Синдром нарушения высших психических функций

Синдром нарушения высших психических функций thumbnail

Высшие психические функции, также именуемые когнитивные способности личности – сложные по структуре и организации психофизиологические феномены. Процессы высшей психической деятельности не являются результатом генетического наследия человека. Они не даны от рождения, а формируются пожизненно и являются следствием индивидуального опыта человека. Их происхождение и развитие обусловлено культурными и социальными факторами.

высшие психические функции

Все виды когнитивных способностей человека не существуют изолированно: они системно связаны друг с другом. Особенность высших психических функций: возможность и необходимость сознательного управления ними.

По современным представлениям, когнитивные способности человека базируются на простой условно-рефлекторной деятельности мозга. Это подтверждает тот факт, что любой психический процесс неоднородный по структуре. Он протекает в двух взаимосвязанных плоскостях: на природном (натуральном, непроизвольном, биологическом) пласте и на приобретенном (высшем, произвольном, культурном) уровне.

С помощью высших психических функций человек осуществляет рациональное познание окружающей действительности и целенаправленно взаимодействует с внешним миром. Когнитивные способности обеспечивают восприятие информации, проводят обработку, синтез и анализ данных, дают возможность запоминать, хранить и воспроизводить сведения. Благодаря высшим психическим функциям субъект может обмениваться информацией, отбирать требуемые факты для построения жизненной стратегии, осуществлять избранную программу действий.

Виды высших психических функций

Высшими психическими функциями являются следующие когнитивные способности человека:

  • речь;
  • праксис;
  • гнозис;
  • память;
  • внимание;
  • интеллект.

Речь

Речь – исторически сформированный вид коммуникации и взаимодействия в человеческом сообществе посредством языковых конструктов, которые создаются и применяются согласно установленным канонам. Речевые способности подразумевают два процесса. Первый из них носит название экспрессивная речь, что представляет собой формирование, формулирование и изложение личных мыслей с помощью языковых средств. Второй процесс именуется импрессивная (сенсорная) речь, характеризующаяся способностью человека воспринимать слышимые и видимые языковые конструкции, понимать значение символов устной и письменной речи.

Праксис

Праксис – существующие у индивидуума практические навыки целенаправленной двигательной активности, возникшие в результате личного опыта и благодаря полученному профессиональному образованию. Такие способности приобретаются и накапливаются в течение всей жизни человека. Праксис включает огромное количество простых и сложных регулярно осуществляемых субъектом двигательных программ. Примерами двигательной активности выступает и навык ходьбы, который усваивает ребенок к одному году жизни, и сложные профессиональные акты, например, сборка агрегата в определенном алгоритме действий. Проведение сложных видов двигательной активности обеспечивает правильная последовательность сокращения мышц скелетной мускулатуры. Выполнение сложных актов обеспечивает поступающая информация от проприоцепторов и воспринимаемые речевые сигналы.

Гнозис

Гнозис – когнитивная способность человека, обеспечивающая возможность синтеза простых сигналов от сенсорных систем в целостные зрительные, слуховые или тактильные образы. Гнозис обеспечивает восприятие информации любой модальности и дает возможность из разнородных сигналов составить цельную картину. Благодаря этой высшей психической функции индивид не только видит какой-то объект, но и узнает его и выделяет из ряда других предметов благодаря слаженной работе отдельных анализаторов и извлечения требуемой информации из памяти.

Память

Память – способность субъекта усваивать из жизненного опыта сведения, сохранять информацию о явлениях окружающего мира и возникших реакциях организма на произошедшие события, многократно воспроизводить и использовать сохраненные данные для решения возникающих задач. Эта когнитивная способность также позволяет при необходимости дополнять и изменять запомненные сведения.

Проведенные исследования установили три стадии формирования памяти человека, каждой из которых соответствует определенный вид: сенсорная, кратковременная и долговременная память. В сенсорной памяти сберегаются сведения, полученные от органов чувств при воздействии на них определенных стимулов. Продолжительность сохранения информации минимальная: на время присутствия раздражителя, что не превышает 0,5 секунды. В кратковременной памяти усвоенные данные сберегаются не более двадцати секунд. Если не происходит повторения информации, то сведения разрушаются под воздействием вновь получаемых данных. В долговременной памяти усвоенные данные сберегаются пожизненно.

Внимание

Внимание – сознательная функция, подразумевающая избирательное направление восприятия на определенный предмет или явление. С помощью этой высшей психической функции происходит поиск и обнаружение сигнала с последующим сохранением бдительности и отождествлением полученной информации. Внимание включает в себя два компонента: непроизвольный вид и произвольный тип. Благодаря непроизвольному вниманию происходит адекватное и своевременное восприятие стимулов окружающего мира. Посредством произвольного внимания человек фокусирует психическую активность для достижения установленной цели.

