Синдром профессионального выгорания у спасателей

Синдром профессионального выгорания у спасателей thumbnail

Работа специалистов экстремального профиля связана с необходимостью действовать в сложных, часто экстремальных ситуациях и требует больших физических и эмоциональных затрат.  Они постоянно оказываются перед лицом человеческих проблем и страданий, вынуждены действовать в условиях неуправляемой и непредсказуемой ситуации, угрожающей жизни и здоровью, необходимости быстро и четко реагировать на ее изменение.  В связи с этим профессии экстремального профиля – одни из самых стрессогенных, а синдром профессионального выгорания среди представителей этой профессии встречается довольно часто.
Обычно синдром  профессионального выгорания  развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Ввиду длительного преобладания разнообразных требований  над ресурсами человека нарушается состояние психоэмоционального равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию.
Наиболее подверженны синдрому «профессионального выгорания» сочувствующие, гуманные, мягкие, идеалисты, ориентированные на помощь другим, и одновременно неустойчивые, одержимые навязчивой идеей (фанатичные) люди. К таким людям относятся: спасатели, пожарные, врачи, психологи,  воспитатели, педагоги,  журналисты — все, чья деятельность невозможна без общения.
 Можно выделить две основные группы причин, играющих ключевую роль в формировании и развитии синдрома профессионального выгорания:
Причины внутреннего характера — связаны с индивидуальными особенностями человека: возраст, завышенные ожидания, самокритичность, самоотверженность, готовность к тяжелой работе, потребность доказать свою состоятельность.
Причины внешнего характера — связаны с особенностями профессиональной деятельности: «трудный» контингент, эмоционально напряженная деятельность, тяжелые условия труда, повышенная требовательность руководства, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.
В результате чего у человека  появляется нарушение сна, головная боль, утомляемость, тревожность, раздражительность, агрессивность.
Развитию синдрома профессионального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является — личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе, изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. Человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные.
Третьим признаком синдрома выгорания является — ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Нельзя и выпустить из внимания первые симптомы  профессионального выгорания, когда они еще не успели навредить. Внимательно относитесь к появлению недомогания, плохого настроения, тревожности. Если на работе тяжело, и вы  не сможете ответить на вопросы, зачем ваша работа нужна людям, коллективу, самому себе, обратитесь за помощью к психологу.
Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям.
Предупреждение болезненных психических реакций специалистов экстремального профиля в процессе работы в тяжелых экстремальных условиях – очень серьезная задача. Таким образом, профилактика профессионального выгорания специалиста — это многоуровневый процесс, в который включены не только медики, психологи, руководители подразделений, но и коллективы, подразделения МЧС. Необходимо подчеркнуть, что без активного и сознательного включения в систему профилактики самого специалиста невозможно добиться успеха в этом направлении. Прежде всего потому, что сам специалист должен стать субъектом собственной деятельности. Другими словами, специалист является не пассивным потребителем, а активным участником системы профилактики профессионального выгорания.
Забота о собственном физическом и психологическом благополучии является профессиональной обязанностью специалиста. Среди мероприятий, направленных на предупреждение возникновения синдрома выгорания, есть такие, которые специалист может осуществлять самостоятельно:
Использование элементов музыкотерапии благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние специалистов экстремального профиля.  Хорошо известно, что прослушивание умиротворяющей музыки успокаивает, ритмичная музыка мобилизует. Классическая музыка (И.-С. Бах, А. Вивальди) гармонизирует состояние. Можно использовать прием компоновки музыкальных фрагментов, когда требуется перейти из одного состояния в другое. Например, если требуется из состояния расслабленности перейти в состояние готовности к действию.
Использование элементов аромотерапии, то есть влияние на функциональное состояние с помощью запахов. Ассоциативные связи запахов и психических состояний являются одними из самых устойчивых. Принцип подбора запахов общий: для стимуляции и тонизации используются теплые, яркие, терпкие запахи. Например, гвоздика, кофе, ирис. Для расслабления используются запахи прохладные, легкие, светлые, например: валериана, роза. Повышению адаптационных возможностей способствует запах мяты. Подбор запахов должен быть сугубо индивидуальным.
Методы  саморегуляции:
                 Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма. Изменяя вид, ритм дыхания, продолжительность вдоха и выдоха, человек может влиять на многие, в том числе и психические функции.
                Умение управлять тонусом скелетных мышц позволяет более эффективно восстанавливать силы в любых условиях, снимать мышечные зажимы, возникшие в процессе профессиональной деятельности. Скелетная мускулатура является одним из самых сильных источников стимуляции мозга. Управление тонусом скелетных мышц возможно и в процессе повседневной деятельности, не требующей высокой концентрации внимания. Необходимо максимально расслабить те мышцы, работа которых в данный момент не требуется. Так, если при ходьбе напрягаются преимущественно мышцы ног, то нужно расслабить мышцы лица, плеч, рук. В положении сидя следует расслабить мышцы лица, рук, плеч, ног.
    Произвольное переключение и концентрация внимания на определенных объектах, явлениях или процессах служит эффективным средством преодоления негативных психических состояний. Сталкиваясь с потерями и горем людей, испытывая усталость или беспокойство за результат работы, можно в моменты перерыва переключить и сконцентрировать внимание на приятных вкусовых ощущениях, зрительных образах (например, звездное небо или облако), телесных ощущениях расслабления и покоя. Это позволит быстрее восстановить силы и дольше работать без ощущения чрезмерной усталости.
Существуют методы, которые можно проводить самостоятельно, после предварительной подготовки с психологом:
Визуализация – умение произвольно создавать яркий мысленный образ (образ зрительный, в ощущениях, звуках). Достаточно, как можно ярче представить себе, что у вас в руках свежесрезанный ломтик лимона: вы ясно ощущаете его запах, видите капельку янтарного сока, кладете ломтик на язык и ощущаете его пронзительно кислый вкус. Чем ярче и точнее образ, тем больше будет эффект. Если образ лимона ассоциативно связан с каким-либо определенным состоянием, например, с бодростью после выпитой утром чашки чая с лимоном, то, скорее всего, изменится и психическое состояние.
 Аутогенная тренировка – это овладение методами регуляции мышечного тонуса, достижения релаксации путем представления состояния тяжести и тепла и обучение умению концентрировать внимание на определенных объектах и состояниях. Освоив аутогенную тренировку, человек становится значительно спокойней, улучшаются общее самочувствие и сон, изменяется отношение к конфликтным ситуациям.
Самовнушение — прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушается уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это! Это ситуация мне по силам. Я полон сил. Я готов к этому!». Самовнушение эффективнее, если его проводить на фоне мышечного расслабления.
Самоподкрепление  является не менее эффективным  приемом, его можно применить в виде упражнения: перечислите не менее пяти напряженных ситуаций, когда с вашей точки зрения, удалось достичь результатов. Ответьте, какие ваши качества способствовали достижению результатов в этих ситуациях. Выделите те качества, которые проявились во всех ситуациях. Проговорите с максимально возможной искренностью (про себя или вслух) эти качества. Возможно, названные вами качества складываются в целостный образ. Если образ вам нравится, запомните его. Возможно, в определенных ситуациях вам захочется вспомнить этот образ, чтобы подкрепить себя или образ будет возникать как бы без вашего участия.
Медитация основана на управлении вниманием. В ходе занятий медитацией приобретается навык в определенное время концентрировать внимание на одном предмете, образе или процессе. Развитие способности к концентрации внимания в первую очередь служит для улучшения самоорганизации, повышения внутренней собранности. Таким образом, практикующий медитацию человек получает возможность более осознанно и целенаправленно влиять на свою жизнь, он становится более «интуитивным», благодаря чему возможен инсайт — например, мгновенное понимание трудной ситуации и путей выхода из нее.
Все описанные выше приемы органично вписываются в концепцию заботы о себе, определяющей принципы, на которых строится здоровый образ жизни — первый и системообразующий этап профилактики профессионального выгорания.  Говоря о здоровом образе жизни, мы имеем в виду самостроительство, саморазвитие, самосовершенствование.
Хочется отметить, что эти методы включают в той или иной степени приемы управления дыханием, вниманием, воображением, мышечным тонусом скелетных мышц. Эффективность этих методов гораздо выше, чем простых приемов, которые направлены прежде всего на ситуативное снятие последствий стресса. Хорошо известно, что глубина последствий стресса зависит не только от самого стрессового воздействия, но от смысла, который мы придаем этому событию и от функциональных резервов.
Также одна из распространенных форм групповой профилактики профессионального стресса специалистов экстремального профиля — дибрифинг.  Целью проведения, которого является снижение тяжести психологических последствий после ЧС.  Хочется отметить, что процесс дибрифинга обычно состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценивание стресса ведущим; подробного обсуждения изменений восприятия, поведения, самочувствия в процессе работы, затем — психологической поддержки; предоставление информации и мобилизации ресурсов, и планирования дальнейшей работы. Этот метод проводится психологом.
Таким образом, хотелось бы особо подчеркнуть, что профессии пожарного, спасателя сопряжены с действием сильнейших стрессогенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстро меняющейся обстановки, напряженная работа внимания, столкновение с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требуют мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач. Поэтому владение приемами профилактики профессионального выгорания и встраивание системы профилактики в структуру профессиональной деятельности является важным фактором сохранения профессионального здоровья и профессионального долголетия.

Читайте также:  Я родила ребенка с синдромом

Список использованных источников
Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении В.В. Бойко. — Питер, 2006.
Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А.Баканова.
Психология экстремальных ситуаций пожарных и спасателей. Ю.С. Шойгу, 2007г.

Консультант – психолог психологической службы
                                                       ГУ «Центра медицины катастроф» МЧСРК  

                                                                                                                                                   Гниненко А.М.

Источник

«Ïåðåãîðåë»: ×òî òàêîå ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Ýòà ñòàòüÿ äëÿ òåõ, êòî «óãîðåë íà ðàáîòå» (èëè ãäå-òî åùå) è èùåò ïóòè âûõîäà.

Ïñèõîëîã Äåíèñ Çóáîâ ðàññêàçûâàåò ïðî ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: êàê îí âûãëÿäèò è êàê åãî ïðåîäîëåòü.

Ïðàâèëüíàÿ áîðüáà ñ ýìîöèîíàëüíûì âûãîðàíèåì — ýòî íå ïðîñòî âêðóòèòü íîâóþ ëàìïî÷êó, íî è çàìåíèòü åå íà ýíåðãîñáåðåãàþùóþ.

Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå — ýòî ðåàêöèÿ âñåãî îðãàíèçìà íà õðîíè÷åñêèé ñòðåññ.

Íå âåñü ñòðåññ — ïëîõîé. Åñòü ñòðåññ, êîòîðûé ïîçâîëÿåò íàì ðàçâèâàòüñÿ: âûçîâ, ñëîæíîå è èíòåðåñíîå ïðåïÿòñòâèå. Êîãäà ìû åãî ïðåîäîëåâàåì, ìû ó÷èìñÿ íîâîìó è ðàäóåìñÿ ïîáåäå.

Åñòü ñòðåññ, êîòîðûé íàñ ðàçðóøàåò: äëèòåëüíûé è/èëè ñëèøêîì ñèëüíûé, êîòîðûé âåäåò ê ïåðåãðóçêå îðãàíèçìà è ïðîâîöèðóåò ôèçè÷åñêîå èñòîùåíèå. Åñëè æèòü â òàêîì ñòðåññå äîëãî, âîçíèêàåò õðîíè÷åñêîå ýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, çà êîòîðûì ñëåäóåò ïñèõîëîãè÷åñêîå âûãîðàíèå.

