Синдром алисы стране чудес психиатрия
Синдром Алисы в Стране чудес | |
---|---|
Алиса в стране чудес. 1865. Художник — Джон Тенниел. | |
MeSH | D062026 |
Синдро́м Али́сы в Стране́ чуде́с (англ. Alice in Wonderland syndrome; AIWS) — дезориентирующее неврологическое состояние, которое проявляется в нарушенном визуальном восприятии человеком своего тела или отдельных его частей, нарушении «схемы тела»: макросоматогнозия (ощущение тела как более крупного) и микросоматогнозия (как более маленького)[1]. Также человек может испытывать иные ощущения искажения размеров, такие как микропсия, макропсия, пелопсия или телеопсия. Может возникнуть искажение размера других сенсорных модальностей. Английское название расстройства происходит от «Приключений Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Название синдрому дал британский психиатр Джон Тодд (1914—1987), иногда в честь него самого Синдром Алисы в Стране чудес называют синдромом Тодда[2]. В российской психиатрической литературе расстройство восприятия собственного тела называется «нарушением схемы тела» или «аутометаморфопсией» (от др.-греч. αὐτός — сам, μετά — между, μορφή — форма, ὄψις — зрение)[3].
Причины[править | править код]
Часто синдром вызывается головной болью — мигренью, эпилепсией[2], энцефалитом[2], органической патологией головного мозга[3], опухолями головного мозга или использованием психоактивных веществ. Связывают и с инфекционным мононуклеозом, и вирусом Эпштейна — Барр[4][5].
В 1952 году Липпман описал несколько пациентов, испытывающих ощущение, что они становятся чрезвычайно маленькими или высокими во время приступов мигрени[6].
Клиническая картина[править | править код]
Субъект воспринимает видимые величину и пропорции своего тела существенно меньшего или большего размера, чем они есть в действительности. В общем случае тело кажется далёким или чрезвычайно близким в то же самое время. Но, независимо от терминологии, суть явления состоит в следующем: глаз не повреждён, изменения касаются только психики.
Затрагивается не только визуальное восприятие, но также слух, осязание и также собственное изображение тела; синдром продолжается, даже когда глаза закрыты[источник не указан 920 дней]. У большинства людей это происходит перед сном. Второстепенные признаки синдрома включают беспокойство, апраксию и агнозию[источник не указан 920 дней].
Иногда больной ощущает яркую диспропорцию частей тела[3]. Например, туловище достигает 100 метров, ноги простираются до центра Земли, а голова становится размером с яблоко[3].
Ощущения изменения схемы тела могут быть изолированы, а могут выступать с другими психопатологическими проявлениями[3]. Однако это изменение восприятия чаще болезненно[3].
Возможна коррекция изменённой схемы тела зрением: посмотрев на себя в зеркало, человек обнаруживает нормальные параметры своей головы (хотя ощущает её, например, 10-метровой), посмотрев на свои ноги, убеждается, что они обычных размеров, а не многих метров[3].
См. также[править | править код]
- Макропсия
- Метаморфопсия
Примечания[править | править код]
- ↑ A. J. Larner. A Dictionary of Neurological Signs (неопр.). — Springer, 2016. — С. 15. — ISBN 978-3-319-29821-4.
- ↑ 1 2 3 J. Murray Longmore, Murray Longmore, Ian Wilkinson. Oxford Handbook of Clinical Medicine (англ.). — Oxford University Press, 2010. — P. 708. — ISBN 978-0-19-923217-8.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 В. В. Марилов. Общая психопатология. — М.: «Academia», 2002. — С. 18. — 224 с. — ISBN 5-7695-0838-8.
- ↑ M. Cinbis, S. Aysun. Alice in Wonderland syndrome as an initial manifestation of Epstein-Barr virus infection (англ.) // British Journal of Ophthalmology (англ.)русск. : journal. — BMJ, 1992. — Vol. 76, no. 5. — P. 316—316. — ISSN 0007-1161. — doi:10.1136/bjo.76.5.316. (англ.)
- ↑ E. Lahat, G. Eshel, A. Arlazoroff. “Alice in wonderland” syndrome: a manifestation of infectious mononucleosis in children (англ.) // Behavioural neurology : journal. — 1991. — Vol. 4, no. 3. — P. 163—166. — ISSN 0953-4180. — doi:10.3233/BEN-1991-4304. — PMID 24487499. (англ.)
- ↑ Mastria G., Mancini V., Viganò A., Di Piero V. Alice in Wonderland Syndrome: A Clinical and Pathophysiological Review (англ.) // Biomed Res Int (англ.)русск. : journal. — 2016. — Vol. 2016. — doi:10.1155/2016/8243145. — PMID 28116304. (англ.)
Литература[править | править код]
- M. A. Bittmann, A. Weissenstein, E. Luchter. Alice in Wonderland syndrome: A rare neurological manifestation with microscopy in a 6-year-old child (англ.) // Journal of Pediatric Neurosciences (англ.)русск. : journal. — Medknow, 2014. — Vol. 9, no. 3. — P. 303. — ISSN 1817-1745. — doi:10.4103/1817-1745.147612. (англ.)
- Todd J. The syndrome of Alice in Wonderland (неопр.) // Canadian Medical Association journal (англ.)русск.. — 1955. — Т. 73, № 9. — С. 701—704. — ISSN 0008-4409. — PMID 13304769. (англ.)
Источник
Ïðèâåò, Ïèêàáó.
Îáåùàë ÿ òóò âîò ýòèì òîâàðèùàì: @GreyHorse, @Mutanbo íàïèñàòü ïîñò ïðî ÎÊÐ è êàê ñ íèì ìîæíî ïîïðîáîâàòü áîðîòüñÿ ñâîèìè ñèëàìè.
Ñïóñòÿ ìåñÿö ìîé ìîçã ýòî âñ¸ îáäóìàë, äàë ìíå âûéòè èç ËË è ãîòîâ âûäàòü èñòîðèþ.
Íà÷àëîñü ýòî âñ¸ åù¸ ëåò â 11-12, ïî êðàéíåé ìåðå, â ðàííåì äåòñòâå ÿ çà ñîáîé îñîáûõ êîñÿêîâ â ïîâåäåíèè è ðèòóàëîâ íå ïîìíþ. Ê 10 æå ñèëüíî íàêàëèëàñü îáñòàíîâêà â ñåìüå, ðàçâîä-íîâûé áðàê ðîäèòåëåé, îò÷èì, êîíôëèêòû â øêîëüíîì êîëëåêòèâå è âñ¸ òàêîå, è ýòî, ñêîðåå âñåãî, ñòàëî îòïðàâíîé òî÷êîé äëÿ íà÷àëà ïðîáëåì.
Ïîÿâèëèñü ðèòóàëû, êîòîðûå áûëî ñíà÷àëà äîñòàòî÷íî ïðîñòî ñêðûâàòü — ïîêàøëÿòü îïðåäåë¸ííîå êîëè÷åñòâî ðàç, êî ëáó ïðèêîñíóòüñÿ, ñëîâîì, òàêèå, ÷òî ìîæíî îïðàâäàòü åù¸ êàê-òî, è íà òåáÿ áóäóò ñìîòðåòü êàê íà ñòðàííîãî, íî íå ïñèõà õîòÿ áû.
Ïîòîì ýòî ïåðåðîñëî â äîñòàòî÷íî ñåðü¸çíûå âåùè — ÿ äîëæåí áûë îáåðíóòüñÿ íà êàæäîãî ÷åëîâåêà íà óëèöå, ïèòü òîëüêî ÷¸òíûì êîëè÷åñòâîì ãëîòêîâ è åñòü òîëüêî ÷¸òíîå êîëè÷åñòâî ëîæåê åäû è ÷¸òíîå êîëè÷åñòâî áóòåðáðîäîâ, òðè ðàçà îòêðûâàòü-çàêðûâàòü äâåðü ïðàâîé ðóêîé, ÷èñòèòü çóáû îäèíàêîâûì íàáîðîì äâèæåíèé è óìûâàòüñÿ òðè ðàçà ïîäðÿä, õîòÿ íèêàêîãî îñîáîãî ïðèñòðàñòèÿ ê ÷èñòîòå íå ïîÿâèëîñü. Ïîÿâèëñÿ ñòðàõ, ÷òî ÷òî-òî îáÿçàòåëüíî ïîéä¸ò íå òàê, åñëè íå ñäåëàòü âñ¸, êàê íóæíî. Ðèòóàëû ñêëàäûâàëîñü îäèí ñ äðóãèì è ïðåâðàùàëèñü â öåëûå êîìïëåêñû, êîòîðûå ìîãëè îòíÿòü ìèíóò ïî 15-20, è îáúÿñíÿòü ýòî óæå íèêàê íå ïîëó÷èëîñü áû äàæå î÷åíü äîâåð÷èâîìó ÷åëîâåêó. ß ìîã îñòàíîâèòüñÿ ïîñðåäè ðàçãîâîðà, ìîã íàâÿç÷èâî äóìàòü îäíó è òó æå ìûñëü, ïðîèçíîñèòü ïðî ñåáÿ öåëûå áåññìûñëåííûå ñ òî÷êè çðåíèÿ ëîãèêè êîíñòðóêöèè ôðàç, ëèøü áû «÷òî-òî ïëîõîå íå ïðîèçîøëî». Íî ñåìüå áûëî íå äî ìåíÿ, äîìà ÿ áûë ðåäêî, ïî âîçìîæíîñòè ñòàðàëñÿ áûòü â êîìíàòå, ãäå íèêîãî íåò è íèêòî íå óâèäèò ìîèõ äåéñòâèé.
 òî æå âðåìÿ ÷óâñòâîâàë ñàì, ÷òî ýòî, ìÿãêî ãîâîðÿ, ñòðàííîå ïîâåäåíèå è îäîáðåíèÿ ó îêðóæàþùèõ îíî íå âûçîâåò. Ñ ýòîãî ìîìåíòà íà÷àëàñü ìîÿ áîðüáà ñ ÎÊÐ, â êîòîðîé, çàáåãàÿ âï¸ðåä, ÿ íà 99% îäåðæàë ñòàáèëüíóþ ïîáåäó. Îñòàâøèéñÿ 1% — ýòî ëåãêî ïîáåæäàåìûé ñòàðûé ñòðàõ íå ñäåëàòü ðèòóàëà, ïîÿâëÿþùèéñÿ â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ âðîäå ÄÒÏ, êîãäà àäðåíàëèí çàøêàëèâàåò è íóæåí êàêîé-òî «ÿêîðü» äëÿ ñïîêîéñòâèÿ, ÷òî âñ¸ áóäåò õîðîøî. Íî îáñåññèé è êîìïóëüñèé áîëüøå íåò.
Òóò ñûãðàëî ðîëü íåñêîëüêî âàæíûõ øòóê:
1) ß çíàë, ÷òî ñî ìíîé ÷òî-òî íå òàê.
ß áûë â ýòîì óâåðåí íà âñå ñòî, è çíàë, ÷òî ýòî íóæíî óáðàòü, èíà÷å ÿ íå ñìîãó ó÷èòüñÿ, æèòü íîðìàëüíîé æèçíüþ, íå ñìîãó èçáåãàòü íåêîòîðûõ îïàñíûõ ñèòóàöèé äëÿ ñåáÿ æå. Ïëþñ íè âîäèòåëüñêèõ ïðàâ, íè ñåìåéíîé æèçíè, ñêîðåå âñåãî — çà÷åì ÿ äîìà è íà äîðîãå òàêîé «áàãîâàííûé»? Ïëþñ óæàñíî ñòûäíî áûëî îêàçàòüñÿ ïîéìàííûì çà ðèòóàëîì. Îñîáåííî èñïóãàëñÿ, êîãäà ñîöðàáîòíèê, íàíåñÿ âèçèò äîìîé êî ìíå, êîãäà åù¸ ðåá¸íêó, çàìåòèëà, ÷òî ÿ ïÿòûé ðàç ïîïðàâëÿþ êðåñëî è ñïðîñèëà, âñ¸ ëè ñî ìíîé â ïîðÿäêå, è íå íàäî ëè ïîêàçàòü ìåíÿ âðà÷ó. Äåòñêèé ìîçã ñðàçó äîðèñîâàë çëîãî äÿäþ ñî øïðèöîì è äåòñêèé äîì äëÿ áîëüíûõ äåòåé, è ÿ íà öåëûé äåíü ñòàë íîðìàëüíûì ÷åëîâåêîì. Ñòðàõ è ñòûä — îòëè÷íûé ñäåðæèâàþùèé ôàêòîð, åñëè îñîçíà¸øü, ÷òî òâî¸ ïîâåäåíèå íåíîðìàëüíî.
2) ß íàø¸ë ñåáå äåâóøêó.
Ïî ïåðåïèñêå, êîíå÷íî, íî â êîíå÷íîì ñ÷¸òå ìû ñúåõàëèñü è æèâ¸ì óæå áîëüøå òð¸õ ëåò âìåñòå. Çíàíèå, ÷òî áëèçêèé ÷åëîâåê ìîæåò èç-çà ýòîé îñîáåííîñòè îòâåðíóòüñÿ è óéòè (õîòÿ â äàëüíåéøåì ýòî îïàñåíèå íå îïðàâäàëîñü), ñèëüíî ïîäñòåãíóëî æåëàíèå èçáàâèòüñÿ îò ÎÊÐ êàê ìîæíî áûñòðåå è íåçàìåòíåå.
3) ß ñïåöèàëüíî ñòàë ó÷èòü ñåáÿ ïîäàâëÿòü îáñåññèè/êîìïóëüñèè.
Âîçìîæíî, ìîè ñîâåòû êîìó-òî ïîìîãóò. Êîíå÷íî, ÎÊÐ î÷åíü èíäèâèäóàëüíàÿ øòóêà è äâóõ îäèíàêîâûõ ñëó÷àåâ íå áûâàåò, ñêîðåå âñåãî, íî ÿ ïîïûòàþñü îáðèñîâàòü ìàêñèìàëüíî îáùèìè ÷åðòàìè ñïîñîáû, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ÿ îòâîåâàë ó áîëåçíè ñâîé ìîçã îáðàòíî.
Ñïîñîá 1. Ïîçâîëèòü ñåáå èíîãäà îøèáàòüñÿ, íå äåëàòü ðèòóàë, åñëè ñïåøèøü èëè áîèøüñÿ áûòü ïîéìàííûì.
Íàïðèìåð, çàìåíèòü ïðè îïàçäûâàíèè íà ðàáîòó ä¸ðãàíüå ðó÷êè ñåìü ðàç äâåðè íà îáû÷íîå îòêðûâàíèå, à ïîñëå ðàáîòû, â ñïîêîéíî îáñòàíîâêå, ñäåëàòü ðèòóàë è åù¸ êàêîå-ëèáî «èñêóïàþùåå âèíó» äåéñòâèå. Ýòî õîòü è óñëîæíèò âðîäå áû ðèòóàë, íî íà ñàìîì äåëå äàñò âîçìîæíîñòü õîòü èíîãäà îòêëàäûâàòü íàâÿç÷èâûå äåéñòâèÿ è ìûñëè íà ïîòîì, èñïûòûâàÿ çà ýòî âñ¸ ìåíüøåå ÷óâñòâî âèíû.
Ñïîñîá 2. Óæàòü íàâÿç÷èâûå ìûñëè.