Интеллект

Понятие интеллекта подразумевает способности индивидуума к рациональному познанию окружающей действительности. Эта функция высшей психической деятельности обеспечивает адаптацию человека к вновь открывшимся условиям, позволяет обучаться, понимать информацию и запоминать полученные сведения. Благодаря интеллекту человек способен применять усвоенные концепции на практике, может проводить анализ и синтез информации, готов делать какие-то умозаключения. По своей сути интеллект – совокупность всех функций высшей психической деятельности.

Читайте также:  Диета при метаболического синдрома у женщин

Нарушения высших психических функций

Под нарушениями высших психических функций подразумевают ухудшение памяти, снижение способностей к целенаправленному вниманию, речевые расстройства, ухудшение работоспособности мозга в целом и иные когнитивные дефекты. Когнитивные нарушения противопоставляются исходному уровню умственных способностей, который различен у разных людей.

Нарушения высших психических функций у детей и взрослых принято подразделять на три категории в зависимости от тяжести возникших дефектов: на легкие, умеренные и тяжелые расстройства. Определение тяжести нарушений происходит путем диагностики с использованием различных психометрических шкал.

  • При легких нарушениях высших психических функций показатели когнитивных способностей человека фиксируются в диапазоне среднестатистической нормы для конкретной возрастной группы. При легких нарушениях допускаются также незначительные отклонения значений в ту или иную сторону. Особенностью расстройств, протекающих в легкой степени тяжести – сохранение у больного критической оценки своего состояния: пациенты осознают факт ухудшения их умственных возможностей по сравнению с исходным уровнем. Как правило, такие больные сильно обеспокоены произошедшими с их когнитивной сферой изменениями. Они осознанно и целенаправленно описывают свои жалобы врачу. Однако произошедшие с ними перемены не доставляют хлопот и не притягивают внимание окружающих. Легкие нарушения высших психических функций не влияют на привычный образ жизни и не создают каких-либо затруднений в самообслуживании. Согласно проведенным обследованиям больных неврологического профиля легкие нарушения определяются у 40% пациентов. Также статистика указывает, что от когнитивных расстройств легкой степени тяжести страдает не менее 20% лиц пожилого и преклонного возраста.
  • Основанием для констатации расстройств высших психических функций средней тяжести являются результаты обследования, при которых показатели умственной работоспособности выходил за допустимые пределы для конкретной возрастной нормы. Однако умеренные нарушения не приводят к дезадаптации больного, не ограничивают его самостоятельность, независимость и дееспособность. Человек с такой проблемой самостоятельно указывает на возникшие у него трудности. Он жалуется на быструю утомляемость при осуществлении умственной деятельности, указывает на трудности с запоминанием и воспроизведением информации, описывает ухудшение способностей к восприятию новых учебных сведений. Также ухудшение когнитивных возможностей становится заметным окружающим. При умеренных расстройствах особа утрачивает возможность проведения сложных видов интеллектуальной активности. Распространенность расстройств высших психических функций умеренной степени тяжести среди людей пожилого и преклонного возраста превышает планку в 15%. При этом у половины пациентов, имеющих проблемы неврологического профиля, фиксируется снижение когнитивного потенциала.
  • Тяжелые нарушения высших психических функций – сложные необратимые расстройства, при которых субъект утрачивает способность к самообслуживанию, утрачивает возможность адаптации в социуме и нуждается в помощи окружающих. При тяжелых расстройствах происходит распад психических функций, определяется стойкое ухудшение познавательной деятельности, утрата ранее приобретенных знаний, неспособность на практике использовать усвоенные навыки, отсутствие способностей к усвоению новой информации.

Причины нарушения высших психических функций

Описано несколько десятков отдельных, самостоятельных форм болезней, в клинической картине которых присутствуют нарушения высших психических функций. Такими нозологическими единицами являются как первичные патологии мозга, так и разнообразные соматические заболевания, болезни нервной системы, психотические расстройства, при которых наблюдается ухудшение когнитивных способностей человека.

Причиной нарушения высших психических функций могут быть дегенеративные заболевания нервной системы – обширная группа недугов, которые вызваны процессом прогрессирующей гибели нейронов, напрямую не связанным с установленными внешними агентами или внутренними факторами. Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие нейродегенеративные заболевания:

