Синдром эмоционального выгорания у медработников дипломная работа
Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.
История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.
курсовая работа, добавлен 10.10.2014
Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.
курсовая работа, добавлен 09.04.2014
Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.
курсовая работа, добавлен 04.10.2012
Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.
курсовая работа, добавлен 12.07.2015
Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.
дипломная работа, добавлен 17.05.2014
Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания», обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.
дипломная работа, добавлен 03.06.2011
Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.
курсовая работа, добавлен 19.01.2013
Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.
практическая работа, добавлен 24.03.2011
Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.
курсовая работа, добавлен 26.06.2013
Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.
курсовая работа, добавлен 05.01.2016
Источник
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Физиологический и психологический аспекты эмоцио-нального стресса, и его влияние на личность . . . . . . . . . . . .
1.1. Физиологический механизм образования стресса и признаки стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Психология стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Эмоциональная напряженность и психическая адаптация . . . .
1.4. Психологическая экология . . . . . . . . . . . . . . .
1.5. Психологическое пространство и стресс . . . . . . . . . .
1.6. Врач — высшая профессия. Профессиональная позиция врача .
1.7. Влияние профессии на психологическую жизнь человека, профессиональная деформация . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.8. Факторы, инициирующие возникновение симптомов эмоцио-нального выгорания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.9. Эмоциональное выгорание . . . . . . . . . . . . . . .
6
6
11
14
22
24
28
29
37
45
Глава II Исследование личностных качеств и степени эмоцио-нального выгорания у коллектива медработников онкодиспансера . . .
2.1 Организация и методика исследования . . . . . . . . . .
2.2 Анализ и интерпретация результатов . . . . . . . . . . .
53
54
58
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Актуальность исследования
Сама профессиональная деятельность медицинских работников пред-полагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и вы-сокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возни-кающие на работе — это обычное и частовозникающее явление.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стерео-тип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгора-ние» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку до-зировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрица-тельно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.
2. Цель исследования
Исследовать степень эмоционального выгорания у медработников, сте-пень эмоционального стресса и определить личностные особенности лиц с выявленными синдромами эмоционального выгорания.
3. Задача
1) Анализ теоретических исследований по проблеме стресса, степе-ни деформации личности и эмоционального выгорания.
2) Разработка модели личностных качеств для профессии мед.работника.
3) Проведение исследования.
4. Предмет исследования
Личностные качества и их взаимосвязь с синдромом эмоционального выгорания.
5. Объект исследования
Коллектив медработников отделения анестезиологии и реанимации Клинического онкологического диспансера МЗ РТ г.Казани.
6. Методы исследования
1) Теоретический анализ,
2) Констатирующий эксперимент.
7. Методы психодиагностики
1. СМОЛ (Сокращенный Многопрофильный Опросник Личности)
2. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Д.Спилбергера.
3. Шкала депрессии.
4. Шкала профессионального стресса
5. Методика «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко
8. Выборка
Исследование проводилось в отделении анестезиологии и реанимации Клинического онкодиспансера МЗ РТ (г.Казань). 30 профессионалов, прора-ботавших в данной сфере 5-10 более лет. Они отвечали на вопросы тестов в начале рабочего операционного дня. Всем врачам-анестезиологам и медсе-страм предстояло принять участие в сложных хирургических операциях.
9. Гипотеза
Личностные особенности медработников являются внутренними фак-торами, способствующими возникновению и формированию синдрома эмо-ционального выгорания.
10. Теоретическая новизна
Определение эмоционального выгорания от личностных особенностей медработника.
11. Методологичекая основа исследования
1. Теория Г.Селье.
2. Деятельностый подход С. Рубинштейна.
Представленная дипломная работа посвящена проблеме эмоционально-го выгорания и профессионального стресса медицинских работников, рабо-тающих в отделении анестезиологии и реанимации онкодиспансера. Лично-стные качества, степень профессионального стресса и их взаимосвязь с син-дромом эмоционального выгорания являются предметом исследования дан-ной работы.
Работа состоит из двух глав.
I глава Физиологический и психологический аспекты эмоционального стресса и его влияние на личность содержит теоретический анализ основных проблем, отражающих механизмы образования стресса, его признаки и при-чины, влияние стресса на личностную структуру индивида и его профессио-нальную деятельность. Особое внимание уделено личностным особенностям работников в сфере человек-человек . Рассмотрены основные механизмы и последствия стресса — эмоциональное выгорание и факторы его формирования.
II глава Исследование личностных качеств и степени эмоционального выгорания у коллектива медработников онкодиспансера посвящена научно-исследовательской работе по определению личностных особенностей медра-ботников и их взаимосвязь с СЭВ.
В работе применялись статистические методы обработки данных:
— описательная статистика
— индуктивная статистика
— корреляционный анализ.
Работа представлена на 74 страницах, имеет список литературы, вклю-чающий 31 наименование, 4 таблицы, 1 рисунок.
В качестве приложения представлены образцы протоколов испытуемых.
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М. — 1998.
2. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. — М. — 1976.
3. Алиев X. Защита от стресса. — М. — 1996.
4. Бахур В. На нервной почве. — M. — 1997.
5. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация челове-ка. — Л. — 1988.
6. Брей P. Как жить с собой и миром. — М. — 1992.
7. Василюк Ф. Психология переживаний. — М. — 1984.
8. Грановская Р. Элементы практической психологии. — С.П. — 1997.
9. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. — М. — 1993.
10. Кон И. Социология личности. — М. — 1967.
11. Кондрашенко В. Донской Д. Общая психотерапия. — М. — 1997.
12. Краткий психологический словарь. — Р-н/Д. — 1998.
13. Курс практической психологии или как научиться работать и доби-ваться успеха. — Ижевск. — 1996.
14. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Р. — 1986.
15. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здо-ровья и работоспособности. — М. — 1980.
16. Майср Д. Социальная психология. — С.-П. — 1999.
17. Менделевич В. Клиническая медицинская психология. — М. — 1960.
18. Популярная медицинская энциклопедия. — М. — 1979.
19. Психологический словарь. — М. — 1998.
20. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. — М. -1998.
21. Рубинштейн С. Основы общей психологии. — С.П. — 1999.
22. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М. — 1960.
23. Селье Г. Стресс без дистресса. — М. — 1982.
24. Семенова А. Исцеление словом. — С.-П. — 1998.
25. Семенова А. Оберегу от всех невзгод: защита судьбы и кармы, здо-ровья и семьи. — С.-П. — 1998.
26. Стресс жизни. составители Л.Попова, В. М.Соколов. — 1996.
27. Столяренко Л. Основы психологии. — Р.н/Д. — 1997.
28. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.
29. Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. — С.-П.-1996.
30. Турачев Ю., Иовлев Б. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — М. — 1976.
31. Хьелл Л., Зинглер Теории личности. — С.-П. — 1999.
Источник
Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.
Проблема профессионального эмоционального выгорания, особенности проявления и причины данной проблемы среди старших медицинских сестер. Исследование уровня эмоционального выгорания, его зависимость от личностных особенностей, типов психологических защит.
дипломная работа, добавлен 10.11.2012
Психологические особенности синдрома эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности педагога, его общая характеристика и симптомы. Условия педагогической деятельности учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания».
курсовая работа, добавлен 11.02.2011
Проблема эмоционального выгорания работников педагогической сферы. Подходы к данной проблеме в российских и зарубежных исследованиях. Проявление синдрома эмоционального выгорания у преподавателей общеобразовательных школ, методы профилактики и коррекции.
дипломная работа, добавлен 30.07.2017
Факторы, определяющие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность медицинских работников как источник стресса и формирования тревожности. Психологическая помощь в преодолении проблемы деформации личности у медработников.
дипломная работа, добавлен 08.03.2015
Особенности синдрома эмоционального выгорания у работников сферы услуг с экстраверсией и интроверсией. Симптомы синдрома выгорания. Методика обследования сотрудников, находящихся в общении с клиентами в эмоционально-загруженной атмосфере организации.
курсовая работа, добавлен 16.12.2010
Основные причины и симптомы синдрома профессионального выгорания. Проявление синдрома профессионального выгорания у медицинских работников, влияние специфики деятельности на формирование симптомов. Мероприятия по профилактике и методы саморегуляции.
дипломная работа, добавлен 08.02.2013
Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии. История и модели изучения «синдрома выгорания». Профессия и «выгорание». Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов.
курсовая работа, добавлен 18.06.2009
Сравнительное исследование особенностей самооценки психических состояний среднего медперсонала наркодиспансера и офтальмологической клиники. Диагностика «эмоционального и психического выгорания» у медицинских работников данных лечебных учреждений.
дипломная работа, добавлен 08.03.2012
Основные подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания». Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти. Методы психологической гигиены и психологической профилактики эмоционального синдрома.
дипломная работа, добавлен 21.08.2010
Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связанные с риском эмоционального выгорания. Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания.
дипломная работа, добавлен 27.10.2014
Источник
Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема моей выпускной квалификационной работы — «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».
Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий.
Слайд 2
Целью выпускной квалификационной работы является Цель – изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания.
Слайд 3
Объект исследования является синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер.
Предмет исследования – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
Гипотеза исследования: при систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.
Слайд 4
Для достижения цели, во второй главе работы описано проведенное ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.
В исследовании приняло участие 40 человек (медицинские сестры в возрасте от 28-65 лет). Выборку составили: мужчины – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.
Исследование проводилось нами в 2 этапа. Первый этап заключался в определении склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию. Для этого была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой.
Слайд 5
Первым этапом нашей работы было исследование индивидуальной склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию по методике В.В. Бойко. Результаты исследования представлены на слайде.
Исходя из данных, представленных на диаграме, видно, что специалисты группы обладают симптомами эмоционального выгорания различного уровня выраженности. В группе испытуемых наблюдаются следующая картина:
— эмоциональное выгорание стадии напряжения наблюдается у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.
Слайд 6
Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены на слайде 6.
Как видно, в группе медработников наблюдается эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. Они имеют тенденцию к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, что ведет к ограничению своих возможностей, обязательств по отношению к другим.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников актуальна. Это подчеркивает необходимость профилактической и психокоррекционной работы с эмоциональным и психическим состоянием сотрудников. И это, в большей мере, связано не с показателями работников у которых уже сформировалось эмоциональное выгорание, а с показателем эмоционального выгорания сотрудников, который находится в стадии формирования. Так как именно на этой стадии мы можем предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания.
Слайд 7
С целью преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер и проведения профилактических мероприятий по предупреждению данного синдрома, нами была разработана « Программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания».
Программа тренинга рассчитана на 24 часа и включает в себя 8 занятий по 3 часа каждое.
Цель и задачи программы:
Познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами его преодоления.
Данная программа направлена на решение следующих основных задач:
— обозначение и иллюстрация проблемы эмоционального выгорания;
— укрепление личностной и профессиональной самооценки участников;
— осознание своих личностных особенностей и ресурсных возможностей;
— коррекция и развитие установок участников, формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.
Слайд 8
Далее на слайдах представлно описание и содержание занятий в рамках разработанной программы.
Занятие№1 «Я хочу общаться!»
Цель занятия — ознакомить участников с основными принципами программы тренинга, принять правила работы группы, создать позитивную атмосферу в группе
1.1. Знакомство
1.2. Упражнение «Что я сейчас чувствую»
1.3. «Принятие правил работы группы»
1.4. Упражнение «Мои добрые дела»
1.5. Упражнение «Страховка»
1.6. Упражнение «Мои сильные стороны»
ТОЛЬКО У НАС!
Доклад, презентация без предоплаты | Более 100 бесплатных примеров | Доработки бесплатно | Срок от 1 часа до 1 дня | Гарантия низкой цены |
Слайд 9
Занятие№2
Цель занятия — осознание связи эмоционального выгорания и особенностей свое проф. деятельности, осмысления различий в целях проф. деятельности в начале карьеры и в процессе накопления проф. Опыта
2.1. Упражнение: «16 ассоциаций»
2.2. Домашнее задание: «Свободный микрофон»
2.3. Упражнение «Контраргументы»
2.4. «Психологическая поддержка и обратная связь»
Слайд 10
На слайде номер 10 представлена информация по 6 другим занятиям.
Слайд 11
Для контроля изменений состояния участников программы тренинга предусматривается тестирование через 3 и 12 месяцев, при необходимости — проведение повторного тренинга через год. Полученный положительный результат позволит расширить практику тренингов по этой проблеме.
С целью изучения эффективности разработанной нами программы, мы всех медработников разделили на 2 группы:
Контрольная группа – 20 медработников, с которыми не проводилась представленная выше программа.
Экспериментальная группа — 20 медработников, с которыми была проведена программа тренинга.
Занятия проходили в подготовленном помещении: хорошее санитарное состояние, был представлен необходимый для занятий материал.
Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в контрольной группе
Как видно из таблицы на слайде, результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.
Слайд 12
Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в экспериментальной группе
Как видим из таблицы, результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ по всем критериям. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены, что говорит об эффективности разработанного нами тренинга. Нужно отметить, что у 17 человек существенно снизились показатели по шкалам «неудовлетворенность собой», «напряжение», «расширение сферы экономии эмоций», «резистенция», «эмоциональный дефицит», также наблюдается снижение и по шкалам «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «истощение», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.
Слайд 13
Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены в таблицах на слайде.
Анализ показал, что результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.
Кроме того, результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ. У всех медработников существенно снизились показатели по всем шкалам опросника: «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение», «деперсонализация».
Как видим, в группах медработников экспериментальной группы выявлены существенные значимые сдвиги по выраженности профессионального выгорания до и после участия в программе тренинга. До эксперимента у них наблюдалось эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. После тренинга все эти показатели существенно снизились.
Слайд 14
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Профессия медицинского работника связана со значительным риском развития синдрома эмоционального выгорания.
2. На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов.
3. Развитие и проявления синдрома эмоционального «выгорания» связаны с особенностями личности специалиста.
4. У специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии.
5. Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания».
Слайд 15
6. Профилактика психического выгорания – это ведущее направление работы психолога с медработником.
7. Виды психологической коррекции могут быть самыми разнообразными как по форме, так и по содержанию.
8. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены.
9. Проведение профилактических мер и коррекционных видов работы по предупреждению и преодолению психического выгорания требует двусторонней активности.
Слайд 16
Таким образом, Данная программа, как целиком, так и отдельными элементами, может быть рекомендована психологам, работающим с коллективом медицинских работников, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.
Перспективы исследования мы видим в апробации предложенной программы тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания», анализе и обсуждении результатов практического применения, получении обратной связи от участников.
Цель работы — изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания – достигнута.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Источник