Синдром незавершенного действия что это

Синдром незавершенного действия что это thumbnail

Усталость, раздражительность, сонливость, отсутствие жизненных сил и интереса ко всему происходящему. Причиной этих и многих других неприятных состояний чаще всего является накопленный стресс. Но есть и другая причина, менее известная, но не менее важная, и имя ей — «синдром незавершенного действия».

Каждодневно мы совершаем или планируем совершить десятки дел: больших и малых, значимых и не очень. Но не все из них, по ряду причин, доходят до своего логического завершения, какие-то заканчиваются не так, как нам хотелось, а какие-то и вообще не начинаются. И тогда… тогда, чаще всего, ничего не происходит. Мы просто «переключаемся» на что-то другое, пытаясь либо компенсировать задуманное, но не осуществленное, осуществлением чего-то другого, пусть и не настолько для нас важного, либо пытаемся поскорей отвлечься от неудачи, словно её и не было.

Но вся суть проблемы заключается именно в том, что вопреки нашим представлениям, «переключение» как таковое происходит только лишь на внешнем уровне, но не на внутреннем. Физиологически же нерешённая задача как была, так и осталась ещё одним непогашенным очагом возбуждения в коре головного мозга, на которую расходуются жизненные силы всего организма. Организма, денно и нощно пытающегося помочь своему хозяину сделать запланированное, даже не подозревая, что хозяин давно уже потерял надежду добиться желаемого или отложил задуманное до лучших времён.

Невыполненные обещания, не высланные вовремя исправления, неясность судьбы начатого проекта. И с каждым днём количество «незавершенностей» растёт, отнимая всё больше и больше сил на поддержание своего существования. Вот тут-то и начинают возникать, казалось бы, «беспричинные» головные боли и недостаток жизненных сил на фоне планов и задумок нового дня. Подобно «тормозящему» из-за большого количества незавершённых загрузок Интернету, начинает страдать качество нашей жизни, яркость переживаний и способность к творчеству.

…не все из них, по ряду причин, доходят до своего логического завершения, какие-то заканчиваются не так, как нам хотелось, а какие-то и вообще не начинаются. И тогда… тогда, чаще всего, ничего не происходит.

Невостребованные очаги возбуждения нужно гасить, а незавершённые дела – доделывать либо отменять. Сложность в том, что многое из несделанного скрыто глубоко внутри нас, и для того, чтобы его корректировать, нужно вывести его на поверхность. Для этого необходимо вспомнить всё, что в прошлом сделать не удалось, то, что уже планируется, и то, что пока ещё, по какой-то причине, не доделалось. Вычеркните из этого списка, по возможности, крест-накрест красным маркером то, что уже потеряло для вас свою актуальность и то, на что дальше тратить свою энергию вы уже не видите смысла. Это позволит вам на сознательном уровне отменить «режим паузы» и вернуть себе свои внутренние силы, «погасив свет» в ненужных комнатах подсознания.

Выписав на новый чистый лист Дела, на выполнение которых вы действительно настроены, вы сможете ещё и осознанно направить всю свою рабочую энергию на достижение того, что многие называют Успехом.

И заметьте, мы коснулись только недоделанных дел, а ведь есть ещё и непрощённые обиды, непрояснённые отношения и невысказанные признания. Но это уже – та часть очень важной работы, проделать которую стоит самостоятельно.

Источник

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Òûñÿ÷è ëþäåé êàæäûé äåíü ïûòàþòñÿ ïîõóäåòü, áðîñèòü êóðèòü è ïåðåñòàòü ñìîòðåòü ñåðèàëû. Ó îäíèõ ïðåêðàñíî ïîëó÷àåòñÿ äîáèâàòüñÿ öåëåé, äðóãèå òåðïÿò íåóäà÷è. Âðîäå ïîîáåùàë ñåáå õóäåòü, çàíèìàòüñÿ ñïîðòîì, áðîñèòü êóðèòü, íî â êàêîé-òî ìîìåíò íå ìîæåøü óñòîÿòü ïðîòèâ ïðèâû÷íûõ ñîáëàçíîâ. Ìîçã áóäòî ñàì ñåáÿ íå ñëóøàåòñÿ, õîòÿ ïîíèìàåò, ÷òî âåäåò ñåáÿ ãëóïî. È âîò ïîòîì õîäèøü è óïðåêàåøü ñåáÿ â ñëàáîâîëèè è ñëàáîé äèñöèïëèíå.

