Синдром отличника во взрослой жизни

Синдром отличника во взрослой жизни thumbnail

Синдро́м отли́чника (синдром перфекциониста) — в психологии, убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.[1] Так же перфекционизм это стремление убрать все «лишнее» или сделать «неровный» предмет «ровным».

Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Обычно синдром начинает формироваться в детском возрасте, а потом переходит и во взрослую жизнь. Человеку c синдромом отличника во взрослой жизни чрезвычайно сложно избавиться от своих проблем и внутренних установок.

Для человека «синдромом отличника» самое главное добиться высшей оценки, восхищения, похвалы за свою работу. Признание — вот что для него важно. Перфекционист настроен на качественное выполнение задания, а отличник думает только о будущих лаврах за результаты работы. Человеку с синдромом отличника важно стать победителем. Он рассматривает свою работу как участие в соревнованиях.

Общая характеристика термина[править | править код]

Изначально термин появился в философии, обозначая учения и идеи о существовании себя. Философы — перфекционисты: Г.Лейбниц, А.Шефтсбери, Ж.Кондорса, Э.Ренан, Х. Вольф, И. Кант. В психологии первые научные теоретические попытки исследования перфекционизма были предприняты в начале 30-х годов 20 века К.Хорни и А. Адлером, а серьёзно изучать эту тему на западе стали только в 80-годы прошлого столетия. Ещё в середине прошлого века К.Хорни утверждала, что перфекционизм является неотъемлемой частью «идеализированного образа»[2]. Для описания явления нужно выделить следующие положения (характеристики) перфекционизма:

  • Стремление к идеалу
  • Повышенные требования к окружающим
  • Необходимость соответствовать высшим стандартам и ожиданиям других людей
  • Убежденность, что в современном мире все должно быть правильно устроено

Человеку с синдромом отличника свойственно выполнения любой работы с наивысшим качеством и скрупулёзность. Неотьемлемой частью перфекционизма является сомнение в качестве произведённых работ при чрезвычайно высоких требованиях.

Особенности проявления, проблемы, последствия[править | править код]

«Синдром отличника» подразумевает не только высокие личные стандарты индивидуума, но и оценку окружающих. Синдрому отличника свойственны перфекционизм, ситуативная тревожность, обязательная внешняя оценка.

По мнению Д. Хамаика[3] есть два типа перфекционизма: здоровый и невротический. При здоровом перфекционизме индивид является лидером, обладает высокой работоспособности и самооценкой. Уровень его требования соответствует его личности. При невротическом перфекционизме человек панически боится сделать ошибку. Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий. И постоянно нужна поддержка окружающих, и, прежде всего, одобрение со стороны его руководителей. Человеку с «синдромом отличника» свойственны организованность, неуверенность в собственных действиях, страх перед возможными ошибками, высокие требования к личным стандартам с обязательным соответствием им.[4]

У человека с «синдромом отличника» ярко выраженное стремление добиваться высоких результатов в различных сферах деятельности, а не только в рамках основной своей профессии. Он не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку, советы, рекомендации окружающих и, особенно, начальства. Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни. Ведь для «отличника» важнейшим компонентом всей его жизнедеятельности становится восхищение окружающих его успехами, достижениями, имиджем.

А сам «отличник» в это время находится в тяжелом положении. Его терзают страхи за возможную ошибку, он абсолютно не уверен в своих возможностях, он занимается самоистязанием, он находится в состоянии постоянной депрессии и у него уже нет никакого желания и сил повышать свой профессиональный уровень. «Синдром отличника» постепенно формируют из человека очень хорошего исполнителя. Он всегда готов качественно и в срок выполнить задание, полученные от руководителя. Этот синдром не дает человеку творческого развития, не позволяет приобрести организаторские навыки управления персоналом и распределение между ними обязанности, проявлять инициативу. Выполняя работу, никогда не выйдет за указанные рамки.

Люди без «синдром отличника» не нуждаются в оценке своей деятельности окружающих, они сами в состоянии организовать работу коллектива и распределить обязанности между подчинёнными, проявлять инициативу и творческий подход в решении поставленной задачи.

Таким образом, важнейшие различия людей с «синдром отличника» и без него это организация работы в команде и творческая составляющая.

