Ребенок с синдромом дауна может ходить в обычный сад
https://www.rg.ru/2008/02/05/reg-vvolga/detsad.html
В сад через суд
Чтобы устроить больного ребенка в дошкольное учреждение, его маме пришлось заставить чиновников соблюдать закон
Сергей Ветошкин, Ивановская область
«Российская газета» — Верхняя Волга №4580 от 5 февраля 2008 г.
Версия для печати / сохранить материал
Имеет ли право больной ребенок с синдромом Дауна посещать детский сад общего типа? В Иванове веско высказались на эту тему сначала Ленинский районный, а потом и областной суды.
Когда мать пятилетнего Максима Вавилова обратилась в городское управление образования с просьбой устроить ее сынишку в обычный детсад по соседству с домом, она, конечно, и думать не думала, что дискуссии на эту тему переместятся в суды. Но иного выбора ей, увы, чиновники просто не оставили.
Сначала они сослались на некое «типовое положение» времен царя Гороха, по которому прием детей с синдромом Дауна в дошкольные образовательные учреждения общего типа противопоказан. Потом, видя упорство матери, направили Максима на обследование медико-психолого-педагогической комиссии, которая постановила: место ребенку в детском саду компенсирующего типа. Правда, Максима и в таком — № 12 — не захотели принимать: сад был полностью в тот момент укомплектован.
И вот тогда его мама решила потребовать устройства через суд, тем более что сводила Максима перед тем на обследование к двум частнопрактикующим неврологам — те никаких противопоказаний к посещениям обычного детского сада не выявили. А врачи детской поликлиники № 5, где постоянно наблюдается мальчик, и вовсе написали в истории болезни: ребенку необходима среда сверстников.
Действительно, психологи многих стран все больше склоняются к мнению, что наиболее эффективно для социализации таких больных (полностью синдром Дауна, увы, не излечивается) так называемое инклюзивное образование, когда ребенок-инвалид общается со здоровыми сверстниками и всеми силами старается подтянуться к их уровню развития. Телерепортажи такого рода из стран Европы, где детей с синдромом Дауна не изолируют от общества, а, наоборот, всемерно содействуют их вовлечению в здоровую психологическую среду, впечатляют. Ведь результаты просто поразительны.
Да и министерство образования РФ пока не приняло на этот счет каких-то обязывающих документов, но рекомендовало, однако, регионам минувшим летом смелее экспериментировать, пробовать разные формы инклюзивного образования.
Но ивановские чиновники от образование считают иначе. И даже когда судья Ленинского районного суда постановил: «Максима Вавилова направить в обычный детсад по соседству с домом», а коллегия по гражданским делам областного суда это решение одобрила (после кассационной жалобы городского отдела образования), приводили все новые и новые аргументы, лишь бы не создавать прецедент.
И здоровые, мол, дети не получат из-за Максима от воспитателя должного внимания (Максим будет в группе 23-м). И сам этот воспитатель, дескать, может уволиться — захочет ли он за ту же зарплату нянчиться с инвалидом. И другие мотивы пришлось услышать корреспонденту «РГ» из уст начальника управления образования мэрии г. Иванова Елены Юферовой.
С судебным решением, вступившим в силу, не поспоришь — Максиму все-таки выдали направление в детский сад № 104, на котором настаивала его мама. К тому же сама собою решилась и проблема дополнительного стимула для воспитателя этой группы — ей будет выплачивать ежемесячную надбавку ассоциация родителей, имеющих детей с синдромом Дауна, под очень хорошим названием «Солнышко».
А вот засветит ли это солнышко другим малышам-инвалидам — еще вопрос. Как заявила Елена Юферова, в этом году в порядке эксперимента откроется-таки одна детсадовская группа инклюзивного типа (так достали, мол, судебные разбирательства).
— Но войдет в нее не более двух детей с синдромом Дауна (на семерых здоровых), — сообщила Елена Юферова. — И то лишь при условии, согласно существующим нормативам, если родители здоровых детей дадут письменное согласие на то, чтобы их дети воспитывались вместе с инвалидами.
________________________
В садик мы не ходим.. но на детскую площадку приходит такая девочка. От детей слышу только неприятие в ее адрес.. Но, может, дети бывают разные, кто-то будет с больными детками дружить — не знаю.