Äëÿ ìåíÿ ñëàáîâîëüíîñòü òîæå êîãäà-òî áûëà áîëüøîé ïðîáëåìîé. Äà è ñåé÷àñ òîæå. Íî áëàãîäàðÿ ïîíèìàíèþ òîãî, êàê ðàáîòàåò ñàìîêîíòðîëü, ìíå ñòàëî ëåã÷å ñïðàâëÿòüñÿ ñ èìïóëüñàìè. Ïîýòîìó ðåøèëà çàòðîíóòü ýòó òåìó.

Òàê ÷òî äàâàéòå ðàçáåðåìñÿ, ÷òî òàêîå ñèëà âîëè íà óðîâíå ìîçãà è êàê ìîæíî óìåíüøèòü âëàñòü èñêóøåíèé íàä ñîáñòâåííîé æèçíüþ.

Ïî÷åìó âàæíî èìåòü ïðîêà÷àííóþ ñïîñîáíîñòü ê ñàìîêîíòðîëþ

«Ñèëà âîëè» èëè ïî-íàó÷íîìó «ñàìîêîíòðîëü» — ñïîñîáíîñòü ïðîòèâîñòîÿòü èìïóëüñèâíîìó ïîâåäåíèþ è ðàçðåøàòü êîíôëèêò ìåæäó ñèþìèíóòíûìè æåëàíèÿìè è äîëãîñðî÷íûìè öåëÿìè.

Çàêàçàòü â ðåñòîðàíå òîðò èëè ñàëàò? Ïîéòè íà òóñîâêó èëè çàíÿòüñÿ íàêîíåö ñâîèì ïðîåêòîì/ïîäãîòîâèòüñÿ ê ýêçàìåíó? Ïîéòè â çàë èëè ïîñìîòðåòü íîâûé ñåðèàë?

Ëþäè, êîòîðûå õîðîøî ðåãóëèðóþò ñâîå ïîâåäåíèå, èìåþò áîëåå óñïåøíóþ êàðüåðó, îòíîøåíèÿ, áîëåå âûñîêèé óðîâåíü ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ è ìåíüøå ïîäâåðæåíû ðàçâèòèþ çàâèñèìûõ ñîñòîÿíèé [1] [2]. Ó ëþäåé ñ íèçêèì ñàìîêîíòðîëåì, íàîáîðîò, ïîâûøåííûå ðèñêè ñòàòü àëêîãîëèêàìè, ïîïàñòü â öåïè êàêîé-íèáóäü çàâèñèìîñòè, âåñòè íåáåçîïàñíóþ ïîëîâóþ æèçíü è çàïîëó÷èòü îæèðåíèå [3].

Íåéðîáèîëîãèÿ ñèëû âîëè

Íàøå ìûøëåíèå ÷àñòî äåëÿò íà äâå ðàçíîâèäíîñòè:

— Èððàöèîíàëüíîå è ðàöèîíàëüíîå

— Èä è Ýãî

— Ñèñòåìà 1 è Ñèñòåìà 2

— Îáåçüÿíêà è Ðàöèîíàëüíûé òèï

— Ïàññàæèð è Ìàøèíèñò

— Ñåðäöå è Óì

Âñå íàçûâàþò äâà òèïà ìûøëåíèÿ ïî-ðàçíîìó, íî ñóòü îäíà: ïåðâàÿ ñèñòåìà îïèðàåòñÿ íà èìïóëüñû è ýìîöèè, âòîðàÿ îïèðàåòñÿ íà ëîãèêó è ñàìîêîíòðîëü.

Ðàçáåðåì êàæäóþ ÷óòü ïîäðîáíåå.

Ñèñòåìà 1 a.k.a ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà

Ñèñòåìà 1 — ýòî òàêàÿ ñèñòåìà áûñòðîãî ðåàãèðîâàíèÿ, êîòîðàÿ ïîìîãàëà íàøèì ïðåäêàì áûñòðî ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ â óñëîâèÿõ íåäîñòàòêà èíôîðìàöèè. Îíà îòâå÷àåò çà ýìîöèè, èìïóëüñû è èíòóèòèâíûå îùóùåíèÿ.