Äîãîâîðèòüñÿ ñ ñîáîé, ÷òî âìåñòî äëèííîé ôðàçû ìîæíî äóìàòü äðóãóþ — èç îäíîãî èëè äâóõ ñëîâ. Î÷åíü îñâîáîæäàåò ìîçãè è âðåìÿ, ñæèðàåìîå ìûñëåííûìè ïðîãîâàðèâàíèÿìè.
Ñïîñîá 3. Ñìåíèòü ÷èñëî.
 òå÷åíèè ïÿòè ëåò áîðüáû ñ ÎÊÐ ÿ çàïîìèíàë, êàêèå ÷èñëà èñïîëüçîâàëèñü â ðèòóàëàõ, è ýòî ïîìîãëî ïîøàòíóòü óâåðåííîñòü ìîçãà â òîì, ÷òî «èñïîëüçóåìîå» íà äàííûé ìîìåíò â ìîèõ äåéñòâèÿõ íàâÿç÷èâîå ÷èñëî â êàêîé-òî ñòåïåíè îáÿçàòåëüíî. Îíî ìåíÿëîñü, à çíà÷èò, áûëî íå íåïîãðåøèìî ïðàâèëüíûì. Ýòî ïîçâîëèëî ñâåñòè ðàçðîñøèåñÿ äî 11-14 ïîâòîðåíèé äåéñòâèÿ äî 3-7, à ïîòîì è äî 2-3. Âåäü ïî÷åìó ÷èñëî íå ìîæåò èçìåíèòüñÿ è ñåé÷àñ? Íåñêîëüêî äíåé ïàíèêè îáåñïå÷åíî, êîíå÷íî, íî ýòî ìîæíî ïîïðîáîâàòü ïðîâåðíóòü â âûõîäíûå, è ìîçã äîñòàòî÷íî áûñòðî ïåðåñòðàèâàåòñÿ íà íîâûé ðèòóàë.
Ñïîñîá 4, çàêëþ÷èòåëüíûé. Ïðîâåðêà ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè.
Íóæíî ïîáîðîòü âñåãî îäèí ðàç ñòðàõ íå ñäåëàòü ðèòóàë. Ëþáîé, äàæå ñàìûé ïðîñòîé. Çàáåãàòüñÿ äî ïîëóñìåðòè, çàáûòü, çàãîâîðèòüñÿ ñ èíòåðåñíûì ÷åëîâåêîì… Â îáùåì, ïîíÿòü, ÷òî òû íàðóøèë ðèòóàë è íè÷åãî ñòðàøíîãî íå ñëó÷èëîñü. È íå ñëó÷èòñÿ, åñëè òû íå ñäåëàåøü åù¸ îäèí. Ïîòèõîíüêó ýòèì ñïîñîáîì ìîæíî óñòðàíèòü âñå ðèòóàëû è íàâÿç÷èâûå ìûñëè, åñëè ïëàíîìåðíî «ïåðåëàìûâàòü» ñåáÿ, çàñòàâëÿòü ïåðåæèâàòü ñòðàõ è óáåæäàòüñÿ, ÷òî îí áåñïî÷âåíåí. Íî íóæíî íå ïðîñòî çàäàâàòü ñîîòâåòñòâèå «ÿ íå ñäåëàþ ðèòóàë, è íè÷åãî ïëîõîãî íå ñëó÷èòñÿ», íåò. Åñëè ïîñòàâèòü çàäà÷ó òàê, òî ëþáîå ñëó÷àéíîå ïëîõîå ñîáûòèå ìîìåíòàëüíî îòêèíåò âåñü ïðîãðåññ íàçàä. Ëó÷øå òàê «ÿ íå ñäåëàþ ýòîãî, è ìåíÿ íå óâîëÿò ñåãîäíÿ» èëè «ìåíÿ íå èçîáüþò ïî äîðîãå äîìîé», íàïðèìåð — òî åñòü íóæíî áðàòü ñàìûé àáñóðäíûé è ìàëîâåðîÿòíûé ñòðàõ, ÷òîáû îí ñ ìåíüøåé âåðîÿòíîñòüþ âñ¸-òàêè ïðåòâîðèëñÿ â æèçíü. «Ìíå êàæåòñÿ», «ýòî íå ñâÿçàíî», «ýòî ïðîñòî íàâÿç÷èâàÿ ìûñëü, ÿ íå äîëæåí ýòîãî äåëàòü» — ýòî íóæíî âñ¸ ïðîãîâàðèâàòü, ïðî ñåáÿ èëè âñëóõ, íî îáÿçàòåëüíî, îñòàíàâëèâàòü ñåáÿ õîòÿ áû ïîä êîíåö ðèòóàëà è ïûòàòüñÿ áîðîòüñÿ ñ ïðèâûêøèì ê ýòèì äåéñòâèÿì ñîçíàíèåì. Ïðåäñòàâèòü, ÷òî îíî çàáèòî ìóñîðîì, è åãî íóæíî âûíåñòè, ïîêà îí íå çàáèë ÷åðåïíóþ êîðîáêó ñîâñåì.
Êñòàòè, êîãäà ÿ ïðèçíàëñÿ â ýòîì «êîñÿêå» ïñèõèêè áëèçêèì, îíè íàêîíåö ïåðåñòàëè íà ìåíÿ êîñî ñìîòðåòü. Ïîä áëèçêèìè ÿ ïîíèìàþ äåâóøêó (íûíå æåíó), ïîòîìó êàê ðîäèòåëÿì íå ñêàçàë áû íè çà ÷òî, ó÷èòûâàÿ, ÷òî ñ èõ ó÷àñòèåì âñ¸ è íà÷àëîñü. Îêàçàëîñü, ÷òî ÎÊÐ íûíå íå òàêîå óæ ðåäêîå ÿâëåíèå, è ÿ íå êîøìàðíûé ìîíñòð è ïñèõ, à ÷åëîâåê ñ òàêèì âîò áàãîì. Íó, áûâàåò, ìîë. Íè÷åãî ñòðàøíîãî. È ÎÊÐ äåéñòâèòåëüíî îòïóñòèë ñâîè êîãîòêè, êàê òîëüêî ñòàë â ìî¸ì ïîíèìàíèè ÷åì-òî íå óæàñíûì, à ïîíÿòíûì è ëîãè÷íûì, à ãëàâíîå — ïðåîäîëåâàåìûì.
Ïðåïàðàòîâ íèêàêèõ íå ïðèíèìàë, îáñëåäîâàòüñÿ íå îáñëåäîâàëñÿ, ñî ñïåöèàëèñòàìè âíå áîëüíèö íå êîíñóëüòèðîâàëñÿ, òàê ÷òî äàæå åñëè âû áîèòåñü îáðàùàòüñÿ ê âðà÷ó — åñòü øàíñ ñïðàâèòüñÿ. Ëó÷øå, êîíå÷íî, ïðîëå÷èòüñÿ, íî ÿ çíàþ, ÷òî ìíîãèå áîÿòñÿ îáðàùàòüñÿ çà ïîìîùüþ. Âîçìîæíî, â ýòîé ñèòóàöèè èìååò ñìûñë ñíà÷àëà ïîïðîáîâàòü ñâîèìè ñèëàìè.
Áóäó ðàä, åñëè ñìîãó êîìó-òî ïîìî÷ü è îòâåòèòü íà âîïðîñû. Äëèííîïîñò âûøåë, óïñ. Ïåðâûé ïîñò, òàê ÷òî íå ìèíóñóéòå ñèëüíî, õîðîøî? Ìîæåò, êòî-òî óâèäèò è ñìîæåò ÷òî-òî ïî÷åðïíóòü äëÿ ñåáÿ. Íó ïîçÿçÿ 🙁
Источник
Источник