Легкая умственная отсталость с церебрастеническим синдромом

Легкая умственная отсталость с церебрастеническим синдромом thumbnail

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Ростовская специальная школа-интернат № 41»

Выступление на дефектологическом лектории

Тема лектория:

«Клиника и этиология умственной отсталости. Психологические особенности умственно отсталых школьников»

Тема выступления:

«Клиника и этиология умственной отсталости»

учитель: Демина Е.Н.

октябрь 2016 г.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие как познавательной, так и других сторон психической деятельности, т. е. эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. У большинства умственно отсталых детей степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта.

По степени интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят па три группы: дебильность, имбецильность, идиотия.

Важно заметить, что и к олигофрении нельзя относиться как к застывшему стационарному состоянию, несмотря на то, что первичные патологические изменения, вызвавшие недоразвитие мозга, на протяжении, жизни не нарастают. При общем психическом недоразвитии могут наблюдаться как положительные, так и отрицательные изменения в состоянии ребенка. Формирования личности должно проходить под влиянием адекватного обучения и благоприятного окружения. В то же время переходные возрастные периоды могут сопровождаться явной отрицательной динамикой. У ребенка появляются новые или обостряются и утяжеляются ранее наблюдавшиеся дополнительные психопатологические расстройства, могут проявиться эпилептические припадки, возникнуть психозы.

Интеллектуальный дефект у всех умственно отсталых проявляется в первую очередь нарушениями мышления, тугоподвижностью. Страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами.

Эмоциональная сфера у детей с общим психическим недоразвитием все же более сохранна, чем интеллектуальная. Они дифференцированно относятся к людям и событиям, небезразличны к своему внешнему виду (особенно девочки), остро переживают обиды, стремятся заслужить похвалу, проявляют интерес к бытовым вопросам и неплохо в них ориентированы.

Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющееся скудостью активного словаря, упрощенным построением фраз. Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формул действия. Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы, что специальные занятия по физическому воспитанию и развитию моторики очень важны.

Общее недоразвитие личности характерно для всех детей с общим психическим недоразвитием! Даже дети с самыми легкими степенями интеллектуальной недостаточности поражают своей несамостоятельностью, безынициативностью, внушаемостью и отсутствием личностных позиций. Тем не менее, при адекватном воспитании, обучении и благоприятном окружении них можно выработать правильные социальные уставы и личностное отношение к своей деятельности, что также важно для успешного обучения и адаптации в жизни.

Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

Осложненные формы умственной отсталости характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.

По характеру дополнительных симптомов все осложненные формы умственной отсталости можно разделить на три группы:

— с церебрастеническим или гипертензионным синдромами;

— с выраженными расстройствами поведения;

— с эмоционально-волевыми расстройствами.

I Умственная отсталость с церебрастеническим или гипертензионным синдромами.

Церебрастенический синдром — синдром раздражительной слабости. В его основе лежит повышенная истощаемость нервной клетки. Церебральная астения проявляется общей психической невыносливостью, неспособностью к длительному напряжению, к длительной концентрации внимания. У детей с выраженным церебрастеническим синдромом нарушена работоспособность и заметно снижена продуктивность. При перенапряжении они становятся вялыми, апатичными или, наоборот, расторможенными, раздражительными. У них могут возникнуть кратковременные вспышки возбуждения, заканчивающиеся, как правило, слезами. Дети с выраженным церебрастеническим синдромом всегда успевают ниже своих возможностей.

Гипертензионный синдром — синдром повышенного внутричерепного давления. Повышение внутричерепного давления сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребенка. Нарастает истощаемость и резко нарушается работоспособность. У детей с повышенным внутричерепным давлением отмечаются своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость, вплоть до откликаемости на каждый внешний раздражитель. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Отчетливо выражены эмоциональная лабильность и явления вегетативно-сосудистой дистонии. Школьная успеваемость заметно снижается.

У детей первой группы страдает главным образом интеллектуальная деятельность.

II Умственная отсталость с выраженными расстройствами поведения.

У детей второй группы на первый план в клинической картине болезни выступают расстройства поведения. Они проявляются в виде гипердинамического или психопатоподобного синдрома. Необходимо заметить, что выраженные нарушения поведения чаще наблюдаются умственно отсталых мальчиков, чем у девочек могут возникать на протяжении всего школьного возраста, между тем гипердинамический тип нарушения поведения чаще наблюдается в младшем школьном возрасте, а психопатоподобный — у подростков.

Гипердинамический синдром характеризуется выраженным двигательным беспокойством с обилием лишних движений, неусидчивостью, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случаях поведения ребенка не поддается самоконтролю и внешней коррекции. Эти дети очень мешают работе класса. Они назойливо требуют к себе внимания, всех задевают, шумят. Деятельность их дезорганизована. Временами они становятся раздражительными и могут быть агрессивными. Их школьная адаптация резко нарушена. Гипердинамический синдром трудно поддается и медикаментозной коррекции. Объясняется это сложностью его патогенеза. В отличие от синдрома двигательной расторможенносги, обусловленного слабой активностью коры мозга и ее тормозящего действия на подкорковые образования, при гипердинамическом синдроме наблюдается первичное поражение подкорковых образований, усугубляющееся неизбежным при умственной отсталости низким корковым тонусом. С возрастом, по мере усиления активности коры больших полушарий мозга, двигательное возбуждение у этих детей несколько угасает.

Психопатоподобный синдром наблюдается обычно у детей с умственной отсталостью, обусловленной черепно-мозговыми травмами или нейроинфекциями. В основе его лежат глубинные расстройства личности с расторможением, а иногда и с извращением грубых примитивных влечений. Расстройства поведения у этих детей настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине болезни, а недоразвитие познавательной сферы как бы усугубляет их проявления. У детей младшего школьного возраста психопатоподобный синдром чаще всего проявляется немотивированной грубостью, злобностью, жестокостью, нередко с явными садистски наклонностями, агрессией. В подростковом возрасте становятся очевидными патологические влечения: повышенная сексуальность, синдром бродяжничества (уходы из дома, из школы). Необходимо, однако, помнить, что у отсталых детей в силу недостаточного понимания ситуации очень легко возникают реакции протеста на повышенные требования. Их несамостоятельность, внушаемость и склонность к подражанию нередко приводят к тому, что они слепо поддаются влиянию других детей.

III Умственной отсталость с эмоционально-волевыми расстройствами.

У детей третьей группы кроме умственной отсталости наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Они могут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в виде нарушения эмоционального контакта с окружающими. Особенно большие трудности в отношении обучения представляют дети с пониженным эмоциональным тонусом и слабостью побуждений. Они вялы, пассивны, мало интересуются окружающим. Движения их замедленны (брадикинезия), речь растянута и как бы затруднена (брадилалия), резко замедлено и мышление (брадифрения). Это дети с так называемым апатико-гиподинамическим или даже адинамическим синдромом. Благодаря слабости интересов и побуждений включить их в учебный процесс очень трудно, и обычно они нуждаются в индивидуальном обучении. При более тяжелых расстройствах развивается апатико-абулический синдром, проявляющийся крайней вялостью, безучастностью, почти полной адинамией и бездеятельностью. Такие дети, даже при довольно легкой интеллектуальной недостаточности, практически необучаемы.

Таким образом, по клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делят на неосложненные, осложненные и атипичные. При осложненных формах, кроме интеллектуального дефекта, наблюдаются разные психопатологические и локальные церебральные расстройства. При атипичных — поражение разных систем организма.

Дети с осложненными и типичными формами умственной отсталости нуждаются в постоянном врачебном наблюдении и соответствующем лечении. Отчетливой положительной педагогической динамики развития у них можно добиться только путем сочетания адекватного обучения с медикаментозной терапией.

Эффективность педагогической коррекции дефекта у умственно отсталого ребенка зависит не только от степени недоразвития у него познавательной деятельности, но и от общей структуры дефекта, от общих и индивидуальных особенностей патологии, имеющейся у него, в частности, от особенностей течения заболевания, а также от характера и выраженности дополнительных психопатологических симптомов.

Источник

Церебрастенический синдром – это нарушение неврологического характера, характеризующееся снижением способности к умственному труду и обучению. Встречается у людей любого возраста, включая детей и подростков. Заболевание развивается преимущественно вследствие органического поражения головного мозга. Церебрастения требует своевременного обращения к врачу и комплексного лечения, в противном случае патология негативно отражается на качестве жизни и профессиональной деятельности пациента.

Суть нарушения

Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу

Буквально слово “церебрастения” переводится как “слабость головного мозга”. В начале развития церебрастения может ошибочно приниматься за обычное переутомление или последствие многочисленных стрессов. Так как болезнь часто впервые проявляется после травм и недавно перенесенных заболеваний, люди ошибочно принимают симптомы этого нарушения за слабость, ожидая, что она пройдет самостоятельно. Тем не менее церебрастенический синдром может прогрессировать, негативно сказываясь на самочувствии и качестве жизни.

Нарушение относится к неврологическим расстройствам. В МКБ-10 оно обозначается кодом F06.6 – органическое эмоциональное или астеническое нарушение (расстройство).

С синдромом церебрастении может столкнуться человек любого возраста.

Обратите внимание! Опасность церебрастении у детей – отставание в развитии из-за нарушения нормального функционирования головного мозга.

Заболевание относится к нарушениям соматического характера. Основная причина патологии – это нарушение работы центральной нервной системы вследствие органических поражений мозга (травмы, инфекции тканей мозга и т.д.). При церебрастеническом синдроме у детей и взрослых наблюдается нарушение передачи двигательных и чувствительных импульсов от головного мозга по соответствующим нервным волокнам. Это определяет один из главных симптомов нарушения – резкие перепады настроения, сопровождающиеся рядом физиологических реакций.

Заболевание является одним из самых сложных неврологических нарушений, так как напрямую связано с функционированием соматической нервной системы, осуществляющей осознанное управление организмом. При церебрастении своевременное лечение определяет дальнейший прогноз. Если патологию не лечить, со временем она приведет к развитию различных нарушений и осложнений, так как сбой в работе нервной системы неизменно сказывается на функционировании всего организма в целом.

В чем причины церебрастении?

Основные причины развития церебрастенического синдрома у детей и взрослых:

  • травмы головы и спины;
  • сотрясение головного мозга;
  • воспалительные заболевания мозга;
  • тяжелые инфекционные заболевания.

Развитие церебрастенического синдрома у взрослых и пожилых пациентов нередко связано с атеросклерозом сосудов головного мозга. Заболевание может возникать на фоне тяжелых воспалительных и инфекционных болезней – менингита, энцефалита, арахноидита.

Церебрастения может диагностироваться у новорожденных с первых дней жизни. Причиной в этом случае является внутриутробная гипоксия плода, инфицирование во время беременности, нарушение развития нервной системы плода вследствие приема матерью некоторых групп медикаментов.

Симптоматика церебрастении

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, ухудшением концентрации внимания

Церебрастенический синдром, симптомы которого зависят от выраженности нарушения работы симпатической нервной системы, должен быть диагностирован вовремя.

Слово “синдром” в названии этого диагноза означает, что патология имеет целый комплекс характерных симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности.

Церебрастенический синдром с легкими нарушениями характеризуется:

  • быстрой утомляемостью;
  • головной болью;
  • частыми перепадами настроения;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • потерей интереса к жизни;
  • проблемами со сном.

Такие симптомы могут беспокоить пациента лишь периодически, например, на фоне стресса. Причем легкая форма церебрастении может проявляться всего несколькими симптомами, например, только головной болью и слабостью.

Выраженный церебрастенический синдром характеризуется тяжелой симптоматикой. Пациенты отмечают резкие перепады настроения. Выделяют гипердинамическую и гиподинамическую формы нарушения.

Гипердинамическая форма характеризуется суетливостью, раздражительностью, общей возбужденностью. Проявления и симптомы такой формы церебрастенического синдрома могут сопровождаться повышенной агрессией.

Гиподинамический церебрастенический синдром проявляется апатией и эмоциональной лабильностью. Пациенты теряют интерес к жизни, чувствуют себя разбитыми и постоянно уставшими, не высыпаются, даже если спят очень много. Эта форма нарушения сопровождается нарушением способности к усвоению новой информации.

Церебрастенический синдром характеризуется специфическим цефалгическим синдромом, или головной болью. Для этого неврологического нарушения характерна головная боль напряжения.

Чем опасно заболевание?

При церебрастении школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость, появляются фобии и страхи

Посттравматический церебрастенический синдром, как и нарушение на фоне перенесенных инфекций головного мозга, опасен развитием осложнений.

У детей может наблюдаться отставание в умственном и психическом развитии. Если патология появилась у ребенка младшего школьного возраста, может наблюдаться низкая успеваемость по предметам, требующим концентрации внимания. Такие дети неусидчивы, быстро утомляются, не проявляют интереса к подвижным играм и часто стараются избегать общения со сверстниками.

Церебрастения негативно сказывается на психике пациента. На фоне этого неврологического нарушения возможно развитие следующих осложнений:

  • невроз (неврастения);
  • депрессия;
  • панические атаки;
  • тревожные расстройства;
  • фобии.

Церебрастения приводит также к развитию ряда физических нарушений. В первую очередь наблюдаются проблемы с пищеварительной системой. Это проявляется ухудшением аппетита, тошнотой, запорами.

На фоне церебрастении часто происходит ослабление иммунитета, в результате чего человек чаще болеет ОРВИ и воспалительными заболеваниями.

Для взрослых людей церебрастения чревата возникновением проблем на работе, вплоть до заметного ухудшения профессиональных навыков.

Неврологическое нарушение потенциально опасно социальной дезадаптацией человека любого возраста. Церебрастения у детей и подростков может привести к асоциальному поведению в будущем. Такие дети склонны к опасным зависимостям, страдают от ипохондрии и могут даже попытаться совершить суицид.

На какие симптомы следует обратить внимание: первые признаки

Немедленно обратиться к врачу необходимо при появлении следующих симптомов:

  • ухудшение самочувствия в жару;
  • слабость и недомогание во время нахождения в душном помещении;
  • метеозависимость, которой ранее не наблюдалось;
  • сильная слабость;
  • ухудшение сна;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • апатия и астенический синдром;
  • перепады настроения;
  • цефалгия.

Одним из первых симптомов церебрастенического синдрома является ухудшение самочувствия при перепадах атмосферного давления. При этом появляется ноющая или пульсирующая головная боль.

Диагностика

При симптомах церебрастении больному необходимо пройти обследование у психиатра

Диагностика церебрастенического синдрома требует комплексного обследования, так как симптомы нарушения схожи с признаками ряда других неврологических заболеваний. Следует провести дифференциальную диагностику для исключения невроза, неврастении, стресса, депрессии.

Как правило, для постановки диагноза проводится:

  • проверка рефлексов;
  • физикальный осмотр;
  • тестирование;
  • МРТ головы;
  • электроэнцефалография;
  • допплерография сосудов головного мозга.

Диагноз ставится неврологом. Пациенту дополнительно необходимо пройти обследование у терапевта и психиатра.

Принципы лечения

Признаки, симптомы и лечение церебрастении во многом зависят от ее причин и выраженности. Терапия церебрастенического синдрома у детей и взрослых включает:

  • назначение медикаментозных препаратов;
  • проведение физиотерапевтических процедур;
  • изменение режима дня;
  • ЛФК;
  • психокоррекцию.

Лечебный курс при церебрастении подбирается индивидуально для каждого пациента. В целом схема терапии зависит от выраженности нарушения.

Независимо от симптомов и возраста пациента лечение начинается с изменения режима дня. Пациенту необходимо соблюдать режим сна и бодрствования, причем на сон должно отводиться не менее 8 часов. Нервная система “любит” дисциплину, поэтому необходимо точно следовать режиму, принимая пищу, отходя ко сну и просыпаясь четко по графику.

