Политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать

Политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать thumbnail

Библиографическое описание:


Ибрагимова, Х. Ш. Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Х. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42026/ (дата обращения: 26.06.2020).



Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями. Использование в работе психолога коррекционных упражнений, игр, позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.

Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дети — наша гордость и наше будущее. Это реализация наших неосуществленных желаний и надежд. А мы как родители — первые учителя своего ребенка. Будучи учителями своих детей, мы желаем видеть в них свое продолжение, чтобы они были более удачными, успешными, нежели мы, добились определенных успехов в жизни, реализовали свои мечты. Со временем, когда на каждом возрастном этапе возникают барьеры, трудности, мы задаем себе вопрос, «а что мы сделали не так, в чем наша ошибка, вина, что упустили?». Для нас определённый интерес вызвала проблема выявления особенностей поведения и работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Следует отметить, что данный синдром на сегодняшний день, является наиболее часто встречающимся у детей определенной возрастной группы. Нужно четко разграничивать плохое поведение, невоспитанный ребенок и данной синдром, который впервые был упомянут и рассмотрен немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом. В 60-х годах XX -го века врачи определили это состояние как патологическое, а с 80 –х годов — данное заболевание было занесено в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Функция центральной нервной системы у ребенка проявляются в том, что таким малышам трудно концентрировать и удерживать внимание, и как следствие этого они испытывают определенные трудности в процессе обучения. Проявляется непоседливость, концентрация внимания минимальная, им тяжело воспринимать учебный материал, спокойно сидеть на уроке.

Большинство у детей с этим синдромом днем нет сна, а ночной сон весьма беспокойный. Эти дети, находясь в общественных местах (в маркете, на концерте, на уроке, в садике) привлекают к себе внимание, своим непослушанием, постоянно бегают, болтают, кричат, прыгают, ломают, чего-то хотят, всем мешают, постоянно в движении, разбрасывают, ломают игрушки.

В чем же причина гиперактивности у детей? Данный аспект проблемы были рассмотрены в работах таких психологов, как: И. П. Брязгунова, Е. В. Касатикова [1], Н. Н. Заваденко [3], О. И. Политика [7], др. Как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер «стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно» [2, с.6]. Безусловно, семья влияет на формирование ребенка.

В качестве причин возникновения гиперактивности психологами отмечаются различные факторы, приводящие к появлению данного синдрома. Причем, разные ученые выдвигают свое предположение о типах, видах и формах проявления данного недуга у детей.

Факторы, способствующие возникновению синдрома

Политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать

Что мы можем сказать о признаках гиперактивности у детей? Безусловно, от данного недуга страдает, прежде всего, ребенок. Они не умеют контролировать себя, что приводит к возникновению большого числа проблем, как в семье, так и в классном коллективе, на уроке. Окружающий мир враждебно относиться к ним из-за их неуправляемой неугомонности. Удивительно, но факт, современная школа изобилует примерами частого проявления данного синдрома у детей, причем, работа психолога в школе по выявлению данной группы детей, не всегда граничит оптимальными показателями и очень редко можно говорить об эффективности организации коррекционной и профилактической работы, проводимой в данном ключе деятельности. Н. Миклева отмечает, что проблемы, которые возникают у ребенка с данным синдромом, «условно можно разделить на две категории: 1) психологические, 2) педагогические» [6, с.28].

Нельзя забывать, что по своей природе данная группа детей весьма общительна и не агрессивна о своей природе. Однако непонимание со стороны окружающих может привести к враждебности и агрессивности у детей данной группы. Рассматривая данную проблему, мы постарались определить, что родители думают о данном синдроме. С этой целью нами была составлена анкета-опросник, в которой были предусмотрены следующие вопросы:

  1. Как Вы думаете: поведение вашего ребенка связано с его внутренними проблемами?
  2. Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы решить проблему СДВГ?
  3. Данное поведение обусловлено трудностями в семье?
  4. Такое поведение возникает, как ответная реакция на неумение адаптироваться в коллективе?
  5. Дети себя должны так вести, быть подвижными, с возрастом это пройдет.
  6. Данное поведение обусловлено некомпетентностью педагога.
  7. Такое поведение — хорошая физическая подготовка.
Читайте также:  Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом

В беседе с родителями и проанализировав их ответы, мы убедились, что у большинства родителей неправильное представление о данном синдроме, они игнорируют мысль о показе ребенка специалисту, что является свидетельством низкой подготовки родителей к воспитанию своих детей и отсутствием информации по данному вопросу. Что же делать при наличии данных симптомов у детей, как помочь нашим детям? Прежде всего следует отметить, что данный диагноз ставится врачом-невропатологам, в результате проведения консультации. Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение. Работа по коррекции детей с данным синдромом должна носить комплексный характер, причем совместно с родителями, психологами и педагогами. Е. К.Лютова, Г. Б. Монина, отмечали в своей работе, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивности ребенка, которого влечет все неожиданное, новое» [5, с. 8].

Недаром в работе некоторых психологов Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. подчеркивается важная закономерность в общении с детьми с СДВГ: «Общение с ребенком должно происходить на одном уровне, при осуществлении контакта «глаза в глаза» [4, с.79]. Особо следует отметить использование в работе психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста игровой терапии, а также спорт, плавание, что способствует потери энергии, появлению усталости, снижению активности. Нельзя не отметит отдельные элементы музыкальной терапии, которая также имеет определенное положительное влияние на детей с данным синдромом. Анализ источников, посвященных исследованию данной проблемы, позволил нам сделать выводы о том, насколько важно в воспитании детей придерживаться определенных правил, объединенных нами и представленных в нижеприведенной таблице.

Политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать

В заключении хотелось бы отметить важность своевременного выявления и построения работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, так как от этого зависит будущее наших детей и успех его формирования и развития в обществе.

Литература:

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 238 с.
  3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. -М.: Академия, 2005. — 256 с.
  4. Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь». — 2011. — 192 с.
  6. Миклева Н. Гиперактивный ребенок — это не проблема! — М. АРКТИ, 2016. — 104 с.
  7. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, синдром, работа психолога, работа, проблема, поведение, своевременное выявление, игровая терапия, группа детей.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема: СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ Составитель: педагог – пс

Описание слайда:

Тема: СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ Составитель: педагог – психолог ГБДОУ детский сад № 59 Голдовская О.П.

2 слайд

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью; Типы СДВГ; Ребёнок с

Описание слайда:

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью; Типы СДВГ; Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, какой он (ребёнок с СДВГ)? Симптомы поведения детей при СДВГ; Диагностика СДВГ;  Причины СДВГ; Прогноз СДВГ; Лечение СДВГ;  Поведение детей с СДВГ; Часто задаваемые вопросы родителей. Содержание:

3 слайд

комбинированный, при котором выражены два компонента: невнимательность и гип

Описание слайда:

комбинированный, при котором выражены два компонента: невнимательность и гиперактивность, импульсивность;  с преобладанием нарушения внимания;  преобладанием гиперактивности и импульсивности.  СДВГ подразделяется на три типа:  СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психоневрологическое расстройство с нарушением структуры, метаболизма и процессов обработки информации в центральной нервной системе. 

4 слайд

КАКОЙ Я? КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА РЕБЁНКА С СДВГ Я испытываю трудности с концентр

Описание слайда:

КАКОЙ Я? КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА РЕБЁНКА С СДВГ Я испытываю трудности с концентрацией внимания, поэтому не всегда могу справляться с учебными заданиями. Делаю ошибки по невнимательности, не обращаю внимание и не слушаю объяснений. Иногда могу проявлять чрезмерную подвижность, верчусь, встаю, совершаю много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях. Я понимаю, что моё поведение неприемлемо и создаёт много проблем, как в ДОУ так и дома. Но Я такой и ничего с собой сделать не могу!.

Читайте также:  По синдромам неотложная помощь алгоритм

5 слайд

делятся на три категории:  2. Гиперактивность: дети кажутся нетерпеливыми, из

Описание слайда:

делятся на три категории:  2. Гиперактивность: дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В ДОУ они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Иными словами, они все время в движении, как будто заведенные;  1. Невнимательность: дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. У взрослых складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют принадлежности, свои вещи.  СИМПТОМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ СДВГ

6 слайд

3. Импульсивность: на занятиях дети с СДВГ зачастую выкрикивают ответ до того

Описание слайда:

3. Импульсивность: на занятиях дети с СДВГ зачастую выкрикивают ответ до того, как педагог — воспитатель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то должны получить желаемое в тот же момент, на разнообразные уговоры такие дети не поддаются. 

7 слайд

Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоров

Описание слайда:

Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоровым детям в этом возрасте также свойственна повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессивные или отчаянные (без оглядки на риск) действия.  Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так чем же отличаются дети с СДВГ?  Заболевание выявляется, если поведение ребенка контрастирует с поведением других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум шести месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях.  ДИАГНОСТИКА СДВГ

8 слайд

Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптац

Описание слайда:

Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка. Такой ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать подобные нарушения поведения.  В зависимости от основных нарушений врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или СДВГ комбинированного типа. В постановке диагноза помогает опросник для родителей (приложение). 

9 слайд

Тщательный опрос родителей, родственников и педагогов, участвующих в воспитан

Описание слайда:

Тщательный опрос родителей, родственников и педагогов, участвующих в воспитании ребенка, с акцентом на основных симптомах СДВГ; Получение подробной информации об особенностях развития, психологических характеристиках ребенка, перенесенных заболеваниях, взаимоотношениях в семье, социальных условиях;  Беседу с ребенком, учитывающую уровень его развития, с оценкой симптомов СДВГ, а также тревожных и депрессивных проявлений, психотических симптомов;  Физикальный осмотр с выявлением патологии органов чувств (например, нарушения слуха и зрения) и очаговой неврологической симптоматики;  Нейропсихологическое тестирование с выявлением слабых и сильных когнитивных функций;  применение общих и специфических шкал для оценки СДВГ;  оценку развития речи, языка, общей и тонкой моторики.  ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБКИ, ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ:

10 слайд

ПРИЧИНЫ СДВГ Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. По мнению спе

Описание слайда:

ПРИЧИНЫ СДВГ Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. По мнению специалистов, симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Перечислим некоторые из них:  1. Заболевание имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на его генетическую природу;  2. Употребление алкоголя и курение во время беременности матери, преждевременные роды и недоношенность могут также повысить вероятность развития у ребенка СДВГ;  3. Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве создают предрасположенность к развитию СДВГ.  Основу механизма развития СДВГ составляет дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подтверждают тот факт, что СДВГ -заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения. 

11 слайд

ПРОГНОЗ СДВГ Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на

Описание слайда:

ПРОГНОЗ СДВГ Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, невысоким уровнем достижений в профессиональной сфере.  Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.  Описаны три возможных варианта развития СДВГ:  1. У 30% больных симптомы по мере взросления уменьшаются;  2. 40% больных симптомы сохраняются в зрелом возрасте;  3. В 30% случаев к симптомам СДВГ присоединяются более серьезные психопатологические проявления, например наркомания или антисоциальное расстройство личности. 

12 слайд

ЛЕЧЕНИЕ СДВГ   Оптимальным лечением СДВГ является комбинированное, сочетающее

Описание слайда:

ЛЕЧЕНИЕ СДВГ   Оптимальным лечением СДВГ является комбинированное, сочетающее лекарственную терапию и психологическую коррекцию. Существуют различные немедикаментозные методы, в т. ч. предусматривающие коррекцию поведения, которые применяются в домашних условиях. Разработаны методики для тренинга родителей, обучающие, например, как реагировать на непредвиденные ситуации. Большое значение имеют ведение ежедневного дневника, отражающего поведение ребенка в ДОУ и дома, а также применение специальной символической системы оценки поведения. Тренинг помогает укрепить уверенность родителей в себе, ослабить проявление деструктивного поведения ребенка в домашних условиях, уменьшить напряженность в семье. 

Читайте также:  Что такое синдром навязчивых движений у детей

13 слайд

Оценка и коррекция психопатологических черт родителей, дисгармоничных семейн

Описание слайда:

Оценка и коррекция психопатологических черт родителей, дисгармоничных семейных отношений усиливают действенность лечения.  Поведение детей с СДВГ улучшается в том случае, когда оно четко регламентируется известными им правилами. Поощрения, замечания, перерывы в занятиях следует использовать как в ДОУ, так и дома. Во время занятий ребенок должен сидеть в непосредственной близости к педагогу, чтобы меньше отвлекаться и концентрироваться на выполнении занятий.  ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ С СДВГ

14 слайд

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ Самый частый вопрос, который задают мамы д

Описание слайда:

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ Самый частый вопрос, который задают мамы детей с СДВГ: я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок, это моя вина?  Поведение ребенка при СДВГ может быть невыносимым, поскольку нередко заставляет родителей испытывать чувства вины и стыда. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что родители плохо его воспитали. СДВГ — это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. вернуть его к полноценной жизни. 

15 слайд

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?  Необходимо вооружит

Описание слайда:

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?  Необходимо вооружиться знаниями и пониманием СДВГ. Из многих источников родители (и воспитатели) могут почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одним из направлений лечения должна быть психологическая помощь и поддержка ребенка. Родителям необходимо поговорить с сотрудниками ДОУ о поведении ребенка и убедиться, что они понимают: в данном случае речь идет о заболевании.  У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?  Не все люди понимают, что СДВГ — это заболевание, некоторые его расценивают как необоснованный ярлык. Временами и родителям трудно принять, что их ребенок болен, они бывают возмущены поставленным диагнозом. Иногда родители, напротив, полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, т. к. были «плохими» или невнимательными. С помощью лечения можно улучшить поведение, учебу, социальную адаптацию ребенка, развить способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее. 

16 слайд

Как мне вести себя с ребенком, если у него СДВГ?  Дети с СДВГ болезненно реаг

Описание слайда:

Как мне вести себя с ребенком, если у него СДВГ?  Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он не должен делать, нужно придать замечанию более позитивную форму и сказать, что ему следует делать. Например, вместо фразы «Не бросай свою одежду на пол» сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду». Важно чаще хвалить малыша и правильно реагировать на его плохое поведение. Ему нужно объяснять, что именно вас рассердило в его поведении, следует избегать обобщений. Вместо фразы «Ты никогда меня не слушаешь» лучше сказать: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал». Наказание должно быть справедливым и по строгости соответствовать совершенному проступку.  Ясные правила и четкий распорядок дня облегчат соблюдение ребенком с СДВГ норм поведения.  Если родители чувствуют, что не справляются с малышом, им следует обратиться к врачу, который даст необходимые советы. 

17 слайд

«ДАЙ ГОСПОДИ , НАМ СИЛЫ ИЗМЕНИТЬ ТО , ЧТО МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ ТЕРПЕНИЕ – ПРИНЯТ

Описание слайда:

«ДАЙ ГОСПОДИ , НАМ СИЛЫ ИЗМЕНИТЬ ТО , ЧТО МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ ТЕРПЕНИЕ – ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО МЫ НЕ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ И УМ — ОТЛИЧАТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Выберите книгу со скидкой:

Политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать

Курс повышения квалификации

Политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-125639

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник