Понятие нейропсихологического симптома и синдрома

Симптом – это внешнее, наблюдаемое, видимое проявление расстройства какой-либо психической функции.

Выделяют первичные и вторичные симптомы:

Первичные – нарушения ПФ, непосредственно связанные с поражением опред. фактора.

Вторичные – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.

Пример: больной не понимает содержания обращенной к нему речи. Возможные причины: проблемы с деафферентацией звуков (сенсорная афазия); проблемы со слухоречевой памятью; непонимание определенных грамматических конструкций.

Т.е. симптом по своей природе, по психологическим механизмам, многозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражениях разных зон мозга.

Нейропси квалификация симптома: выявление нарушенного нейропси фактора.

При этом необходимо найти повреждение других психических функций, где основу расстройства составляет тот же самый нейропсихологический фактор.

Т.о., для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько идентичных).

В отличие от синдрома, в симптомокомплексе нет общего фактора.

Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.

С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».

Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез (СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).

Виды факторов: 1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);

2. Модально-неспецифические: 1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие; 2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных симптомов.

Этапы:

1) Качественная квалификация симптома, выявление нейропси фактора.

2) Первичные и вторичные симптомы; количественный анализ;

3) Анализ сохранных звеньев.

Лурия: Квалификация симптомов – лишь первый этап анализа мозговой организации ВПФ. Необходимо перейти к описанию целого симптомокомплекса – к синдромному анализу.

Функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному, то есть, каждая зона мозга ответственная за свой фактор. Нужно выяснить, какие факторы включает психическая деятельность и какие участки мозга составляют ее нервную основу (динамика и структура).

Принцип двойной диссоциации функций: корковый очаг поражения нарушает одни психические процессы, но другие остаются сохранными.

Таким образом, чтобы приблизиться к структурному анализу психологических процессов, нужен тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, которая возникает при локальных поражениях мозга.

Источник

 Формирование
 теоретического понятийного аппарата нейропсихологии

  • Отечественная нейропсихология сформировалась
    на основе положений теории общей психологии,
    разработанной Львом Семеновичем Выготским

    и его последователями:
    • А.Р. Лурия,
    • А.Н. Леонтьевым,
    • П.Я. Гальпериным,
    • Д.Б. Элькониным и др.
  • Основные положения общепсихологической теории
    • составили основу теоретического
      понятийного аппарата нейропсихологии,
    • обеспечили науку соответствующими
      общепсихологическими моделями, необходимыми
      для анализа патологических феноменов,
      входящих в круг интересов нейропсихологии.

 Значение
 теоретического понятийного аппарата нейропсихологии

  • В понятийном аппарате нейропсихологии
    по этой причине существует два класса понятий,
    образующие вместе сбалансированную систему,
    которая в полной мере обслуживает теорию,
    • объясняющую с единых научных позиций
      закономерности нарушения и восстановления
      высших психических функций при
      локальных поражениях мозга, а также
    • обосновывающую представления
      об их мозговой организации.
Читайте также:  Отличие эпилепсии от эпилептиформного синдрома

 Группа (класс) общепсихологических понятий,
 единых для общей психологии и нейропсихологии

  • «Психическая деятельность»,
  • «Психический процесс»,
  • «Психологическая система»,
    • «Речевое опосредование»,
    • «Личностный смысл»,
      • «Образ»,
      • «Знак»,
        • «Действие»,
        • «Операция»,
          • «Интериоризация»,
          • «Интроспекция»
            и мн. др.

 Группа (класс) нейропсихологических понятий,
 специфических для предмета, объекта
 и методов исследований нейропсихологии.

Эти понятия несут в себе в основном клинико-психологический смысл, они многочисленны и разнородны, но среди них есть наиболее важные…

 Нейропсихологический симптом

  • (гр. symptoma – признак)
  • нарушение психической функции,
    возникающее вследствие
    локального поражения головного мозга.

 Первичный нейропсихологический симптом

  • нарушение психической функции,
    непосредственно связанное с
    нарушением определенного фактора.

 Вторичный нейропсихологический симптом

  • нарушение психической функции,
    возникающее как системное следствие первичных симптомов
    по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

 Нейропсихологический синдром

  • (гр. syndroma – совместный бег)
  • закономерное сочетание
    нейропсихологических симптомов (симптомокомплекс),
    связанное с нарушением определенного фактора
    или нескольких факторов.

 Нейропсихологический фактор

  • физиологическое понятие, обозначающее
    принцип физиологической деятельности
    (лат. modus operandi – способ действий)
    определенного участка мозга или мозговой структуры,
    нарушение которого ведет к появлению
    нейропсихологического симптома (или синдрома).

 Факторный анализ

  • изучение качественной специфики нарушений
    различных психических функций,
    связанных с нарушением определенного фактора;
  • качественная квалификация нейропсихологических симптомов.

 Синдромный анализ

  • анализ нейропсихологического синдрома
    с целью обнаружения общего фактора,
    являющегося причиной появления этого симптомокомплекса.

 Нейропсихологическая диагностика

  • исследование больных с локальными поражениями мозга
    с помощью нейропсихологических методов
    для установления места поражения мозга,
    для постановки топического (гр. topos – место) диагноза.

 Функциональная система (ФС)

  • физиологическое понятие,
    заимствованное из концепции
    функциональных систем П.К. Анохина;
  • совокупность афферентных и эфферентных звеньев,
    объединенных в единую систему
    для достижения полезного результата.

 Мозговые механизмы высших психических функций

  • (мозговая организация психической деятельности)
  • совокупность
    • структур коры мозга,
    • подкорковых образований и
    • протекающих в них физиологических процессов,
      входящих в единую систему;
  • морфофизиологическая основа психических функций.

 Локализация ВПФ = «Мозговая организация ВПФ»

  • соотношение различных звеньев психической функции
    как функциональной системы, с различными факторами,
    присущими работе той или иной мозговой структуры.

 Полифункциональность мозговых структур

  • способность мозговых структур
    под влиянием новых афферентных воздействий
    перестраивать свои функции;
  • основа внутрисистемной и межсистемной перестройки ВПФ,
    нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

 Норма функции

  • показатели реализации функции
    (в психологических единицах
    продуктивности, объема, скорости и т.д.),
    которые характеризуют среднюю норму в данной популяции.

 Межполушарная асимметрия мозга

  • неравноценность того вклада,
    который делает левое и правое полушария мозга
    в каждую психическую функцию;
  • различия в мозговой организации ВПФ
    в левом и правом полушариях мозга.

 Функциональная специфичность больших полушарий

  • специфика переработки информации и
    мозговой организации функций,
    присущая левому или правому полушарию мозга,
    определяемая интегральными полушарными факторами.

 Межполушарное взаимодействие

  • особый механизм объединения левого и правого полушарий
    в единую функционирующую систему,
    формирующийся в онтогенезе

Источник

2. Основные нейропсихологические понятия.
Предметом нейропсихологии является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга.
«Нейропсихологический симптом» – нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга.
«Первичные нейропсихологические симптомы» – нарушения психических функций, непосредственно связанные с локальным органическим повреждением головного мозга под воздействием биологического фактора.
«Вторичные нейропсихологические симптомы» – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.
«Нейропсихологический синдром» – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов).
«Нейропсихологический фактор» – физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
«Синдромный анализ» – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов (синоним — «факторный анализ»).
«Нейропсихологическая диагностика» — исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (т. е. с целью постановки топического диагноза).
«Функциональная система» – физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций; совокупность афферентных и эфферентных механизмов (звеньев), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата. Различные по содержанию высшие психические функции (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно различными функциональ­ными системами.
«Мозговые механизмы высших психических функций» (или «мозговая организация психической деятельности») — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфофизиологическая основа психических функций, синоним «локализации высших психических функций».
«Полифункциональность мозговых структур» – положение, согласно которому мозговые структуры (особенно ассоциативные зоны коры больших полушарий) под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции; на этом положении основаны принципы внутрисистемной и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
«Норма функции» – понятие, на котором основано нейропсихологическое изучение нарушений высших психических функций. Показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют среднюю норму в данной популяции (т. е. показатели, характерные для подавляющего большинства здоровых людей).
«Межполушарная асимметрия мозга» – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает левое и пра­вое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.
«Функциональная специфичность больших полушарий» – специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами.
«Межполушарное взаимодействие» – особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую целостно функционирующую систему, формирующийся в онтогенезе.

Читайте также:  Как понять синдром сухого глаза

Источник

Квалификация симптома является лишь первым этапом анализа мозговой организации психических процессов. Для того чтобы данные о локальной патологии мозга позволили прийти к надежным выводам относительно как структуры психических процессов, так и их локализации в коре головного мозга человека, необходимо перейти от квалификации единичного симптома к описанию целого симптомокомплекса, или, как это принято называть, к синдромному анализу изменений поведения, наступающих при локальном поражении мозга.

Системный принцип психологического строения ВПФ, а также их системная динамическая мозговая организация являются основой для понимания того, что при локальных поражениях мозга нарушается не отдельная психическая функция, а целая совокупность функций. Нарушения тех или иных функций проявляются признаками — симптомами (греч. symptoma — совпадение, признак), а целой совокупности нарушенных функций соответствуют несколько признаков, составляющих симптомокомплекс или нейропсихологический синдром (греч. syndromos — совместный бег). Нейропсихологические синдромы представляют собой не просто сумму симптомов (нарушений психических функций), а закономерное их сочетание. В основе этой закономерности лежит нарушение (выпадение) определенного фактора — физиологического процесса, протекающего в конкретных мозговых структурах. Именно поэтому важнейшим принципом изучения нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями мозга является синдромный (факторный) анализ этих нарушений.

Синдромы нейропсихологические — закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т.п.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия. С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех функций, нормальное протекание к-рых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н. Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.

Читайте также:  Люди с синдромом дауна флагом украины

В нейропсихологии термин «синдром» имеет два значения. Первое заключено в понятии «нейропсихологический синдром» — закономерное сочетание (симптомокомплекс) нарушений высших психических функций, возникающих в результате локального поражения головного мозга (ранения, кровоизлияния, опухоли, травмы и др.) и имеющих в своей основе патологическое изменение одного (или нескольких) факторов. Во втором значении термин «синдром» используется для обозначения грубо выраженного нарушения какой-либо одной функции. В этих случаях используется выражение «синдром агнозии», «синдром семантической афазии», «синдром апраксии», «синдром акалькулии» и т. д. В работах А. Р. Лурия и его учеников термин «синдром» используется преимущественно в первом значении. Во втором значении этот термин встречается в работах А. Р. Лурия, в основном при изложении истории

изучения патологии той или иной функции. Классификация нейропсихологических синдромов, предложенная А. Р. Лурия, построена по топическому принципу, т. е. по принципу выделения области поражения мозга — морфологической основы нейропсихологического фактора. В соответствии с этим принципом нейропсихологические синдромы подразделяются:

♦ на синдромы поражения корковых отделов больших полушарий и «ближайшей подкорки» (по выражению А. Р. Лурия);

♦ синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга.

Корковые нейропсихологические синдромы, в свою очередь, подразделяются на синдромы поражения:

♦латеральной (конвекситальной);

♦ базальной;

♦ медиальной коры больших полушарий.

Подкорковые нейропсихологические синдромы подразделяются на синдромы поражения:

♦ срединных неспецифических структур;

♦ срединных комиссур (мозолистого тела и др.);

♦ структур, находящихся в глубине полушарий (базальных ядер и др.).

Изучение подкорковых нейропсихологических синдромов началось в нейропсихологии сравнительно недавно, главным образом в связи с развитием стереотаксической нейрохирургии и формированием концепции о вертикальной мозговой организации высших психических функций (помимо горизонтальной, корковой).

Специальную категорию составляют нейропсихологические синдромы (корковые и подкорковые), возникающие при массивных (опухолевых, травматических, сосудистых) поражениях головного мозга, захватывающих как корковые, так и подкорковые структуры.

Помимо топического принципа классификации синдромов иногда используется нозологический принцип. В этих случаях синдромы подразделяются на «опухолевые», «сосудистые», «травматические» и др. Подобная классификация имеет преимущественно клиническое значение и подчеркивает особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания.

Наконец, иногда синдромы характеризуются в зависимости от возраста больного: «детские» нейропсихологические синдромы и «старческие» нейропсихологические синдромы.

Источник