Ó÷àñòêè ìîçãà, ñâÿçàííûå ñ ýòîé ñèñòåìîé, íàõîäÿòñÿ â ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìå. Ñòðàõ, âîçáóæäåíèå, òðåâîãà, óäîâîëüñòâèå — âñå ýòî ðîæäàåòñÿ òàì.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Ñèñòåìà 1 çàïðîãðàììèðîâàíà àâòîìàòè÷åñêè ðåàãèðîâàòü íà âàæíåéøèå äëÿ íàøåãî âûæèâàíèÿ ñòèìóëû. Òî, ÷òî ïîìîãàåò íàì âûæèâàòü (åäà è ñåêñ), âûçûâàåò ó íàñ ïðèÿòíûå ýìîöèè. Òî, ÷òî îïàñíî äëÿ æèçíè (ãîðüêàÿ åäà, íàñåêîìûå, âûñîòà è õèùíèêè), âûçûâàåò ñòðàõ èëè îòâðàùåíèå.

Читайте также:  Кашель с мокротой это какой синдром

Ïîýòîìó íà âñå ñîâðåìåííûå èçîáðåòåíèÿ âðîäå ôàñòôóäà, íàðêîòèêîâ, ñîöñåòåé è êîìïüþòåðíûõ èãð òàê ëåãêî ïîäñåñòü. Íàø ìîçã ïî óìîë÷àíèþ ñ÷èòàåò âñå ýòè âåùè áëàãîì, îíè âåäü äàðÿò íàì óäîâîëüñòâèå. À òî, ÷òî äàðèò óäîâîëüñòâèå, íå ìîæåò áûòü îïàñíî äëÿ æèçíè.

Ñèñòåìà 2 a.k.a íåîêîðòåêñ

Ê ñ÷àñòüþ, â õîäå ýâîëþöèè ÷åëîâåê îáçàâåëñÿ ïðèÿòíûì äîïîëíåíèåì — íåîêîðòåêñîì. Ó íàøåãî âèäà ýòà ÷àñòü ìîçãà çàíèìàåò íåïðîïîðöèîíàëüíî áîëüøóþ åãî ÷àñòü, áëàãîäàðÿ ÷åìó ìû òàê ñèëüíî îòëè÷àåìñÿ îò äðóãèõ æèâîòíûõ.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

 íåîêîðòåêñå ïðîèñõîäèò ðåøåíèå òåêóùèõ âîïðîñîâ, îòñðî÷êà óäîâîëüñòâèÿ, äîëãîâðåìåííîå ïëàíèðîâàíèå, ðåãóëÿöèÿ ýìîöèé, ñäåðæèâàíèå èìïóëüñèâíûõ ïîðûâîâ (4).

Íàèáîëåå ýâîëþöèîííî ìîëîäàÿ îáëàñòü ìîçãà  — ïåðåäíÿÿ ÷àñòü íåîêîðòåêñà, ïðåôðîíòàëüíàÿ êîðà (ÏÔÊ). ÏÔÊ  —  ýòî òàêîé ðàñïîðÿäèòåëü, êîòîðûé ïîìîãàåò íàì äåëàòü âûáîð: âçÿòü êîëó èëè ïåïñè, ñêàçàòü âñå, ÷òî äóìàåøü èëè ïðîìîë÷àòü, ïîëó÷èòü ñèþìèíóòíîå èëè îòëîæåííîå âîçíàãðàæäåíèå (5). Èìåííî áëàãîäàðÿ ÏÔÊ ìû ìîæåì ïîä÷èíÿòü ñâîè äðåâíèå ýìîöèîíàëüíûå æåëàíèÿ ñîâðåìåííûì öåëÿì.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà vs ïðåôðîíòàëêà

Ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà è ÏÔÊ êàðäèíàëüíî îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà: îäíà äåéñòâóåò èìïóëüñèâíî è çàïðîãðàììèðîâàíà íà ïîëó÷åíèå ñèþìèíóòíîãî âîçíàãðàæäåíèÿ, äðóãàÿ êîíòðîëèðóåò èìïóëüñû è îòêëàäûâàåò áûñòðûå óäîâîëüñòâèÿ ðàäè äîëãîâðåìåííûõ öåëåé.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Ó ìåíÿ òàêèå âîò àññîöèàöèè, åñëè âçÿòü ãåðîåâ èç Ìñòèòåëåé

Äèññîíàíñ íàñòóïàåò òîãäà, êîãäà òåáå íàñòîÿùåìó õî÷åòñÿ ÷òî-òî îäíî, íî áóäóùåìó òåáå áûëî áû ëó÷øå, åñëè áû òû ñäåëàë ÷òî-òî äðóãîå. Òóò è íà÷èíàåòñÿ ïåðåòàñêèâàíèå êàíàòà ìåæäó äâóìÿ ñèñòåìàìè.

Ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà êðè÷èò «ÕÎ×Ó!», à ÏÔÊ ïûòàåòñÿ å¸ îáðàçóìèòü «Êóäà òåáå î÷åðåäíàÿ áóëêà, òû æå ðåøèë õóäåòü!». Òî, êàêîå ðåøåíèå ìû ïðèìåì, çàâèñèò îò òîãî, êòî ïîáåäèò â ýòîé «áèòâå».

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Êàê ñîâðåìåííûé ìèð óñëîæíÿåò ïðîöåññ ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé

 ñîâðåìåííîì ìèðå íàñ îêðóæàåò ñëèøêîì ìíîãî ñèþìèíóòíûõ óäîâîëüñòâèé: êàëîðèéíàÿ åäà, íàðêîòèêè, àëêîãîëü, ñîöñåòè. Âñå ýòè âåùè äîñòóïíû êàæäîìó, äëÿ èõ ïîëó÷åíèÿ ñåé÷àñ äàæå èç äîìà âûõîäèòü íå íóæíî. Ïåðåãðóæåííîñòü ñîáëàçíàìè, êîòîðûå îêðóæàþò íàñ ñî âñåõ ñòîðîí, óñëîæíÿåò ïðîöåññ ïðèíÿòèÿ ïðàâèëüíûõ äëÿ íàñ â áóäóùåì ðåøåíèé.

 óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîãî ìèðà ó íàñ ïðîïàëà íàäîáíîñòü ñèëüíî áåñïîêîèòüñÿ î áàçîâûõ ïîòðåáíîñòÿõ (ïî êðàéíåé ìåðå â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ). Âîïðîñ íå â òîì, êàê áû âûæèòü, à â òîì, êàê áû ïðîæèòü äîëãóþ êà÷åñòâåííóþ æèçíü. È ðåøåíèå òóò îäíî  — íóæíî äóìàòü î áóäóùåì è äåëàòü âûáîð â ñòîðîíó îòëîæåííîãî âîçíàãðàæäåíèÿ.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Õî÷åøü îáåñïå÷èòü ñåáå ñòàðîñòü? Íå íàäåéñÿ íà ãîñóäàðñòâî, çàäóìàéñÿ î òîì, ÷òîáû êîïèòü äåíüãè. Õî÷åøü æèòü äîëãî è â ñòàðîñòè íå ñëèâàòü âñå íàêîïëåííûå äåíüãè íà ëåêàðñòâà è ëå÷åíèå - óâåëè÷èâàé ôèçàêòèâíîñòü, êà÷åñòâåííî óëó÷øàé ïèòàíèå, âûñûïàéñÿ. Õî÷åøü ïðîæèòü íàñûùåííóþ è èíòåðåñíóþ æèçíü? Íàïîëíÿé äîñóã çàíÿòèÿìè, êîòîðûå îáîãàùàþò òåáÿ âìåñòî òîãî, ÷òîáû îïóñòîøàòü. Àëêîãîëü, èíòåðíåò, íàðêîòèêè è èãðû íå äàþò òîãî ñ÷àñòüÿ, êîòîðîå òû ïûòàåøüñÿ òàì îòûñêàòü.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Ïðîáëåìà â òîì, ÷òî ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà íå èãðàåò âäîëãóþ. Åé íàäî çäåñü è ñåé÷àñ.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Ðàíüøå â óñëîâèÿõ íåäîñòàòêà ðåñóðñîâ ýòî áûëî èäåàëüíîé ñòðàòåãèåé, íî ñåé÷àñ  — íå î÷åíü. Äîñòàòî÷íî ïîñìîòðåòü íà ñòàòèñòèêó ïî çàáîëåâàåìîñòè îæèðåíèåì, äèàáåòîì, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûìè çàáîëåâàíèÿìè. Âñå ýòî õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå ïîÿâëÿþòñÿ èç-çà íåïðàâèëüíîãî îáðàçà æèçíè. À îáðàç æèçíè åñòü ñóììà «íåïðàâèëüíûõ» ðåøåíèé, êîòîðûå ìû ñîâåðøàåì êàæäûé äåíü.

