Презентация по психиатрии на тему синдромы

Презентация по психиатрии на тему синдромы thumbnail

Слайд 1

СПб ГБОУ СПО «Медицинский техникум № 2» Лекция №2 Общая симптоматология и синдромология психических болезней Преподаватель Соловьева А.А. Санкт-Петербург 2015г

Слайд 2

План лекции: Общая характеристика психических расстройств Расстройства восприятий и ощущений. Нарушение мышления. Нарушение памяти. Нарушение интеллекта. Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы. Аффективные расстройства. Расстройства сознания.

Слайд 3

Симптом — феномен , указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущее к дезадаптации . Синдром – называют повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами происхождения и характеризующих настоящее состояние больного. В психиатрии принято выделять расстройства невротического и психотического уровня. Психоз — проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого. Признаки психоза: — неправильное отражение окружающего мира (бред и галлюцинации); — отсутствие критики (сознания болезни) — нелепое или опасное поведение (психомоторное возбуждение, агрессивность и т.д ).

Слайд 4

В психиатрии широко используется разделение симптомов на: продуктивные и негативные . 1 .К продуктивной симптоматике относят появления у пациентов на фоне заболевания новых функций: бред и галлюцинации, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии, психомоторное возбуждение. 2.Негативная симптоматика (дефект, минус- симптом)- проявляется утратой имевшихся ранее функций, снижением способностей, ущербом психики: утрата памяти (амнезия),интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства ( апатия).

Слайд 5

Расстройства восприятиЯ и ощущений К данной группе расстройств относятся нарушения простых чувств человека- слуха, зрения, осязания, боли, тепла, холода, вкуса, запаха. Общая гиперестезия — общее усиление чувствительности, сопровождающееся повышенной раздражительностью. Гиперестезия – характерное проявление астенического синдрома. Общая гипостезия – общее снижение чувствительности с тягостным для больного чувством утраты яркости восприятия всех оттенков окружающего мира. Истерические расстройства ощущений могут принимать самые необычные формы – от полной потери кожной чувствительности(анестезия), слепоты и глухоты до необычной боли, чувства жжения или наличия в теле инородных предметов(комок в горле).Эти расстройства возникают непосредственно после эмоционального стресса.

Слайд 6

Парестезии проявляются знакомым многим людям чувством онемения, покалывания и «ползанья мурашек». Сенестопатии – крайне неприятные, необычные и трудноописуемые ощущения в теле. Больные не могут точно сформулировать свои жалобы, они страдают, но не могут объяснить, в чем именно заключается страдание.

Слайд 7

Иллюзии и галлюцинации Иллюзии – расстройства восприятия, при которых вместо реально существующих объектов человек воспринимает совершенно другие предметы и объекты. Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых объекты или явления воспринимаются там, где в действительности ничего нет. Различают галлюцинации зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. При острых психозах чаще возникают зрительные галлюцинации , при хронических – слуховые.

Слайд 8

Псевдогаллюцинации встречаются в психиатрической практике несколько чаще, чем истинные, в подавляющем большинстве при параноидной шизофрении Истинные галлюцинации не представляют специфического проявления какой-либо болезни. Они могут наблюдаться при различных экзогенных, соматогенных, органических, реже эндогенных психозах. Яркие сценоподобные истинные галлюцинации наблюдаются при делириозном помрачении сознания.

Слайд 9

Нарушение мышления, памяти и интеллекта Мышление – одно из важнейших способностей человека, позволяющая ему не только наблюдать события, но и находить между ними связи и закономерности, не только действовать, но и понимать смысл всего происходящего. Интеллект – сложное понятие, определяющее способность человека посредством мышления понимать и осознавать окружающий мир и себя, адаптироваться к жизни, планировать свою деятельность и предвидеть ее последствия . Одной из важнейших предпосылок интеллекта является память , которая сохраняет накопленные знания, опыт, выработанные понятия, стереотипы действий. Фактически память включает в себя несколько процессов: запоминание (фиксация), сохранение ( ретенция) и воспроизведение (репродукция). Психологи так же выделяют кратковременную (оперативную), и долговременную память .