Критика[править | править код]

В последние 20 лет перфекционизм подвергается интенсивным эмпирическим исследованиям зарубежной клинической психологии. Первая теоретическая статья[5] на эту тему была написана американским психоаналитиком К. Хорни. В настоящее время большинство известных учёных психоаналитиков согласны с тезисом об опасности стремления к идеалу. Это приводит к депрессии и к нарушению психики, снижает интеллектуальные и творческие способности.

Лидерами в разработке эмпирических исследований в области перфекционизма являются две группы исследователей: группы британских клинических психологов под руководством Фроста и группа канадских учёных во главе с Хьюиттом. Группа Фроста разработала многомерную шкалу перфекционизма — это шкала позволяет тестировать различные параметры перфекционизма: личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в собственных действиях, родительские ожидания, родительская критика, организованность. Канадские учёные выдвинули альтернативные представления о структуре перфекционизма, включающие:

Читайте также:  Синдром s1 s2 s3 на экг что это

  • Я — адресованный перфекционизм
  • Перфекционизм, адресованный другим людям
  • Перфекционизм адресованный к миру в целом[6]
  • Социально предписываемый перфекционизм «отражает потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других»

В совместной статье[7] Хьюитт и Флитт, посвященной перфекционизму указывает две точки «перфекционизм мало изучался с точки зрения социальной. Мы полагаем, что перфекционизм имеет также интерперсональные аспекты, которые порождают существенные трудности адаптации».

Исследованиям британских и канадских учёных о структуре перфекционизма, а также их диагностики были подвергнуты острой критики. Учёные аналитики Шафран и Мансел Выдвинули следующие контраргументы :

  • Оба инструмента основаны на самом чате, не включает методов, основанных на интервьюирование и эксперименте
  • Некоторые подшкалы не измеряют актуальное состояние индивида
  • Спорным является вопрос о соответствии многомерных моделей классического понимания перфекционизма.

Свою статью Шафран и Мансел завершают категорическим заявлением: «Очень нежелательно, чтобы конструкт перфекционизма определялся инструментами, его измеряющими. Следует чётко определить понятие перфекционизм и на этой основе разработать измеряющие инструменты.[8]

Следовательно, вопрос о психологической структуре перфекционизма до настоящего времени является предметом острой дискуссии.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Perfectionism (англ). Merriam -Webster- «a disposition to regard anything short of perfection as unacceptable.
  2. ↑ Хорни К. «Неврозы и личностей рост».
  3. ↑ Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism/Psychology 1978 V15 p27-33
  4. ↑ Гаранян Н.Г, Холмогорова А.Б, Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога — Московский психотерапевтический журнал. 2001г, № 4,с18-48
  5. ↑ Хорни К. « Неврозы и личностный рост», М.Прогресса, 1997
  6. ↑ Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism/ Cognitive Therapy and Research. 1990 V.14 p.423-424, p. 449—468
  7. ↑ Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the Selt and Social context: conceptualization, assessment and association with psychopathology/J-1 of Personality and Social Psychology, 1991.V.60.№ 3
  8. ↑ Shafran R., Mansell W., Perfectionism and Psychopathology: a review of research and treatment.

Литература[править | править код]

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Перфекционизм_(психология)
  • https://www.dorogoe-voronezh.ru/life-management/otnosheniya/trudno-byt-bogom
  • https://www.naritsyn.ru/over-achiever_complex.htm
  • https://www.koob.ru/adler/science_to_life
  • https://www.koob.ru/horney_karen/nevroz_i_lichnostniy_rost
  • https://predanie.ru/book/69721-filosofiya-svobody/
  • https://psyjournals.ru/mpj/2001/n4/Garanian.shtml
  • Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания — м. издательство «Академический проект», 2015.
  • Гаранян Н.Г, Холмогорова А.Б, Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога — Московский психотерапевтический журнал. 2001г

Источник

Существуют люди-перфекционисты, которым кажется, что если они не делают все идеально, то не заслуживают любви и лояльного отношения окружающих. Причина тому — синдром отличницы (комплекс отличника), предпосылки которого появляются в детстве. Зависимость от одобрения извне и вечное чувство долга — основные черты их личности. Но такое стремление быть значимыми не всегда совпадает с ответной реакцией социума, где каждый занят собой. Поэтому у этих людей часто возникают негативные эмоции и занижается самооценка.

Психологи предлагают несколько эффективных способов избавиться от такого синдрома.

1

Что такое синдром отличницы (комплекс отличника)?

Синдром отличницы (комплекс отличника), или перфекционизм, — это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Чаще этим страдают женщины, которые в детстве были примерными ученицами и всесторонне развитыми детьми. Но этот комплекс присущ и представителям мужского пола. В подсознании откладывается установка «я достоин любви и хорошего отношения, только если я со всем справляюсь идеально». И когда получается выполнить не все или не так, как хочется, или старания остаются незамеченными, назревает внутренний конфликт.

Ярким примером являются женщины, которые изо всех сил пытаются безупречно выглядеть, быть идеальными мамами и хозяйками, строить карьеру и дополнительно развиваться. В реальной жизни держать такую высокую планку крайне трудно — не всегда все получается и рано или поздно одолевает усталость. Невыполнение поставленных задач должным образом расстраивает человека. Эти переживания подкрепляются осуждением и неодобрением окружающих, привыкших к «Мисс-Успеваю-Все-И-Делаю-Это-Идеально» и воспринимающих их достижения как должное, а промахи — как преступление.

Отличительными особенностями личности с синдромом отличницы (комплексом отличника) считаются:

  • гиперответственность — они берут на себя многое: воспитание, материальное благополучие, организацию досуга, ведение хозяйства, контроль всех сфер жизни близких, свой безупречный внешний вид;
  • перфекционизм — все, что они делают, должно быть выполнено идеально, согласно планке, поставленной ими самими, иначе они чувствуют себя угнетенными, разбитыми и ни на что не способными, но в реальном мире не все зависит от одного человека и достичь идеала не просто;
  • зависимость от одобрения окружающих — каждый шаг должен быть признан, каждое достижение сопровождаться похвалой, потому что людям с этим комплексом кажется, что без успешного выполнения всех поставленных задач они не достойны любви, соответственно они не умеют воспринимать и ценить себя такими, какие они есть;
  • неумение проигрывать — женщины и мужчины с этим синдромом болезненно переносят ситуации, в которых кто-то из знакомых оказывается лучше, успешнее, им спокойно только тогда, когда другие оказываются слабее;
  • неумение веселиться от души и посмеяться над собой;
  • невосприятие критики со стороны — каждое замечание, даже объективное, снижает самооценку до минимума и вводит в депрессивное состояние;
  • страх рисковать — они боятся выходить из зоны комфорта и привычного образа «рабочей лошадки», редко открывают собственный бизнес и начинают с «нуля», переезжают в другие места, ведь тогда они не смогут быть в окружении людей, знающих об их репутации. Личности необходимо самой себе давать оценку, а они этого не умеют.

Вопреки стремлению быть идеалом во всем, люди с синдромом отличника зачастую менее успешны, чем их ровесники, относящиеся к жизни значительно проще и время от времени пускающие ситуацию на самотек.

Как спокойно воспринимать оскорбление и достойно реагировать на него?

Как спокойно воспринимать оскорбление и достойно реагировать на него?

Читайте также:  Тактика помощи при коронарном синдроме

2

Причины появления комплекса

Синдром отличницы формируется в детстве и связан с процессом социализации. Основные его причины:

  1. 1. Родители и педагоги, имея скудные познания в возрастной психологии или перенимая опыт своих воспитателей, хвалят ребенка только за безупречные результаты, не учитывая индивидуальные особенности личности. Позже максимально качественное выполнение любого задания становится привычным и за это хвалить перестают, победы не обсуждаются как что-то незаурядное, они кажутся нормой. Поэтому делать все наилучшим образом становится для ребенка нормой, других вариантов не рассматривается.
  2. 2. Взрослые часто сравнивают ребенка с его «более успешными» сверстниками, надеясь стимулировать его развитие. Быть лучше других ребят становится самоцелью, девочка или мальчик перестают наслаждаться процессом выполнения задания, для них важнее всего — чтобы результат был самым ярким.
  3. 3. Взрослые и сверстники начинают замечать только неудачи, первые — критиковать и ругать за них, вторые — злорадствовать и дразнить.
  4. 4. Родители навязывают ребенку круг общения, подбирая «ровню» только из числа других «успешных» детей, что впоследствии лишает его возможности выбора, и он знакомится только с «правильными» людьми.

Перфекционисту, находящемуся в среде себе подобных, трудно строить с ними искренние доверительные отношения, потому что каждый хочет быть лучше других и общение сводится к конкуренции.

Как избавиться от созависимости в отношениях

Как избавиться от созависимости в отношениях

3

Как синдром мешает во взрослой жизни?

Комплекс отличника сказывается на всех сферах жизни и мешает ее нормальному течению. Выражается это в следующих проблемах:

  1. 1. В работе. Перфекционисту тяжело переносить успех коллег, он изо всех сил старается быть успешнее, что сказывается на взаимоотношениях в коллективе. Такого человека обычно ставит в пример начальник, а другие сотрудники недолюбливают и обсуждают за спиной. Желая выполнить задание идеально, он задерживается на работе дольше всех, жертвуя отдыхом и сном. Личности с синдромом отличника болезненно реагируют не только на критику, но и на игнорирование, воспринимая его как показатель недостаточно качественного выполнения работы. Поэтому они часто не любят свою работу и боятся каких-то итоговых совещаний, на которых они могут услышать замечания или остаться без оценки. Кроме того, такие люди редко бывают креативными и творческими, они работают в установленных рамках и добросовестно выполняют задания ради одобрения и признания.
  2. 2. В личной жизни. Чаще синдром проявляется у девушек — они думают, что если они не будут выглядеть идеально, готовить как шеф-повара, дарить подарки и делать сюрпризы на праздники, устраивать фееричный секс, зарабатывать наравне с парнем или больше и держать в идеальном порядке дом, то они недостойные жены и не заслуживают любви. Все их старания направлены только на положительную оценку партнера. Он может ее не озвучивать по нескольким причинам: плохое воспитание, несовпадение у супругов понятий об идеале, недовольство ее действиями. В этом случае у женщинывозникает сначала внутренний конфликт, основанный на мыслях о собственном несовершенстве, который переходит в скандалы «ты меня не ценишь и не любишь» или «я плохая и все делаю не так». Усиливается он постоянной нервозностью из-за усталости, которая накапливается в погоне за совершенством. Мужчины часто не понимают, за что именно их так критикуют, нервничают и в половине случаев устают от истерик на пустом (как им кажется) месте и уходят к более беспечным и легким девушкам, с которыми можно смеяться и дурачиться от души, поедая доставленные курьером суши в квартире с грязным полом.
  3. 3. В воспитании детей. Мамы и папы с синдромом отличников слишком требовательны к своим детям. Они часто сравнивают их со сверстниками и делают все, чтобы их ребенок оказался лучше, навязывая ему свои идеалы. Они водят детей в несколько кружков с твердым убеждением, что так надо, ругают их за плохие отметки и оставляют незамеченными хорошие. Стараясь «всесторонне развить» малыша с помощью насыщенного графика секций и репетиторов, тщательно следя за порядком в доме и успехами в работе, они редко уделяют внимание главному — искреннему общению и заботе. Дети с сильной психикой, когда подрастают, преподносят родителям сюрпризы-протесты: общение с ребятами из неугодных родителям компаний, примыканием к субкультурам и сектам, вредные привычки и неожиданно смелые решения, например, бросить школу или стать не тем, кем хотят папа и мама. Дети с более слабой психикой сами приобретают синдром отличника.
  4. 4. Во взаимоотношениях с друзьями и незнакомыми людьми. Основные трудности в общении, возникающие у людей-перфекционистов, основываются на их неискренности, страхах проявить свою настоящую сущность и желании всем доказать, что они лучше. Они критикуют тех, кто не соответствует их требованиям и идеалам, конкурируют с подобными себе, а это отталкивает людей. Поэтому они способны выстроить дружбу только со слабыми ведомыми людьми, которые признают превосходство и не рискуют критиковать. В обществе с незнакомцами, которые не знают о их былых достижениях, женщинам и мужчинам с синдромом отличников трудно, и они начинают вести себя вызывающе, рассказывая о своих победах и достоинствах, рассчитывая на признание. В ситуациях, когда обстановка должна быть непринужденной, подобные личности вызывают антипатию и нежелание общаться. Любое замечание или нелестный отзыв воспринимается болезненно и может испортить настроение на длительное время.
Читайте также:  Синдром дауна у ребенка до года

Как избавиться от чувства вины и стыда: психологические приёмы

Как избавиться от чувства вины и стыда: психологические приёмы

4

Способы избавиться от синдрома

Избавиться от комплекса отличника можно самостоятельно или прибегнув к помощи квалифицированных специалистов. В большинстве случаев достаточно консультации психолога, но иногда, если масштабы проблемы велики, может понадобиться и психотерапевт. Чаще всего борьба с перфекционизмом включает в себя следующие методы:

  1. 1. Беседовать с психологом, который поможет расставить приоритеты и обьяснить, почему чрезмерное стремление быть идеалом во всем не только не улучшает жизнь, но и портит ее. Он подскажет, как повысить самооценку и избавиться от зависимости от мнения окружающих. Эффективна в этом случае телесно-ориентированная психотерапия. Рекомендуется посещать групповые и семейные сеансы. Первые позволяют посмотреть на людей с такой же проблемой со стороны и более объективно оценить себя, вторые привлекают самых близких людей, которые помогают принять себя без каких-либо достижений. Важно, чтобы члены семьи научились поддерживать перфекциониста в те периоды, когда он волнуется или если у него что-то не получилось.
  2. 2. Ввести правило в семье — каждый день обниматься, целоваться, признаваться в любви и хвалить без повода, просто за то, что близкие есть друг у друга. Перфекционисту, желающему избавиться от своего комплекса, важно понять, что его можно любить за многое: способность выслушать и поддержать разговор, за улыбку, естественную красоту, доброту.
  3. 3. Один день в неделю забывать о всех проблемах и делах и просто отдыхать: веселиться на аттракционах, смотреть комедии, лежать в постели, ходить в рестораны или в гости к друзьям, родственникам.
  4. 4. Заняться чем-то экстремальным, высвободив настоящие эмоции.
  5. 5. Начать что-то с нуля — освоить новую профессию, получить дополнительное образование, открыть собственное дело. Важно перешагнуть черту, потерпеть первые неудачи и осознать, что ничего страшного в них нет и они — неотъемлемая часть личностного развития, нужный опыт.
  6. 6. Заняться искусством, можно в рамках арт-терапии. Прислушаться к своим ощущениям — если это доставляет удовольствие, то продолжить посещать секцию. Выбрать из творческих людей тех, кто близок по духу, а не достижениям, и расширить круг своего общения более искренними отношениями.
  7. 7. Научиться делать что-то для себя: прогулять работу при плохом самочувствии, не сдать отчет вовремя из-за желания выспаться. Выслушивая критику и недовольство начальства, нужно думать о том, что это всего-лишь мнение человека, занимающего свою должность. Перфекциониста как личность такие высказывания не характеризуют, он имеет право действовать, учитывая свои интересы. Действенной практикой для женщины станет «овощной отдых» в свой выходной — отправиться в СПА-салон и убедить себя, что она этого заслуживает, как никто другой, а грязная посуда никуда не денется и ужин можно заказать с доставкой. Действенным способом станет художественная фотосессия в стиле ню у профессионала. Она поможет выйти за рамки, посмотреть на себя со стороны, осознать свою привлекательность, что способствует повышению самооценки.
  8. 8. Кардинально изменить имидж, отказавшись от стереотипов. Афро-косички, стрижка «под мальчика», пирсинг, тату, рваные джинсы вместо офисной одежды и другие «неформальные» новшества помогут почувствовать себя свободнее и беззаботнее.

Главное, что нужно сделать личности с комплексом отличника, это стать для себя главным человеком, быть собой, понять, что ничего плохого в недостатках нет, иначе они не были бы присущи абсолютно всем людям. Принять и полюбить себя в любом образе станет легче, если осознать, что чужим людям достижения перфекциониста безразличны.

Источник