Понятие нейропсихологического симптома и синдрома
Симптом – это внешнее, наблюдаемое, видимое проявление расстройства какой-либо психической функции.
Выделяют первичные и вторичные симптомы:
Первичные – нарушения ПФ, непосредственно связанные с поражением опред. фактора.
Вторичные – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.
Пример: больной не понимает содержания обращенной к нему речи. Возможные причины: проблемы с деафферентацией звуков (сенсорная афазия); проблемы со слухоречевой памятью; непонимание определенных грамматических конструкций.
Т.е. симптом по своей природе, по психологическим механизмам, многозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражениях разных зон мозга.
Нейропси квалификация симптома: выявление нарушенного нейропси фактора.
При этом необходимо найти повреждение других психических функций, где основу расстройства составляет тот же самый нейропсихологический фактор.
Т.о., для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.
Синдром – это закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько идентичных).
В отличие от синдрома, в симптомокомплексе нет общего фактора.
Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.
С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».
Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез (СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).
Виды факторов: 1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);
2. Модально-неспецифические: 1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие; 2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).
Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных симптомов.
Этапы:
1) Качественная квалификация симптома, выявление нейропси фактора.
2) Первичные и вторичные симптомы; количественный анализ;
3) Анализ сохранных звеньев.
Лурия: Квалификация симптомов – лишь первый этап анализа мозговой организации ВПФ. Необходимо перейти к описанию целого симптомокомплекса – к синдромному анализу.
Функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному, то есть, каждая зона мозга ответственная за свой фактор. Нужно выяснить, какие факторы включает психическая деятельность и какие участки мозга составляют ее нервную основу (динамика и структура).
Принцип двойной диссоциации функций: корковый очаг поражения нарушает одни психические процессы, но другие остаются сохранными.
Таким образом, чтобы приблизиться к структурному анализу психологических процессов, нужен тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, которая возникает при локальных поражениях мозга.
Источник
Формирование
теоретического понятийного аппарата нейропсихологии
- Отечественная нейропсихология сформировалась
на основе положений теории общей психологии,
разработанной Львом Семеновичем Выготским
и его последователями: - А.Р. Лурия,
- А.Н. Леонтьевым,
- П.Я. Гальпериным,
- Д.Б. Элькониным и др.
- Основные положения общепсихологической теории
- составили основу теоретического
понятийного аппарата нейропсихологии, - обеспечили науку соответствующими
общепсихологическими моделями, необходимыми
для анализа патологических феноменов,
входящих в круг интересов нейропсихологии.
Значение
теоретического понятийного аппарата нейропсихологии
- В понятийном аппарате нейропсихологии
по этой причине существует два класса понятий,
образующие вместе сбалансированную систему,
которая в полной мере обслуживает теорию, - объясняющую с единых научных позиций
закономерности нарушения и восстановления
высших психических функций при
локальных поражениях мозга, а также - обосновывающую представления
об их мозговой организации.
Группа (класс) общепсихологических понятий,
единых для общей психологии и нейропсихологии
- «Психическая деятельность»,
- «Психический процесс»,
- «Психологическая система»,
- «Речевое опосредование»,
- «Личностный смысл»,
- «Образ»,
- «Знак»,
- «Действие»,
- «Операция»,
- «Интериоризация»,
- «Интроспекция»
и мн. др.
Группа (класс) нейропсихологических понятий,
специфических для предмета, объекта
и методов исследований нейропсихологии.
Эти понятия несут в себе в основном клинико-психологический смысл, они многочисленны и разнородны, но среди них есть наиболее важные…
Нейропсихологический симптом
- (гр. symptoma – признак)
- нарушение психической функции,
возникающее вследствие
локального поражения головного мозга.
Первичный нейропсихологический симптом
- нарушение психической функции,
непосредственно связанное с
нарушением определенного фактора.
Вторичный нейропсихологический симптом
- нарушение психической функции,
возникающее как системное следствие первичных симптомов
по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.
