Основу синдромов данной группы составляет психический дизонтогенез

Классификация дизонтогенеза строится на основе выделения области психики, в которой первично возникли аномальные явления. Однако при этом нельзя не учитывать, что любая классификация является абстракцией и не способна охватить во всей сложности изучение явления.

 Классификация Г. Е. Сухаревой

Г. Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности
различает 3 вида психического дизонтогенеза:

  1. Задержанное развитие,
  2. Поврежденное развитие,
  3. Искаженное развитие;

 Классификация Л. Каннера

Л. Каннер [Kanner L., 1955] —

  1. Недоразвитие,
  2. Искаженное развитие.

 Классификация Я. Лутца

Клинически близка к классификациям Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой
классификация нарушений психического развития,
предложенная Я. Лутцем [Lutz J., 1968],
в которой выделяются 5 типов нарушений психического развития:

  1. Необратимое недоразвитие
    связывается с моделью олигофрении;
  2. Дисгармоническое развитие — с психопатией;
  3. Регрессирующее развитие — с прогрессирующими
    дегенеративными заболеваниями,
    злокачественной эпилепсией;
  4. Альтернирующее развитие,
    включающее состояния асинхронии
    как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое
    при самой различной соматической и психической патологии;
  5. Развитие, измененное по качеству и направлению,
    наблюдаемое при шизофреническом процессе.

 Классификация Г. К. Ушакова и В. В. Ковалёва

По мнению Г. К.Ушакова (1973) и В. В. Ковалева (1979),
основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются:

  1. Ретардация, т. е.
    замедление или стойкое психическое недоразвитие
    (как общее, так и парциальное);
  2. Асинхрония как
    неравномерное, дисгармоническое развитие,
    включающее признаки ретардации и акселерации.

 Классификация В. В. Лебединского

По нашему мнению, исходя из того, чем вызвана та или иная аномалия, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:

  • Отставание в развитии  →
            • Недоразвитие;
            • Задержанное развитие;
  • Поломка в развитии      →
            • Поврежденное развитие;
            • Дефицитарное развитие;
  • Асинхрония развития   →
            • Искаженное развитие;
            • Дисгармоническое развитие

В основу этой классификации положены классификации дизонтогенеза Г. Е. Сухаревой (1959) и Л. Каннера [Kanner L., 1955]. Мы сочли целесообразным добавить в нее как самостоятельные варианты:

  1. задержанное,
  2. дефицитарное,
  3. дисгармоническое развитие.

Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития.

  • Выделяется группа аномалий,
    вызванных отставанием развития:
    недоразвитие, задержанное развитие;
  • группа аномалий, в которых ведущим признаком
    является диспропорциональность (асинхрония) развития:
    искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец,
  • группа аномалий, вызванная поломкой,
    выпадением отдельных функций:
    дефицитарное и поврежденное развитие.

 Варианты дизонтогенеза как синдромы аномального развития

Как показывают клинико-психологические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму — недоразвитие (так называемый «олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, независимые, образования, а, скорее, как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.

Далее, при более подробном рассмотрении отдельных вариантов дизонтогенеза мы не стремились к воссозданию полной клинико-психологической структуры заболевания и даже вызванной им аномалии развития, а старались показать ряд закономерностей, характерных для того или иного типа дизонтогенеза.

Источник

ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ (греч, psychikos душевный, духовный; дизонтогенез) — нарушение психического развития преимущественно в детском п подростковом возрасте в результате патологии созревания структур и функций головного мозга.

Термин «психический дизонтогенез» появился в советской литературе по психиатрии в 70-х гг. 20 в. П. д. рассматривают как составную часть общего дизонтогенеза. Различают антенатальный и постнатальный дизонтогенез. Основными типами II. д. являются ретардация, или задержанное развитие, диспропорциональное, или искаженное психическое развитие, и нарушенное психическое развитие на основе возрастной дисфункции созревания.

Термином «ретардация» обозначают временную или стойкую остановку психического развития, а также задержку его темпа. Различают общую психическую ретардацию и частичную (парциальную) ретардацию отдельных психических функций и свойств личности. Диспропорциональным развитием Г. Е. Сухарева (1959) и другие исследователи называют неравномерное, диссоциированное психическое развитие, возникающее на основе асинхронного развития, проявляющегося опережением созревания одних психических функций и свойств формирующейся личности и отставанием других. Нарушенное психическое развитие на основе возрастной дисфункции созревания возникает в результате закрепления под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды незрелых форм реагирования, свойственных более раннему периоду онтогенеза (см.).

Клин. проявления ретардации разнообразны. Общая психическая ретардация лежит в основе олигофрений (см.) и так наз. задержек психического развития, включая часть случаев психического инфантилизма (см. Инфантилизм, психический). Парциальная психическая ретардация имеет место при невропатии (см.), при некоторых состояниях психического инфантилизма, которые могут становиться основой формирования ряда психопатий (см.), напр. неустойчивого и истерического типа. Кроме того, она может выражаться отставанием развития отдельных психических функций, в частности внимания, пространственного восприятия, речи, письма, счета.

При диспропорциональном развитии возможны различные клин, варианты психопатии и акцентуации характера (см. Психопатии): шизоидный, эпилептоидный, психастенический, гипертимный типы и др., психогенное патол, формирование личности. Кроме того, при диспропорциональном развитии может наблюдаться ранний детский аутизм — синдромы Каннера. Аспергера и др. Общими чертами этих синдромов являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности ребенка в контакте с окружающими, эмоциональная холодность, боязнь новизны, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Для синдрома Каннера характерны отставание в развитии речи и та или иная степень интеллектуальной недостаточности, а для синдрома Аспергера — опережающее речевое и интеллектуальное развитие.

Читайте также:  Основные синдромы заболеваний сердечной сосудистой системы

При нарушенном психическом развитии на основе дисфункции созревания имеет место более или менее длительное сохранение преходящих форм реагирования, свойственных в норме более ранним возрастным этапам развития ребенка, или проявления регрессивного поведения (двигательные стереотипии, эхолалия, эхопраксия, заикание и запинки в речи, страхи, некоторые виды патол. фантазирования, так наз. патологические привычные действия у детей), встречающиеся при различных психических болезнях (см.). П. д. на основе возрастной дисфункции созревания в ряде случаев может наблюдаться в более поздние возрастные периоды.

Некоторые исследователи, напр. В. В. Ковалев (1979), выделяют негативно-дизонтогенетические и продуктивно-дизонтогенетические симптомы и синдромы. К негативно-дизонтогенетическим симптомам относят ретардации и диссоциации психического развития. Продуктивно-дизонтогенетические симптомы обусловлены высвобождением онтогенетически более ранних уровней и форм психического реагирования.

По особенностям происхождения и динамики различают эволютивный (непроцессуальный) П. д., в основе к-рого лежит только фактор наруше ния развития, и процессуальный П. д., являющийся следствием болезненного процесса (шизофрении, эпилепсии , прогрессирующего органического заболевания), возникшего до завершения созревания ц. н. с. Кроме того, некоторые исследователи выделяют так наз. доманифестный П. д. при шизофрении. Динамика нарушений, связанных с непроцессуальным П. д., носит эволютивный характер, т. е. подчиняется общим закономерностям нормального психического развития, но отличается от него по темпу, срокам созревания и характеру соотношений отдельных компонентов личности. Динамика клин, проявлений процессуального П. д. более сложная и в значительной степени зависит от тяжести и темпа течения основного заболевания.

Патогенетическую основу П. д. составляют механизмы нарушения темпа и последовательности созревания п. н. с. Однако нейрофизиол. сущность этих механизмов изучена недостаточно. В происхождении П. д. могут играть роль как биологические (генетические, экзогенио-органические), так и социально-психологические средовые патогенные факторы. П. д., обусловленный социально-психологическими патогенными воздействиями, носит менее глубокий и более обратимый характер по сравнению с П. д., вызванным биол, факторами. Это связано с большей степенью зрелости и сформированности структур и функций головного мозга в период, когда начинают действовать патогенные социально-психологические факторы.

П. д. является основным патогенетическим фактором при многих психических болезнях, имеющих характер патол, состояний, в частности при таких врожденных аномалиях, как олигофрении, психопатии, психический инфантилизм и др. При психических болезнях, имеющих характер процесса, напр, при шизофрении, П. д. играет роль дополнительного патогенетического фактора при начале заболевания в детском и подростковом возрасте. Наряду с этим П. д. является одним из важных факторов так наз. измененной почвы, который приобретает особое значение при возникновении различных психогенных заболеваний — неврозов (см.), реактивных состояний, психогенного патол, развития личности (см. Патологическое развитие личности). Роль П. д. особенно возрастает в переходные возрастные периоды, прежде всего в пубертатный.

Знание типов и клин, проявлений П. д. имеет практическое значение для диагностики, прогноза, а также разработки мер профилактики, лечения и социальной реабилитации при психических болезнях.

Библиография: Башина В. М. Ранняя детская шизофрения, М., 1980; Вро-н о М. Ш. О психических дизонтогениях у детей, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 67, 1979; Ковалев В. В. Проблема взаимоотношений биологического и социального в психиатрии детского возраста, Журн. невропат- и нсихиат., т. 73, № 10, с. 1508, 1973, библиогр.; он же, Психиатрия детского возраста, М., 1979; о н ж е, Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста, Журн. невропат, и психиат., т. 81, № 10, с. 1505, 1981, библиогр.; Нарушения созревания структур и функций детского организма и их значение для клиники и социальной адаптации, под ред. В. В. Ковалева, с. 7, 57, М., 1976; Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 2, с. 343, М.., 1959, т. 3, с. 238, М., 1965; Ушаков Г. К. Детская психиатрия, с. 45, М., 1973; Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией, Журн. невропат, и психиат., т. 70, № 8, с. 1229, 1970; Kretschmer E. Konstitutionelle Entwicklungsphysiologie, ihre experimentelle und arbeitswissenschaftliche Erforschung, Z. menschl. Vererb.- u. Konstit.-Lehre, Bd 32, S. 337, 1954; он же, Akzeleration und Retardierung vom psychiatrischen Standpunkt aus, Z. Kinderpsy-chiat., S. 106, 1959; он же, Medizinische Psychologie, Stuttgart, 1971; о н ж e, Reifung als Grund von Krise und Psychose, Stuttgart, 1972.

Источник

Понятие психический дизонтогенез

Определение 1

Психический дизонтогенез ‒ это нарушение сроков и темпов формирования развития психики в целом или ее отдельных элементов.

Термин «дизонтогения» был впервые введен Й. Швальбе для определения отклонения внутриутробного развития структур организма от нормального формирования.

Читайте также:  Виден ли синдром позвоночной артерии на мрт

Замечание 1

Дизонтогенез также рассматривается как нарушение психического формирования в детском и подростковом возрасте вследствие расстройства созревания функций и структур головного мозга.

Психический дизонтогенез может быть объяснен как биологическими патогенными условиями (генетическими, экзогенно-органическими и др.), так и более или менее продолжительно действующими негативными микросоциальными и психологическими действиями среды. В особо негативных случаях дизонтогенез может быть вызван совокупностью социально-средовых и биологических условий.

Как правило, клиницистами выделяются два ключевых типа психического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. В. В. Ковалев в дополнение рассматривает еще и третий тип дизонтогенеза, который может быть условно обозначен как регрессивный.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 2

Под ретардацией понимают приостановку или запаздывание психического становления.

Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной). В первом случае говорят о приостановке или запаздывании в целом всего личностного и психического формирования.

Во втором речь идет о запаздывании или приостановке формирования отдельных функций психики, элементов психики, определенных личностных свойств (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.).

Замечание 3

Асинхрония рассматривается как диспропорциональное, искаженное, дисгармоническое психическое формирование.

Она определяется проявленным опережением формирования одних функций психики и свойств личности и существенным отставанием сроков и темпов созревания прочих свойств и функций, что выступает основанием дисгармонической структуры личности и в целом психики.

Третий тип психического дизонтогенеза, который был выделен В. В. Ковалевым, объединен с механизмами высвобождения и концентрации наиболее ранних форм онтогенеза нервно-психического реагирования. Суть представленного типа состоит во временном возврате к незрелым формам нервно-психического реагирования.

Клинические закономерности дизонтогенеза

Клиническая картина психического дизонтогенеза находится в зависимости от возраста ребенка и этапа онтогенеза, т. е. присутствует хроногенный аспект дизонтогенеза.

В. В. Ковалевым были выделены следующие типы дизонтогенеза:

  • задержанное или искаженное психическое формирование;
  • органический дизонтогенез ‒ как итог повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза;
  • дизонтогенез по причине поражения определенных анализаторов (слуха, зрения) или депривации сенсорного характера;
  • дизонтогенез как следствие недостатка информации с раннего возраста по причине социальной депривации (в том числе неправильное воспитание).

Таким образом, к главным формам дизонтогенеза причисляются задержки психического формирования (парциальные и тотальные) и искажения формирования психики (инфантилизм, акселерация и др.).

Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:

  • умственная отсталость;
  • задержки психического развития (парциальные и пограничные);
  • искажения и прочие нарушения психического формирования (расстройства аутистического характера, акселерация, инфантилизм, соматопатии, особенные формы психического дизонтогенеза у детей из категории высокого риска патологии психики).

Классификация психического дизонтогенеза

В клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза. Кроме того, в детской психиатрии важнейший акцент делался на рассмотрении нарушений развития психики в ходе текущего психического заболевания (например, эпилепсии, шизофрении), на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (разные формы психопатий) и на аномальном формировании личности в результате воздействия негативных обстоятельств воспитания (варианты патохарактерологического развития личности).

В. В. Лебединский, положив в основание систематизации вариантов психического дизонтогенеза особые сочетания его патопсихологических характеристик, дополнил существующую клиническую классификацию. Он ввел в нее варианты, которые были в наилучшей степени исследованы в дефектологических изучениях дизонтогенеза, предопределенного, как правило, уже законченным болезненным процессом (сопряженного с резидуальными поражениями ЦНС органического характера, расстройствами анализаторных систем).

В. В. Лебединским были выделены следующие виды психического дизонтогенеза:

  • недоразвитие;
  • задержанное развитие;
  • поврежденное развитие;
  • дефицитарное развитие;
  • искаженное развитие;
  • дисгармоничное развитие.

Рассмотренная классификация не вступает в противоречие с клинической систематизацией типов дизонтогенеза. Она конкретизирует и расширяет ее. При этом виды психического дизонтогенеза могут быть объединены на основании отделения ключевого свойства нарушения развития.

Характерным примером стойкого недоразвития считается олигофрения. Для данного типа дизонтогенеза свойственно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место проявленная незрелость систем мозга, в первую очередь особо сложных, которые имеют долгим периодом формирования.

Задержанное психическое развитие определяется замедлением темпа развития личностной и познавательной сфер с их фиксацией во времени на наиболее ранних возрастных этапах. При разных вариантах задержанного становления (задержках конституционального генеза, психогенных, соматогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотнесение нарушения темпов формирования личностной и познавательной областей может быть разным.

Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным формированием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: заболевания наследственного уровня, органические поражения ЦНС.

Дефицитарное развитие представляет собой особенный вид дизонтогенеза, который связан не с заболеваниями психики, а с тяжелыми нарушениями определенных систем анализаторов (зрения, слуха) и речи.

Искаженное развитие определяется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного формирования отдельных функций психики, что приводит к образованию ряда качественно новых, не характерных нормальному онтогенезу, образований патологического характера. Как правило, в основании данного типа дизонтогенеза находится текущий процесс заболевания. Наиболее свойственной моделью искаженного развития считается дизонтогенез при синдроме детского раннего аутизма.

Читайте также:  Основные рентгенологические синдромы заболеваний органов жкт

Таким образом, дизонтогенез ‒ это нарушение становления организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психическим дизонтогенезом считается патология психического формирования с изменением очередности, темпов и ритма течения созревания функций психики.

Источник

Как отмечалось ранее, в клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза. Причем в детской психиатрии основной упор делался на анализе нарушений психического развития в процессе текущего психического заболевания (шизофрения, эпилепсия), на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и на аномальном развитии личности в результате влияния отрицательных условий воспитания (варианты патохарактерологического формирования личности).

В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем).

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

I — недоразвитие;

II — задержанное развитие;

III — поврежденное развитие;

IV — дефицитарное развитие;

V — искаженное развитие;

VI — дисгармоничное развитие.

Приведенная классификация не находится в противоречии с клинической классификацией типов дизонтогенеза. Она детализирует и дополняет ее. При этом варианты психического дизонтогенеза могут быть сгруппированы на основе выделения главного качества нарушения развития. Можно выделить группу аномалий, обусловленных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задержанное развитие. В группу аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития, входят искаженное и дисгармоничное развитие. Поврежденное и дефицитарное развитие объединяет то, что они вызываются поломкой отдельных функций.

В. В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза.

Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

Задержанное психическое развитиехарактеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных, психогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным.

Поврежденное развитиеимеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Дефицитарное развитиепредставляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи.

Искаженное развитиехарактеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

Основой дисгармонического развитияявляется врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования личности в результате неправильного воспитания /10/.

Таким образом, детский патопсихолог или педагог-психолог, осуществляющий свою деятельность с позиций патопсихологического подхода, при анализе нарушений психической деятельности детей должен учитывать как структурно-динамические особенности нарушения, так и дизонтогенетические параметры, лежащие в его основе.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом патопсихологии?

2. В чем заключаются основные различия патопсихологического и психопатологического подходов к изучению психических расстройств?

3. Какая из практических задач патопсихологии является основной, и в каких ситуация она обычно решается?

4. В чем сходство и различие задач, решаемых в детской патопсихологии и в патопсихологическом исследовании взрослых?

5. В чем сущность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога, работающего в системе образования?

6. Какие критерии психического расстройства выделяет Н. М. Белопольская?

7. Какую роль сыграли культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева в становлении и развитии патопсихологии?

8. Какое значение играют патопсихологические исследования в решении проблемы соотношения биологического и психологического в развитии человека?

9. Что такое психический дизонтогенез, каковы его основные клинические типы?

10. Какие патопсихологические параметры психического дизонтогенеза выделил В. В. Лебединский?

11. Назовите основные варианты психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому.

12. Моделью какого варианта психического дизонтогенеза является синдром раннего детского аутизма?

13. Что такое асинхрония психического развития?

14. Что такое первичный и вторичный дефект? Каково соотношение между первичным и вторичными дефектами?

15. К какому параметру психического дизонтогенеза относится явление патологической фиксации, и в чем его сущность?

Источник