Синдром эмоционального сгорания педагога каковы его признаки и профилактика

Представление об эмоциональном выгорании. Симптомы эмоционального выгорания (лекция)

Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными…
В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции.

Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.

В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

1 стадия — начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия — возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия — притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Выделяют следующие симптомы:

Психофизические симптомы:

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

Читайте также:  Симптомы синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Какие же факторы, способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания?  Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: 
— предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка. Сюда же можно отнести и двусмысленные, неоднозначные требования к выполняемой работе;
— отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
— недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное, а также частое отсутствие выходных и отпусков;
— невозможность влиять на принятие важных решений;
— постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);
— однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
— необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым;
— работа с «тяжелыми» клиентами: это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями;
— провоцировать синдром  выгорания могут  болезни, переживание  тяжелого стресса, психологические травмы  (развод, смерть близкого или пациента).
— отсутствие каких-либо интересов вне работы.

Также следует отметить, что только внутренних предпосылок (низкая самооценка, тревожность, невротизм)  бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. Сюда должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социо-культурными условиями общества. В организации можно выделить три существенных момента:

1. Неэффективный стиль руководства. «Мужской» стиль руководства не может обеспечить людям необходимую эмоциональную поддержку. «Женский» поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку нечеткие, неопределенные требования ставят под угрозу стремление все делать лучше всех.

2.  Работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться сделать работу идеально, недостаток времени приведет к эмоциональной и физической перегрузке.

3.  Отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку.

Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону. Симптомы «сгорания» выступают как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. К ним следует относиться как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», неосознанным и осознанным. В какой-то мере – это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности. Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только непатологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию  или  каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома.

Источник

Эмоциональное выгорание педагогов

и способы его преодоления

(консультация педагога – психолога Радионовой Е.И.

для педагогов ДОУ)

Исследования по проблеме профессионального выгорания специалистов начались ещё в 70-х годах XX века. Это было связано с тем, что к руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их вспыльчивость и раздражительность. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»), т.е. слово подчёркивает зависимость специалистов от работы. Проблема профессионального выгорания работников является актуальной и в наши дни.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми. В большей степени это относится к специалистам сферы образования.

За годы работы в ДОУ у педагога накапливается множество психологических проблем, решить которые он не всегда в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.  Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех.  А к тому же скоро открытый урок, аттестация,  итоги педагогических конкурсов, публикации. Даже, болея, мы идем на работу: ведь на нас держится весь мир (нам так кажется).

Читайте также:  Есть ли температура при синдроме раздраженного кишечника

Синдрому профессионального выгорания  подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. К этому времени  педагоги накапливают достаточный педагогический опыт, их собственные дети подрастают и уход за ними требует меньшего времени, в семье устанавливается определенная стабильность. Кажется, что надо ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере. Но часто наблюдается противоположное явление. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах»,  нарастает усталость. Бывают ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди уходят из образования, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с детьми.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагога, относят:

  • высокую ответственность за своих подопечных
  • высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку
  • дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением
  • наличие ролевых конфликтов
  • работу с «трудными» детьми
  • развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией педагога на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
  • Специалисты, подверженные процессу выгорания, могут демонстрировать такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм, раздражительность, нервозность

Таким образом, профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно. Его этапы соответствуют механизму развития стресса. Поэтому при профессиональном выгорании отмечают:

фазу нервного (тревожного напряжения),

фазу резистенции (сопротивления),

фазу истощения.

Соответственно каждому этапу развития профессионального выгорания возникают отдельные его симптомы, которых на данный момент насчитывается более ста.

Среди них выделяют симптомы психосоматического уровня. Это:

  • утомление,
  • усталость,
  • бессонница.
  • истощение,
  • пищевые нарушения.

И симптомы проявления личностных особенностей. К ним относят:

  • скудность репертуара рабочих действий,
  • упадническое настроение и связанные с ним эмоции (пессимизм, апатия, чувство бессмысленности, цинизм),
  • злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам,
  • негативная «Я-концепция»,
  • негативное отношение к окружающим
  • переживание зависимости от людей и обстоятельств
  • агрессивные чувства (раздражительность, гнев)

Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания.

Как же избежать синдрома эмоционального выгорания и какие меры необходимы для его профилактики? 

Ольга Владимировна Хухлаева  (педагог – психолог) предлагает свой вариант работы с синдромом эмоционального выгорания.

  • Первым этапом данной профилактической работы является ваше знание о  существовании данной проблемы при работе в сфере «человек – человек»
  •  На втором этапе важно уделить время осознанию и принятию самим педагогом, что данная проблема может коснуться и его. Исключить у себя  боязнь ошибки, страх собственного несовершенства. Мы, педагоги, такие же люди, как все: можем ошибаться, испытывать определенные трудности, важно уйти от привычки всегда «быть сильными», от  стремления отрицать собственные психологические затруднения
  • На третьем этапе профилактической работы следует посвятить накоплению у себя ресурсов противодействия выгоранию. Этот этап более долговременный.

Профилактику эмоционального выгорания на этом этапе  необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога —  предполагает как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных, «голых» группах. Это наша с вами развивающая среда для детей, но которая в должной мере влияет на нас.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов

Он включает в себя создание атмосферы безопасности в коллективе и на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости: это тренинги, различные приемы и упражнения, осознание стереотипов поведения в коллективе,  расширение репертуара поведенческих стратегий,  осознание и принятие своих чувств, концентрацию внимания, осознание своих личностных ресурсов.

Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.

Читайте также:  У кого родились дети с синдромом дауна форум

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.

Сегодня мы попробуем некоторые приемы и методы  саморегуляции для профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

1.Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Ход: передавая мяч по кругу, называйте своё имя и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например: Анна – активная. Ольга – оптимистичная.

Помощь друг другу в подборе слов.

2.Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Начертите у себя ЛЕСТНИЦУ из 8 ступенек. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры. Внимательно  рассмотрите ее и отметьте свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день, где вы находитесь: внизу, на одной из ступенек, в центре, вверху.

Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент?

Начинаем отсчет по ступенькам снизу: Я – ВЫСКАЗЫВАНИЕ! Какое высказывание соответствует вашему местоположению.

Первая ступенька — Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!

Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)

Третья ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?

Пятая ступенька – Я ПОПРОБУЮ…

Шестая ступенька – Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Седьмая ступенька – Я ЭТО ДЕЛАЮ!

Восьмая ступенька – ЭТО ЖЕ ТАК ПРОСТО!

Запишите первое, что приходит в голову: что нужно сделать для того, чтобы подняться на ступеньку выше. Это и есть ваше личное индивидуальное решение по профилактике эмоционального выгорания.

Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Это желание понять: я хочу или я не хочу что-то менять в себе, в своей жизни. Попробуйте на досуге проанализировать лестницу и свои действия, шагая по ней.

3.Релаксация: упражнение «Улыбка» 

По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – УЛЫБНИТЕСЬ! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему?

Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал: «Улыбка и смех убивают старость».

         Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы  мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть».

Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно, вначале вы можете  чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать  уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.

Пожелайте доброго утра и успешного дня себе и всем, кто вам дорог. Все день начался и начался правильно.

Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь!  Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и улыбнуться Вам: «Благодарю, что заметили и оценили меня!».

4. «Позитивные  пожелания»

Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.

-В ближайшее время Вам особенно повезет! 

-Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.

Спасибо всем, кто пришел сегодня в наш зал. Здоровья, позитива, удачи!

Список используемой литературы:

1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.

2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.

3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.

4. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.

5. «Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011

6. Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011

Педагог – психолог Радионова Е.И.

Источник