Профилактика синдрома выгорания у социальных педагогов

Модуль: Основы здорового образа жизни

Профилактика синдрома «выгорания» у педагогов.

               Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Причины возникновения  СЭВ у педагогов:

  • Повышенная  ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
  • Загруженность в течение рабочего дня;
  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
  • Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
  • Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
  • ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
  • Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией  (функция – защитная);
  • Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • Окончание учебного года.

Симптомы появления СЭВ

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Профилактика профессионального выгорания

      Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

        Во-первых:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

           Во-вторых:

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы.

           В-третьих:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
  • Стремитесь побороть страх.
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
  • Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле   неприятно.
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
  • Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
  • Используйте возможность выступить с речью.
  • Следите за питанием и фигурой.
  • Позволяйте себе «маленькие женские радости».
  • Не забывайте, что Вы красивы!!!

Источник

Светлана Иванова
Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

В процессе профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами. Профессиональное общение педагогахарактеризуется следующими факторами:

— протяженностью во времени;

— результаты совместной работы;

— эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

В настоящее время термин «профессиональное выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с предметной областью «человек-человек».

Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на обучающем (помогающем, он ее осознанно принимает.

Люди таких профессий — это педагоги, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).

То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.

Когда говорят „сидром эмоционального сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональнойдеятельности и к самому себе:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение личных профессиональных достижений:

— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

— деперсонализация — безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

—снижение профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

«Подгорающего» педагога можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило,он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха.

Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгораниене очень отличается от индивидуального: коллеги теряют веру в позитивные изменения на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.

В зоне риска

Кто же сильнее всех рискует?

Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый – в 23-25 лет – это кризис профессионального самоопределения. Второй – около 30 лет – кризис смысла жизни. Третий – ближе к 40 годам – кризис среднего возраста. После 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы и сложности в поиске новой.

Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.

Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически – постепенно теряют к ней интерес. Необходимо расширять и осваивать новые профессиональные специализации, расширять обязанности или не сменить работу.

Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие и равнодушие.

Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными людьми или коллегами, включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от таких людей. Эта отстраненность постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.

В зоне риска находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, стремящиеся опекать других, не умеющие говорить «нет».

Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться помощью психолога.

Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него.важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться.

Профилактика „синдрома профессионального выгорания“:

1. Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе

2. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом

3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Развитие профессиональных качеств, постоянная рефлексия своего опыта переживаний, связанных с общением с людьми. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.

4. Тайм-ауты. Для того,чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск, прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.

5. Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.

6. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.

7. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.

8. Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.

9. Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:

— если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;

— если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;

— желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;

— при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;

— голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;

— если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

— фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.

10. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагогов имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.

Каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Литература:

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Дело, 2000. — 52 с.

2. Гнездилова О. Н.Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал:Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7

3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 40 с.

4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

УДК 378.14

О. В. БАЖУК

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается ресурсное обеспечение профилактики синдрома профессионального выгорания студентов, будущих социальных педагогов, предлагается авторская модель профилактики данного синдрома. Разработка данной проблемы может представлять интерес, как для студентов, так и для учителей, психологов и специалистов других областей знаний, по роду своей деятельности сталкивающихся с данной проблемой. Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, ресурсы, профилактика.

«Говорят, что здоровье — счастье уже само по себе. Это не верно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет» [1]. То есть здоровье необходимо рассматривать в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач. Главный принцип здоровья заключается не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать посредством своего здоровья свою миссию.

Профессиональной деятельности педагогов принадлежит существенное место в жизни человека. Профессия «педагог« носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.

В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении понятия, компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению. Изучению данной проблемы посвящено значительное количество работ в зарубежной науке (Х. Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, А. Пайнс, А. Аронсон и др.), меньшее количество исследований в отечественной науке (В. В. Бойко, В. Е. Орел, Т. В. Форма-нюк и др.).

На основе анализа имеющихся в литературе определений мы рассматриваем выгорание как состояние профессиональной деформации под влиянием внешних и внутренних факторов.

В рамках изучения данного синдрома, в теоретическом плане, требует обоснования проблема взаимодействия факторов выгорания и ресурсов преодоления выгорания. Поэтому необходимо определение и конкретизация личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, способных не допустить его появления у студентов, будущих социальных педагогов.

В практическом плане становится актуальной проблема выявления личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, позволяющих целенаправленно строить систему про-

филактики профессионального выгорания социальных педагогов, разрабатывать программы, направленные на профилактику нарушений социальнопсихологического здоровья, то есть на формирование у студентов, будущих социальных педагогов, характеристик здоровой личности.

Таким образом, в контексте синдрома профессионального выгорания, неизбежно возникает такой вопрос как профилактика данного явления.

