Особенности синдрома эмоционального выгорания у учителей

Особенности синдрома эмоционального выгорания у учителей thumbnail

Библиографическое описание:

Бладыко, А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / А. В. Бладыко. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/ (дата обращения: 13.05.2020).

В
связи с изменением социально-экономических условий и усложнением
информационных процессов в нашей стране все большую актуальность
приобретают исследования, связанные с негативными последствиями
эмоционального выгорания. Особенно актуальными они являются для
преподавателей и учителей. Умение выработать конструктивное отношение
к состояниям эмоционального стресса и сведение к минимуму негативного
влияния последствий должно составлять одно из профессионально важных
качеств преподавателя.

Педагогу приходится противостоять
влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То
есть ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые
профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить
удовлетворение от своего труда.

Деятельность преподавателя непрерывно связана с
общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления
и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении
профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического,
эмоционального самочувствия [4].

Синдром эмоционального выгорания представляет собой
процесс постепенной утраты экспансивной, когнитивной и физической
энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного
истощения, физического утомления, личностной отстраненности и
снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как
результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте [6]. Этот
синдром включает в себя три основные составляющие:

Эмоциональное истощение ослабляет физические ресурсы
личности, понижает сопротивляемость организма стрессовым агентам,
ограничивает вариативность поиска других источников развития, тем
самым, выступая препятствием в возникновении потребности
саморазвития, самоактуализации.

Редукция личных достижений (осознание своей
некомпетентности, не успешности в профессиональной деятельности)
ослабляет общую мотивацию, прекращает творческое развитие человека
как личности средствами профессии.

Деперсонализация, являя собой личностную отстраненность,
проникая в установки, принципы и систему ценностей личности, искажает
интегративный компонент личностной зрелости, меняя позитивное
отношение к миру на противоположное [1; 2].

Синдром выгорания, характеризующийся эмоциональной
сухостью преподавателя, расширением сферы экономии эмоций, личностной
отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся,
оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального
общения специалиста. Данная профессиональная деформация мешает
полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой
профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно
четко прослеживается факт потери интереса к студенту как к личности,
неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны
профессионального общения [5].

Исаев И.Ф. отмечает, что низкий уровень
профессиональной культуры преподавателя может препятствовать
формированию мотивационно — ценностного отношения к педагогической
профессии, к целям и средствам педагогической деятельности.

Гнездилова
О.Н. в качестве факторов, которые могут приводить к профессиональному
выгоранию отмечает интровертированность характера, замкнутость и
застенчивость, не согласующаяся с требованиями профессии [3].

Многие исследования отмечают наличие у
преподавателей состояний, дестабилизирующих профессиональную
деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия,
разочарование, хроническая усталость) [2].

Проблеме
формирования устойчивости
к эмоциональному выгоранию у преподавателей со стороны психологии
уделено
достаточное внимание, однако что касается педагогической стороны этой
проблемы то, здесь мы столкнулись с нехваткой специализированной
литературы. В психолого-педагогической литературе опубликованы
работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К.
Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов
выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных
проявлений профессионального «выгорания» (О.Н.
Гнездилова, Т.В. Форманюк).

Вместе с тем, проблема изучения особенностей
эмоционального выгорания у преподавателей и учителей в
образовательном процессе остается
недостаточно исследованной.

В
связи с необходимостью повышения эффективности профессионального
труда при сохранении здоровья и жизнедеятельности работника, нам
представляется важным изучение особенностей эмоционального выгорания
у преподавателей и учителей.

Проблема исследования: каковы
особенности эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных
учреждений и преподавателей вузов. Решение данной
проблемы является целью нашего исследования. Таким образом,
целью данной
выпускной
квалификационной
работы
является изучение особенностей
эмоционального выгорания у учителей и преподавателей.

Объект
исследования: эмоциональное выгорание.

Предмет
исследования: эмоциональное
выгорание у учителей и преподавателй.

Гипотеза
исследования: процесс
формирования устойчивости
к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей будет
эффективным, если:

  • определены сущностные, структурные и содержательные
    характеристики эмоционального выгорания у преподавателей и учителей
    в образовательных учреждениях;

  • выявлены особенности эмоционального выгорания у
    учителей и преподавателей;

  • рассмотрено влияние специфики профессиональной
    деятельности учителей и преподавателей на эмоциональное выгорание;

  • разработаны методические рекомендации по формированию
    устойчивости
    к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей.

В качестве конкретных диагностических
методик исследования выступили такие как:

  1. Методика диагностики парциальной
    направленности педагога.

  2. Методика определения уровня эмоционального «выгорания»
    К.Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Использованные в работе методики —
стандартизированные тесты, дающие возможность проведения
количественного и качественного анализов полученных результатов.

Исследование проводилось на базе Белгородского
государственного национального исследовательского университета (НИУ
«БелГУ»), факультетов психологии и теологии, а так же
средней образовательной бюджетной школы № 31 г. Белгорода. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.

В
рамках работы мы провели исследование,
в котором принимало участие 40 педагогов из разных образовательных
учреждений.

Исследование
выявило, что у большинства учителей эмоциональное выгорание имеет
высокие показатели по шкале «Эмоциональное
истощение» и «Редукция личностных отношений»,
что объясняется следующими особенностями у учителей:

  1. негативное
    оценивание себя (учитель зачастую оценивает себя негативно в отличии
    от преподавателя, у учителя присутствуют мысли о незаслуженном
    положении в обществе, недостаточной оценки со стороны окружающих);

  2. нервно-психические
    нагрузки (которые как мы можем предположить, являются, острым
    реагированием на претензии со стороны родителей учащихся и
    руководства).

Читайте также:  Синдром утраты вещества головного мозга

Однако
у преподавателей эмоциональное выгорание имеет высокие показатели
лишь по шкале «Эмоциональное истощение», что указывает на
следующие особенности:

  1. усталости
    от всего (подавленность, незащищенность, отсутствие желания, страх
    ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх
    показаться недостаточно сильным,компетентным, недостаточно
    совершенным к высоким требованиям со стороны руководства).

  2. сам преподавательский труд
    (ежедневная повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой
    аппарат; проведение семинарских и практических занятий требует
    постоянной «активной работы сознания»; оценка
    положительных моментов в ответах и корректировка недочетов;
    подведение итогов, и раздача кратких рецензий).

Таким
образом, мы выяснили, что характер профессиональной деятельности
учителей и преподавателей показывает особенности, которые влияют на
проблему эмоционального выгорания. Для снижения эмоционального
выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность проблемы,
а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия,
с помощью которых они поймут, что все проходит, главное захотеть. При
сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и
консультирование по запросам.

Хотелось бы отметить, что
проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу,
что у учителей все показатели выгорания выше в течение всего учебного
года и возрастают наиболее интенсивно к концу года, у преподавателей
выгорание начинает развиваться к середине учебного года. У учителей
выгорание проявляется более интенсивно, системно и комплексно,
затрагивая эмоциональный уровень, сферу отношений к себе, к
окружающим и к профессии, а у преподавателей в сфере эмоций, довольно
ярко и при меньшем проявлении выгорания проявляются негативные
изменения в сфере отношений к себе, своим достижениям, окружающим
людям и работе.

Так же мы выяснили, что особенности в развитии выгорания
у учителей и преподавателей обусловлены особенностями специфики
профессиональной деятельности, а также особенностями возраста
контингента учителей и преподавателей. У учителей работа является
более стрессогенной, монотонной, напряжённой, а у преподавателей
перегрузки носят временный характер. У учителей преобладают
направленность на общение и одобрение в профессиональной
деятельности, мотивация педагогического призвания, духовные и
просоциальные ценности, у преподавателей – направленность на
преподаваемый предмет, сопутствующие мотивы, связанные со статусом,
самоутверждением, и индивидуалистические ценности престижа,
сохранения индивидуальности.

Однако
различия у учителей и преподавателей проявляются в большей
выраженности внутренней конфликтности у учителей и закрытости у
преподавателей. В эмоциональном выгорании у учителей превалирует
шкалы по «Эмоциональному истощению» и «Редукции
личностных отношений». В эмоциональном выгорании у
преподавателей доминирует шкала «эмоционального истощения».

Было
выяснено, что преимуществами
у учителя и преподавателя являются: удовольствие от взаимодействия с
подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих
знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к
совершенствованию в своем предмете, к самообучению.
Ограничениями
профессии выступают: отсроченный во времени результат труда,
значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого
количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися);
ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы;
повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.

На основании вышеизложенного следует,
что цель: изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей и
преподавателей, достигнута.
Литература:

  1. Бодров
    В.А. Психология профессиональной деятельности. – М.: PerSe. –
    2001.- 511 с.

  2. Вопросы
    истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо
    А.А., Сосин И.Я. – Б.: Издательство БГПУ, 1999.

  3. Гнездилова О.Н
    Психологические аспекты инновационной деятельности педагога //
    Психологическая наука и образование.- 2006.- №4.

  4. Китаев-Смык
    Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.- 368 с.

  5. Пилиповский В.Я.
    Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического
    общества. – Педагогика №5, 1997.

  6. Селье, Г. Стресс без
    дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, 2002. – 123-130
    с.

Источник

«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Введение

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».

Читайте также:  Синдром беспокойных ног чем лечится

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

1. Просветительское направление:

— информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

— создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

— создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

— участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

— обобщение педагогического опыта воспитателя;

— возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

 Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе

 с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Читайте также:  Депривационный синдром детей что это такое

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

Упражнение «Лестница».

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

— Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

— Что мешает Вам находиться наверху?

Коллаж «Привычки счастливого человека»

Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы

Флеш-тренинг.

Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку. 

«Мешочек пожеланий»

Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет!  Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)

Рефлексия

Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

 2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

 3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

 4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

 5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните

 6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

 7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

 9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

 10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

 11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

 12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

 13. Не забывайте хвалить себя!

 14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

 15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

 16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

 17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

 18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

 19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

 20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

 21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

 22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

 24. Музыка – это тоже психотерапия.

 25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

 26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

 27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

 28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

 29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа — всего лишь часть жизни!

Источник