Синдром третьей четверти у школьника

Синдром третьей четверти у школьника thumbnail

Третья четверть – самая длинная в году, да и сил у детей уже не так много, как после летних каникул. Поэтому неудивительно, что школьники испытывают переутомление, у них портится характер, а от желания идти в школу не остается и следа. Все это психологи называют синдромом третьей четверти у школьника. Как распознать этот синдром и отличить его от простых капризов или временной усталости? И что делать, чтобы вдохнуть в своего школьника жизнь и активизировать его внутренние резервы? Об этом мы поговорим сегодня.Синдром третьей четверти у школьника

Симптомы синдрома третьей четверти у школьника

Существует специальный тест, с помощью которого можно определить характер усталости Вашего ребенка. Усталость может быть временным явлением, которое пройдет через пару дней, а может стать хронической – которая требует немедленного лечения.

Ответьте на несколько нижеприведенных вопросов «да», «нет», «не знаю»:

1. Ваш ребенок резко начал допускать глупые ошибки при выполнении письменных домашних заданий?

2. Ваш ребенок ложится спать значительно раньше, чем прежде?

3. Ваш ребенок жалуется на частые головные боли, особенно, во второй половине дня?

4. Ваш ребенок стал плаксив и вял?

5. Ваш ребенок стал замкнут, подолгу сидит погруженный в свои мысли, ничего не делая или бессмысленно перекладывая предметы?

6. Ваш ребенок резко начал делать уроки быстро и не в полную силу (чтобы отстали) или вовсе не садится за задания?

7. Характер Вашего ребенка сильно испортился: он хамит, дерзит, сильно обижается на критику?

8. Ваш ребенок стал хуже реагировать на обращения к нему и часто как будто не слышит Вас?

9. Ваш ребенок стал рисовать, в основном, в темных тонах?

10. Ваш ребенок стал чаще болеть?

11. У Вашего ребенка появились синяки под глазами?

12. Ваш ребенок начал сидеть на стуле только в одной позе: одна нога под себя, голова опирается на руку?

13. Ваш ребенок стал часто менять почерк при письме?

14. Ваш ребенок стал прогуливать уроки?

Теперь присвойте своим ответам очки. Да все «да» — 3 очка, за все «нет» — 0 очков, за все «не знаю» — 1 очко. Если Вы набрали меньше 7 очков – не беспокойтесь, у Вашего ребенка просто временная усталость. Если диапазон количества Ваших очков – от 7 до 14 – можно говорить об усталости Вашего школьника и необходимости частично снизить к нему требования.

Количество очков от 14 до 41 говорит о синдроме третьей четверти у Вашего школьника и необходимости обратиться к специалисту.

Как справиться с синдромом третьей четверти у школьника?

Существует достаточно способов справиться с синдромом третьей четверти у школьника. Важно лишь понять принцип действия всех этих средств: нейтрализовать отрицательные воздействия окружающей среды и поддержать психоэмоциональное состояние школьника.

1. Достаточное количество жидкости

Достаточное количество жидкости (а, точнее, чистой воды) необходимо для нормального энергетического обмена. Кроме того, недостаток воды приводит к нарушениям доставки кислорода к тканям и клеткам. Как итог – упадок сил и потеря работоспособности.

Чтобы этого не произошло, ребенку необходимо выпивать не менее 2л жидкости в день (в жару больше). Причем речь идет не о газировке, соках, чае или кофе а о чистой воде. Сладкая газировка, чай и кофе, наоборот, могут привести к обезвоживанию и усилить жажду. А усвоение жидкости из таких напитков намного меньшее, чем из чистой воды. Для сравнения, по количеству усвоенной жидкости:

250 мл зеленого чая эквивалентны 230 мл воды,

250 мл черного или травяного чая, а также, сладкой газировки эквивалентны 150 мл воды.

2. Здоровое питание

Здоровое питаниеПитание – главный источник энергии для любого человека. Поэтому, чтобы уменьшить признаки синдрома третьей четверти у школьника, к вопросу питания нужно подойти со всей ответственностью.

Во-первых, завтрак. Это самая важная часть дневного рациона. Непременным атрибутом правильного завтрака для ребенка с синдромом третьей четверти должны стать натуральные соки, свежие овощи и фрукты, каши и творог. Вместо кофе лучше пить какао – кофеин из кофе не дает энергию надолго, быстро истощая нервные клетки. Кофе заставляет почки, желудок и сердце работать в усиленном режиме, буквально изнашивая организм. А вот какао воздействует мягко – оно дает энергию надолго, снимает стресс, успокаивает, утоляет голод и восстанавливает силы.

Что касается выбора еды для ребенка с синдромом третьей четверти, то здесь действует принцип: чем меньше консервантов и канцерогенов, тем лучше. Кормите ребенка рыбой, нежирным мясом, морепродуктами, орехами, творогом, курагой, оливковым маслом и другими продуктами, стимулирующими мозговую деятельность. Проконсультируйтесь с врачом, чтобы он назначил Вашему ребенку поливитамины.

3. Физическая активность

Существует такой парадокс – чем больше мы двигаемся, тем больше энергии внутри нас сублимируется. Конечно же, лучше бегать, прыгать и танцевать на свежем воздухе, но и занятия в спортзале или дома тоже прекрасный способ справиться с синдромом третьей четверти у школьника.

Подросткам необходимо в день проходить и пробегать не менее 7 километров. Примерно 3 километра из них должны преодолеваться во время пребывания в школе. Теперь Вы понимаете, насколько неправа администрация школы, запрещающая детям бегать по коридорам? Конечно, мы не предлагаем Вам ввести анархию в школе и дать детям волю висеть на люстре. Достаточно в составе родительского комитета поговорить с администрацией школы и предложить приспособить для активных игр на перемене спортзал.

Гулять на свежем воздухе ребенок должен не менее 2-2,5 часов в день. Причем лучше, если последняя прогулка будет происходить прямо перед сном. Во время прогулки помечтайте вместе, обсудите какие-то отвлеченные темы. Ни в коем случае не говорите с ребенком об учебе на прогулке, если не хотите, чтобы он закрылся в четырех стенах.

4. Поддержка и заинтересованность

Не забывайте о чудодейственной силе слова и прикосновений. Часто синдром третьей четверти у школьника усугубляется невниманием к его проблемам со стороны родителей. Спросить: «Как дела в школе?» или «Что ты получил по математике?» — не значит интересоваться делами ребенка и поддержать его. А вот поговорить о том, что творится у него в душе, обсудить конфликт с лучшим другом или просто дать школьнику выплакаться и поэмоционировать – это совсем другое. Вам самим иногда хочется высказаться и просто порыдать в углу – так почему Вы не даете права ребенку на аналогичные эмоции?

Не забывайте о таких мелочах, как разговоры перед сном, совместные ужины и прогулки. Из мелочей складывается наша жизнь. Но помните: ваши с ребенком разговоры ни в коем случае не должны быть на тему учебы, отметок или прогулов. Не высказывайте своего недовольства ребенком – он должен почувствовать, что он для Вас самый-самый! По утрам желайте школьнику удачного дня, вместо того, чтобы говорить ему что-то вроде: «Смотри, веди себя хорошо» или «Только попробуй получить 3».

Если Вы видите, что школьнику трудно, дайте ему возможность пропустить 2-3 раза целый день в школе. Только следите, чтобы школьник не просидел весь этот день перед телевизором или компьютером. Лучше потратить освободившееся время на прогулки.

5. Дозирование информации

Иногда синдром третьей четверти может быть следствием переизбытка информации вокруг школьника. Для того, чтобы вовремя сбросить с себя этот груз и расслабиться, нужно научиться вовремя отключаться. Для этого попросите ребенка сесть или лечь и закрыть глаза на 3-5 минут. Так мозг достаточно эффективно восстанавливается, а уставать школьник будет значительно меньше.