  • сенильная деменция альцгеймеровского типа, ключевой особенностью которой являются накопление амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков в тканях головного мозга;
  • деменция с тельцами Леви, характеризующаяся развитием признаков паркинсонизма, появлением отягощающихся когнитивных нарушений, возникновением рецидивирующих визуальных галлюцинаций, существенным перепадом в течение суток уровня интеллектуального потенциала;
  • фронтотемпоральная дегенерация – наследственная патология, носящая нерегулярный характер, при которой поражаются лобные и височные доли;
  • кортикобазальная дегенерация – спорадическая болезнь нервной системы с доминантным поражением лобно-теменной покрышки и черного вещества, для которой характерно скопление в нейронах гиперфосфорилированного тау-белка;
  • болезнь Паркинсона – болезнь, вызванная постепенным отмиранием двигательных нейронов, продуцирующих дофамин;
  • прогрессирующая надъядерная офтальмоплегия – недуг, характеризующийся отсутствием произвольных содружественных движений глаз в горизонтальной или вертикальной плоскости;
  • болезнь Гентингтона – генетическое заболевание, проявляющееся сочетанием прогрессирующего хореического гиперкинеза и психотических расстройств.
Читайте также:  Как появляются дети с синдромом дауна

Очень часто причиной нарушения высших психических функций являются сосудистые патологии и дефекты головного мозга, которые развились из-за острых или хронических сбоев в мозговом кровообращении. Причиной ухудшения когнитивных способностей человека могут быть:

  • ишемический инсульт, сопровождающийся размягчением участка мозговой ткани – инфарктом мозга;
  • мультиинфарктное состояние, представляющее собой множественные небольшие инфаркты в белом веществе полушарий головного мозга, внутренней капсулы, оснований вентральной части заднего мозга;
  • хроническая церебральная ишемия, вызванная постепенным ухудшением кровоснабжения головного мозга с нарастающими различными изъянами в его работе;
  • геморрагический инсульт – кровоизлияние в вещество мозга в результате разрыва кровеносных сосудов.

Причиной нарушения когнитивных функций являются дисметаболические энцефалопатии – диффузное поражение структур черепной коробки, являющееся следствием нарушений обмена веществ при различных заболеваниях висцеральных органов. Ухудшение когнитивных нарушений наблюдается при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической энцефалопатии. Еще одна вероятная причина нарушения высших психических функций – дефицит в организме тиамина, цианокобаламина, фолиевой кислоты. Угнетение познавательной способности может наблюдаться в результате отравления ядами химического происхождения, как промышленными, так и бытовыми веществами.

Распространенная причина изменений функционирования головного мозга – бесконтрольный прием медикаментов и наркотических веществ. Выраженная когнитивная дисфункция наблюдается при приеме психотомиметических отравляющих веществ, при злоупотреблении холинолитическими средствами. Угнетающее влияние на функционирование нервной системы оказывают барбитураты, обладающие амнестическим действием. Причина нарушения когнитивных способностей – использование высоких доз бензодиазепинов, антипсихотиков, нормотимиков.

Нарушение высших психических функций часто определяется при нижеследующих состояниях:

  • ВИЧ энцефалопатии, определяемой у 15-20% больных СПИДом;
  • синдром кортико-стриоспинальной дегенерации, являющийся основным признаком прионной болезни;
  • панэнцефалиты – воспаление головного мозга, характеризующееся поражением белого и серого вещества;
  • болезнь Бейля – заболевание сифилитического происхождения;
  • рассеянный склероз – хроническая аутоиммунная патология;
  • прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия – демиелинизирующее инфекционное заболевание нервной системы, при котором происходит асимметричное поражение головного мозга, инициированное активацией вируса JC (полиомавируса человека 2).

Ухудшение когнитивных способностей человек может быть результатом или отдаленным последствием травм черепной коробки. Нарушение высших психических функций определяется при доброкачественных или злокачественных новообразованиях головного мозга. Еще одна причина угнетения функционирования мозга – разнообразные ликвородинамические нарушения, обусловленные нарушением секреции, резорбции и циркуляции цереброспинальной жидкости.

Если причиной ухудшения высших психических функций выступают нарушения метаболизма, то при устранении провоцирующего фактора когнитивные способности человека восстанавливаются до нормального состояния. Однако при большинстве хронических сосудистых и прогрессирующих дегенеративных заболеваний головного мозга нарушения психических функций носят необратимый характер.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Среди многочисленных функций, выполняемых головным мозгом, весьма важное место занимает осуществление высшей психической деятельности, которая у человека достигла особенно высокого уровня развития. Информация, поступающая в проекционные зоны коры большого мозга, ее определенная обработка и формирование ощущений приводят к тому, что в ассоциативных зонах на основе их анализа и синтеза, а также сопоставления с предшествующим жизненным опытом, извлекаемым из анналов памяти, образуются более сложные категории — понятия и представления, необходимые для осмысления действительности и формирования адекватного понимания ситуации и осуществления мыслительных процессов.

Врожденные способности, игровые и трудовые навыки, накапливающийся жизненный опыт обеспечивают формирование высших психических функций (ВПФ), проявляющихся, в частности, высоким уровнем возможностей к познанию и способностью к совершению сложных двигательных актов, т.е. к развитию гнозиса(от греч. gnosis — знание, узнавание, предметное восприятие) и праксиса(от греч. praxis — действие). Совершенствование гнозиса и праксиса привело к возможности формирования у человека новой ступени развития психической деятельности — речи. Речь, языкспособствовали развитию абстрактного мышления — высшего достижения природы, способствующего тому, что овладевший речью человек смог достичь исключительного положения среди населяющих Землю живых существ.

В соответствии с концепцией А.Р. Лурия о мозговой системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) каждая психическая функция может быть связана с «работой» разных участков мозга, которые организуются в систему, составляющую нейрофизиологическую основу той или иной психической функции. Одновременно разные психические функции могут содержать в своей структуре общие звенья, и выпадение хотя бы одного из них может приводить к нарушению многих психических процессов. Это возможно даже при поражении всего лишь одного определенного участка мозга, который обеспечивал реализацию этого общего звена разных ВПФ. Здесь имеется в виду, что каждый участок мозга отвечает за что-то специфическое, «своё», что, по А.Р. Лурия, и определяется как «нейропсихологический фактор». Поиск всех этих факторов и описание функций разных участков мозга в обеспечении психических процессов является важной задачей в отечественной нейропсихологии. Кроме понятия «Фактор» в нейропсихологии используются также понятия»синдром» и «симптом».

Читайте также:  Синдром повышенного внимания у взрослых

Фактор — наиболее сложное в нейропсихологии понятие, направленное на преодоление психофизического параллелизма и несущее в себе как физиологическое, так и психологическое содержание. С помощью фактора устанавливается соответствие между двумя основными детерминантами психического отражения: того, что отражается из среды, и того, как это в определенных мозговых зонах осуществляется.

Существующие на сегодняшний день данные позволяют выделить целый ряд факторов, «привязанных» к работе определенных зон мозга на различных уровнях его горизонтальной и вертикальной организации.

Синдром — сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного фактора. Таким образом, в синдроме собираются только те симптомы, за которыми лежит одна и та же причина их возникновения, один нейропсихологический фактор. На этом базируется метод синдромного анализа нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга: 1) выявление симптомов с помощью нейропсихологических методик; 2) качественная квалификация симптомов, т.е. поиск нейропсихологического фактора, который их обуславливает; 3) анализ синдрома (синдромов) с установлением степени выраженности локального дефекта.

В литературе по нейропсихологии, особенно зарубежной, встречается и другое понимание нейропсихологического синдрома — как наиболее выраженного расстройства какой-либо психической функции.

Симптом — это понятие также употребляется в двух смыслах (как и синдром), соответствующих этапам процедуры нейропсихологического обследования больного. На этапе предварительной ориентировки в общем состоянии психических функций устанавливается проявление их недостаточности (симптомов выпадения) в виде речевых расстройств, нарушений движений и т.д. или симптомов раздражения мозга (например, слуховые обманы при воздействии патологического процесса на височные структуры). Таким образом, на этом этапе симптом понимается лишь как внешнее проявление функционального дефицита или избыточности, но он еще не дифференцирован относительно топики очага поражения. Лишь на следующем этапе возможно проведение целенаправленного его изучения (в сопоставлении со всеми данными о больном) — качественная нейропсихологическая квалификация симптома с установлением нарушенного фактора, лежащего в основе его формирования и придающего ему «локальный» смысл. Топическое значение данных, получаемых с помощью нейропсихологического исследования, оценивается при детальном анализе совокупности связанных друг с другом симптомов, каждый из которых указывает на относительно «жесткую» связь с теми или иными мозговыми структурами.

Первичные нейропсихологические симптомы — нарушение психических функций, непосредственно связанное с нарушением определенного фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушение психических функций, возникающее как следствие влияния первичных нейропсихологических симптомов (по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями).

Следует помнить, что тщательный нейропсихологический анализ структуры нарушений ВПФ адекватно проводить периода заболевания, когда компенсированы расстройства общемозгового характера (отек мозга, выраженный гипертензивный синдром и другие).

Дадежндсть диагностики определяется путем соотнесения данных нейропсихологического исследования с результатами клиничесчкого, злектрофизиологического, рентгенологического и других исдледоданий мозга.

В настоящее время для оценки анатомических структур головного мозга широко используются компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная (МРТ) томография, а для исследования его функций — гамма-томография (ГТ — позволяет изучать региональный кровоток в головном мозге), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ — измерение интенсивности локальной утилизации глюкозы мозгом), а также электроэнцефалография (ЭЭГ) — качественная (фиксация устойчивого локального изменения электроактивности мозга) и количественная (компьютерное картирование электрической активности мозга).

Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник