Синдром уходов из дома и бродяжничества
Синдром
уходов из дома и бродяжничества
наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и
выражается в повторяющихся уходах из
дома, из дошкольных и школьных учреждений,
из интернатов и сопровождается
бродяжничеством. Выделяют несколько
причин уходов из дома и бродяжничества.
К
первой группе синдрома уходов из дома
и бродяжничества относятся реактивные
состояния, состояния эмансипации,
сенсорной жажды.
Ко
второй группе уходов из дому и
бродяжничества относятся безмотивные
случаи, наблюдающиеся у больных
шизофренией и эпилепсией.
В
ряде случаев уходы из дома связаны с
сугубо психическими заболеваниями типа
шизофрении и эпилепсии, при которых
больные не знают причин уходов и объяснить
их не могут, так называемые «беспричинные»
или безмотивные уходы.
Независимо
от характера первых уходов, за исключением
варианта «безмотивных», сформированный
синдром уходов выражается в более или
менее стойком стремлении к бродяжничеству,
при котором дети уходят одни, лишь на
короткое время, вступая в случайные,
иногда вынужденные контакты.
Синдром
уходов из дому и бродяжничество нередко
возникает у детей и подростков на фоне
задержанного интеллектуального развития.
Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей
ролью изменений элементарной аффективности,
тесно связанной с влечениями, происхождение
синдрома уходов и бродяжничества
рассматривается как выражение аффективного
уровня нервно психического реагирования,
относительно близкого, к психомоторному
уровню.
4. Синдром страхов
Признаками
патологических
страхов
считаются их беспричинность или явное
несоответствие выраженности страхов
интенсивности вызвавшего их воздействия,
длительность существования, склонность
к генерализации, нарушение общего
состояния (сна, аппетита, физического
самочувствия) и поведения ребенка под
влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Выделяют
пять основных групп синдрома страха в
детском и подростковом возрасте:
• навязчивые
страхи;
• страхи
со сверхценным содержанием;
•
недифференцированные,
бессодержательные страхи;
• страхи
бредового характера;
• ночные
страхи.
5. Синдром патологического фантазирования
Патологическое
фантазирование встречается как у детей,
так и у подростков, в связи с чем оно не
может быть отнесено к проявлению какого
либо одного уровня нервно психического
реагирования.
В
отличие от подвижных, быстро меняющихся,
тесно связанных с реальностью фантазий
здорового ребенка, патологические
фантазии характеризуются необычайной
стойкостью, малой подвижностью, нередко
оторваны от реальности, причудливы по
содержанию, часто сопровождаются
нарушением поведения и явлениями
дезадаптации. Возникновение патологического
фантазирования можно наблюдать уже у
детей 3-5 летнего возраста. В этих случаях
оно выражается в виде своеобразной,
необычной для здоровых детей игровой
деятельностью, которая в зависимости
от характера заболевания, особенностей
личности ребенка и среды, в которой он
растет, может проявляться в разных
формах.
Наиболее
распространенной формой патологического
фантазирования является перевоплощение.
При этом ребенок перевоплощается в тот
или иной образ. В этом случае резко
меняется поведение ребенка в соответствии
с его представлениями об облике и образе
жизни данного существа. Игровое
перевоплощение может наблюдаться также
при психогенных расстройствах.
Другой
формой патологической игровой деятельности
представляют однообразные,
стереотипные игры, имеющие сверхценный
характер.
Эта форма нарушения может наблюдаться
у детей в возрасте 2–3 лет и у дошкольников
и характеризуется однообразными
действиями с различными предметами,
нередко не имеющими игрового значения:
открывают и закрывают краны, стучат
крышками, рвут бумагу на мелкие кусочки,
раскладывают на полу веревочки и провода.
Стереотипные игры наблюдаются при
вялотекущей шизофрении и при синдроме
раннего детского аутизма.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
СБОРНИК
материалов областного семинара
«Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.
Современные подходы и пути решения»
05 июня 2017 г.
г. Астрахань
2017
Редакционная комиссия: Э.Р. Туишева – директор ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
А.В. Редькина – заведующий отделением социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
А. З. Баткалиева – социальный педагог отделения социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
Сборник материалов областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.
Современные подходы и пути решения» (г. Астрахань, 05 июня 2017 г.) /Э. Р. Туишева ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017 г. – 52 с./
В сборнике представлены материалы областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков. Современные подходы и пути решения», состоявшегося 05 июня 2017 г.
В статьях рассматривается опыт работы с воспитанниками учреждений для несовершеннолетних, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области по профилактике самовольных уходов. Тексты даны в авторской редакции.
© ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017
СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В 5
ЦЕНТРЕ «ОСТРОВОК»
Алиева А. Х., социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Островок»
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ 5
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ
Балмухамбетов А.А. , социальный педагог
ГСКУ АО «ЦПД «Юность»
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО–РЕАБИЛИТАЦИОННОГО 9
ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И САМОВОЛЬНЫХ
УХОДОВ ДЕТЕЙ
Бочкова Ю. Н. , социальный педагог
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТРОПА ЖИЗНИ» С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ 15
РИСКА»
Елизарова Н.О., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И 19
БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ
Ирижипова О. В., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Дружба»
ЖИЗНЬ КАК КИНО (ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ) 25
Овчинникова Е. А., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
УХОД ИЗ ДОМА И БРОДЯЖНИЧЕСТВО. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 27
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ
Павлова О.В. социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Радуга»
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОПИСАНИЕ 33
СИНДРОМА УХОДА И БРОДЯЖНИЧЕСТВА
Редькина А. В., заведующий отделением социально-психологической профилактики
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
БРОДЯЖНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 40
ПОДРОСТКОВ
Ромберг Н.Р., педагог-психолог, Спиридонова Е.В., педагог-психолог ГСКУ АО «ЦПД «Улитка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДА СИМВОЛДРАММА ДЛЯ 46
ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ИЗ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Стукалова Н. П., педагог-психолог
ГСКУ АО «ЦПД «Ручеек»
5
МЕТОД ТРУДОВОЙ ТЕРАПИИ ПО ПРОГРАММЕ ШВЕЙНОЙ 49
МАСТЕРСКОЙ «РУКОДЕЛЬНИЦА» В РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ
ПОДРОСТКАМИ
Штреккер О. А., социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
Подростковый возраст — это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности — личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.
На данном этапе развития общества происходит рост общественной активности детей и молодежи, подростки все чаще вступают в необычные сообщества, общаясь в социальных сетях. Участие же
подрастающего поколения в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Прогулки на свежем воздухе, спорт, развитие творческих способностей уходят на второй план.
При поступлении в наш центр трудных подростков с ними ведётся комплексная работа всех специалистов. Педагоги — психологи центра в своей работе используют различные формы и методы работы. Наиболее полюбившимся стали велопрогулки по прибрежной территории нашего города в рамках программы по работе с детьми «группы риска» «Тропа жизни».
Программа «Тропа жизни» создана специально для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, поскольку именно они нуждаются в формировании правильных приоритетов развития личности и ориентации на позитивный жизненный настрой. Данная программа представляет собой системный взгляд на социальное становление личности подростка.
Работа по программе осуществляется через организацию совместной деятельности педагогов – психологов и воспитанников центра. Занятия способствуют развитию навыков общения, усвоению жизненного и нравственного опыта, повышению уровня культуры поведения, формированию творческой направленности личности и формированию правильной жизненной позиции.
Основной целью программы является профилактика здорового образа жизни, асоциального поведения, осознания жизненных ценностей и сплочение подросткового коллектива. Добиваться этих целей помогают тренинговые игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проведённые на природе.
План мероприятий по реализации программы:
№ | Занятие | Цель | Форма проведения |
1 | «Вместе весело шагать» | Сплочение коллектива подростков, развитие навыков группового взаимодействия | велопрогулка |
2 | «Солнце спрятано в каждом» с | Стимулирование положительных эмоций, | игровая площадка |
применением аквагрима | формирование позитивных жизненных установок | ||
3 | «Живая планета» | Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде | экологическая акция |
4 | «Удивительное рядом» с использованием фототерапии | Способствовать позитивному восприятию и презентации себя, осознанию жизненных ценностей и целей | велопрогулка |
5 | «Сделаем нашу жизнь цветной!» с использованием арт-терапии | Содействие позитивному прогнозированию своего будущего, осознание целей, сплочение подросткового колектива | тренинг |
6 | «Зеркальный мир» с использованием теневого театра | Профилактика асоциального поведения, формирование ответственности за свои поступки | Сюжетно-ролевая игра |
7 | «Четыре желания» с элементами релаксации | Развитие целеполагания, ценностных ориентаций | игра-визуализация |
8 | «Позитив через объектив» | Способствовать формированию позитивного мышления | фотомарафон |
9 | «Путь доверия» с применением ландшафтной арттерапии | Развитие уверенности в себе, формирование положительного «Яобраза», навыков уверенного поведения | тренинг |
10 | «Мы — одна команда!» | Сплочение подросткового коллектива, формирование навыков безконфликтного общения | тимбилдинг |
11 | «Опасные повороты» с использованием | Профилактика правонарушений, асоциального поведения | велопрогулка |
сюжетно-ролевой игры | |||
12 | «Первые чувства» | Формирование правильных представлений о взаимоотношениях молодых людей | круглый стол |
13 | «Мы — одна семья» | Обощение опыта, полученного в ходе занятий | Тимбилдинг |
Достигнутые результаты программы:
1.Социальная интеграция: развитие компетентности в социальном функционировании;
2.Отсутствие самовольных уходов из реабилитационного центра;
3.Повышение уровня учебной мотивации;
- Осознание собственной ценности и уникальности;
- Развитие стрессоустойчивости;
- Отсутствие фактов правонарушений среди воспитанников центра;
7.Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;
8.Реадаптация: переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматического события.