Для того, чтобы дозировать информацию, запретите школьнику выполнять несколько дел одновременно на постоянной основе. Например, подростки часто одновременно делают уроки, слушают музыку, говорят по телефону и даже пытаются смотреть телевизор. Такая обстановка ведет к сильному информационному стрессу и истощению нервной системы с формированием синдрома третьей четверти у школьника.

6. Точечный массаж

О пользе точечного массажа для активизации внутренних резервов организма говорят уже давно. Научите ребенка проводить такой массаж для бодрости и хорошего настроения. Для этого нужно зажать мизинец правой руки большим и указательным пальцами левой руки. Кончиком большого пальца сильно надавить и интенсивно размять среднюю часть мизинца.Точечный массаж

Теперь сжать мочки ушей между подушечками большого и указательного пальцев и так же размять их.

7. Нетрадиционные методы против синдрома третьей четверти у школьника

Восстановить нервную систему и снять эмоциональное напряжение можно с помощью нетрадиционных способов. Одним из таких способов является ароматерапия. Если синдром третьей четверти у Вашего школьника прогрессирует, а уроки делать все равно надо – помогите ему. Закройте окна и двери в комнате, где находится ребенок, налейте чуть-чуть воды в аромакурительницу и зажгите под ней свечку. Капните в воду 2-3 капли эфирного масла (или разных эфирных масел) и оставьте аромакурительницу гореть в течение 10 минут. Постепенно время сеанса ароматерапии можно увеличить до 30 минут.
Восстановить силы и снизить симптомы синдрома третьей четверти у школьников помогут следующие виды эфирных масел: масло базилика, мяты, нероли, иланг-иланга, имбиря, гвоздики, можжевельника, мелиссы, мирта, вербены и некоторых других.

Другим нетрадиционным способом поднять настроение школьнику является яркая одежда. Ее можно надевать в школу, если в ней не введена школьная форма.

Если у Вашего школьника развился синдром третьей четверти, постарайтесь окружить его заботой и любовью. Даже если иногда он Вас раздражает, и Вам хочется отругать ребенка за плохие оценки или прогулы. Ваша задача сейчас – направить своего школьника в правильное русло и помочь ему самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.

Кризис ребенка 7 лет

7 лет – сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы,…

Трудности первой любви. Что делать родителям?

Приближается День святого Валентина – а Вы, наверное, помните, как, учась в школе, мы…

Источник

В марте наши дети выглядят и чувствуют себя не лучшим образом. Бледные, с синевой под глазами, с апатичным (или раздражённым) выражением лица – да с таким видом не в школу ходить, а в санаторий ехать надо.

Опасайтесь перегрузки!

Самая длинная школьная четверть, а вдобавок к ней сезонный гиповитаминоз и сырая, самая что ни на есть гриппозная погода делают своё дело. Повышенную усталость, сонливость и апатию в это время года испытывают даже взрослые, а уж дети и подавно. Сниженная иммунная защита делает их лёгкой добычей вирусов. Перегружать детей в это время крайне опасно. И вот почему.

Виноваты биоритмы

Всей нашей жизнью управляют биоритмы. Именно поэтому летом, когда весь день светит солн­це, а ночи короткие, нам легко рано вставать, и мы не устаём допозд­на. А вот зимой, когда солнца не видно месяцами, нам и утром подняться тяжело, и вечером бодрствовать не легче. Но что делать – приходится! Вот только иммунной системе не объяснишь, что так надо, поэтому иногда она даёт сбой. Чем дольше продолжается стрессовое воздействие, тем чаще и тяжелее болеет ребёнок. Особенно плохо приходится детям в критические периоды жизни, к которым относятся первый год в детском саду, первый и последний классы в школе. Таким детям необходима помощь в преодолении стресса.

Алгоритм действий

Режим труда и отдыха. Уроки надо стараться делать в одно и то же время, наиболее удачные для этого часы – после 16.00. Начинать лучше с письменных заданий. Время приготовления «домашки» не должно затягиваться до бесконечности. Даже в старших классах дольше 4 часов заниматься не следует. Через каждые полчаса-час занятий нужен 10‑минутный перерыв. В это время не стоит смотреть телевизор или играть в планшет. Лучше потанцевать, попрыгать, подвигаться…

Синдром третьей четверти у школьника

Правильное питание. Нет – мусорной еде (чипсам, сухарикам, хот-догам), поменьше сладостей и мучного, больше овощей, фруктов, белка (мясо, яйца, творог), а также молочных и зерновых продуктов.

Яркие, запоминающиеся выходные дни. Конечно, в субботу и воскресенье ребёнку нужно дать выспаться. Но это не значит, что он полдня может валяться в постели. Задача родителей – обеспечить отпрыску интересный и полезный отдых. Музеи, кино, выставки, поход семьёй на каток, в парк…

Приём витаминов (особенно С, D и группы В), травяных чаёв – ромашки, мяты, зверобоя. Детям, легко возбудимым и плохо засыпающим, можно заваривать корень валерианы, пион, мелиссу, мяту.

Синдром третьей четверти у школьника

Достаточный сон. Первоклашке – 9–10 часов в день, выпускникам – хотя бы 8 часов.

Регулярные прогулки (не менее 2 часов в день), игры с друзьями на свежем воздухе и физические упражнения. Разумно дозированная физическая нагрузка способствует выработке эндорфинов – гормонов радости.

Разумные послабления. Если видите, что ребёнок на пределе сил, устройте ему дополнительный выходной. Сходите вместе в кафе, в парк, в гости к бабушке хотя бы. Если ребёнок уже большой – отпустите его на дискотеку или на рок-концерт. Пусть отвлечётся, напитается приятными впечатлениями.

Похвала. Родители часто сами провоцируют проблемы с успеваемостью у своих детей тем, что обвиняют их в лени, невнимательности, безответственности или сравнивают с другими, более успешными детьми. Этим они достигают прямо противоположных результатов. Гораздо большего можно добиться похвалой.

Источник

Третья учебная четверть — самая длинная и серьезная в плане нагрузки. Как назло, именно на промозглые февраль и март выпадают все самые сложные темы в учебниках. На это же время приходится и пик детских болезней.

Получается замкнутый круг: чем больше нагрузка, тем выше шансы заболеть. А если пропустишь важные занятия, нагнать программу будет еще труднее. Разбираемся, как помочь детям избежать весенней апатии.

Синдром третьей четверти

Обычно, как говорят профи, на детское здоровье влияют три ключевых фактора, утверждают специалисты Института возрастной физиологии РАО:

погода и климат;

отношения в семье;

организация учебы в школе.

Так вот, на третью четверть железно приходятся сразу два фактора — погода и учеба. Во-первых, зима уже надоела, до реальной весны еще далеко, дети уходят на уроки и возвращаются из школы в сумерках. Во-вторых, третья четверть длится почти три месяца, а это сплошные уроки, кружки, домашние задания и репетиторы.

— Модульная система обучения с этой точки зрения лучше — когда дети учатся 5 недель, а 6-ю отдыхают, — приводит пример Анна Седова, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков при Научном центре здоровья детей Минздрава. — У первоклассников, даже тех, кто занимается по обычным четвертям, есть дополнительные каникулы в феврале.

А дети, у которых нет дополнительной недели отдыха, оказываются на три месяца заперты в четырех стенах с учебниками — что дома, что в школе. И погода на улице в это время такая, что при всем желании особо не погуляешь. Такая невозможность сменить обстановку только все усугубляет.

Я вижу, ты устал

Чтобы понять, что школьника накрыло «синдромом третьей четверти», достаточно понаблюдать за ним. Обычно признаки переутомления такие:

быстро устает, не может долго концентрироваться даже на простых вещах;

постоянно жалуется, что у него болит живот, голова;

с трудом засыпает и беспокойно спит;

капризничает, становится плаксивым;

стал хуже учиться, съехали оценки даже по любимым предметам.

Жалобы на головные и другие боли многие родители обычно игнорируют, хотя это самый верный сигнал, что с ребенком что-то не так. Физиологи говорят: даже если на самом деле у ребенка ничего не болит, сам факт, что он жалуется, — уже тревожный звонок. Просто ему сложно сформулировать, что конкретно ему мешает. А «болезнь» — самая уважительная причина, чтобы тебя оставили в покое дома с любимыми играми и игрушками.

Впрочем, иногда школу можно и пропустить — за один день ничего страшного не случится (только проверьте, нет ли в расписании контрольных), а что задали на дом, можно посмотреть в электронном журнале.

КОНКРЕТНО

Тянем до каникул

1. Больше света

Недостаток солнечного света эксперты рекомендуют компенсировать электрическим. В общем, это самое время, чтобы поставить ребенку в комнату еще одну настольную лампу. И торшер. И бра над кроватью. В общем, пусть светится все что можно, а для экономии стоит купить энергосберегающие лампочки. Главный критерий — свет от них должен быть теплым. Холодного люминесцентного освещения детям хватает и в школе.

2. Больше свежего воздуха

Лужи при минусовой температуре не особо располагают к прогулкам. Да и у детей сейчас не принято гулять компаниями во дворе. Так что глупо выпроваживать ребенка на улицу в одиночку, надо идти с ним за компанию. В выходные можно погулять подольше в парке. А в будние дни было бы здорово пройтись хотя бы вокруг своего квартала перед сном.

Если погода совсем никакая, то надо перемещаться хотя бы в пределах своего дома. Например, ребенок сделал математику у себя за столом — пошел на кухню попить чаю — сел на диван читать книжку по литературе. Даже такая небольшая смена обстановки будет полезнее, чем просиживание штанов на одном месте. И не забудьте почаще открывать форточку для проветривания.

3. Больше витаминов

В тех вялых овощах и парниковых фруктах, которые сейчас лежат на прилавках, полезных микроэлементов не хватит и попугайчику, не то что школьнику. Самое время начать курс витаминов! Но не хватать в аптеке все, что подвернется, а отвести ребенка к педиатру и сдать анализы на недостающие элементы.

Кроме того, стоит изучить школьное меню. Сейчас в него часто добавляют витаминизированные какао и соки, и это тоже надо учитывать при выборе добавок.

4. Больше сна

Напомним: малыши, особенно первоклассники, должны ложиться спать не позже 22:00. Даже если они учатся во вторую смену и им не надо рано вставать. Дети растут и узнают много нового каждый день, и чтобы мозг успевал обрабатывать всю эту информацию, важно качественно высыпаться. Для этого нужен распорядок дня с четким временем отхода ко сну.

Все важные дела лучше постараться завершить хотя бы за час до этого — нашему организму нужно какое-то время, чтобы переключиться с рабочего режима на отдых. А чтобы чадо не засиживалось за компьютером или в соцсетях, психологи рекомендуют взрослым самим подавать пример. И вместо Фейсбука почитать перед сном книжку или сыграть вместе в настольную игру.

5. Больше организованности

Режим дня — это ключевая вещь, без которой ребенку придется тяжко. У маленьких детей меньше ответственности, и они не умеют планировать свое время. Их надо этому учить — вместе составлять список дел на завтра и на всю неделю и расписывать, что за чем идет. При этом ориентироваться надо на самого ребенка. Например, некоторым проще делать домашнее задание сразу после школы. Другим надо сперва поваляться на диване, поиграть или порисовать. Заставлять их что-то делать в это время бессмысленно. Так что лучше сразу планировать день с учетом этих особенностей, чтобы не портить жизни ни себе, ни чаду.

Источник