Синдром уходов из дома и бродяжничества

Синдром уходов из дома и бродяжничества thumbnail

Синдром
уходов из дома и бродяжничества
наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и
выражается в повторяющихся уходах из
дома, из дошкольных и школьных учреждений,
из интернатов и сопровождается
бродяжничеством. Выделяют несколько
причин уходов из дома и бродяжничества.

К
первой группе синдрома уходов из дома
и бродяжничества относятся реактивные
состояния, состояния эмансипации,
сенсорной жажды.

Ко
второй группе уходов из дому и
бродяжничества относятся безмотивные
случаи, наблюдающиеся у больных
шизофренией и эпилепсией.

В
ряде случаев уходы из дома связаны с
сугубо психическими заболеваниями типа
шизофрении и эпилепсии, при которых
больные не знают причин уходов и объяснить
их не могут, так называемые «беспричинные»
или безмотивные уходы.

Независимо
от характера первых уходов, за исключением
варианта «безмотивных», сформированный
синдром уходов выражается в более или
менее стойком стремлении к бродяжничеству,
при котором дети уходят одни, лишь на
короткое время, вступая в случайные,
иногда вынужденные контакты.

Синдром
уходов из дому и бродяжничество нередко
возникает у детей и подростков на фоне
задержанного интеллектуального развития.
Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей
ролью изменений элементарной аффективности,
тесно связанной с влечениями, происхождение
синдрома уходов и бродяжничества
рассматривается как выражение аффективного
уровня нервно психического реагирования,
относительно близкого, к психомоторному
уровню.

4. Синдром страхов

Признаками
патологических
страхов

считаются их беспричинность или явное
несоответствие выраженности страхов
интенсивности вызвавшего их воздействия,
длительность существования, склонность
к генерализации, нарушение общего
состояния (сна, аппетита, физического
самочувствия) и поведения ребенка под
влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Выделяют
пять основных групп синдрома страха в
детском и подростковом возрасте:

• навязчивые
страхи;

• страхи
со сверхценным содержанием;


недифференцированные,
бессодержательные страхи;

• страхи
бредового характера;

• ночные
страхи.

5. Синдром патологического фантазирования

Патологическое
фантазирование встречается как у детей,
так и у подростков, в связи с чем оно не
может быть отнесено к проявлению какого
либо одного уровня нервно психического
реагирования.

В
отличие от подвижных, быстро меняющихся,
тесно связанных с реальностью фантазий
здорового ребенка, патологические
фантазии характеризуются необычайной
стойкостью, малой подвижностью, нередко
оторваны от реальности, причудливы по
содержанию, часто сопровождаются
нарушением поведения и явлениями
дезадаптации. Возникновение патологического
фантазирования можно наблюдать уже у
детей 3-5 летнего возраста. В этих случаях
оно выражается в виде своеобразной,
необычной для здоровых детей игровой
деятельностью, которая в зависимости
от характера заболевания, особенностей
личности ребенка и среды, в которой он
растет, может проявляться в разных
формах.

Наиболее
распространенной формой патологического
фантазирования является перевоплощение.
При этом ребенок перевоплощается в тот
или иной образ. В этом случае резко
меняется поведение ребенка в соответствии
с его представлениями об облике и образе
жизни данного существа. Игровое
перевоплощение может наблюдаться также
при психогенных расстройствах.

Другой
формой патологической игровой деятельности
представляют однообразные,
стереотипные игры, имеющие сверхценный
характер
.
Эта форма нарушения может наблюдаться
у детей в возрасте 2–3 лет и у дошкольников
и характеризуется однообразными
действиями с различными предметами,
нередко не имеющими игрового значения:
открывают и закрывают краны, стучат
крышками, рвут бумагу на мелкие кусочки,
раскладывают на полу веревочки и провода.
Стереотипные игры наблюдаются при
вялотекущей шизофрении и при синдроме
раннего детского аутизма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

        Министерство социального развития и труда Астраханской области         

Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

СБОРНИК  

материалов областного семинара

«Синдром уходов и бродяжничества  у детей и подростков.  

Читайте также:  Синдром мышечной дистонии у детей последствия

Современные подходы и пути решения»

05 июня 2017 г.

г. Астрахань

2017

Редакционная комиссия: Э.Р. Туишева – директор ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

А.В. Редькина – заведующий отделением социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

А. З. Баткалиева – социальный педагог отделения социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

Сборник материалов областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.  

Современные подходы и пути решения» (г. Астрахань, 05 июня 2017 г.) /Э. Р. Туишева ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017 г. – 52 с./

В сборнике представлены материалы областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков. Современные подходы и пути решения», состоявшегося 05 июня 2017 г.  

В статьях рассматривается опыт работы с воспитанниками учреждений для несовершеннолетних, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области по профилактике самовольных уходов. Тексты даны в авторской редакции.

© ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

        КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В         5

ЦЕНТРЕ «ОСТРОВОК»

Алиева А. Х., социальный педагог  

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Островок»

        ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ         5

САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ

Балмухамбетов А.А. , социальный педагог

ГСКУ АО «ЦПД «Юность»

        СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО–РЕАБИЛИТАЦИОННОГО         9

ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И САМОВОЛЬНЫХ

УХОДОВ ДЕТЕЙ

Бочкова Ю. Н. , социальный педагог

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТРОПА ЖИЗНИ» С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ         15

РИСКА»

Елизарова Н.О., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

        ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И         19

БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ  

Ирижипова О. В., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Дружба»

        ЖИЗНЬ КАК КИНО (ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ)          25

Овчинникова Е. А., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

        УХОД ИЗ ДОМА И БРОДЯЖНИЧЕСТВО. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ         27

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ  

Павлова О.В. социальный педагог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Радуга»

        КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ         ПРЕДПОСЫЛКИ         И         ОПИСАНИЕ         33

СИНДРОМА УХОДА И БРОДЯЖНИЧЕСТВА

Редькина А. В., заведующий отделением социально-психологической профилактики

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

        БРОДЯЖНИЧЕСТВО         КАК         ФОРМА         ДЕВИАНТНОГО         ПОВЕДЕНИЯ         40

ПОДРОСТКОВ

Ромберг Н.Р., педагог-психолог, Спиридонова Е.В., педагог-психолог ГСКУ АО «ЦПД «Улитка»

        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ         ЭЛЕМЕНТОВ         МЕТОДА         СИМВОЛДРАММА         ДЛЯ         46

ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ИЗ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Стукалова Н. П., педагог-психолог  

ГСКУ АО «ЦПД «Ручеек»

5

        МЕТОД         ТРУДОВОЙ         ТЕРАПИИ         ПО         ПРОГРАММЕ         ШВЕЙНОЙ         49

        МАСТЕРСКОЙ         «РУКОДЕЛЬНИЦА»         В         РАБОТЕ         С         ТРУДНЫМИ

ПОДРОСТКАМИ 

Штреккер О. А., социальный педагог  

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

Подростковый возраст — это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности — личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.

На данном этапе развития общества происходит рост общественной активности детей и молодежи,  подростки все чаще вступают в необычные сообщества, общаясь в социальных сетях.  Участие же

подрастающего поколения в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Прогулки на свежем воздухе, спорт, развитие творческих способностей уходят на второй план.

При поступлении в наш центр  трудных  подростков с ними  ведётся комплексная работа всех специалистов.      Педагоги —  психологи центра в своей работе используют различные формы и методы работы. Наиболее полюбившимся  стали велопрогулки по прибрежной территории нашего города в  рамках программы по работе     с детьми «группы риска» «Тропа жизни».    

Читайте также:  Призрак в доспехах синдром одиночки ост

Программа «Тропа жизни» создана специально для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, поскольку именно они нуждаются в формировании правильных приоритетов развития личности и ориентации на позитивный жизненный настрой.  Данная программа представляет собой системный взгляд на социальное становление личности подростка.

Работа по программе осуществляется через   организацию совместной деятельности педагогов – психологов и воспитанников центра. Занятия способствуют развитию навыков общения, усвоению жизненного  и нравственного опыта, повышению  уровня культуры поведения, формированию творческой направленности личности и формированию правильной жизненной позиции.

Основной    целью программы является   профилактика здорового образа жизни, асоциального поведения, осознания жизненных ценностей и сплочение подросткового коллектива. Добиваться этих целей помогают  тренинговые игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проведённые на  природе.  

План мероприятий по реализации программы: 

Занятие

Цель

Форма проведения

1

«Вместе         весело

шагать»

Сплочение коллектива подростков, развитие навыков группового

взаимодействия

велопрогулка

2

«Солнце спрятано в каждом» с

Стимулирование положительных эмоций,

игровая площадка

применением аквагрима

формирование позитивных         жизненных установок

3

«Живая планета»

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде

экологическая акция

4

«Удивительное

рядом»         с использованием фототерапии

Способствовать позитивному восприятию и презентации себя, осознанию жизненных

ценностей и целей

велопрогулка

5

«Сделаем         нашу жизнь цветной!» с использованием арт-терапии

Содействие позитивному прогнозированию своего будущего, осознание целей, сплочение

подросткового колектива

тренинг

6

«Зеркальный мир» с использованием теневого театра

Профилактика асоциального поведения, формирование ответственности за свои поступки

Сюжетно-ролевая игра

7

«Четыре желания» с элементами релаксации

Развитие целеполагания, ценностных ориентаций

игра-визуализация

8

        «Позитив         через

объектив»

Способствовать формированию позитивного мышления

фотомарафон

9

«Путь доверия» с применением ландшафтной арттерапии

Развитие уверенности в себе, формирование положительного «Яобраза», навыков

уверенного поведения

тренинг

10

        «Мы         —         одна

команда!»

Сплочение подросткового

коллектива, формирование         навыков безконфликтного общения

тимбилдинг

11

«Опасные

        повороты»         с

использованием

Профилактика правонарушений, асоциального поведения

велопрогулка

сюжетно-ролевой игры

12

«Первые чувства»

Формирование

правильных

представлений         о взаимоотношениях молодых людей

круглый стол

13

«Мы         —         одна

семья»

Обощение опыта, полученного в ходе

занятий

Тимбилдинг

Достигнутые результаты программы:

1.Социальная интеграция: развитие компетентности в социальном функционировании;

2.Отсутствие самовольных уходов из реабилитационного центра;

3.Повышение уровня учебной мотивации;

  1. Осознание собственной ценности и уникальности;
  2. Развитие стрессоустойчивости;
  3. Отсутствие фактов правонарушений среди воспитанников центра;

7.Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;

8.Реадаптация:         переоценка травматического         опыта         и         преодоление последствий травматического события.

Данная форма  работы является наиболее интересной для  подростков. Во время увлекательного путешествия и игр на свежем воздухе они получают в своё распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов. Также велопрогулки способствуют снижению эмоционального напряжения и получению  заряда положительных эмоций.  

Список литературы 

  1. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. Минск,1989.
  2. Вторушина М. А. Коррекционная программа с подростками группы риска «Тропа жизни»
  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., Просвящение, 1994. 4. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., Педагогика, 1972.

 

Контакты для получения подробной информации:

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

414056, г. Астрахань, ул. М. Максаковой, 10

Телефон: (8512) 54-21-01, 51-46-71, факс:54-21-58 E-mail: osrc2012@yandex.ru 

Сайт: osrcistok.ru

Источник

Только в Иркутске за девять месяцев этого года полицейские получили 719 заявлений о розыске несовершеннолетних — на 58 больше, чем в прошлом году.

Последний случай произошёл в этом месяце: из детского дома сбежали сразу восемь воспитанников. Сотрудники органов и общественники бьют тревогу: подростки отправляются в «самоволку» всё чаще — год от года цифры только растут. Проблему, которая грозит превратиться в массовую, эксперты обсудили на круглом столе в пресс-центре «АиФ-Иркутск».

Читайте также:  Детский сад для детей с синдромом дауна москва

Не от хорошей жизни

Случаи, когда дети убегают от любящих мамы и папы, хоть и случаются, но достаточно редки по сравнению с количеством историй, когда ребёнок отправляется на поиски более счастливого детства из госучреждений и больниц. В этом году в Иркутске оттуда убежали 366 подростков. До сих пор в розыске находятся 35 детей.

Елена Бычинская

По словам старшего инспектора отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по Иркутску, капитана полиции Елены Бычинской, основная причина ухода несовершеннолетних — их социальная запущенность. Зачастую в соцучреждения попадают дети, родители которых лишены родительских прав. При этом 80% страдают психоневрологическими заболеваниями: шизофренией, умственной отсталостью, синдромом бродяжничества. Многие привыкли вести асоциальный образ жизни.

Чаще всего «родной казённый дом» оставляют подростки 15-17 лет. Они не хотят подчиняться режиму соцучреждений, жаждут приключений или просто уходят «за компанию».

— Ещё одна причина — недостаточное внимание к проблемам детей со стороны руководителей учреждений, — считает старший инспектор. — Свободным временем этих ребятишек тоже часто никто не занимается. Нужно понимать, что это особые дети: они, как правило, неусидчивы, спонтанны в поведении, их непросто заинтересовать. Персонал же в таких домах часто не имеет большого опыта в общении с подобными детьми.

Выработали привычку

— Мы их возвращаем, а они опять убегают, — сетует полковник Андрей Жбанов, заместитель начальника УМВД по Иркутску.

Андрей Жбанов

Больше половины подростков, которые уже нашлись, отправляются «в путешествие» снова и снова. Да так часто, что воспитатели интернатов, просто привыкают к постоянным побегам детей и перестают их искать.

— Госучреждения не своевременно заявляют об уходе несовершеннолетних, — констатирует полковник. — С учётом того, что некоторые бегают по нескольку раз, это неудивительно. К примеру, у нас есть такой воспитанник в одном из иркутских учреждений в микрорайоне Юбилейном. Он уходит в месяц по три — четыре раза: у него синдром бродяжничества. К сожалению, администрация учреждения привыкла к тому, что дети сбегают, и ждёт по нескольку, дней прежде чем сообщить нам. Такую тенденцию необходимо ломать.

Как говорит уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семенова, в основе постоянных побегов несовершеннолетних не всегда лежат проблемы самих детей. Часто это проблемы взрослых, неспособных создать для ребёнка хорошие условия.

Светлана Семенова

— У нас есть учреждения (например, детский дом № 2 в Иркутске), из которых ребятишки не уходят в принципе, — заявляет Светлана Семёнова. — А есть пятый детский дом, из которого дети бегут постоянно. Это говорит о плохой организации внутри учреждения. Если ребёнку плохо в детдоме, он найдёт любую причину, чтобы убежать. Здесь уже возникают большие вопросы к руководству, и я уверяю, мы им скоро займёмся.

Нередко, по словам уполномоченного, из детских домов убегают к родителям, лишённых родительских прав.

— Иногда нам кажется, что, поместив малыша в соцучреждение, мы спасли его от асоциальной обстановки, решили, где ему будет лучше, — говорит Светлана Семёнова. — Но, как бы не было чисто и красиво в учреждении, ребёнку хочется к маме — туда, где он родился и вырос, где его якобы любят.

Смотрите также:

  • Куда летят «аистята»? Как сегодня складываются судьбы детей с диагнозом «ВИЧ» →
  • Елена Почаева: «Отказникам нужно помогать не материально, а программно» →
  • Труд на земле лечит от эгоизма →

Источник