Проблемы детей в школе синдром

Проблемы детей в школе синдром thumbnail

Евгения Королева
Проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в подготовительных группах и при поступлении в школу

Проблемы детей с СДВГ при поступлении в школу

После поступления в школу проблемы детей с СДВГ, как правило, значительно усиливаются. Требования к обучению в школе таковы, что ребенок не в состоянии выполнять их в полной мере. Его поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Наблюдения показывают, что они довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, нежели у их сверстников, и не соответствуют показателям их интеллектуальных способностей. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя ил просто угадывание ответа без учета всех возможных вариантов. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых. Считается, что трудности формирования навыков письма и чтения у такой категории детей связано с нарушениями внимания, недостаточностью координации движения, зрительного восприятия и речевого развития.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении не только чтения, письма, но и счета.

Н. Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислекция (частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленная несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением) и дисграфия (частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга). Для 61% детей – признаки дискалькуляции (нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5-1,7 года.

У них также постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами. В школе они более разговорчивы, нежели их одноклассники, и более склонны к началу общения. Но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводит к тому, что гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания оказываются не слишком хорошими партнерами. В их действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию, ситуации, не восприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. Поскольку для всех проявлений этого синдрома типичны существенные колебания в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отмечается непредсказуемостью. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ним готовы лишь дети младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.

Дома дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они неспособны ответственно, относится к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Большинству таких детей свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у этих детей преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость, а также наблюдаются особенности развития речи, то в младшем школьном возрасте у них на первый план выступают трудности в учебе и поведении. Инфантильность и импульсивность приводят к крайней нетерпеливости, излишней активности в отставании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации.

Источник

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

У ребенка проблемы в школе

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают — «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, — это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения — например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки — это здорово, но главное — реальные знания, а еще важнее — интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, — причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете — его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции — если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

Читайте также:  Фетальный алкогольный синдром мкб 10

В этой ситуации вы можете только одно — оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется — отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста — в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно — начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам — не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение — не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения — возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему — устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам — и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе — собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому — но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции — почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка — это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей — а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет — что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка — может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама — и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает — даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания — это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» — и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное — получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт — это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

Читайте также:  Туннельный синдром локтевого нерва симптомы лечение

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа — это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото — фотобанк Лори

Источник

Симпатичного, светловолосого мальчишку с хитрющими серыми глазами, зовут Андрей, а смуглого и  черноглазого – Дима. Они – живут в разных городах, у них разные родители, разные интересы и привычки. А роднит их одно: к 8 годам, «на счету» каждого из них – несколько детских садов и три-четыре школы. И диагноз — СДВГ.

Чуть ли не в каждом классе есть один — два  непоседливых шаловливых ребенка. От них кружится голова у учителей, а количество ошибок впечатляет. При этом, в большинстве своем, они – развитые, умные и одаренные дети.

«Пик трудностей» в их жизни обычно совпадает с началом школьного обучения, когда преподаватели начинают требовать от этих детей то, что является их самым «слабым местом» — умения контролировать себя, спокойно сидеть на уроках и постигать чувство долга.

В школе от них стараются избавиться, намекая истерзанным мамам что «он неуправляем» и «необучаем», а если те не спешат забирать ребенка – подключается тяжелая артиллерия: директор, завуч, психолог. Они долго и старательно разъясняют как тяжело им с таким ребенком, и что он должен учиться в частной или специальной школе, возможно – по индивидуальной системе.

Избалованность или синдром?

«Уж лучше бы он был инвалидом – тогда бы было видно, что ребенок болен, и хоть кто-то бы посочувствовал» – произнесла мама Андрея в порыве отчаяния.  За восемь лет своего родительского стажа она все еще никак не может привыкнуть к тому, что сердобольные бабушки на каждом шагу пытаются давать ей советы как «правильно» воспитывать сына, а чужие дяди — предлагают свои услуги чтобы «выдрать ремнем» этого «невыносимого ребенка».

И действительно, в общественных местах,  практически с младенческого возраста, такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, при этом, практически не реагируя на запреты родителей и замечания посторонних.

Андрей, как и большинство «гиперят» вмешивается в разговоры взрослых, редко употребляя местоимение «Вы», увлекшись, может забыть попросить разрешения у хозяина взять чужую вещь, а через пять минут стояния в очереди начинает бегать по магазину, натыкаясь на окружающих.  Он слишком бурно реагирует на внешние раздражители и часто ведет себя непредсказуемо. При этом, Андрюша — веселый, открытый, доверчивый и абсолютно беззлобный ребенок. Он очень эрудирован, великолепно считает, но ужасно пишет, он научился читать быстро и хорошо, но когда видит перед собой текст длиной в пару страниц начинает паниковать и сопротивляться выполнять это «слишком сложное» задание.

СДВГ-шки не могут слушать даже самую интересную книжку, не крутя что-нибудь в руках и не пританцовывая. Они спят меньше других детей,  и чаще просыпаются ночью.

В двигательной сфере у них нередко обнаруживается нарушения координации, а развитие мелкой моторики и выработка навыков существенно «запаздывает». Им сложнее научиться завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы.  

«Гиперенок» способен потерять тетрадку в собственном портфеле, «не узнать в лицо» свою спортивную форму  и забыть в маршрутке портфель. Им тяжело сосредоточиться, и поэтому они ста­раются избежать заданий, требующих длительных умствен­ных усилий.  Их психика более уязвима к стрессам и менее вынослива к нагрузкам.  Кроме того, эти дети как зимние яблоки – «созревают» поздно, значительно дольше своих сверстников проявляя детскую непосредственность и эмоциональность. Они нетерпеливы, неспособны планировать больше чем на 20 минут вперед, и бурно реагируют на любые запреты.

Многие взрослые считают такое поведение «простой» невоспитанностью. Однако, только мамам гиперактивных детей известно, сколько усилий приходиться прикладывать, чтобы хоть как-то привести нрав их детей в соответствие с  требованиями общества.  Так что же это и в чем кроется причина подобных проблем?

Проблемные зоны

Учителя с тридцати — сорокалетним стажем, считают, что такие дети были всегда. Любители мистики утверждают, что это новое поколение «Детей Индиго».  Саентологи уверяют что СДВГ «придумали» врачи, чтобы зарабатывать деньги на медикаментозном лечении детей. Психиатры и невропатологи  – говорят о том, что такое поведение — признак легкого неврологического расстройства (или – минимальной мозговой дисфункции, ММД), которое не обнаруживается при стандартном неврологическом исследовании, но «обеспечивает» проблемы в поведении и обучении.

Примерно с конца 70-х – начала 80-х годов, его стали активно изучать, искать причины, предлагать способы лечения и, ориентируясь на основные проявления,  назвали «синдром дефицита внимания и гиперактивности».   

Существует много мнений о причинах возникновения подобного отклонения в развитии у детей.  Новомодные теории связывают проявления СДВГ с повреждениями шейных позвонков при родовой травме, засильем телевидения, наличием в рационе у детей «красителей», которые якобы влияют «на психику» и даже наличием проблем с вестибулярным аппаратом.

Однако, большинство серьезных специалистов склоняются к мультифакторному объяснению причин проявления СДВГ, считая, что синдром развивается вследствие неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития ребенка, при наличии наследственной, генетически обусловленной предрасположенности. Не исключают и социально-психологические воздействия (тяжелый микроклимат в семье, алкоголизм родителей, издержки воспитания).  И хотя неблагоприятные социальные и психологические условия не являются прямой причиной СДВГ, они могут усилить его проявления.

Медики, педагоги и психологи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Иногда это связывают с успехами традиционной медицины, которая «научилась» отхаживать детей из «группы риска» — рождающихся недоношенными или имеющих отклонения в развитии вследствие  гипоксии или родовых травм. Некоторые специалисты  связывают увеличение детей имеющих легкие неврологические нарушения с неблагоприятной экологической обстановкой и стрессами, которым подвергаются женщины во время беременности и воспитания ребенка.