В педагогике под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов — групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [2].

По мнению М. А. Галагузовой, именно социальный педагог должен осуществлять профилактическую работу, он призван способствовать развитию личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному человеку (ребенку), развивая его активность как субъекта воспитательного и образовательного процесса [3].

Но прежде чем работать и помогать другим людям, студенты, будущие социальные педагоги, должны позаботиться о своем здоровье, найти те внешние и внутренние ресурсы, которые помогут им предотвратить появление возможных проблем, а именно возникновения синдрома профессионального выгорания. Этот факт указывает на главный социальный институт, призванный вести эффективную профилактику данного синдрома среди учащейся молодежи, — высшие и средние учебные заведения.

Однако анализ опыта реализации современных направлений профилактической деятельности (информационное и личностно-ориентированное направления, формирование здорового образа жизни) в работе образовательных учреждений показывает, что они осуществляются не всегда адекватно и в комплексе с другими направлениями. Использование социально-

педагогических технологий, на основе ресурсного подхода, позволяет комплексно решать проблемы профилактики, связанные с созданием образовательной среды, обеспечивающей формирование у студентов привычек здорового образа жизни.

Низкая эффективноств профилактических действий синдрома профессионального выгорания обусловлена тем, что у многих студентов и даже педагогов высшего профессионального образования отмечается недостаточность профессиональной компетентности и специальной подготовки к осуществлению профилактики данного синдрома.

Осуществление профилактических программ может успешно осуществляться на основе ресурсного подхода, так как от профессионально выгоревшего педагога здоровьесберегающая деятельность требует ресурсной обеспеченности.

Ресурсный подход в социальных исследованиях является относительно новым.

Ресурс есть совокупность разнонаправленных потенциалов, используемых сообществом в:

— достижении поставленных целей;

— решении существующих проблем;

— превентивной, профилактической деятельности по предупреждению появления новых проблем в какой-либо сфере социальной жизни;

— исследовании, прогнозировании, моделировании и проектировании форм и методов социальной деятельности.

Анализ теоретических аспектов позволил ввести следующее понимание ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания. Это система внутренних (личностных) и внешних ресурсов, имеющая индивидуальный и изменчивый профиль, которая самоорганизуется при взаимодействии факторов выгорания личности.

Любая деятельность, в том числе и деятельность по преодолению синдрома профессионального выгорания, обеспечивается комплексом ресурсов, позволяющих достичь запланированного результата.

На основе этого все ресурсы можно разделить по признаку отношения ресурса к субъекту, его использующему на следующие группы:

— внутренний ресурс личности, то есть индивидуальный, личностный ресурс субъекта, обеспечивающий его жизнедеятельность, мотивацию деятельности, жизненные выборы, направленность индивидуальной активности, а также решение возникающих проблем. Внутренний ресурс присущ не только отдельному человеку, им обладают также социальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группы, производственные коллективы, учебные группы, семья, родовые кланы и многие другие людские сообщества;

— внешний ресурс (ресурс ближайшего окружения) составляют семья, друзья, сослуживцы, сверстники, знакомые, референтные связи, используемые в качестве дополнительных, а иногда и основных резервов в достижении человеком жизненных целей или решении возникающих жизненных и прочих проблем;

— институциональный ресурс, то есть ресурс специальных или специализированных учреждений или структур (учреждения направленной социальной, психологической, медицинской, образовательной поддержки и помощи), а также сотрудники таких учреждений;

— административный ресурс или ресурс административной власти различного уров! ш — локального, муниципального, регионального, федерального;

— законодательный ресурс — ресурс законотворчества на государственном, региональном и муниципальном уровнях [4].

Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов преодоления синдрома эмоционального выгорания, также как и изменчивы внешние и внутренние факторы выгорания. При объединенном влиянии нескольких ресурсов сила их воздействия на личность увеличивается. Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного преодоления выгорания, должен иметь сильные внутренние ресурсы.

Внешние (социальные) ресурсы определяются уровнем социальной поддержки, которая связана с общим благополучием педагога, поскольку обеспечивает позитивные эмоции, чувство предсказуемости в жизненной ситуации индивида и признание ценности своего Я.

