Синдром поиска глубокого смысла что это

Синдром обнаружения глубинных смыслов в случайных событиях и бессвязных вещах

Иллюстрация Студии дизайна VOV lab

Описательная часть

Мозг — это мощнейшая машина, но при всей своей мощи очень ленивая и не любит обрабатывать сложную информацию. При декодировании поступающей информации из внешней среды мозг для экономии собственного ресурса допускает ошибки: первого и второго рода. Допустим, вы человек каменного века, идете по полю и вокруг вас шелестит высокая трава. В большинстве случаев шелест вызван ветром, но существует небольшая вероятность с наличием хищника в траве. Ошибка первого рода — это опасения, что в траве притаился хищник, и настороженность, при том что хищника там нет, вы в безопасности. Ошибка же второго рода может стать трагичной, если вы подумали на ветер, а на самом деле хищник притаился и готов к внезапной атаке. Иногда делать ошибки первого рода вполне оправданно. Однако, люди часто находят закономерности там, где их нет и лезут на дерево от любого шороха. Это чрезмерное восприятие и названо апофения.

Психиатрический термин «апофения» введен немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом в 1958 году. Означает переживание, заставляющее видеть взаимосвязь и структуру в случайных и никаким образом не связанных явлениях. Сам Клаус дал определение: «немотивированное видение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности».

Встречается повсеместно, наиболее распространенные направления: религия, политика, кино, культура, астрология.

Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя.

Фридрих Ницше

Похожие

Синдром поиска глубинного смысла или СПГС — заболевание, наиболее симптоматичным проявлением которого является непреодолимое стремление искать глубокий смысл в тех или иных художественных произведениях. В анамнезе часто превалирует желание индивида позиционировать своё увлечение как высокоинтеллектуальное. В более редких случаях подобное стремление является следствием реальной заинтересованности ну или же паранойи.

Теория заговора или Конспирология — попытка объяснить происхождение некоего события совсем не так, как об этом рассказывают власти народным массам, переросшая в непоколебимую уверенность в том, что на самом деле оно явилось следствием тайного сговора неких лиц.

— А почему он зеленый?
— Не знаю. Какая разница. Ты, Ваван, не ищи во всем символического значения, а то ведь найдешь. На свою голову.

Виктор Пелевин, «Generation П»

Религия

Мироточение — распространенное проявление чуда для религиозных людей по всему миру. Существует несколько способов создать выделение жидкости из дерева и не только. Я расскажу про свой любимый способ — путем химической реакции и вы добьетесь экстазного состояния у непросветленной публики.

Приготовьте растворы:
— хлорида железа (III) FеСl3 (10 г соли в 90 мл воды);
— роданид аммония NH4CNS (5 г соли в 95 мл воды) или такое же количество тиоцианата калия.

Смажьте любую поверхность роданидом аммония и добавьте сверху хлорида железа и у вас получится имитация первосортной крови. Если хотите безвозвратно и легко смыть это дело одним касанием, используйте: фторид натрия NaF (тоже 4 г соли в 100 мл воды). Можно использовать фториды лития LiF или аммония NH4F (фториды ядовиты, внутрь не употреблять!).
Вуаля, у вас зрелищный номер c кровью и живой водой.

Верующие люди часто видят образы. И ассоциируют по мере своей религиозности и убеждений.

Читайте также:  Продуктивные и негативные синдромы при шизофрении

Политика

Особенно ярко всплывает сразу после очередной авиакатастрофы, аварии или пожара. Это выгодно как лоббированию частных интересов, так и самой власти для отвлечения внимания от реальной проблемы. Люди хотят найти виновных и обвинить сразу, без промедления, любое промедление воспринимается как сознательное сокрытие фактов. Чей был бук, сбивший Малазийский боинг на востоке Украины? Пиндосы готовят армии 5-х колонн на территории России для проведения оранжевых революций! Ну и все в этом духе. На самом деле все проще и прозаичней. Расследование аварий и пожаров требует времени и огромного человеческого ресурса, анализа. Как правило, люди не ждут, и когда результаты публикуются, средний человек знает уже все как ему кажется, а детали оставляет каким-то экспертам и специалистам.

Он видел тайные сионистские символы в конструкциях зданий, расположений улиц и природных явлениях. Листая газеты или журналы, он находил в них как бы случайно поставленные шестиконечные звездочки, а глядя «на просвет», различал тайные водяные знаки или словесное вредительство. С одной, например, стороны напечатано «Праздник русской песни», а с другой — заголовок международной статьи «Никогда не допустим» (вместе получается: «Праздник русской песни никогда не допустим»).