Êëþ÷åâîé ïðèçíàê âûãîðàíèÿ — çàòÿæíîé õàðàêòåð. Ýòî íå ïëîõîå íàñòðîåíèå è íåãàòèâíûå ýìîöèè íà îäèí äåíü, à èíòåíñèâíîå, ðàñòÿíóòîå ïî âðåìåíè ïåðåæèâàíèå, èç êîòîðîãî ñëîæíî âûáðàòüñÿ. Ýòî ñóììàðíûé ýôôåêò òîãî, ÷òî ìû äëèòåëüíîå âðåìÿ øëè «íå òóäà» è ñèãíàë, ÷òî íàäî ñðî÷íî ÷òî-òî ìåíÿòü.

Íà ÷òî ýòî ïîõîæå. Ïðèçíàêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Âîò ôðàçû, ñ êîòîðûìè êî ìíå ïðèõîäÿò êëèåíòû:

Читайте также:  Синдром что это за смайлик

«Ìíå ïëîõî áåç ïðè÷èíû»;

«ß íå âèæó ñìûñëà åõàòü íà ðàáîòó, êîòîðóþ ðàíüøå òàê ëþáèë»;

«×óâñòâóþ àïàòèþ è òîñêó»;

«Ìåíÿ ïðåñëåäóåò õðîíè÷åñêàÿ óñòàëîñòü»;

«ß òàê ìàëî âñåãî äåëàþ è äîáèâàþñü, âñå ìîè äîñòèæåíèÿ íè÷åãî íå ñòîÿò»;

«Íà ðàáîòå çàâàë, à ÿ ñèæó â îöåïåíåíèè».

Êëþ÷åâîé ïðèçíàê âûãîðàíèÿ — çàòÿæíîé õàðàêòåð. Ýòî íå ïëîõîå íàñòðîåíèå è íåãàòèâíûå ýìîöèè íà îäèí äåíü, à èíòåíñèâíîå, ðàñòÿíóòîå ïî âðåìåíè ïåðåæèâàíèå, èç êîòîðîãî ñëîæíî âûáðàòüñÿ.

«Äèàãíîñòèêà» ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ îïèðàåòñÿ íà âïîëíå êîíêðåòíûå ìàðêåðû. Äèàãíîñòèêà â êàâû÷êàõ, ïîòîìó ÷òî ýòî íå îôèöèàëüíûé äèàãíîç èç ÌÊÁ-10 è íå áîëåçíü, ýòî ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà.

Ïðè ýìîöèîíàëüíîì âûãîðàíèè ñèìïòîìû è ïðèçíàêè ñàìûå ðàçíûå:

Ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì — óòîìëÿåìîñòü, áåññîííèöà èëè ñîíëèâîñòü, çàòðóäíåííîå äûõàíèå, îäûøêà, ïîòëèâîñòü, ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, èçìåíåíèå àïïåòèòà.

Ïðîáëåìû ñ íàñòðîåíèåì (ýìîöèîíàëüíûå ñèìïòîìû) — ÷óâñòâî ãðóñòè, îïóñòîøåííîñòè, ïåññèìèñòè÷íàÿ îöåíêà ïðîøëîãî è áóäóùåãî, îùóùåíèå áåñïîìîùíîñòè è áåçíàäåæíîñòè, ïîòåðÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ ïåðñïåêòèâ, à òàêæå òðåâîãà, áåñïîêîéñòâî, öèíèçì.

Òðóäíîñòè ïëàíèðîâàíèÿ è êîíòðîëÿ ñâîèõ äåéñòâèé — íåîáäóìàííûå äåéñòâèÿ, ÷ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå òàáàêà, àëêîãîëÿ, ïîñòîÿííîå æåëàíèå îòäîõíóòü.

Ïîòåðÿ èíòåðåñà ê íîâîìó, ñêóêà, òîñêà, àïàòèÿ, ñíèñõîäèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ðàáîòå.

Îùóùåíèå èçîëÿöèè, íåïîíèìàíèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ, îùóùåíèå íåäîñòàòêà ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû áëèçêèõ.

Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå è äåïðåññèÿ. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ïðèçíàêàìè ïîõîæå íà äåïðåññèþ. Äåéñòâèòåëüíî, ÷àñòü ñèìïòîìîâ çäåñü îáùàÿ — ñíèæåííîå íàñòðîåíèå, ïîòåðÿ ìîòèâàöèè, íåãàòèâíûé îáðàç áóäóùåãî, îáà ñèíäðîìà õðîíè÷åñêèå. Íî äåïðåññèÿ — ýòî êëèíè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî, êîòîðîå ìîæåò áûòü áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåíî, íàïðèìåð, ãîðìîíàëüíûì äèñáàëàíñîì èëè òÿæåëûì çàáîëåâàíèåì. Äåïðåññèÿ èìååò äðóãîé ìåõàíèçì âîññòàíîâëåíèÿ. Îòäûõîì èëè íàêîïëåíèåì ðåñóðñîâ, êàê ïðàâèëî, çäåñü ìàëî ÷åì ïîìîæåøü. À ïðè ýìîöèîíàëüíîì âûãîðàíèè — âîññòàíîâëåíèå áàëàíñà «äàâàòü» è «áðàòü», ýìîöèîíàëüíàÿ ðàçãðóçêà — ýòî âàæíåéøèé ïåðâûé øàã.

Äåïðåññèÿ è ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ðàçëè÷íû è òðåáóþò ñîâåðøåííî ðàçíîãî ïîäõîäà ê ðåøåíèþ è âîññòàíîâëåíèþ.

Êàê ñïðàâèòüñÿ. Ëå÷åíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Åñòü òðè îñíîâíûõ ôàêòîðà, êîòîðûå çàïóñêàþò ñèíäðîì âûãîðàíèÿ:

÷åëîâåê èãíîðèðóåò ñîáñòâåííûå âàæíûå ïîòðåáíîñòè,

ó íåãî íàðóøåí áàëàíñ «äàâàòü è áðàòü»,

ó ÷åëîâåêà íàðóøåíà ñîöèàëüíàÿ èåðàðõèÿ è çîíû îòâåòñòâåííîñòè.

Äëÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ «ëå÷åíèå» (îïÿòü â êàâû÷êàõ, ýòî æå ïñèõîëîãî-ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ ïðîáëåìà) ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè. Ðàçáåðó êàæäóþ íà ïðèìåðå.

1 Åñëè ÷åëîâåê èãíîðèðóåò ñîáñòâåííûå âàæíûå ïîòðåáíîñòè

Êî ìíå îáðàòèëàñü êëèåíòêà — ëèäåð, ÿðêèé ðóêîâîäèòåëü, ãåíåðàòîð èäåé è «âå÷íûé äâèãàòåëü». Óñïåøíàÿ êàðüåðà, õîðîøåå ôèíàíñîâîå ïîëîæåíèå, âûñîêèé ñîöèàëüíûé ñòàòóñ. Ìíîãî ëåò íåïðåðûâíîãî äâèæåíèÿ ââåðõ. Ìàëî ñïèò, ðàáîòàåò äîìà, ÷àñòî îñòàåòñÿ â îôèñå. Òåëåôîí íèêîãäà íå âûêëþ÷àåò.

Íà ÷òî æàëóåòñÿ. Ïîä÷èíåííûå íå ïîíèìàþò è ìàëî ïîääåðæèâàþò åå, õîòÿ ðàíüøå ýòî íå ìåøàëî è íå îñòàíàâëèâàëî. Ãåíåðàëüíûé äèðåêòîð «âåäåò êîìïàíèþ íå òóäà». Ñòàëà çàìå÷àòü, ÷òî òåðÿåò èíòåðåñ ê âåäóùèì ïðîåêòàì, åå ýòî ïóãàåò. Áûëî íåñêîëüêî ñèòóàöèé, êîãäà íå ìîãëà ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, òåðÿëà âíèìàíèå â íóæíûé ìîìåíò. Õîäèëà îáñëåäîâàòüñÿ â êëèíèêó — íè÷åãî ñóùåñòâåííîãî íå íàøëè. Ïåðèîäè÷åñêè ëîâèò ñåáÿ íà ìûñëè î áåññìûñëåííîñòè òîãî, ÷åì çàíèìàåòñÿ.

