Песочная терапия для детей с синдромом дауна

Песочная терапия для детей с синдромом дауна thumbnail
Песочная терапия для детей с синдромом даунаДля детей с синдромом Дауна характерен некоторый разлад в обработке сенсорных сигналов. Для улучшения сенсорики и сенсорной интеграции и для снятия стресса им показана, в частности, игра с песком и водой.
Детские игры могут помочь ребенку справиться со своими детскими комплексами и душевными проблемами. Один из таких вариантов — песочная терапия. Как, помимо развития ребенка, песочная терапия помогает справиться с проблемами — расскажет детский психолог Екатерина Мосина. (Оригинальная статья Песочная терапия при психологических проблемах)

В песок любят играть все дети без исключения, но если правильно организовать это действо, то можно использовать его не только для развития и познания мира, но и для решения психологических проблем у ребенка.
Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол). На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию. Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни.

С детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, но это будут различные организованные развивающие игры с песком либо работа с группой.

Нравится

Для детей 6–7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке, психокоррекцией.

С 11–12 лет возможна глубинная психотерапия с реконструкцией песочных миров.

Диагностика психологических проблем

Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.

Ведутся беспрестанные баталии, песочный мир на грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.

Агрессия, направленная на конкретный персонаж, – желание саморазрушения и наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная на других.

Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.

Волшебные предметы, артефакты в песочнице – потенциальные возможности.

Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.

Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным в книге Н. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту».

Первая выбранная фигурка – это символическое «Я» ребенка, второй объект – символ самого важного в жизни (значимый взрослый, желания и чувства);

Закапываемая фигурка – символ либо неосознаваемого, либо вытесняемого в бессознательное. Например, ребенок закапывает фигурку собаки. Возможно, присутствует страх перед этим животным.

Что дает песочная терапия?

Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.

«Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними. Например, мама чрезмерно опекает дочку, не дает ей свободы. Ребенок не проговаривает своих желаний. Но в песочнице свою фигурку помещает в клетку, ограждая ее забором со всех сторон, или в ямку. Это ее чувства в данный момент.

Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.

Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.

«Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.

Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.

Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.

Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:

глубокие психологические и родовые травмы (например, развод родителей, смерть одного из близких, насилие, внутриутробное кислородное голодание, затяжные роды), неврозы различного происхождения, психосоматика (астма, энурез, заикание, эмоциональные расстройства);

агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие нарушения (капризы, истерики, необъяснимые реакции);

проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников.


Песок и песочницы

Песочной терапией можно заниматься круглогодично, так как поднос с песком не займет много места, его можно разместить в квартире, взять с собой на дачу.

Выбор песочницы

Многие специалисты используют разные по цвету и форме песочницы, выбор которых напрямую связан с решением поставленных психологических задач.

Например, для работы с агрессией и травмами психотерапевты предлагают пользоваться треугольной песочницей красного цвета. Для сосредоточения на собственной личности («центрирование») используют подносы круглой или квадратной формы. Классической является деревянная прямоугольная песочница 70х50х8 см с крышкой. Внутренняя поверхность имеет светло-голубой цвет, который при работе символизирует воду и небо. Ребенку на выбор предлагаются две песочницы:

одна с мокрым, другая с сухим песком, а также цветной песок различной структуры. Песок должен занимать 1/3 объема песочницы.

В домашних условиях для игр подойдут пластиковые емкости, контейнер или тазик голубого или светло-синего цвета (желательная высота бортика – 10 см). Лоток из зоомагазина 25х35 см голубого или синего цвета можно использовать для индивидуальных занятий.

Подготовка песка

Подойдет мелкий речной песок. Песок необходимо просеять через решето, промыть, а затем прокалить в духовке при температуре 65–80˚. Не перегрейте песок, он может стать хрупким!

Дополнительные материалы

Потребуются лопатка, кувшин с водой и коллекция фигурок (животные, люди), растения, строения, транспорт, природные и художественные материалы. Высота фигурок 5–10 см. Получившиеся миры можно фиксировать с помощью фотоаппарата.

SUNCHILDREN: Обратите внимание на коллекции фигурок, они обойдутся вам дешевле.
Примеры:

Набор Зоопарк (17 фигурок) Simba — 126 рублей.

Для игр с более сложным сюжетом могут понадобиться конкретные фигурки. Пример: Клоун с дрессированными собачками Playmobil

Рабочее место

Песочницу хорошо располагать в углу, свободном от мебели, либо в центре комнаты. Важно мнение ребенка: поставьте песочницу там, где он чувствует себя комфортно и спокойно. Стол, на котором стоит песочница, надо укрыть клеенкой, должно оставаться пространство для емкости с водой и фигурок, выбранных ребенком. Работают и сидя, и стоя, поэтому удобна высота стола до талии ребенка. Мини-игрушки (высота 5–10 см) можно хранить в выдвижных ящиках стола, на неглубоких стеллажах.

В процессе работы:

соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;

прислушивайтесь к чувствам малыша, он должен ощущать безопасность пространства;
наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Противопоказанием для игр в песке являются ссадины и царапины на руках ребенка, сезонная аллергия, бронхиальная астма.

SUNCHILDREN

Из транспорта можем порекомендовать машинки Siku.

Как играют дети?

Если для взрослого важно обдумывание и проговаривание своих построек в песке, то для ребенка гораздо важнее сам процесс игры.

Сухой песок течет и изменяется, а мокрый удерживает форму. Что предпочитает ребенок, то и является для него самым нужным в данный момент. Одни дети предпочитают только мокрый песок, другие – сухой, работают быстро или медленно, используют много или мало фигур.

Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться», возможно, ребенок боится быть наказанным. Ему важно побыть грязным, получить на это разрешение.

При строительстве в песке нет правильного или неправильного развития событий. Чтобы сделать мир трехмерным, можно закрепить на краю песочницы проволочку с крючком и подвешивать на него «солнце» или «луну», «птицу». Еще больший эффект от песочной терапии достигается, если включить музыку для релаксации.

Песочный психотерапевт Джон Аллан условно выделяет у детей следующие стадии игры с песком.

«Хаос» Все возможные фигурки оказываются в песочнице, между ними нет связей – полный хаос. Это отражение эмоционального смятения, тревоги и страхов, переполняющих жизнь ребенка. Стадия может продолжаться несколько занятий.

«Борьба» Появляются силы добра и зла, тема противостояния (люди и пришельцы и т. д.). Нельзя опережать события, помогая разрешить ситуацию с помощью доброго помощника. Внутренний конфликт должен быть «отвоеван» в собственном темпе. Как только наступает перемирие, даруется жизнь и свобода, наступает следующая стадия.

«Исход» Стадия гармонии и равноправия между фигурами, гармоничные связи между объектами, множество зелени и плодов, животные расставлены по парам. Логическая завершающая стадия – часто в песочнице появляется круг, квадрат или треугольник, составленный из фигур, что знаменует окончание и цельность процесса.

Психологические игры на песке (из книги Н. Сакович)

Тематический мир

Здесь можно проработать актуальную проблему. Например, построй мир «Мой детский сад», «Моя школа» и т. д. Между фигурами можно вести диалоги, проигрывать миниспектакль жизненных событий.

Семейная игра
Участвуют все члены семьи, они строят общий мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем мир «оживает» – в течение 5–10 минут предлагается пожить в этом мире, проанализировать свои чувства. Затем семья строит «идеальный мир», учитывая потребности каждого, затем проводится обсуждение, выбираются те миниатюры, которые могли бы быть помощниками для достижения идеальных отношений в семье. Эта игра помогает найти компромисс для всех членов семьи и способствует гармонизации отношений.

«Песочный дождик»
Ребенок медленно, а потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Затем с закрытыми глазами ребенок кладет ладонь на песок, а взрослый сыплет песок на один из пальчиков. Ребенок должен угадать, на какой именно. Игра способствует регуляции мышечного напряжения.

«Необыкновенные следы»
Имитируйте вместе с ребенком следы которые оставляют разные животные: змейка, котенок. Игра способствует развитию воображения, стимулирует тактильную чувствительность.

Рисование
Рисуйте палочкой на поверхности влажного песка. Можно использовать цветной песок для рисования на обычном, работайте только руками.

Узоры
Выкладывание с помощью камушков, ракушек, пуговиц. Повторение последовательности самостоятельно. Продолжить узор взрослого, уже нарисованный на песке. Изучение простых геометрических форм и их изображение.

Погружение рук в песок
Погружение под руководством взрослого всей кисти в песок, а затем осторожное раскапывание каждого пальца взрослым. Просят фиксировать, если копатель дотронулся до руки. Игра на повышение тактильных ощущений и на преодоление страхов.

Оригинальная статья Песочная терапия при психологических проблемах

На главную

Напишите мне

Источник

Для детей с синдромом Дауна характерен некоторый разлад в обработке сенсорных сигналов. Для улучшения сенсорики и сенсорной интеграции и для снятия стресса им показана, в частности, игра с песком и водой.
Детские РёРіСЂС‹ РјРѕРіСѓС‚ помочь ребенку справиться СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё детскими комплексами Рё душевными проблемами. РћРґРёРЅ РёР· таких вариантов — песочная терапия. Как, РїРѕРјРёРјРѕ развития ребенка, песочная терапия помогает справиться СЃ проблемами — расскажет детский психолог Екатерина РњРѕСЃРёРЅР°. (Оригинальная статья Песочная терапия РїСЂРё психологических проблемах)

В песок любят играть все дети без исключения, но если правильно организовать это действо, то можно использовать его не только для развития и познания мира, но и для решения психологических проблем у ребенка.
Песочная терапия (sandplay) – это терапия РёРіСЂРѕР№, увлекательный, творческий Рё РІ то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку РїРѕРґРЅРѕСЃ СЃ песком, РІРѕРґСѓ Рё множество различных объектов Рё материалов для строительства песочного РјРёСЂР° (например, РґРѕРјРёРєРё, деревья, фигурки животных, РєСѓРєРѕР»). РќР° песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять Рё перестраивать РёС… согласно своему желанию. Таким образом, РІ процессе работы СЃ песком малыш СЃ психологической проблемой РёР· «РїРѕСЃС‚радавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается РІ творца, строителя своей жизни.
РЎ детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, РЅРѕ это Р±СѓРґСѓС‚ различные организованные развивающие РёРіСЂС‹ СЃ песком либо работа СЃ РіСЂСѓРїРїРѕР№.

Для детей 6–7 лет характерно проигрывание РЅР° песке волнующих проблем Рё самостоятельное РёС… разрешение, СЃ РЅРёРјРё можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета РЅР° песке, психокоррекцией.
РЎ 11–12 лет возможна глубинная психотерапия СЃ реконструкцией песочных РјРёСЂРѕРІ.

Диагностика психологических проблем
Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.
Ведутся беспрестанные баталии, песочный РјРёСЂ РЅР° грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.
Агрессия, направленная РЅР° конкретный персонаж, – желание саморазрушения Рё наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная РЅР° РґСЂСѓРіРёС….
Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.
Волшебные предметы, артефакты РІ песочнице – потенциальные возможности.
Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.
Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным РІ РєРЅРёРіРµ Рќ. Сакович «РўРµС…нология РёРіСЂС‹ РІ песок. Р

Источник

Елена Рудницкая
Комплексное занятие для детей с синдромом Дауна «Путешествие морских зверушек»

Цели: Формировать положительный эмоциональный настрой. Способствовать снижению эмоционального напряжения и скованности детей. Развивать внимание, воображение, зрительное и вкусовое восприятие, тактильное ощущение. Воспитывать чуткость, внимательное отношение друг к другу, аккуратность. Вызвать чувство сопереживания. Побуждать детей к активной игровой деятельности, используя различные приемы. Показать преимущества коллективной работы, используя нетрадиционные приемы рисования (пальчиковая живопись) и элементы песочной терапии.

Материал: магнитофон, запись спокойной музыки, веселой; рыбка, морские животные (магниты, ящичек с песком,для рисования: фон — “аквариум” для коллективной работы, губки, пропитанные гуашью красного, желтого, оранжевого, синего цветов, тазик с водой для мытья рук, полотенце, стеклянный тазик, массажные шарики для рук, свеча, палочки для коктейля, кусочки ткани, колокольчик, веревка для сушки вещей.

Ход занятия:

Звонок колокольчика. Дети собираются в кругу возле воспитателя.

Приветствие.

Упражнение «Импульс».

— Прислушайтесь, откуда этот звук? Что это?

Рыбка плачет и рассказывает историю.

Сказка с медитацией.