Источник
Я- воспитатель, стаж 3 года, заведующая поставила перед фактом, что в понедельник придет ребенок с синдромом Дауна, возраст 3 года. Опыта работы с детьми с ограниченными возможностями у меня нет, нет конечно дополнительных специалистов. В группе 22 ребенка, а потом доведут до 27 детей. Сейчас у меня паника, а что дальше, наверно, хочу послушать мам особенных детишек, которые посещают обычный садик- режим, навыки самообслуживания, занимаются ли по индивидуальным программам, интересует все по данной теме!
У нас в саду есть мальчик. Я не знаю, его диагноза. Но что-то вроде глубокого УО. Ему 4 года, не говорит,только мычит. Не понимает речь, не выполняет команд воспитателя, никаких занятий не выполняет. Все время норовит убежать с площадки. Не одевается сам. Сидит и качается на диване, бьется головой о спинку. Ходит по группе. Иногда кричит. Он не агрессивный, но очень сильный. И его удержать очень трудно. Воспитательница всегда сама его одевает, на улице тоже за ним смотрит, чтоб не убег. Говорит, что ей тяжело. Другие дети все-таки понимают речь, а он нет. Ходит с 3х лет, уже 1,5 года.
А что именно вы хотите от мам особых детей услышать? Мы такие, но у нас далеко не СД. Вы б лучше с вашими родителями поговорили, точнее, с родителями того самого ребёнка. Почему паникуете?
Ну чем они там думают наверху? 22-27 детей, еще и с особенностями в развитии при 1,5 воспитателя на 2 группы, ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?
что значит синдром дауна? на сколько у ребенка сохранность интеллекта, на какой возраст развитие и тд.
все имхо очень индивидуально. вам надо выяснять все это и от этого плясать.
Аноним
с родителями того самого ребёнка.
Безусловно разговаривать будем, просто хочу морально настроиться, опыта нет, не получится- буду уходить.
Вы еще ребенка не видели, а уже панику наводите. Дети с СД разные. Я не так много встречала таких детей, но те, кого я видела, были вполне адекватны, понимали речь, что-то делали сами, с чем-то им помогали справляться те, кто был рядом. СД не равно УО, это так — на всякий случай информация.
Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.
АД Кооперируйтесь и пишите в ОО о том, что 22-27 детей слишком много. Я того же мнения. Бастуйте! А на ребёнка с СД ещё посмотреть надо. Не бойтесь их.
Аноним
что значит синдром дауна? на сколько у ребенка сохранность интеллекта, на какой возраст развитие и тд.
все имхо очень индивидуально. вам надо выяснять все это и от этого плясать.
ничего не знаю, просто сказали, что придет ребенок- кушать умеет, одеваться нет, на горшок не просится, на улице в памперсе гуляют и все. Психолога в садике нет.
Дети с СД тоже разные. Поэтому мне кажется лучшим — разговор с родителями ребенка, если они окажутся вменяемые. Т.е. им надо прямо сказать что у Вас нет опыта общения с таким ребенком, что ваш день в саду проходит так-то и так-то, готов ли их ребенок к этому, или вам нужно знать какие-то особенности, какие-то привычки и пр. чтобы легче наладить контакт. Расспросить про его умения и навыки и чего они ждут от садика.
Воспитатель автор темы
ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?
А о каком инд. развитии идет речь? Я не поняла.
Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!
В таких группах конечно меньше детей должно быть. Ведь у воспитателя внимания больше уходит.
АД Обьясните это в отделе образования 🙁 . Только ведь педагоги молчат и увольняются. Педагоги, ну что вы молчите???
Я вообще считаю, что такие группы и финансировать надо иначе, чтобы педагогу был резон заняться проблемой и вспомнтть курс коррекционной педагогики, который мовременные ввсокообразованные специалисты, конечно, проходили. У нам ведь теперь черт знает кто в садах не работаеть
у нас в группе двое с СД, речь понимают, команды выполняю, на горшок ходят. Может всё нормально будет, но в группу с 27 детьми, тяжело самому ребёнку. Я думаю, там родители и сами бы рады в коррекционный садик, да мест нет
Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину
Воспитатель автор темы
ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?
откуда оно в коллективе берется? есть тенденции диффиренциации и индивидуализации, но это другое.
Воспитатель автор темы
на горшок не просится, на улице в памперсе гуляют и все.
значит первое что в ыолжны сказать родителям — трсы подгузники. группа возрастная какая?
ест уже хорошо. одеваться вам учить, медленно, но научится.
