Синдром раннего детского аутизма коррекция

Синдром раннего детского аутизма коррекция thumbnail

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

Общие сведения

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм

Причины раннего детского аутизма

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Классификация раннего детского аутизма

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

Симптомы раннего детского аутизма

Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

Читайте также:  Геморрагическая мышиная лихорадка с почечным синдромом

Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

Лечение раннего детского аутизма

Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

Источник

Синдром раннего детского аутизма коррекция

Большинство специалистов признают, что основным инструментом помощи ребенку-аутисту была и остается психологическая и педагогическая коррекция. Она предполагает специальные занятия, игры с аутичным ребенком, особый педагогический подход. Однако психологических методик, по которым сегодня происходит коррекция раннего детского аутизма, тоже существует немало. В чем их отличия? Как понять, какую лучше выбрать?

0
7966
19 Марта 2017 в 20:50

Автор публикации:
Евгения Астреинова, психолог

Детский аутизм, коррекция которого требует целого комплекса мероприятий, до настоящего времени остается нарушением не до конца изученным. Родители стремятся ухватиться за любую «соломинку», использовать все возможные способы и методики ради успешного лечения и реабилитации ребенка-аутиста. Поэтому коррекция аутизма сегодня чаще всего строится на работе целой команды специалистов (медиков, психологов, коррекционных педагогов).

Хорошо, если это слаженная работа единой команды специалистов, которые согласовывают реабилитационные мероприятия между собой. Но такое комплексное лечение в специальных клиниках большинству наших семей просто не по карману. Существует и множество вспомогательных способов и методов реабилитации. Что выбрать?

Ранний детский аутизм: подходы к коррекции

Специалисты в разных областях ищут и предлагают свои подходы к коррекции аутизма:

  1. Медикаментозная терапия (обычно назначается психиатром и невропатологом). Она не предполагает как такового излечения ребенка. Медикаментозное воздействие применяется при аутизме с целью коррекции поведения ребенка и нивелирования различных патологических состояний.

  2. Биомедицинское лечение аутизма у детей (сочетание специальных диет с приемом витаминов, БАДов, противовирусными и противогрибковыми комплексами).

  3. Применение физиотерапии и электростимуляции мозга в лечении ребенка-аутиста.

  4. Метод биоакустической коррекции аутизма. Биоакустическая коррекция предполагает прослушивание ребенком акустически преобразованной собственной энцефалограммы.

  5. Вспомогательные методы коррекции детского аутизма (реабилитация ребенка-аутиста с помощью анималотерапии, арт-терапии и т. д.).

Описанные выше методы родители выбирают и «берут на вооружение» исходя из состояния ребенка. Однако большинство специалистов признают, что основным инструментом помощи ребенку-аутисту была и остается психологическая и педагогическая коррекция. Она предполагает специальные занятия, игры с аутичным ребенком, особый педагогический подход. Медикаментозная и прочие виды коррекции могут выступать лишь вспомогательным инструментом.

Однако психологических методик, по которым сегодня происходит коррекция раннего детского аутизма, тоже существует немало. В чем их отличия? Как понять, какую лучше выбрать?

Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы

Большинство коррекционных программ, призванных помочь ребенку-аутисту, основаны на поведенческой терапии. Она подразумевает поощрение ребенка за правильное, желаемое поведение и игнорирование неверного или нежелательного поведения. Предполагается, что ребенок будет стремится повторять именно тот опыт (применять ту поведенческую модель), за которую его поощряют.

Наиболее известны сегодня такие программы, по которым осуществляется коррекция аутизма у детей:

Читайте также:  Посталкогольный синдром код по мкб

коррекция аутизма

  • Программа «АВА». При этом подходе все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Например, ребенку-аутисту дается инструкция: «Подними руку». При необходимости педагог дает пример (сам поднимает руку ребенка), поощряя за верное действие каждый раз. После нескольких попыток «задание – пример – вознаграждение» от ребенка требуется самостоятельное выполнение инструкции. Если он выполняет ее верно, то получает награду. Когда количество усвоенных ребенком навыков становится достаточно велико, происходит их усложнение и генерализация.

    Специалисты отмечают, что методика АВА, с ее пошаговым разучиванием огромного количества предметов и действий, требует колоссального времени и усилий (домашние занятия занимают 30 и больше часов в неделю). Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому коррекция аутизма с помощью программы АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком. С финансовой стороны это доступно очень небольшому проценту семей, воспитывающих ребенка-аутиста.

  • Программа «Игровое время». В отличие от АВА, эта программа, по мнению автора, не требует от родителей обязательных многочасовых занятий с ребенком. Однако консультации супервайзера все-таки требуются. Методика основана на шести основных стадиях развития, через которые, по мнению автора, проходит здоровый ребенок. У ребенка-аутиста эти стадии частично или полностью пропущены, и задача состоит в том, чтобы их наверстать, помочь ребенку их пройти.

    Программа «Игровое время» не предполагает слишком жесткой «дрессуры», как при АВА-терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт.

  • Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, что у ребенка с РАС по неизвестной причине нарушена способность к эмпатийным связям, не возникает интерес к общению. Методика также опирается на некие вехи, стадии эмоционального развития, которые проходит здоровый ребенок (ответная улыбка, зрительный контакт, умение поддержать игру и т. д.). Задача – помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм пройти эти стадии и восстановить интерес к общению с людьми.

    В отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок научается испытывать от контакта с людьми.

  • Эмоционально-уровневый подход. В ее рамках детский аутизм рассматривается авторами как первазивное нарушение, в результате которого в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Поэтому, аналогично программе «РМО», эмоционально-уровневый подход нацелен именно на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-аутиста.

    Достигается это с помощью игр на эмоциональное заражение, осуществлять которые может как психолог, так и родитель ребенка.

  • Сенсорно-интегративная терапия. Основана на том, что детский аутизм часто сопровождается снижением у ребенка способности адекватно обрабатывать те потоки информации, которые он получает из различных сенсорных каналов. Это могут быть ярко выраженные сенсорные перегрузки (например, ребенок не переносит прикосновений, громких звуков или ярких цветов). А может быть и выраженный сенсорный дефицит (ребенок-аутист наблюдаемо пытается добрать недостающие ощущения через аутостимуляцию).

    При методе сенсорной интеграции может использоваться комната Монтессори, «сухой бассейн», игры с неструктурированным материалом, тактильные игры и т. д.

Детский аутизм: коррекция требует точной диагностики

Даже из этого, далеко не полного перечня способов коррекции, родителям и педагогам бывает непросто сделать выбор. Основная трудность заключается в том, что современная диагностика детского аутизма направлена преимущественно на то, чтобы определить сам факт наличия или отсутствия нарушений аутистического спектра.

А причины развития аутизма специалистами определяются совершенно по-разному, поэтому и методик возникает огромное число. Что все-таки объединяет каждого ребенка-аутиста, в чем причина его нарушений? Версий великое множество:

  • сенсорная дезинтеграция в результате общих информационных перегрузок

  • генетические предпосылки, наследственность

  • обязательная вакцинация

  • множественные нарушения обмена веществ

  • экологический фактор.

детский аутизм коррекция

Не понимая точной причины, почему и у какого именно ребенка возникает аутизм, родители и специалисты часто вынуждены двигаться «вслепую», пробуя поочередно все возможные способы оказать помощь ребенку-аутисту. В результате мы теряем драгоценное и невосполнимое время. Ведь наиболее эффективна коррекция аутизма именно в раннем возрасте.

Точная диагностика – успешная коррекция аутизма

У всех детей, страдающих расстройством аутистического спектра, действительно есть нечто общее: особая восприимчивость к звукам. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что ребенок-аутист от природы является носителем звукового вектора. Его наиболее чувствительной зоной является ухо.

А это значит, что ребенок со звуковым вектором может получить серьезную психотравму вследствие следующих причин:

  • крики, ссоры, конфликты в семье

  • оскорбительные смыслы в речи взрослых

  • громкая музыка, особенно тяжелый рок

  • близость места проживания ребенка к источнику постоянных шумов (возле аэропорта, вокзала и т. д.).

В результате непереносимого воздействия на его наиболее чувствительную зону (ухо) ребенок со звуковым вектором отгораживается от источника стресса, погружается в свой внутренний мир, постепенно перестает воспринимать мир внешний. Подробнее можно прочесть здесь.

Обычные для нас звуки причиняют ребенку-аутисту непереносимую боль. Он стремится закрывать уши даже при бытовом шуме: пылесоса, моющейся посуды, фена или слива. Чем больше стрессовых звуковых воздействий получает такой ребенок, тем глубже он уходит в себя, теряет способность воспринимать речь, ее смыслы. Как следствие стремительно снижается обучаемость ребенка.

Базовым условием, с которого следует начинать реабилитацию ребенка-аутиста, является создание звуковой экологии в доме и во время занятий:

  • говорить с ребенком следует тихо и спокойно,

  • исключить громкую музыку или другие звуковые источники стресса,

  • можно использовать тихую фоновую классическую музыку, ее частотный диапазон полезен для звукового малыша.

Выбор конкретных реабилитационных мероприятий зависит от полного набора векторов, заданных ребенку от рождения.

Читайте также:  От чего возникает синдром дауна у детей

Диагностика и коррекция аутизма в системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. По этой причине звуковая травма становится причиной лавинообразного нарушения в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку от рождения. Специалисты неслучайно определяют аутизм именно как первазивное, то есть всепроникающее нарушение.

В результате ребенок-аутист часто демонстрирует целую палитру разнообразных поведенческих отклонений. Например:

коррекция раннего детского аутизма

  • Если помимо звукового, ребенок обладает еще и кожным вектором, ему задана особая чувствительность кожных покровов. От природы это активные, подвижные дети. При аутизме развитие кожного вектора ребенка нарушается, и он может демонстрировать непереносимость тактильного контакта или, наоборот, навязчивую потребность в нем, вместо обычной подвижности формируется гиперактивность и «полевое поведение» и т. д.