Слайд 10

Расстройства ассоциативного процесса Ускорение мышления проявляется быстрой скачущей речью. Замедление мышления , напротив, заключается в бедности ассоциаций. Больные малоразговорчивы, говорят всегда медленно и односложно, долго думают перед тем, как ответить на вопрос, на сложные вопросы они не могут ответить вовсе. Их ответы очень просты – «да» или «нет ». Чаще всего данное расстройство наблюдают при депрессивном синдроме. Патологическая обстоятельность (вязкость) проявляется медленной тягучей речью, но при этом больные довольно многословны, с чрезмерной детализацией описывают свои жалобы, воспоминания. Чаще всего причиной обстоятельности мышления бывают органические заболевания мозга, особенно эпилепсия.

Слайд 11

Резонерство – бессмысленное рассуждательство . Разорванность заключается в полной утрате смысла высказывания при сохранности их грамматической структуры. Бессвязность отличается от разорванности отсутствием связной речи как таковой.

Слайд 12

Аутистическое мышление проявляется чрезвычайной замкнутостью, когда больной настолько погружен в мир собственных фантазий, что не замечает бессмысленности и нелепости своих суждений. Символическое мышление п ри этом пациенты используют символы хаотично, вкладывают в них понятный только им одним смысл, вскоре забывают о своей прежней трактовке и дают тому же символу совершенно другое объяснение . Паралогическое мышление заключается в том, что больной путем сложных логических построений приходит к абсурдным выводам.

Слайд 13

Нарушения памяти ( мнестические расстройства) Гипомнезия – общее ослабление всех функций памяти. Амнезия – полное выпадение из памяти ряда событий (обычно в пределах определенного временного промежутка). Фиксационная амнезия – неспособность длительно удерживать в памяти какую-либо новую информацию. Больной полностью забывает все сказанное ему уже через несколько минут, но события далекого прошлого, наоборот, могут четко сохраняться в памяти пациента. Фиксационную амнезию считают острым инвалидизирующим расстройством. Данный симптом считают основным проявлением корсаковского синдрома

Слайд 14

Нарушения интеллекта Олигофрения ( малоумие , умственная отсталость) – врожденное или до 3х лет приобретенное интеллектуальное недоразвитие. Основная причина олигофрении – алкоголизм матери. Адаптация человека с олигофренией зависит от степени задержки развития интеллекта. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Больные не способны жить без посторонней помощи. У них отсутствует речь, они не узнают близких, не способны к самообслуживанию. Свои потребности больные выражают криком и плачем, многие из них не могут ходить, и проводят всю жизнь в постели или коляске. Психический дефект при идиотии часто сопровождается с множественными дефектами формирования органов . Имбецильность – тяжелая умственная отсталость с возможностью формирования простых психических функций: речи, эмоциональных реакций, простых двигательных навыков. Речь больных крайне примитивна. У пациентов можно воспитать навыки самообслуживания, они едят самостоятельно, ходят в туалет, надевают простую одежду. Однако им не доступны школьные задания: чтение, письмо, счет. Также возможна трудовая деятельность.

Читайте также:  Синдром тричера коллинза на узи

Слайд 15

Дебильность – наименьшая степень олигофрении, при которой формируются элементы конкретно-ситуационного мышления, позволяющие больным не только усваивать простейшие школьные знания, но и получать профессию, чтобы работать под присмотром инструктора. Больные могут учиться в специализированных школах, где их обучают чтению, письму, простейшему счету. Эти пациенты довольно внушаемы, копируют поведение окружающих, под их влиянием могут начать курить, злоупотреблять алкоголем, воровать. Деменцией (слабоумием) называют резкое снижение интеллекта после длительного периода его нормального развития, при ней происходит утрата многих выработанных способностей, накопленных знаний и умений. Как правило, выздоровление при данном расстройстве невозможно. В большинстве случаев деменция является признаком органических заболеваний (мозговая атрофия, поражение сосудов, опухоли и травмы мозга, тяжелые интоксикации и энцефалит).

Слайд 16

Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы Эмоции – одна из важнейших составляющих психики, которая дает чувственно окрашенную общую оценку внутреннего состояния человека и сложившейся ситуации. Воля – основной регулирующий механизм поведения, который позволяет сознательно планировать нашу деятельность, преодолевать возникающие на пути препятствия, удовлетворять свои потребности (влечения) в такой форме, чтобы это способствовало большей адаптации.

Слайд 17

Расстройства воли и влечений Гипербулия характеризуется общим повышением всех базовых влечений. У больных повышается аппетит. Повышенная сексуальность выражается стремлением наряжаться и кокетничать у женщин, мужчины также проявляют повышенное внимание к своему внешнему виду, склонны ухаживать и делать множество комплиментов. Потребность в общении проявляется навязчивостью, говорливостью, больные постоянно вступают в беседу посторонних лиц, дают советы, делают замечания, на улице разговаривают с незнакомыми. Такие больные готовы оказывать помощь не только близким, но и всем подряд. Они раздают деньги, вступают в драку с целью защитить «обиженного», при этом забывают о своей семье, оставляют без присмотра собственных детей. Данный синдром – типичное проявление маниакального синдрома.

Слайд 18

Гипобулия – общее ослабление всех основных потребностей человека. При этом резко снижается аппетит. Утрата сексуального влечения ведет к снижению внимания к своей внешности, женщины не пользуются косметикой, одеваются исключительно просто, не следят за актуальностью прически и одежды, мужчины забывают бриться. Этому сопутствует постоянная замкнутость пациентов, отсутствие какой-либо потребности излить свои чувства окружающим. Подавление родительского инстинкта приводит к тому, что мать перестает ухаживать за детьми и мужем, не проявляет интереса к их заботам и достижениям. Особенно тяжело переживается утрата ценности жизни, ничто не удерживает больных от самоубийства. Все это проявления депрессивного синдрома.

Слайд 19

Абулия – важнейший компонент апатико-абулического синдрома. Утрата эмоций называется апатией. Больные не испытывают привязанности к родным, не чувствуют вины за свою лень и иждивенчество, не страдают от скуки и одиночества, не стремятся к работе и служебному росту, безразличны к заботам семьи. Чаще всего апатико-абулический синдром наблюдается в исходе злокачественных форм шизофрении, у больных с поражением лобных частей мозга (опухоли, атрофия, травмы), при тяжелом гипотиреозе.

Слайд 20

Аффективные расстройства Повышение настроения ( гипертимия ) – стойкое, болезненное, не зависящее от реальной ситуации чувство радости, приподнятости, веселья. Особый вариант повышения настроения – эйфория (благодушно-беспечный эффект ). Больные всем довольны, не высказывают никаких пожеланий, не проявляют инициативы, бездеятельны, склонны к пустым разговорам.

Слайд 21

Дисфория – тоскливо-злобное настроение с желанием на ком-то разрядиться. Апатия (равнодушие, безразличие) – стойкая неспособность переживать какие-либо эмоциональные чувства (как положительные, так и отрицательные). Отсутствие эмоций приводит к пассивности и бездеятельности – все эти синонимы составляют апатико-абулический синдром. Апатию относят к негативным симптомам, она не исчезает под воздействием лечения.

Слайд 22

Синдромы выключения сознания При оглушении з атрудняются мышление и восприятие окружающего. Больной не сразу осознает обращенную к нему речь, часто приходится повторять свои слова или говорить громче, чтобы он услышал и сумел понять суть вопроса. При этом сложные фразы он не может осмыслить даже после многократного повторения. Ориентировка во времени и месте затруднена. Больные с легкой степенью оглушения могут сохранять некоторую активность, вставать с постели, ходить по отделению, но вид их говорит об отрешенности, на вопросы они отвечают невпопад, с большой задержкой, иногда отмечается патологическая сонливость.

Слайд 23

Сопор – глубокое расстройство сознания с полным прекращением психической деятельности. Хотя больные производят впечатление глубоко спящих, разбудить их не удается. Вместе с тем сохраняются простейшие реакции на наиболее сильные стимулы и безусловные рефлексы. Так, больной может начинать стонать в ответ на боль, приоткрыть на короткое время глаза, если громко произнесут его имя. При этом никакого контакта с больными установить не удается. По выходе из сопора всегда наблюдается полная амнезия.

Слайд 24

Кома – наиболее тяжелая степень выключения сознания, при которой не только отсутствует контакт с больным, но и исчезают реакции на сильные раздражители, и затухают безусловные рефлексы.

Слайд 25

Литература о сновная : 1. Бортникова С.М. Зубахина Т.В. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии: Учебник. – 9-е издание, стереотипное. – Ростов-на – Дону: Феникс, 2012.- ( Медицина). 2. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Наркология: учебное пособие – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011. 3. Тюльпин Ю.Г. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012. 4. Чернов В.Н. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии: Учебник. – 2-е изд., дополненное и переработанное М.: ФГОУ “ ВУНМЦ Росздрава “, 2008. Дополнительная: 1. Справочник для медицинской сестры психиатрической службы: методические рекомендации: Общерос . обществ.орг . мед. сестер « Ассоц . мед. сестер России »; [сост.; Саркисова В.А. и др.]. Санкт – Петербург: ООО «Береста»; 2010

Источник

1. Психопатологические синдромы

Донецкий национальный медицинский университет им. М.
Горького
Психопатологические
синдромы
д. мед. н. , доцент Васильева
Анна Юрьевна
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

Читайте также:  Грыжа поясничного отдела позвоночника корешковый синдром

2.

3.

Наиболее ценный итог научной
деятельности Кандинского
заключается в развитии одного
из самых существенных
разделов общей психиатрии —
учения о галлюцинациях,
псевдогаллюцинациях и
галлюцинаторном бреде
Виктор Хрисанфович
Кандинский
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

4.

Впервые психическое заболевание проявилось у
В.Х. Кандинского в 1877 году, во время русскотурецкой войны.
История душевной болезни Долинина,
приведенная В.Х. Кандинским в его
классической монографии «О
псевдогаллюцинациях», является историей его
собственной болезни.
«Имев несчастье, — писал Кандинский, — в
продолжение двух лет страдать галлюцинаторным
помешательством и сохранив после выздоровления
способность вызывать известного рода
галлюцинации произвольно, я, естественно, мог на
себе самом заметить некоторые условия
происхождения чувственного бреда».
Несмотря на психическую болезнь, являвшуюся
очень серьезным препятствием для
интеллектуальной деятельности, – сам Кандинский
писал об этом так: «…читать было трудно, потому
что занятию постоянно мешали галлюцинации
слуха, и зрительные образы становились между
глазами и книгой…»

5.

Отдельный симптом не
может, несмотря на свою
значимость, считаться
психопатологической
единицей, так как он
приобретает значение
только в совокупности и
взаимосвязи с остальными
симптомами — в
симптомокомплексе или
синдроме
Krafft-Ebing R., 1897
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

6. Психопатологический синдром

от греч. psyche
— душа
+ pathos страдание,
болезнь
и syndrome сочетание

7.

Психопатологический
синдром
– более или менее типичная
совокупность патогенетически
связанных между собой
психопатологических симптомов
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

8.

Психопатологический синдром
не специфичен для определенной
психической болезни, но принимает
специфическую окраску того
заболевания, при котором возникает
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

9. Классификация психопатологических синдромов

Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

10.

Невротические и
неврозоподобные
синдромы:
Астенический
Обсессивный
Истерический
Ипохондрический
Синдромы помрачения
сознания:
Делириозный
Онейроидный
Аментивный
Дефектно-органические
синдромы:
Аффективные синдромы: Психоорганический
Депрессивный
Маниакальный
Бредовые и
галлюцинаторные
синдромы:
Паранойяльный
Параноидный
Парафренный
Галлюцинаторный
Корсаковский амнестический
Умственная отсталость
Дементный
Синдромы с
преобладанием
эмоционально-волевых
расстройств:
Апатоабулический
Кататонический
Гебефренический
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

11. Бредовые и галлюцинаторные синдромы:

Паранойяльный
Параноидный
Парафренный
Галлюцинаторный
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

12. Паранойяльный синдром

первичный систематизированный
интерпретативный бред
Система бреда строится на цепи доказательств,
имеющих субъективную логику;
Факты, приводимые больными в доказательство
своей бредовой системы, трактуются крайне
односторонне;
Факты, находящиеся в противоречии с излагаемой
концепцией, игнорируются
Развивается при шизофрении, органических поражениях
головного мозга
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

13. Варианты синдрома по тематике бреда

Бред ревности: отдельные подозрения и
индифферентные факты связываются в систему
доказательств вины партнера;
Любовный бред: убежденность в чувстве симпатии
(любви) к больному со стороны какого-либо лица,
нередко занимающего высокое положение;
Ипохондрический бред: постоянная мысль о
неизлечимом заболевании (складывается система
определенных доказательств).
Бред дисморфофобии: заключается в стойком
убеждении больного в неправильности или уродливости
строения своего тела или отдельных частей, в первую
очередь лица, или в неправильных отправлениях
физиологических функций.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

14. Параноидный синдром

вторичный несистематизированный
чувственный бред
В содержании бреда представлены идеи:
отношения;
преследования;
отравления;
ущерба;
внешнего воздействия;
идеи колдовства и/или порчи.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

15. Существуют бредовые идеи, характерные для некоторых психических заболеваний:

Для шизофрении наиболее характерен бред преследования,
воздействия, отравления, гипнотического влияния.
Для депрессии наиболее характерны идеи самообвинения.
Для алкогольной психопатологии — бред ревности.
Для прогрессивного паралича — бред величия с характерной
структурой синдрома, а именно: в идеях величия
совмещаются у одного и того же больного грандиозное с
мизерным, они отличаются крайней нелепостью, и их можно
наращивать в процессе беседы с больным, благодаря его
повышенной внушаемости и отсутствию рассудительности.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

16. Синдром Кандинского—Клерамбо (синдром внешнего воздействия, синдром отчуждения)

Синдром Кандинского—
Клерамбо
(синдром внешнего воздействия,
синдром отчуждения)
психические автоматизмы;
бред физического или психического
воздействия;
псевдогаллюцинации.
Включает
явления
отчуждения,
утраты,
навязанности,
сделанности
психических
процессов с ярко выраженными нарушениями
самосознания
простоты,
идентичности,
постоянства,
непроницаемости
“Я”,
сопровождающиеся бредом психического и
физического воздействия и преследования
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

17. Виды психических автоматизмов:

Идеаторный – результат мнимого воздействия на процессы
мышления: непроизвольный наплыв мыслей (ментизм), обрыв
мысли (шперрунг), “параллельные”, “пересекающие”, “навязчивые”
мысли, симптом открытости мысли, симптом “эхо-мысли”
Сенсорный – крайне неприятные ощущения, возникающие у
больных в результате мнимого воздействия посторонней силы.
Сопровождается чувством сделанности, навязанности,
вызванности. Больные сообщают об ощущениях сдавливания,
стягивания, перекручивания, жжения, холода, жара, боли и т.п.
Моторный – расстройства, при которых у больных появляется
убеждение, что совершаемые ими движения производятся помимо
их воли под влиянием извне. Проявляется отчуждением движений и
действий. Пациенты убеждены, что все совершаемые ими
движения и действия насильственно вызываются у них
воздействием со стороны
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

18.

Парафренный синдром
Представляет собой
сочетание фантастического
конфабуляторного бреда
величия, реформаторства,
высокого происхождения с
более или менее
систематизированным
бредом преследования или
воздействия
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

19. Галлюцинаторный синдром

Группа синдромов, преимущественно
исчерпывающиеся обильными
галлюцинациями чаще всего одного
вида, иногда вторичными бредовыми
идеями и не сопровождаются
помрачением сознания.
Различают варианты синдрома:
по виду галлюцинаций —
вербальный, зрительный, тактильный,
обонятельный;
по динамике возникновения —
острый и хронический.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

20. Синдромы нарушения сознания

по структуре:
выключения (непсихотические или
количественные нарушения сознания);
помрачения (психотические или
качественные нарушения сознания).
по динамике:
пароксизмально возникающие;
непароксизмально возникающие.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

21.

Варианты синдромов
нарушенного сознания:
непароксизмальные
помрачение: делирий, онейроид, аменция;
выключение: оглушение, сопор, кома.
пароксизмальные
помрачение: сумеречные состояния
сознания;
выключение: большие и малые судорожные
припадки.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

22. Синдромы помрачения сознания:

– Делириозный
– Онейроидный
– Аментивный
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

Читайте также:  Синдром укачивания у младенцев что это

23. Критерии нарушения сознания

Отрешенность от окружающего. Характеризуется
затруднением, фрагментарностью или полной
невозможностью восприятия окружающей
действительности.
Дезориентировка. Нарушение ориентировки во
времени, месте, ситуации, окружающих лицах,
собственной личности.
Нарушение мышления. Слабость или невозможность
суждений, недостаточное понимание окружающего,
бессвязность мышления или присутствие бредовых идей.
Амнезия. Полное или частичное выпадение из памяти
событий периода нарушенного сознания.
К. Ясперс, 1911
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

24. Делирий

• дезориентировка во времени, ситуации,
окружающей обстановке при сохранении
ориентировки в собственной личности;
• обилие истинных зрительных
галлюцинаций;
• эмоциональное напряжение (тревога,
боязнь, страх);
• острый чувственный бред, галлюцинаторно-бредовое
возбуждение;
• частичная амнезия как реальных событий, так и галлюцинаторных и
Делирий встречается при интоксикациях: лекарственных,
бредовых переживаний.
промышленных, при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, при
инфекционных и соматических заболеваниях, сосудистых поражениях головного
мозга
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

25. Онейроид

тотальная дезориентировка;
погружение в сценоподобные
зрительные и слуховые
псевдогаллюцинации;
грандиозный сказочнофантастический грезоподобный
чувственный бред;
кататонические симптомы;
частичная или полная амнезия
реальных событий и болезненных
переживаний.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

26. Аменция

полная дезориентировка во времени, месте и
собственной личности;
тотальная дезинтеграция всей психической
деятельности;
инкогеренция (бессвязность) мышления;
бесцельное хаотическое психомоторное
возбуждение вплоть до степени яктации (хаотическое
метание с дискоординированными движениями) в
пределах постели;
растерянность и недоумение;
тревога, страх;
отрывочные, бессистемные бредовые высказывания,
галлюцинации;
полная амнезия.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

27. Дефектно-органические синдромы:

Психоорганический
Корсаковский
амнестический синдром
Умственная отсталость
Дементный
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

28. Психоорганический синдром

Триада Вальтер-Бюэля (1951):
ослабление памяти
снижение интеллекта
недержание аффекта
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

29. Корсаковский амнестический синдром

фиксационная амнезия;
антеро- или антероретроградная амнезия;
псевдореминисценции и/или конфабуляции.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

30. Дементный синдром

Грубое нарушение высших, дифференцированных интеллектуальных
функций (образования новых суждений, умозаключений, адекватного
осмысления происходящего, правильного манипулирования понятиями,
способность к анализу и синтезу, обобщению и сравнению, классификации и
делению и .т. д.)
Мышление становится бедным, апродуктивным, приобретает характер
стереотипных высказываний, штампов, вплоть до “симптома граммофонной
пластинки”.
Грубое разрушение мнестических функций.
Исчезает не только критическая оценка своего нарастающего дефекта, но и
нарастают грубые изменения личности. Утрачиваются высшие эмоции, чувства,
целеполагание, запросы становятся утилитарно-эгоистические.
Растормаживаются низшие влечения.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