Воспитатель автор темы
Психолога в садике нет.
а он вам зачем?
Аноним
Кооперируйтесь и пишите в ОО о том, что 22-27 детей слишком много. Я того же мнения. Бастуйте!
о чем? и ей ответят имеет право ходиьт в общий сад. все.
ФренсисМорган
В таких группах конечно меньше детей должно быть. Ведь у воспитателя внимания больше уходит.
в кор садах так и есть. но родители за оклюзию. их право.
на что времени больше? что вся группа у нее не одевается? ну что совсем то впадать в крайности.
+++
Мой небольшой опыт общения с такими детками был положительным. Милые, очень добрые. Привыкают быстро и ходят за тобой хвостиком, выполняют несложные поручения, обращенную речь понимают, всегда улыбаются, неконфликтные. Хвалила, обнимала, по головушке гладила — детки тянулись ко мне и очень старались. Возраст детей 5,6 лет. Сами себя обслуживали (уж как могли), в туалет просились.
Вам сложно будет, но в инете много литературы по солнечным деткам — изучайте.
не надо сразу себя на негатив настраивать, всё у вас получится! К вам не инопланетянин приходит, а особенный ребенок.
Джоконда_лю
А о каком инд. развитии идет речь? Я не поняла.
у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями. Получается и сил и времени на все это будет уходить намного больше. 22 ребенка это пока, постарше группы доводят до 27-28 человек- обычный сад.
АД Я говорю о количестве детей в группе. Имеет, не спор. И мы имеем. И даже ходим.
Воспитатель автор темы
у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями.
это с какой радости, кто вам сказал такое??? индивидуалка в кор садах. здесь массовая программа.
и никаких инд программ.
Люди с ограниченными возможностями — это тоже люди, это часть нашего общества. Хватит паниковать , все будет нормально при вашем нормальном настрое. Пусть дети вместе растут , социализируются, чтобы потом дикими взрослыми не выросли, которые гадости про СД говорят и пальцем тычут. Понимаете, 27 даже здоровых детей для 1 воспитателя — это тоже очень много. Успокойтесь , настройтесь, все получится.
это солнечные детки) единственное что они плохо переносят — агрессия.. им нужно всегда улыбаться) главное в их воспитании — доброта!
Аноним
это с какой радости, кто вам сказал такое??? индивидуалка в кор садах. здесь массовая программа.
и никаких инд программ.
Кто вам такое сказал, никакой индивидуалки даже в кор. садиках. :ugu:
Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину
БогатаяСчастливая
им нужно всегда улыбаться) главное в их воспитании — доброта!
+++++
Воспитатель автор темы
у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями.
Кто сказал? У Вас же вроде обычный садик, значит ни о каком инд. обучении речь не идет. И родители это знают, отдавая ребенка в обычный сад.
Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!
Sнегурочка
Кто вам такое сказал, никакой индивидуалки даже в кор. садиках.
я не совсем так выразилась. там программа иная чем в обычном саду. от сада и типа зависит.
только в этом разрезе имела ввиду. в обычном саду общая программа.
а настоящая индивидуалка — няня и персональные педагоги.
имхо, поговорить перво наперво с родителями. адекватные родители предупредят обо всех особенностях своего ребенка. Какие навыки самообслуживание есть, характер и тд и тп.
во вторых про индивидуальную программу мне кажется надо говорить с заведующей и методистом. Ибо 1 ребенка мне кажется нереально занимать по другой программе это во первых, а во вторых вас учили этому?
Что за люди пошли? Слышат краем уха… видят краем глаза… а потом додумывают остатком мозга!
Источник
Ниже приведена выдержка из решения Реутовского городского суда Московской области, которым суд обязывает Управление образования Администрации г. Реутов Московской области создать все необходимые условия для получения ребенком-инвалидом с синдромом Дауна дошкольного образования в дошкольном учреждении ОБЩЕГО типа. Насколько нам известно, это первое (или одно из первых) СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ, направленных на реализацию права детей-инвалидов с отклонением в умственном развитии НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФОРМЕ.
Судебное разбирательство продолжалось почти 5 месяцев, причем ответчик — Управление образованием — даже привлекало адвоката. Правовую поддержку заявительнице оказывали МООИ «Общество «Даун Синдром»» и РООИ «Перспектива». Экспертная помощь осуществлялась московским интегративным детским садом № 1365 «Наш дом на Пресне» и ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» (Москва). Это судебное решение можно использовать для защиты прав на интегрированное образование детей-инвалидов данной категории как в судебном, так и в административном порядке. Образцы соответствующих заявлений можно получить в МООИ «Общество «Даун Синдром»».