Владимир Войнович

Кино

Художественный вымысел постоянно воспринимают как провидческий и зримый в корень самой истины. Матрица, Аватар, Властелин колец, Гарри Поттер, Звездные войны, Мстители, Старикам тут не место, Крепкий орешек и все известные вам фильмы несут узкий смысл, художественный взгляд, не имеющий к реальности никакого отношения. Кинематограф расшатывает сознание и вызывает разбивку целостных образов на кучу мелких, после чего режиссер собирает осколки в новый образ, но уже не наш, а подменный.

Мы слышали, что наши фанаты создают клубы, где обсуждают наши фильмы и пытаются расшифровать то, что в них якобы зашифровано. Рано или поздно этих людей ждет жестокое разочарование. И если кому-то в ближайшие пять лет захочется нас убить, то таким человеком станет кто-то из этих клубов.

Братья Коэны

Культура

В каждой стране есть суеверия и они как раз являются отклонением, переданным от отца к сыну, от матери к ребенку, например:
— В Японии, Корее и Китае нет четвертых этажей;
— В США нет тринадцатых этажей, после этажа номер 12 будет идти этаж номер 14;
— В России, если черная кошка перебежит дорогу, надо взяться за красное или произойдет несчастье;
— Итальянцы, услышав чихание кота обрадуются, это значит идет счастье;
— Греки ставят кактус у входа, свойства колючек — защищать дом от бед;
— Англичане и четырёхлистный клевер — удача и счастье;
— БАДы лечат все и так далее…

Культура, системное образование и семейные традиции удобряют мозги для развития апофении. Как защититься? Никак. Лекарства или универсального средства нет. Советую только не верить и не додумывать, изучать и запоминать, и постоянно сомневаться.

За пределами Земли

В телескопы постоянно попадают те или иные образы, которые сразу находят взаимосвязи с внеземной жизнью или колыбелью цивилизации. Например, автор описывает некий город, который что-то там и где-то там. В это хочется поверить, в это комфортно верить, но реальность намного сложнее и интересней чем слепая вера, потому что она соткана из таких маленьких убеждений и разночтений.

Читайте также:  Астено невротический синдром ситуационно обусловленный

Подытожу

С другой стороны нужно помнить ещё одну простую истину: «Если ты не видишь смысла в чём-то, то это ещё не значит, что его там нет». Поэтому апофения может использоваться неосознанно людьми, так и как оружие в руках разнообразных позеров, журналистов, политиков и религиозных деятелей, популистов.

Грань между ложной взаимосвязью и реальностью определить так же не просто, как и грань между гениальностью и помешательством. Но в определенных ситуациях существуют инструменты для определения стойкой позиции и осведомленности человека — вопросы по делу: кто? даты? явки? где узнали? на кого ссылается? и прочие. Не используйте вопросы: Зачем? На ваш взгляд? С какой целью? подобные вопросы только подталкивают апофениста к высокопарной речи с трибуны съезда кухонной аналитики.

Оригинал тут.

Автор: Заинчуковский Игорь, Студия дизайна VOV lab.

Также читайте:

Эффект Манделы

Эффект Стрейзанд

Эффект сотой обезьяны

#апофения #синдром #общество #психология #отклонение

Источник

  • ВП:СПГС
  • ВП:СМЫСЛ
  • ВП:НЕСМЫСЛ
Эта страница — эссе о Википедии.

Она поясняет некоторые особенности функционирования проекта или отражает мнение части участников о них. Эссе не являются правилами или руководствами. Вы можете обсудить эту страницу или обновить её в соответствии с текущей ситуацией в сообществе.

Вкратце: Искать глубинный смысл в произведениях искусства — дело критиков и искусствоведов, а не авторов статей. Дело авторов статей — описывать результаты их поисков.

Произведения искусства (музыка, книги, фильмы, компьютерные игры) вполне могут содержать мелкие (и не очень) ошибки, отсылки к другим произведениям и к событиям реальной жизни, другие моменты, которые могут показаться вам интересными. Иногда возникает желание вставить их в статью об этом произведении. Однако делать этого не сто́ит. Ни в коем случае.

Это интересно. Кому?[править код]

Несомненно, что любая хорошая комедия переполнена смешными моментами и забавными фразами, но невозможно, да и не нужно перечислять их все в энциклопедической статье. Какими бы забавными они вам ни казались. Если какие-то фразы вошли в язык, а забавные моменты стали общим местом, об этом обязательно узнает и напишет кто-то вне Википедии. Вот тогда-то и наступит пора включить фразы и эпизоды в статью. И заодно описать, как и когда они использовались, ведь об этом тот самый кто-то тоже обязательно напишет.

Акела промахнулся! А он вообще прыгал?[править код]

Разумеется, автор вашей любимой (или не любимой) книги не может знать всё на свете и иногда ошибается, но это не повод немедля тащить в статью всё, что вы сочли ошибкой. Для начала потому, что ошибаться можете как раз вы, а не автор. Например, Наполеон, вопреки расхожему мнению о его низком росте, был вполне среднего для своего времени роста — около 160 сантиметров, поэтому не стоит немедленно бежать и изобличать автора исторического романа, описавшего Наполеона как «склонного к полноте человека среднего роста». Далее, автор может лишь отобразить ошибку, действительно имевшую место во время описываемых событий — если в фильме показывают события реального спортивного матча, и на табло неправильно написано название команды — то, возможно, ошибся оператор табло, а не создатели фильма. И даже если ошибка автора вполне реальна, она может не иметь никакого значения для сюжета произведения. Например, Арамис, как известно, в 1625 году жил на улице Сервандони, тогда как Джованни Сервандони родился в 1695 году. Но для читателя это не имеет ни малейшего значения — он знает о Сервандони ещё меньше, чем Дюма[1]. Наконец, замеченная вами ошибка может быть вовсе не ошибкой, а отсылкой, шуткой автора или даже просто условностью — авторской или характерной для жанра в целом. Вы же не сомневаетесь, что если ударить кого-нибудь по голове, то посыпавшиеся у него из глаз искры увидит только тот, кого ударили и никаких концентрических кругов у него в глазах не появится? Но это вовсе не повод немедленно изобличать в ошибках авторов мультфильмов вроде «Тома и Джерри».

Читайте также:  Дина рубина синдром скачать бесплатно fb2

Пусть искусствоведы ищут глубинный смысл в её улыбке. А мы опишем найденное ими.

Ты суслика видишь? И я нет. Так может его и нет вовсе?[править код]

Наконец, самый интересный и спорный момент — отсылки. Безусловно, культура — потому и культура, что всё в ней взаимосвязано. Существует даже мнение, что вся мировая литература построена на небольшом числе сюжетов, а некоторые произведения целиком и полностью состоят именно из отсылок к другим произведениям. Однако отсылка — всегда результат авторского замысла. А автору в голову не заглянешь, и что он имел в виду, точно знает только он сам. Пример тому — знаменитая улыбка Джоконды, о которую сломали сотни копий множество авторитетных искусствоведов и безусловно, что ценное мнение о ней некоего анонимного википедиста будет крайне неуместно. И даже в более очевидных случаях мы не можем сказать — то ли автор действительно хотел напомнить читателям о событиях, описанных в другом произведении, то ли просто «пригласил» понравившийся литературный приём, как режиссёр приглашает в свой фильм понравившегося ему актёра. Даже если в фильме играет Владимир Толоконников — это ещё не повод думать, что его герой вот-вот встанет на четвереньки и закричит «Абырвалг!» (если, конечно, этот фильм — не «Собачье сердце»). Если в книге, переведённой с английского, упоминается Мумбо-Юмбо — это вовсе не отсылка к «Двенадцати стульям» и лексикона Эллочки-людоедки от её героев ожидать не стоит.

Всё пропало! Куда бежать?[править код]

Поэтому не стоит только на основании своих умозаключений вписывать в статьи замеченные вами в произведениях искусства ошибки, отсылки и просто моменты, которые показались вам интересными. Не ищите в произведениях искусства глубинного смысла, даже если вам кажется, что он лежит на поверхности: поиск глубинного смысла в чём бы то ни было задачей Википедии не является. Оставьте это занятие специалистам, а сами просто пересказывайте то, что нашли они.

Это тоже стоит почитать[править код]

  • Википедия:Ошибки и неточности в фильмах, литературных произведениях и компьютерных играх
  • Википедия:Опросы/Об уместности «ляпов» в статьях о кино и литературе
  • Википедия:Недопустимость оригинальных исследований
  • Как не нужно писать статьи о художественных произведениях

Примечания[править код]

  1. Умберто Эко. Удивительные приключения улицы Сервандони // Шесть прогулок в литературных лесах = Six Walks in the Fictional Woods / Перевод с английского Александры Глебовской. — СПб.: Symposium, 2014. — С. 181—220. — 288 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-89091-472-9.

Источник