Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьника

“Ребёнок постоянно отвлекается на уроке, балуется, мешает остальным… меня всё время вызывают в школу. Что делать?” “Сын чрезмерно расторможен, убегает из класса, не слушает учителя. Как заставить его учиться?” 

СДВГ для кого-то – это набор букв, а для кого-то – диагноз, который заставляет родителей ходить по определённым специалистам. Многие ошибочно думают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности  (СДВГ) – это про то, что ребёнку не хватает родительского внимания. Нет, здесь речь идёт о конкретном диагнозе. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Виктория Мусатова расскажет вам о том, как заинтересовать учёбой ребёнка с СДВГ . 

СДВГ: как заинтересовать учёбой гиперактивного ребёнка?

Что такое СДВГ?

СДВГ: данный термин описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. [Amerikan Psyhiatrie Associatian, 2000].

Выделяют три варианта течения СДВГ:

  • синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания;
  • изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, такие детки тихие и спокойные, но плохо концентрируют своё внимание, “витают в облаках”;
  • сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Как известно, это самый частый вариант.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Инновационный нейропсихологический тест CogniFIt («КогниФит») на СДВГ

Причины синдрома дефицита внимания

Мнения специалистов расходятся в том, из-за чего возникает это расстройство. Выделяют три основных причины:

  • генетические причины (отягощённая наследственность, мутации в генах);
  • биологические причины (угроза прерывания беременности, гипоксия плода, стресс, токсикоз, поражения центральной нервной системы, недоношенность, неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье беременной и плода);
  • психосоциальные причины (неблагополучная семья, частые конфликты в семье, развод родителей и т.п.)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство, которое, как правило, маленьким детям до трёх-четырех лет не ставят, как диагноз, так как считают, что такое поведение входит в нормы их возраста. СДВГ чаще встречается у мальчиков, нежели у девочек. Если рассмотреть в процентах, то это 7-9% от населения. Как правило, на класс приходится один ребёнок с СДВГ.

Признаки и диагностика СДВГ

Большая часть исследователей отмечает три основных признака проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Гиперактивность выражается высокой двигательной активностью, посторонними движениями, которые ребёнок не замечает, беспокойством и суетливостью. Такие дети, как правило, часто болтливы, не могут усидеть на месте. Польские ученые в своих исследованиях подтверждают тот факт, что у детей с СДВГ двигательная активность выше нормы на 25-30%. Дети с СДВГ двигаются даже во сне.

Нарушения внимания выражаются в трудностях его удержания. Таким детям трудно сконцентрироваться. У них выражена отвлекаемость и снижена изобретательность. Отвлекаемость часто выражается в переключениях с одного занятия на другое. Исследователи и психологи отмечают, что дети с СДВГ часто теряют личные вещи, довольно забывчивы, не умеют слушать. Часто такие дети отличаются непосредственностью в поведении. Стоит отметить, что показатели внимания таких детей подвергаются значительным колебаниям. Порой они избегают заданий, которые требуют высокой концентрации внимания, но если занятие им интересно, они могут удерживать внимание часами. Узнайте, как повысить эмоциональный интеллект ребёнка с СДВГ.

У детей СДВГ наблюдается частая смена настроения

Импульсивность проявляется в том, что ребёнок зачастую действует, не подумав. Например, перебивает при серьёзном разговоре или может встать и выйти из класса без разрешения учителя. У детей с СДВГ отмечается частая смена настроения, т.е. они эмоционально лабильны. Им сложно подчиняться общим правилам, и они этого не умеют, также не умеют регулировать свои действия, могут повышать голос.

Исследователи отмечают, что в большинстве случаев двигательная активность к подростковому возрасту исчезает, а дефицит внимания и гиперактивность сохраняются.

В психическом развитии у таких детей отмечается задержка в развитии на 1,5-1,7 года.

Также для детей с СДВГ характерны дислексия, дисграфия, признаки дискалькулии.

Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!

Узнайте, связаны ли проблемы с чтением у ребёнка с дислексией

Из-за несформированного межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови у таких детей отмечается слабое развитие тонкой моторной координации и  беспорядочные, неловкие движения.

По мнению исследователей, двигательная стимуляции мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата у детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.

Этим оправдываются всевозможные движения, например, ребёнок раскачивается на стуле, щелкает ручкой, играет бегунком на молнии и т.д. Если это движения убрать, ребёнок как бы “впадает в ступор”, то есть теряет способность думать.

Стоит отметить, что детям с СДВГ присущи такие качества, как: вспыльчивость, частая смена настроения. Такие дети незлопамятны и долго таить обиду не умеют.

Часто у них бывает низкая самооценка. Родители порой забывают, что ребёнок не просто балуется, а у него заболевание, и ему нужно помочь. Ситуация усугубляется, если родители начинают ребёнка ругать, требовать невозможное, порой кричать. СДВГ в более старшем возрасте можно, так сказать, перерасти, но при условии негативных воспитательных мер всё усугубляется.

Важно помнить – это не испорченный или невоспитанный ребёнок, это расстройство.

К сожалению, в настоящее время не существует единого мнения, в каком возрасте можно ставить данный диагноз. Но большая часть специалистов утверждают, что раньше пяти лет делать этого не нужно. В западной практике диагноз СДВГ не ставят детям младше семи лет.

Читайте также:  Синдромы дыхательной системы у детей

Часть специалистов считают, что несмотря на то, что диагноз СДВГ малышам ставить некорректно, это расстройство можно отследить по некоторым признакам в раннем возрасте. Например, в младенчестве такие дети имеют повышенный мышечный тонус, у них возникают Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям , особенно их сложно укладывать спать; довольно чувствительны к любым раздражителям, например, большое количество людей, резкий свет, шум и т.п. Пребывая в бодрствующем состоянии, они довольно подвижны и возбуждены.

Из-за этого расстройства у детей возникают проблемы с учёбой, также могут возникать проблемы с памятью. Но, как, ни странно, довольно часто гиперактивные дети сообразительны и довольно быстро “схватывают” информацию, обладают неординарными способностями.

Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям

Ребёнок с СДВГ: советы родителям и учителям

Чтобы ребенок гармонично развивался и мог усваивать информацию, его важно системно воспитывать, учитывая особенности его расстройства.

Наказывать таких детей нельзя и бесполезно, они не понимают наказания. Поступок и наказание они связать не могут. Рекомендуется детей с СДВГ воспитывать по системе позитивного подкрепления, т.е. делать упор на их сильные стороны, а слабые вовсе игнорировать. Даже самые маленькие достижения отмечайте “бурно”.

Родителям стоит рассказать о данном расстройстве их ребёнка учителю, чтобы он смог учитывать и применять все нюансы при обучении.

Учителю такого ребёнка рекомендуется стать для него авторитетом, так будет легче проходить процесс обучения.

Для того, чтобы лучше усваивать информацию, ребёнка с СДВГ лучше посадить за 1-3 парту со сменой ряда раз в месяц.

Спрашивать домашнее задание ребёнка желательно в первые 10-15 минут от начала урока, когда его внимание еще наиболее активно. Также лучше спрашивать на первом и втором уроке, т.к. к концу учебного дня ребёнок истощается.

Важно, чтобы учитель хвалил его, мотивировал дополнительной стимуляцией. Похвала для ребёнка никогда не будет лишней. Как правильно хвалить детей.

Для того, чтобы делать уроки, важно подобрать промежуток времени, в течение которого ребёнок оптимально удерживает концентрацию внимания. Например, это десять минут. Но нужно учитывать, что любое задание должно быть с завершением, т.е. ребёнка важно похвалить. Далее – переключаем внимание, нужна смена деятельности. Сочетать с физической активностью не стоит, т.к. начнётся перевозбуждение и вновь сосредоточиться на “тихих” занятиях будет просто невозможно.

Например, считаем примеры, далее рисуем кистью и красками. Важно, чтобы ребёнок был постоянно вовлечён. Узнайте о техниках дудлинг и зентангл.

Уроки рекомендуется выполнять сразу после школы и не оставлять на вечернее время. Если после школы немного прогуляться на свежем воздухе, то уроки стоит начинать после непродолжительного отдыха.

При выполнении уроков стол должен быть чист от лишних предметов. Только ручка, книжка и тетрадь. Комнату также стоит очистить от игрушек, отвлекающих предметов, таких как: телефон, компьютер, телевизор. Задача родителя – не делать за ребёнка уроки, а научить правильно понимать задание, записывать его, складывать, вычитать, собирать вещи в портфель, быть организованным.

Для более успешного обучения родителям может помочь  система жетонов.  Например, ребёнок за каждое правильно выполненное задание получает жетон. Он их копит и далее обменивает на приз или подарок, лучше всего, если это – эмоции. Например, поход в аквапарк всей семьёй. Проведённое качественно время вместе очень помогает корректировать данное расстройство.

Желательно хотя бы два раза в месяц устраивать индивидуальный день для ребёнка. Только мама и ребёнок, потом только папа и ребёнок. В такие моменты не нужно обсуждать его оценки в школе или учить уроки, лучше прислушаться к ребёнку, к его желаниям и мыслям. Исходя из того, что детям с СДВГ часто делают замечания из-за того, что они отличаются поведением от других детей, у них занижена самооценка и повышена тревожность. Есть ощущения, что он ничего не стоит, и оно может укрепиться и преследовать его на протяжении всей жизни. Поэтому индивидуальные дни помогут восстановить баланс.

При СДВГ необходимо организовать правильное питание ребёнка

Также нужно нормализовать правильное питание. Например, цитрусовые, рожь, ячмень, пшеница- не самые лучше продукты для детей с расстройством СДВГ. Им больше необходимы молочные продукты, мясо, рыба, – такие, которые не обладают экстрактивными свойствами.

Важно помнить, что детям с этим расстройством важен строгий режим дня. Например, готовиться ко сну нужно заранее, возможно, стоит начинать с 19.00, чтобы лечь спать в 21.00. Нужна последовательность в действиях как ребёнка, так и родителей. Спонтанность и хаос могут только навредить. Перевозбуждение следует свести к минимуму. Мультики, блокбастеры лучше заменить на теннис, футбол и свежий воздух.

Вообще, спорт для ребёнка с СДВГ очень важен, т.к. если он не будет “выплёскивать” свою энергию, то возникнет энерготоксикоз, который приводит к перевозбуждению. Лучше всего выбирать спорт, в котором требуется максимум концентрации внимания, например, хоккей, пин-понг. При этом важно найти занятие, которое будет по душе ребёнку.

Рекомендуется включить в график йогу для детей. Она поможет расслабиться, установить правильное дыхание и релаксировать. Этому важно ребёнка научить.

Занятия с нейропсихологом также показаны, как правило, в них входят: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения, коммуникативные упражнения, визуализация, релаксация, массаж. Функциональные упражнения состоят из развития внимания, произвольности и самоконтроля. Тренировка когнитивных способностей очень полезна.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Уровень сложности и тип заданий адаптируется к каждому пользователю

Читайте также:  Синдром поланда код мкб 10

Дома можно самостоятельно выполнять нейроупражнения, по-другому они называются ассиметричные упражнения для развития мозга. Они полезны и для взрослых. Например, упражнение “кулак-ребро-ладонь”. Сначала показываете ребёнку, потом он повторяет. Ставите на стол кулак, затем из кулака ставите руку в положение ребро, а затем в ладонь. Необходимо следить затем, чтобы пальцы были плотно прижаты друг к другу. Делаете в прямом и обратном порядке. Для обучения сначала делаете медленно, а затем, когда начинает получаться – ускоряете темп.

Следующее упражнение: левую  руку и правую ногу поднимаете вверх, параллельно правую руку и левую ногу опускаете вниз. Важно не запутаться.

Как вариант, для растяжки дома можно предложить представить ребёнку, что он медуза и, сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе.

Для релаксации можно погасить свет, включить ночник и классическую музыку, и минуты три-четыре просто полежать молча, при условии, что никто не встаёт и не шевелится. Сначала это будет сложно, ребёнка нужно контролировать и возвращать в исходное состояние, но со временем он научится себя контролировать и получать расслабление. Такое упражнение можно делать перед сном, когда все дела уже выполнены и не нужно ни на что отвлекаться.

Дыхательные упражнения дома можно выполнять с помощью свечек. Родитель зажигает, ребёнок задувает. Также можно ртом надувать шарики.

Рекомендую к покупке домой нейропсихологическу игру “Попробуй, повтори” и беглое чтение “Читай-хватай”. В поддержку родителям также советую зарегистрироваться на СДВГ-форумах и общаться с семьями, которые уже столкнулись с проблемой обучения при СДВГ.

И для того, чтобы не “утонуть” в этом диагнозе, почитать книгу Ирины Лукьяновой “Экстремальное материнство”. Это чёткое практическое руководство о том, как себя вести в разных ситуациях, как помогать ребёнку в школе и т.д.

В завершение хотелось бы привести цитату В.Шекспира: “Лекарства наши часто в нас самих лежат…”. Наберитесь терпения, путь обучения ребёнка с СДВГ будет нелёгким. Но при здравом смысле родителей и понимании учителей вы приведёте своего ребёнка к успеху! Здоровья вам и вашим детям!

Спасибо за уделённое время. Будем рады вашим вопросам и комментариям.

Источник

 «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

 У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

           За последние годы, в мире появилось множество фактов свидетельствующих о рождении новой болезни – синдром дефицита внимания.  В России синдром дефицита внимания стал диагностироватьсячуть более 20 лет назад, вслед за появлением работ европейских и американских исследователей.

Причины возникновения СДВ:

— наследственность, психическое и физическое здоровье родителей,

— здоровье и нервное состояние матери во время беременности и родов,

— первый год жизни ребенка,

— социальная среда.

             В 1980 году в третьем издании американской психологической ассоциации «Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений» был впервые представлен термин – дефицит внимания. В настоящее время применяется термин – «Синдром дефицита внимания с гиперактивнстью» — СДВГ.

             Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка внимания, рассеянностью. Ребенок дезорганизован, не способен запомнить инструкцию и задания – переспрашивает несколько раз, не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, бесцельно хватает различные предметы, все время чем – то играет. Помимо повышенной активности, отмечается невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность, изменчивость и плохая успеваемость в школе. Ребенок не способен завершить выполнение поставленной задачи, небрежен при выполнении заданий. Ошибки чаще бывают из-за невнимательности, а не от недостатка понимания материала. Легко отвлекается на окружающие раздражители. С этими детьми трудно справиться, они постоянно конфликтуют, за ними трудно уследить. Эти дети во время игры не могут сосредоточиться, предпочитают разрушительные и жестокие игры (драки, погони, физическое и психологическое насилие). Еще одним из компонентов синдрома является импульсивность. Ребенок проявляет двигательную и речевую активность. У таких детей наблюдаются сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

             Диагностика СДВГ базируется на ряде критериев.

Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:

1.Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.

2. Часто переспрашивает.

3. Легко отвлекаем внешними раздражителями.

4. Путает детали.

5. Не заканчивает то, что начинает.

6. Слушает, но кажется, что не слышит.

7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один».

          Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 их 5 признаков:

  1. Выкрикивает в классе, шумит во время урока.
  2. Чрезвычайно возбудим.
  3. Трудно переносит время, когда ждет своей очереди.
  4. Чрезмерно разговорчив.
  5. Задевает других детей.

         Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 из 5 признаков:

  1. Карабкается на шкафы и мебель.
  2. Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит.
  3. Суетлив, извивается и корчится.
  4. Если что — то делает, то с шумом.
  5. Должен всегда что-нибудь делать.

           Поведение этих детей не соответствует возрастной норме и в школе они отстают от сверстников, поскольку повышенная активность ребенка, неспособность сосредоточиться на чем-либо и нарушение восприятия при наличии, как правило, нормальных способностей ведет к неуспеваемости и они часто относятся к «трудным детям» или «детям с проблемами». Они трудно адаптируются в окружающей среде и составляют для педагогов группу риска. Следствием таких нарушений является социальная дезодаптация ребенка в обществе. Их поведение оказывает отрицательное влияние на сверстников. Они стараются занять лидирующую позицию, угнетая более слабых.

Читайте также:  Синдром коагулированной шейки матки код по мкб 10

Так как нам достается большая часть работы с этими детьми, то желательно выявить их как можно раньше, подобрать методы и приемы для работы с ними, чтобы помочь им влиться в коллектив и получить необходимые знания. На мой взгляд, на уроках могут быть использованы такие формы и методы:

— работа в группах,

— работа в парах,

— выполнения задания на выбор,

— использовать поисковые методы,

— больше поощрять,

— чаще хвалить за хорошую работу,

— тренинги на внимание,

— музыка,

— быстрый темп урока,

— подвижные физминутки,

— выявление талантов,

— поручения.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В ПОВЕДЕНИИ

Рекомендации учителю

              Успеваемость детей с проблемами в поведении обычно ниже уровня их способностей. Во время уроков им сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. На уроках они перебивают других, на вопросы отвечают невпопад, не выслушивают их до конца.

Выполнения ряда рекомендаций позволяет нормализовать отношения учителя с «трудным» учеником, и помогает ребенку достичь более высоких результатов в учебе.

  1. Работа строится индивидуально, при этом основное внимание уделяется их отвлекаемости и слабой самоорганизации.
  2. Поощрять хорошее поведение ребенка.
  3. Во время урока целесообразно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой (в центре класса напротив доски).
  4. Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднения.
  5. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.
  6. На определенный отрезок времени дается только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.
  7. Хуже всего дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными и не подкрепляемыми поощрениями.
  8. Во время учебного дня для такого ребенка предусмотреть возможность двигательной «разрядки» (физкультпауза, поручения по оказанию помощи, связанные с двигательной активностью).
  9. Использование приемов привлечения и удержания внимания.

ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ

1. Голосовая и эмоциональная модуляция

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).

2. Модуляция темпа речи

Выдерживание паузы; изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

3. Прерывание речи, использование антиципации (догадки)

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно или отметкой (баллами).

4. «Провалы памяти».

Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., — с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.

 5. Жестикуляция.

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.

6. Риторические вопросы.

Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы даёт ответ сам докладчик.

7. Контрольные вопросы.

Задаётся вопрос по только что изложенному материалу с  требованием  исчерпывающего ответа: поощрение активных.

8. Наводящие вопросы.

В случае затруднения на контрольный вопрос, задаётся вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

9. Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы.

На основании изложенного задаётся вопрос — предположение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдёт речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

10. Уточняющие вопросы. Встречные вопросы.

Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность — поощрение оценкой (баллами).

11. Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер).

Преподаватель начинает чтение материала, затем передаёт учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передаётся другому слушателю и т. д.

12. Активное ассистирование.  Закрепление. (Эстафета).

Преподаватель начинает пересказ материала, затем передаёт эстафету пересказа (карандаш, указку и  т. п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (хлопок ладонями), следующему слушателю и т. д.

13 Активное  ассистирование.  Контроль.  (Бейсбол).

Преподаватель задаёт вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ-3 балла, правильный ответ-1 балл), задаёт свой вопрос и бросает мяч другому слушателю или преподавателю. Кто первый наберёт 10  баллов, тот получит оценку (зачёт).

Рекомендации родителям

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например: работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому  распорядку.

8. Избегайте по возможности скопление людей. Пребывания в крупных  магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10.Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11.Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.

Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12.Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Источник