Пальчиковые игры для детей с синдромом дауна
«Кулачки — ладошки»
(Выполняется сидя за столом.)
Повторяя с интервалом в 1-2 секунды «кулачки —
ладошки», сжимаем, соответственно, кулачки (пальцы повернуты вниз, кисти
ложатся на стол), а затем растопыриваем пальцы, переворачивая руки ладонями
вверх, показываем ладошки (тыльные стороны ладоней ложатся на стол).
«Камушек, солнышко, забор»
(Выполняется сидя за столом.)
Не спеша повторяя слова, меняем положение пальцев. Камушек
(пальцы сжаты в кулачки, кисти ложатся на стол
ладонями вниз). Солнышко
(пальцы распрямляются, растопыриваются,
ладошки ложатся на стол). Забор
(ставим ладони на ребро, выпрямленные пальцы
сжаты вместе, ладошки располагаются друг
напротив друга).
«Кисточка»
(Выполняется сидя за столом.)
Локти стоят на столе, пальцы развернуты от себя,
подушечки пальцев сложены вместе, ладошки повернуты вниз. В такт стишку
покачиваем запястьями вправо-влево.
Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу.
«Очки»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Что стряслось у тети Вали?
(Вопросительный жест: «Что?» Покачиваем из стороны в
сторону раскрытыми ладошками, развернутыми вверх.)
У нее очки пропали!
(Складываем из указательных и больших пальцев
«колечки», изображая очки, и прикладываем их к глазам.)
«Капустка»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Мы капустку режем, режем
(в такт словам проводим одним указательным
пальцем по другому), Мы морковку трем, трем
(в такт словам проводим одной ладошкой по
другой), Мы капустку солим, солим
(имитируем движение, которое мы делаем, когда
солим пищу щепотью), Мы капустку мнем, мнем
(сжимаем и разжимаем пальцы, имитируя
движение, которое мы используем при засолке
капусты).
«Большой палец»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Четыре пальца рук сжаты в кулак, большие пальцы
подняты
вверх и совершают круговые движения по и против
часовой
стрелки.
Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу.
«Пальчик-мальчик»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Кисти сложены ладошка к ладошке, если ребенок сидит за столом, то локти
опираются о стол. В такт стишку поочередно сводим и разводим каждую пару пальчиков,
как бы похлопываем
ими друг о друга.
Пальчик-мальчик,
Где ТЫ был? (большие пальцы)
С этим братцем
В лес ХОДИЛ (указательные).
С этим братцем
Щи варил (средние).
С этим братцем
Кашу ел (безымянные).
С этим братцем
Песни пел (мизинцы).
Еще один вариант тех же движений пальцами:
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот
пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — наш малыш!
«Пальчики здороваются»
(Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся указательных, средних,
безымянных пальцев и мизинчиков. Кисти могут быть повернуты к себе и от себя.
Лучше всего, если используются и тот и другой варианты.
Я здороваюсь везде Дома и на улице. Даже «здравствуй!»
говорю Я соседской курице.
«Комарик»
(Выполняется сидя за столом.)
Сжать руки в кулачки, указательные пальчики вытянуть
вперед, большие пальцы и мизинцы опираются на стол. Произнося вторую строчку,
«переступаем» по столу средними и указательными пальцами.
Не кусай, комарик злой, Я уже бегу домой.
«Человечек»
(Выполняется сидя за столом.)
Указательные и средние пальцы в такт стишку «ходят» и
«бегают» по столу.
Вот большие ноги идут по дороге,
А маленькие ножки бегут по дорожке.
«Пальчики гуляют»
(Выполняется сидя за столом.)
В первое время возможен упрощенный вариант, когда все
пальцы одновременно распрямляются и затем сгибаются.
И. п.: пальцы сжаты в кулачки, руки лежат на столе
ладошками вниз.
Раз, два, три, четыре, пять
(последовательно выпрямляем пальцы,
растопыривая их на поверхности стола), Вышли пальчики
гулять
(приподнимаем и опускаем пальцы, как будто
нажимаем на клавиши), Раз, два, три, четыре, пять,
(последовательно сгибаем пальцы, сжимая их в
кулачок), В домик спрятались опять
(слегка пристукиваем по поверхности стола
сжатыми кулачками).
«Дом» (Сидя, стоя.)
На поляне дом стоит.
(Пальцы складываются в жест «дом».) Только путь к нему
закрыт.
(Ладони на себя, пальцы соприкасаются
друг с другом.) На дверях висит замок.
(Сплетаем пальцы в «замок».) Кто его открыть бы смог?
(Держим пальцы в замке.) Мы замочком постучали
(неразжимая пальцев постукиваем по столу), Постучали,
постучали… Мы замочек покрутили
(неразжимая пальцев, совершаем вращательные
движения запястьями), Покрутили, покрутили… Мы
замочек потянули…
(Тянем кисти в разные стороны,
но не разнимаем рук.) Потянули… и… открыли!
(Разнимаем руки.)
«Зайчик»
(Сидя за столом.)
Локти опираются на стол, указательные и средние пальцы
выпрямляются вверх и разводятся в стороны, это заячьи ушки. В такт стишку
предплечья и кисти поворачиваются на себя и от себя.
Зайка серый скачет ловко. В лапке у него — морковка.
«Колечко»
(Сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Выйду на
крылечко
(большие и указательные пальцы образуют
колечко), Вынесу колечко
(остальные пальцы разводятся в стороны), Поиграй в
колечко
(предплечья и кисти поворачиваются на себя), Сидя на
крылечке
(и от себя, пальцы сохраняют прежнее положение).
«Оркестр»
(Стоя.)
Имитируем игру на музыкальных инструментах. Можно использовать
дополнительно жесты, обозначающие слова «кот», «зайка», «мишка».
Кот играет на баяне — ля-ля-ля, ля-ля-ля, Зайка наш —
на барабане — бам-бам, бам-бам-бам! Ну а мишка — на трубе — ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Поиграть спешит тебе — ду-ду-ду, ду-ду-ду! Как играет наш баян? — Ля-ля-ля,
ля-ля-ля! Как грохочет барабан? — Бам-бам, бам-бам-бам! Как поет у нас труба? —
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
«Грабли»
(Сидя за столом.)
Листья падают в саду.
(Кладем ладошки друг на друга на стол.) Я их граблями
смету.
(Четыре пальца изображают грабельки и
«подметают» стол.)
«Красные цветки»
(Сидя, стоя.)
Исходное положение — ладони повернуты к себе, все
пальцы
собраны в щепоть.
Наши красные цветки Распускают лепестки
(пальцы медленно раскрываются в стороны). Ветерок чуть
дышит, Лепестки колышет
(кисти с «распущенными цветами»
покачиваются на себя — от себя). Наши красные цветки
Закрывают лепестки
(пальцы медленно собираются в щепоть,
принимая исходное положение). Головой качают, Тихо засыпают…
(кисти медленно поворачиваются от себя,
и «цветы» медленно опускают головки вниз).
«Мы по полю шли»
(Сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)
Мы по полю шли
(имитируем ходьбу; в варианте стоя — переступаем ногами,
в варианте сидя — «идем» пальцами)
И два камушка нашли
(пристукиваем кулачком о кулачок).
Угадай, где какой
(отведенными большими пальцами поочередно прикасаемся
к кулачкам; ладошки смотрят вниз),
И ладошки открой!
(разворачиваем кисти вверх и открываем ладошки)
Источник
Раиса Яковлева
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.
Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:
Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:
• плоское лицо;
• укороченный череп;
• особая кожная складка на шее у новорожденных детей;
• особый разрез глаз;
• гиперподвижность суставов;
• плоская форма затылка;
• недоразвитие средних фаланг пальцев;
• открытый рот;
• различные зубные аномалии;
• плоская переносица;
• короткий нос.
Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.
У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).
Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:
• мышечная гипотония;
• катаракта;
• врожденный порок сердца;
• косоглазие;
• деформация грудной клетки;
• эписиндром;
• стеноз двенадцатиперстной кишки;
• лейкоз.
Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.
У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:
•появление навыков запаздывает;
•навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение
слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);
•формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.
Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.
Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.
Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).
Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через
прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.
Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».
Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:
• вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.
• ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.
• формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата.
Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.
Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.
Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:
Массаж ладошек
Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;
•массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых
щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
Разрывание бумаги.
Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.
•касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка
при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
•вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав
-ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);
•совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка
кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
•«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в
гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
•игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
•побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
•игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
•пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.
Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.
Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.
Источник
Ведение
Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.
Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках и рисуем. Короче, без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи.
В мозгу зоны, ответственные за развитие речи находятся рядом с речевыми зонами, поэтому, развивая моторику рук, мы способствуем прохождению импульсов через речевые зоны и так помогаем формированию связей и в речевых зонах тоже.
Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.
Развитие мелкой моторики у детишек-дауняток идёт с некоторыми нарушениями в связи с особенностями физиологического развития:
• имеются анатомические особенности строения кисти и запястья,
• наблюдается сниженный мышечный тонус,
• присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,
• часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации «рука-глаз»,
• имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом.
Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. В норме большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. Поэтому изначально мы работаем с развитием кисти руки. Тут незаменимы пальчиковые игры, массажи рук и запястий, телесоориентированные игры. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, нужно использовать все приёмы арттерапии: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина (сначала супермягкого, затем – всё твёрже, вплоть до глины). Работая с пластилином, нужно научить ребёнка катать шарики и колбаски, резать пластилиновые колбаски ножом, делать лепёшки и блинчики. Полезно раскатывать колбаски скалкой, втыкать в пластилиновый шарик спички (получится ёжик). Полезно научить ребёнка рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации, делать коллажи и пластилинографии. Например, из картона вырезается основа-жучок, ребёнку помогаем размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна – пятна. Или другой вариант: взрослый рисует на бумаге дерево, ребёнок отрывает от колбаски пластилина кусочки и прикрепляет на веточки – получились листики.
Постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы запястья, ведь когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Тут надо обратить внимание на любые вращательные и силовые упражнения. Например – сжимать рукой игрушку-пищалку, кидать мячик просто так и в цель, выполнять танцевальное движение «фонарики».
Для развития движений запястья малыш может играть в «Ладушки» и аналогичсне игры. Вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу и мелкие камушки.
Хорошо развивает запястье упражнение – катание шарика. На начальном этапе катаеть по ладошке ребёнка шарики разного размера, с пупырышками и дырочками. Потом учим ребёнка самого катать шарик по столу круговыми движениями.
Развитию запястья способствуют игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс.
Помогают в развитии мелкой моторики игры с водой и песком. В воду можно кидать разные по весу шарики, потом эти шарики надо вылавливать как руками, так и ситечком. Полезно переливать воду из чашки в чашку, научить ребёнка заливать воду в бутылку с помощью воронки.
Играя с песком, научите ребёнка пропускать песок сквозь пальцы, руками закапывать и откапывать мелкие игрушки (не лопаткой, а именно руками!), можно на песочке рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков. Также научить ребёнка просеивать песочек с помощью ситечка на ручке, чтобы достать «спрятавшиеся» в песке камешки или бусинки.
Детям с синдромом Дауна нужны особые развивающие занятия с гимнастическими принадлежностями: палками, кольцами, лесенками.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Сильные ладошки
Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее — резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
Мозаика
Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
Конструктор
Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).
Бусины
Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Волшебный поднос
На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. Можно рисовать цифры и буквы.
Забавные картинки
По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
Шнуровки
Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например, попросите ребенка сшить платье (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
Разноцветные прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
Золушка
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
Счетные палочки
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
Зайчик:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак
Человечек:
бегаем указательным и средним пальцами по столу
Ежик:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
Кошка:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх
Коза рогатая:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем
Бабочка:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит»
Очки:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам
ПОТЕШКИ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил —
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
Ладушки
Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)
Варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(сжать пальцы в кулачок)
Братцы
Идут четыре брата навстречу старшему.
— Здравствуй, большак — говорят.
— Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)
Замок
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
ЗАНЯТИЕ.
Тема: В гости к бабушке Матрене.
Цель: Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
Знакомить с элементами русского народного быта. Обогащать словарный запас детей. Побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включать в импровизацию.
Ход занятия
— Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Матрене в ее деревенскую избу ( показ картинки с изображением избы). Заглянем к ней в горницу- так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. Готовы? Тогда в путь!
Динамическая пауза
Еду, еду
К бабе, к деду
Дети имитируют скок лошади.
На лошадке
В красной шапке
По ровной дорожке.
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
(подпрыгивают, будто едут по кочкам)
Все прямо и прямо,
А потом вдруг…в яму
(все приседают)
Бух!
Матрена. Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры
играть, сказки рассказывать, покажу свои игрушки, накормлю оладушками,
напою чаем.
Есть у меня печка- матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет.
Если голоден, щами угостит или кашей с маслом.
В печке моей очень вкусные оладушки пекутся.
Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши.
Ладушки — ладушки,
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два,
Хороши оладушки
у нашей бабушки!
Матрена. Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней- будет жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться.(Показывает игрушечного кота) Давайте его разбудим и поиграем.
Игра «Кот на печку пошел»
Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок).
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
Горшок каши горяч,
Не дается, хоть плачь.
(Дети останавливаются.)
Кот («варит»- выполняет круговые движения рукой).
Уж я кашу люблю,
С медом, маслом варю,
Каша сладкая, пшеничная.
И на вкус она отличная.
Дети (идут в центр круга и обратно, притопывая).
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Кот (перекладывает из руки в руку «горячие пряники»).
Уж я пряники люблю,
Уж я пряники стужу,
Остужу- угощу,
Вас отведать приглашу.
(Присаживается на корточки- «спит».)
Дети (крадутся, «берут» прянички- хлопают в ладоши, будят кота- убегают, кот их ловит).
Мыши раз про то узнали,
Мигом пряники забрали.
Кот проснулся- в самом деле
-Мыши пряники все съели!
Матрена. Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня — пальчики-помощники.
Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.
Пальчиковая гимнастика — игра «Пальчики- помощники»
Пальчик- мальчик, где ты был?
-С этим братцем — в лес ходил,
С этим братцем — щи варил,
С этим братцем — кашу ел,
С этим братцем — песни пел!
Дети (сжимают и разжимают пальцы).
Матрена. А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.
У Матрены стол накрыт,
Медный самовар стоит,
Чай по чашкам разолью,
Всех гостей я напою
Чаем ароматным,
Сладким, вкусным, мятным.
С медом и калиной,
С ягодой малиной.
Пейте, не спешите,
Чаще в гости приходите!
Дети пьют чай в гостях у Матрены.
Подготовила дефектолог Пяскорская Л.Ф.
Источник