31. Умственная отсталость

Стойкое, малообратимое, равномерное недоразвитие уровня
психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности,
связанное с врожденной или рано приобретенной (до 3-х лет)
органической патологией головного мозга.
Характерно равномерное недоразвитие когнитивных, речевых,
моторных, интеллектуальных и социальных способностей.
отсутствие способности к абстрактному
мышлению,
бедность представлений и фантазий,
ограниченный запас знаний и недостаточная
способность их использования с недоразвитием речи,
скудность эмоциональных реакций.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

32. Синдромы с преобладанием эмоционально-волевых расстройств:

Апато-абулический
– Кататонический
– Гебефренический

Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

33. Апато-абулический синдром

эмоциональная невыразительность,
обедненность;
эмоциональная холодность вплоть до
эмоциональной тупости;
абулия.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

34. Кататонический синдром

Кататонический ступор:
кататония (повышение мышечного тонуса),
каталепсия,
негативизм,
мутизм,
обездвиженность.
Кататоническое возбуждение:
нецеленаправленное стремление к движению,
импульсивное психомоторное возбуждение,
стереотипии,
эхопраксии,
эхолалии.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

35.

Кататонический ступор
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

36. Гебефренический синдром

Двигательное возбуждение сопровождается
паясничаньем, кривлянием, гримасничаньем,
шутовским копированием поступков и слов
окружающих.
Вычурность и манерность касается как
пантомимики и мимики, так и речевой деятельности
(стереотипные речевые обороты, интонации
(пуэрилизм), неологизмы, разорванность,
вербигарация, плоские шутки).
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

37. Невротические и неврозоподобные синдромы:

– Астенический
– Обсессивный
– Истерический
– Ипохондрический
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

38. Астенический синдром

упадок сил;
ощущение переутомления;
повышенная истощаемость;
раздражительность;
неустойчивое настроение;
вегетативные симптомы;
общее снижение психической
активности.
Варианты астенического синдрома:
•гиперстенический;
•гипостенический.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

39. Обсессивный синдром

— преобладание навязчивых
расстройств:
интеллектуальных (обсессии),
моторных (компульсии);
эмоциональных (фобии)
Критическое
отношение
Стремление
противостоять
навязчивостям
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

40.

Истерический синдром
Многочисленные
расстройства двигательных,
сенсорных и телесных функций,
часто имитативные и
соответствующие упрощенным
представлениям об анатомии и
функции органов
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

41.

Важной особенностью истерических
расстройств является их возникновение по
механизмам условной приятности или
желательности, что определяет
своеобразное отношение к заболеванию –
«прекрасное равнодушие»
Pierre-Marie-Félix Janet, 1892
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

42. Истерический синдром

Наблюдается:
четкая связь с психотравмирующей ситуацией и
степенью ее личностной значимости;
демонстративность и внешняя нарочитость проявлений;
эгоцентризм, большая внушаемость и самовнушаемость
больных (“великая симулянтка” других заболеваний и
синдромов);
возможность извлечь внешнюю или “внутреннюю” пользу
из своего болезненного состояния — средство
преодоления психологических проблем и
манипулирования окружающими
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

43.

Ипохондрический
чрезмерная, синдром
утрированная
озабоченность пациентов
своим здоровьем;
убежденность в
несуществующем
заболевании вопреки
разубеждениям и
аргументированным
результатам медицинских
исследований
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

44. Аффективные синдромы:

– Депрессивный
– Маниакальный
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

45. Депрессивный синдром

мрачное настроение с оттенком
витальности (гипотимия);
замедление темпа мышления
(идеаторная
заторможенность);
двигательная (моторная)
заторможеность
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

46.

Маниакальный синдром
болезненно повышенное
настроение с ощущением безмерного
счастья;
ускорение ассоциативных
процессов с нарушением продуктивности
мышления и непоследовательностью
логических операций — “скачка» идей;
повышенная двигательная
активность и чрезмерное стремление к
деятельности (гипербулия с множеством
планов, крайней их неустойчивостью и не
завершением ни одного из них);
Дополнительные симптомы —
переоценка качеств своей личности,
достигающих неустойчивых идей
величия, расторможенность и повышения
влечений.
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

47.

БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ!
Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

Источник