Школа ужасов

Однако, в чем же причина поистине катастрофической «несовместимости» школы и детей, чей интеллект на фоне несоответствующей возрасту сверхподвижности и инфантильности нередко поражает непредвзятых взрослых?

Проблемы детей с СДВГ состоят скорее в том, что они неусидчивы и нетерпеливы, а свои эмоции, если и способны сдерживать, то с огромным трудом. Для них не существует слово «надо». Им практически не удается более 5-10 минут удерживать свое внимание на вещах, которые им неинтересны. При этом, они могут часами заниматься тем, что для них значимо. И эти интересы могут поражать взрослых своей неординарностью. Например, Дима почти все знает о геологическом строении земли, а Андрей – легко заткнет за пояс опытного автомеханика.

Читайте также:  Астено невротический синдром его лечение у детей

В чем же они виноваты перед школой? Исключительно в том, что требуют больше внимания, так как сами невнимательны, и больше терпения, так как находятся в постоянном движении. Они  много разговаривают и отвлекаются. Неподвижно сидеть на занятиях и усердно писать или считать – для них непосильная задача. Когда им становиться скучно они начинают вертеться и мешают «проводить урок», что вызывает закономерное раздражение учителей и одноклассников.  

Любые попытки жестко и непреклонно пресечь эту активность оказываются бессмысленны. Излишняя строгость и требовательность вызывают у детей ответную агрессию и раздражительность.  Что вызывает новые, куда более серьезные проблемы.  Ведь привыкая постоянно быть «плохим» маленькие разбышаки зарабатывают комплекс неполноценности.  И это необходимо учитывать, чего в 90% случаев не способна сделать наша школа, с ее тоталитарным подходом к воспитанию и обучению. И, к сожалению, я не знаю родителей, которым бы не довелось столкнуться с предвзятым отношением к гиперактивному ребенку. Да и сами они частенько добавляют масла в огонь, поддаваясь мнению окружающих о невоспитанности их чада, считая  эти проявления своими собственными ошибками в воспитании. Однако, специалисты знают — «плохое поведение» обусловлено объективными причинами. Они просто не могут иначе.

Но ведь никому не придет в голову ругать слабовидящего ребенка за то, что он не может рассмотреть надпись на доске, а ребенка с плохим слухом – за то, что он не расслышал вопроса?  Однако, в большинстве случаев  дети с СДВГ являются заложниками собственных физиологических проблем. 

Уроки «выживания»

Родители гиперактивных детишек, утверждают, что истории исключения их детей из самых разных школ похожи, как будто их размножали под копирку. 

Вначале, им сочувственно, но очень настойчиво рекомендуют сходить к психоневрологу, и непременно рассказать о шалостях на уроках и переменах. Когда обследование сделано и «диагноз» установлен – администрация школы, при малейших проступках ребенка, и нередко – под предлогом увольнения по собственному желанию учителя, предлагает родителям других детей писать жалобы.  А когда такая коллекция собрана – родителям «неудобного» ученика предъявляются все эти письменные свидетельства со словами «мы делали все возможное, но в связи с таким количеством жалоб вашему ребенку не место в массовой школе».

Многие родителя не выдержав такого прессинга, вынуждены переводить детей на индивидуальное обучение либо пытаться искать школу, где их бы приняли и помогли.

Разумеется, подобные ситуации только усугубляют имеющиеся проблемы, ведь нервозная обстановка создающаяся вокруг ребенка, «раздувание» скандалов при его малейших проступках не способствует его адаптации и желанию учиться. Однако, учитывая нормальный интеллект таких детей, хорошие способности и лишь незначительные неврологические проблемы,  психологи и невропатологи в один голос утверждают – эти дети, должны учиться в обычных школах. Они нуждаются в том, чтобы к ним относились также как ко всем остальным, только чуть мягче и терпеливее.