Êàê õàêíóòü ñèëó âîëè è ïåðåñòàòü áûòü ðàáîì ñâîåé ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû

Îê, ñ òåîðèåé ìû ðàçîáðàëèñü. Òåïåðü ïåðåéäåì ê ïðàêòè÷åñêèì ñîâåòàì. Åñëè ÏÔÊ  —  íàåçäíèê, êîòîðûé óïðàâëÿåò íàøèì ýìîöèîíàëüíûì ñëîíîì, òî êàê ìû ìîæåì óâåëè÷èòü ñïîñîáíîñòü íàåçäíèêà èì óïðàâëÿòü?

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Ïðîáëåìà: ñèëà âîëè  — èñ÷åðïàåìûé ðåñóðñ

Ñàìîêîíòðîëü  — çàòðàòíàÿ äëÿ ìîçãà ôóíêöèÿ. Êàê òîëüêî ýíåðãèè íà÷èíàåò íå õâàòàòü, ìîçã îòêëþ÷àåò ôóíêöèþ ñàìîêîíòðîëÿ è íàïðàâëÿåò ýíåðãèþ íà áîëåå âàæíûå äëÿ æèçíåîáåñïå÷åíèÿ ôóíêöèè. Òî åñòü ñèëà âîëè  —  ýòî êîíå÷íûé ðåñóðñ â âèäå ýíåðãèè, òðåáóþùèéñÿ íà ïîääåðæàíèå ñàìîêîíòðîëÿ.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

×åì áîëüøå ìû çàãðóæàåì ñâîþ ëîáíóþ êîðó  — çàñòàâëÿåì åå çàïîìèíàòü ÷òî-òî, ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, îãðàíè÷èâàòü ñåáÿ â ÷åì-òî, òåì áûñòðåå îíà èñòîùàåòñÿ.  ïîïóëÿðíîé ïñèõîëîãèè ñèëó âîëè ÷àñòî ñðàâíèâàþò ñ ìûøöåé: ÷åì áîëüøå åå èñïîëüçóåøü, òåì áîëüøå îíà óñòàåò (6).

Ïðè âûñîêîé êîãíèòèâíîé çàãðóçêå  — íàïðèìåð, ïîñëå òåñòîâ, òðåáóþùèõ íàïðÿæåííîé ýìîöèîíàëüíîé äèíàìèêè, ÷åëîâåê ÷àñòî íà÷èíàåò æóëüíè÷àòü ñ ñîáñòâåííîé äèåòîé (7). Ïî ýòîé æå ïðè÷èíå òàê ñëîæíî çàñòàâèòü ñäåëàòü ñåáÿ ÷òî-òî ïîëåçíîå ïîñëå ðàáî÷åãî äíÿ: ê òîìó âðåìåíè, êàê ìû äîõîäèì äî âàæíûõ äëÿ íàñ çàäà÷, ó íàñ óæå íåò ñèë, ÷òîáû èõ âûïîëíÿòü.

Âûõîäèò, ÷òî íàøà íåñïîñîáíîñòü ñäåðæàòü îáåùàíèÿ, äàííûå ñàìîìó ñåáå, ýòî íå ïðîÿâëåíèå ñëàáîñòè èëè ïëîõîé äèñöèïëèíû, à ñëåäñòâèå òîãî, ÷òî ìû óñòàëè è èñ÷åðïàëè ðåñóðñ ñàìîêîíòðîëÿ.

Ðåøåíèå 1. Íå äàâàòü íàåçäíèêó óñòàâàòü è âîâðåìÿ îáíîâëÿòü êîãíèòèâíûé ðåñóðñ

1. ×òîáû èçáåæàòü èñòîùåíèÿ ýíåðãèè, íóæíî âîâðåìÿ ïîäïèòûâàòü ìîçã.

Øàíñ òîãî, ÷òî ñóäüè îäîáðÿò óñëîâíî-äîñðî÷íîå îñâîáîæäåíèå çàêëþ÷åííûõ, ðàâåí 65% ñðàçó ïîñëå åäû, íî â òå÷åíèå äâóõ ÷àñîâ äî ñëåäóþùåãî ïðèåìà ïèùè îäîáðåíèå çàÿâëåíèé ïàäàåò, ñíèæàÿñü ïî÷òè äî íóëÿ íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä î÷åðåäíûì ïåðåðûâîì (8).