Пациентам обязательно назначают курс лечебной физкультуры для уменьшения мышечного спазма. Занятия проходят в кабинете ЛФК под контролем врача.

Медикаментозное лечение

Принимают Циннаризин внутрь после еды: при нарушениях мозгового кровообращения – обычно по 25 мг (1 таблетка) 3 раза день или по 75 мг (1 капсула) 1 раз в день

Церебрастенический синдром лечится с помощью препаратов следующих групп:

  • ноотропы;
  • адаптогены;
  • препараты для улучшения мозгового кровообращения;
  • витамины.

Ноотропы – это лекарства для улучшения когнитивных функций головного мозга. Такие препараты улучшают память, повышают способность к концентрации, восстанавливают мозговой кровоток. Препараты этой группы – Билобил, Фезам, Церебролизин.

Адаптогены – препараты для повышения устойчивости нервной системы перед действием стресса. К таким лекарствам относят настойку элеутерококка, препарат Актовегин, настойки женьшеня и эхинацеи. Эти лекарства обладают тонизирующим действием и прибавляют сил.

При повышенной возбудимости на фоне церебрастенического нарушения целесообразно назначение седативных средств вместо адаптогенов.

Для нормализации мозгового кровообращения назначают Актовегин, Циннаризин, Винпоцетин. Наравне с этими препаратами может быть назначен препарат Глицин – аминокислота с седативным и ноотропным действием.

В терапии обязательно используются витамины. Для укрепления нервной системы и нормализации мозгового кровообращения показан прием витаминов группы В; А, Е и С; кислот Омега-3. Как правило, врачи назначают конкретные витаминные комплексы.

При мышечных спазмах и головной боли напряжения врач может порекомендовать прием спазмолитиков.

Физиотерапия

Церебрастенический синдром лечится с помощью физиотерапии, лечение при этом направлено на уменьшение нервного напряжения. При церебрастении применяют:

  • мануальную терапию;
  • иглорефлексотерапию;
  • минеральные ванны;
  • грязевые аппликации и др.

При выраженном цефалгическом синдроме рекомендован расслабляющий массаж. При наличии дополнительных показаний врач может назначить электрофорез с никотиновой кислотой на шейно-воротниковую зону, так как такая процедура расслабляет сосуды и способствует нормализации мозгового кровообращения.

Другие методы лечения

Гирудотерапия – эффективное народное средство для лечения церебрастенического синдрома

В терапии церебрастении успешно применяются нетрадиционные методы лечения – остеопатия, народные средства, гомеопатия, лечение пчелами (апитерапия), лечение пиявками (гирудотерапия). Все эти методы направлены на улучшение кровообращения и уменьшение напряжения мышц и нервной системы.

Гомеопатия и народные средства могут применяться наравне с консервативной медикаментозной терапией.

Психокоррекция при церебрастении направлена на устранение таких осложнений нарушения, как неврастения, депрессия, ипохондрия. Психотерапия позволяет предотвратить развитие фобий и панических атак на фоне соматического нарушения.

Армия и церебрастения

Берут ли в армию, если у человека диагностирован церебрастенический синдром, – вопрос, беспокоящий многих молодых людей и их родителей. Армия и церебрастенический синдром не исключают друг друга. Окончательное решение принимает специальная комиссия военного комиссариата. Несмотря на то, что прохождение срочной службы может усугубить течение неврологического нарушения из-за стрессов и сильной нагрузки, церебрастения не значится в списке заболеваний, освобождающих от армии. Как правило, отсрочка от службы в армии при церебрастении не дается, исключение составляют лишь случаи осложненного неврологического расстройства.

Прогноз

Несмотря на всю тяжесть нарушения, прогноз благоприятный. Своевременно выявленная церебрастении достаточно хорошо корректируется медикаментами и физиотерапией.  Своевременное лечение церебрастении у детей, восстанавливая когнитивные функции и устраняя симптомы, позволяет ребенку жить полной жизнью. В то же время человеку необходимо долгое время принимать препараты и всегда соблюдать режим дня, чтобы нарушение вновь не дало о себе знать.

Источник