Но, сожалению, наше общество, для которого милосердие давно уже стало средством рекламы или способом заработать, и наша система образования «изгоняет» неудобных детей. И неважно как, и в какой степени выражены эти проблемы – в умственном, физическом ли развитии, или, как в описываемых случаях – в поведении.  И как оказывается на практике чем «минимальнее» проявления этих нарушений, тем сложнее родителям найти понимание и возможность решения этих проблем.  Они могут (и должны !)  требовать поддержки и понимания со стороны тех, кто профессионально занимается обучением и воспитанием.

Правила поведения

Многие специалисты сходятся во мнении, что даже без специальной коррекционной работы, приблизительно после 12 лет,  примерно у  половины детей, все основные симптомы СДВГ сглаживаются настолько, что остаются практически незаметными.  Вторая половина – может сохранить свой «взрывной» характер, импульсивность и снижение волевых качеств, попадая в группу риска по употреблению алкоголя и наркотиков. Именно эта часть детей в большей степени, ощущали свою недостатки и страдали от неприятия и в семье и в школе.  Поэтому  СДВГ нужно «просто пережить», но пережить деятельно, не пряча голову в песок, а корректируя, развивая, защищая, любя ребенка. Ведь впоследствии, когда симптомы «уходят» остается страдающий подросток, неуверенный в себе с заниженной самооценкой и невротическими реакциями. И эти «вторичные» психические образования, гораздо опаснее тех, которые были причиной их появления.

Поэтому и учителям и родителям стоит обратить внимание на то, чтобы не перегружать и без того ослабленную нервную систему ребенка. А также учитывать и некоторые другие их особенности:

  • Реакция на переутомление у таких детей может показаться парадоксальной, но устав, они кажутся еще более активными и возбужденными, и долго не могут успокоиться.
  • Синдром дефицита внимания не ограничивается только проблемой внимания, и нередко сопровождается различными трудностями обучения и общения, резкими перепадами настроения.
  • Несмотря на свою стремительность гиперактивным детям трудно переключаться с одного занятия на другое. И если какое-то увлекательное дело нужно завершить к определенному сроку – лучше предупредить об этом ребенка заранее, а иногда даже поставить будильник.
  • Дети с СДВГ не в состоянии запомнить длительную словесную инструкцию с одного раза. В связи с этим, следует спокойно относиться к тому, что некоторые вещи придется повторить несколько раз.
  • Не стоит бороться с излишней двигательной активностью ребенка. Гораздо лучше направить ее «мирное русло»  подобрав спортивную секцию по душе. Существует предположение, что с помощью двигательной стимуляции организму удается  «скомпенсировать» и развить незрелые структуры мозга.
  • Длинные задания лучше разбивать на части, так как они зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать». Делая все «по частям», легко удается решить эту проблему.
  • Нередко дети с СДВГ хуже разбираются в языке жестов, интонациях и прочих «социальных намеках». И тогда их нужно учить тому, что обычно приходит «само собой». Можно тренировать и способность прогнозировать свои поступки при помощи различных историй и описания социальных ситуаций.
  • «Гиперят» нужно учить разбираться и анализировать собственные эмоции, так как такое умение – основа социального интеллекта. Понимая, прежде всего себя, человек способен понять других людей.
  • «Потолок» возможностей гиперактивного ребенка может быть значительно ниже, чем для других детей того же возраста. Об этом нужно помнить, когда возникает искушение «надавить», так как кажется, что ребенок может «постараться и сделать» что-либо, но просто не хочет.
  • С такими детьми необходимо общаться  максимально спокойно, так как будучи особо чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, они «заражаются» как положительными так и отрицательными  эмоциями.

Но самое главное помнить — эти дети сталкиваются с таким количеством проблем и неудач, что им жизненно необходима похвала. Они очень нуждаются в понимании и  любви. Причем такой, когда любят не только за хорошее поведение и аккуратность, а за то, что они есть!

Пусть им не суждено стать спокойными и послушными, но  если мы, взрослые, будем хоть немного терпимее, они вырастут добрыми, умными и счастливыми людьми .

Наталья Науменко, психолог.  Мир Семьи, №11, ноябрь 2007


Источник