  • Если помимо звукового, ребенок обладает также анальным вектором, ему от природы задана особая усидчивость и медлительность, консервативность, стремление к привычному укладу жизни. При аутизме мы наблюдаем нарушенную картину в развитии анального вектора, чрезмерную ригидность вплоть до ступора, «ритуальность», агрессию и аутоагрессию.

  • Если помимо звукового, ребенок наделен еще зрительным вектором, у него от природы особая восприимчивость к свету, цвету и форме, большой эмоциональный диапазон. При аутизме мы наблюдаем нарушенное развитие зрительного вектора: аутостимуляции (стереотипные игры) со светом и тенью (разглядывание пальцев или игрушек на просвет), природная эмоциональность превращается в истеричность и множественные страхи.

Это лишь несколько примеров того, насколько страдает целиком все развитие психики при детском аутизме. Системно-векторный подход к коррекции аутичных состояний дает точное понимание, какие методы будут эффективны для каждого конкретного ребенка, с учетом его природных свойств.

Системный выбор реабилитационных мероприятий

Точное знание устройства психики ребенка позволяет выбрать наиболее действенные меры реабилитации. За основу берутся природные свойства, заданные ребенку, например:

  1. Для аутичного малыша с кожным вектором полезны массажи, игры с неструктурированным материалом, лепка и т. д. От природы таким детям задан логический склад ума, они хорошо усваивают навыки счета – поэтому уместны будут игры с учетом этих свойств. Кожные дети нуждаются в четком режиме дня и высокой двигательной активности, что позволяет существенно снизить проявления «расторможенности» и «полевого поведения». Подробнее об этом здесь.

  2. Ребенок-аутист с анальным вектором, напротив, будет предпочитать сидячее времяпрепровождение. Ему требуется предсказуемость событий, поскольку все новое вызывает у него сильный стресс. Такой ребенок требует намного больше повторений, чтобы усвоить материал. Его нельзя торопить или обрывать, пока он не закончил начатое дело. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

  3. Ребенка со зрительным вектором может увлечь театр теней, калейдоскоп, другие игры со светом и тенью. Системный подход позволяет существенно сократить истеричность и страхи, свойственные такому ребенку.

От природы каждому ребенку в среднем задано 3-5 векторов, каждый из которых закладывает определенные особенности и свойства психики. Успешная коррекция поведения при аутизме требует от родителей и педагогов точного знания всех психических свойств, заданных ребенку.

Понимание ребенка – ключ к решению проблемы

Знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяют родителям и специалистам получить комплексный подход в рамках любой реабилитационной программы, которая была выбрана в качестве основного метода коррекции. Так, нашими специалистами успешно применяется системный подход при сенсорно-интегративной терапии.

В зависимости от векторов ребенка используются разные меры: например, зрительному ребенку-аутисту следует предлагать задания с ярким дидактическим материалом, подойдет театрализация и эмоциональные игры. Кожному ребенку подойдут сенсорные игры на тактильность, подвижные игры, массажи.

Такой подход позволяет предлагать ребенку то, что действительно для него значимо и интересно. Понимая изнутри потребности и особенности малыша, родители и специалисты уже не нуждаются в методе «слепого тыка» или «дрессуре» по принципу «стимул – реакция».

Развитие эмоциональной сферы

Большое число коррекционных методик основано на том, что ребенок-аутист зачастую имеет существенные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Причина такого нарушения вполне понятна и объяснима через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Когда в результате звуковой травмы ребенок отгораживается от мира, он утрачивает не только способность к сознательному восприятию смыслов речи. Он также существенно утрачивает и чувственную, эмоциональную связь с внешним миром.

Поэтому успешная коррекция аутизма предполагает восстановление не только способности к обучению, но обязательно и восстановление способности ребенка к эмпатийным связям, к сопереживанию и чувственному контакту с другими людьми. Как этого достичь? Обычно применяются:

  • анималотерапия (эмоциональный контакт с животными),

  • игры на эмоциональное заражение и подражание взрослому,

  • специальные программы по восстановлению эмпатийной способности ребенка (описаны выше).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее существенной причиной проблем в эмоциональной сфере у ребенка-аутиста является утрата эмоциональной связи с матерью. Дело в том, что в раннем возрасте психический комфорт и развитие ребенка полностью зависят от матери. И именно мать является ключевой фигурой, через которую становится возможной реабилитация аутичного ребенка. Свои результаты о снятии с ребенка диагноза аутизм подтверждают мамы, прошедшие тренинг:

Это становится возможным благодаря тому, что мать ребенка:

  • точно понимает устройство психики своего ребенка, применяет максимально эффективные именно для него подходы в воспитании и обучении,

  • полностью избавляется от собственных психологических травм, обретает равновесие и способна обеспечить своему ребенку ощущение защищенности и безопасности.

Более развернутая информация ждет родителей и специалистов на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор публикации:
Евгения Астреинова, психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник