Синдром аспергера у ребенка в 2 года

Синдром аспергера у ребенка в 2 года thumbnail

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.
Читайте также:  Стандарт медицинской помощи больным с синдромом диабетической стопы

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Источник

Проявления синдрома Аспергера у детей

Рейтинг
5

Восемь признаков синдрома Аспергера, которые помогут распознать данное нарушение на ранних стадиях

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Ваш ребенок испытывает сильный дискомфорт в местах большого скопления людей? Вы пытаетесь помочь ему наладить общение со сверстниками, но всё впустую? Ребенку трудно играть в командные игры?

Расстройства социального поведения могут быть связаны с синдромом Аспергера. Рассмотрим основные проявления данного нарушения развития и попытаемся понять, как помочь ребенку, который им страдает.

Что такое синдром Аспергера

Синдром Аспергера – одно из расстройств аутистического спектра. Это нейробиологическое нарушение, вызывающее трудности в социальном взаимодействии, коммуникации и развитии когнитивной сферы ребенка. В большинстве случаев врачи могут диагностировать синдром Аспергера в возрасте от 5 до 9 лет.

Классическая триада симптомов синдрома Аспергера:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
  • дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.

Симптомы синдрома Аспергера у детей до 5 лет

У маленьких детей симптомы данного нарушения проявляются не настолько явно, как в старшем возрасте. Но родителям следует быть внимательными к следующим признакам.

  • Трудности в общении. У детей с синдромом Аспергера зачастую нет проблем в развитии речи или словарного запаса. Трудности возникают тогда, когда ребенок пытается инициировать общение с другими людьми или выразить свои мысли. Например, он может начать говорить, не убедившись, что его слушают.
  • Проблемы в групповом взаимодействии. У ребенка возникают трудности с выполнением групповых задач. Это включает в себя простейшие занятия, такие как совместное чтение книги вместе с родителями, настольные игры и другие. Ребенку подобные задачи оказываются не под силу.
  • Ребенок не указывает на предметы. В возрасте от года большинство детей могут указывать на предметы, тем самым выражая свои потребности. Дети с синдромом Аспергера не могут это сделать или приобретают данный навык в более позднем возрасте.
  • Проблемы с жестикуляцией. Ребенку с синдромом Аспергера чрезвычайно трудно использовать простейшие жесты, например, махать рукой. Навык жестикуляции развивается у него с опозданием. Обычно жесты включают ребенка в социальное взаимодействие с окружающими. Но дети с синдромом Аспергера этого не любят, что объясняет задержку в развитии жестикуляции.
  • Недостаточная развитость невербальной коммуникации. Большинству детей с синдромом Аспергера трудно установить зрительный контакт. Им тяжело даже выразить свои эмоции с помощью мимики. В некоторых случаях они используют необычные телодвижения и жесты.
  • Задержка развития моторики. У детей с синдромом Аспергера с трудом развивается моторика. Возможны задержки в развитии моторики или полное его отсутствие. Вы можете заметить, что ребенок ходит на цыпочках, его сложно приучить к горшку или научить играть с мячом. Со стороны такие дети кажутся неуклюжими или не сконцентрированными на том, что они делают.
  • Чрезмерная чувствительность. Дети с данным заболеванием слишком чувствительны к свету и звукам. Иногда они обладают повышенной чувствительностью к прикосновениям, в том числе и к различным тканям.
  • Сложности в различных социальных ситуациях. Детям с синдромом Аспергера трудно взаимодействовать с окружающими, например, играть во дворе с другими детьми. Родителям следует помнить о том, что иногда данный признак свидетельствует о недостаточно развитых навыках общения. Это временное явление, не требующее вмешательства. Следите за поведением ребенка, поощряйте его игры со сверстниками. Вовлекайте его в занятия, которые помогут достичь необходимого уровня развития навыков.

Если вам кажется, что у вашего ребенка недостаточно развиты необходимые для его возраста навыки, или у него проявляются вышеупомянутые симптомы, проконсультируйтесь с педиатром.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
21.08.2017

Источник

В детском возрасте сложно отличить синдром Аспергера от нарушений развития, которые наблюдаются при аутизме, но существуют определенные отличия, выделяющие это расстройство от других. У ребенка с синдромом Аспергера высокий уровень развития речи и нормальный уровень интеллектуальных способностей, но замечаются определенные изменения в поведенческих алгоритмах и социальном взаимодействии. Наблюдайте за поведением ребенка, и если у вас подозрения на синдром Аспергера, обратитесь к своему педиатру.

Шаги

  1. 1

    Социальные взаимоотношения: Чтобы обнаружить ключевые проявления симптома Аспергера, понаблюдайте за поведением ребенка.

    • Синдром Аспергера может проявляться в том, что ваш ребенок инициирует общение, но испытывает трудности в поддержке процесса коммуникации. Например, посредине игры с другим малышом ваш сын или дочь может встать и выйти из комнаты.
    • Дети с синдромом Аспергера предпочитают играть в одиночестве, и приближение другого ребенка может расстроить их. Они настроены на контакты только тогда, когда желание пообщаться исходит от них самих (например, привлекает какая-то игрушка или хочется обсудить что-то).
    • Следует насторожиться, если у ребенка плохая культура общения с другими людьми. Например, они могут перебить посредине фразы или избегают смотреть в глаза. Еще одним симптомом Аспергера может стать ограниченное использование мимики, жестов, пантомимики (поза) и других физических проявлений эмоций.
    • Воображение детей с Аспергером развивается в особенном ключе. Например, они могут не любить коллективные игры и даже противятся восприятию их правил. Они могут предпочитать игры с четко установленным алгоритмом действий, например, повторять много раз любимую сказку или телешоу. Они также могут любить миры собственных грез, но почти всегда противятся играть социальные роли. Такой ребенок может предпочитать ‘собственный фантазийный мир’ играм со сверстниками. Даже играя с друзьями, они нередко стараются навязать собственные игры.
    • Ребенок с Аспергером часто затрудняется в распознании и понимании эмоций других людей. Например, дитя с синдромом Аспергера не может понять желание других побыть наедине. Пренебрежение чувствами других может казаться равнодушием, но это не сознательное проявление воли ребенка, а нечто, с чем он пока не может справиться.
  2. 2

    Посмотрите, с кем предпочитает играть ребенок. Если он всегда стремится быть со взрослыми, а не со сверстниками, это может свидетельствовать о синдроме Аспергера.

  3. 3

    Обратите внимание, если ребенок разговаривает ровным, монотонным голосом. Это один из явных признаков синдрома Аспергера. В некоторых случаях вся речь может казаться странной или на повышенном тоне. Аспергер также может ухудшать акцентирование слов и общую ритмику речи.

  4. 4

    Будьте бдительны в период освоения речи, когда ребенок начинает соединять слова (в большинстве случаев этот процесс начинается с двухлетнего возраста).

    • Обратите внимание, что в некоторых случаях ребенок с синдромом Аспергера обладает отличными навыками речи и очень общительный. Например, он может легко назвать все предметы в комнате. В этом случае нужно насторожиться, если речь звучит чересчур формально, или если создается впечатление, что ребенок скорее перечисляет факты, а не старается передать мысли и эмоции. Также нужно быть внимательным, если общительный ребенок испытывает затруднения речи в определенных случаях, например, в новой обстановке или вне семьи. Не относите это только к стеснительности, полагаясь на то, что с близкими родственниками ребенок общается нормально.
  5. 5

    Обратите внимание, насколько активно ребенок спрашивает и отвечает на вопросы других. Синдром Аспергера может проявляться в том, что ребенок обсуждает и интересуется только теми темами, которые интересны лично ему.

Повторяющееся поведение

  1. 1

    Понаблюдайте, насколько легко ребенок адаптируется к изменениям. Маленькие дети с синдромом Аспергера плохо переносят новшества и предпочитают жить по определенному графику и правилам.

  2. 2

    Обратите внимание на детскую одержимость определенной темой или деятельностью. Если ребенка можно назвать ходячей энциклопедией по какой-нибудь теме, это также может свидетельствовать о синдроме Аспергера.

    • Ничего плохого в интересе к определенной теме нет. Насторожиться нужно только в тех случаях, когда интерес переходит в интенсивную манию, поглощающую все время и силы.
  3. 3

    Наблюдайте повторяющиеся схемы в моторике, например, постоянное кручение рукой, стук пальцами или движение всем телом. При наличии синдрома Аспергера дети также могут испытывать затруднения с некоторыми функциями моторики. Например, им может быть сложно бросать и ловить мяч.

Сенсорная чувствительность

  1. 1

    Определите уровень сенсорной чувствительности (осязание, зрение, обоняние, слух и вкус).

