Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников курсовая

Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2014

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания», обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.06.2011

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

    практическая работа, добавлен 24.03.2011

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Источник

    Ðàññìîòðåíèå ñèíäðîìà ôèçè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è êîãíèòèâíîãî èñòîùåíèÿ, êîòîðûé âîçíèêàåò íà ôîíå ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì ïðîäóêòèâíîñòè â ðàáîòå. Àíàëèç îñíîâíûõ ñèìïòîìîâ ÑÝÂ. Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ

    Æèçíü â áîëüøîì ãîðîäå ñîïðÿæåíà ñ êàæäîäíåâíûìè ñòðåññàìè. Âðà÷è è ñðåäíèé ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë íå ÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷åíèåì è æèâóò ïî òåì æå çàêîíàì, ÷òî è îáû÷íûå ëþäè. Áîëåå òîãî, äëÿ ëþäåé «ñòðàäàþùèõ» ïðîôåññèé — ýòî ñîöèîëîãè, ïñèõîëîãè, ìåäèêè âî âñåì ìèðå ââåäåí òåðìèí — «âûãîðàíèå».

    ×òî ýòî çíà÷èò? Ñèíäðîì ôèçè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è êîãíèòèâíîãî èñòîùåíèÿ, êîòîðûé âîçíèêàåò íà ôîíå ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì ïðîäóêòèâíîñòè â ðàáîòå. «Âûãîðàíèå» ýòî ïëàòà çà îêàçàíèå ïîìîùè, ñî÷óâñòâèÿ è çàáîòó.

    Ïî äàííûì 2004 ãîäà 82% ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñ÷èòàþò, ÷òî èõ ðàáîòà ñîïðÿæåíà ñ ïåðåíàïðÿæåíèåì è ó íèõ èìåþòñÿ ñèìïòîìû «âûãîðàíèÿ». Çàáîëåâàåìîñòü ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèåé, áîëåçíÿìè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è ðàññòðîéñòâàìè íåðâíîé ñèñòåìû ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ïðèìåðíî â 2 ðàçà âûøå, ÷åì â ïîïóëÿöèè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ íà 15 ëåò ìåíüøå. Ó íèõ â 2-3 ðàçà áîëüøå ñóèöèäàëüíûõ ïîïûòîê è àëêîãîëèçàöèè.

    Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (ÑÝÂ) áûë âïåðâûå îïèñàí â 1974 ãîäó àìåðèêàíñêèì ïñèõîëîãîì Ôðåéäåíáåðãåðîì. Îí îïèñûâàë äåìîðàëèçàöèþ, ðàçî÷àðîâàíèå è êðàéíþþ óñòàëîñòü, êîòîðûå îí íàáëþäàë ó ðàáîòíèêîâ ïñèõèàòðè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé. Ðàçðàáîòàííàÿ èì ìîäåëü îêàçàëàñü óäîáíîé äëÿ îöåíêè ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Âåäü èõ ðàáî÷èé äåíü — ýòî ïîñòîÿííîå òåñíåéøåå îáùåíèå ñ ëþäüìè, ê òîìó æå áîëüíûìè, òðåáóþùèìè íåóñûïíîé çàáîòû è âíèìàíèÿ, ñäåðæàííîñòè.

    Читайте также:  Как по узи определить синдром эдвардса

    Îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè ÑÝÂ ÿâëÿþòñÿ:

    1) óñòàëîñòü, óòîìëåíèå, èñòîùåíèå ïîñëå àêòèâíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè;

    2) ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ïðîáëåìû (êîëåáàíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, ãîëîâíûå áîëè, çàáîëåâàíèÿ ïèùåâàðèòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì, íåâðîëîãè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, áåññîííèöà);

    3) ïîÿâëåíèå íåãàòèâíîãî îòíîøåíèÿ ê ïàöèåíòàì (âìåñòî èìåâøèõñÿ ðàíåå ïîçèòèâíûõ âçàèìîîòíîøåíèé);