Нейропсихологический синдром
- (гр. syndroma – совместный бег)
- закономерное сочетание
нейропсихологических симптомов (симптомокомплекс),
связанное с нарушением определенного фактора
или нескольких факторов.
Нейропсихологический фактор
- физиологическое понятие, обозначающее
принцип физиологической деятельности
(лат. modus operandi – способ действий)
определенного участка мозга или мозговой структуры,
нарушение которого ведет к появлению
нейропсихологического симптома (или синдрома).
Факторный анализ
- изучение качественной специфики нарушений
различных психических функций,
связанных с нарушением определенного фактора; - качественная квалификация нейропсихологических симптомов.
Синдромный анализ
- анализ нейропсихологического синдрома
с целью обнаружения общего фактора,
являющегося причиной появления этого симптомокомплекса.
Нейропсихологическая диагностика
- исследование больных с локальными поражениями мозга
с помощью нейропсихологических методов
для установления места поражения мозга,
для постановки топического (гр. topos – место) диагноза.
Функциональная система (ФС)
- физиологическое понятие,
заимствованное из концепции
функциональных систем П.К. Анохина; - совокупность афферентных и эфферентных звеньев,
объединенных в единую систему
для достижения полезного результата.
Мозговые механизмы высших психических функций
- (мозговая организация психической деятельности)
- совокупность
- структур коры мозга,
- подкорковых образований и
- протекающих в них физиологических процессов,
входящих в единую систему; - морфофизиологическая основа психических функций.
Локализация ВПФ = «Мозговая организация ВПФ»
- соотношение различных звеньев психической функции
как функциональной системы, с различными факторами,
присущими работе той или иной мозговой структуры.
Полифункциональность мозговых структур
- способность мозговых структур
под влиянием новых афферентных воздействий
перестраивать свои функции; - основа внутрисистемной и межсистемной перестройки ВПФ,
нарушенных вследствие локальных поражений мозга.
Норма функции
- показатели реализации функции
(в психологических единицах
продуктивности, объема, скорости и т.д.),
которые характеризуют среднюю норму в данной популяции.
Межполушарная асимметрия мозга
- неравноценность того вклада,
который делает левое и правое полушария мозга
в каждую психическую функцию; - различия в мозговой организации ВПФ
в левом и правом полушариях мозга.
Функциональная специфичность больших полушарий
- специфика переработки информации и
мозговой организации функций,
присущая левому или правому полушарию мозга,
определяемая интегральными полушарными факторами.
Межполушарное взаимодействие
- особый механизм объединения левого и правого полушарий
в единую функционирующую систему,
формирующийся в онтогенезе
Источник
2. Основные нейропсихологические понятия.
Предметом нейропсихологии является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга.
«Нейропсихологический симптом» – нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга.
«Первичные нейропсихологические симптомы» – нарушения психических функций, непосредственно связанные с локальным органическим повреждением головного мозга под воздействием биологического фактора.
«Вторичные нейропсихологические симптомы» – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.
«Нейропсихологический синдром» – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов).
«Нейропсихологический фактор» – физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
«Синдромный анализ» – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов (синоним — «факторный анализ»).
«Нейропсихологическая диагностика» — исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (т. е. с целью постановки топического диагноза).
«Функциональная система» – физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций; совокупность афферентных и эфферентных механизмов (звеньев), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата. Различные по содержанию высшие психические функции (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно различными функциональными системами.
«Мозговые механизмы высших психических функций» (или «мозговая организация психической деятельности») — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфофизиологическая основа психических функций, синоним «локализации высших психических функций».
«Полифункциональность мозговых структур» – положение, согласно которому мозговые структуры (особенно ассоциативные зоны коры больших полушарий) под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции; на этом положении основаны принципы внутрисистемной и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
«Норма функции» – понятие, на котором основано нейропсихологическое изучение нарушений высших психических функций. Показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют среднюю норму в данной популяции (т. е. показатели, характерные для подавляющего большинства здоровых людей).
«Межполушарная асимметрия мозга» – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.
«Функциональная специфичность больших полушарий» – специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами.