    • Хотя сенсорная чувствительность может варьироваться, у большинства детей с синдромом Аспергера отмечается повышенная чувствительность на обычные ощущения.
    • Только доктор может определить, когда чувствительность действительно повышена физиологически, а когда проявляются приобретенные рефлексы. Исследования обнаружили, что дети с синдромом Аспергера могут демонстрировать повышенную чувствительность из-за собственного чувства тревоги, а не физиологических реакций на внешние стимулы.

Советы

  • Большинству родителей трудно замечать симптомы неврологических нарушений у своих детей. Прислушайтесь к тому, что вам говорят друзья и родственники, особенно если они делают замечания о социальных взаимоотношениях, развитии речи и поведении ребенка, и не игнорируйте чрезвычайных изменений поведения ребенка на публике.
  • Поведение девочек с синдромом Аспергера может отличаться от классического описания, поскольку большинство исследований проводились на мальчиках. Лучше поинтересоваться, есть ли опыт работы с девочками у медицинского сотрудника, к которому вы обратились для обследования.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 10 131 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Синдром Аспергера

Проявления синдрома Аспергера у детей изучены очень полно, необходимость его ранней диагностики – тема множества исследований. Тем не менее, очень редко удаётся выявлять синдром Аспергера у детей младше 2 лет. Это связано с тем, что в более раннем возрасте социальные взаимодействия у ребёнка ещё не сформированы, и основные признаки болезни не заметны. В возрасте 2 – 3 года появляется ряд типичных симптомов синдрома Аспергера, которые можно разделить на несколько групп.

Социальные проявления

Самыми ранними проявлениями синдрома Аспергера могут стать трудности со сном в младенчестве. Дети с трудом засыпают и часто просыпаются, реагируют даже на самые тихие звуки, отказываются спать по ночам. Они могут быть необычно спокойными или наоборот капризными, чрезмерно активными, подвижными. Часто встречается высокая избирательность в пище.

Первые социальные симптомы появляются с началом посещения ребёнком детского сада. Они не желают оставаться в группе, плачут, цепляются за родителей, не отпускают их. Адаптация к условиям и режиму дня сада сильно затруднена. Дети с синдромом Аспергера не проявляют интереса к другим детям в саду. Их игры рассчитаны на одного человека, а место для них выбирается уединённое, где остальные дети не станут мешать. Склонности к общению с другими детьми больные также не проявляют. Для них не характерно употребление слов «друг», «подруга», «дружим».

При этом умственное развитие ребёнка вполне соответствует возрасту, речь у большинства развивается нормально, запас слов достаточный.

Часто дети с синдромом Аспергера оказываются часто болеющими, что усугубляет их социальную изоляцию.

Синдром Аспергера у детей также проявляется непониманием эмоций окружающих и неспособностью выразить собственные эмоции. Это делает их бестактными, непонятными, безэмоциональными по мнению окружающих и дополнительно затрудняет общение. В результате дети с синдромом Аспергера предпочитают общаться со взрослыми, используя свои энциклопедические знания в какой-либо области.

Проявления синдрома Аспергера

Интеллект и речь

Интеллект при синдроме Аспергера не страдает. Обычно он средний по возрасту, иногда превышает средние показатели. У многих детей с синдромом Аспергера имеется ограниченный перечень интересных им областей, в которых они изучают всю доступную информацию и обладают практически энциклопедическими знаниями благодаря отличной долговременной памяти. В остальных сферах знаний они не заинтересованы, поэтому изучают их с большой неохотой и только под контролем. Также синдром Аспергера у детей проявляется недостаточной способностью к абстракции, самостоятельному решению задач, осмыслению отвлечённых понятий. Часто, несмотря на отличную память и глубокие знания, дети с синдромом Аспергера не умеют их применять.

Речь у детей-аспи развита хорошо, в большинстве случаев они опережают сверстников. Однако это развитие одностороннее – богатый словарный запас сопровождается бедностью интонаций, монотонностью, необычным тембром голоса или скоростью речи. Они активно используют слова из книг по интересующим их темам, поэтому речь часто характеризуется как «академическая».

Характерной особенностью общения детей с синдромом Аспергера является пренебрежение реакцией собеседника. Они могут очень долго рассказывать о своих увлечениях, не обращая внимания на явную потерю интереса или демонстрацию скуки. Часто они не могут первыми начинать беседу. Может встречаться чтение без понимания смысла прочитанного – семантическая дислексия. Дети-Аспергеры имеют выраженную склонность к письменному изложению мыслей.

