве симптомов каждой фазы. На втором месте находят­ся врачи-психиатры.

Достаточно часто эмоциональное выгорание встречается у врачей-стоматологов [14].

В работах профессора Л.М. Юрьевой отмечается, что выгорание может потенцировать суицидальное поведение [6]. Наибольшую склонность к суициду имеют  врачи-психиатры. Психиатр И.А. Сикорский писал, что частота суицидов среди врачей в 21 раз выше, чем в популяции населения.

Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Их работа предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания. В таких условиях средний медперсонал испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет.

В Республике Северная Осетия было проведено исследование среди врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии, при котором выявлены различия в развитии и выраженности синдрома выгорания у врачей и медсестер. Более высокий процент лиц с максимально выраженной степенью выгорания определяется среди врачей, соответственно 33 % и 26 % среди медсестер от общего числа [15].

Авторами в ходе исследований применялись различные методы, нами выделены основные методики, которые используются для определения СЭВ:

1. Опросник на «выгорание» по К.Маслач и С.Джексон. Включает шкалы по определению эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Используется для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Применяется также в версии, адаптированной Н.Е. Водопьяновой [16].

2. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания», является одной из наиболее информативных. Предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания.

3. Шкала организационного стресса по Маклин. Измеряет восприимчивость человека к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.

4. В США, Канаде, Японии для выявления «работоголизма» широко используется вопросник Б. Киллинджер.

5. Цветовой тест Люшера. Тест основан на бессознательном выборе цвета, что определяет каков человек на самом деле, а не каким он себя представляет или хочет казаться.

6. Личностный опросник Р. Кеттелла. Позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы личности.

7. Методика Е.П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия»для определения направленности агрессии на себя или других людей.

8. Методика Е.П.Ильина и П.А.Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». Используется для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.

В результате детального анализа литературы по заявленной теме нами были сделаны следующие выводы:

1. Врачи и другие работники медицинской сферы находятся в особой группе риска в  отношении развития синдрома эмоционального выгорания.

2. Проявление СЭВ напрямую связано со следующими параметрами:

  • полом (как правило, женщины-хирурги более подвержены СЭВ, чем мужчины-хирурги, а у мужчин-гинекологов данный синдром встречается чаще, чем у женщин данной профессии);
  • видом деятельности (более подвержены хирурги, терапевты, акушер-гинекологи, психиатры);
  • стажем работы (у врачей со стажем работы более 15 лет СЭВ проявляется чаще, чем у работников со стажем менее 15 лет);
  • занимаемой должностью и удовлетворенность ею (соответствие должности человека его личностным запросам и представлениям);
  • количеством времени, уделяемым работе (например, количество дежурств);
  • уровнем личностной тревожности;
  • уровнем эмоциональной стрессоустойчивости;
  • межличностными отношениями в коллективе;
  • типом лечебно-профилактической организации (чаще страдают СЭВ работники государственных медицинских учреждений, сотрудники стационара);
  • наличием брака (врачи женщины таких специальностей, как реаниматолог, анестезиолог, нарколог, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию, чем их замужние коллеги);
  • состоянием климата в семье.

3. Наиболее подвержены СЭВ специалисты таких специальностей, как: психиатры, врачи-онкологи, медицинские сестры, врачи хирургического профиля, анестезиологи-реаниматологи, стоматологи.

4. Прохождение специальных тренингов и тестов, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, позволят препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей, послужат предупреждением заболеваний нервной системы и психических расстройств.

Источник