Высшее учебное заведение обладает следующими ресурсами для организации профилактической работы синдрома профессионального выгорания со студентами:

1) ориентация образовательного процесса на привитие навыков здорового образа жизни, осуществление контроля над их усвоением. Обучение практическим навыкам создавать индивидуальные и коллективные программы здорового образа жизни;

2) влияние на уровень притязаний и самооценки студентов в ходе организации учебно-воспитательной работы;

3) обучение умениям:

1 стадия 2 стадия 3 стадия 4 стадия 5 стадия

— личность

О — ресурсы преодоления профессионального выгорания

— симптомы выгорания

Рис. 1. Процесс выгорания

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

Принципы-цели Правовые

Принципы-условия Исторические

Принципы-средства -► Личностно-

профессиональные

Условия

Рис. 2. Модель профилактической деятельности синдрома профессионального выгорания у студентов-

будущих социальных педагогов

— изменять свое эмоциональное состояние;

— решать возникшие проблемы;

— реагировать оперативно и адекватно на любые изменения среды и т.д;

4) организация специальной профилактической работы по предупреждению синдрома профессионального выгорания комплексной группой специалистов: педагогов, психологов, социальных педагогов;

5) социальное партнерство с целью создания здоровой личностно-ценной образовательной среды с учреждениями, организациями, общественными объединениями, чья деятельность направлена на работу с молодежью, в частности на сферу их здоровьесбе-режения;

6) использование личностного потенциала студента как человека активного, способного к самоиз-менению, саморазвитию, самореализации в лично-стно и социально значимой профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При безусловном положительном значении внешних ресурсов (создание организационно-управленческих структур, материальной базы, научно-методического обеспечения), определяющая роль принадлежит активизации внутренних ресурсов студентов, будущих социальных педагогов.

Актуализация и активизация внутренних ресурсов происходит в результате осознания студентом ценностного отношения к здоровью, поддержания состояния психосоматического благополучия, овладения здоровьесберегающими технологиями работы.

Внутренние ресурсы, в свою очередь, можно разделить на личностные, профессиональные и телесные.

Личностные ресурсы включают черты и установки, которые оказывают влияние на регуляцию поведения в различных стрессогенных ситуациях. Это активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного

опыта и возможности личностного роста, активная жизненная установка, позитивность и рациональность мышления, сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность», «самоэффективность», эмоциональноволевые качества педагога.

Профессиональные ресурсы-уровень ЗУН, опыта, необходимый для решения задач в профессиональной ситуации.

Все вышеперечисленные профессиональные ресурсы обусловлены:

а) профессиональной компетентностью— сложным индивидуально-психологическим образованием на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающих готовность педагога к актуальному выполнению педагогической деятельности;

б) аутопсихологической компетентностью — системой ЗУН, обеспечивающих педагогу не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими состояниями;

в) валеологической компетентностью — сложным индивидуально-психологическим образованием на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и опыта педагога в вопросах здоровье-сбережения [5].

Телесные ресурсы — обусловлены уровнем соматического, физического и репродуктивного здоровья и функциональных резервов организма педагога.

Теоретический анализ проблемы позволяет предположить наличие взаимосвязи между уровнем реализации внутренних ресурсов и степенью профессионального выгорания социальных педагогов: чем меньше выгорание, тем больше внутренних и внешних ресурсов его преодоления (рис. 1).

Таким образом, можно говорить о том, что степень выгорания прямо пропорциональна степени выраженности факторов выгорания, воздействующих на личность в данный момент времени, и обратно пропорциональна степени актуализации личностных ресурсов преодоления профессионального выгорания.

Личностные ресурсы определяются как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов.

В соответствии с определением, личностные ресурсы должны отвечать следующим критериям:

1) осознанность имеющихся средств или возможности их обретения;

2) готовность использовать их в качестве средств достижения цели;

3) оптимальность, то есть адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств;

4) компенсируемость, то есть взаимозаменяемость;

5) конвертируемость, то есть ценность ресурсов в социальном окружении.

Одна и та же особенность личности в разное время может являться как фактором выгорания, так и составляющей частью ресурсов преодоления выгорания в зависимости от взаимосвязей этой особенности с другими и степени ее выраженности в данный момент.

Ресурсы преодоления выгорания обеспечивают способность личности менять негативное влияние факторов выгорания на позитивное для личности действие и направлять усилия на устранение факторов выгорании

Таким образом, решение поставленной проблемы может быть достигнуто путем реализации в образовательном учреждении проекта модели «Профилактика синдрома профессионального выгорания среди студентов, будущих социальных педагогов, на основе ресурсного подхода» (рис. 2).

Реализация программы профилактики синдрома профессионального выгорания среди студентов, актуализирующей внешние и внутренние ресурсы, будет способствовать их реальному оздоровлению. Обновление программы будет осуществляться за счет внедрения новых форм профилактики и расширения сферы взаимодействия с различными государственными и общественными структурами. Свой ресурсный потенциал будет вносить и обновляющийся контингент студентов.

Библиографический список

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — 2-е изд. — М. : Молодая гвардия, 1979. — 192 с.

2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. — М. : Сфера, 2001. — 480 с.

3. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие / под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 416 с.

4. Социальная работа с молодежью: социально-

педагогические и психологические аспекты : материалы XII Международной научно-практической конфе