Причины дцп и синдрома дауна

Причины дцп и синдрома дауна thumbnail

Может ли родиться ребенок с синдромом Дауна у относительно здоровых родителей, которые по всем правилам планировали беременность заранее? Медики утверждают, что это исключительно генетическая случайность. Причины рождения детей с синдромом Дауна удалось выделить только из статистики таких случаев в медицинской практике, теоретического анализа ученых-генетиков и истории генетических обследований «солнечных» деток. Почему рождаются дети с синдромом Дауна? Когда можно обнаружить аномалию? Есть ли способы профилактики синдрома?

Почему рождаются дети с синдромом Дауна?

С точки зрения физиологии патология появляется в ходе деления клеток после зачатия. Яйцеклетка начинает активно делиться, еще не продвигаясь по маточным трубам. К моменту прикрепления к полости матки (так называемой имплантации) она уже становится зародышем. Если у ребенка синдром Дауна, то это будет понятно практически сразу же после зачатия, но диагностировать генетическую патологию так рано еще невозможно.

почему рождаются дети с синдромом дауна

«Солнечные» детки появляются по той причине, что в генетическом материале матери или отца появляется одна лишняя хромосома. В большинстве случае (90%) 24 хромосому зародыш получает от матери, но случается (10%), что и от отца. В некоторых случаях (почти 6%) патология связана с наличием не целой лишней хромосомы, а лишь ее фрагментов.

Именно так отвечают медики на вопрос о том, почему рождаются дети с синдромом Дауна. Причины и факторы, провоцирующие генетическую патологию, могут быть различны, а выше описан процесс лишь с физиологической точки зрения.

Какой может быть «солнечная» болезнь?

Различают несколько форм болезни Дауна. Трисомия – это случай, который встречается чаще всего. Трисомией называется патология, при которой одна из половых клеток родителей содержит лишнюю 24 хромосому (в норме ребенок получает 23 хромосомы от отца и столько же от матери). Сливаясь во второй клеткой, яйцеклетка или сперматозоид образуют гамету с 47 хромосомами вместе 46.

Существует так называемый «семейный» синдром. В таком случае рождение «особенного» ребенка обусловлено тем, что в кариотипе одного из родителей есть так называемая робертсоновская транслокация. Так медики называют длинное плечо 21 хромосомы, что в процессе соединения и деления клеток становится причиной трисомии.

Самая легкая форма «солнечной» болезни – мозаицизм. Генетическая патология развивается в эмбриональном периоде вследствие нерасхождения хромосом при делении клеток. При этом нарушение происходит только в отдельных органах или тканях, при трисомии же аномалию несут все клетки организма маленького человечка.

почему рождаются дети с синдромом дауна причины

Как влияет возраст матери на риск рождения ребенка с болезнью Дауна?

Почему рождаются дети с синдромом Дауна? У медиков есть несколько мнений на этот счет. Самой распространенной причиной называют возраст будущей мамы. Чем старше мама, тем больше риск рождения малыша с какими-либо аномалиями. В возрасте двадцати пяти лет вероятность зачати неполноценного малыша составляет менее одной десятой доли процента, а к 40 годам она достигает пяти процентов. Согласно данным медицинской статистики, у 49-летних мам рождается один ребенок с синдромом Дауна на двенадцать случаев.

В действительности же большинство (практически 80%) «солнечных» деток рождены у молодых мам в возрасте до 30 лет. Это происходит по той причине, что женщины в старшем возрасте обычно реже рожают. Так, причины появления деток с болезнью Дауна в этих случаях другие.

А возраст отца?

Для мужчин риск зачать особенного ребенка увеличивается только после 42-45 лет. Как правило, это связано с возрастным снижением качества спермы. Еще на вероятность зачатия «солнечного» малыша влияют генетические аномалии в клетках как отца, так и матери. Некоторые из них являются не врожденным явлением, а возрастным изменением. Иногда встречаются случаи, когда в клетках супругов насчитывается сорок пять хромосом – тогда риск патологии возрастает.

Какие генетические причины являются факторами риска?

Риск рождения ребенка с синдромом Дауна выше, если в клетках родителей содержится похожая генетическая информация. Часто «солнечные» дети рождаются при близкородственных связях, но изредка случается, что похожий материал содержится в клетках родителей, никаким образом не состоящих в кровном родстве.

может ли родиться ребенок с синдромом дауна

Рождение ребенка с синдромом Дауна вероятно и при наличии в родословной генетических болезней, неблагоприятной наследственности и предрасположенности. Риск есть, если мать больна диабетом, эпилепсией или имеет неблагоприятный анамнез: были выкидыши в предыдущих беременностях, мертворождение или смерть ребенка в младенческом возрасте.

Влияет ли образ жизни на риск рождения «солнечного» ребенка?

Почему может родиться ребенок с синдромом Дауна? Медики утверждают, что образ жизни будущих родителей на это никак не влияет. Однако еще одним показанием более внимательного отношения к будущей маме на первом скриниге станет и факт длительной работы на вредном производстве. К сожалению, редко удается точно выяснить, что стало причиной зачатия «солнечного» малыша, так что статистику тут привести не получится.

Кроме того, в некоторых случаях дети с синдромом Дауна (причины патологии мы изучаем на протяжении всей статьи) рождаются из-за аномалий развития беременности. Правда, это скорее можно причислить к генетическим причинам.

Что такое нарушение фолатного цикла?

Скорее всего, именно нарушение фолатного цикла являются причиной рождения деток с болезнью Дауна у молодых и относительно здоровых мам. Что подразумевается под этим словосочетанием, почему рождаются дети с синдромом Дауна? Причины могут заключаться в нарушениях усвоения фолиевой кислоты (она же – витамин В9).

Врачи обязательно назначают прием фолиевой кислоты и тем, кто уже в положении, и тем, кто только планирует беременность. В9 выписывают не зря – недостаток элемента может вызвать не только синдром Дауна, при котором хромосомы не расходятся, но и другие патологии эмбрионального развития.

причины рождения детей с синдромом дауна

Почему не усваивается витамин В9? За это отвечают три гена, которые еще называют генами фолатного цикла. Иногда они «работают не на полную мощность» и вместо 100% организмом усваивается в лучшем случае 30% фолиевой кислоты. Женщинам, у которых витамин усваивается не полностью, следует принимать фолиевую кислоту в увеличенной дозировке и чаще употреблять еду, обогащенную В9. Узнать, есть ли нарушения фолатного цикла можно, сделав генетический тест.

Читайте также:  Стоимость операции для синдрома wpw

Нехватку витамина В9 могут вызвать проблемы с пищеварением, которые нарушают процесс всасывания полезных веществ.

Больше никаких исследований не проводили?

Выше перечислены причины, почему дети с синдромом Дауна рождаются на свет. Но медицина не стоит на месте. Последние исследования позволяют выделить еще два фактора, которые теоретически могут оказывать влияние на вероятность рождения «солнечных» деток.

Индийские ученые выяснили, что фактором риска может стать не только возраст самой матери, но и возраст бабушки по материнской линии. Чем старше была бабушка, когда рожала дочь, тем выше вероятность того, что та родит ей внука или внучку с болезнью Дауна. Риск повышается на 30% с каждым «упущенным» бабушкой годом после 30-35 лет.

Еще одно предположение, высказанное учеными после недавних исследований вопроса, говорит о том, что на возникновение патологии может влиять повышенная солнечная активность. Так, по наблюдениям ученых-медиков и генетиков, часто зачатие таких деток происходило после всплеска активности солнца.

Что говорят психологи и эзотерики о причинах рождения «солнечных» детей?

Почему рождаются дети с синдромом Дауна? Парапсихологи отвечают на этот вопрос, ссылаясь на кармические долги. Они говорят, что в каждой семье должен появиться тот человек, который предназначен. И если родители очень ждали мальчика, а появилась девочка, то вполне вероятно, что у нее впоследствии родится малыш с болезнью Дауна. Если же во взрослом возрасте женщина решит сделать аборт, когда выяснится, что есть генетическая аномалия, то нездоровая карма перейдет другим детям, которые будут рождаться в этой семье.

риск рождения ребенка с синдромом дауна

Кстати, по древней легенде, которую подтверждают и современные эзотерики, «солнечные» детки – это перерожденные души мудрецов и лекарей, которые в прошлой жизни отличались гордыней. За это их поместили в оболочку, которая вызывает у других людей настороженность, но взамен наделили глубоким миропониманием.

Как диагностируется генетическое заболевание?

Сегодня доступна ранняя диагностика патологии. На ранних сроках беременности используется метод УЗИ-диагностики и биохимический скрининг. Материалом для исследования служит оболочка зародыша или околоплодные воды. Последний метод является довольно-таки рискованным, есть вероятность повреждения плаценты (со всеми негативными последствиями) или самопроизвольного прерывания беременности. Именно поэтому анализ околоплодных вод и биопсия проводятся исключительно по показаниям.