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

Ãðàôèê äîëè îäîáðåííûõ çàÿâëåíèé îòíîñèòåëüíî âðåìåíè ïðåäûäóùåãî ïåðåðûâà íà åäó

2. Ïëîõîé ñîí è ñòðåññ îïóñòîøàþò ðåñóðñ âîëè (9) (10). Ýòî òî, ÷òî íóæíî ìåíÿòü â ïåðâóþ î÷åðåäü, åñëè ó âàñ åñòü ïðîáëåìû ñ ñàìîêîíòðîëåì.

3. Ïåðåíîñèòü ñëîæíûå çàäà÷è íà âðåìÿ, êîãäà âàø ðåñóðñ ñèëû âîëè íàèáîëåå ïîëîí (óòðî).

4. Èçáåãàòü ñåðüåçíûõ îãðàíè÷åíèé, îñîáåííî òåõ, ÷òî ñâÿçàíû ñ ïèòàíèåì (ñìîòðåòü ï.1).

Ðåøåíèå 2. Ñïîñîáíîñòè íàåçäíèêà ìîæíî óëó÷øèòü ïóòåì òðåíèðîâîê ñ ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþùåéñÿ ñëîæíîñòüþ

Читайте также:  Помощь при гипертермическом синдроме детям

Åñëè ìû íå òðåíèðóåì ñèëó âîëè è ïîñòîÿííî ïûòàåìñÿ ëèøü ýêîíîìèòü åå ðåñóðñû  — îíà îñëàáåâàåò. Åñëè ìû óõîäèì â êðàéíîñòè è íà÷èíàåì êàæäûé äåíü áåãàòü ìàðàôîí ïîñëå äîëãîãî çàòèøüÿ, òî åñòü ðèñê áûñòðî óòîìèòüñÿ è ïîëó÷èòü òðàâìó (ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå èëè ñðûâ).

Íóæíà áîëåå ýôôåêòèâíàÿ ñòðàòåãèÿ, çàâÿçàííàÿ íà ïîñòåïåííûõ è ìàëåíüêèõ èçìåíåíèÿõ, êîòîðûå íå áóäóò èñòîùàòü ÏÔÊ, íî ïðè ýòîì áóäóò òðåíèðîâàòü ñèëó âîëè.

Ïëîõî:

— Ïåðåõîäèòü íà äîìàøíþþ åäó, êîãäà äî ýòîãî ãîäàìè ïèòàëñÿ îäíèì ôàñòôóäîì

— Ïîêóïàòü ãîäîâîé àáîíåìåíò â ñïîðòçàë è õîäèòü òóäà íåñêîëüêî ðàç â íåäåëþ, êîãäà ãîäàìè íå çàíèìàëñÿ ñïîðòîì

— Çàñòàâëÿòü ñåáÿ ðàíî âñòàâàòü, êîãäà ïðèâûê âñòàâàòü â îáåä

Õîðîøî:

— Êàæäóþ íåäåëþ ââîäèòü îäíî ìàëåíüêîå èçìåíåíèå â ðàöèîí

— Íà÷èíàòü ñ äîìàøíèõ òðåíèðîâîê, ïîñòåïåííî íàðàùèâàÿ ìîùíîñòü

— Ïîñòåïåííî ïåðåíîñèòü âðåìÿ ïîäúåìà íà áîëåå ðàííåå âðåìÿ

Íàø ìîçã íå ëþáèò äëèòåëüíûå çàäà÷è. Èçó÷åíèå ÿçûêîâ, ïîõóäåíèå, ïîäãîòîâêà ê ìàðàôîíó, äëèòåëüíûå ïðîåêòû, íàïèñàíèå äèïëîìà èëè êíèãè  — âñå ýòè çàäà÷è êàæóòñÿ ìîçãó ñëèøêîì ñëîæíûì, ïîýòîìó îí âñåìè ñïîñîáàìè ïûòàåòñÿ âàñ îòãîâîðèòü îò èõ âûïîëíåíèÿ. Ìîçã íóæíî îáìàíóòü, ñíèçèâ íà÷àëüíûé áàðüåð äî ìèíèìóìà òàê, ÷òîáû íå âîçíèêàëî æåëàíèå îòëîæèòü èëè çàáèòü íà äåëî.