Данная форма работы является наиболее интересной для подростков. Во время увлекательного путешествия и игр на свежем воздухе они получают в своё распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов. Также велопрогулки способствуют снижению эмоционального напряжения и получению заряда положительных эмоций.
Список литературы
- Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. Минск,1989.
- Вторушина М. А. Коррекционная программа с подростками группы риска «Тропа жизни»
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., Просвящение, 1994. 4. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., Педагогика, 1972.
Контакты для получения подробной информации:
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
414056, г. Астрахань, ул. М. Максаковой, 10
Телефон: (8512) 54-21-01, 51-46-71, факс:54-21-58 E-mail: osrc2012@yandex.ru
Сайт: osrcistok.ru
Источник
Только в Иркутске за девять месяцев этого года полицейские получили 719 заявлений о розыске несовершеннолетних — на 58 больше, чем в прошлом году.
Последний случай произошёл в этом месяце: из детского дома сбежали сразу восемь воспитанников. Сотрудники органов и общественники бьют тревогу: подростки отправляются в «самоволку» всё чаще — год от года цифры только растут. Проблему, которая грозит превратиться в массовую, эксперты обсудили на круглом столе в пресс-центре «АиФ-Иркутск».
Не от хорошей жизни
Случаи, когда дети убегают от любящих мамы и папы, хоть и случаются, но достаточно редки по сравнению с количеством историй, когда ребёнок отправляется на поиски более счастливого детства из госучреждений и больниц. В этом году в Иркутске оттуда убежали 366 подростков. До сих пор в розыске находятся 35 детей.
Елена Бычинская |
По словам старшего инспектора отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по Иркутску, капитана полиции Елены Бычинской, основная причина ухода несовершеннолетних — их социальная запущенность. Зачастую в соцучреждения попадают дети, родители которых лишены родительских прав. При этом 80% страдают психоневрологическими заболеваниями: шизофренией, умственной отсталостью, синдромом бродяжничества. Многие привыкли вести асоциальный образ жизни.
Чаще всего «родной казённый дом» оставляют подростки 15-17 лет. Они не хотят подчиняться режиму соцучреждений, жаждут приключений или просто уходят «за компанию».
— Ещё одна причина — недостаточное внимание к проблемам детей со стороны руководителей учреждений, — считает старший инспектор. — Свободным временем этих ребятишек тоже часто никто не занимается. Нужно понимать, что это особые дети: они, как правило, неусидчивы, спонтанны в поведении, их непросто заинтересовать. Персонал же в таких домах часто не имеет большого опыта в общении с подобными детьми.
Выработали привычку
— Мы их возвращаем, а они опять убегают, — сетует полковник Андрей Жбанов, заместитель начальника УМВД по Иркутску.
Андрей Жбанов |
Больше половины подростков, которые уже нашлись, отправляются «в путешествие» снова и снова. Да так часто, что воспитатели интернатов, просто привыкают к постоянным побегам детей и перестают их искать.
— Госучреждения не своевременно заявляют об уходе несовершеннолетних, — констатирует полковник. — С учётом того, что некоторые бегают по нескольку раз, это неудивительно. К примеру, у нас есть такой воспитанник в одном из иркутских учреждений в микрорайоне Юбилейном. Он уходит в месяц по три — четыре раза: у него синдром бродяжничества. К сожалению, администрация учреждения привыкла к тому, что дети сбегают, и ждёт по нескольку, дней прежде чем сообщить нам. Такую тенденцию необходимо ломать.
Как говорит уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семенова, в основе постоянных побегов несовершеннолетних не всегда лежат проблемы самих детей. Часто это проблемы взрослых, неспособных создать для ребёнка хорошие условия.
Светлана Семенова |
— У нас есть учреждения (например, детский дом № 2 в Иркутске), из которых ребятишки не уходят в принципе, — заявляет Светлана Семёнова. — А есть пятый детский дом, из которого дети бегут постоянно. Это говорит о плохой организации внутри учреждения. Если ребёнку плохо в детдоме, он найдёт любую причину, чтобы убежать. Здесь уже возникают большие вопросы к руководству, и я уверяю, мы им скоро займёмся.
Нередко, по словам уполномоченного, из детских домов убегают к родителям, лишённых родительских прав.
— Иногда нам кажется, что, поместив малыша в соцучреждение, мы спасли его от асоциальной обстановки, решили, где ему будет лучше, — говорит Светлана Семёнова. — Но, как бы не было чисто и красиво в учреждении, ребёнку хочется к маме — туда, где он родился и вырос, где его якобы любят.
Смотрите также:
- Куда летят «аистята»? Как сегодня складываются судьбы детей с диагнозом «ВИЧ» →
- Елена Почаева: «Отказникам нужно помогать не материально, а программно» →
- Труд на земле лечит от эгоизма →
Источник