Синдром золушки как избавиться от комплекса хорошей девочки

Синдром золушки как избавиться от комплекса хорошей девочки thumbnail

А. Шехова

Синдром Золушки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Сам себе психолог», 2017

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Как из хорошей стать настоящей, или Взросление Золушки

А что значит быть настоящим?

В словарях слово «настоящий» объясняется как «подлинный», «неподдельный», «истинный», но эти синонимы путают еще больше. Что значит быть подлинным собой? Кто такой я? И какой я?

Эти вопросы – камни преткновения на пути к себе: не зная ответа, очень трудно выбрать направление.

Как быть «хорошим» или «правильным» – мы знаем (нам это объясняют с детства). Как быть «плохим» – тоже более или менее понятно.

Причем «быть хорошим» и «не быть плохим» – та самая инструкция, которую ребенок слышит фактически с первых дней своего существования, задолго до того, как он будет способен осознать смысл этих слов.

Обычно эти понятия сводятся к некоему набору правил поведения, которые устраивают или не устраивают родителей/ воспитателей/общество. Если ребенок сломал новую игрушку, разбросал кашу по всей кухне или проявил другую «невоспитанность», это делает его «плохим». Если он хорошо кушает и вовремя засыпает, улыбается, просится в туалет и не слишком мешает родителям, то он, конечно же, «хороший». Постепенно система понятий «хороший» и «плохой» расширяется. Но, как правило, она все равно работает на то, чтобы ребенок был удобным для семьи и окружающих.

С одной стороны, это естественный и нормальный процесс, поскольку так происходит социализация человека, привыкание к нормам общества, в котором он живет. С другой – жесткое подчинение системе внешних «хорошо» и «плохо» зачастую убивает в ребенке способность к поиску своего пути, который может совершенно не вписываться в заданную систему координат. Ребенок начинает «лепить» собственную личность так, чтобы быть максимально приятным для окружающих, от которых зависит его благополучие. При этом значимые фигуры в его окружении могут со временем меняться, а привычка подгонять себя под внешние параметры «правильности» остается. И так человек живет год за годом, не обращаясь или очень редко обращаясь к своему истинному Я.

К чему может привести зависимость от внешних критериев «хорошего» и «плохого»? Например, к неприятию себя самого, нелюбви к себе (а как вообще можно любить того, кого не знаешь?).

У малыша нет критического взгляда на себя со стороны. Для него нет понятий «некрасивый», «гадкий», «невоспитанный». Все это приходит извне: от родителей, родственников, учителей, соседей по лестничной клетке и т. п. Так же как в сказке о Гадком утенке – о своей «безобразности» утенок узнавал от других обитателей птичьего двора.

Ребенок, столкнувшись с жесткой критикой, насмешкой, пренебрежением или отвержением (например, в качестве наказания за «плохое» поведение), постепенно проникается тем же убеждением, что было у героя упомянутой сказки. Он начинает верить, что недостаточно умен/красив/воспитан, иными словами – недостаточно хорош, чтобы его любили.

Причем, повзрослев, мы можем выглядеть в глазах окружающих как прекрасные лебеди – ухоженные, успешные и сильные птицы. Но внутри… Внутри по-прежнему живет маленький, запуганный и неуверенный в себе ребенок с мучительными страхами и комплексами. Малыш, которому не хватило родительской любви и поддержки, чтобы поверить в свои силы. Ребенок, который все еще дико боится быть отвергнутым, непринятым, который стесняется своего оперения и походки и не знает, как общаться с другими «птицами» и чему из сказанного ими можно верить.

Убежденность в собственном несовершенстве, неуверенность, мнительность, бессилие перед лицом критики, отсутствие чувства собственных границ, страх перед будущим, неспособность полноценно заботиться о себе, склонность к депрессиям, работоголизм, неумение быть счастливым, пессимизм под маской реализма, проблемы со здоровьем, трудности с выражением эмоций, низкая стрессоустойчивость, регулярная усталость, нереализованные желания и невозможные мечты – все это набор проблем, характерных для тех, кто так и не расстался со своим внутренним «гадким утенком» или не перерос фартук Золушки.

Нас не учили искать себя, поэтому в поисках мы часто идем не в ту сторону. Люди, которые бунтуют против привитых им с детства норм, правил поведения, морали и ценностей, отнюдь не всегда обретают свободу в этой борьбе. Часто они остаются зависимыми от прежних установок, просто теперь эта подчиненность носит другой знак – не плюс, а минус. Вместо «хороших» они становятся «плохими».

Но быть «плохим» еще не означает быть собой. Это нередко можно наблюдать в поведении подростков: поступать назло, делать то, что родители запрещают, – и наслаждаться своей «плохостью». Как правило, удовольствие от нарушения правил ради нарушения не длится слишком долго. И рано или поздно потребность в самоидентификации, в самопризнании, в самореализации дает о себе знать.

Отвергая родительский сценарий поведения, человек во многих случаях запускает в действие контрсценарий. Мол, если мой отец был гулякой, я буду примерным семьянином с жесткими правилами. И все бы ничего, но в какой-то момент человека охватывает депрессия или приходит осознание, что он не получает никакой радости от жизни, хотя все вроде бы сложилось так, как задумано.

А проблема заключается в том, что он живет пусть и прекрасной в глазах окружающих, но не своей жизнью. Часто такие люди страдают синдромом Золушки: их действия, мотивы, цели так или иначе продиктованы, навязаны или спровоцированы волей других людей. Когда человек не знает себя, ему ничего не остается, кроме как «жить для других».

Какой я? Кто я?

Ответы на эти вопросы будут разными в том или ином возрасте и в различном душевном состоянии. Их невозможно дать один раз на всю жизнь. Более того, идентичность своему Я – это не константа, а переменная. Это постоянный процесс – поиск себя и стремление к себе, обретение себя настоящего вновь и вновь во всех незнакомых ситуациях.

Но в любом случае быть настоящим означает признавать право на существование своих чувств, эмоций и состояний. Всех, а не только тех, которые помечены как «правильные».

Быть настоящим означает делать самостоятельный выбор, даже если он не по вкусу окружающим. Это означает иметь смелость искать собственный путь, а не двигаться по инерции. Это означает признавать за собой право на любовь и уважение независимо от количества пятерок в дневнике. Это означает снять фартук Золушки и добиваться возможности поехать на бал, не дожидаясь помощи феи (вероятность появления которой в жизни все-таки гораздо ниже, чем в сказке).

Некоторые захотят со мной поспорить, ссылаясь на то, что именно осознание своего несовершенства – это стимул к росту и развитию. Мол, принятие себя таким, какой ты есть, приводит к эгоцентризму, самовлюбленности, ограниченности и т. п.

Однако на самом деле такое мнение – это ловушка, основанная на подмене понятий: за любовь выдается самовлюбленность, а за принятие – идеализация, что легко представить на примере отношений родителя и ребенка. Вы можете трезво видеть и недостатки, и достоинства малыша, но при этом любить и принимать его. И любовь будет помогать в том, чтобы выбрать наиболее эффективный путь развития, скорректировать поведение, а не подавить и «застроить». Если же родитель не любит ребенка, то, как правило, единственный способ воспитания, выбираемый им, – это наказание и страх. И следствием такой методики всегда будет травма.

С собой – точно так же. Только принимая себя, относясь к себе с любовью и уважением, можно по-настоящему работать над своим развитием. В остальных случаях попытки самовоспитания превращаются либо во всплески аутоагрессии, либо в бесконечную войну с самим собой.

Источник

Старая добрая сказка о несчастной девушке, выполняющей все капризы злой мачехи, является вполне распространенным сюжетом в реальной жизни. В конце сказки Золушка получила по заслугам, встретив прекрасного принца. Но это всего лишь сказка, и в жизни счастливого конца не будет, пока Золушка сама не возьмет ситуацию под контроль.

Синдром Золушки характерен как для девушек, так и для мужчин.

Есть женщины, которые являются хорошей хозяйкой и женой, матерью и добросовестным работником, но она несчастна, т. к. карьера не складывается, ее не уважает муж и коллеги, дети не слушаются, а причина кроется в неуверенности, а также в склонности к самоуничижению, самокритике и «больном» перфекционизме. Такова психология их поведения. Они услужливы, не могут ответить отказом на просьбы, и окружающие нагло пользуются этим.

Что такое Синдром Золушки

Синдром Золушки — что это

Как распознать в себе синдром Золушки

Симптомы:

  • женщина «витает в облаках», не обращая внимания на насущные дела;
  • низкая самооценка;
  • неудачные попытки с помощью покорности заслужить всеобщее уважение;
  • покорность, неумение доказывать свою точку зрения;
  • женщина имеет различные комплексы;
  • неумение радоваться жизни и получать удовольствие;
  • чрезмерная эмоциональная привязанность к родным людям;
  • увлечение сериалами, романами, идеализация партнера.

Женщина, имея синдром Золушки, все равно мечтает о сказочной жизни. Но это всего лишь иллюзии. Чтобы воплотить мечту в жизнь, необходимо действовать, но психология Золушек не позволяет это делать, они так и остаются в придуманном мире.

Безотказность во всем

Безотказность — симптом синдрома Золушки

Причины синдрома Золушки

Корень этой проблемы еще с детства. Именно к девочкам чаще всего родители предъявляют высокие требования, в отличие от мальчиков. Родители не позволяют дочери заниматься, чем попало, всячески нагружают различными домашними делами, записывая на секции, заставляя усиленно учиться. Все эти мероприятия полезны, но ребенку не остается свободного времени на развлечения и отдых. В таких случаях девочка начинает думать, что ее любят не за просто так, любовь родителей нужно заслужить с помощью успехов и достижений. В большинстве случаев такой ребенок не слышит похвалы, что очень важно при воспитании, а только требования. Высокие требования, ко всему прочему, предъявляют не только родители, но и учителя в школе, недовольные малейшими ошибками. Они знают, что девочка может учиться лучше.

Ребенок начинает воспринимать такие требования, как должное, не ждет похвалы, считая, что она ее недостойна, пока не выполнит все идеально.

В результате мощного давления взрослых у девочки снижается самооценка, она замыкается в себе и направляет все свои силы и мысли на безупречное выполнение работы. Именно таким поведением характеризуется комплекс Золушки в психологии.

Казалось бы, спокойная, услужливая, хозяйственная, отличница в школе дочь — идеал ребенка, но родители даже не догадываются о происходящем в голове маленькой Золушки, что ждет ее в будущем.

Причина синдрома Золушки

Причина синдрома в детстве

Существует синдром Золушки и в другом значении. Он проявляется в стремлении молодых девушек уехать из своего провинциального города покорять столицу, найдя там свое счастье. Но мечты, в большинстве случаев, так и остаются мечтами. Лишь немногие девушки достигают своей цели, встретив состоятельного «принца», тем самым решив свои проблемы.

Мужчины-Золушки

Существуют и мужчины с синдромом Золушки. Такие мужчины вырастают из мальчиков, у которых не было сестер, и все обязанности по дому ложились на него.

Они вырастают тихими, с множеством комплексов, замкнутыми, но хозяйственными. Таких называют подкаблучниками. Они с удовольствием занимаются домашним хозяйством и уступают роль главы семьи жене.

Мужчина подкаблучник с синдромом Золушки

Мужчина-подкаблучник — синдром Золушки

В чем заключаются ошибки Золушек

Чрезмерная требовательность родителей и окружающих, нехватка сил на идеальное выполнение и невозможность угодить всем требованиям пробуждают в маленькой Золушке чувство собственной неполноценности. Она считает себя недостойной счастья, карьерного роста, высокой заработной платы, успеха, состоятельного и любящего мужа. Она всегда довольствуется малым, а похвалу воспринимает как нечто сверхъестественное.

С детства внушенное родителями убеждение, что хорошие девочки должны быть скромными, заставляет считать, будто она недостойна похвалы и получает ее незаслуженно.

Несчастная Золушка понимает свое положение, но ничего не может с этим сделать, т. к. считает, что недостойна большего. Такие женщины понимают свою второсортность и безропотно тянут лямку, проявляя терпение к пренебрежению мужа, к плохой работе с низкой оплатой.

Методы лечения

Избавляться от комплекса хорошей девочки можно и нужно, в противном случае можно на всю жизнь остаться рабочей пчелкой с низкой заработной платой и терпеть пренебрежение супруга, детей, выговоры начальства, надеясь на вознаграждение по заслугам, которого без труда не заполучить.

Первый шаг к исправлению — осознание и принятие проблемы.

Необходима тяжелая и длительная работа, но она научит уважать и любить себя:

Осознание проблемы - первый шаг

Осознание проблемы

Нужно научиться слову «нет». Если женщину с синдромом Золушки просят о чем-либо, то это больше похоже на требование, т. к. человек заранее знает, что она не откажет в просьбе и ничего не потребует взамен. Но необязательно соглашаться и бежать выполнять просьбу. Если просьба неприятна, или ее нет времени сделать, можно отклонить это, не придумывая череду оправданий. Каждый человек имеет право просто отказать.

Повышать самооценку

У Золушек, как известно, всегда занижена самооценка. Это перфекционисты, фокусирующиеся на неудачах, но не замечающие успехов. Для повышения самооценки можно взять лист бумаги и записать свои недостатки и достоинства, которых будет больше. А также можно отметить успехи за день и просто похвалить себя за это. Похвалу от других тоже нужно воспринимать как должное, а не краснеть и рассыпаться в комплиментах. Похвалили, а это означает, что заслуженно.

Хорошо поможет справиться с низкой самооценкой посещение психолога, особые техники медитации, аутотренинги.

Тратить время на себя

Каждый день хотя бы пара часов должны быть посвящены личным интересам и желаниям. Можно сходить в салон красоты, записаться в спортзал, заняться своим хобби или просто почитать книгу. И пусть все знают, что вас в личное время по пустякам беспокоить нельзя.

Маленькие подарки - пойти на педикюр

Маленькие подарки себе

Баловать себя

  1. Иногда можно порадовать себя новой красивой вещью, сходить в ресторан. Важно думать, что вы достойны самого лучшего.
  2. Не нужно быть «хорошей девочкой» для всех. Для всех хорошей быть просто невозможно. Иначе окружающие, видя такое поведение, «садятся на шею».
  3. Необязательно терпеть неприятное поведение людей, их отношение. Каждый имеет полное право ответить грубостью на грубость, разгневаться или обидеться.

Для реализации своей мечты необходимо просто любить и уважать себя, понимая, что вы достойны самого лучшего, тогда все получится.

Загрузка…

Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио

Использованные научные статьи:

  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
  2. ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Погарелов)
  3. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)

Использованная литература:

  1. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  2. Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
  3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.

Источник

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Синдром Золушки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

А. Шехова

Синдром Золушки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Сам себе психолог», 2017

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Как из хорошей стать настоящей, или Взросление Золушки

А что значит быть настоящим?

В словарях слово «настоящий» объясняется как «подлинный», «неподдельный», «истинный», но эти синонимы путают еще больше. Что значит быть подлинным собой? Кто такой я? И какой я?

Эти вопросы – камни преткновения на пути к себе: не зная ответа, очень трудно выбрать направление.

Как быть «хорошим» или «правильным» – мы знаем (нам это объясняют с детства). Как быть «плохим» – тоже более или менее понятно.

Причем «быть хорошим» и «не быть плохим» – та самая инструкция, которую ребенок слышит фактически с первых дней своего существования, задолго до того, как он будет способен осознать смысл этих слов.

Обычно эти понятия сводятся к некоему набору правил поведения, которые устраивают или не устраивают родителей/ воспитателей/общество. Если ребенок сломал новую игрушку, разбросал кашу по всей кухне или проявил другую «невоспитанность», это делает его «плохим». Если он хорошо кушает и вовремя засыпает, улыбается, просится в туалет и не слишком мешает родителям, то он, конечно же, «хороший». Постепенно система понятий «хороший» и «плохой» расширяется. Но, как правило, она все равно работает на то, чтобы ребенок был удобным для семьи и окружающих.

С одной стороны, это естественный и нормальный процесс, поскольку так происходит социализация человека, привыкание к нормам общества, в котором он живет. С другой – жесткое подчинение системе внешних «хорошо» и «плохо» зачастую убивает в ребенке способность к поиску своего пути, который может совершенно не вписываться в заданную систему координат. Ребенок начинает «лепить» собственную личность так, чтобы быть максимально приятным для окружающих, от которых зависит его благополучие. При этом значимые фигуры в его окружении могут со временем меняться, а привычка подгонять себя под внешние параметры «правильности» остается. И так человек живет год за годом, не обращаясь или очень редко обращаясь к своему истинному Я.

К чему может привести зависимость от внешних критериев «хорошего» и «плохого»? Например, к неприятию себя самого, нелюбви к себе (а как вообще можно любить того, кого не знаешь?).

У малыша нет критического взгляда на себя со стороны. Для него нет понятий «некрасивый», «гадкий», «невоспитанный». Все это приходит извне: от родителей, родственников, учителей, соседей по лестничной клетке и т. п. Так же как в сказке о Гадком утенке – о своей «безобразности» утенок узнавал от других обитателей птичьего двора.

Ребенок, столкнувшись с жесткой критикой, насмешкой, пренебрежением или отвержением (например, в качестве наказания за «плохое» поведение), постепенно проникается тем же убеждением, что было у героя упомянутой сказки. Он начинает верить, что недостаточно умен/красив/воспитан, иными словами – недостаточно хорош, чтобы его любили.

Причем, повзрослев, мы можем выглядеть в глазах окружающих как прекрасные лебеди – ухоженные, успешные и сильные птицы. Но внутри… Внутри по-прежнему живет маленький, запуганный и неуверенный в себе ребенок с мучительными страхами и комплексами. Малыш, которому не хватило родительской любви и поддержки, чтобы поверить в свои силы. Ребенок, который все еще дико боится быть отвергнутым, непринятым, который стесняется своего оперения и походки и не знает, как общаться с другими «птицами» и чему из сказанного ими можно верить.

Убежденность в собственном несовершенстве, неуверенность, мнительность, бессилие перед лицом критики, отсутствие чувства собственных границ, страх перед будущим, неспособность полноценно заботиться о себе, склонность к депрессиям, работоголизм, неумение быть счастливым, пессимизм под маской реализма, проблемы со здоровьем, трудности с выражением эмоций, низкая стрессоустойчивость, регулярная усталость, нереализованные желания и невозможные мечты – все это набор проблем, характерных для тех, кто так и не расстался со своим внутренним «гадким утенком» или не перерос фартук Золушки.

Нас не учили искать себя, поэтому в поисках мы часто идем не в ту сторону. Люди, которые бунтуют против привитых им с детства норм, правил поведения, морали и ценностей, отнюдь не всегда обретают свободу в этой борьбе. Часто они остаются зависимыми от прежних установок, просто теперь эта подчиненность носит другой знак – не плюс, а минус. Вместо «хороших» они становятся «плохими».

Читать дальше

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Синдром Золушки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Обсуждение, отзывы о книге «Синдром Золушки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Источник