    4) îòðèöàòåëüíàÿ íàñòðîåííîñòü ê âûïîëíÿåìîé äåÿòåëüíîñòè;

    5) àãðåññèâíûå òåíäåíöèè (ãíåâ è ðàçäðàæèòåëüíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê êîëëåãàì è ïàöèåíòàì);

    6) ôóíêöèîíàëüíîå, íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê ñåáå;

    7) òðåâîæíûå ñîñòîÿíèÿ, ïåññèìèñòè÷åñêàÿ íàñòðîåííîñòü, äåïðåññèÿ, îùóùåíèå áåññìûñëåííîñòè ïðîèñõîäÿùèõ ñîáûòèé, ÷óâñòâî âèíû.

    ÑÝ â íàñòîÿùåå âðåìÿ èìååò ñòàòóñ äèàãíîçà â ðóáðèêå ÌÊÁ-1Î. Ïñèõè÷åñêîå âûãîðàíèå ïîíèìàåòñÿ êàê ïðîôåññèîíàëüíûé êðèçèñ, ñâÿçàííûé ñ ðàáîòîé â öåëîì, à íå òîëüêî ñ ìåæëè÷íîñòíûìè âçàèìîîòíîøåíèÿìè â ïðîöåññå åå. Âûãîðàíèå ìîæíî ïðèðàâíÿòü ê äèñòðåññó (òðåâîãà, äåïðåññèÿ, âðàæäåáíîñòü, ãíåâ) â åãî êðàéíåì ïðîÿâëåíèè è ê òðåòüåé ñòàäèè îáùåãî ñèíäðîìà äåçàäàïòàöèè — ñòàäèè èñòîùåíèÿ. Âûãîðàíèå — íå ïðîñòî ðåçóëüòàò ñòðåññà, à ñëåäñòâèå íåóïðàâëÿåìîãî ñòðåññà.

    Ýòîò ñèíäðîì âêëþ÷àåò â ñåáÿ òðè îñíîâíûå ñîñòàâëÿþùèå: ýìîöèîíàëüíóþ èñòîùåííîñòü, äåïåðñîíàëèçàöèþ (öèíèçì) è ðåäóêöèþ ïðîôåññèîíàëüíûõ (ñíèæåíèå ëè÷íûõ) äîñòèæåíèé:

    1.- ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå — ÷óâñòâî ýìîöèîíàëüíîé îïóñòîøåííîñòè è óñòàëîñòè, âûçâàííîå ñîáñòâåííîé ðàáîòîé;

    2.- äåïåðñîíàëèçàöèÿ — öèíè÷íîå, áåçðàçëè÷íîå îòíîøåíèå ê òðóäó è îáúåêòàì ñâîåãî òðóäà;

    3.- ðåäóêöèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ äîñòèæåíèé — âîçíèêíîâåíèå ÷óâñòâà íåêîìïåòåíòíîñòè â ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé ñôåðå, îñîçíàíèå íåóñïåõà â íåé.

    Áîëåå âñåãî ðèñêó âîçíèêíîâåíèÿ ÑÝ ïîäâåðæåíû ëèöà, ïðåäúÿâëÿþùèå íåïîìåðíî âûñîêèå òðåáîâàíèÿ ê ñåáå. Âõîäÿùèå â ýòó êàòåãîðèþ ëè÷íîñòè àññîöèèðóþò ñâîé òðóä ñ ïðåäíàçíà÷åíèåì, ìèññèåé, ïîýòîìó ó íèõ ñòèðàåòñÿ ãðàíü ìåæäó ðàáîòîé è ëè÷íîé æèçíüþ.  õîäå èññëåäîâàíèé áûëè âûäåëåíû åùå òðè òèïà ëþäåé, êîòîðûì ãðîçèò ÑÝÂ:

    Ïåðâûé òèï — «ïåäàíòè÷íûé», õàðàêòåðèçóåòñÿ äîáðîñîâåñòíîñòüþ, âîçâåäåííîé â àáñîëþò; ÷ðåçìåðíîé, áîëåçíåííîé àêêóðàòíîñòüþ, ñòðåìëåíèåì â ëþáîì äåëå äîáèòüñÿ îáðàçöîâîãî ïîðÿäêà (ïóñòü â óùåðá ñåáå).

    Âòîðîé òèï — «äåìîíñòðàòèâíûé», õàðàêòåðèçóåòñÿ ñòðåìëåíèåì ïåðâåíñòâîâàòü âî âñåì, âñåãäà áûòü íà âèäó. Âìåñòå ñ òåì èì ñâîéñòâåííà âûñîêàÿ ñòåïåíü èñòîùàåìîñòè ïðè âûïîëíåíèè íåçàìåòíîé, ðóòèííîé ðàáîòû, à ïåðåóòîìëåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ èçëèøíåé ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, ãíåâëèâîñòüþ.

    Òðåòèé òèï — «ýìîòèâíûé», õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîåñòåñòâåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ è âïå÷àòëèòåëüíîñòüþ. Èõ îòçûâ÷èâîñòü, ñêëîííîñòü âîñïðèíèìàòü ÷óæóþ áîëü êàê ñîáñòâåííóþ ãðàíè÷èò ñ ïàòîëîãèåé, ñ ñàìîðàçðóøåíèåì, è âñå ýòî ïðè ÿâíîé íåõâàòêå ñèë ñîïðîòèâëÿòüñÿ ëþáûì íåáëàãîïðèÿòíûì îáñòîÿòåëüñòâàì.

    ÑÝ âêëþ÷àåò â ñåáÿ 3 ñòàäèè, êàæäàÿ èç êîòîðûõ ñîñòîèò èç 4-õ ñèìïòîìîâ:

    1-ÿ ñòàäèÿ — «Íàïðÿæåíèå» — ñî ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè:

    -íåóäîâëåòâîðåííîñòü ñîáîé,

    -«çàãíàííîñòü» â êëåòêó»,

    -ïåðåæèâàíèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ñèòóàöèé,

    -òðåâîæíîñòü è äåïðåññèÿ.

    2-ÿ ñòàäèÿ — «Ðåçèñòåíöèÿ» — ñî ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè:

    -íåàäåêâàòíîå, èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå,

    -ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííàÿ äåçîðèåíòàöèÿ,

    -ðàñøèðåíèå ñôåðû ýêîíîìèè ýìîöèé,

    -ðåäóêöèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé.

    3-ÿ ñòàäèÿ — «Èñòîùåíèå» — ñî ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè:

    -ýìîöèîíàëüíûé äåôèöèò,

    -ýìîöèîíàëüíàÿ îòñòðàíåííîñòü,

    -ëè÷íîñòíàÿ îòñòðàíåííîñòü,

    -ïñèõîñîìàòè÷åñêèå è ïñèõîâåãåòàòèâíûå íàðóøåíèÿ.

    Íà ïîÿâëåíèå è ñòåïåíü âûðàæåííîñòè ÑÝ âëèÿåò ìíîæåñòâî ôàêòîðîâ. Íàèáîëåå òåñíóþ ñâÿçü ñ âûãîðàíèåì èìååò âîçðàñò è ñòàæ ðàáîòû â ïðîôåññèè. Ïîêàçàíî, ÷òî ñðåäíèé ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë «âûãîðàåò» ÷åðåç 1,5 ãîäà ïîñëå íà÷àëà ðàáîòû. Ñêëîííîñòü áîëåå ìîëîäûõ ïî âîçðàñòó ðàáîòíèêîâ ê âûãîðàíèþ îáúÿñíÿåòñÿ ýìîöèîíàëüíûì øîêîì, êîòîðûé îíè èñïûòûâàþò ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòüþ, ÷àñòî íå ñîîòâåòñòâóþùåé èõ îæèäàíèÿì. Óñòàíîâëåíî, ÷òî ó ìóæ÷èí áîëåå âûñîêèå áàëëû ïî äåïåðñîíàëèçàöèè, à æåíùèíû â áîëüøåé ñòåïåíè ïîäâåðæåíû ýìîöèîíàëüíîìó èñòîùåíèþ. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ó ìóæ÷èí ïðåîáëàäàþò èíñòðóìåíòàëüíûå öåííîñòè, æåíùèíû æå áîëåå ýìîöèîíàëüíî îòçûâ÷èâû è ó íèõ ìåíüøå ÷óâñòâî îò÷óæäåíèÿ îò ñâîèõ ïàöèåíòîâ. Ðàáîòàþùàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò áîëåå âûñîêèå ðàáî÷èå ïåðåãðóçêè (ïî ñðàâíåíèþ ñ ìóæ÷èíàìè) èç-çà äîïîëíèòåëüíûõ äîìàøíèõ è ñåìåéíûõ îáÿçàííîñòåé, íî æåíùèíû ïðîäóêòèâíåå, ÷åì ìóæ÷èíû, èñïîëüçóþò ñòðàòåãèè èçáåãàíèÿ ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé.

    Читайте также:  Можно заниматься физкультурой с синдромом впв

    Èìåþòñÿ èññëåäîâàíèÿ, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î íàëè÷èè ñâÿçè ìåæäó ñåìåéíûì ïîëîæåíèåì è âûãîðàíèåì.  íèõ îòìå÷àåòñÿ áîëåå âûñîêàÿ ñòåïåíü ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê âûãîðàíèþ ëèö (îñîáåííî ìóæñêîãî ïîëà), íå ñîñòîÿùèõ â áðàêå. Ïðè÷åì õîëîñòÿêè â áîëüøåé ñòåïåíè ïðåäðàñïîëîæåíû ê âûãîðàíèþ äàæå ïî ñðàâíåíèþ ñ ðàçâåäåííûìè ìóæ÷èíàìè.

    Ïðè èçó÷åíèè ýìîöèîíàëüíîãî äèñòðåññà ó âðà÷åé ïñèõîëîã Êing (1992) ñäåëàë ïîðàæàþùèé âûâîä: «Âðà÷è, ðàáîòàþùèå â ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè, ïîäâåðæåíû çíà÷èòåëüíîìó ëè÷íîñòíîìó äèñòðåññó, èì òðóäíî ðàñêðûòüñÿ ïåðåä êåì-íèáóäü çà ïðåäåëàìè ñâîåé íåïîñðåäñòâåííîé ñåìüè è êðóãà äðóçåé. Ïðåîáëàäàþùàÿ îñîáåííîñòü âðà÷åáíîé ïðîôåññèè — îòðèöàòü ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ ëè÷íûì çäîðîâüåì». Âûãîðàíèå — íå ïðîñòî ðåçóëüòàò ñòðåññà, à ñëåäñòâèå íåóïðàâëÿåìîãî ñòðåññà. Ïî ñëîâàì Grainger (1994): «Âðà÷åé ìíîãî ó÷àò òåîðèè è ïðàêòèêå ìåäèöèíû, íî ïî÷òè íå ó÷àò òîìó, êàê çàáîòèòüñÿ î ñåáå è ñïðàâëÿòüñÿ ñ íåèçáåæíûìè ñòðåññàìè».

    Ïðåäóïðåæäåíèå ÑÝÂ.

    Ãîâîðÿ î ïðîôèëàêòèêå âûãîðàíèÿ ó ìåäèêîâ, ñëåäóåò ðåêîìåíäîâàòü êàæäîìó èç íàñ ñòàòü ñâîèì ñîáñòâåííûì âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûì ñïåöèàëèñòîì ïî óñòðàíåíèþ ñòðåññà. Íåîáõîäèìî íàó÷èòüñÿ ïåðåóñòàíàâëèâàòü ïðèîðèòåòû è äóìàòü îá èçìåíåíèè îáðàçà æèçíè, âíîñÿ ïåðåìåíû â íàøó ïîâñåäíåâíóþ ðóòèíó. Ïðèíèìàÿ íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü çà õàðàêòåð ïåðåæèâàíèÿ ñòðåññà, âû íà÷èíàåòå îáðåòàòü êîíòðîëü íàä ñîáîé è ïðè ýòîì äóøåâíî ïåðåõîäèòå èç ïîëîæåíèÿ æåðòâû ê ñîñòîÿíèþ óöåëåâøåãî. Ìû ìîæåì íà÷àòü ñ òîãî, ÷òîáû ñíîâà çàæå÷ü â ñåáå óñòàíîâêó íà òî, ÷òî íàøà ðàáîòà ìîæåò è äîëæíà äîñòàâëÿòü óäîâîëüñòâèå è âîçðîæäàòü íàñ, ðàçâèâàòü íàøè ëè÷íûå ðåñóðñû.

    Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè íà Çàïàäå, äà è â ðÿäå ðåãèîíîâ íàøåé ñòðàíû ÿâëÿþòñÿ ãðóïïîâûå ôîðìû ðàáîòû: ñïåöèàëüíûå çàíÿòèÿ â ãðóïïàõ ïðîôåññèîíàëüíîãî è ëè÷íîñòíîãî ðîñòà, ïîâûøåíèÿ êîììóíèêàòèâíîé êîìïåòåíòíîñòè (Áàëèíòîâñêèé ìåòîä).

    ×òîáû èçáåæàòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ:

    * ñòàðàéòåñü ðàññ÷èòûâàòü, îáäóìàííî ðàñïðåäåëÿòü âñå ñâîè íàãðóçêè;

    * ó÷èòåñü ïåðåêëþ÷àòüñÿ ñ îäíîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè íà äðóãîé;

    * ïðîùå îòíîñèòåñü ê êîíôëèêòàì íà ðàáîòå;

    * êàê íè ñòðàííî ýòî çâó÷èò — íå ïûòàéòåñü âñåãäà è âî âñåì áûòü ëó÷øèìè.

    Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî ðàáîòà — âñåãî ëèøü ÷àñòü æèçíè. Çíàíèå òîãî, ÷òî ÑÝ ôàêòè÷åñêè ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî è íå ñòîëüêî âàøåé ïðîáëåìîé, ñêîëüêî ïðîáëåìîé ïðîôåññèè, äîëæíî ïîìî÷ü àäåêâàòíî îòíåñòèñü ê ïîÿâëåíèþ åãî ñèìïòîìîâ è ñâîåâðåìåííî ïîïûòàòüñÿ âíåñòè êîððåêòèâû â ñâîþ æèçíü. ïðîôåññèîíàëüíûé ñòðåññ ýìîöèîíàëüíûé ïðîäóêòèâíîñòü

    Ïîìíèòå, ÷òî ïîìîùü ïñèõîëîãà ëó÷øå, ÷åì ñàìîñòîÿòåëüíûé âûõîä èç ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè.

    Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè

    Ïñèõîëîãèÿ âûäåëÿåò ìíîæåñòâî ïîäõîäîâ ê èçó÷åíèþ îñíîâíûõ ïðåäñòàâëåíèé, çàêîíîâ ôîðìèðîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Íåìàëîâàæíî ïðè ýòîì îòìåòèòü, ÷òî ãëàâíûå ðàçëè÷èÿ çàêëþ÷àþòñÿ â ïîíèìàíèè, ÷òî èìåííî äâèæåò ñèëàìè, ìîòèâèðóþùèõ ê ðàçâèòèþ, êàêîâî âëèÿíèå îêðóæàþùåãî ìèðà íà ôîðìèðîâàíèå.

    Êàæäàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ íåñåò ïî-ñâîåìó öåííóþ èíôîðìàöèþ î ôîðìèðîâàíèè è äàëüíåéøåì ðàçâèòèè ëè÷íîñòè: Òàê, òåîðèÿ ÷åðò óòâåðæäàåò, ÷òî âñå ñîçäàåòñÿ â ïåðèîä âñåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè, à ëè÷íîñòíûå ÷åðòû ïðåîáðàçóþòñÿ ñîãëàñíî íå áèîëîãè÷åñêèì çàêîíàì.

    Ïñèõîàíàëèòè÷åñêèå ó÷åíèÿ ñ÷èòàþò, ÷òî ðàçâèòèå ñëåäóåò ïðèíèìàòü êàê ïðèñïîñîáëåíèå áèîëîãè÷åñêîé ïðèðîäû êàæäîãî èç íàñ ê âçàèìîäåéñòâèþ ñ ñîöèóìîì, ïðè ýòîì âûðàáàòûâàþòñÿ ñïîñîáû óäîâëåòâîðåíèÿ ëè÷íîñòíûõ æåëàíèé, ÷òî îïðåäåëåíû «ñâåðõ-ÿ» (èíûìè ñëîâàìè, ìîðàëüíûìè óñòàíîâêàìè êàæäîãî ÷åëîâåêà).

    Òåîðèÿ ñîöèàëüíîãî íàó÷åíèÿ âèäèò â ýòîì ïðèìåíåíèå ðàçíîîáðàçíûõ ìåòîäîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó êàæäûì ÷åëîâåêîì. Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ òðàêòóåò ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè êàê ïðîöåññ ñòàíîâëåíèÿ ñâîåãî «ÿ».

    Çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè

    Èññëåäîâàòåëè ñî âñåãî ìèðà ðàññìàòðèâàþò äàííûé âîïðîñ ñ ðàçëè÷íûõ ïîçèöèé. Óñèëåíà òåíäåíöèÿ ê èíòåãðèðîâàííîìó öåëîñòíîìó ëè÷íîñòíîìó àíàëèçó. Äàííàÿ êîíöåïöèÿ ðàññìàòðèâàåò ýòàïû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ñ òî÷êè çðåíèÿ âçàèìîçàâèñèìûõ ïðåîáðàçîâàíèé ñ êàæäîé åå ñòîðîíû. Ãëàâíûì â èíòåãðàòèâíîé êîíöåïöèè åñòü ïñèõîëîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ Ýðèêñîíà.

    Ïñèõîàíàëèòèê ïðèäåðæèâàëñÿ ïðèíöèïà, èìåíóåìîãî êàê ýïèãåíåòè÷åñêèé (â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü íåêèå, ïðåäîïðåäåëåííûå ãåíàìè, ñòàäèè, ÷åðåç êîòîðûå ïðîõîäèò ëè÷íîñòü îò ðîæäåíèÿ è äî êîíöà). Ñîãëàñíî åãî ó÷åíèÿì, ëè÷íîñòíîå ñòàíîâëåíèå ïîäâåðãàåòñÿ ìíîãîýòàïíîñòè. Êàæäûé ýòàï õàðàêòåðèçóåòñÿ ïåðåìåíàìè âî âíóòðåííåì ðàçâèòèè ìèðà èíäèâèäóóìà, åãî îòíîøåíèÿõ ñ îêðóæàþùèìè.

    Читайте также:  Синдром пиноккио дорама сколько серий

    Ýðèêñîí âíåñ îãðîìíûé âêëàä â èçó÷åíèå ôàêòîðîâ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, îòêðûâ, îïèñàâ îñíîâíûå ïåðèîäû êðèçèñîâ è ñòàäèé ðàçâèòèÿ èíäèâèäóàëüíîñòè.

    Æèçíåííûå êðèçèñû

    Ýðèêñîí ñ÷èòàë, ÷òî ïñèõîëîãè÷åñêèå æèçíåííûå êðèçèñû âñòðå÷àþòñÿ â æèçíè êàæäîãî èç íàñ:

    Ïåðâûé ãîä — êðèçèñ çíàêîìñòâà ñ íîâûì ìèðîì.

    2-3 ãîäà — ïåðèîä áîðüáû àâòîíîìíîñòè è ñòûäà.

    3-7 ëåò — èíèöèàòèâíîñòü áîðåòñÿ ñ ÷óâñòâîì âèíû.

    7-13 ëåò — ïðîòèâîñòîÿíèå òÿãè ê òðóäó è êîìïëåêñà íåïîëíîöåííîñòè.

    13-18 ëåò — ñòîëêíîâåíèå ñàìîîïðåäåëåíèÿ ñåáÿ êàê ëè÷íîñòè è ëè÷íîñòíîé ñåðîñòè.

    20 ëåò — êîììóíèêàáåëüíîñòü, èíòèìíîñòü ïðîòèâ âíóòðåííåé èçîëèðîâàííîñòè.

    30-60 ëåò — ñòðåìëåíèå âîñïèòàòü ïîäðàñòàþùåå ïîêîëåíèå, à íå çàìêíóòüñÿ â ñåáå.

    Áîëåå 60 ëåò — óäîâëåòâîðåííîñòü, âîñõèùåíèå ñîáñòâåííîé æèçíüþ â ïðîòèâîâåñ óíûíèþ.

    Ñòàäèè ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ

    Ïåðâàÿ ñòàäèÿ (1é æèçíåííûé ãîä): ïîÿâëÿþòñÿ ñòðåìëåíèå ê îáùåíèþ ñ ëþäüìè, èëè ê îòñòðàíåíèþ îò îáùåñòâà ñ íèìè.

    Âòîðàÿ ñòàäèÿ (2-3 ãîäà): ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, ñàìîóâåðåííîñòü.

    Òðåòüÿ, ÷åòâåðòàÿ (3-6 ëåò è 7-13): ëþáîçíàòåëüíîñòü, òðóäîëþáèå, ñòðåìëåíèå èçó÷èòü îêðóæàþùèé ìèð, ðàçâèòèå êàê êîììóíèêàòèâíûõ, òàê è ïîçíàâàòåëüíûõ íàâûêîâ.

    Ïÿòàÿ ñòàäèÿ (13-20 ëåò): ïîëîâîå è æèçíåííîå ñàìîîïðåäåëåíèå.

    Øåñòàÿ (20-50 ëåò): óäîâëåòâîðåííîñòü ðåàëüíîñòüþ, âîñïèòàíèå áóäóùåãî ïîêîëåíèÿ.

    Ñåäüìàÿ (50-60 ëåò): ïîëíîöåííàÿ, òâîð÷åñêàÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòü, ãîðäîñòü çà ñîáñòâåííûõ äåòåé.

    Âîñüìàÿ (áîëåå 60 ëåò): óìåíèå ïðèíÿòü ìûñëè î ñìåðòè, àíàëèç ëè÷íûõ äîñòèæåíèé, ïåðèîä îöåíêè ïîñòóïêîâ, ðåøåíèé ïðîøëîãî.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник

    История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

  • Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связанные с риском эмоционального выгорания. Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 27.10.2014

  • Личностные особенности медицинских работников. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания, эмпирическое изучение взаимосвязи.

    дипломная работа, добавлен 04.03.2011

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии. История и модели изучения «синдрома выгорания». Профессия и «выгорание». Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов.

    курсовая работа, добавлен 18.06.2009

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

    дипломная работа, добавлен 21.06.2013

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Проявление признаков «эмоционального выгорания». Характеристика видов эмоционального реагирования. Структура эмоционального явления. Влияние ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания». Понятие ценностных ориентаций личности.

    дипломная работа, добавлен 25.08.2011

  • Анализ нарушений эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Причины синдрома эмоционального выгорания, факторы и стадии его развития. Социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2016

  • Источник