Двигательная и чувствительная сферы

Дети с синдромом Аспергера очень чувствительны к любым внешним раздражителям – свету, резким звукам, прикосновениям, внешнему шуму, запахам. С раннего детства у них вырабатываются устойчивые модели поведения, которым они неукоснительно следуют. Любое нарушение этих ритуалов приводит к приступам тревоги или паники, вплоть до физического недомогания. Часто дети с синдромом Аспергера очень избирательны в еде, твёрдо отказываясь есть новые или не нравящиеся им блюда.

Физическое развитие при синдроме Аспергера запаздывает. Движения у детей нескоординированные, неуклюжие. Затруднено развитие мелкой моторики, эти дети гораздо позже остальных обучаются завязыванию шнурков, застёгиванию пуговиц, собиранию конструкторов с мелкими деталями. Поэтому же они с трудом обучаются письму, а впоследствии у детей-аспи неразборчивый, неаккуратный почерк. Также сенсорный дефицит проявляется неуклюжестью походки, необычным положением при беге, длительным нахождением в неудобной позе. Значительная часть детей с синдромом Аспергера страдает навязчивыми движениями.

Синдром Аспергера у детей может проявляться различными страхами, в том числе бытовых предметов или природных явлений. Особенно парадоксальными эти страхи выглядят в сравнении со слабым инстинктом самосохранения и недостаточной осторожностью в опасных ситуациях.

Симптомы синдрома Аспергера

Лечение

Слово «лечение» не совсем точно передаёт суть терапии детей с синдромом Аспергера. В большей мере это обучение их жизни в обществе. И максимально раннее его начало поможет достичь лучшей адаптации.

Ребёнку обязательно нужно рассказать о его состоянии и особенностях, как только он сможет воспринять эту информацию. Это предотвратит множество комплексов и невротических реакций и мотивирует ребёнка на активное участие в лечении.

Подходы к терапии меняются по мере взросления детей. Дошкольники явно предпочитают общество взрослых, и для обучения их социальному взаимодействию взрослый партнёр по играм должен копировать поведение детей соответствующего возраста. Таким образом можно отыграть различные ситуации – как повседневное, нормальное общение, так и различные конфликтные ситуации, споры и насмешки со стороны других детей. Так ребёнок получит необходимые для относительно полноценного общения навыки. Важно во время игры соблюдать равнозначность вклада обоих участников и игру по очереди. При необходимости взрослый может притвориться, что не справляется с игрой, для стимулирования ребёнка. Позже к совместным играм можно подключать других детей, в первую очередь братьев и сестёр.

В раннем школьном возрасте можно использовать социальные истории, написанные индивидуально для каждого ребёнка и объясняющие причины поступков других людей, раскрывающие необходимость социальных знаков в общении и дающие ребёнку действенные механизмы общения со сверстниками. Такие истории должны быть написаны в позитивном ключе, с конструктивными предложениями и описанием эмоций окружающих. Минимум половина историй должна описывать достижения ребёнка. Автор методики Кэрол Грей даёт очень подробные рекомендации по написанию таких историй.

В препубертантном периоде явным становится разделение детей по половому признаку, усиливается потребность в одобрении со стороны окружающих. Друзья становятся главным источником поддержки, а их мнение приобретает первостепенную важность. В этом возрасте родителям и учителям возможно придётся поспособствовать заведению дружеских связей детьми с синдром Аспергера. Этому помогут общие занятия, вылазки. Важно следить, чтобы все участники получили приятные впечатления от мероприятия.

Детей, с которыми у ребёнка-аспи складываются относительно дружеские отношения, можно дополнительно поощрять, объяснять им особенности состояния больного, просить о помощи в сложных социальных ситуациях. В этом возрасте гораздо лучше воспринимаются советы и поддержка сверстников. Поэтому крайне важно наличие одного-двух детей, которые поддержат больного ребёнка в случае необходимости.

Также рекомендовано посещать театральную студию или уроки актёрского мастерства, и любые тренинги для обучения работе в команде.

Для подростков можно рекомендовать изучение пособий по самопомощи, общение в интернете с другими людьми с синдромом Аспергера, тренинги ораторского искусства или лечение у логопеда, изучение детских книги о дружбе, предназначенных здоровым детям для лучшего понимания её сути.

Реакция на сильный шум и столпотворение

Источник