Читайте также:  Синдром обструктивного апноэ сна что это такое

Ìíîãî ëåò íåïðåðûâíîãî äâèæåíèÿ ââåðõ. Ìàëî ñïèò, ðàáîòàåò äîìà, ÷àñòî îñòàåòñÿ â îôèñå. Òåëåôîí íèêîãäà íå âûêëþ÷àåò.

Ñèòóàöèÿ â ñåìüå. Ïîñòîÿííûõ ñ÷àñòëèâûõ îòíîøåíèé íåò, ïåðèîäè÷åñêè âñòðå÷àåòñÿ ñ ìóæ÷èíàìè, ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ ñåêñà.  ïðîøëîì íåóäà÷íûé áðàê. Åñòü âçðîñëûé ðåáåíîê — ïîäðîñòîê, îòíîøåíèÿ ñ êîòîðûì íàòÿíóòûå è îò÷óæäåííûå.

Îáúåêòèâíî êëèåíòêà ñòðàäàåò îò âûãîðàíèÿ, õîòÿ íå îñîçíàåò ýòîãî. Îíà ñëèøêîì äîëãî âêëàäûâàëàñü ëèøü â îäíó ñòîðîíó ñâîåé æèçíè — ïðîôåññèîíàëüíóþ. Ïðåíåáðåãàëà ñîáñòâåííûìè ïîòðåáíîñòÿìè â ýìîöèîíàëüíîì òåïëå, áëèçîñòè, ïðèâÿçàííîñòè. Äîëãîå âðåìÿ åé óäàâàëîñü èõ èãíîðèðîâàòü, ÷òî è ïðèâåëî ê âûãîðàíèþ. Íà ëèöî âñå ïðèçíàêè èñòîùåíèÿ.

Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Ñ ýìîöèîíàëüíûì âûãîðàíèåì êàê áîðîòüñÿ â òàêîé ñèòóàöèè? Âçÿòü ïàóçó. Ïåðåñìîòðåòü ñâîè öåííîñòè è ïðèîðèòåòû, âíèìàòåëüíåå îòíåñòèñü ê ñâîèì ïîòðåáíîñòÿì, òåëó, ðàñïðåäåëèòü ðåñóðñû.

2 Åñëè íàðóøåí áàëàíñ «äàâàòü è áðàòü»

Îáðàòèëñÿ êëèåíò, êîòîðûé ðàáîòàåò ïñèõîëîãîì. Õîðîøèé ñïåöèàëèñò. Ëþáèò ëþäåé è èñêðåííå õî÷åò èì ïîìî÷ü. Åãî öåíÿò â îðãàíèçàöèè, î íåì õîðîøî îòçûâàþòñÿ êëèåíòû.

Íà ÷òî æàëóåòñÿ. Ðàáîòà åìó íðàâèëàñü, íî ÷òî-òî ïîñòåïåííî ÷òî-òî ïîøëî íå òàê: êëèåíòñêèå èñòîðèè ñòàëè îäèíàêîâûìè, ñòàë ñîìíåâàòüñÿ â ñîáñòâåííîé ýôôåêòèâíîñòè. «Ó íèõ æå ïîòîì ñíîâà ïðîáëåìû?», «À ñêîëüêî òåõ, ó êîãî íè÷åãî íå ìåíÿåòñÿ». Ìåæäó òåì íà÷àëüíèê óâåëè÷èâàåò íàãðóçêó.

Ñèòóàöèÿ â ñåìüå. Äîìà íà÷èíàåò ñðûâàòüñÿ íà áëèçêèõ, íåñêîëüêî ðàç çà ïîëãîäà áîëååò ïðîñòóäîé, ÷òî åìó íå ñâîéñòâåííî.

«×òî ÿ ïîëó÷àþ îò ñâîåé ðàáîòû?», «Ñîðàçìåðíî ëè ìàòåðèàëüíîå âîçíàãðàæäåíèå çàòðà÷åííûì ìíîé âðåìåíè è óñèëèÿì?», «Êîãäà ÿ â ïîñëåäíèé ðàç áðàë äëèòåëüíûé îòïóñê?»

Òàê íà÷èíàåòñÿ ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå.  ýòîé ñèòóàöèè êëèåíò åãî âîâðåìÿ çàìåòèë è íà÷àë çàäàâàòü ñåáå ïðàâèëüíûå âîïðîñû: «×òî ÿ ïîëó÷àþ îò ñâîåé ðàáîòû?», «Ñîðàçìåðíî ëè ìàòåðèàëüíîå âîçíàãðàæäåíèå çàòðà÷åííûì ìíîé âðåìåíè è óñèëèÿì?», «Êîãäà ÿ â ïîñëåäíèé ðàç áðàë äëèòåëüíûé îòïóñê?», «ß çíàþ, ÷òî ëþáëþ ñâîþ ðàáîòó, íî ìîæåò áûòü íåñêîëüêî ñìåíèòü ñôåðó (ïåðåéòè ñ äåòåé íà âçðîñëûõ èëè íàîáîðîò), ïîòîìó ÷òî ýòî ÷òî-òî íîâîå, èíòåðåñíîå?».

Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Âíèìàòåëüíî îöåíèâàòü òî, ÷òî äàåøü â ìèð (ðåçóëüòàòû óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, äóøåâíûå ñèëû, ìàòåðèàëüíûå ðåñóðñû) è ïîëó÷àåøü èç ìèðà. Ýòè äâà ïîòîêà äîëæíû íàõîäèòüñÿ â áàëàíñå. Âñåì íàì âàæíà ýìîöèîíàëüíàÿ îòäà÷à îò òåõ äåë, íà êîòîðûå ìû çàòðà÷èâàåì áîëüøîé ðåñóðñ. Íóæíî ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà ñîáîé è ïîääåðæèâàòü ýòîò áàëàíñ.

3 Åñëè íàðóøåíà ñîöèàëüíàÿ èåðàðõèÿ è çîíû îòâåòñòâåííîñòè

Êëèåíòêà ðàáîòàåò àäìèíèñòðàòîðîì. Äåëàåò ñâîþ ðàáîòó è ðàáîòó êîëëåãè, ïî èíåðöèè ñòàëà âûïîëíÿòü îáÿçàííîñòè ïîìîùíèêà ðóêîâîäèòåëÿ. È âñå ýòî áåç èçìåíåíèé â ñòàòóñå èëè äîïîëíèòåëüíîé îïëàòû. Êëèåíòêà ïî÷óâñòâîâàëà ñåáÿ âàæíîé â îðãàíèçàöèè, ñòàëà àêòèâíî âûðàæàòü ñâîå ìíåíèå î äåéñòâèÿõ ðóêîâîäñòâà è ïîïàëà â êîíôëèêòíóþ ñèòóàöèþ. Ïðèõîäèò äîìîé óñòàâøàÿ, ÷óâñòâóåò îïóñòîøåííîñòü.

Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Äåðæèòåñü ñâîèõ ãðàíèö è îòâåòñòâåííîñòè, ñîáëþäàéòå ñîöèàëüíóþ èåðàðõèþ.

Ìîæíî âûïîëíèòü ñëåäóþùåå óïðàæíåíèå, ÷òîáû ïîíÿòü, êàê âûéòè èç ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Âîçüìèòå ëèñò áóìàãè, íà÷åðòèòå êðóã ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè. Ïîñìîòðèòå íà íåãî. Òåïåðü íà÷åðòèòå êðóã ñâîåãî âëèÿíèÿ.

Ñîâïàäàþò ëè ýòè äâà êðóãà? Åñëè äà — âû óñòîé÷èâû. Åñëè ëè êðóãè íå ñîâïàäàþò, âû â çîíå ðèñêà.

Åñëè áîëüøå êðóã îòâåòñòâåííîñòè — íóæíî óéòè îò èçëèøíåé îòâåòñòâåííîñòè. Åñëè áîëüøå êðóã âëèÿíèÿ — âû ëèáî íå èñïîëüçóåòå ñâîé ïîòåíöèàë, ëèáî âçÿëèñü çà òî, ÷òî ïîêà íå ÿâëÿåòñÿ âàøåé íåïîñðåäñòâåííîé çàäà÷åé.

Êàêèå åñòü ñòàäèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Îöåíèòü, íàñêîëüêî âñ¸ ïëîõî, ìîæíî è ñ äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ. Âûäåëÿþò òðè ñòàäèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ:

Íàïðÿæåíèå — ïñèõèêà ñîïðîòèâëÿåòñÿ. Îñòðîå ïåðåæèâàíèå ïðîáëåì è êîíôëèêòîâ, íåóäîâëåòâîðåííîñòü ñîáîé, ÷óâñòâî «çàãíàííîñòè â êëåòêó», òðåâîæíîñòü, ñíèæåííîå íàñòðîåíèå.

Ðåçèñòåíöèÿ — ïñèõèêà íà÷èíàåò ñäàâàòüñÿ. ×åëîâåê ìîæåò ñðûâàòüñÿ, êðè÷àòü, ïëàêàòü (íåàäåêâàòíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå), ìíîãèå âåùè óæå ïðîñòî íå âûçûâàþò ýìîöèé, âñ¸ áîëüøå è áîëüøå ðàáîòû ÷åëîâåê íå äîäåëûâàåò êàê «íåîáÿçàòåëüíóþ».

Èñòîùåíèå — ïñèõèêà ñäàëàñü. Ýòî ýìîöèîíàëüíûé äåôèöèò (ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå), îòñòðàíåííîñòü, ïñèõîñîìàòè÷åñêèå íàðóøåíèÿ.

Óðîâíè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïîñòåïåííî ñìåíÿþò äðóã äðóãà, åñëè íè÷åãî íå ïðåäïðèíÿòü.

Ìîæíî ëè çàùèòèòüñÿ. Ïðîôèëàêòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ — ýòî ðàññëàáëåíèå, ëþáûå åãî ìåòîäèêè:

Âçÿòü ïàóçó è ïîáûòü íàåäèíå ñ ñîáîé, â ïîêîå, â çàùèùåííîñòè è óþòå. Íóæíî áåçîïàñíîå ïðîñòðàíñòâî, ÷òîáû ñîáðàòüñÿ ñ ñèëàìè.

Óêðåïëÿòü òåëî è îòâëåêàòüñÿ íà ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü — éîãó, ñïîðò, ïðîãóëêè íà ïðèðîäå.

Áîëüøå õâàëèòü ñåáÿ çà ïîáåäû è äîñòèæåíèÿ, áîëüøå öåíèòü ñåáÿ. Ïðèìåíÿòü ñàìîãèïíîç, àóòîãåííóþ òðåíèðîâêó, ìåäèòàöèè.

Âûïèñàòü ïî ïîðÿäêó ñâîè öåëè, ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà ãëàâíîì, à îñòàëüíîå íà âðåìÿ îòáðîñèòü.

Ïðîâîäèòü áîëüøå âðåìåíè ñ äðóçüÿìè, áëèçêèìè, ëþäüìè, êîòîðûå âàñ ïîääåðæèâàþò è ëþáÿò.

Îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ñïåöèàëèñòàì, åñëè ñîñòîÿíèå íå óëó÷øàåòñÿ.

Íàêàïëèâàòü ðåñóðñû, íà÷èíàÿ ñ ìåëî÷åé — óòðåííåé ÷àøêè êîôå, âîçìîæíîñòè îäåòü òî, ÷òî íðàâèòñÿ, åñòü, òî, ÷òî õî÷åòñÿ.

Îáû÷íî ëþäè åñòåñòâåííûì îáðàçîì ïðèìåíÿþò ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ — âñå ìû âðåìÿ îò âðåìåíè âñòðå÷àåìñÿ ñ äðóçüÿìè èëè ìåíÿåì îáñòàíîâêó. Èíîãäà îá ýòîì íóæíî ïðîñòî âñïîìíèòü. Ñëóøàéòå ñåáÿ, äîâåðÿéòå ñåáå è áóäüòå ñìåëåå â ñâîèõ æåëàíèÿõ!

Èñòî÷íèê: https://medalvian.ru/zhurnal/ehmocionalnoe-vygoranie/?utm_so…

Источник