После рождения диагностировать патологию не составляет труда. Какими рождаются дети с синдромом Дауна? Такие малыши весят меньше обычного, разрез глаз у них монголоидный, переносица слишком плоская, а рот почти всегда приоткрыт. Часто «солнечные» дети имеют ряд сопутствующих заболеваний, но не всегда это психические отклонения.

Как поступают родители, узнав что у ребенка генетическая болезнь?

Синдром Дауна можно диагностировать на ранних сроках беременности, когда возможно прерывание практически без вреда здоровью будущей мамы. Именно так чаще всего и поступают женщины в России. Все-таки воспитание «солнечного» ребенка требует очень много сил, душевного равновесия, времени и денег. Таким малышам нужно намного больше родительского внимания и заботы, так что осуждать женщин, у которых диагностирована генетическая аномалия плода, нельзя.

рождение ребенка с синдромом дауна

Более 90% женщин прерывали беременность, когда выяснялось, что у плода синдром Дауна. Около 84% новорожденных с такой генетической болезнью родители оставляют в роддомах, отказываясь от них. В большинстве случаев медицинский персонал это только поддерживает.

А что в других странах?

Европейские мамы делали аборт в 93% случаев, если врачи диагностировали генетическую патологию (данные 2002 года). Большинство семей (85%), в которых появляется «солнечный» малыш, отказываются от ребенка. Что показательно, в скандинавских странах нет ни одного случая отказа от таких деток, а в США более двухсот пятидесяти супружеских пар стоят в очереди на их усыновление.

Кто оставляет особенного ребенка?

Конечно, некоторые семьи оставляют ребенка. Известны дети знаменитостей с синдромом Дауна. Особенного малыша воспитывают Эвелина Бледанс, тренер футбольной сборной Испании Висенте дель Боске, Лолита Милявская (сначала врачи диагностировали синдром Дауна, но потом изменили диагноз на аутизм), дочь первого российского президента Татьяна Юмашева.

«Солнечные» малыши развиваются медленнее, чем их сверстники. Они ниже ростом, отстают в физическом развитии, часто отличаются плохими зрением и слухом, имеют лишний вес, часто — врожденные пороки сердца. Есть мнение, что дети с патологией не способны к обучению, но это не так. Если регулярно заниматься с таким малышом и уделять ему внимание, то он вполне сможет ухаживать за собой и даже выполнять более сложные действия.

Как лечат и адаптируют к обществу детей с синдромом?

Полностью вылечить генетическую аномалию невозможно, но регулярно медицинское наблюдение и систематические занятия по специальным программам помогут «солнечному» малышу приобрести элементарные навыки ухода за собой и даже впоследствии получить профессию, а затем и создать собственную семью.

какими рождаются дети с синдромом дауна

Занятия с детьми-даунами можно проводить и дома, и в специальных реабилитационных центрах, в детских садах и школах. Нужно прививать ребенку навыки самообслуживания, обучать письму, счету, развивать память и восприятие, социально адаптировать. Полезны «солнечным» деткам логопедический массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие моторики, развивающие игры, физиотерапия, анималотерапия. Также нужно проводить лечение сопутствующих патологий.

Существуют ли методы профилактики синдрома Дауна?

Чтобы предупредить риск развития болезни Дауна, необходимо еще во время планирования беременности пройти обследование у медицинских специалистов. Желательно сделать генетический тест, чтобы определить, есть ли нарушения в усвояемости фолиевой кислоты, посетить гастроэнтеролога, если есть подозрение на недостаточное всасывание витаминов и полезных веществ.

Заблаговременно стоит начать принимать витамин В9 и поливитамины для беременных. Желательно разнообразить свой рацион, насытив его всеми необходимыми полезными веществами. При поздней беременности нужно проходить регулярное медицинское обследование и внимательнее относиться к своему новому состоянию.

Читайте также:  Постхолецистэктомический синдром дисфункция сфинктера одди

Источник

 æàðêèé äåíü êóïèëà êèëîãðàìì ÷åðåøíè â óëè÷íîì ëàðüêå. È çàïàõ íàãðåâøèõñÿ íà ñîëíöå ÿãîä íàïîìíèë ìíå äàâíþþ èñòîðèþ.

Ìíîãî ëåò íàçàä êî ìíå íà ïðèåì ïðèøëà æåíùèíà. Îíà äîëãî ñèäåëà, íè÷åãî íå ãîâîðÿ, îïóñòèâ ãîëîâó è óðîíèâ ðóêè. ß òîãäà åùå íå î÷åíü äîëãî ðàáîòàëà ïñèõîëîãîì, íî ÷åëîâåêîì áûëà óæå âçðîñëûì è çíàëà: òàê âûãëÿäèò íàñòîÿùåå ãîðå. Ðåøèëà äàæå íå ñïðàøèâàòü íè÷åãî — ïóñòü ðàññêàæåò, êîãäà ñàìà ñî÷òåò óäîáíûì.

— Óñòàëà ÿ, — íàêîíåö ñêàçàëà æåíùèíà. — Ìíå çàâåäóþùàÿ îòäåëåíèåì âåëåëà ê âàì çàéòè. Ñêàçàëà, ó ïñèõîëîãîâ ñâîè ìåòîäû. Ìîæåò, ïîäñêàæåòå, ãäå ñèë âçÿòü?

— Íåò ó ïñèõîëîãîâ òàêèõ ìåòîäîâ, — ÷åñòíî âçäîõíóëà ÿ, åùå íå äî êîíöà ïîçàáûâøàÿ ñâîå áàçîâîå åñòåñòâåííî-íàó÷íîå îáðàçîâàíèå, è ñïðîñèëà: — Íî ÷òî ó âàñ ñëó÷èëîñü?

— Ñûí ó ìåíÿ óìèðàåò, äåñÿòè ëåò îò ðîäó.

— Îõ… — Ó ìåíÿ ñáèëîñü äûõàíèå, õîòÿ èìåííî ÷åãî-òî òàêîãî ÿ è îæèäàëà. — À ëå÷èòü?

— Íåòó áîëüøå íè÷åãî. Âñå âðà÷è òàê ñêàçàëè.

— Îí â áîëüíèöå ëåæèò?

— Íåò, äîìà. Ñàì ïîïðîñèëñÿ. Îí ó ìåíÿ óìíûé, ó÷èëñÿ õîðîøî, ó÷èòåëüíèöà âñåãäà õâàëèëà. Ñëûøèò æå, ÷òî âîêðóã íåãî ïðîèñõîäèò. Ñïðîñèë: ìàìà, ÿ óìèðàþ? Ìíå áû, íàâåðíîå, íàäî ñîâðàòü, à ÿ è ðàçðåâåëàñü, êàê äóðà. È îí, ïðåäñòàâüòå, ìåíÿ ñòàë óòåøàòü: ìàì, íó òû íå ïëà÷ü, ÷åãî æå, âñå êîãäà-òî óìðóò, íó êòî-òî ïîçæå, êòî-òî ðàíüøå — ýòî æå íè÷åãî òàêîãî. È ïîïðîñèë: «Äàâàé òîãäà ÿ ëó÷øå äîìà óìðó, ìíå òàì ñïîêîéíåå áóäåò». Âîò ìû åãî è çàáðàëè.

È âîò òåïåðü îíà êàæäûé ÷àñ ñìîòðèò, êàê ñûí óãàñàåò, — ïðåäñòàâèëà ñåáå ÿ.

— Ó âàñ åñòü åùå äåòè? — ñïðîñèëà è ñ óæàñîì æäàëà îòðèöàòåëüíîãî îòâåòà.

— Åñòü. — ß âûäîõíóëà ñ îáëåã÷åíèåì. — Äî÷êå ïÿòü ëåò, îíà ñíà÷àëà ñïðàøèâàëà, êîãäà áðàòèê âñòàíåò è ïîèãðàåò ñ íåé, à òåïåðü, âèäíî, òîæå ÷òî-òî ñìåêíóëà è íå ñïðàøèâàåò áîëüøå. È íå çàõîäèò ê íåìó.

— Âû óñòàëè ìîðàëüíî èëè çà ñûíîì òÿæåëûé óõîä?

— Çà ñûíîì — íåò. Îí ñïèò ìíîãî. Íî åñòü åùå ìîÿ áàáóøêà, êîòîðàÿ ìåíÿ âûðàñòèëà, íà äðóãîì êîíöå ãîðîäà.

— À ñ íåé ÷òî?

— Âû áóäåòå ñìåÿòüñÿ, — ãîðüêî óñìåõíóëàñü æåíùèíà, — íî îíà òîæå óìèðàåò. Íî åé-òî õîòü ïî âîçðàñòó.

— Âû çà íåé óõàæèâàåòå? Áîëüøå íåêîìó?

— Àãà. Íåò íèêîãî. Ìîÿ ìàòü, åå äî÷ü, â Ñî÷è ñåé÷àñ æèâåò. Ñ ÷åòâåðòûì ìóæåì. À õàðàêòåð ó áàáóøêè âñåãäà áûë ðåçêèé, êîìàíäèðñêèé. Îíà íà÷àëüíèêîì ó÷àñòêà ðàáîòàëà, íàä ìóæèêàìè, à òàì ìíîãèå èç ëàãåðåé, ñèäåëè. ß ïûòàëàñü íàíÿòü ñèäåëêó — äâóõ îíà âûãíàëà, äâå ñàìè óøëè. Íåò, ãîâîðèò, ìíå íóæíî, ÷òîá òû, òû ïîíèìàåøü êàê. À èç òåõ ÷åòûðåõ îäíà äàæå ìåäñåñòðà áûëà.

— Áàáóøêà çíàåò, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ ïðàâíóêîì?

— Çíàåò. È ãîâîðèò: ðàç åìó óæå ïîìî÷ü íåëüçÿ, âîò è âûéäåøü èç êâàðòèðû, ñúåçäèøü ê ñòàðóõå, ïîêà ÷àñ åäåøü â ìåòðî, äà â ìàãàçèí, äà íà ëþäåé ñìîòðèøü — è îòâëå÷åøüñÿ ÷óòîê.

 ëîãèêå áàáóøêå îòêàçàòü íåëüçÿ íèêàê, ìûñëåííî ïðèçíàëà ÿ.

— Òî åñòü áàáóøêà â çäðàâîì óìå?

— Àáñîëþòíî. Âñåì áû òàê. Íî âñòàâàòü óæå ïî÷òè íå ìîæåò. Äàæå ñàäèòñÿ ñàìà ñ òðóäîì. È ãëàâíîå — îíà ïðàêòè÷åñêè îñëåïëà. Íî åùå ÷òî-òî ïûòàåòñÿ äåëàòü ñàìà. Ïàäàëà òðè ðàçà. Âðà÷ ïðåäëàãàë ãîñïèòàëèçàöèþ, à îíà ñêàçàëà: åñëè îòïðàâèøü ìåíÿ ïîìèðàòü â áîãàäåëüíþ, ïðîêëÿíó, òàê è çíàé. ß áîþñü. Äà è ïîíèìàþ åå — äâèãàòüñÿ-òî è âèäåòü îíà íå ìîæåò óæå, à ïîãîâîðèòü åé åùå õî÷åòñÿ, à ÷óæîé ÷åëîâåê ðàçâå ïîéìåò, ñòàíåò ñëóøàòü? À ó ìåíÿ óæå ðóêè òðÿñóòñÿ è ãîëîâà. È çâîí â óøàõ. Ñïàòü íî÷üþ íå ìîãó, ëåæó è â ïîòîëîê ñìîòðþ.  ìåòðî íåäàâíî çàñíóëà è íà ïîë ïîâàëèëàñü, ëþäè ïîäíèìàëè, íåëîâêî.

— À ìóæ åñòü? ×òî-òî ãîâîðèò? Äåëàåò? — ÿ ðåøèëà ïðîùóïàòü ðåñóðñû.

— Åñòü. Ïåðåæèâàåò òîæå, êîíå÷íî. Ðàáîòàåò äîïîçäíà ñïåöèàëüíî — îáúÿñíÿåò: äåíüãè âåäü ñåé÷àñ íóæíû è åùå íóæíû áóäóò. Êàê-òî ÿ åãî íàïðÿìóþ ñïðîñèëà: êàê òû? Îí îòâåòèë: ïðîñòè, íî ìíå áû õîòåëîñü, ÷òîá ýòî âñå óæå ïîñêîðåå êîí÷èëîñü.

Ýòî áûëî î÷åíü äàâíî. ß áûëà ìîëîäîé è ñàìîóâåðåííîé. Æåíùèíà â ðåàëüíî òðóäíîé æèçíåííîé ñèòóàöèè ïðèøëà çà ñîâåòîì ïî îïòèìèçàöèè ýíåðãåòè÷åñêèõ òðàò. Ïî îïûòó (à íå ïñèõîëîãè÷åñêîìó îáðàçîâàíèþ) ÿ çíàëà: ó êàæäîãî, äàæå ñàìîãî ñèëüíîãî è ñàìîäîñòàòî÷íîãî ÷åëîâåêà â æèçíè áûâàþò ìîìåíòû, êîãäà õî÷åòñÿ, ÷òîáû êòî-òî êàê áû êîìïåòåíòíûé óâåðåííî ñêàçàë: äåëàé âîò ýòî è âîò òàê. Ïðèñòóïàé ñåé÷àñ. Ìíå ïîêàçàëîñü, ÷òî ýòî òîò ñàìûé ìîìåíò.

— Ñëóøàéòå, ÿ ñêàæó âàì, ÷òî äåëàòü! — ðåøèëàñü ÿ. — Âû ïåðåâåçåòå áàáóøêó ê ñåáå.

— Íî ó íàñ íåò äëÿ íåå îòäåëüíîé êîìíàòû. Äâóõêîìíàòíàÿ êâàðòèðà. Ìû è òàê äî÷êó ê ñåáå â êîìíàòó çàáðàëè, ÷òîá ñûíà íå òðåâîæèòü. Äà îíà è íå ñîãëàñèòñÿ.

— Ñîãëàñèòñÿ.  ýòîì è ôîêóñ! Âû ïîëîæèòå óìèðàþùóþ, íî çäðàâîìûñëÿùóþ áàáóøêó â êîìíàòó ê óìèðàþùåìó ñûíó. È ïðåäâàðèòåëüíî âåëèòå åé âñå åìó ðàññêàçàòü. Áóäåòå äàâàòü åé èíôîðìàöèþ ïî òåì êàíàëàì, êîòîðûå ó íåå åùå ðàáîòàþò, ÷òîáû âêëþ÷àëèñü âîñïîìèíàíèÿ: ñòàðàÿ ìóçûêà, âêóñ, çàïàõè — ýòî ñàìîå äðåâíåå è ìîùíîå. Ñêàæåòå: ýòî òâîå ïîñëåäíåå çàäàíèå â æèçíè. Ïîñëåäíÿÿ ðàáîòà. ×òîá îí îòâëåêñÿ îò òîãî, ÷òî óìèðàåò òàê ðàíî. À åìó ñêàæåòå: ñëóøàé, åé ýòî íàäî, ÷òîá óéòè ñïîêîéíî, à ó ìåíÿ óæå íåò ñèë. È îí óéäåò, êàê áû âïèòàâ è ïðîæèâ åå ÷åðòîâñêè äîëãóþ æèçíü, à âû ñìîæåòå çà íèìè óõàæèâàòü â îäíîì êîìïàðòìåíòå.

Читайте также:  Упражнения для коррекции синдрома дефицита внимания

Æåíùèíà ïîäóìàëà, à ïîòîì ñïðîñèëà:

— ×òî òàêîå êîìïàðòìåíò?

— Îáîñîáëåííàÿ îáëàñòü â æèâîé êëåòêå, êàê ïðàâèëî, îêðóæåííàÿ ñëîåì áèëèïèäíîé ìåìáðàíû, — ÷åòêî îòðàïîðòîâàëà ÿ.

Îíà âçãëÿíóëà íà ìåíÿ ñ óâàæåíèåì è, åùå ÷óòü ïîêîëåáàâøèñü, êèâíóëà.

— Ïðèäåòå è ðàññêàæåòå, êîãäà âñå óñòðîèòñÿ, — âåëåëà ÿ åé, ïðî ñåáÿ ïîäóìàâ: âäðóã ïîëó÷èòñÿ åùå õóæå? Íàäî æå ìíå çíàòü.

Îíà ïðèøëà.

— À çíàåòå, âñå è íè÷åãî. Áàáóøêà ó ìåíÿ õîòü è êîìàíäèð, íî ÷åëîâåê äîëãà: ÿ ñêàçàëà — íàäî, òàê îíà è íå ïèêíóëà. Íîøó âñå íþõàòü, ìóçûêó ñòàâëþ, ãîòîâëþ åäó ïî åå çàêàçó, êàê âû âåëåëè. Ó íåå ÿâíî âêëþ÷àþòñÿ âîñïîìèíàíèÿ. Òåïåðü îíà åìó ÷óòü íå âñå âðåìÿ ðàññêàçûâàåò, êîãäà îí íå ñïèò. Ïðî äåòñòâî, þíîñòü ñâîþ íà þãå. Èñòîðèè âñÿêèå ñ ðàáîòû, êàêèå ñóäüáû ó ëþäåé òîãäà áûâàëè — ÿ è ñàìà áûâàåò çàéäó è çàñëóøèâàþñü.

— À ñûí?