«Межполушарное взаимодействие» – особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую целостно функционирующую систему, формирующийся в онтогенезе.
Источник
Квалификация симптома является лишь первым этапом анализа мозговой организации психических процессов. Для того чтобы данные о локальной патологии мозга позволили прийти к надежным выводам относительно как структуры психических процессов, так и их локализации в коре головного мозга человека, необходимо перейти от квалификации единичного симптома к описанию целого симптомокомплекса, или, как это принято называть, к синдромному анализу изменений поведения, наступающих при локальном поражении мозга.
Системный принцип психологического строения ВПФ, а также их системная динамическая мозговая организация являются основой для понимания того, что при локальных поражениях мозга нарушается не отдельная психическая функция, а целая совокупность функций. Нарушения тех или иных функций проявляются признаками — симптомами (греч. symptoma — совпадение, признак), а целой совокупности нарушенных функций соответствуют несколько признаков, составляющих симптомокомплекс или нейропсихологический синдром (греч. syndromos — совместный бег). Нейропсихологические синдромы представляют собой не просто сумму симптомов (нарушений психических функций), а закономерное их сочетание. В основе этой закономерности лежит нарушение (выпадение) определенного фактора — физиологического процесса, протекающего в конкретных мозговых структурах. Именно поэтому важнейшим принципом изучения нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями мозга является синдромный (факторный) анализ этих нарушений.
Синдромы нейропсихологические — закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т.п.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия. С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех функций, нормальное протекание к-рых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н. Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.
В нейропсихологии термин «синдром» имеет два значения. Первое заключено в понятии «нейропсихологический синдром» — закономерное сочетание (симптомокомплекс) нарушений высших психических функций, возникающих в результате локального поражения головного мозга (ранения, кровоизлияния, опухоли, травмы и др.) и имеющих в своей основе патологическое изменение одного (или нескольких) факторов. Во втором значении термин «синдром» используется для обозначения грубо выраженного нарушения какой-либо одной функции. В этих случаях используется выражение «синдром агнозии», «синдром семантической афазии», «синдром апраксии», «синдром акалькулии» и т. д. В работах А. Р. Лурия и его учеников термин «синдром» используется преимущественно в первом значении. Во втором значении этот термин встречается в работах А. Р. Лурия, в основном при изложении истории
изучения патологии той или иной функции. Классификация нейропсихологических синдромов, предложенная А. Р. Лурия, построена по топическому принципу, т. е. по принципу выделения области поражения мозга — морфологической основы нейропсихологического фактора. В соответствии с этим принципом нейропсихологические синдромы подразделяются:
♦ на синдромы поражения корковых отделов больших полушарий и «ближайшей подкорки» (по выражению А. Р. Лурия);
♦ синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга.
Корковые нейропсихологические синдромы, в свою очередь, подразделяются на синдромы поражения:
♦латеральной (конвекситальной);
♦ базальной;
♦ медиальной коры больших полушарий.
Подкорковые нейропсихологические синдромы подразделяются на синдромы поражения:
♦ срединных неспецифических структур;
♦ срединных комиссур (мозолистого тела и др.);
♦ структур, находящихся в глубине полушарий (базальных ядер и др.).
Изучение подкорковых нейропсихологических синдромов началось в нейропсихологии сравнительно недавно, главным образом в связи с развитием стереотаксической нейрохирургии и формированием концепции о вертикальной мозговой организации высших психических функций (помимо горизонтальной, корковой).
Специальную категорию составляют нейропсихологические синдромы (корковые и подкорковые), возникающие при массивных (опухолевых, травматических, сосудистых) поражениях головного мозга, захватывающих как корковые, так и подкорковые структуры.
Помимо топического принципа классификации синдромов иногда используется нозологический принцип. В этих случаях синдромы подразделяются на «опухолевые», «сосудистые», «травматические» и др. Подобная классификация имеет преимущественно клиническое значение и подчеркивает особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания.
Наконец, иногда синдромы характеризуются в зависимости от возраста больного: «детские» нейропсихологические синдромы и «старческие» нейропсихологические синдромы.
Источник