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2003 года Реутовский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Цыцаркиной С.И., при секретарстве Дмитриевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой Анны Ивановны* о признании незаконным (действия) бездействия Управления образования Администрации г. Реутов,
УСТАНОВИЛ:
Иванова А.И. обратилась в суд с заявлением и просит признать незаконным действия (бездействие) Управления образования Администрации г. Реутов, выразившееся в непредоставлении ее дочери Ивановой Екатерине* места в дошкольном учреждении с оформлением и заключением надлежащего договора, считает, что тем самым не исполняется Закон «Об образовании», нарушаются права ее дочери, предусмотренные ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Одновременно с этим не возражала о предоставлении ее дочери места в д/у № 37 г. Реутов.
Представитель Управления образования Администрации г. Реутов (Битеракова Н.В., действующая на основании приказа) … представила объяснения на заявление Ивановой А.И. (л.д. 50-51), в которых оспаривала требования заявителя, ссылаясь на заключение ПМПК, которое является основанием для выбора формы образования и вида дошкольного учреждения, указывает, что в настоящее время в г. Реутов не создано коррекционных групп VIII вида для детей с глубокой умственной отсталостью в связи с отсутствием финансирования, ранее пояснила, что на основании решения ПМПК с Екатериной Ивановой в настоящее время проводятся индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом, а также выразила свою готовность к конструктивному диалогу по вопросу предоставления ребенку образования.…
Суд, выслушав заявительницу, ее представителя, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление может быть подано в суд по месту жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что Иванова Екатерина, 1998 года рождения, страдает умственной отсталостью умеренной степени (F-71), инвалид детства (л.д. 6).
Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии от 29.04.2004 г. Екатерине рекомендовано: индивидуальные занятия с учителями логопедом и дефектологом (л.д.6).
Из медицинской карты амбулаторного больного усматривается, что Иванова Е., 02.07.1998 года рождения, поставлен диагноз «умеренная умственная отсталость с речевым недоразвитием, обусловленная болезнью Дауна», рекомендовано пребывание в дошкольном специальном учреждении.
По заключению ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Екатерине рекомендовано регулярные индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом, чрезвычайно полезным для ребенка будет пребывание среди нормально развивающихся детей среднего или старшего дошкольного возраста.
Приказами Управления образования Администрации г. Реутов от 28.11.2000 г. № 444-ЛС (л.д. 44), от 23.09.2004 г. № 135-ОД (л.д.43) с Ивановой Е. были организованы индивидуальные занятия по программе работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, что также подтверждается планом занятий, представленным Управлением образования (л.д. 57-63).
В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Согласно ст. 5 Закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г., гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.
В соответствии со ст.ст. 18, 50 названного Закона для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права.
При этом, в силу ст.ст. 11, 18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
Таким образом, возможность совместного обучения детей с отклонения в развитии и нормально развивающихся детей предусматривается законом и нашла свое подтверждение в консультации специалиста Лисюсенко О.Н. в рамках судебного разбирательства.
Кроме того, согласно Положению об Управлении образования Администрации г. Реутов за последним закреплено планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, обеспечения гражданам, проживающим на подведомственной территории, возможность выбора образовательного учреждения; разработка предложений по формированию местного бюджета в части расходов на образование; осуществление комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для воспитанников с отклонения в развитии.
На основании изложенного суд находит заявление Ивановой Анны Ивановны о признании незаконным (действия) бездействия Управления образования Администрации г. Реутов законным и подлежащим удовлетворению.
Ссылка представителя Управления образования Администрации г. Реутов на отсутствие возможности обеспечить создание для дочери заявительницы условий на получение соответствующего образования в условиях пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа, не лишает права Екатерину на его получение и не освобождает от обязанности заинтересованного лица создать их, исходя из требования Закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 254, 258, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ивановой Анны Ивановны о признании незаконным действия (бездействия) Управления образования Администрации г. Реутов, удовлетворить.
Обязать Управление образования Администрации г. Реутов создать все необходимые условия для получения Екатериной Ивановой дошкольного образования в дошкольном учреждении общего типа.
…
Источник