— Îí ñëóøàåò, óëûáàåòñÿ. Ïåðåñïðàøèâàåò ÷òî-òî èíîãäà. Õîòÿ è ñëàáûé ñîâñåì.

Ïîòîì îíà íåìíîãî ïîïëàêàëà è óøëà. ß äîëãî ñèäåëà è áåçäóìíî ñìîòðåëà â îêíî.

Ïðîøëî íåñêîëüêî ëåò. Íà ïðèåì ïðèøëà æåíùèíà ñ ãîëåíàñòîé äåâî÷êîé-ïîäðîñòêîì. Îáå óëûáàþòñÿ.

— Íàì áû ïðîôîðèåíòàöèþ. À òî îíà ñåãîäíÿ âðà÷îì, à çàâòðà ïîæàðíûì. Ìû ñ îòöîì óæ çàìó÷èëèñü. Ïîãîâîðèòå õîòü âû ñ íåé.

— Äà áåç ïðîáëåì, — ÿ òîæå óëûáíóëàñü. — Ñàäèòåñü êóäà-íèáóäü.

— Âû ìåíÿ, êîíå÷íî, íå ïîìíèòå. Ýòî ìíîãî ëåò íàçàä áûëî…

— Âû ñ äî÷êîé óæå êîãäà-òî ïðèõîäèëè êî ìíå?

— Íåò. ß îäíà ïðèõîäèëà. Ñûí ó ìåíÿ òîãäà óìèðàë è áàáóøêà îäíîâðåìåííî. Âû âåëåëè èõ â îäíîé êîìíàòå ïîëîæèòü.

— Îõ…

— Îí íå óìåð! — æåíùèíà ðàñïëûëàñü â ñ÷àñòëèâîé óëûáêå, à ó ìåíÿ ïî ñïèíå ïðîáåæàëè ìóðàøêè è çàòðÿñëàñü ðó÷êà â ïàëüöàõ. ß âçÿëà ñåáÿ â ðóêè.

— Ðàññêàæèòå.

— ×òî æ ðàññêàçàòü. Íó âîò îíè ëåæàò, è îíà åìó ðàññêàçûâàåò. Îí ñëóøàåò. Îíà åìó ñðàçó ñêàçàëà: «Òû íå áîéñÿ íè÷åãî, òû íå îäèí òóäà ïîéäåøü, ÿ ñ òîáîé. Ìû òàì âñå óñòðîèì êàê íàäî». Îí ïðàâäà ñðàçó óñïîêîèëñÿ, à ÿ è ðàäà — ñàìè ïîíèìàåòå.

ß çà íèìè óõàæèâàþ. Îäíàæäû áàáóøêà ìíå íà óõî, êîãäà îí ñïèò, ãîâîðèò: «Òû óæ íå îáåññóäü, ïîõîäè çà ìíîé åùå, ÿ åãî îäíîãî îñòàâëÿòü íå õî÷ó òåïåðü, ïðîâîæó óæ è òîãäà ñðàçó ñàìà âñëåä çà íèì — òû è îñâîáîäèøüñÿ».

Ëåæàò îíè, çíà÷èò, ëåæàò, è íå óìèðàþò. Íè îäèí, íè äðóãîé. Ìóæ ãîâîðèò: ãëÿäè, âåäü âñå èõ ñðîêè âûøëè, ìîæåò, âðà÷è òàì ÷åãî íàïóòàëè, åùå ñ êåì ïîñîâåòîâàòüñÿ íàäî?

ß, êîíå÷íî, êèíóëàñü. Îíè ãîâîðÿò: ïðàâäà, ñòðàííî, çíà÷èò, ó îðãàíèçìà âàøåãî ñûíà åùå åñòü ðåçåðâû. È ïîòîì: âîò åñòü â Ìîñêâå ýêñïåðèìåíòàëüíîå ëå÷åíèå, íå ïðîâåðåíî, íî øàíñ äëÿ òåõ, êîìó óæ âñå ðàâíî. Ïîéäåòå â ãðóïïó? Ìû ñ ìóæåì ïîñîâåòîâàëèñü, ïîòîì ñûíà ñïðîñèëè, à îí: ýòî îïÿòü â áîëüíèöó íàäî? Ìû òàêèå: äà, íî, ìîæåò, îíî ïîìîæåò òåáå è íå óìðåøü. À îí: à êàê æå ÿ áàáóøêó îñòàâëþ? Ìû: à òû åå ñàìó ñïðîñè. À îíà: êîíå÷íî, ïîåçæàé, ÿ òåáÿ òóò ïîäîæäó. Îí è ïîåõàë. È åìó ïîìîãëî. Ãðóïïà áûëà èç 12 ÷åëîâåê. ×åòâåðî âñå ðàâíî óìåðëè, ó îñòàëüíûõ óëó÷øåíèå, à òðîå ñàìûõ ìëàäøèõ âûçäîðîâåëè ñîâñåì! Íàì ïîâåçëî.