Òàê, âûïîëíÿÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ìàëåíüêèõ è ïîñèëüíûõ äåéñòâèé, ìîçã áóäåò ðåãóëÿðíî ïîëó÷àòü äîôàìèíîâûå ïðèçû, ó âàñ áóäåò ðàñòè óâåðåííîñòü â òîì, ÷òî âû ìîæåòå ñïðàâèòüñÿ ñ äåëîì, ðèñê ñðûâîâ è ïðîêðàñòèíàöèè áóäåò ìèíèìèçèðîâàí, ïîòîìó ÷òî òî, ÷òî âû äåëàåòå, ëåãêî è êëàññíî. Win-win.

Ðåøåíèå 3. Âûðàáîòêà ïðèâû÷åê

Åñëè ðå÷ü èä¸ò î äåéñòâèÿõ, êîòîðûå âàì íåîáõîäèìî ñîâåðøàòü ðåãóëÿðíî, òî ëó÷øåå ðåøåíèå - ïðåâðàòèòü èõ â ïðèâû÷êè.

Ïðèâû÷êè  — ýòî àâòîìàòè÷åñêèå äåéñòâèÿ, äëÿ àêòèâàöèè êîòîðûõ íå íóæíà ñèëà âîëè è ìîòèâàöèÿ. Ïðèâû÷êè ïîçâîëÿþò ýêîíîìèòü ýíåðãèþ, òàê êàê äëÿ èõ âûïîëíåíèÿ íå íóæíà îñîçíàííîñòü  —  âû ïðîñòî äåëàåòå ÷òî-òî íà àâòîïèëîòå.

Ñèëà âîëè: ÷òî ýòî òàêîå è êàê å¸ ïðîêà÷àòü Ïðèâû÷êè, Ñàìîðàçâèòèå, Ñèëà âîëè, Çàâèñèìîñòü, Ìîòèâàöèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ìîçã, Äëèííîïîñò

×åì áîëüøå â âàøåé æèçíè ðèòóàëîâ è ðóòèí, ÷åì ìåíüøå ðåøåíèé âàì íåîáõîäèìî ïðèíèìàòü (÷òî ìíå ñúåñòü íà çàâòðàê? ïîéòè ëè ñåãîäíÿ â çàë? ÷òî íàäåòü? êàêîé äîðîãîé ïîåõàòü íà ðàáîòó?), òåì áîëüøå ðåñóðñîâ âû ìîæåòå ñýêîíîìèòü äëÿ äåéñòâèòåëüíî âàæíûõ ðåøåíèé, êîòîðûå ìîãóò èçìåíèòü âàøó æèçíü.

Èìåííî ïî ýòîé ïðè÷èíå Ìàðê Öóêåðáåðã (è êîãäà-òî Ñòèâ Äæîáñ) íå çàìîðà÷èâàåòñÿ ïî ïîâîäó ñâîåãî ãàðäåðîáà. Òàêèì îáðàçîì îí ïûòàåòñÿ íàïðàâèòü ñâîè îãðàíè÷åííûå ðåñóðñû íà ïðèíÿòèå áîëåå âàæíûõ ðåøåíèé. Ïîäîáíàÿ èäåÿ òàêæå íàõîäèòñÿ â îñíîâå òàêîãî òå÷åíèÿ, êàê ìèíèìàëèçì.

Êàêèå ïðèâû÷êè ìîãóò ýêîíîìèòü ðåñóðñ ñèëû âîëè?

— Ïðîïèñûâàòü ïëàí ïèòàíèÿ íà äåíü (íå íóæíî äóìàòü î òîì, ÷òî âû áóäåòå åñòü â òå÷åíèå äíÿ)

— Ãîòîâèòü åäó çàðàíåå (íà íåñêîëüêî äíåé èëè íà íåäåëþ ïî òåõíèêå meal prepping)

— Êàæäûé ìåñÿö àâòîìàòè÷åñêè îòêëàäûâàòü ÷àñòü çàðïëàòû íà íàêîïëåíèÿ (à ëó÷øå ñðàçó íàñòðîèòü åæåìåñÿ÷íûå àâòîìàòè÷åñêèå ïåðåâîäû íà íàêîïèòåëüíûé ñ÷åò)

— Ñîñòàâëÿòü ñïèñîê çàäà÷ íà äåíü

Ðåøåíèå 4: Èçáåãàòü ñîáëàçíîâ

Çà÷åì áîðîòüñÿ ñ ñîáëàçíàìè è èñïûòûâàòü ñâîþ ñèëó âîëè, åñëè ìîæíî ýòîãî èçáåæàòü? Åñëè âû çíàåòå, ÷òî ó âàñ ïðîáëåìû ñ àëêîãîëåì, ñëàäêèì èëè äðóãèìè âðåäíûìè ïðèâû÷êàìè - óáåðèòå òðèããåðû èç çîíû äîñÿãàåìîñòè. Íå ïîêóïàéòå áóëêè è âèíî, ïðÿ÷üòå èõ íà äàëüíèå ïîëêè, ïðîõîäèòå ìèìî ïîëîê ñ ýòèìè ïðîäóêòàìè â ìàãàçèíàõ. Óñëîæíèòå ñâîåìó ìîçãó çàäà÷ó - ïóñòü åìó áóäåò ëåíü ñäåëàòü äåéñòâèå, îò êîòîðîãî âû ïûòàåòåñü îòêàçàòüñÿ.

Íàïîñëåäîê

Óíèâåðñàëüíûõ ñîâåòîâ î òîì, êàê ïîáîðîòü áåçâîëèå è äîñòèãàòü öåëåé, íå ñóùåñòâóåò. Ó âñåõ ëþäåé èçíà÷àëüíî ðàçíîå êîëè÷åñòâî ðåñóðñà ñèëû âîëè. Ó âîëåâûõ ëþäåé ìîçã èçíà÷àëüíî áîëåå óñòîé÷èâ ê èìïóëüñèâíîìó ïîâåäåíèþ. Ó ëþäåé ñî ñëàáûì ñàìîêîíòðîëåì ìîçãó ëåã÷å ïîääàòüñÿ íà ñîáëàçíû.

Èñïðàâèòü «âñòðîåííóþ» íåõâàòêó ñèëû âîëè âðÿä ëè âîçìîæíî, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî âñå ïîòåðÿíî. Ìîæíî íàó÷èòüñÿ äîáèâàòüñÿ äîëãîñðî÷íûõ öåëåé, äàæå èìåÿ âðîæäåííûå ïðîáëåìû ñ ñàìîêîíòðîëåì. Ïðîáóéòå ìåòîäû, îïèñàííûå âûøå. Èùèòå óíèêàëüíûå ìåòîäû, êîòîðûå ðàáîòàþò äëÿ âàñ. Âíîñèòå èçìåíåíèÿ â âàøó åæåäíåâíóþ ðóòèíó è äîáèâàéòåñü ïðîãðåññà â òåõ âåùàõ, êîòîðûå äåéñòâèòåëüíî äëÿ âàñ âàæíû.

*****************

È, êîíå÷íî æå, âåëêîì â òåëåãðàì-êàíàë Òû æ áèîëîã???????? — òóäà ÿ ïèëþ ãîðàçäî áîëüøå ìàòåðèàëîâ, ÷åì íà Ïèêàáó:)

Источник

Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.

Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.

Блюма Зейгарник и ее важное открытие

блюма зейгарик

Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.

Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.

Читайте также:  Преодоление и профилактика синдрома выгорания

Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.

В чем заключается психологический феномен Зейгарник?

психологический феномен Зейгарник

Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.

Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».

Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:

  1. Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
  2. Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
  3. Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.

По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.

Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».

Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).

Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник

исследование эффекта Зейгарник

Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.

В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.

Как используется эффект Зейгарник в наше время?

Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.

Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.

В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.

Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник

Синдром незавершенного действия что это

Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:

  • Блюма Зейгарник «Патопсихология».
  • Сергей Степанов «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».
  • Джон Готтман «Как сохранить любовь в браке».
  • Рольф Добелли «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди».

Заключение

Эффект Зейгарник отражает повышенную значимость неоконченных дел в сознании человека. Он помогает понять, почему часто они не дают возможности обрести спокойствие и оставить некоторые события в прошлом. Предупреждает, что начало нового дела сопровождается появлением напряжения в памяти. Отсюда следует вывод, что не стоит стремиться к многозадачности, ведь каждая цель требует достаточной энергии для ее достижения. В противном случае можно подвергнуться избыточным переживаниям и не рассчитать нагрузку на нервную систему.

Источник