В далеком синем море жили маленькие морские зверушки. Когда они появилась на свет, им все казалось чудесным и удивительно — волшебным. Морские волны нежно ласкали их. Представьте, что вы в морской воде, почувствуйте её прикосновение. Вот волны ласкают ваши ножки, животик, спину, руки, Вдохните медленно и глубоко, почувствуйте свежесть морской воды. Так и эти зверушки радовалась этому. Цветные кораллы и водоросли были для них дивным садом,где они любила играть со своими милыми друзьями и подругами: рыбками, морскими звездочками, ракушками, русалочками. Но однажды на море начался ужасный шторм. Оно бурлило, кипело. Страшные волны беспощадно выбрасывали все со дна морского на берег. Вот так и наших морских жителей подхватила волна и выбросила на берег. И оказалась они далеко от своего дома и друзей. Теперь им грустно и одиноко.

— Вот такую грустную историю рассказала рыбка.

— Ребята, но мне кажется, ей не стоит унывать. Мы им можем помочь?

— Ну что ж, лучше всего, если у нас получится вернуть их домой.

— Рыбка напомнила нам, что их дом там, где много песка и воды, а путь нам укажут морские ежи.

Самомассаж.

Массаж с помощью массажных шаров. (Морские ежики, они колючие, а камешки гладкие). Педагог раздает массажные шарики разного цвета и размера, проговаривая это. Дети массируют руки. Один шарик катится и показывает дорогу к песку.

— Посмотрите, а вот и песок, о котором говорила рыбка. Значит совсем рядом её дом. Но ведь и здесь кто-то может жить. Как вы думаете, кто?

— Попробуем их найти. Аккуратно опустите ручки в песочек, и постарайтесь, осторожно, перебирая пальчиками поискать, кто там есть?

Игра с песком.

Предложить детям найти в песке спрятанных морских животных. Дети находят зверушек.

Игра с водой

Детям предлагается сложить зверушек в маленький аквариум с соленой водой и подуть через трубочки для коктейля в воду.

Дыхательное упражнение «Надуем пузырьки».

— Вот воздуха они набрали, а теперь им нужно погреться на солнышке.

Вылавливание зверушек с помощью сачка или ложки.

Давайте сейчас выловим всех зверушек и положим их на полянку погреться на солнышке.

Дети раскладывают маленькие кусочки ткани на импровизированную полянку и оставляют зверушек сушиться.

— Ребята, здесь много зверушек, но нет ни одной рыбки. Пока наши зверушки отдыхают, давайте вместе с вами нарисуем рыбок.

Рисование ладошками и пальчиками.

— Посмотрите, какой большой аквариум. (Показывает большой лист бумаги с изображением аквариума – фон для коллективной работы.) Что есть в этом аквариуме? (Вода, водоросли, камушки, улитки.) А чего не хватает? (Рыбок.). Я вас научу рисовать ладошками.

Показ способа изображения: прикладываю ладошку со сложенными вместе пальчиками к пропитанной краской губке, а потом прикладываю к аквариуму. Получилась рыбка. Где у нее головка? Где будет хвостик? Чтобы рыбка хорошо плавала, нарисуем ей пальчиком плавнички.

Чтобы рыбка на нас смотрела, нарисуем ей пальчиком глаз.

Работа детей. Помощь при необходимости.

Рассмотреть аквариум.

— Сколько красивых рыбок живут в нашем аквариуме! Они все яркие, нарядные, разноцветные! Плавают наши рыбки по всему аквариуму, прячутся в водорослях.

— У нас получились великолепные друзья для наших друзей.

-Ребята, вам понравилось путешествовать всем вместе? Почему?

— А для чего мы отправились в это путешествие?

— Правильно! У каждого есть свой дом.

— А сейчас, ребята, мы отправим домой и наших зверушек.

Работа с магнитами.

Дети берут зверушек и прикрепляют их на магнитах к аквариуму. Перед этим ребята развешивают кусочки ткани на веревку и закрепляют прищепками, чтобы высушить.

— Вот какие мы с вами молодцы. Помогли зверушкам вернуться домой, в море. Вы славно поработали сегодня и вас ждут подарки.

(Сладости в сундучке со дна моря).

Ракушка живет в воде,

Птичка прячется в гнезде.

Белка высоко в дупле

Мышка серая в норе.

И нам с вами пора возвращаться домой.

Прощание. Задувание свечи.

Результат. Дети успешно справились со всеми заданиями занятия. Особое удовольствие детям доставила работа с песком. Они помогали друг другу в процессе деятельности, видна была коллективная работа. Вполне освоили новый метод рисования – пальчиковую живопись. На занятии был сформирован положительный эмоциональный настрой. Все поставленные цели были достигнуты.

Источник