— À áàáóøêà?

— Îíà êàê óçíàëà, ÷òî åìó òî÷íî ëó÷øå ñòàëî, òàê ñðàçó è óìåðëà. Îí ðàññòðîèëñÿ, êîíå÷íî, íî òóò óæ ìû åìó îáúÿñíèëè, ÷òî îíà òîëüêî ðàäè íåãî è äåðæàëàñü, à òåïåðü ó íåãî äàëüøå æèçíü áóäåò, à åé óæå ïîðà áûëî, è îí êàê áóäòî ïîíÿë. Ñêàçàë òîëüêî ñòðàííîå: ñìåðòè âîîáùå-òî íåò, òîëüêî âû íå ïîíèìàåòå, — à ïîòîì è íå âñïîìèíàë êàê áóäòî.

— ×òî âàø ñûí äåëàåò ñåé÷àñ?

—  èíñòèòóòå ó÷èòñÿ, íà àðõèòåêòîðà. À ìû ïðî âàñ íåäàâíî âñïîìíèëè, óçíàëè, ÷òî âû åùå òóò ðàáîòàåòå, è âîò, ñ Êñþøåé ïðèøëè.

— Îò÷åãî æå âñïîìíèëè?

Ìàòü êèâíóëà äî÷åðè, è äåâî÷êà, ñìóùàÿñü, ñêàçàëà:

— Ìíå áðàò ñòðàííûé òàêîé êîìïëèìåíò íåäåëþ íàçàä ñäåëàë: ó òåáÿ ãîâîðèò, Êñþøêà, íîæêè ïîëó÷èëèñü òàêèå ñèìïàòè÷íûå, çàãîðåëûå, ðîâíåíüêèå, êàê æàðåíûå ñóõàðèêè ñ ñîëüþ è ÷åñíî÷êîì. ß, êîíå÷íî, ðîò ðàñêðûëà è ãîâîðþ: òû ýòî ÷åãî?! Îòêóäà âçÿë? À îí ñíà÷àëà óøåë ìîë÷à, è òîëüêî âå÷åðîì ìíå âñå è ðàññêàçàë: êîãäà îí áîëåë è ñ áàáóøêîé ëåæàë, ìàìà îäíàæäû ïðèíåñëà åé ñ óëèöû íàãðåòîé ñîëíöåì ÷åðåøíè. Îíà åå ïîíþõàëà è ãîâîðèò: «Äåðåâüÿ òàêèå âñå ÿãîäàìè óñûïàíû, ñîëíöå, â ñèíåì íåáå ïòè÷êà ìàëàÿ è øìåëè æóææàò. Ìíå ëåò øåñòíàäöàòü. Ó ìåíÿ ïëàòüå æåëòîå ñ ìåëêèìè êðàñíûìè öâåòî÷êàìè è êîñûíêà êðàñíàÿ. ß íà ëåñòíèöå ñòîþ è ÿãîäó â øèðîêóþ êîðçèíêó ñîáèðàþ. Îíà ïðÿìî ìíå â ëèöî ïàõíåò. À ñíèçó Âîëîäüêà — áàëàãóð íàø è êðàñàâåö, ñìååòñÿ è çóáû áåëûå íà ñîëíöå áëåñòÿò: àõ, Ëåñÿ, óæ êàêèå ó òåáÿ íîæêè ëàäíûå äà ðîâíåíüêèå ïîëó÷èëèñü — êàê ñóõàðèêè ñ ñîëüþ è ÷åñíî÷êîì. À ìíå è ñòûäíî, è ëåñòíî».

È ñ íàèâíûì ÷åòûðíàäöàòèëåòíèì êîêåòñòâîì:

— Ïîëó÷àåòñÿ, ó ìåíÿ íîæêè êàê ó ïðàáàáóøêè, äà?

Ìû ñ Êñþøèíîé ìàòåðüþ äîëãî ìîë÷èì, ïðîæèâàÿ íàõëûíóâøèå ýìîöèè. À äàëüøå, ÷òî æ, äàëüøå — ïðîôîðèåíòàöèÿ.

(ñ) Êàòåðèíà Ìóðàøîâà

Источник